Научная статья на тему 'Особенности международно-правового предупреждения и борьбы с наркопреступностью, наркотизмом и наркоманией'

Особенности международно-правового предупреждения и борьбы с наркопреступностью, наркотизмом и наркоманией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2521
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наркопреступность / наркотизм / наркомания / международно-правовой опыт / предупреждение / правовое регулирование / антинаркотическое законодательство / государство
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности международно-правового предупреждения и борьбы с наркопреступностью, наркотизмом и наркоманией»

УДК 343.976

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И БОРЬБЫ С НАРКОПРЕСТУПНОСТЬЮ, НАРКОТИЗМОМ И НАРКОМАНИЕЙ

Система любого государства имеет конкретные социально-исторические координаты и выражает политику данного государства. Правовая система государств как часть общей системы отражает отношение к проблемам преступности, в том числе связанной с наркоманией и наркотизмом. Как представляется, совершенно справедливо утверждение, что в иерархии базовых отношений правовой системы первичными являются не столько экономические, сколько духовно-нравственные ценности1. Духовно-нравственные ценности определяют идеологию, в том числе тот ее блок, который называется правовым. Правовая идеология, в свою очередь, оказывает влияние на правовую культуру, правосознание, реализуется в правовой политике и находит соответствующее отражение в законодательных актах2.

Сравнительное исследование наркопреступности в различных государствах позволило выделить особенности законодательного решения борьбы с наркоманией и наркотизмом в странах Ближнего и Дальнего зарубежья, связанные с национальными особенностями правовой системы государства, наличием международно-правовых обязательств на уровне межгосударственных отношений и зависящие от того, является ли государство в большей степени экспортером (страна-производитель), импортером (страна-потребитель) либо страной-транзитом наркотиков.

Указанная специфика правовых систем не могла не сказаться на диспозициях и санкциях за совершение наркодеяний. Законодательство большинства европейских стран, пройдя путь становления антинаркотического законодательства через либеральное или, напротив, жесткое отношение к незаконному обороту наркотиков, взвешенно и дифференцированно.

К государствам, наиболее терпимо относящимся к незаконному потреблению и связанному с ним обороту, относятся Германия, Голландия, Италия, Испания, Швейцария. Однако законодательство указанных стран дифференцирует виды ответственности в зависимости от вида наркотического средства или психотропного вещества. Для них характерно достаточно суровое наказание за изготовление и распространение «жестких», (таких как ЛСД, героин, кокаин, опиум т.д.) наркотиков, менее суровые меры за действия с «мягкими» (марихуана, гашиш и т.д.) наркотиками.

Германия. В основу Германского уголовного уложения (1871 г.) было положено Прусское уголовное уложение (1851 г.). При его разработке и совершенствовании учитывались юридические конструкции, сформулированные на основе философии И. Канта и Г. Гегеля. Отличительными чертами германского УК являлись закрепление принципа законности, установление наказуемости только тех деяний, которые были законодатель-

Белгородский

государственный

университет

Н. Ю. Жилина

В статье уделяется внимание анализу правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков в различных странах, рассматривается роль сотрудничества с зарубежными правоохранительными органами и международными организациями в сфере борьбы с наркопреступностью.

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: наркопреступность; наркотизм; наркомания; международно-правовой опыт, государство; предупреждение; правовое регулирование; антинаркотическое законодательство.

1 См.: Клейменов И. М. Борьба с преступностью в государствах различных правовых систем (сравнительное исследование): Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.ю.н. Омск, 2002. С. 10.

2 Там же. С. 14.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11

но запрещены до момента их совершения. В кодексе нашли свое отражение основные положения классической школы уголовного права о свободе воли, о формах и видах вины, взаимозависимости свободы личности и ответственности, а также концепция возмездия3.

Безусловно, кодекс неоднократно дополнялся, особенно после второй мировой войны, в связи с разделением Германии на два независимых государства - ГДР и ФРГ, а также после воссоединения указанных государств в одно - ФРГ. Необходимо отметить, что систему источников уголовного права Германии составляют Основной закон ФРГ, Уголовный кодекс ФРГ 1871 г. (в редакции от 10 марта 1987 г.) и уголовные законы. Подзаконные акты не являются источниками уголовного права.

