Научная статья на тему 'Особенности международного сотрудничества в области науки и образования'

Особенности международного сотрудничества в области науки и образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное сотрудничество / наука / образование / исследователи / иностранные абитуриенты / патенты / совместные проекты / international cooperation / science / education / researchers / foreign entrants / patents / joint projects
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности международного сотрудничества в области науки и образования»

Михейкина Л. А.

к.э.н., старший преподаватель кафедры статистики Российского экономического университета

mikheykina.la@rea.ru

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ

НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: международное сотрудничество, наука, образование, исследователи, иностранные абитуриенты, патенты, совместные проекты.

Keywords: international cooperation, science, education, researchers, foreign entrants, patents, joint projects.

В условиях рыночной экономики знания являются товаром и играют решающую роль в конкурентной борьбе между организациями. В связи с этим, особое значение приобретает деятельность в области международного сотрудничества между Россией и другими странами мира в области науки и образования. Данный вид деятельности является одним из приоритетных направлений Министерства науки и образования Российской Федерации. Ст.105 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 217-ФЗ1 гласит, что международное сотрудничество в области науки и образования в стране должно осуществляться по следующим основным направлениям:

1. расширение возможностей граждан, в том числе и иностранных для получения доступа к образованию;

2. координация взаимодействия Российской Федерации с международными организациями и другими странами по развитию образования;

3. совершенствование внутригосударственных и иностранных механизмов развития образования.

Для того чтобы определить, насколько эффективно осуществляются перечисленные выше направления, нами были проанализированы основные показатели, характеризующие деятельность по международному сотрудничеству и позволяющие определить насколько эффективной она является. В соответствии с данными, опубликованными в статистическом сборнике «Индикаторы образования: 2016», нами была составлена таблица с темпами прироста показателя численности иностранных студентов, обучающихся по программам среднего и высшего образования в Российской Федерации за период с 2011 по 2015 гг.2 (табл. 1).

Таблица 1

Темпы прироста численности иностранных студентов, обучающихся по программам

среднего и высшего образования

Показатель 2011/2012 уч. г. 2012/2013 уч. г. 2013/2014 уч. г. 2014/2015 уч. г.

Темп прироста обучающихся по программам среднего образования, % 16,67 15,54 169,74 -16,23

Темп прироста обучающихся по программам высшего образования, % -0,87 7,59 19,87 9,19

Средний темп прироста обучающихся по программам среднего и высшего образования, % 10,75 11,49 79,82 -4,4

Большая часть иностранных студентов являются выходцами из бывших стран Советского союза, поэтому и прирост числа иностранных студентов происходит исключительно за счет увеличения этой категории. Абсолютный прирост численности обучающихся в 2011/2012 уч. г. составил 1003 чел. (10,75%), а в 2012/2013 уч. г. данный показатель вырос на 14,3 тыс. чел. или на 11,49%. В 2013/2014 уч. г. наблюдался существенный прирост количества иностранных студентов на 79,82% в среднем, что составило 61,858 тыс. чел. Связано это было с тем, что в декабре 2012 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который определил международное сотрудничество как одно из основных направлений деятельности образовательных учреждений. По данным Института статистики ЮНЕСКО по рассматриваемому показателю Российская Федерация вошла в Топ-10 и заняла 6 место3. Но уже в 2014/2015 уч. г. мы наблюдаем отрицательный прирост численности иностранных обучающихся, на что особым образом повлияли санкции, введенные против нашей страны в 2014 году. На мнение студентов о выборе страны для получения образования повлияли такие факторы, как безопасность в стране, международная аккредитация программ, перспективы трудоустройства, уровень жизни, гранты и стипендии. В связи с тем, что иностранные

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). - http://base.garant.rU/70291362/14/#ixzz4RUb8aDgW

2 Индикаторы образования: 2016: статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева и др.; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 320 с.

3 Санкции и российское образование. - http://tass.ru/opinions/1597457

СМИ мало внимания уделяют российскому образованию и достижениям российской науки, а на сайтах посольств информация является неполной, а часто и устаревшей, иностранные абитуриенты не получили достаточный объем информации о том, что может предложить Россия на рынке образовательных услуг. А введенные санкции усугубили данное положение, тем самым мы получили отрицательное значение прироста иностранных студентов за рассматриваемый период.

