УДК 159.992.4
ОСОБЕННОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП
Е. П. Непочатых
Курский
институт
социального
образования
e-mail:
nepochatyh83@mail.ru
Статья посвящена исследованию межкультурной компетентности представителей профессий типа «человек-человек»: педагогов-психологов и менеджеров. Подчеркивается, что специфика профессиональной деятельности специалистов различных профессий определяет особенности формирования межкультурной компетентности: для группы педагогов-психологов предпочтительным является развитие аффективного и адаптивно-поведенческого компонентов меж-культурной компетентности (общекультурная компетентность). Для группы менеджеров предпочтительным является развитие когнитивного и адаптивно-поведенческого компонентов межкультурной компетентности (культурно-специфическая и общекультурная компетентность).
Ключевые слова: межкультурная компетентность, профессии типа «человек-человек», этническая идентичность, этнокультурная осведомлённость, этническая толерантность.
Область межкультурных и межэтнических отношений является востребованной в различных областях научного знания и практики. Умение конструктивно взаимодействовать с представителями разных этнических групп необходимо участникам различных программ по обмену, сотрудникам интернациональных предприятий, специалистам миграционных отделений. Особо следует выделить область профессий типа «человек-человек». Специалистам, работающим с людьми, необходимы знания по решению таких межэтнических проблем, как адаптация приезжающих в регионы граждан, предупреждение межэтнической напряженности в процессе межэтнической коммуникации, владение навыками построения толерантных отношений между приезжающими и принимающим населением, высокий уровень межкультурной компетентности.
Знакомство с позициями различных авторов позволяет говорить, что термин «компетентность» трактуется как сложное многоуровневое образование, система личностных характеристик индивида, проявляющихся во взаимодействии его с окружающим миром. По мнению Э. Ф. Зеера, Павловой А. М., Сыманюк Э. Э. компетентность предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент, продуктивно использовать их в процессе решения профессиональных задач [1].
Межкультурная компетентность рассматривается исследователями как «важнейшая форма социальной компетентности личности, определяющая адекватность и успешность деятельности человека в поликультурном мире» [7, с. 32]. Исследователи рассматривают межкультурную компетентность с трех позиций: «...во-первых, с позиции анализа личности как субъекта деятельности в социальной ситуации развития, преломляющей в своем фокусе различные факторы, опосредующие формирование компетентности. Во-вторых, в сочетании адаптивной и неадаптивной активности личности, определяющих достижение не только приспособителъного, но и преобразующего уровня компетентности. В-третьих, в контексте рассмотрения внутренней структуры компетентности, представляющей тесную взаимосвязанность ее компонентов и метаобразований» [7, с. 33].
Анализ различных трактовок компетентности, проявляющейся в межкультур-ном и межэтническом взаимодействии1 при решении профессиональных задач, позволил нам выделить межкультурную компетентность как составляющую профессиональной компетентности личности, как систему знаний о своей этнической группе и других этнических группах, умений и навыков, необходимых условиях позитивного межэтнического взаимодействия.
Обозначим структурные компоненты межкультурной компетентности:
- когнитивный, проявляющийся в этнической осведомленности о своей и других этнических группах, осознание и понимание межкультурных различий;
- аффективный (эмоциональный) - позитивная этническая идентичность, позитивное отношение к своей этнической группе и другим этногруппам, позитивные установки на межэтническое взаимодействие;
- мотивационно-ценностный - система культурных ценностей своей этнической группы, являющихся внутренними регуляторами поведения, толерантность в условиях поликультурной среды;
- адаптивно-поведенческий - готовность человека к межкультурному взаимодействию, решению нестандартных профессиональных задач.
Мы предположили, что специфика профессиональной деятельности специалистов различных профессий влияет на сформированность и выраженность компонентов межкультурной компетентности.
В исследовании принимали участие представители профессий типа «человек-человек»: представители профессиональных сообществ, слушатели курсов повышения квалификации, участники тренинговых групп, а также студенты старших курсов заочного отделения вузов г. Курска и Курской области. Общий объем выборки - 367 респондентов. Согласно целям нашего исследования респонденты были разделены на две группы - группа педагогов-психологов и группа менеджеров.
Контингент выборки в группе педагогов-психологов был представлен психологами, педагогами-психологами, учителями, педагогами-организаторами, воспитателями (189 человек). Возраст - 28 -39 лет. Гендерный состав группы - женщины (89 %), мужчины (11 %). Общий стаж профессиональной деятельности 8-16 лет. 82 % выборки имеют высшее образование, 18 % - незаконченное высшее образование.