ФРГ, Испания, Италия относятся к странам - потребителям наркотиков. В ФРГ имеется комплексный Закон об обороте наркотических средств от 28 июля 1981 г. (с изменениями и дополнениями 1986 г.), которым предусмотрена уголовная ответственность за ряд деяний, классифицированных в зависимости от их степени общественной опасности4.

В частности, уголовно наказуемы незаконное производство наркотиков (в том числе в крупных размерах, представляющих опасность для здоровья или жизни людей либо членами преступных объединений, либо с целью сбыта); сбыт наркотиков; ввоз и хранение наркотиков в крупных размерах и др. За хранение наркотиков предусматривается лишение свободы на срок от 1 года до 4 лет или штраф5. Если же виновный хранил наркотики в крупных размерах, он может быть лишен свободы на срок от 1 года до 15 лет6.

Интересны нормы, направленные на смягчение наказания и даже отказ от него в отношении лиц, совершивших правонарушения, не представляющие значительной опасности для общества, если при этом имеется возможность избавить их от физической наркотической зависимости. Суть их в том, что суд может не назначать такое наказание, если виновный хранит наркотики в небольшом количестве и только для личного потребления, либо отложить исполнение наказания виновному на срок до 2 лет, если за совершенное преступление предусматривается лишение свободы на срок до 2 лет7.

Кроме того, в законодательство ФРГ внесены дополнения, касающиеся борьбы с отмыванием финансовых средств, полученных преступным путем. В частности, введено «правило облегченного доказательства», расширившее возможности конфискации правоохранительными органами собственности, полученной преступным путем. В 1992 г. в УК ФРГ введена норма, предоставляющая возможность взыскания (наряду с лишением его свободы) так называемого «имущественного штрафа», соответствующего причиненному ущербу.

В сентябре 2006 г. на территории ФРГ был проведен эксперимент. На улицах Берлина, Лейпцига и некоторых других городов, с санкции правительства, выездные лаборатории предлагали лицам, незаконно потребляющим наркотики, принимать их на законном основании, при наличии документа, подтверждающего зависимость от наркотических препаратов. При этом предлагались даже инъекции героина. В течение трех месяцев, по данным полиции, резко сократилось количество преступлений, связанных с незаконным приобретением наркотиков (в основном, краж). Однако данный эксперимент был прекращен достаточно быстро (к началу 2007 г.). С одной стороны, наблюдалось незначительное снижение фактов преступлений, совершенных для приобретения наркотиков. С другой стороны, резкий рост лиц, незаконно потребляющих наркотики, количества преступлений, совершенных под воздействием наркотиков и негативная реакция со стороны общественности8.

В Италии уголовно-наказуемыми признаются незаконное обращение (предложение, сбыт, передача и др.) наркотических средств в небольшом размере для потребления другим лицом, хранение наркотиков для потребления другим лицом, также незаконное производство наркотических веществ (с выделением квалифицирующих признаков - «в крупном размере» и «организованное незаконное производство наркотических веществ»)9.

3 Введение. Уголовный кодекс ФРГ. М.: Эксмо, 2003.

4 «Deutsches Polizeiblatt». ФРГ, 2000. № 1. ГИЦ МВД России, 2001. С. 3-5.

5 Закон ФРГ об обороте наркотических средств от 28 июля 1981 г. (с изм. и доп. 1986 г.) СПб., 2001.

6 Там же.

7 Закон ФРГ об обороте наркотических средств от 28 июля 1981 г.

8 Информация НТВ. Февраль 2007 г.

9 См., например: Андропов А. Г. Использование зарубежного опыта с «отмыванием» доходов

В отличие от российского законодательства, в Италии предусматривается повышенная уголовная ответственность членов вооруженных мафиозных группировок (преступные группы, члены которых имеют при себе огнестрельное оружие или взрывчатые вещества либо скрывают их в тайниках) за незаконные действия в сфере оборота наркотиков. К таким преступным сообществам предусмотрено наиболее строгое наказание -лишение свободы на срок до 24 лет10.

Испанское законодательство наиболее показательно в сфере дифференциации ответственности за совершение незаконных действий с различными видами наркотиков. После введения в Испании в 1985 г. голландской модели (легальное потребление наркотиков в немедицинских целях) количество только зарегистрированных наркоманов увеличилось с 200 тыс. до 1,5 млн., а страна превратилась в перевалочную базу наркотиков со всего мира11. Это существенным образом повлияло на размеры наказаний. В настоящее время испанское законодательство наказывает деяния с «мягкими наркотиками» сроком до 17 лет 4 месяцев (вместо 6-ти лет, как ранее) лишения свободы, а за жесткие до 23 лет 4 месяцев (вместо 12-ти лет, как ранее)12.

