Научная статья на тему 'Особенности социального одиночества городских и сельских подростков'

Особенности социального одиночества городских и сельских подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
579
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ГОРОД / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / SOCIAL LONELINESS / ADOLESCENCE / CITY / COUNTRYSIDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кольцова Ирина Владимировна

В статье рассматривается актуальная для современного российского общества проблема социального одиночества подростков, его причины и последствия в условиях большого города и сельской местности. С помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок были доказаны значимые различия средних значений структурных компонентов социального одиночества подростков, проживающих в большом городе и сельской местности с учетом половой дифференциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SOCIAL LONELINESS OF URBAN AND RURAL ADOLESCENTS

The article deals with the problem of social loneliness among adolescents, its causes and consequences in a big city and in a rural area that is relevant for modern Russian society. Using the Student's t-test for independent samples, significant differences in the mean values of the structural components of the social loneliness of adolescents living in a large city and rural area with regard to gender differentiation were proved.

Текст научной работы на тему «Особенности социального одиночества городских и сельских подростков»

' Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2018. № 2(24)

УДК 159.922

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ

© И. В. Кольцова

Кольцова

Ирина Владимировна кандидат

психологических наук доцент кафедры психологии Ставропольский государственный педагогический институт e-mail: kycher-1979@mail.ru

В статье рассматривается актуальная Аля современного российского общества проблема социального оАиночества поАростков, его причины и послеАствия в условиях большого гороАа и сельской местности. С помощью Ь-критерия СтьюАента Аля независимых выборок были Аоказаны значимые различия среАних значений структурных компонентов социального оАиночества поАростков, проживающих в большом гороАе и сельской местности с учетом половой Аифференциации.

Ключевые слова: социальное одиночество, подростковый возраст, город, сельская местность.

Социальное одиночество подростков является одной из актуальных проблем современного российского общества. Учитывая то, что подростковый возраст имеет важное значение для развития личности в целом и является базовым в процессе социализации, проблема социального одиночества подростка в современных условиях требует от науки и практики особого внимания [6, с. 176].

Социальное одиночество — это состояние, когда человек думает, что его покинули, исключили, оттолкнули, не оценили. Сам себя он видит лишним человеком, одиночкой, посторонним [1].

В российском обществе в настоящее время наблюдается динамика роста численности подростков, которые находятся в состоянии социального одиночества, приводящее к депрессии, конфликтности, препятствующее установлению доверительных отношений, формирующее негативный тип самовосприятия и приводящее к ощущению психологического надрыва, душевного расстройства.

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2018. No 2 (24)

В психологии феномен «одиночество» стал предметом внимания ученых относительно недавно. Основные психологические подходы к изучению одиночества появились и оформились в США: психодинамический (Sullivan H. S., 1953; Fromm-Reichmann F., 1959), феноменологический (Rogers С., 1961), общесистемный (Flandeps L. P., 1982), социологический (Bowman С. С., 1955; Slater P. E., 1976), интеракционистский (Weiss R. S., 1976), интимный (Derlega V. J., 1982), когнитивно-бихевиоральный (Young J. E., 1978), когнитивный (Peplau L. A., 1980; Perlman D., 1981).

В отечественной психологии проблема одиночества начительно реже выступает в качестве самостоятельного предмета изучения. Интересными являются исследования: феномен социального одиночества и его социально-психологические особенности (Заворотных E. Н., 2009; Каштанова О. В., 2014); одиночество в разных возрастных группах (Артамонова А. А., 2008; Коротеева E. М., 2011; Малышева С. В., 2003; Манакова E. А., 2014; Рогова E. И., 2005; Филиндаш E. В., 2016; Чулкова М. А., 2007; Шмелев Р. В., 2004); социально-психологические условия преодоления и коррекции одиночества подростков (Петрова А. А., 2011; Селиванова E. А., 2009; Третьякова О. А., 2009); факторы, вызывающие чувство одиночества у подростков (Апуневич О. А., 2015; Самохвалов А. Г., 2016; Цой Н. А., 2011); личностные качества городских и сельских подростков (Николаева E. И., 2016; Фромич Ю. В., 2017; Хван А. А., 2015; Хлебодаро-ва О. Б., 2011).

Анализируя научную литературу по психологии, становится понятным, что комплексный подход по проблеме социального одиночества в подростковом возрасте отсутствует.

