Научная статья на тему 'Актуальные проблемы совершенствования законодательства об ответственности за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности'

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об ответственности за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1269
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛОВАЯ СВОБОДА / ПОЛОВАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / ПОЛОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СТАТЕВА СВОБОДА / СТАТЕВА НЕДОТОРКАНіСТЬ / СТАТЕВА ЗРіЛіСТЬ / SEXUAL FREEDOM / SEXUAL INVIOLABILITY / SEXUAL PUBERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорош Л. В.

Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования уголовного законодательства Украины об ответственности за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности. Высказывается авторское видение этой проблемы, предлагаются возможные пути и способы ее разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF THE DAY OF PERFECTION OF LEGISLATION ABOUT RESPONSIBILITY FOR CRIMES AGAINST SEXUAL FREEDOM AND TO SEXUAL INVIOLABILITY OF PERSONALITY

The article is devoted to the issues of the day of perfection of criminal statute of Ukraine about responsibility for crimes against sexual freedom and sexual inviolability of personality. An author offers the vision of problem of criminal and legal guard of sexual freedom and sexual inviolability, offers possible ways and methods of their decision.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы совершенствования законодательства об ответственности за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности»

УДК 343.541

Л. В. Дорош,

канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ И ПОЛОВОЙ

НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования уголовного законодательства Украины об ответственности за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности. Высказывается авторское видение этой проблемы, предлагаются возможные пути и способы ее разрешения.

Ключевые слова: половая свобода, половая неприкосновенность, половая зрелость.

Десятая годовщина УК Украины обусловила необходимость критического переосмысления методологических подходов к научным исследованиям уголовного права и закона, стала мощным толчком к изучению и реальной оценке их состояния. Подытожив результаты действия Кодекса (2001 г.) в течение 10-ти лет, имеем возможность осознать условия, в которых он был принят и вступил в действие (а это был период радикальных изменений во всех сферах жизнедеятельности социума, повлекших за собой криминализацию населения и его нравственную деградацию), а также оценить его влияние на общественные процессы. Очевидным следует признать факт, что именно законодательство об уголовной ответственности является тем чрезвычайно важным инструментом, который способен обеспечить охрану наиболее ценных благ, прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц, общества и государства.

Цель данной публикации - изложить авторское видение проблемы уголовно-правовой охраны половой свободы и половой неприкосновенности человека, предложить возможные пути и способы ее разрешения.

В последнее время эта проблема исследовалась такими учеными, как А. В. Агафонов, Ю. В. Александров, Л. А. Андреева, Н. И. Архипцев, М. И. Бажанов, В. И. Борисов, Л. П. Брич, А. А. Дудоров, А. Н. Каменева, А. С. Капитунов, Р. Н. Ключко, Т. В. Кондратова, О. В. Крючкова, А. В. Кулаков, В. Н. Куц, Т. Д. Лисько, Д. П. Москаль, А. А. Свитличный, Н. А. Озова, Н. А. Семикин, В. В. Сташис, Н. И. Хавронюк, А. П. Холод, С. Д. Цэнгэл, С. В. Чмут, А. П. Шеремет, А. В. Штирлов и др.

Одной из характерных черт современных конституций является расширенная декларация фундаментальных прав и свобод индивидов. В полной мере это касается и Конституции Украины, что проявляется в установлении приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст. 3). В настоящее время на конституционном уровне личная неприкосновенность человека (в том числе и половая) признана в Украине (как и во всём цивилизованном мире) одним из основоположных принципов развития социума.

Общественная опасность преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности является очевидной. Если проанализировать распространённость преступлений этой категории (статьи 152 -156 УК), то, по официальным данным, их не так уж и много. В последние годы было совершено преступлений в сфере сексуальных отношений: в 2005 г. - 1929, в 2006 г. - 2114, в 2007 г. - 1898, в 2008 г. -1995, в 2009 г. - 1698, в 2010 г. - 1348, что подтверждает их тенденцию к снижению. Однако оценивать остроту этой проблемы только статистическим методом, без надлежащего прогнозирования, игнорируя имеющуюся латентность рассматриваемых преступлений, не следует. Официальный их показатель следует анализировать с поправкой именно на латентность, в чём учёные и практики усматривают достаточно важную проблему. По мнению В. И. Омигова, ее суть состоит в том, что «уголовная статистика заражена вирусом лукавства и страдает значительными погрешностями. Она сознательно искажается под влиянием отдельных руководителей правоохранительных органов в целях собственной карьеры» [12, с.52].

