Научная статья на тему 'Анализ доминирующих тенденций в трансформации этнической идентичности населения Карачаево-Черкесии'

Анализ доминирующих тенденций в трансформации этнической идентичности населения Карачаево-Черкесии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
181
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДОМИНИРУЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Афасижев Туркубий Индрисович, Тхагапсова Ирма Борисовна

В статье прослеживаются этапы этнокультурных процессов, происходящих среди малых этносов (на примере Карачаево-Черкессии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ доминирующих тенденций в трансформации этнической идентичности населения Карачаево-Черкесии»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.35:39 ББК 63.521(=602)

А 94

Т.И. Афасижев, И.Б. Тхагапсова

Анализ доминирующих тенденций в трансформации этнической идентичности населения Карачаево-Черкесии

Аннотация:

В статье прослеживаются этапы этнокультурных процессов, происходящих среди малых этносов (на примере Карачаево-Черкессии).

:

, , -

модействие; ценностная ориентация.

В происходящих на современном этапе этнокультурных процессах заслуживают серьёзного внимания из, -. -

,

них силы для самосохранения, выживания и развития. Продолжающийся и неослабевающий тотальный кризис, сопровождающийся межнациональными конфронтация, , можно было бы решать назревшие проблемы. В сущности, это процесс «перекодирования проблемы социального взаимодействия в проблему культурной совместимости» [2].

В предлагаемой статье предпринята попытка анализа доминирующих тенденций в трансформации этнической и культурной идентичности представителей ряда этнических групп Карачаево-Черкесии.

В республике не однозначна ситуация в контексте «права человека - права этноса». Примером тому может служить тот факт, что имеется весьма сомнительная возможность избрать руководителем республики представителя своей национальности у представителей малочис-, -Черкесии отдельно не оговорены их права Данное противоречие проявилось в 1999 году в ходе первых всенародных выборов главы Карачаево-Черкесии.

Не менее противоречива также ситуация с естественным стремлением личности, этноса к возрождению и развитию своей этнической культуры и осознанием объективной необходимости укрепления единства республики на основе возрождения и равноправного развития национальных культур других этносов. Этнокультурные векторы развития здесь характеризуются противоречи-,

, -

требностью сохранения своей самобытности» [1].

Культура в современной Карачаево-Черкесии испытывает на себе жёсткое воздействие рынка, коренной смены тенденций общественного развития. Слом старой

, -

тром и регионами привели к росту самостоятельности и появлению региональной политики в данной сфере. Вместе с тем, деидеологизация культуры, ликвидация партийного всевластия оказали неоднозначное влияние на

.

творческого самовыражения и инициативы, радикальные перемены лишили культуру системности и патерналист, .

Для характеристики распределения ценностных позиций населения КЧР автором проведено социологиче-,

более 500 респондентов, представителей различных этнических общностей и возрастов. Анкетированием затронут , , культуры своего и соседних народов, а также факторы, влияющие на интеграционные и дезинтеграционные процессы в межэтническом взаимодействии.

По результатам исследования для большинства опрошенных наиболее приемлемыми являются дружеские отношения с представителями других народов, многие согласны поддерживать добрососедские отношения. При этом только 8% из числа опрошенных считают возможным для себя вступить в брак с представителями других . -

понденты русской национальности. Таким образом, мож-, -

ция между народами республики. Но многовековое проживание на одной территории привело к появлению сходства в общественном укладе, культуре и верованиях,

-

( , , , , и др.). При этом, можно обнаружить интересную закономерность: «вну^енние интегралистские свойства передаются другим в ходе взаимодействия, взаимно обогащая , . -

, , служит общим защитным механизмом» [3].

Характеристика межэтнических отношений

Таблица 1

Показатель отношения Национальный состав (в % от общего количества опрошенных)

Абазины Карачаевцы Ногайцы Русские Черкесы Др. нации

Вас устраивает то, что Вы живёте в многонациональном регионе? скорее да, чем нет 75 89,2 66,7 58 81 87,5

нет 14,2 3 9,7 4 2,4 4,2

хотел бы жить только с представителями своей национальности 10,7 7,7 20,3 32 10,8

другой вариант ответа 7,1 - 3,3 6 3,8 8,3

Какие отношения приемлемы для Вас с людьми другой национальности? брачные 21,5 9,4 6,8 0,2 3,8 33,3

дружеские 71,4 61,5 46,6 52 43,4 46,5

добрососедские 7,1 23 46,6 47,8 47,2 14,2

другие 7,1 6,6 6

Как влияет мнение окружающих на Ваше отношение к представителям других на? , линию моего поведения 18,5 20 20 7,6 8,3

не влияет 96,4 78,5 66,6 68 88,4 83,4

другой вариант ответа 13,6 3 13,4 2 4 8,3

Влияет ли деятельность общественных организаций на формирование толерантности в межнациональных отношениях?

