Научная статья на тему 'Актуальные проблемы и перспективы целевого приема в вузы Оренбургской области'

Актуальные проблемы и перспективы целевого приема в вузы Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗЫ / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЦЕЛЕВОЙ ПРИЕМ / ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / UNIVERSITIES / ORENBURG REGION / TARGET ADMISSION / TARGET EDUCATION / PROBLEMS / PROSPECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луцай Елена Дмитриевна, Садовая Светлана Александровна

Целевой прием и целевое обучение в государственных вузах в Российской Федерации позволяет реализовать право на высшее образование выпускникам школ и профессиональных образовательных организаций. Он призван уменьшить кадровый дефицит и диспропорцию, возникающую на рынке труда, в целом обеспечить социально-экономическую сферы Оренбургской области кадрами. По итогам изучения структуры заявок на целевое обучение за период с 2014 по 2017 годы и особенностей целевого приема в вузы, расположенные на территории Оренбургской области определен «коэффициент полезного действия целевого приема» в разрезе муниципальных образований, наиболее востребованные направления подготовки. Отмечается общее снижение количества заявок на целевое обучение за 2014-2017 год на 3%. Структурный анализ причин выявил прирост заявок в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» по специальности «Лечебное дело». Увеличение заявок в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» связано с появлением направлений с двумя профилями подготовки. Снижение количества заявок на целевое обучение в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет» связано с преобладание в сельском хозяйстве частных предприятий и низкий престиж абитуриентов аграрных направлений подготовки (специальностей). Коэффициент полезного действия целевого приема в 2017 году составил в среднем 44,5%. Таким образом, что в работе муниципальных образований не всегда уравновешивается соотношение между количеством заявок и «качеством» отбора мотивированных абитуриентов, претендующих на целевое обучение. Отмечены несовершенство законодательного регулирования минимальной меры социальной поддержки, оказываемые обучающимся по целевой квоте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Луцай Елена Дмитриевна, Садовая Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of improving the legal framework that is designed to regulate relations of targeted admition, employment and, in general, staffing in the Orenburg region is relevant. The purpose of the study was to identify the specifics of the organization of targeted admission to universities in the Orenburg region. 2 528 applications for the period from 2014 to 2017 from municipalities were studied. The “efficiency of targeted admission” indicator was determined in the context of municipal entities, the most popular areas of training. There is a general decrease in the number of applications for targeted training for 2014-2017 by 3%. Structural analysis of the causes revealed an increase in applications in the Orenburg State Medical University, “Medicine”. The increase in applications to the Orenburg State Pedagogical University is associated with the emergence of directions with two training profiles. The decrease in the number of applications for targeted admition to the Orenburg State Agrarian University is due to the predominance of private enterprises in agriculture and the low prestige of entrance to agricultural training areas. The efficiency of the target admission in 2017 was about 44.5%. During the work of municipal entities, the ratio between the number of applications and the severity of the selection of applicants applying for targeted education is not always balanced. There is a need for legislative regulation of the minimum social support provided to students on the target quota.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы и перспективы целевого приема в вузы Оренбургской области»

УДК 378.6(470.56):378.141

Луцай Е.Д., Садовая С.А.

Министерство образования Оренбургской области, г Оренбург, Россия [email protected]; [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦЕЛЕВОГО ПРИЕМА В ВУЗЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Целевой прием и целевое обучение в государственных вузах в Российской Федерации позволяет реализовать право на высшее образование выпускникам школ и профессиональных образовательных организаций. Он призван уменьшить кадровый дефицит и диспропорцию, возникающую на рынке труда, в целом обеспечить социально-экономическую сферы Оренбургской области кадрами. По итогам изучения структуры заявок на целевое обучение за период с 2014 по 2017 годы и особенностей целевого приема в вузы, расположенные на территории Оренбургской области определен «коэффициент полезного действия целевого приема» в разрезе муниципальных образований, наиболее востребованные направления подготовки.

Отмечается общее снижение количества заявок на целевое обучение за 2014-2017 год на 3%. Структурный анализ причин выявил прирост заявок в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» по специальности «Лечебное дело». Увеличение заявок в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» связано с появлением направлений с двумя профилями подготовки. Снижение количества заявок на целевое обучение в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет» связано с преобладание в сельском хозяйстве частных предприятий и низкий престиж абитуриентов аграрных направлений подготовки (специальностей). Коэффициент полезного действия целевого приема в 2017 году составил в среднем 44,5%.

Таким образом, что в работе муниципальных образований не всегда уравновешивается соотношение между количеством заявок и «качеством» отбора мотивированных абитуриентов, претендующих на целевое обучение. Отмечены несовершенство законодательного регулирования минимальной меры социальной поддержки, оказываемые обучающимся по целевой квоте.