В ходе анализа теоретических и прикладных источников (Манакова E. А., 2015; Неумоева E. В., 2005; Рогова E. И., 2005; Третьякова О. А., 2009) нами были выделены компоненты социального одиночества подростков: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Учитывая результаты исследователей, мы пришли к выводу о необходимости дополнить модель переживания социального одиночества мотивацион-но-волевым компонентом. По нашему мнению, четыре проявления одиночества в большей степени отражают процессуальность переживания социального одиночества. Таким образом, на основе принципов системного подхода, возникает необходимость рассматривать социальное одиночество как единую систему, целостность которой обеспечивается тем, что переживание социального одиночества функционирует на основе взаимодействия нескольких компонентов: эмоциональный, когнитивный, мотивационно-волевой и поведенческий.

Значительный интерес для понимания сущности социального одиночества в подростковой среде в условиях глобальных трансформационных процессов, происходящих в российском обществе, представляют большие города и сельская местность. Как показывает опыт, наиболее существенную роль социальные изменения играют в судьбе детей подросткового возраста.

За последние десять лет произошло сужение «подросткового пространства» больших городов и сельской местности, что негативно влияет на реализацию интересов и потребностей детей. На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи и ее роли в социализации подростков снижение

возможностей для их воспитания по месту жительства приводит к росту числа детей подросткового возраста, которые испытывают социальное одиночество [2].

В нашем исследовании приняли участие подростки большого города (Ставрополь) и сельской местности. Сегодня в Северо-Кавказском федеральном округе Ставрополь занимает второе место по численности населения (425,9 тыс. чел.). Различия между этими группами детей очевидны, они проявляются в социальном положении, культурном и образовательном подходе (Евремкина И. Н., 2013; Самохвалов А. Г., 2016; Фромич Ю. В., 2017; Хван А. А., 2015; Хлебода-рова О. Б., 2011).

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что, несмотря на достаточную разработанность в науке проблемы психологии подросткового возраста и психологических составляющих социального одиночества, остаются недостаточно изученными особенности социального одиночества подростков в условиях большого города и сельской местности.

Цель исследования заключалась в изучении особенностей социального одиночества в подростковой среде в условиях большого города и сельской местности.

В исследовании мы предположили, что уровень социального одиночества у подростков, проживающих в сельской и городской местностях, будет различен, а именно: уровень социального одиночества у сельских подростков ниже, чем у подростков, проживающих в большом городе.

Для верификации данной гипотезы были сформулированы следующие задачи:

— изучить психологические особенности социального одиночества подростков, проживающих в большом городе и сельской местности;

— сравнить показатели в выборках подростков, которые проживают в большом городе и сельской местности;

— выделить половые различия переживания социального одиночества подростками.

Для достижения поставленной цели мы обратились к гомогенной выборке учащихся подросткового возраста, поскольку этот период характерен эмоциональной нестабильностью, и как следствие, повышенной склонностью к одиночеству.

Методика исследования

С целью изучения особенностей социального одиночества в подростковой среде в 2018 г. нами проведено исследование среди подростков, в котором приняли участие 240 человек. В городе проживают 134 человека, в сельской местности — 106 подростков. Из них 111 мальчиков-подростков (61 чел. проживают в городе, 50 чел. — в сельской местности), 129 девочек (73 чел. — городские подростки, 56 чел. — сельские). Из опекунских и неполных семей — 42 человека (16 чел. — сельские ребята и 26 чел. — городские), из многодетных семей — 33 подростка (19 чел. — городские подростки, 14 чел. — сельские), из однодетных семей - 18 испытуемых, проживающих в городской местности.

Для решения поставленных задач исследования был применен следующий диагностический инструментарий:

— опросник «Шкала одиночества» (Д. Рассел, Л. Пепло, М. Фергюсон) для исследования уровня субъективного ощущения одиночества;

— методика Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейна (в модификации А. М. Прихожан) на определение уровня самооценки;

— методика социометрии Дж. Морено позволяет оценить межличностные эмоциональные связи в группе.

— методика «Шкала тревожности» О. Кондаша оценивает ситуации, которые могут вызвать тревогу;

— опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» для определения подростков, мотивированных на успех и на неудачу;

— методика «Диагностика мотивов аффилиации» (А. Мехрабиан) позволяет оценить две мотивационные тенденции: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми.

Статистическая оценка различий средних значений компонентов социального одиночества детей подросткового возраста из городской и сельской местности осуществлялась с помощью t-критерия Стьюдента, направленного на оценку различий средних величин двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Проверка распределения на нормальность осуществлялась с помощью критерия Колмогорова-Смирнова.

Данные обрабатывались с помощью компьютерной программы (SPSS Statistics 15.0, Unscramber 9.7).

Результаты исследования и их обсуждение

Представим результаты исследования сформированности компонентов социального одиночества городских и сельских подростков.

На первоначальном этапе представим результаты исследования когнитивного компонента социального одиночества подростков.

