Научная статья на тему 'Особенности международно-правового признания независимой Украины'

Особенности международно-правового признания независимой Украины Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1529
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / ИНСТИТУТ ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МіЖНАРОДНЕ ПУБЛіЧНЕ ПРАВО / іНСТИТУТ ВИЗНАННЯ ДЕРЖАВ / МіЖНАРОДНі ВіДНОСИНИ / PUBLIC INTERNATIONAL LAW / INSTITUTE OF RECOGNITION OF STATES / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дурсунов Р. М.

В статье исследуется становление Украинского государства как субъекта международного права, выявляются особенности этого процесса. Актуальность темы связана с необходимостью изучения института международно-правового признания на примере Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF INTERNATIONAL LEGAL RECOGNITION OF INDEPENDENT UKRAINE

This article overviews the formation of Ukrainian state as a subject of international law and defines main features of this process. Relevance of the theme associated with necessity on research of institute of international legal recognition on the example of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Особенности международно-правового признания независимой Украины»

УДК 341.211(477)

Р. М. Дурсунов,

соискатель при кафедре международного права Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ПРИЗНАНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ УКРАИНЫ

В статье исследуется становление Украинского государства как субъекта международного права, выявляются особенности этого процесса. Актуальность темы связана с необходимостью изучения института международно-правового признания на примере Украины.

Ключевые слова: международное публичное право, институт признания государств, международные отношения.

После распада СССР перед Украиной стоит вопрос ее международно-правового признания. После обретения ею независимости государствотворческие процессы происходили в крайне сложных и неблагоприятных условиях, связанных прежде всего с тяжелым грузом проблем, полученных страной в наследство от СССР. Особое место в развитии отношений с международным сообществом занимает соблюдение международных договорных обязательств и нераспространение ядерного оружия.

Цель данной статьи - исследовать становление Украинского государства как субъекта международного права и выявить особенности этого процесса. Актуальность темы вызвана необходимостью изучения института международно-правового признания на примере Украины.

Первым документом, заложившим фундамент для утверждения Украины как нового субъекта международного права, является Декларация о государственном суверенитете Украины, принятая Верховной Радой УССР 16 июля 1990 г. Этим правовым актом провозглашались государственный суверенитет Украины, верховенство, самостоятельность, полнота и неделимость власти в Республике в пределах ее территории и равноправие во внешних отношениях. Это был первый шаг к международному признанию Украины как государства, а значит, и как субъекта международного права. В документе было сказано, что Декларация является основой для новой Конституции, законов Украины и определяет позиции Республики при заключении международных соглашений [4].

Статья Х Декларации «Международные отношения» гласит: «Украинская ССР как субъект международного права осуществляет непосредственные сношения с другими государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами, участвует в деятельности международных организаций в объеме, необходимом для эффективного обеспечения национальных интересов Республики в политической, экономической, экологической, информационной, научной, технической, культурной и спортивной сферах.

Украинская ССР выступает равноправным участником международного общения, активно содействует укреплению всеобщего мира и международной безопасности, непосредственно принимает участие в общеевропейском процессе и европейских структурах.

Украинская ССР признает превосходство общечеловеческих ценностей над классовыми, приоритет общепризнанных норм международного права перед нормами внутригосударственного права» [4].

В статье IV «Гражданство Украинской ССР» указано, что «... всем гражданам Украинской ССР гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией Украинской ССР и нормами международного права, признанными Украинской ССР» [4].

Благодаря принятию Декларации мировое сообщество получило возможность убедиться в том, что политика независимой УССР будет основана на признании основных принципов международного права.

Акт провозглашения независимости Украины, принятый Верховной Радой УССР 24 августа 1991 г., имеет большое значение, ибо именно в нем были провозглашены независимость Украины и создание самостоятельного государства Украины «исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и иными международно-правовыми документами » [8].

В текст этого Акта включено положение, что на территории имеют силу "исключительно Конституция и законы Украины". При этом не было указано на признание ею международных договоров. Эта ошибка впоследствии была устранена сначала Законом "О правопреемстве Украины" от 12 сентября 1991 г., в котором говорилось, что "Украина является правопреемником прав и обязанностей по международным договорам СССР, не противоречащим Конституции Украины и интересам республики" [7],

а затем специальным Законом "О действии международных договоров на территории Украины" от 10 декабря 1991 г., согласно которому заключенные и надлежащим образом ратифицированные Украиной международные договоры составляют неотъемлемую часть ее национального законодательства и применяются в порядке, предусмотренном для норм последнего» [5]. На сегодня этот Закон утратил силу на основании введения в действие Закона «О международных договорах Украины» от 29 июня 2004 г. [6].