Ключевые слова: вузы, Оренбургская область, целевой прием, целевое обучение, проблемы, перспективы

Целевой прием и целевое обучение в государственных вузах является одной из отличительных характеристик системы высшего образования России [6, 7, 11, 13]. Он позволяет реализовать свое право на высшее образование с последующим трудоустройством выпускникам школ и профессиональных образовательных организаций [2, 3, 10, 12, 14]. В Российской Федерации целевой прием реализуется с 1995 года. Он изначально был регламентирован Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием».

Основные задачами, которые должен был решить целевой приема были определены следующими: 1) уменьшения кадрового дефицита возникшего в начале 90-х годов, 2) борьбы с диспропорцией, возникшей на рынке труда, 3) гарантированное трудоустройство выпускников вузов в организации, с которыми заключен договор о целевом образовании, 4) социальной поддержки граждан, заключивших договор о

целевом образовании (выплата стипендий, пособий, организация летней практики, на месте будущего трудоустройства студентов), выполнение контрольных цифр приема в образовательные организации высшего образования.

С принятием нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» произошло изменение требований ко всем сторонам целевого приема и целевого обучения.

Несмотря на наличие нормативно-правовой базы, призванной урегулировать отношения по целевому набору, подготовке кадров и их последующему трудоустройству для Оренбургской области проблема целевого приема очень актуальна.

Это обусловлено социально-экономическими особенностями Оренбуржья и исторически сложившейся структурой системы высшего образования региона.

На протяжении последнего времени организация целевого приема регулируется по-

становлением правительства Оренбургской области № 220-п «О целевой контрактной подготовке специалистов в государственных высших учебных заведениях Оренбургской области за счет средств федерального бюджета». С 2013 г. в основе организации приема лежит прогноз потребности рынка труда в кадрах. По данным анализа прогноза потребности ситуация на рынке труда говорит о нехватке педагогических и медицинских кадров.

Цель исследования: выявить специфику организации целевого приема в вузы Оренбургской области.

Предметом исследования является порядок взаимодействия с вузами для организации целевого приема.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- провести анализ организации целевого приема в вузах Оренбургской области;

- провести анализ организации отбора на уровне муниципальных образований кандидатов для участия в конкурсе на целевое обучение;

- выявить основные проблемы при формировании заявок на целевую подготовку;

- определить основные направления совершенствования процедуры организации целевого приема на уровне Оренбургской области.

Материалы и методы: Изучено 2 528 заявок, поступивших для участия в конкурсе на целевой прием за период с 2014 по 2017 годы в разрезе муниципальных образований и направлений подготовки (специальностей), реализуемых в вузах. Определен «коэффициент полезного действия целевого приема» в разрезе муниципальных образований, который отражает соотношение количества поданных для

участия в конкурсе заявок и число зачисленных на обучение в пределах квоты целевого приема. Расчеты проведены в программе для работы с электронными таблицами.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ количества заявок на целевой прием в вузы Оренбургской области за период с 2014 по 2017 годы показал, что наибольшее количество заявок для участия в конкурсе на целевой прием традиционно подается в Оренбургский государственный медицинский университет (таб.1).

Из таблицы видно, что общее снижение количества заявок за 2014-2017 год составило 3%, но такое незначительное колебание не отражает ситуации в разрезе образовательных организаций высшего образования.

В ФГБОУ ВО ОрГМУ прирост за изученный период составил 10%, в ФГБОУ ВО ОГПУ 68%, в ФГБОУ ВО ОГУ произошло снижение на 70%, в ФГБОУ ВО ОГАУ снижение на 23%.

Структурный анализ причин прироста (снижения) в разрезе направлений подготовки выявил, что в Оренбургский государственный медицинский университет традиционно являются востребованными специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия» [4].

Увеличение заявок в Оренбургский государственный педагогический университет связано с востребованностью направлений с двумя профилями подготовки, особенно «Педагогическое образование, профили иностранный язык (английский) и иностранный язык (второй)» [10, 12].

В Оренбургском государственном университете произошло снижение заявок на целевое обучение более чем в 3 раза за истекший период в связи с тем, что Министерство образования и науки Российской Федерации резко снизило, а в

Таблица 1 - Количество заявок для участия в конкурсе на целевое обучение 2014-2017 годы

Вуз 2014 2015 2016 2017

Оренбургский государственный медицинский университет 382 355 428 420

Оренбургский государственный педагогический университет 86 95 114 144

Оренбургский государственный университет 152 92 114 45

Оренбургский государственный аграрный университет 26 22 17 20

Всего: 652 569 678 629

последние годы не выделяло целевой квоты по укрупненной группе специальностей 38.00.00 «Экономика и управление» и 40.00.00 «Юриспруденция» [5].

