УДК 316.7 ББК 60.562.6 Н 58
В.Н. Нехай
Особенности межэтнического общения в контексте интернационализации духовной жизни Адыгеи
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы межэтнического взаимодействия народов Республики Адыгея и выработки единой национальной концепции толерантного общества.
:
Интернационализация, межэтническое взаимодействие, межнациональный брак, межэтнические контак-
.
Как отмечает РА. Абдулатипов, Кавказ - это не только этнографический музей, как некоторые хотели бы его рассматривать в большей степени, Кавказ- понятие культурно-историческое. Оно формировалось , -
.
, -
пимость друг к другу. Духовно-нравственный потенциал кавказских народов настолько велик, что приблизил к своей культуре даже те народы, которые оказались здесь в процессе освоения территорий или борьбы за сферы влияния. Об этом свидетельствуют традиционная черкеска, обычаи, уклад жизни казаков Северного Кавказа.1
Адыгея выступает неотделимой частью Северо-. -ную удаленность от национальных республик Южного Федерального округа, которая объясняется отсутствием с ними административно-территориальных ,
ее социокультурный климат в отрыве от их духовной .
Для нашей эпохи важнейшей стала проблема на,
в рамках складывающегося единого социальноэкономического и геополитического пространства России. В конечном счете это открывает широту возможностей в плане сотрудничества народов Северно-. , ибо этнополитические процессы на Северном Кавказе, особенно после распада СССР, заметно обостри.
С новым статусом и приобретением государственности в составе Российской Федерации Адыгея стала на путь национального возрождения и развития. В новых социокультурных условиях происходит заметная переоценка ценностей. Народы стремятся к осознанию своего места среди рядом живущих на,
, , новых позиций подходит к обычаям и традициям, культурному наследию, языку.
Важным признаком нации как этносоциальной общности является язык. Его место, характер функ-
ционирования во многом определяется конкретной социально-политической ситуацией. Языки коренных
,
,
языка. В результате, в условиях новой языковой ситуации встала проблема правильного определения со-циально-куль^рных функций каждого из языков. Наряду с традиционным национально-русским стало активно развиваться русско-национальное двуязычие, что создало условия для взаимопроникновения культур, их диалога, межнациональной толерантности.2
По мнению М.А. Меретукова, народы сообща строят свою жизнь, в силу этого они находятся в мно-,
этнические контакты порождают межнациональные , -моотношений между различными национальностями.
Процессы этнической консолидации народов Адыгеи создали благоприятную среду для заключения межэтнических браков, интенсивность которых зависит от социально-экономических факторов, внут-риэтнических процессов и межэтнических контак-тов.Они выступают в качестве одного из наиболее радикальных путей включения в этнос «чужеродных элементов и одной из форм их проявления»3.
Создавшаяся в Адыгее тяжелая социально,
находит отражение в национально-смешанных бра,
трудности. Перемены в социальной структуре рос,
, ,
, .
Однако в Адыгее, проблемы, связанные с националь-
,
, -
бытовой жизни не обходятся без определенных на.
Вместе с тем, народы Республики Адыгея сумели найти в себе мужество и глубокий здравый смысл
, -
, , национальные проблемы. В этих условиях, межнациональные браки продолжают свое развитие, хотя
они сталкиваются с немалыми препятствиями, тормозящими их количественный рост, но приостановить их дальнейший ход не могут никакие жизненные об-
4
.
Обострившиеся в разных регионах страны проблемы в сфере межнациональных отношений имеют свои причины и особенности, разные аспекты- исторические, экономические, социальные, демографические и т.д.Думается, что одним из наиболее эффективных способов их решения является возврат к иде.
Как полагает А.Ю. Шадже, интернационализм не учреждается, не внедряется приказами, инструкциями. Интернационализм растет как дерево, набирает , , , беречь его надо каждый день и час, поливая его корни живительной влагой сердечного отношения к соседу, готовностью поддержать его в горький час, быть ему опорой.5
В современной Адыгее наблюдаются две противоречивые тенденции: с одной стороны, имеет место рост национального самосознания, с другой, углубляются процессы интернационализации. Важно по, ,
, -
гцую роль в процессе интернационализации всех сфер , -нальных проблем необходим подход, предполагающий учет всех психологических особенностей наций, народностей и национальных групп.
Примечания:
1. Абдулатипов Р. Было ли безумием, живя в общекавказском доме, разрушать его / Советская Адыгея, 1994, 19 июля - №138.
2. Афасижев Т.И., Шхапацева, М.Х. Межнациональное согласие: поиск путей его утверждения / Т.И. Афасижев,
. . // -зации. Тезисы Всероссийской науч.-практич. конф. -Майкоп, 2003. - С. 52.
3. Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография. - М., Наука, 1973. -С.117.
4. Меретуков, М.А. Межнациональный брак как форма проявления межнациональных отношений / МЛ. Меретуков // Северный Кавказ: национальные отношения. Сб. статей. - Майкоп, 1992. - С.220-221.
5. Шадже, А.Ю. Гармонизация межнациональных отношений / А^. Шадже // Майкоп, 1990.^ыгейское отделение краснодарского книжного изд-ва. - С. 63.