Особое место в этой группе занимают Нидерланды, где разрешен сбыт и употребление «мягких» наркотиков (марихуана, гашиш) в специально отведенных местах. Однако вне этих мест в формально юридическом смысле даже продажа марихуаны является незаконной. Следует обратить внимание на то, что часто публикуемые сведения об отмене в Нидерландах уголовного наказания за хранение «легких» наркотиков или даже легализацию торговли марихуаной, не соответствуют действительности. Уголовная ответственность без всяких изъятий предусмотрена только за сбыт и хранение так называемых «жестких» наркотиков (героин, кокаин, опиум, ЛСД и др.). Однако многие голландские криминологи вынуждены признать, что разрешение употреблять «легкие» наркотические средства провоцирует употребление «сильнодействующих» наркотиков.

Хотелось бы отметить, что в Германии, Италии и Швейцарии отсутствует законодательный запрет на употребление наркотиков без назначения врача13.

Законодательство большинства европейских стран, пройдя путь становления ан-тинаркотического законодательства через либеральное или, напротив, жесткое отношение к незаконному обороту наркотиков, взвешенно и дифференцированно (например, Швеция, Австрия, Франция, Бельгия, Люксембург).

Австрия. Австрия в силу географического положения является территорией транзита наркотиков. С юга, востока и юго-востока, из Словении, Венгрии, Чехии и Словакии в страну поступает идущий по «балканскому маршруту» героин, а также опиаты, гашиш и иные наркотики каннабисной группы. С северо-запада и севера -синтетические наркотики типа «экстази», в основном польского и голландского производства, и кокаин. Кроме того, в южных и юго-восточных регионах страны выявлялись случаи незаконных посевов конопли с высоким содержанием тетрагидроканнабинола (ТГК)14.

В последние годы в Австрии отмечается осложнение обстановки, связанной с незаконным оборотом и распространением наркотиков. С 1998 г. в Австрии действует Закон о наркотических средствах, приведенный по сравнению с аналогичным, действовавшим до этого, в соответствие с конвенциями ООН. Указанный Закон не только определяет основные принципы противодействия незаконному обороту наркотиков, но и содержит конкретные нормы, определяющие незаконные деяния, связанные с наркотиками, и санкции за их совершение15.

наркобизнеса в России. Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел в свете новой Конституции Российской Федерации. М., 1995.

10 Цит. по: Рыжиченков В. И. Преступления, совершаемые в сфере незаконного оборота наркотиков: Теория и практика: Дис. ...к.ю.н. М., 1999. С. 122.

11 См.: Рыжиченков В. И. Указ. соч. С. 123.

12 Там же. С. 129.

13 Бориневич И. И. Антинаркотическая политика и права человека в Российском обществе. СПб., 2005. С. 59.

14 Федеральное министерство внутренних дел. Австрия, 2000. ГИЦ МВД России, 2001.

15 Параграфы 27-32. Закон о наркотических средствах 1998 г. Австрия. М.: Юрид. лит., 2004.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11

Законом предусматривается административная и уголовная ответственность за незаконные операции с наркотиками. В Австрии наиболее суровые санкции предусматриваются за организованную преступную деятельность, создание и руководство преступной организацией, а также участие в ней, которые определены в отношении руководителей и членов преступных организаций, занимающихся незаконным сбытом наркотиков в крупном размере.

Закон реализует два основных принципа: строгое наказание в отношении лиц, занимающихся наркобизнесом (10-20 лет лишения свободы, вплоть до пожизненного заключения) и стимулирование наркоманов к лечению, смягчение наказания для лиц, больных наркоманией. Хранение и потребление наркотиков запрещено. Если наркоман соглашается на лечение, то вместо реального лишения свободы суд назначает ему двухгодичный испытательный срок16.

В целях борьбы с нелегальным хранением наркотиков, определено два вида хранения наркотиков: в небольшом и крупном размерах, с соответствующей

дифференциацией, весьма схожей со ст. 228 УК РФ. Уголовная ответственность наступает при превышении размеров чистого вещества обнаруженных наркотиков, которые определяются Министерством здравоохранения Австрии (например, героин - от 3 г, кокаин - от 15 г, каннабис - от 20 г).