Исследования свидетельствуют, что много преступлений в рассматриваемой сфере вообще не регистрируется, а если и регистрируются, то прекращаются ещё на стадии досудебного следствия. Высокий уровень скрытности этих деяний объясняется ещё и тем, что нередко они совершаются именно правоохранителями (бывшими или настоящими), на которых и возложена обязанность бороться с такими позорными явлениями украинского общества. Следовательно, низкие показатели преступных посягательств на половую свободу или половую неприкосновенность человека не снижают остроты проблемы: цифры, опубликованные официально, означают не действительные количественные параметры преступлений этого вида, а лишь итоги их регистрации и учёта.

Как обоснованно указывают криминалисты (что иногда подтверждается и в официальных документах органов государственной власти), в Украине, к сожалению, отсутствует необходимая статистическая база, что не позволяет правильно прогнозировать преступность. Так, ещё в 1997 г. в Национальной программе борьбы с коррупцией было предусмотрено до 1 января 1998 г. перейти на международную систему учёта и статистики. За это время не произошло никаких изменений, направленных на улучшение ситуации с ведением уголовно-правовой статистики о преступности, преступниках и судимости в Украине [16, с. 184].

Необходимость особой защиты прав детей признана рядом международно-правовых актов: Женевской декларацией прав ребёнка (1924 г.) [6], Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), в ч.2 ст. 5 которой провозглашается, что материнство и детство дают право на особую заботу и помощь [7, с.89], Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989 г.), в преамбуле которой указывается, что ребёнок вследствие его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после своего рождения [7, с. 205], Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) [5] и многими другими. Конвенция ООН наиболее важными правами ребёнка провозгласила его права на жизнь и здоровье, заботу со стороны родителей, защиту от каких-либо форм агрессии, эксплуатации и негативной информации. Обязанностью государств - её участников является защита ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления со стороны окружающих, ненадлежащей заботы или неосторожного обращения, жестокости или эксплуатации, включая сексуальное домогательство со стороны родителей, законных опекунов либо любого иного лица, заботящегося о ребёнке (ст. 19). В Преамбуле Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального развращения (2007 г.) сказано, что сексуальные эксплуатация и развращение детей приобрели тревожные масштабы на национальном и международном уровнях, в частности, возрастает использование как детьми, так и преступниками информационно -коммуникационных технологий, и что предупреждение этих явлений и борьба с ними нуждаются в международном сотрудничестве [7, с. 1]. Для реализации указанных требований международно-правовых документов в Украине, безусловно, необходима соответствующая национальная законодательная база.

Акцентируем внимание на том, что дети - наиболее уязвимая часть населения. В силу возрастных особенностей их психики, подвластности авторитету взрослых, доверчивости, недостаточного жизненного опыта и осведомлённости в вопросах половых отношений, неумения критически оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные действия иных лиц, невозможности оказать адекватное сопротивление и прочего именно они чаще всего становятся жертвой сексуальной агрессии.

С точки зрения И. А. Алексеевой и И. Г. Новосельского, под определение понятия «сексуальные посягательства» попадают все виды сексуальных действий: изнасилование, вовлечение детей в сексуальную активность взрослых, различные формы инцестных отношений, развратные действия, вовлечение в занятие проституцией либо в создание и/или распространение порнографической продукции [1, с. 64].

В ч. 1 ст. 3 УК Украины говорится, что законодательство об уголовной ответственности представляет собой этот Кодекс, который основывается на Конституции Украины и общепризнанных принципах и нормах международного права. При разработке действующего УК серьёзное внимание было уделено системе Особенной части, поскольку от удачного размещения её норм во многом зависит их практические применение, теоретическое осмысление отдельных составов преступлений, осознание их взаимосвязи и особенностей. В этой части Кодекса отражена система общественных отношений и социальных ценностей, сложившихся в Украине в первые 10 лет её формирования как независимого, демократического государства и подлежащих уголовно-правовой охране [15, с. 7].