Рассматривая вопрос правосубъектности Украины, стоит обратить внимание на следующие положения Закона «О правопреемстве Украины»:

- Украина подтверждает свои обязательства по международным договорам, заключенным Украинской ССР до провозглашения ее независимости;

- Украина дает согласие на обслуживание внешнего долга Союза ССР по состоянию на 16 июля 1990 г. в части, определяемой отдельным межгосударственным соглашением;

- Украина гарантирует обеспечение прав человека каждому гражданину независимо от национальной принадлежности и других признаков в соответствии с международно-правовыми актами о правах человека [7].

1 ноября 1991 г. Верховная Рада Украины, руководствуясь Всеобщей декларацией прав человека и ратифицированными Украиной международными пактами о правах и свободах личности, приняла Декларацию прав национальностей Украины. В преамбуле этого документа говорится, что «Верховная Рада Украины ... , стремясь к утверждению в независимой, демократической Украине священных принципов свободы, гуманизма, социальной справедливости, равноправия всех этнических групп народа Украины ... , принимает эту Декларацию ...» [1]. Правовой целью последней было закрепление во внутригосударственном праве принципа национального равенства и запрета дискриминации по национальному признаку. Согласно Декларации Украина приняла на себя обязательства перед всеми гражданами независимо от их национальности, гарантировать: а) равные политические, экономические, социальные и культурные права; б) право на сохранение их традиционного расселения; в) право свободного пользования родными языками во всех сферах общественной жизни, включая образование, производство, получение и распространение информации; г) право исповедовать свою религию, использовать национальную символику, отмечать свои национальные праздники; д) право создавать свои культурные центры, общества, землячества, объединения; е) право на свободные контакты со своей исторической родиной [1].

Обращение Верховной Рады Украины к парламентам и народам мира от 5 декабря 1991 г. было направлено на международное признание государства. От имени Украинского народа в нем сказано: «Украина, одно из государств-основателей Организации Объединенных Наций, в полном соответствии с целями и принципами Устава ООН будет направлять свою внешнюю политику на укрепление мира и безопасности в мире, на активизацию международного сотрудничества в разрешении экологических, энергетических, продовольственных и иных глобальных проблем. Внешняя политика Украины будет базироваться на общепризнанных принципах международного права.

Украина как европейское государство готова присоединиться к хельсинкскому Заключительному акту, Парижской хартии и других документов СБСЕ. Она призывает парламенты и правительства стран-участниц СБСЕ поддержать ее намерение стать непосредственным и полноправным участником общеевропейского процесса, участвовать в иных европейских структурах.

Украина готова установить с другими государствами дипломатические отношения и строить двусторонние отношения с ними на принципах равноправия, суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, признания территориальной целостности и нерушимости существующих границ.

Украина не будет ядерной державой. С этой целью Украина намерена вступить в переговоры со всеми заинтересованными государствами для заключения международных соглашений... Украина намерена присоединиться к Договору 1968 года о нераспространении ядерного оружия как неядерное государство и заключить с МАГАТЭ соответствующее соглашение о гарантиях его соблюдения » [2].

Фундаментальным документом для развития международно-правовых отношений и формирования внешней политики является Конституция Украины. Государственное устройство и принципы деятельности Украинского государства, нашедшие отражение в Основном Законе, находятся в полном соответствии с положениями и принципами современного международного права, выраженными в Уставе ООН.

В частности, провозглашение в статьях 1 и 2 Конституции Украины [3] как суверенного государства обусловливает ее суверенное равенство в международном сообществе, основанное на положении п. 1 ст. 2 Устава ООН, что эта "организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов" [9].

Положения ст. 3 Основного Закона, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью, полностью отвечают требованиям современного международного права, изложенным во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. в развитие и реализацию одной из важнейших

задач, сформулированных в Уставе ООН, "вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчины и женщины и в равенство больших и малых наций" [9].

Регламентации прав и свобод человека, сформулированных в важнейших международных правовых актах, Конституция посвящает раздел II "Права, свободы и обязанности человека и гражданина", где из 67 статей 63 провозглашают исключительно права и свободы граждан Украины. Эти нормы Основного Закона представляют собой имплементацию международных правовых норм.