Закон о наркотических средствах определяет ответственность за незаконные операции с наркотиками. Например, за приобретение и хранение наркотиков для собственного потребления предусматривается лишение свободы до 6 месяцев с возможным испытательным сроком до 2 лет, за единичный факт распространения наркотиков - лишение свободы до 3 лет (для больных наркоманией - до 6 месяцев)17.

За профессиональную торговлю наркотиками, а также при их обнаружении в особо крупном размере (25-кратное превышение крупного размера, определяемого распоряжением Минздрава) определяется более строгое наказание (с более мягкими санкциями в отношении лиц, больных наркоманией)18. Наиболее жесткое наказание (до 20 лет лишения свободы) предусмотрено для членов преступных сообществ, а для их руководителей и организаторов - вплоть до пожизненного заключения19.

Параграф 29 Закона закрепляет ответственность (до 6 месяцев лишения свободы или штраф в размере до 360 ежедневных доходов осуждаемого) за пропаганду потребления наркотических средств, в том числе в средствах массовой информации20. Принцип определения наказания за незаконные операции с психотропными веществами и прекурсорами такой же, что и за незаконные операции с наркотиками, но санкции ниже21.

Законом предусматривается возможность лечения от наркомании исключительно в добровольном порядке, поскольку считается, что излечение от этой болезни без воли и желания наркомана невозможно. Национальной программы противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков в стране нет, вся работа в этом направлении осуществляется в рамках текущего планирования министерств и ведомств. Проблем ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности не имеется.

Гонконг (КНР). Правительство Специального административного района Гонконг КНР осуществляет многосторонний подход к решению проблемы борьбы с наркотиками, заключающийся в сочетании подготовки и принятия эффективного законодательства, деятельности правоохранительных органов, активного международного сотрудничества, лечения и реабилитации лиц, употреблявших наркотики, предупреждения распространения наркомании и правительственных исследований в данной области. Наркотические и психотропные вещества в соответствии с гонконгским законодательством подпадают под строгий режим контроля.

16 Параграф 27. Закон о наркотических средствах 1998 г. Австрия.

17 Там же.

18 Параграф 27. Закон о наркотических средствах 1998 г. Австрия.

19 Параграф 28. Там же.

20 Параграф 29. Закон о наркотических средствах 1998 г. Австрия.

21 Параграфы 30-32. Там же.

Одним из основных законодательных актов, регулирующих отношения в этой сфере и предусматривающих строгую ответственность за незаконный ввоз, вывоз, транзит, распространение и потребление наркотических веществ и их прекурсоров в Гонконге, является Закон об опасных лекарственных препаратах22. Указанным Законом максимальное наказание предусматривается за незаконный ввоз, а также производство таких препаратов в виде штрафа в размере 5 млн. гонк. долл. (625 тыс. долл. США) и пожизненного тюремного заключения23. Наказания за другие преступления, связанные с наркотиками, являются также суровыми.

Например, за обладание запрещенными препаратами предусматривается штраф в 1 млн. гонк. долл. и лишение свободы на семь лет, за открытие или содержание курильни - штраф в 5 млн. гонк. долл. и заключение на 15 лет, за выращивание конопли или опийного мака - штраф в 100 тыс. гонк. долл. и заключение на 15 лет24.

Закон об опасных лекарственных препаратах предписывает также практикующим врачам вести строгий учет хранения и выдачи наркотических и других контролируемых веществ. Невыполнение Закона в части, касающейся их учета, может повлечь наказание в виде штрафа до 450 тыс. гонк. долл. и лишение свободы на три года.

Закон о фармацевтических и ядовитых веществах в главе 138 содержит требование о контроле за медицинским использованием лекарств в виде системы лицензирования производителей, оптовых и розничных торговцев, импортеров и экспортеров25. За незаконный импорт, экспорт, производство, поставку или обладание прекурсорами может быть применено максимальное наказание в виде штрафа в сумме 1 млн гонк. долл. и лишения свободы на 15 лет26. Ответственность за лицензирование и контроль за исполнением данного Закона возложена на Департамент таможни и сборов.