Снижение количества заявок на целевое обучение в Оренбургский государственный аграрный университет связано с двумя причинами: 1. преобладание в сельском хозяйстве фермерских хозяйств и предприятий частного бизнеса, что не соответствует требованию федерального законодательства, предъявляемому к заказчику целевого приема; 2. отсутствие «популярности» у потенциальных абитуриентов профильных аграрных направлений подготовки (специальностей) [9].

Таким образом, во всех случаях одним из механизмов повышения «спроса» на технические и агарные специальности является активная профориентационная работа в муниципальных образованиях.

Анализ результатов приема-2017 в разрезе муниципальных образований выявил, что для поступления в ФГБОУ ВО ОрГМУ в 2017 году было подано свыше 400 заявок. Наибольшее количество заявок направили Соль-Илецкий городской округ - 16; г. Новотроицк - 36; г. Орск-60. Коэффициент полезного действия целевого приема составил менее 50%.

Традиционно наиболее востребованным направлениями стали «Лечебное дело» и «Педиатрия». Не востребованными направлениями стали «Фармация» и «Медико-профилактическое дело».

Заявок на целевое обучение в ФГБОУ ВО ОГПУ поступило свыше 140 (на 36 целевых мест). Наибольшее количество заявок подали: Кувандыкский городской округ - 10; Новоорский

район -13; г. Оренбург-22. Коэффициент полезного действия целевого приема в данных муниципальных образованиях составил менее 25%.

В ФГБОУ ВО ОГУ поступило 45 заявок. Наибольшее количество заявок было направлено от г. Оренбурга - 13. Коэффициент полезного действия целевого приема составил - 53%.

В ФГБОУ ВО ОГАУ была направлена заявка на 20 человек из 10 муниципальных образований (24%). Востребованным стали не профильные направления для «Техносфер-ная безопасность», «Землеустройство и кадастры».

Коэффициент полезного действия целевого приема в 2017 году составил в среднем 44,5% (таб. 2).

Таким образом, в работе муниципальных образований не всегда уравновешивается соотношение между количеством заявок и серьезностью отбора абитуриентов, претендующих на целевое обучение.

Все это показатель формального отношения к подготовке кадров и непонимания того, что спустя четыре или чуть более лет эти специалисты должны вернуться в район и начать лечить людей и учить детей, строить жилье или дороги и т.д.

В тоже время, в некоторых муниципальных образования по педагогическим направлениям подготовки и во всех района для отбора абитуриентов «целевиков» в ФГБОУ ВО ОрГМУ разработаны анкеты.

Например, для медицинского профиля они содержат критерии:

- участие абитуриентов в Оренбургской олимпиаде по биологии и химии «Первые шаги в медицину»;

Таблица 2 - Коэффициент полезного действия целевого приема в разрезе муниципальных образований в 2017 году

Муниципальное образование Подано заявок* Зачислено КПД

Соль-Илецкий городской округ 24 9 37,5

Оренбургский район 25 8 32

Шарлыкский район 25 12 48

г. Новотроицк 38 17 44,7

г. Орск 63 29 46,0

г. Оренбург 110 55 50

Всего 629 280 44,5

Примечание: * по всем направления подготовки во все вузы

- участие абитуриентов в вузовской учебно-практической конференции «Мы - молодые исследователи медико-биологических проблем».

- обучение по программе очной или заочной школы «Юный медик» и другие.

Для отбора по педагогическим направлениям конкурсный отбор проводится по следующим критериям:

1) хорошая и отличная успеваемость, участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, занятия в факультативах по профильным предметам;

2) высокий уровень мотивации к обучению в вузе и осознанный выбор специальности (по результатам профтестирования);

3) хорошее поведение и прилежание, участие в общественной жизни учебного заведения, города, спортивные достижения, культмассовая и организационная работа, участие в общественных и волонтерских движениях и т.п. (согласно характеристике);

4) принадлежность к категории лиц, нуждающихся в социальной поддержке;

5) принадлежность к числу слушателей довузовской подготовки соответствующего вуза.

Как показал анализ результатов поступления многие абитуриенты, направленные от районов, не прошли на уровне муниципального образования внутреннего отбора, что очередной раз доказывает о необходимости проведения качественного отбора абитуриентов.

Таким образом, в муниципальных образованиях проводится работа по отбору мотивированных абитуриентов, но она нуждается в формировании единых критериев отбора [1].

В 2017 году на федеральном уровне впервые был поднят вопрос об обеспечении педагогическими и медицинским кадрами моногородов, в том числе в Оренбургской области.

Министерством образования и науки Российской Федерации отдельной квоты целевого приема «Моногорода» в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» не установило. Соответственно вуз обязан проводил конкурс на целевые места в рамках установленной квоты, что не гарантировало зачисление абитуриентов из моногородов, которые набрали более низкие баллы ЕГЭ.