Контингент выборки в группе менеджеров был представлен менеджерами в области торговли, сервиса, туризма, социальной сферы (178 человек). Возраст - 26 - 38 лет. Гендерный состав группы - женщины (63 %), мужчины (37 %). Общий стаж профессиональной деятельности 9-15 лет. 62 % от выборки имеют высшее образование, 22 % -незаконченное высшее образование; 16 % - средне специальное образование.
Исследование включало в себя решение нескольких исследовательских задач. Во-первых, выявление актуальности проблем межэтнического взаимодействия в рамках профессиональной деятельности педагогов-психологов и менеджеров. Для решения данной задачи в обеих группах была проведена беседа, в процессе которой использовалась анкета с целью изучения этнической осведомленности респондентов. Анкета включала в себя вопросы, связанные с бытом, укладом жизни, культурой, традициями своей и других этногрупп, проживающими в регионе (армяне, грузины, цыгане, вьетнамцы, украинцы), а также ситуации межэтнического взаимодействия (по
1 См. например: Кросс-культурная психология. Исследование и применение / Пер. с англ. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. - 560 с.; Солдатова Г. У., Пантелеев А. Б. Межкультурная компетентность и адаптация в инокультурной среде: подходы и технологии // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - № 1. 2007. М.: Изд-во МГОУ. - 142 с. - С. 12 - 23; Хоти-нец В. Ю. Становление поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектноисследовательской деятельности // В. Ю. Хотинец / Образование и наука. Известий Уральского отделения Российской Академии образования. - № 10. 2009. - С. 59 - 69.
типу «культурных ассимиляторов»), возникающие в профессиональной деятельности респондентов.
Во-вторых, изучение собственно межкультурной компетентности представителей различных профессиональных групп. Решение данной задачи осуществлялось по-
Т~1 о _ о
средством психодиагностики. В качестве показателей межкультурной компетентности выступали: уровень этнической осведомленности о своей и других этнических группах; система культурных ценностей; выраженность этнической идентичности; уровень этнической толерантности; величина социальной и культурной дистанции.
В группе педагогов-психологов актуальной область межэтнического взаимодействия в рамках своей профессиональной деятельности отметили 56,1 % респондентов. По мнению респондентов данной группы, в последние годы существует тенденция к росту количества учащихся - представителей разных этнических групп, что требует от психологов, педагогов знаний бытовых условий, традиций, обычаев, принятых в культуре, к которой принадлежат учащиеся, умения взаимодействовать с их семьями. Кроме того, по мнению респондентов, достаточно сложной является проблема адаптации этих учащихся к условиям школьного и профессионального обучения, особенностям школьных классов и учебных групп. Актуальной также для испытуемых данной выборки является проблема развития социально значимых качеств детей, необходимых для позитивного межкультурного взаимодействия в условиях все более возрастающей поликультурности современного образовательного пространства.
Область профессиональной деятельности менеджеров связана с продвижением товаров на рынке и определяется в основном взаимодействием с поставщиками, а также отражает сферу деятельности работы с персоналом. По мнению респондентов, основополагающими личностными характеристиками при решении профессиональных задач являются наличие коммуникативных навыков (69,13 %), умение устанавливать контакты с другими людьми (73,21 %), ответственность (79,21 %). Данные качества могут быть применимы и к другим видам профессиональной деятельности. Качества, необходимые в межкультурном взаимодействии, выделили около трети респондентов данной группы: этническая толерантность (27,36 %), навыки владения иностранными языками (13,36 %), навыки межкультурной коммуникации (23,62 %). Актуальной область межэтнического взаимодействия в рамках профессиональной деятельности менеджеров отметили 19,3 % респондентов.
Анализ результатов анкеты показал, что респонденты группы педагогов-психологов демонстрирует более глубокие знания об истории, традициях, культуре своей и других этнических группах по сравнению с респондентами группы менеджеров. Педагоги-психологи отметили, что этнокультурные знания необходимы им в проведении классных часов, при организации и проведении национальных праздников и др. В обеих группах выявлена достаточно низкая ориентация респондентов в конкретных ситуациях межэтнического взаимодействия при решении профессиональных задач.