Таблица 1

Достоверность различий одиночества сельских и городских подростков (N=240)

Характеристики Мальчики Девочки

Городские (N = 61) Сельские (N = 50) Городские (N = 73) Сельские (N = 56)

Среднее значение 44,11 37,34 42,45 34,04

Эффект исследования 0,67 0,61

1 эмпир. 2,7 3,6

р-уровень p<0.01 p<0.01

Стандартное отклонение 12,67 13,50 12,54 13,45

На основании полученных результатов, представленных в таблице 1, можно заключить, среди городских мальчиков и девочек подросткового возраста высокий уровень одиночества, что подтверждают показатели средних значений.

Среди старших подростков с высоким уровнем одиночества большинство девушек. Им свойственно чувствовать покинутость, потерянность, они оценивают свое бытие как оторванное от себя, имеют трудности в выстраивании

коммуникативных отношений с одноклассниками и членами семьи, их социальное взаимодействие достаточно поверхностно. Они ищут близкого друга среди ровесников.

Среди младших подростков-мальчиков преобладает высокий уровень одиночества.

Сравнивая показатели испытуемых городской и сельской местности, мы приходим к выводу, что в условиях большого города для большинства семей характерен недостаток детско-родительского общения. Высокая загруженность родителей на работе, их дополнительная занятость вне основной работы способствуют тому, что подростки большую часть времени оказываются лишенными родительского внимания и контроля. Еще одна причина отсутствия полноценного общения в семье — интернет-зависимость как у подростков так и у родителей, которые в свободное от работы время посещают социальные сети. Дети «уходят с головой» в просторы «всемирной паутины», прячась от семейных конфликтов, компенсируя собственное одиночество. Обозначенные детерминанты способствуют возникновению и закреплению чувства одиночества среди городских подростков.

В ходе обработки результатов исследования была выявлена взаимосвязь между возникновением чувства одиночества подростков и их близостью с членами семьи. Подростки, у которых сложились неприязненные и безучастные отношения в семье более подвержены одиночеству, чем те, у которых существуют теплые взаимоотношения с родителями. Отсутствие одного из родителей также приводит к возникновению чувству одиночества у подростка. Наиболее значимым фактором в возникновении одиночества у подростков является потеря одного из родителей в результате развода, чем потеря его в результате смерти.

Сельские подростки проживают в населенных пунктах с небольшой численностью населения, где местные жители знают друг о друге все. Этим оправдывается, что много времени ребята проводят в живом общении со сверстниками. В связи с ограниченностью услуг дополнительного образования, ребята чаще создают группы по интересам и в меньшей степени, чем городские ребята находятся в одиночестве.

Городские подростки видят положительные стороны, находясь в одиночестве. Данное состояние дает возможность отдохнуть от большого количества людей и вынужденного общения: в школе, на улице, в транспорте и т. д.

Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов позволяет заключить, что высокий уровень одиночества подростков большого города обусловлен недостатком должного родительского внимания и контроля, дети много времени проводят в социальных сетях.

Сельские подростки много времени уделяют живому общению со сверстниками и совместной трудовой деятельности с членами семьи, следовательно, более общительны и дружелюбны и менее склонны к состоянию одиночества. Для сельских подростков характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и возможных контактов делают общение сельских школьников довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Чем меньше село, тем всеохватнее общение ее жителей.

После проведения методики, испытуемым были заданы уточняющие вопросы, анализ результатов которых представлен ниже.

Городские подростки рассматривают одиночество как: пустота на душе, когда ты не нужен родителям, отсутствие близких друзей, непонимание членами семьи, когда человеку не к кому обратиться за помощью или советом, хотя в каждой городской школе есть должность психолога или возможность позвонить на телефон доверия. В то время как большинство сельских подростков уверенны, что одиночество — это непонимание со стороны близких.

Некоторые подростки городской местности отметили одиночество как положительный фактор, находясь наедине с самим собой можно заниматься любимыми делами, несмотря на распорядок дня и правила, принятые в семье. Таким образом, городские подростки видят позитивные стороны одиночества и испытывают положительные эмоции, находясь один на один. Сельские подростки сознательно избегают одиночество.

У девушек проблема одиночества находится во взаимосвязи со сферой межличностных отношений. Данное обстоятельство детерминирует возникновение негативного переживания одиночества и стремления избегать ситуации одиночества.

Сельские подростки отметили, что одиноким может быть любой человек, по мнению опрошенных к одиночеству приводит отсутствие друзей, замкнутость, плохое здоровье.

Городские ребята называют одиноким человека, у которого нет семьи, причиной одиночества может выступать национальность человека, одиночками становятся творческие личности, низкая самооценка, особенности темперамента.