В тоже время от семи моногородов была подана 31 заявка, по итогам конкурса на целе-

вые места зачислено 7 человек. Кроме того, в рамках уже заключенных договоров из моногородов обучается 21 человек по педагогическим направлениям подготовки.

Министерством здравоохранения Российской Федерации была установлена отдельная квота по целевому приему для моногородов в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет». На конкурсной основе было зачислено семь студентов. Количество заявок из моногородов существенно превышало установленную (по 1 месту для моногорода) квоту.

Был проведен анализ мер материальной поддержки оказываемых муниципальными образованиями, так как обеспечение данной нормы позволяет судить о потребности в данном специалисте уже на момент поступления.

В договорах о целевом обучении, направленных абитуриентов от муниципальных образований для обучения в ФГБОУ ВО ОрГМУ данная норма выполняется в полном объёмы. Каждый договор содержит меры материальной поддержи (от 1,5 тыс. руб. и до 5,0 тыс. руб.).

В договорах о целевом обучении, направленных абитуриентов от муниципальных образований для обучения в ФГБОУ ВО ОГУ и ФГБОУ Во ОГАУ лишь 50 % договоров содержат материальной поддержки в виде стипендий (от 300 и до 1,5 тыс. руб.).

В договорах о целевом обучении, направленных абитуриентов от муниципальных образований для обучения в ФГБОУ ВО ОГПУ около 60% содержат материальные материальной поддержки в виде стипендий (от 300 до 1,5 тыс. руб.).

Возникает необходимость законодательного регулирования минимальной меры социальной поддержки, оказываемые обучающимся по целевой квоте [8].

Таким образом, реализация механизма целевого приема и обучения в вузы расположенные на территории Оренбургской области не смотря на несовершенство, связанное с нормативно-правовым регулированием решает важные социально-экономические задачи по удовлетворению потребности населения в высшем образовании и обеспечению региона кадрами.

24.08.2018

Список литературы:

1. Глущенко В .В. Философия политики повышения мотивации студентов вузов // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. - № 2. С. 83.

2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Анализ концептуальных подходов к целевой подготовке специалистов в среднем и высшем профессиональном образовании // Электронный научно-практический журнал «Молодежный научный вестник», 2017. - № 4. С.1-15

3. Короткова М.Н., Политика государства в сфере здравоохранения: проблема дефицита кадров // Политика и общество, 2016. -№ 7. С. 1008-1017.

4. Короткова М.Н., Социальная политика государства: о перспективах целевого приема в медицинских вузах России // Политика и общество, 2016. - № 5. С. 680-687.

5. Крылова Е.В., Ужва В.В. Особенности подготовки инженерных кадров в Российской системе образования для предприятий оборонно-промышленного комплекса (на примере ФГБОУ ВПО «МГИУ») // Современное образование: содержание, технологии, качество., 2014.- Т. 1., С. 75-79.

6. Ожиганова М.В. Организационно-правовые пробелы в реализации права на целевое поступление в вуз // образование, 2016. -№ 5. С. 18-26.

7. Путило Н. В., Целевой прием в вузы: история, вопросы и новые перспективы // Ежегодник российского образовательного законодательства, 2016., Т. 11. с. 30-50.

8. Селиверстова О.И. Правоприменительная практика в сфере целевой подготовки обучающихся // Право и образование, 2017. -№ 6. С. 21-27.

9. Туфанов А.О., Цыганова Н.А., Суровцева Ю.С Опыт и проблемы Санкт-Петербургского государственного аграрного университета при привлечении работодателей к реализации профильных образовательных программ // Современное образование: содержание, технологии, качество., 2016. - Т. 2. С. 129-132.

10. Федоров А.А., Моделирование процессов целевого обучения и трудоустройства в системе педагогического образования // Психологическая наука и образование , 2015. - Т. 20. С.93-98.

11. Филющенко Л.И., Целевое обучение и целевой прием: правовые аспекты // Право и образование. - М.: НОУ СГА, 2015, - № 1. С. 25-35.

12. Barrow R., Teacher education: Theory and Practice // British journal of educational studies. - 1990. Vol. 38. № 41. P. 308-318/

13. Education and development / Ed. By R. Garret. Lnd., 1984. 276 p.

14. University Education as a Pathway to Innovation Perspective on Building Students Innovation Capabilities in Sino-European Education Set-up // Aikaterini Bagiati at all // Journal of the European Higher Education Area, 2017 // https://www.ehea-journal.eu

Сведения об авторах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Луцай Елена Дмитриевна, начальник отдела науки, координации деятельности вузов министерства образования Оренбургской области, профессор кафедры анатомии человека Оренбургского государственного медицинского университета,

доктор медицинских наук, доцент E-mail: [email protected]

Садовая Светлана Александровна, консультант отдела науки, координации деятельности вузов министерства образования Оренбургской области, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Оренбургского государственного университета, кандидат биологических наук E-mail: [email protected]

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.