Таким образом, группа педагогов-психологов по сравнению с группой менеджеров определяет более актуальной область межэтнического взаимодействия в рамках решения профессиональных задач. В группе педагогов-психологов выявлен более высокий уровень этнической осведомленности о своей и других этнических группах.
Полученные результаты показали, что в группе педагогов-психологов по сравнению с группой менеджеров наиболее сформированным является когнитивный компонент межкультурной компетентности, проявляющийся в этнической осведомленности о своей и других этнических группах, осознании и понимании межкультурных различий. Между тем, в обеих группах выявлена достаточно низкая ориентация в ситуациях межэтнического взаимодействия при решении профессиональных задач, что свидетельствует о недостаточной сформированности адаптивно-поведенческого компонента межкультурной компетентности.
В психодиагностической части исследования применялись следующие методики: методика Ш. Шварца (в модификации В. Н. Карандышева) [2]; модифицированный тест Куна и Макпартленда «Кто Я?» [5]; методика «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова) [4]; экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова [4, с. 76 - 81].
Результаты, полученные с помощью методики Ш. Шварца, ранжирование ценностей и последующий анализ предпочитаемых и отвергаемых ценностей респондентами показывают, что для обеих групп приоритетными являются ценности: «Здоровье» (средние значения группы психологов - 5,62, группы менеджеров - 5,46), «Защита семьи» (5,52 и 5,58 соответственно), «Смысл жизни» (5,26 и 5,31), «Настоящая дружба» (4,96 и 4,84), «Интеллект» (4,90 и 4,81), «Мир на земле» (группа педагогов-психологов - 5,32), «Самоуважение» (группа менеджеров - 5,15). Данный факт демонстрирует принадлежность испытуемых к различным группам (семья, друзья), а также наличие установок, проявляющихся в ценности своей личности, достоинстве, наличие жизненных целей.
Среди наименее предпочитаемых ценностей респонденты выделяют «Уважение традиций» (3,54 и 3,38), «Единство с природой» (2,70 в обеих выборках), «Власть» (1,99 и 1,18), «Скромность» (1,95 и 2,46). Кроме того, анализ выбора ценностей респондентов в группе педагогов-психологов показал низкую значимость для них следующих ценностей: «Широта взглядов» (в иерархии 57 ценностей данная ценность среди данной выборки занимает 53 место, для респондентов группы менеджеров - 43 место); «Творчество» (50-е и 42-е место соответственно); «Разнообразие жизни» (48-е и 24-е место соответственно).
Результаты диагностики с помощью модифицированного теста Куна и Мак-партленда «Кто Я?» в целом по выборке показали преобладание у респондентов объективных характеристик, связанных с семейными ролями, с полом, профессией, а также субъективных самоидентификаций. Этнополитические (этническая, гражданская идентификации) категории выявлены у 1,67 % выборки.
Преобладающий тип этнической идентичности в обеих группах - тип «норма» (в группе педагогов-психологов - 81,80 %, в группе менеджеров - 78,90 %). Согласно мнению авторов данной методики, преобладание данного типа этнической идентичности характеризует естественное предпочтение собственных этнокультурных ценностей наряду с высокой толерантностью к межэтническим контактам. Исследователи отмечают, что позитивная этническая идентичность представляет собой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, что является условием стабильного существования этнической группы и позитивного межкультур-ного взаимодействия [4]. «Этнонигилизм» выявлен у 8,6 % респондентов группы педагогов-психологов и 9,1 % - в группе менеджеров. У испытуемых данной выборки существует тенденция к поиску устойчивых социально-психологических ниш по социальному, а не этническому критерию. Для 4,16 % педагогов-психологов и 4,86 % менеджеров характерна «этническая индифферентность»: размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности. Тип «этноэгоизм» в группе педагогов-психологов выявлен у 3,84 % респондентов, в группе менеджеров - у 4,20 % респондентов. Данный тип идентичности - результат восприятия через призму конструкта «мой народ», что может выражаться в признании за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет, на вербальном уровне - напряженность, раздражение при общении с представителями других этнических групп. В группе педагогов-психологов «этноизоляционизм» 1,60 %, в группе менеджеров - у 2,16 % респондентов. У этих респондентов могут наблюдаться установки в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим контактам, ксенофобия. В группе педагогов-психологов «этнофанатизм» не выявлен, в группе менеджеров - у 0,78 % респондентов.
Таким образом, преобладающим типом этнической идентичности является этническая идентичность по типу «норма», что свидетельствует о позитивной этнической идентичности и стремлении к позитивному межэтническому взаимодействию респондентов.