В Особенной части УК нашла своё отображение давно назревшая потребность выделения в самостоятельный раздел таких посягательств, как преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности. Этот раздел состоит из 5-ти статей, из которых в 3-х установлено ответственность за насильственные половые преступления (статьи 152 - 154) и в 2-х - за преступления, не связанные с насилием ( статьи 155 и 156).

По сравнению с УК 1960 г. действующее законодательство о половых преступлениях претерпело определённые изменения, а именно:

- во всех насильственных преступлениях в качестве потерпевшего законодатель предусмотрел любое лицо независимо от пола;

- по-иному определено содержание угрозы (речь идёт об угрозе только физическим насилием);

- в названии ст. 153 акцент сделан именно на насильственном удовлетворении половой страсти неестественным способом, в связи с чем отпала необходимость включать в разд. IV Особенной части УК статью, предусматривающую ответственность за мужеложство, поскольку по УК 2001 г. это деяние, как и иные девиации (лесбиянство, per os, per anum и др.), охватывается этой статьёй;

- статьи об ответственности за посягательства на половую свободу и половую неприкосновенность личности дополнены рядом новых квалифицирующих обстоятельств: (а) кроме повторности преступлений

тождественных предусмотрено повышенную ответственность за повторность однородных; (б) ст. 153 дополнена ч. 3, устанавливающей ответственность за то же деяние, совершённое в отношении малолетнего или малолетней; (в) в ст. 154 уточнён характер половой связи (естественным или неестественным способом) и дополнено её ч. 2, предусматривающей ответственность за принуждение ко вступлению в половую связь, если эти действия соединены с угрозой уничтожения, повреждения или изъятия имущества потерпевшего лица либо его близких родственников; (г) статьи 155 и 156 дополнены частями 2, устанавливающими ответственность за половые отношения с лицом, не достигшим половой зрелости, и за развращение несовершеннолетнего, совершённое отцом, матерью или лицом, их заменяющим; в ч. 2 ст. 155 предусмотрено признак «если эти действия повлекли бесплодие или иные тяжкие последствия», а в ч. 2 ст. 156 - если развратные действия совершены в отношении малолетнего лица.

Анализируемые статьи подвергались изменениям и позднее, в частности, в 2004 г. (ст. 153) [4. -2005. - № 6. - Ст. 134], в 2008 г. (ст. 156) [4. - 2009. - № 12. - Ст. 154] и в 2010 г. (статьи 152 и 153) [4. -2010. - № 30. - Ст. 399]. В целом же эти нормативные предписания обеспечивают уголовно-правовую защиту личности в сфере сексуальных отношений. Однако возможности для их дальнейшего усовершенствования всё ещё имеются.

По нашему мнению, в статьи разд. IV Особенной части УК необходимо внести такие изменения:

1) части первые статей 152 и 153 после слов «с применением физического насилия или угрозы его применения» надо дополнить указанием «к потерпевшему лицу либо к другим лицам».

В доктрине уголовного права вопрос о возможности применения физического насилия или угрозы его применения не только к потерпевшему, но и к другим людям является дискуссионным. Никто из участников этой полемики фактически не возражает против того, что такими людьми могут быть посторонние лица, но расхождения касаются определения, кто именно. Одни учёные считают, что их круг должен быть ограничен. Так, Л. П. Брич предлагает дополнить части первые статтей 152 и 153 УК указанием «к потерпевшему лицу либо близким ему лицам» [3, с. 81] (курсив автора - Л. Д.). Аналогичная точка зрения была высказана в своё время и Н. А. Озовой [10, с. 55]. Иной позиции придерживаются Л. А. Андреева и С. Д. Цэнгэл, которые обоснованно считают, что иными лицами могут быть не только родные или близкие потерпевшего, но и любые люди, в частности посторонние дети, избавить которых от издевательств можно, только уступив домогательствам насильника [2, с. 9].