Основными причинами своего одиночества городские опрошенные называют: отсутствие настоящих друзей, любимого человека, внимания со стороны близких, а также отсутствие прародителей и сиблингов, безделье и скука, внешние данные (преимущественно девочки). Большинство сельских подростков выделяют непонимание со стороны родителей, отсутствие любимого человека.

С целью преодоления состояния одиночества ребята предпринимают разные действия:

городские подростки: играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, смотрят телевизор, звонят друзьям, слушают плейер, пишут «дневник», гуляют с друзьями, идут в бассейн или тренажерный зал, спят, читают книги;

сельские подростки: гуляют с друзьями, звонят друзьям, общаются в социальных сетях.

Представим результаты исследования особенностей проведения свободного времени испытуемыми подростками. 37,3% городских подростков имеют четыре-пять часов личного времени в будние дни, один-два часа 29,2% сель-ских подростков; 77,6% городских подростков и 50% сельских подростков — свободные в выходные дни. Более 50% городским подросткам родители разрешают самостоятельно без сопровождения взрослых передвигаться по городу, пользоваться общественным транспортом. При этом таким ресурсом как мобильность, которым располагают подростки, неохотно пользуются 16,4% подростков города.

26,8% испытуемых очень редко посещают другие районы города; 42,5% бывают несколько раз в месяц (навещают родственников), лишь треть подрос-

тков регулярно самостоятельно передвигаются по городу с целью посещения учреждений дополнительного образования.

Важно отметить, что желание общаться движет подростками не только при выборе досуга вне дома, но также в практике использования интернета. 87,3% городских и 24,5% сельских испытуемых отметили, что, во время пребывания дома, ребята отдают предпочтение посещению социальных сетей. В ответах на вопрос о целях использования интернета лидируют варианты, которые не связаны с учебной деятельностью (82%). Информацию для учебы и дополнительных занятий ищут лишь треть школьников, а образовательные видео смотрит еще меньшее число подростков.

С помощью методики Дембо- Рубинштейна и Дж. Морено мы исследовали поведенческий компонент социального одиночества, который включает уровень самооценки и социальный статус подростков.

Таблица 2

Результаты исследования социального статуса городских и сельских подростков

в группе сверстников (N=240)

Характеристики Мальчики Девочки

Городские (К = 61) Сельские (К = 50) Городские (К = 73) Сельские (К = 56)

Среднее значение 1,49 1,88 1,66 1,93

Эффект исследования 0,84 0,87

1 эмпир. 2,7 2,1

р-уровень р<0.01 Зона неопределенности

Стандартное отклонение 0,69 0,81 0,74 0,67

Анализ результатов, представленных в таблице 2, позволяет прийти к выводам: статус сельских подростков-мальчиков значительно выше по сравнению с городскими сверстниками (р<0.01). Подросткам, проживающим в большом городе, сложнее занять высокое статусное положение в референтной группе. Городские подростки берут во внимание материальной благосостояние семьи сверстников (например, наличие карманных денег, современные гаджеты, дорогие вещи и т. п.) и успеваемость в школе (например, с подростками, обучающимися на «отлично», и «любимчиками» учителя одноклассники практически не общаются). Популярными становятся те городские подростки, которые принимают активное участие во внешкольных мероприятиях (например, волонтерское движение, победитель конкурса или соревнования). Сверстники городских подростков на первое место выдвигают свои интересы и увлечения. Например, если подросток увлекается интернет-играми, то ребята принимают его в круг своего общения.

В сельской местности подростки учитывают статус родителей сверстников, с которыми они общаются (учитель в школе, председатель сельского совета и т. п.). В свой круг общения принимают ровесников, которые проживают по соседству, или с которыми есть родственные связи.

Городские и сельские девочки-подростки занимают более высокий статус по сравнению со своими ровесниками-мальчиками. Также следует заме-

тить, социальный статус девочек независимо от территории проживания находится в зоне неопределенности (t эмпир.=2,1, t критич.=2,61), поэтому мы можем сказать, что полученные результаты на уровне значимости р< 0,05.

Данные, полученные после проведения исследования, показали, что школьники подросткового возраста, испытывающие одиночество, могут занимать любое статусное место, т. е. могут иметь любое количество выборов как положительных, так и отрицательных. Некоторые подростки не удовлетворены своим положением в классе, вне зависимости от того, какой статус они имеют, т. е. одиноки.