Еще одним важным направлением борьбы с наркопреступностью является предотвращение «отмывания» денежных средств, полученных преступным путем. Закон о возмещении доходов от незаконного оборота наркотиков и Закон об организованных и серьезных преступлениях устанавливают порядок выявления, замораживания и конфискации средств от наркоторговли, а также действий по предотвращению «отмывания» этих средств. Максимальное наказание за преступные действия с доходами от незаконной деятельности штраф в размере 5 млн. гонк. долл. и 14 лет лишения свободы. Кроме этого, финансовые средства, движимое и недвижимое имущество, приобретенное с использованием «отмытых» денег, по решению суда могут быть заморожены либо конфискованы27.

Указанные законы обязывают компании, банки, финансовые организации и частных лиц докладывать о любых сделках или вкладах с использованием денежных средств, в отношении которых имеются подозрения об их незаконном происхождении. Невыполнение данного требования влечет за собой максимальное наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. гонк. долл. и тюремное заключение на 3 месяца. При наличии у обвинения обоснованных подозрений о сокрытии или несообщении властям о подозрительном характере средств, обязанность доказывать обратное лежит на обвиняемой стороне.

Близость Гонконга к мировым центрам производства наркотиков в Центральной и Юго-Восточной Азии, его статус крупного торгового и транспортного узла, облегченное сообщение с южными провинциями КНР делают территорию достаточно уязвимой для осуществления преступных целей международных и местных наркосиндикатов.

22 Закон об опасных лекарственных препаратах. Гонконг. М.: Эксмо, 2003.

23 Глава 134. Обладание запрещенными препаратами. Закон об опасных лекарственных препаратах. Гонконг.

24 Глава 135. Открытие или содержание курильни для потребления наркотиков. Там же.

25 Цит. по: Даниэлян А. А. Международно-правовые основы в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ: Дис. ...к.ю.н. М., 2006. С. 156.

26 Цит. по: Даниэлян А. А. Международно-правовые основы в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ. С. 158.

27 Цит. по: Князев В. В. Правовые и организационные проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков за рубежом: Дис. .к.ю.н. М., 1998. С. 106.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11

Поэтому в политике правоохранительных органов актуально расширение сотрудничества с национальными и международными организациями по борьбе с наркотиками. Эффективными действиями осуществляется затруднение незаконного оборота наркотиков, предусмотрены показательно суровые наказания для преступников, проводятся рейды против уличной нелегальной торговли.

Гонконгское правительство уделяет самое серьезное внимание сотрудничеству с зарубежными правоохранительными органами и международными организациями в сфере борьбы с наркопреступностью.

Великобритания. Основными источниками права являются судебные прецеденты, имеющие обязательную силу для вышестоящих и нижестоящих судов, статуты - законодательные акты британского парламента и издаваемые исполнительными органами акты так называемого делегированного законодательства28. Как и в других государствах, проблема распространения наркотиков является актуальной и в Великобритании. В 1964 г. был принят Закон о предупреждении злоупотребления наркотическими средствами. При этом производственные и сбытовые предприятия, специализирующиеся в этой области, обязаны были ограничивать ввоз и вывоз наркотических средств. Законом от 2 июня 1965 г. утверждались Основные положения об уголовной ответственности за незаконное распространение наркотических средств, с подробным перечнем и определением видов наркотиков, запрещающие ввоз и вывоз без специального разрешения29.

В 1967 г. в связи с широким распространением употребления героина и галлюциногенных веществ типа ЛСД, принят Закон о контроле за распространением опасных видов наркотиков. Закон об уголовном правосудии 1982 г. внес значительные изменения в систему уголовных наказаний в отношении женщин-правонарушителей, главным образом, это коснулось порядка назначения и исполнения лишения свободы. С мая 1983 г. в стране начала пересматриваться также уголовная политика в отношении правонарушений несовершеннолетних. В соответствии с новым законодательством лица обоих полов, не достигшие совершеннолетия (21 года) и совершившие уголовно наказуемые деяния, в том числе связанные с наркотиками, подлежат направлению на определенный срок в центры принудительного перевоспитания (в случае, если срок не менее 4-х месяцев).