С нашей точки зрения, последнее мнение заслуживает поддержки. В его пользу может послужить сравнительный анализ УК Украины и уголовных кодексов стран постсоветского пространства. Отметим, что в законодательстве этих государств вопрос уголовной ответственности решается также по-разному. Прослеживается 3 подхода к нему: (а) насилие как криминообразующий признак применяется только к потерпевшему лицу (ст. 166 УК Республики Беларусь, ст. 137 УК Грузии, ст. 115 УК Эстонской Республики, ст. 159 Латвийской Республики, ст. 149 УК Литовской Республики, ст. 171 УК Республики Молдова, ст. 118 УК Республики Узбекистан); (б) адресатом насилия является потерпевшее лицо и близкие ему люди (ст. 129 УК Киргизской Республики, ст. 138 УК Республики Таджикистан); (в) физическое насилие и угроза ним могут быть применены как к потерпевшему, так и к другим лицам (ст. 155 УК Азербайджанской Республики, ст. 138 УК Армении, ст. 120 УК Республики Казахстан, ст. 131 УК Российской Федерации). Последний подход представляется наиболее взвешенным;

2) часть 3 ст. 152 и часть 2 ст. 153 УК следует дополнить такими квалифицирующими признаками: «те же действия, совершённые с особой жестокостью к потерпевшему лицу или другим лицам» и «в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в состоянии беременности».

Потребность в таких изменениях подтверждается тем, что в последнее время важным элементом значительного числа изнасилований (ст. 152 УК) и насильственного удовлетворения половой страсти неестественным способом (ст. 153 УК) стала не вызванная обстановкой совершения преступления особая жестокость, надругательство над личностью потерпевшего, которому причиняется физический вред и при этом глубоко унижается достоинство жертвы преступления.

Требует учёта и то, что среди преступников, совершающих эти преступления, наблюдается возрастание доли тех, кто имеет психические отклонения в пределах вменяемости. Это связано с алкоголизацией, наркотизацией, токсикозацией населения. Вещества, употребляемые насильниками, повышают возбудимость, агрессивность, парализуют их тормозные центры. Полностью опустошённые и морально деградированные, они отличаются крайней жестокостью, особой дерзостью и примитивностью интересов, что особенно характерно для лиц, совершающих изнасилование, сопряжённое с убийством. По степени остроты эта проблема вызывает озабоченность общественности, порождает недоверие к власти и правоохранительным органам, к их уверениям в преодолении этих явлений, ведь в то время как Конституцией Украины человек провозглашен наивысшей социальной ценностью. В свете таких конституционных гарантий особая жестокость при совершении половых преступлений должна заслуживать внимания законодателя.

С учётом того, что особая жестокость, как способ совершения насильственных действий, является проявлением повышенного уровня общественной опасности - как преступления, так и самого насильника, -есть все основания считать, что такая жестокость выходит за пределы насильственных сексуальных действий. При этом следует учитывать, что умыслом преступника охватывается как само это действие, так и способ его совершения - причинение жертве особых страданий.

Предложенные изменения к указанным статьям будут способствовать обеспечению соблюдения принципа конституционного соответствия: «Каждый имеет право на уважение его достоинства. Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению или наказанию» (ст. 28 Основного Закона Украины). Полностью такие дополнения будут соответствовать и международным правовым стандартам, содержащимся в Конвенции против пыток и иных жестоких, нечеловеческих или унижающих достоинство видов обращения и наказания (10 декабря 1984 г.).

В пользу этого предложения свидетельствует и сравнительный анализ соответствующих статей УК зарубежных государств. В частности, особая жестокость в отношении потерпевшего либо иных лиц при совершении насильственных половых преступлений предусмотрена как квалифицирующий либо особо квалифицирующий признак в уголовных кодексах Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Киргизстана, Российской Федерации, Таджикистана, Франции и др. Что касается УК Молдовы, то в нём сформулирован такой квалифицирующий признак, как «соединенное с истязанием потерпевшего». В некоторых из УК установлена повышенная ответственность за изнасилование, совершённое в отношении беременной (Франция);

3) часть 4 ст. 152 и часть 3 ст. 153 после слов «малолетней или малолетнего» дополнить «или совершенные отцом, матерью, отчимом, мачехой, опекуном либо попечителем или лицом, на которого возложены «обязанности по воспитанию потерпевшего или заботе о нём»;

4) статью 152 предлагается дополнить примечанием такого содержания: «Малолетним признается ребёнок в возрасте до четырнадцати лет. В статьях 152 и 153 настоящего Кодекса малолетний возраст ребёнка является безусловным критерием его беспомощного состояния».

В свете концептуальных положений, касающихся защиты детей от какой-либо агрессии, а тем более сексуальной, вполне очевидно, что эта проблема является весьма актуальной, а приведенное предложение -логичным и обоснованным, если общество действительно, а не на словах стремится обеспечить их половую неприкосновенность.