Таким образом, социальный статус сельских подростков выше, чем у городских ребят. Подростки любыми доступными способами пытаются повысить или сохранить свой статус в обществе, а в городских условиях эти процессы актуализируются наиболее ощутимо. Социальный статус в группе сверстников (предпочитаемые, звезды) обусловлен стремлением к успеху. Среди городских подростков преобладает статус — пренебрегаемые и предпочитаемые, что объясняется мотивом избегания неудач и страхом быть отвергнутыми.

Проанализируем результаты исследования самооценки подростков сельской и городской местности.

Таблица 3

Достоверность различий самооценки городских и сельских подростков (N = 240)

Характеристики Мальчики Девочки

Городские (N = 61) Сельские (N = 50) Городские (N = 73) Сельские (N = 56)

Среднее значение 44,52 61,06 51,47 57,45

Эффект исследования 0,78 0,82

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 эмпир. 4,9 1,9

р - уровень p<0.01 p<0.05

Стандартное отклонение 18,36 16,33 18,48 17,04

Полученные результаты (табл. 3) свидетельствуют о значимых различиях самооценки в группе испытуемых городской и сельской местности.

Уровень самооценки сельских подростков мужского пола значительно выше, чем у городских мальчиков-подростков. У них наблюдаются достоверно более высокие показатели самооценки (61,06 против 44,52 балла). Также различия в самооценке наблюдаются среди сельских девочек и мальчиков, с преобладаем среднего значения у последних.

Сравнивая среднее значение баллов по исследованию самооценки девочек-подростков, можно сделать вывод о преобладании более высокого уровня среди девочек сельской местности (57,45 против 51,47). В результате исследования мы приходим к выводу, что различия достоверны на 5%-ом уровне значимости, или при р<0,05, поэтому они недостоверны.

Это обусловлено малочисленностью школьного коллектива, что порождает «семейственность» во взаимоотношениях учащихся, формирование коллектива школы по принципу разновозрастных объединений, возможности сплоче-

ния коллектива, многочисленные и постоянные контакты сельской школы с социумом.

Городские подростки в сравнении с сельскими в большей степени подвержены изменению самооценки под влиянием общественного мнения сверстников.

Таким образом, уровень самооценки у сельских подростков выше, чем у городских сверстников. Чем отрицательнее подросток оценивает самого себя, и имеет низкий социометрический статус в группе сверстников независимо от территории проживания, тем более одиноким он себя чувствует.

Проанализируем результаты исследования эмоционального компонента социального одиночества подростков по методике «Шкала тревожности» О. Кондаша. На основании анализа результатов школьного, самооценочного и межличностного типов тревожности мы выявили общий тип тревожности подростков городской и сельской местности, количественные данные которого представлены в таблице 4.

Таблица 4

Достоверность различий общей тревожности городских и сельских подростков

^ = 240)

Характеристики Мальчики Девочки

Городские (К = 61) Сельские (К = 50) Городские (К = 73) Сельские (К = 56)

Среднее значение 80,46 73,92 83,42 71,63

Эффект исследования 0,61 0,69

1 эмпир. 2,8 3,7

р-уровень р <0.01 р<0.01

Стандартное отклонение 13,94 14,30 12,56 14,4

На основании результатов (табл.4) исследования общего типа тревожности подростков, можно заключить, что среднее значение тревожности у городских мальчиков и девочек соответствует высокому уровню (81,46 и 80,42). Городским подросткам сложно воспринимать смех и улыбку собеседников как нечто позитивное, они расценивают их как знак агрессии, оскорбления, предвзятого к ним отношения со стороны сверстников.

У сельских подростков показатель среднего значения находится в диапазоне 71,63 — девочки, 73,92 — мальчики, и соответствует среднему уровню тревожности.

У сельских подростков тревожность связана с неопределенностью будущего. Ребята чаще испытывают страх в ситуациях проверки школьных знаний и страх не соответствовать ожиданиям окружающих, так как менее уверены в своих интеллектуальных возможностях, стесняются публичной демонстрации собственных знаний; боятся отрицательной оценки со стороны учителей. Несмотря на повышенную тревожность, подростки из сельской местности имеют оптимистичные взгляды на жизнь, они смотрят на мир в более позитивном ключе, чем городские подростки.

Боязнь наказания со стороны школы преобладает у сельских школьников. Авторитетность школы и отдельно каждого учителя для учащихся в сельских

образовательных организациях высока. Вероятно, у сельских школьников очень тесная соседская связь с учителями и сотрудниками школы, возможно, присутствует боязнь, что любое отклоняющееся от норм поведение подростка сразу станет известно родителям и остальным жителям села посредством «сарафанного радио». Как правило, в сельской местности одна школа на всю территорию, и поэтому у учащихся нет права на ошибку, в отличие от городских школьников, которые могут перевестись в другую школу. Городские школьники кроме учителей, взаимодействуют с множеством людей, которые их обучают чему-либо за пределами школы (руководители кружков и секции, репетиторы, преподаватели подготовительных курсов). Следовательно, городской школьник получает оценку своих достижений и неудач не только в школе, и негативная оценка школьных достижений менее значима, чем для сельского подростка.