По методике «Индекс толерантности» в целом по выборке выявлен средний уровень толерантности (76,8), что свидетельствует о наличии у респондентов толерантных и интолерантных качеств. Детальный анализ результатов исследования по данной методике группы педагогов-психологов и группы менеджеров показал некоторые расхождения в количественных показателях испытуемых. Если в группе педаго-гов-психологов по сравнению с группой менеджеров расхождения среднегрупповых значений по шкале «Этническая толерантность» минимальны, то анализ среднегрупповых значений по шкале «Социальная толерантность» и «Толерантность как черта личности» выявил определенные различия. Так, в группе педагогов-психологов по сравнению с группой менеджеров расхождения в толерантных утверждениях по шкале «Социальная толерантность» респондентов составляют 6,12 %: более низкий уровень толерантности к различным социальным группам (меньшинствам, психически больным людям и т. д.), а также установки по отношению к некоторым социальным процессам демонстрируют педагоги-психологи. Однако, по шкале «Толерантность как черта личности» в группе педагогов-психологов по сравнению с группой менеджеров процентное соотношение толерантных утверждений преобладает (84,22 % и 79,12 % соответственно).
Анализ полученных результатов показал неактуализированность этнической идентичности, доминирование этнической идентичности по типу «норма», преобладание толерантных личностных установок. Предпочтительными для респондентов являются групповые ценности. Отвергаются респондентами обеих групп ценности разнообразия, широты взглядов, творчества, что может оказывать влияние на позитивное межэтническое взаимодействие. Данный факт может свидетельствовать о несформи-рованности мотивационно-ценностного компонента межкультурной компетентности. В группе педагогов-психологов выраженными являются показатели интолерантности по отношению к социальным процессам, происходящим в современном обществе, в группе менеджеров - по отношению к представителям разных этногрупп. Данный факт требует развития в обеих группах аффективного компонента межкультурной компетентности.
Таким образом, специфичность профессиональной деятельности специалистов различных профессий в системе «человек-человек» определяет особенности формирования межкультурной компетентности. Для группы педагогов-психологов предпочтительным является развитие аффективного и адаптивно-поведенческого компонентов межкультурной компетентности (общекультурная компетентность). Основное внимание необходимо уделять развитию универсальных характеристик межкультур-ной компетентности, связанных с позитивным отношением к социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе. Для группы менеджеров предпочтительным является развитие когнитивного и аффективного компонентов межкультурной компетентности (культурно-специфическая и общекультурная компетентность). С одной стороны, это предусматривает узко специфическую направленность подготовки, включающую в себя знания по конкретным этногруппам, вопросам межэтнического взаимодействия, а также овладение навыками межкультурной коммуникации (в том числе знания иностранных языков). С другой стороны, развитие толерантных установок, позитивного отношения к представителям разных этнических групп.
Список литературы
1. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.
2. Карандышев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб, 2004. - 70 с.
3. Кросс-культурная психология. Исследование и применение / Пер. с англ. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. - 560 с.
4. Солдатова Г. У. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - 179 с.
5. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. - 389 с.
6. Солдатова Г. У., Пантелеев А. Б. Межкультурная компетентность и адаптация в ино-культурной среде: подходы и технологии // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - № 1. 2007. М.: Изд-во МГОУ. 142 с. - С. 12 - 23.
7. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / Под ред. А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2006. - 321 с.
8. Хотинец В. Ю. Становление поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности // В. Ю. Хотинец / Образование и наука. Известий Уральского отделения Российской Академии образования. - № 10. 2009. - С. 59 - 69.
FEATURES OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF REPRESENTATIVES OF VARIOUS PROFESSIONAL GROUPS
E. P. Nepochatykh
Kursk
Institute of
Social Education
e-mail:
nepochatyh83@mail.ru
The article deals with intercultural competence of representatives of “people-to-people” professions: educational psychologists and managers. It is emphasized that the specifics of professional experts in various profes- sions determines the characteristics of the formation of cross-cultural competence: e.g., it is preferable for the group of educational psychologists to develop the affective and behavioral components of the adaptive cross-cultural competence (general cultural competence), while for the group of managers it is preferable to develop cognitive-behavioral and adaptive components of intercultural competence (cultural-specific and general cul- tural competence).
Key words: intercultural competence, “people-to-people” profes- sions, ethnic identity, ethnic and cultural awareness and ethnic tolerance.