С учётом изложенного обращает на себя внимание ст. 372 Бельгии, предусматривающая тюремное заключение от пяти до десяти лет за любое посягательство на половую неприкосновенность ребёнка либо с помощью ребёнка того или другого пола, не достигшего полных 16 лет, совершённое без применения физического насилия либо угроз таким насилием. Если же такие действия совершены близким родственником или любым лицом, проживающим совместно с несовершеннолетним, достигшим даже полных 16 лет, наказание назначается в пределах от десяти до пятнадцати лет. Любой акт сексуального проникновения с применением насилия, совершенный в отношении ребенка, не достигшего полных 14 лет, влечёт наказание от пятнадцати до двадцати лет, а если ему не исполнилось полных 10-ти лет - от двадцати до тридцати лет (Закон Бельгии от 28 ноября 2000 г.).

Закономерно возникает вопрос: а не может ли такой подход к защите детей от сексуальной агрессии стать для Украины образцом для наследования? Возможно, в условиях направленности государственной политики на либерализацию и гуманизацию национального законодательства об уголовной ответственности эти предложения воспринимаются, мягко говоря, крайне настороженно. По нашему же убеждению, они достойны особого внимания: ведь ни одна страна не в праве рассчитывать на светлое будущее, если она станет приманкой для секс-туризма. Обеспечить реальную, эффективную защиту детей от сексуальной агрессии извращенцев со всего мира - приоритетная задача любого государства. Следовательно, Украина должна приложить все усилия, чтобы сохранить детям детство;

5) диспозицию ч. 1 ст. 154 есть смысл изложить в такой редакции: «принуждение ко вступлению в половую связь естественным или неестественным способом с использованием материальной, служебной либо иной зависимости потерпевшего лица»;

6) название ст.155 и её ч.1 изложить в такой редакции: «Половые сношения с лицом, не достигшим

брачного возраста».

При формулировании этого предложения исходим из следующих соображений. Если взять во внимание возраст потерпевших, в отношении которых проводится экспертиза установления половой зрелости (с 14 до 18 лет), становится очевидным, что в их круг попадают и те, кто достиг брачного возраста (женщины - 17 лет, мужчины - 18 лет). Следовательно, возникает вопрос: а есть ли необходимость установления половой зрелости лица, достигшего брачного возраста? Как представляется, не вызывает сомнений, что факт совершеннолетия лица либо брачный возраст сами по себе снимают этот вопрос с

повестки дня. Ведь недостижение половой зрелости при наступлении брачного возраста исключает ответственность за рассматриваемое деяние.

Сравнительно-правовой анализ законодательства об уголовной ответственности за исследуемое преступление свидетельствует, что на постсоветском пространстве все республики бывшего СССР (за исключением Украины) пошли путём закрепления возрастного предела уголовно-правовой охраны детей от сексуальных посягательств. Большинство из них таким пределом установили возраст 16 лет (Азербайджан, Беларусь, Армения, Грузия, Эстония, Казахстан, Киргизия, Латвия, Российская Федерация, Таджикистан); в Молдавии этот предел составляет 14 лет. В Польше и Дании этот возраст установлен - 15 лет, в Болгарии -i4.

Установление возраста, как правило, осуществляется по документам и только в исключительных случаях требует проведения судебно-медицинской экспертизы. Субъективно легче осознать недостижение определённого возраста, чем половой зрелости, в определении которой испытывают трудности даже эксперты.

Если законодатель воспримет предложенную редакцию ст. 155 УК, возникнет основание дополнить эту статью поощрительной нормой, которая предусматривала бы возможность освобождения судом от наказания лица, впервые совершившего преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 155, если будет установлено, что это лицо и совершённое им преступление утратили общественную опасность в связи с вступлением в брак с потерпевшим, достигшим брачного возраста;

7) часть 2 ст. 156 дополнить словами: «те же действия, совершенные в отношении двух и более

детей».

Учитывая резкое снижение уровня общественной нравственности в Украине, изменение стереотипов сексуального поведения, тяжесть последствий преступлений в сфере сексуальных отношений (особенно совершенных в отношении детей), полагаем, что сформулированные предложения по совершенствованию законодательства об уголовной ответственности за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности соответствуют международно-правовым стандартам и будут способствовать эффективной уголовно-правовой защите жертв сексуальных посягательств.