Лицу, не достигшему 17-ти лет, как правило, назначается наказание сроком лишения свободы не более 1 года. Молодые люди могут направляться в центры временного заключения, если суд сочтет возможным назначить наказание в виде лишения свободы менее чем на 4 месяца. Если же уголовное деяние совершили женщины до 17 лет, то суд, признав их виновными, не назначает наказание в виде лишения свободы30. Женщинам в возрасте от 17 до 21 года установлен минимум содержания в местах лишения свободы - 3 недели, то есть срок, равный минимальному сроку содержания мальчиков в местах временного заключения. Кроме того, реформа уголовной политики Англии в отношении несовершеннолетних предусматривает расширение всякого рода образовательных программ. Например, установление двухчасового недельного минимума для общеобразовательной подготовки и часового минимума для физической подготовки31.

С целью повышения эффективности борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков Ассоциацией офицеров полиции Великобритании была создана специальная рабочая группа по планированию борьбы с распространением наркотиков на национальном и местном уровнях. Сама служба по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков работает в тесном контакте с информационным отделом Скотланд-Ярда32.

28 Давид. Р. Основные правовые системы современности. М., 1997. С. 84.

29 См.: Уолкнер Р. Английская судебная система. М., 1980. С. 98.

30 Хачатурян К. О. Уголовная ответственность за деяния в сфере незаконного оборота наркотиков: международно-правовые аспекты: Дис. .к.ю.н. М., 2002. С. 152.

31 Там же. С. 154.

32 Давид Р. Указ. соч. С. 102.

Законодательство большинства европейских стран, пройдя путь становления ан-тинаркотического законодательства через либеральное или, напротив, жесткое отношение к незаконному обороту наркотиков, взвешенно и дифференцированно (например, Швеция, Австрия, Франция, Бельгия, Люксембург).

К странам с наиболее жестким законодательством, направленным на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и предусматривающим суровые меры наказания вплоть до смертной казни, относятся Франция, Китай, Иран, Пакистан, Таиланд, Малайзия, Нигерия и др.

Франция, являющаяся одной из основных стран-производителей маковой соломы, осуществляет эффективный контроль над производством на основе введенных систем лицензирования и уголовных наказаний, ограничивающих масштабы утечки и незаконного использования не только данного, но и иных видов наркотиков. В соответствии со ст. 222-41 УК Франции наркотическими средствами признаются вещества и растения, указанные в ст. Л.627 Кодекса здравоохранения Франции. В отличие от уголовного законодательства Российской Федерации, где субъектом преступления может быть только физическое лицо, во Франции привлекаются к уголовной ответственности не только физические, но и юридические лица.

К физическим и юридическим лицам, виновным в совершении преступного деяния, связанного с незаконной торговлей наркотиками, наряду с основными видами наказаний, суд может вынести решение о назначении дополнительного наказания в виде конфискации установок, оборудования и всего имущества, служившего, непосредственно или косвенно, для совершения преступного деяния; конфискации всего или части имущества осужденного; лишения лицензии 5 лет или закрытия заведения, если владельцем или с его соучастием были совершены уголовно-наказуемые незаконные операции с наркотиками.

Преступления, связанные с незаконной торговлей наркотиками, имеют ряд общих признаков:

1. Общий предмет посягательства - наркотические средства, то есть вещества и растения, классифицируемые как наркотические средства, согласно перечня статьи Л.627 Кодекса законов о здравоохранении Франции.

2. С объективной стороны все преступления (ст.ст. 222-34 УК и 222-35 УК) и проступки (ст.ст. с 222-36 УК по 222-40 УК) данной категории характеризуются активными действиями.

3. Преступные деяния считаются оконченными с момента совершения одного из действий по незаконной торговле наркотиками, а также руководства или организации группы для незаконной торговли наркотиками и легализации доходов от этой преступной деятельности.

4. Субъектом преступных деяний являются как физические, так и юридические лица (ст.ст. 121-2 УК, 121-4 Ук).

5. Субъективная сторона преступного деяния характеризуется виной только в виде прямого умысла.

6. Обязательное наложение штрафа наряду с заточением или тюремным заключением.

7. Каждая норма содержит указание на срок периода надежности, то есть срок, после которого возможно уменьшение или смягчение наказания (в ст. 222-34 УК период надежности - от 18 до 22 лет, в остальных случаях - период надежности составляет половину срока наказания (ст. 131-23 УК).

Классифицировать преступные деяния, предметом которых являются наркотические средства, можно следующим образом.

Первую группу составляют действия, направленные на организацию или руководство группой с целью совершения незаконных операций с наркотическими средствами (ч. 1 ст. 222-34 УК Франции).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторая группа - руководство или организация группы с целью незаконного использования наркотических средств (ч. 2 ст. 222-34 УК).