Мотив самореализации в учебной деятельности в большей степени выражен у учащихся сельских школ. Можно предположить, что это связано, как было указано выше, с недостаточно развитой системой дополнительного образования в сельской местности даже на базе школы. И поэтому школьники все свои усилия вкладывают в учебную деятельность

Самооценочная тревожность преобладает у городских подростков. Они часто говорят, что не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей. Многие ситуации успеха оценивают как неуспешные (обесценивание).

Диагностическое исследование городских подростков подтвердило известный в психологии факт более высокой тревожности девочек, чем мальчиков. Наше исследование показало, что в сельской местности картина другая: по уровню тревожности девочки в целом не отличаются от мальчиков-сверстников.

Таким образом, у городских подростков тревожность выше, чем у сельских жителей: для них характерна самооценочная и межличностная тревожность; в то время как у сельских ребят выявлена школьная тревожность.

Для определения подростков, мотивированных на успех и на неудачу, использован опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан, 2013). Достоверность различий мотивации успеха и боязни неудач городских и сельских подростков представлена в таблице 5.

Таблица 5

Достоверность различий мотивации успеха и боязни неудач городских и сельских подростков (N = 240)

Характеристики Мальчики Девочки

Городские (N = 61) Сельские (N = 50) Городские (N = 73) Сельские (N = 56)

Среднее значение 8,62 12 10,11 12,07

Эффект исследования 0,55 0,73

1 эмпир. 4,3 2,6

р - уровень p <0.01 Зона неопределенности

Стандартное отклонение 3,68 4,45 4,02 4,58

Анализ результатов (табл. 5) дает основания прийти к выводам. Среднее значение исследуемого показателя у городских мальчиков свидетельствует о преобладании мотива избегания неудач в исследуемой группе. Выявленная тенденция может свидетельствовать о том, что у городских школьников существует значимая потребность рассчитывать на помощь ближайшего окружения или на благоприятное стечение обстоятельств в самореализации и развитии внутриличностного потенциала. Устоявшееся у человека мнение «мне все должны» никогда не приводит к хорошим результатам и оказывает исключительно разрушающее воздействие.

У превалирующего большинства сельских подростков отличаются стремлением к успеху в отличие от городских подростков (12 против 8,62). Данная тенденция связана с тем, что будущие выпускники сельских школ в перспективе однозначно нацелены на переезд в город, проявляя выраженную готовность выхода из «зоны привычного комфорта». Им свойственна активная деятельная позиция с не всегда реалистичными планами, но с выраженной потребностью в достижениях. В целом сельские подростки готовы к радикальным изменениям в жизни и более четко, по сравнению с городскими, осознают их важность.

Подростки сельских школ зависимы от окружения, подвержены социальному влиянию и общественному мнению. Стереотип ожиданий является причиной высокого психологического напряжения и повышенной тревожности (73,92 — мальчики, 71,63 — девочки). Поэтому сельские ребята вынуждены сознательно выстраивать свое поведение таким образом, чтобы добиться социального одобрения, уважения и принятия со стороны окружающих.

Также следует отметить о преобладании более высокого уровня мотивации на успех среди девочек сельской местности (57,45 против 51,47). Это можно объяснить большой направленностью на высокие достижения в учебной деятельности у девочек, т.е. желанием понравиться родителям и учителям, которые ждут от подростков высоких отметок. Девочки-подростки опережают ровесников мужского пола в психическом развитии, у них раньше развивается данный вид мотивации. Мотивация на достижение испытуемых отличается по своей направленности: мальчики интересуются деятельностью (задачей), связанной с неодушевленными предметами, а девочки — с личностью и взаимодействием людей (стремятся заслужить похвалу или избежать осуждение). У городских девочек мотивационный полюс ярко не выражен, так как они тщательно взвешивают свои возможности, колеблются при принятии решения.

На завершающем этапе диагностического исследования была апробирована методика «Диагностика мотивов аффилиации» (А. Мехрабиан). Результаты исследования представлены в таблице 6.