Список литературы: 1. Алексеева И. А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И. А. Алексеева, И. Г. Повосельский- М.: Генезис, 2005. - 256 с. 2. Андреева Л. А. Квалификация изнасилований: учеб. пособ. - 2-е изд., перераб. и доп./ Л. А. Андреева, С. Д. Цэнгэл. - Спб: Санкт-Петерб. юрид. ин-т Генпрокуратуры Российской Федерации. - 2004. - 68 с. 3. Брич Л. П. Злочини проти статевої свободи та статевої недоторканості особи за законодавством України: навч. посіб. / Л. П. Брич -Л.: Львів. держ. у-т внутр. справ, 2009. - 84 с. 4. Відомості Верховної Ради України. 5. Всесвітня декларація про забезпечення виживання, захисту і розвитку дітей (1990 р.) [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: / http://zakon.rada.gov.ua/cgi-

bin/laws/main.cgi?nreg=995 075. 6. Женевська декларація прав дитини (1924 р.) [Електрон.ресурс]. - Режим доступу:

http://translate.google. com.ua/translate?hl=uk&langpair=en%7Cuk&u=http://www1.umn.edu/humanrts/instree/childrights.html. 7. Зібрання чинних міжнародних договорів України - 1990. - № 1. 8. Конвенція Ради Європи про захист дітей від сексуальної експлуатації та сексуального розбещення (2007 р.) [Електрон.ресурс]. - Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg =994_927. 9. Конвенція проти катувань та інших жорстоких, нелюдських або таких, що принижують гідність, видів поводження і покарання (1984 р.) [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=995_085. 10. Кучер В. І. Кримінально-правові проблеми вчинення злочинів способом особливо жорстокого поводження: моногр. / В. І. Кучер - К.: Азимут-Україна, 2004. - 120 с. 11. Озова Н. А. Насильственные действия сексуального характера: моногр. / П. А. Озова. - М.: МЗ ПРЕСС, 2006. - 192 с. 12. Омигов В. И. Закономерности развития преступности в Российской Федерации на рубеже веков / В. И. Омигов // Гос-во и право. - 2000. - N° 6. - С. 52. 13. Офіційний вісник України. - 2008. - N° 93. - Ст. 3103. 14. Права ребенка: основные международные документы. - М.: Дом, 1992. [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua/cgibin/lows/- main.cgi?nreg=995 075. 15. Тацій В. Я. Повий Кримінальний кодекс України / В. Я. Тацій, В. В. Сташис // Право України. - 2001. - № 7. - С. 3-9. 16. Хавронюк М. І. Реформа судової та правоохоронної систем: ключові проблеми / М. І. Хавронюк // Реформування судових і правоохоронних органів України: проблеми та перспективи: матер.наук.- практ. конф. (м. Харків, 14 травня 2010 р.); ред. кол.: В. В. Сташис (голов.ред.), В. І. Борисов (заст. голов. ред.) та ін. - Х. : Одіссей, 2010. - С. 183 - 187.

АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ ВДОСКОНАЛЕННЯ ЗАКОНОДАВСТВА ПРО ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА ЗЛОЧИНИ ПРОТИ СТАТЕВОЇ СВОБОДИ ТА СТАТЕВОЇ НЕДОТОРКАНОСТІ ОСОБИ

Дорош Л. В.

Стаття присвячена актуальній проблемі удосконалення кримінального законодавства України про відповідальність за злочини проти статевої свободи та статевої недоторканості особи. Висвітлюється авторське бачення цієї проблеми, пропонуються можливі шляхи і способи її вирішення.

Ключові слова: статева свобода, статева недоторканість, статева зрілість.

ISSUES OF THE DAY OF PERFECTION OF LEGISLATION ABOUT RESPONSIBILITY FOR CRIMES AGAINST

SEXUAL FREEDOM AND TO SEXUAL INVIOLABILITY OF PERSONALITY

Dorosh L. V.

The article is devoted to the issues of the day of perfection of criminal statute of Ukraine about responsibility for crimes against sexual freedom and sexual inviolability of personality. An author offers the vision of problem of criminal and legal guard of sexual freedom and sexual inviolability, offers possible ways and methods of their decision.

Key words: sexual freedom, sexual inviolability, sexual puberty.

nocmynuna epedaKqum 20.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.