Дальневосточный федеральный округ Сибирский федеральный округ Уральский федеральный округ Приволжский федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ Южный федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Центральный федеральный округ

О, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90. ■2012 и2013 *2014 "2015 Рисунок 1.

Изменение удельного веса исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей, направленных на стажировку в зарубежные научные организации1

Также, чтобы оценить расширение возможностей граждан, в том числе и иностранных для получения доступа к образованию, мы проанализировали изменение удельного веса исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей, отправленных на стажировку в зарубежные научные организации за период 2012-2015 гг. по федеральным округам Российской Федерации (кроме Крымского ФО). В соответствии с данными рисунка 1, можно сделать вывод о том, что практически по всем Федеральным округам наблюдается спад показателя в 2014 году, что так же связано с геополитической обстановкой в стране.

Проанализировав структуру внутренних затрат на исследования и разработки из средств иностранных источников (зарубежных организаций) (рис. 2) можно отметить, что за рассматриваемый период к 2014 году в структуре внутренних затрат из средств иностранных источников увеличилась доля средств международных организаций и сократилась доля средств прочих зарубежных организаций.

пр оч их зарубежных организаций |

организаций предпринимательского сектора зарубежных стран

государственных организаций зарубежных стран |

международных организаций |

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% ■ 2012 ■ 2013 "2014 Рисунок 2.

Структура внутренних затрат на исследования и разработки из средств иностранных источников

(зарубежных организаций)

Динамика поданных патентных заявок за период с 2005 по 2014 год говорит о том, что в среднем наблюдается рост количества поданных заявок иностранными заявителями (средний темп прироста показателя - 10,4%). При этом количество поданных заявок российскими заявителями за рассматриваемый период увеличилось в среднем на 4%. Таким образом, структура поданных заявок меняется в сторону иностранных заявителей2 (рис. 3), что является не са-

1 Федеральная служба государственной статистики. - http://www.gks/ru

2 Статистика науки и образования. Вып. 2. Результативность научных исследований и разработок: информационно-статистический материал / Е.В. Березина, А.В. Кольцов, К.В. Лебедев, Н.А. Плужнова, Л.В. Прохорова. - http://csrs.ru/archive/stat_ 2016_efficiency/2016_efficiency .pdf

мым положительным моментом для российских исследователей. Данная тенденция может отрицательно повлиять на внутренний рынок страны в связи с тем, что на рынке может появиться сходная продукция иностранных производителей.

100% 98% 96% 94% 92% 90% 88%

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 ■ отечественными заявителями I ииностранными заявителями

Рисунок 3.

Динамика поданных патентных заявок в России

Международное сотрудничество в области науки и образования является основой для стабильного экономического роста страны в связи с тем, что позволяет создать такие механизмы и методы взаимодействия, которые будут способствовать обмену опытом и выявлению наилучших вариантов решений глобальных проблем. Так между Россией и Китайской Народной Республикой ведется давнее плодотворное сотрудничество в области образования, также реализуется ряд проектов и программ в разных направлениях, проводятся совместные конференции, семинары и круглые столы. В 2009 и 2010 гг. были проведены годы русского и китайского языков. На текущий момент установлено свыше 900 партнерских связей между вузами нашей страной и Китаем. Развивается сотрудничество и со странами СНГ, реализуются совместные проекты, программы, выполняются гранты на актуальные темы.

Спрос на услуги высшего образования формируется под влиянием факторов активности учреждений науки и образования. Гибкость реагирования на условия внешней среды вуза, использование механизмов воздействия на формирование спроса населения на образовательные услуги, стали необходимым условием для конкурентоспособного функционирования в современных рыночных отношениях. В свою очередь, выбор мероприятий, направленных на формирование спроса, должен базироваться на актуальной эмпирической базе. На наш взгляд, чтобы следовать основным направлениям развития науки и образования, нужно развивать следующие элементы международного сотрудничества: заключать договора на совместные проекты с транснациональными корпорациями и другими университетами, развивать программы обмена студентами, привлекать известных преподавателей и ученых в образовательную деятельность, увеличить информационную доступность для иностранных абитуриентов. Перечисленные мероприятия позволят не только увеличить координацию взаимодействия с международными организациями, но и совершенствовать внутригосударственные и иностранные механизмы развития образования и повысить конкурентоспособность отечественных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.