Таблица 6

Достоверность различий мотивов аффилиации городских и сельских подростков

(Ы = 240)

Характеристики Мальчики Девочки

Городские (N = 61) Сельские (N = 50) Городские (N = 73) Сельские (N = 56)

Стремление к людям

Среднее значение 88,2 151,54 105,86 148,3

Эффект исследования 0,52 0,64

t эмпир. 6,8 4,7

р-уровень р <0.01 p<0.01

Стандартное отклонение 48,74 47,72 50,61 49,32

Боязнь быть отвергнутым

Среднее значение 138,41 182,96 144,7 175,98

Эффект исследования 0,76 0,79

t эмпир. 4,6 3,4

р-уровень р <0.01 p<0.01

Стандартное отклонение 57,76 38,55 57,99 39,70

Мотив страха отвержения более ярко выражен у сельских (р<0,004) и городских (р<0,006) подростков по сравнению со значением стремление к принятию. Полученные показатели сформированы у подростков в связи с тем, что они задумываются о получении профессионального образования, следовательно, ребятам предстоит адаптироваться к новой среде, социальные условия, знакомиться с разными людьми, что вызывает тревогу и различного рода опасения. Мотив стремление к принятию у подростков из сельской местности, выше, чем у городских подростков. Это мы можем связывать со стремлением подростков к самоутверждению, самореализации.

Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус.

Полученные результаты наглядно демонстрируют такую психологическую особенность жителей села, как стремление к коллективизму и, как противоположность, стремление жителей города к обособленности, что объясняется исходя из особенностей жителей города - автономности и избирательности в социальных контактах и противоположной характеристики жителя села - склонности к совместной деятельности.

Таким образом, сельским жителям подросткового возраста свойственен мотив страха быть отвергнутыми, который преобладает над мотивом стремления к людям.

На основе результатов, полученных в ходе проведения диагностических методик, были определены уровни социального одиночества городских и сельских подростков в соответствии с выделенными компонентами:

— подросткам с низким уровнем социального одиночества свойственны положительный эмоциональный настрой, завышенная и адекватная самооценка, тревожность на среднем уровне или ее отсутствие. Эти подростки имеют благоприятный статус среди одноклассников — звезды, предпочитаемые и принятые, для ребят характерен мотив достижения успеха и мотив стремления к принятию окружающими. Одиночество воспринимают как вполне естественное состояние, подростки видят позитивные стороны одиночества и испытывают положительные эмоции, находясь наедине с собой, а если это состояние их тяготит, то предпринимают различные действия с целью преодоления одиночества;

— средний уровень социального одиночества подростков характеризуется: нарушением эмоциональных контактов, наибольшим количеством детей со средним уровнем самооценки, а также характерна и заниженная самооценка, средний уровень тревожности, социальный статус в классе — принятые и предпочитаемые. Для большинства испытуемых характерен мотив достижения успеха и мотив стремления к людям. Эти подростки периодически испытывают состояние одиночества из-за недовольства своей внешностью. Иногда подростки с целью преодоления чувства одиночества ребята предпринимают различные действия.

— для учащихся с высоким уровнем одиночества свойственно нарушение эмоциональных контактов, заниженная самооценка, высокий уровень тревожности, социальный статус среди одноклассников — непринятые, мотив избегания неудач и мотив боязни быть отвергнутым. Для преодоления одиночества ребята не предпринимают каких-либо действий, считают, что всегда будут одиноким человеком из-за недостаточного внимания со стороны ближайшего социального окружения и отсутствия друзей.

Полученные результаты исследования позволяют выделить компонентный состав социального одиночества подростков с учетом половой дифференциации:

Для мальчиков характерно поверхностное переживание одиночества, они способны испытывать положительные эмоции в состоянии одиночества; независимы от мнения взрослых, проявляют активность в общении; социальный статус в группе — лидеры, предпочитаемые и принятые; в зависимости от социальной ситуации у них возникает мотив достижения успеха или мотив избегания неудач; им свойственна потребность быть признанными и принадлежать к какой-то группе. Переживание одиночества, характерное для мальчиков, в большей степени проявляется в младшем подростковом возрасте.

Девочки глубже переживают одиночество, проблема одиночества касается сферы межличностных отношений, что вызывает негативное переживание одиночества и стремление не оставаться наедине с собой; социальный статус одиноких девочек в группе сверстников — отвергнутые; преобладает страх быть отвергнутым и мотив стремление к успеху; имеют трудности в выстраивании взаимоотношений с людьми и поэтому их социальные связи весьма поверхностны. К концу подросткового возраста социальное одиночество преобладает у девочек.

Проведенный анализ показывает, что городские и сельские подростки, с учетом пола и возраста, качественно различаются между собой.

Выводы

В начале подросткового возраста уровень одиночества выше, чем у старших подростков независимо от проживания в городе или сельской местности.