Чрезвычайно важным в вопросе связи Конституция Украины с международным правом является положение ее ст. 9, в которой говорится: «Действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины». Этим положением Основной Закон признает в Украине примат международного права, что, в свою очередь, наряду с иными конституционными положениями характеризует ее как демократическое и правовое государство. Статья 18 Конституции гласит: "Внешнеполитическая деятельность Украины направлена на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества на основе общепризнанных принципов и норм международного права ". Этой нормой подчеркивается признание Украиной координирующей роли международного права и ее стремление поддерживать и развивать свои международные связи на началах мирного сотрудничества.

Все рассмотренные документы свидетельствуют о стремлении Украины получить международное признание и стать полноправным участником международных правовых отношений. Одним из факторов такого признания стало подтверждение со стороны Украины преданности принципам международного права.

На протяжении 3-х месяцев после провозглашения независимости Украину как суверенное государство признали более 140 стран мира. Одними из первых это сделали Польша, Канада, США, Италия, Бельгия, Индия, Япония, Китай, Австралия, страны Латинской Америки, Скандинавии. В течение 19921993 гг. Украина вступает в непосредственные дипломатические связи с США, Канадой, Польшей, Германией, Францией, Китаем, Россией, Казахстаном, странами Балтии, Скандинавии и др. В июле 1992 г. состоялся визит Президента Украины во Францию, во время которого Украина присоединилась к Парижской Хартии для новой Европы и был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами. В этот период Украина стала членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, впоследствии - ОБСЕ), многих международных организаций, в частности, Всемирного банка и Международного Валютного Фонда.

В 1992 г. Украина заявила о намерении стать членом Совета Европы. А в июле этого же года начала участвовать в международной миротворческой деятельности, направив национальный контингент для участия в операции ООН по поддержанию мира в бывшей Югославии (г. Сараево).

В октябре 1992 г. было подписано решение об участии государств - участников СНГ в договоре между СССР и США «О ликвидации ракет средней и малой дальности».

Подводя итоги внешней политики Украины с момента провозглашения ее независимости, необходимо отметить, что за это время, несмотря на все неурядицы и проблемы, были достигнуты значительные результаты. Главным из них, безусловно, является то, что Украина состоялась как независимое государство, как общепризнанный субъект международных отношений. Она имеет дипломатические представительства в большинстве стран мира, является членом многих международных организаций, что служит свидетельством ее международно-правового признания.

Список литературы.1. Декларація прав національностей України від 01.11.91 р. [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1771-12. 2. Звернення Верховної Ради України до парламентів і народів світу [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1927-12. 3. Конституція України від 28.06.1996 р. [Електрон. ресурс] - Режим доступу: http://www.rada.gov.ua/konst/CONST1.HTM. 4. Про державний суверенітет: Декларація Верховної Ради Української РСР від 16.07.90 р. [Електрон. ресурс] - Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/55-12. 5. Про дію міжнародних договорів на території України: Закон України в ред. від 10.12.91 р. [Електрон. ресурс] - Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1953-12. 6. Про міжнародні договори України: Закон України в ред. від 29.06.04 р. [Електрон. ресурс] - Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1906-15. 7. Про правонаступництво України: Закон України в ред. від 12.09.91 р. [Електронний ресурс] - Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1543-12. 8. Про проголошення незалежності України: постанова Верхов. Ради Української РСР від 24.08.91 р. [Електрон. ресурс] - Режим доступу:

http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/1427-12. 9. Устав Организации Объединенных Наций [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.un. org/ru/ documents/charter/index. shtml.

ОСОБЛИВОСТІ МІЖНАРОДНО-ПРАВОВОГО ВИЗНАННЯ НЕЗАЛЕЖНОЇ УКРАЇНИ

Дурсунов Р. М.

У статті досліджується становлення Української держави як суб'єкта міжнародного права, виявляються особливості цього процесу. Актуальність теми пов'язана з необхідністю вивчення інституту міжнародно-правового визнання на прикладі України

Ключові слова: міжнародне публічне право, інститут визнання держав, міжнародні відносини

THE FEATURES OF INTERNATIONAL LEGAL RECOGNITION OF INDEPENDENT UKRAINE

Dursunov R. M.

This article overviews the formation of Ukrainian state as a subject of international law and defines main features of this process. Relevance of the theme associated with necessity on research of institute of international legal recognition on the example of Ukraine.

Key words: public international law, institute of recognition of states, international relations

Поступила в редакцию 20.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.