В третью группу входят незаконные импорт или экспорт наркотических средств, включая их перевозку, хранение, передачу (ст.ст. 222-36 и 222-37 УК).

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11

Четвертая группа объединяет деяния, имеющие своей целью приобщение лиц к потреблению наркотических средств (ч. 2 ст. 222-37, ст. 222-39 УК).

В пятую группу входят деяния, направленные на производство или изготовление наркотических средств (ст. 222-35 УК).

В шестую группу можно отнести любые действия, направленные на легализацию доходов от незаконной торговли наркотическими средствами (ст. 222-38 УК).

Одной из основных особенностей законодательства Франции является установление аналогичных пределов наказаний как за оконченное преступление, так и за покушение на преступление.

К физическим и юридическим лицам, виновным в совершении преступного деяния, связанного с незаконной торговлей наркотиками, наряду с основными видами наказаний, суд может вынести решение о назначении дополнительного наказания.

К видам дополнительных наказаний, общих для физических и юридических лиц, относятся следующие:

1. Конфискация установок, оборудования и всего имущества, служившего, непосредственно или косвенно, для совершения преступного деяния, а также любой его продукт, какому бы лицу они не принадлежали и в каком бы месте они не находились, если владелец не мог не знать об их происхождении или незаконном использовании (ч. 1 ст. 222-49 УК).

2. Конфискация всего или части имущества осужденного, какой бы характер оно не носило, мебели или недвижимого имущества, делимого или неделимого (ч. 2. ст. 222-49 УК).

3. Если в питейном заведении, ресторане, любом другом заведении, открытым для публики или используемым публикой, владельцем или с его соучастием были совершены уголовно-наказуемые незаконные операции с наркотиками (ст. 222-50 УК), то:

а) владелец питейного заведения или ресторана окончательно (ч. 1. ст. 222-50 УК) или на срок не более пяти лет лишается лицензии (ст. 222-51 УК);

б) владелец заведения, открытого для публики или используемого публикой, должен закрыть его окончательно или на срок не более пяти лет (ч. 2. ст. 222-50 УК).

Для физических лиц дополнительные наказания состоят в следующем:

1. Запрещение проживать в определенных местах - означает запрещение появления в местах, определенных судом. Кроме того, оно включает меры по наблюдениям за поведением и содействию по социальному обустройству. Перечень запрещенных мест, а также меры по наблюдению и содействию могут быть изменены судьей по исполнению наказаний в условиях, установленных Уголовно-процессуальным кодексом Франции. Срок запрещения проживания не может превышать десяти лет в случае осуждения за преступления (ст.ст. 222-34 УК и 222-35 УК) и пяти лет, в случае осуждения за проступки (ст.ст. с 222-36 УК по 222-39 УК).

2. Запрещение на срок не более пяти лет покидать территорию Франции, если субъектом преступного деяния является гражданин Франции (ст. 131-30 УК).

3. Если преступление или проступок совершили иностранные граждане, то суд, в дополнение к основному наказанию, выносит решение о запрещении этим лицам находиться на территории Франции окончательно или на срок не более десяти лет, в зависимости от тяжести содеянного, после отбытия основного наказания (ст. 222-47 УК).

В качестве отягчающих обстоятельств признано совершение преступления организованной бандой33. Как видим, у французского законодательства свой, характерный только для него подход в установлении форм и признаков соучастия. Под организованной бандой понимается любая сформированная группа или любой сговор с целью подготовки одного или нескольких конкретных действий, одного или нескольких преступных деяний34.

Как уже отмечалось выше, если субъектом преступного деяния является физическое лицо, то обязательными признаками служат вменяемость и возраст на момент совершения преступления (совершеннолетие)35.

33 Часть 2. Ст. 235-2; Ч. 2. Ст. 236-2. УК Франции

34 Статья 132-71. УК Франции.

35 Статья 121-4. Там же.

К несовершеннолетним, признанным виновными в их преступных деяниях, применяются меры защиты, помощи, меры по осуществлению надзора и принудительные меры воспитательного характера в условиях, определенных специальным законом36. Этот закон определяет условия, при которых могут назначаться наказания несовершеннолетним старше тринадцати лет37.