Высокий уровень социального одиночества в большей степени характерен для городских подростков. Недостаток детско-родительского общения подростки компенсируют в общении в социальных сетях и компьютерных играх.

У городских подростков более высокий уровень одиночества у мальчиков, чем у девочек. В условиях сельской местности картина иная: по уровню одиночества девочки в целом не отличаются от своих сверстников мальчиков (p<0.05).

Городские подростки рассматривают одиночество как вполне естественное состояние, видят позитивные стороны одиночества и испытывают положительные эмоции, так как, находясь наедине с самим собой, можно заниматься любимыми делами, в то время как сельские подростки сознательно избегают одиночества. Подростки сельских школ ведут более размеренный образ жизни, поэтому они менее раздражительны и в меньшей степени подвержены влиянию стрессовых факторов, имеют оптимистичные взгляды на жизнь, они смотрят на мир в более позитивном ключе.

Полученные данные, с учетом особенностей социокультурной ситуации, позволяют отнести подростков, как городских, так и сельских к группе риска.

Концептуализируя социальное одиночество как сложный многофакторный феномен, мы считаем необходимым дополнительно изучить следующие компоненты социального одиночества: интенсивность, частоту, остроту и длительность переживания одиночества.

СПИСОК ИСПУЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лабиринты одиночества : пер. с англ. / сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. Москва : Прогресс, 1989. 624 с.

2. Манакова Е. А. Типы переживания одиночества в контексте психологического здоровья девушек-студенток : дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2015. 204 с.

3. Неумоева Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте : дис. канд. психол. наук. Тюмень, 2005. 233 с.

4. Рогова Е. И. Психологические особенности одиночества у подростков с разной социальной направленностью : дис. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 171 с.

5. Третьякова О. А. Субъектность личности как условие преодоления одиночества в подростковом возрасте : дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 152 с.

6. Филипенко Н. А. Социальное одиночество подростков региона: проблема социализации // Регионология. 2011. № 2. С. 176—181.

7. Bowman С. С. Loneliness and socia1 change // American Journal of Psychiatry. 1995. No. 112. P. 194—198.

8. Fromm-Reichmann F. Loneliness // Psychiatry. 1959. No. 22. P. 1—15.

9. Rogers С. The lonely person and his experience in encounter group / C. Rogers on encounter groups. New York, 1961. P. 53—58.

10. YoungJ. Е. Loneliness in college students: cognitive approach. Unpublished doctora1 dissertation. University of Pennsylvania. 1978.

REFERENCES

1. Labirinty odinochestva / Sost, obshch. red. i predisl. N.E. Pokrovskogo [Labyrinth of loneliness / Comp., Common. ed. and foreword NOT. Pokrovsky]. Moskva: Progress, 1989. 624 p. (in Russian).

2. Manakova E. A. Tipy perezhivaniya odinochestva v kontekste psihologicheskogo zdorov'ya devushek-studentok: diss... kand. psihol. nauk [Types of experiencing loneliness in the context of the psychological health of female students: Diss ... Cand. psychol. of science]. Moskva, 2015. 204 p. (in Russian).

3. Neumoeva E. V. Odinochestvo kak psihicheskij fenomen i resurs razvitiya lichnosti v yunosheskom vozraste: diss... kand. psihol. nauk [Loneliness as a psychic phenomenon and resource of personality development in adolescence: Diss ... cand. psychol. of science]. Tyumen', 2005. 233 p. (in Russian).

4. Rogova E. I. Psihologicheskie osobennosti odinochestva u podrostkov s raznoj social'noj napravlennost'yu: diss... kand. psihol. nauk [Psychological features of loneliness in adolescents with different social orientation: Diss ... Cand. psychol. of science]. Rostov-na-Donu, 2005. 171 p. (in Russian).

5. Tret'yakova O. A. Sub»ektnost' lichnosti kak uslovie preodoleniya odinochestva v podrostkovom vozraste : diss... kand. psihol. nauk [The subjectivity of the individual as a condition for overcoming loneliness in adolescence: diss ... Cand. psychol. sciences.. Tambov, 2009. 152 p. (in Russian).

6. Filipenko N. A. Regionologiya [Regionology]. 2011. No 2. Pp. 176—181. (in Russian).

PECULIARITIES OF SOCIAL LONELINESS OF URBAN AND RURAL ADOLESCENTS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. Koltsova

The article deals with the problem of social loneliness among adolescents, its causes and consequences in a big city and in a rural area that is relevant for modern Russian society. Using the Student's t-test for independent samples, significant differences in the mean values of the structural components of the social loneliness of adolescents living in a large city and rural area with regard to sex differentiation were proved.

Key words: social loneliness, adolescence, city, countryside.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.