влияет отрицательно 21,4 30,7 40 - 51,5 4,2

влияет положительно 28,6 13,8 10 70 10,3 66,6

влияния не оказывает 50 50.9 46,6 26,6 21 29,2

другой вариант ответа 4,6 3,4 3,4 17,2 -

Процесс национальной идентификации этносов выявляет социальные функции культуры, способствующие их сохранению и выживанию. Никто, на наш взгляд, не может оспаривать тот, что «кавказская идентичность -это способность кавказских народов осознавать свое со-

» [4]. Наиболее важным критерием национальной идентификации, по мнению опрошенных, является язык, затем историческая судьба, на третьем месте - религия, традиции, территория.

Таблица 2

Национальная идентификация этносов как основа диалога культур

Показатель принадлежности Национальный состав (в % от количества оп юшенных)

Абазины Карачаевцы Ногайцы Русские Черкесы Др. нации

Ваше отношение к своей национальности: спокойное 78,5 29,3 46,6 76 17 37,5

испытываю гордость 21,5 70,7 44,4 20 83 45,8

Основание причисления себя к своей национальности: по религии 3,6 6,3 0,2 29 2 16,6

общая историческая судьба 32 4,6 80,1 12,7 60,3 25

язык 53,5 53 10,4 42 28,3 41,6

обычаи, традиции 7,2 17,7 9,3 10,3 9,4 4,1

общая территория 3,7 19,5 - 4 - 12.7

Характеристика людей своей национальности: открытые, надёжные 74,3 69,2 33,3 47 79,2 41,7

хитрые, изворотливые - 9,2 9,7 4,6 1,8 8,3

ленивые, пассивные 9,4 7,8 26,6 10,3 9,3 16,6

предприимчивые, деловые 16,3 13,8 30,4 38,1 9,7 33,4

Данные таблицы № 2 обозначили такую характерную черту для представителей кавказских этносов как эмоционально положительная оценка представителей своего народа. Отношение к своей национальности, в основном, характеризуется как спокойное, наблюдается даже некоторая самокритичность респондентов, довольно высокая степень толерантности и готовность к диалогу. Индикаторами позитивной этнической идентичности служили ответы респондентов на вопросы о готовности вступать в дружеские и деловые контакты с людьми других национальностей, а также суждения, свидетельствующие о позитивном отношении не только к собствен, . Предпочтение именно позитивной этнической идентичности говорит о высокой значимости для респондентов собственного этнокультурного окружения и, одновременно, об открытости в межэтнических контактах, а также служит весомой предпосылкой интеграционных процессов в КЧР.

Подводя итоги социологического исследования, можно сделать следующие выводы:

1. -КЧР не претерпели значительных изменений и являются отражением социокультурных особенностей других республик Северного Кавказа, «сочетающих в себе элементы традиционного и современного (информационного, по-

, -

го обществ» [5].

2.

структуре самоидентификации создает широкие перспективы для отношений сотрудничества на межэтническом уровне и является дополнительным фактором для интеграции народов республики и формирования единой культурно-исторической общности.

3.

-

многонанациональном обществе заметную роль и стать его консолидирующей основой.

Примечания:

1. Барулин В.С. Российский человек в XX в. Потери и обретения себя: Монография.- СПб.: Алегейя, 2000. - С.392.

2. Глухова АН. Социокультурный конфликт как фактор современного политического процесса // Логос. 2005. - №4.- С.189.

3. Мнацаканян МЛ. Нации и национализм. - М.: Юнити-Дана, 2004. - С.148.

4. Шадже А.Ю. Этнические ценности как философская проблема. - М.: Российское философское общество. - Майкоп, 2005.

- С.80.

5. Щербина Е.А. Карачаево-Черкесия: постсоветский период // Кавказский регион пути стабилизации: Материалы международной научной конференции. - Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского университета, 2004.-1271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.