Подводя итоги анализа правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков в различных странах, следует отметить, что уголовное законодательство подавляющего большинства стран мира руководствуются международными правовыми актами. Вместе с тем правовое законодательство и исполнительная система воздействий и наказаний разных государств в области борьбы с наркопреступностью специфичны, что обусловлено не столько национальными особенностями страны, сколько конкретно сложившейся криминогенной ситуацией в этой сфере. При существующих особенностях правовых систем, регламентирующих ответственность за наркотизм и наркоманию в различных странах, общей тенденцией является резкое усиление наказаний за организованные формы совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (что, к сожалению, не нашло отражения в действующем Уголовном кодексе РФ 1996 г.).

1. Клейменов И. М. Борьба с преступностью в государствах различных правовых систем (сравнительное исследование): Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.ю.н. Омск, 2002. - С. 10.

2. Введение. Уголовный кодекс ФРГ. М.: Эксмо, 2003.

3. «Deutsches Polizeiblatt». ФРГ, 2000. № 1. ГИЦ МВД России, 2001. - С. 3-5.

4. Закон ФРГ об обороте наркотических средств от 28 июля 1981 г. (с изм. и доп. 1986 г.) СПб., 2001.

5. Закон ФРГ об обороте наркотических средств от 28 июля 1981.

6. Информация НТВ. Февраль 2007г.

7. Андропов А. Г. Использование зарубежного опыта с «отмыванием» доходов наркобизнеса в России. Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел в свете новой Конституции Российской Федерации. М., 1995.

8. Рыжиченков В. И. Преступления, совершаемые в сфере незаконного оборота наркотиков: Теория и практика: Дис. .к.ю.н. М., 1999. - С. 122.

9. Рыжиченков В. И. Указ. соч. - С. 123.

10. Бориневич И. И. Антинаркотическая политика и права человека в Российском обществе. СПб., 2005. С. 59.

11. Федеральное министерство внутренних дел. Австрия, 2000. ГИЦ МВД России, 2001.

12. Параграфы 27-32. Закон о наркотических средствах 1998 г. Австрия. М.: Юрид. лит., 2004.

13. Параграф 27. Закон о наркотических средствах 1998 г. Австрия.

14. Параграф 28. Закон о наркотических средствах 1998 г. Австрия.

15. Параграф 29. Закон о наркотических средствах 1998 г. Австрия.

16. Параграфы 30-32. Закон о наркотических средствах 1998 г. Австрия.

17. Закон об опасных лекарственных препаратах. Гонконг. М.: Эксмо, 2003.

18. Глава 134. Обладание запрещенными препаратами. Закон об опасных лекарственных препаратах. Гонконг.

19. Глава 135. Открытие или содержание курильни для потребления наркотиков.

20. Даниэлян А. А. Международно-правовые основы в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ: Дис. .к.ю.н. М., 2006. - С. 156.

21. Князев В. В. Правовые и организационные проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков за рубежом: Дис. .к.ю.н. М., 1998. - С. 106.

22. Давид. Р. Основные правовые системы современности. М., 1997. - С. 84.

23. Уолкнер Р. Английская судебная система. М., 1980. - С. 98.

24. Хачатурян К. О. Уголовная ответственность за деяния в сфере незаконного оборота наркотиков: международно-правовые аспекты: Дис. .к.ю.н. М., 2002. - С. 152.

25. Давид Р. Указ. соч. - С. 102.

26. Часть 2. Ст. 235-2; Ч. 2. Ст. 236-2. УК Франции

27. Статья 132-71. УК Франции.

Список литературы

36 Часть 1. Ст. 122-8. Там же.

37 Часть 1. Ст. 122-8. УК Франции.

28. Статья 121-4. УК Франции.

29. Часть 1. Ст. 122-8. УК Франции.

30. Часть 1. Ст. 122-8. УК Франции.

FEATURES OF INTERNATIONAL LEGAL PREVENTION AND WAR ON DRUGS, NARCOTISM AND DRUG-RELATED CRIMES

This article is devoted to legal regulation of war on drug-trafficking in different countries. The author considers the role of cooperation with N. Yu. Zhilina foreign law-enforcement authorities and international organizations in

the sphere of combating drugs.

BlgorodState Umversity Key words: drug -related crime, narcotism, drug addiction, interna-

e-mail: [email protected] tional legal experience, state, prevention, legal regulation, anti-narcotics

legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.