Научная статья на тему 'К вопросу об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов по законодательству зарубежных государств'

К вопросу об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов по законодательству зарубежных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2335
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / ПРЕКУРСОРЫ / PRECURSORS / АНАЛОГИ / ANALOGUES / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC LAW POLICY / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ILLEGAL TURNOVER / НАРКОТИЗМ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / CRIMINAL CODE / ТОРГОВЛЯ / SALE / ПЕРЕВОЗКА / TRANSPORTATION / ХРАНЕНИЕ / STORAGE / КУРИТЕЛЬНЫЕ СМЕСИ / SMOKING MIXES / NARCOTIC SUBSTANCES / NARCOTIC ADDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алейник И. Н.

В статье рассмотрены вопросы закрепления ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в законодательстве зарубежных государств. В зависимости от направленности и содержания государственно-правовой политики противодействия наркотизму выделены три группы государств: государства с «жесткой политикой» в отношении лиц, участвующих в нелегальном обороте наркотических средств или психотропных веществ; государства, проводящие либеральную политику в сфере противодействия наркотизму; государства, с политикой «жесткого контроля» в сфере противодействия наркотизму. Проанализировано действующее законодательство государств, представляющих каждую группу: Китая, Ирана, Японии, Испании, Италии, Франции, Голландии. Выделены основные элементы государственно-правового регулирования в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Выявлены преимущества, а также недостатки каждой группы. Сформулирован ряд проблем, возникающих в ходе реализации государственно-правовой политики противодействия наркотизму, в том числе в Российской Федерации и других государствах членах Таможенного союза Евразийского экономического сообщества, и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алейник И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of criminal responsibility for the unlawful turnover of narcotic and psychoactive substances, their precursors and analogues in the legislation of foreign states

The article concerns the issues of provisions for responsibility for the unlawful turnover of narcotic and psychoactive substances in the legislation of the foreign states. Depending on the directions and contents of the public legal policy against narcotic addiction, there are three groups of states: those with «strict policy» towards persons participating in the illegal turnover of narcotic and psychoactive substances; states with liberal policies towards fighting narcotic addictions; the states with «strict control» policy in the sphere of fighting narcotic addictions. The author analyzed the legislation of states representing each of these groups: China, Iran, Japan, Spain, Italy, France, Holland. The author points out the key elements of public law regulation in the sphere of fighting illegal turnover of narcotic and psychoactive substances, showing the positive and negative features within each group. The author formulates a number of problems regarding fighting narcotic addiction in the Russian Federation and the Member States of the Customs Union Eurasian Economic Community and possible solutions.

Текст научной работы на тему «К вопросу об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов по законодательству зарубежных государств»

И.Н. Алейник*

К вопросу об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов по законодательству зарубежных государств

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы закрепления ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в законодательстве зарубежных государств. В зависимости от направленности и содержания государственно-правовой политики противодействия наркотизму выделены три группы государств: государства с «жесткой политикой» в отношении лиц, участвующих в нелегальном обороте наркотических средств или психотропных веществ; государства, проводящие либеральную политику в сфере противодействия наркотизму; государства, с политикой «жесткого контроля» в сфере противодействия наркотизму. Проанализировано действующее законодательство государств, представляющих каждую группу: Китая, Ирана, Японии, Испании, Италии, Франции, Голландии. Выделены основные элементы государственно-правового регулирования в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Выявлены преимущества, а также недостатки каждой группы. Сформулирован ряд проблем, возникающих в ходе реализации государственно-правовой политики противодействия наркотизму, в том числе в Российской Федерации и других государствах членах Таможенного союза — Евразийского экономического сообщества, и возможные пути их решения.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры, аналоги, государственно-правовая политика, незаконный оборот, наркотизм, Уголовный кодекс, торговля, перевозка, хранение, курительные смеси.

Сложившаяся ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов заставляет государства объединять усилия для борьбы с указанными явлениями. Но разработка и осуществление действенных форм международного сотрудничества (включая правовое) в данной сфере возможны лишь в сочетании с эффективной деятельностью государства в аналогичном направлении внутри страны. В связи с этим все страны мира пошли по пути формирования государственной, в том числе государственно-правовой, политики противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. В зависимости от направленности и содержания государственной, в том числе государственно-правовой, политики противодействия наркотизму государства мира условно подразделяются на три группы1.

Первую образуют государства с «жесткой политикой» в отношении лиц, участвующих в нелегальном обороте наркотических средств или психотропных веществ, в том числе лиц, потребляющих

наркотики, совершающих соответствующие деяния без цели сбыта. К ним относятся Иран, Китай, Малайзия, Нигерия, Пакистан, Таиланд и др. Уголовными законами названных государств предусматривается крайне суровая ответственность за преступления, связанные с наркотиками, вплоть до применения смертной казни.

В Уголовном кодексе Китайской Народной Республики ответственность за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков, предусмотрена в ст. 347—357. Так, например, в ст. 347 указано, что контрабанда, торговля, перевозка, производство 1 тыс. граммов и более опиума, 50 граммов и более героина либо метиламфетамина или других наркотиков в большом количестве — наказывается лишением свободы на срок 15 лет, пожизненным лишением свободы либо смертной казнью, в качестве дополнительного наказания применяется конфискация имущества2.

Заслуживающими внимания являются положения ст. 352: «незаконные торговля, перевозка,

1 См.: Гасанов Э.Ю. Антинаркотизм: уголовно-правовые проблемы. М.: Юрист, 2002. С. 165.

2 Уголовный кодекс Китайской Народной Республики Принят на 2-й сессии Всекитайского Собрания Народных Представителей 5-го созыва 01.07.1979 г. URL: http:// constitutions.ru/archives/403 (дата посещения: 04.04.2014).

© Алейник И.Н., 2015

* Алейник Иван Николаевич — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров

Московского университета МВД России.

[[email protected]]

117437, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12.

переноска, хранение жизнеспособных семян или рассады опийного мака или других растений, содержащих наркотические вещества в значительном количестве, наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, арестом либо надзором, в качестве дополнительного или самостоятельного наказания применяется штраф»3, так как предусматривает ответственность не только за незаконные действия в отношении «растений, содержащих наркотические вещества», но и рассады опийного мака.

Также смертная казнь за незаконный оборот наркотиков в качестве наказания установлена в Уголовном кодексе Ирана. Так, в конце 1980-х гг. была проведена реформа уголовного права Ирана, в результате которой принят единый кодификационный акт — Уголовный кодекс 1988 г., в котором смертная казнь предусмотрена в том числе за преступления, связанные с наркотиками. По числу смертных казней Иран занимает одно из первых мест в мире (наряду с КНР и Нигерией). Большинство казненных составляют лица, осужденные за убийство, а также незаконную торговлю наркотиками и их употребление4.

Вторую группу образуют государства, проводящие либеральную политику в сфере противодействия наркотизму. К ним, в частности, относятся Нидерланды, Испания, Швейцария, Португалия. Законодательным актом, регулирующим отношения в сфере оборота наркотиков в Нидерландах, является Опиумный закон (Opiumwet) — законодательный акт, определяющий правила оборота наркотических средств и ответственность за их нарушения. Политика Нидерландов по отношению к наркотикам базируется на двух тезисах. Во-первых, употребление наркотиков относится не к сфере криминала, а следовательно, не является преступлением. Это проблема здравоохранения. Во-вторых, проводится четкая и строгая граница между «легкими» и «тяжелыми» наркотиками. Политика Нидерландов по отношению к слабым и сильным наркотикам различна. К слабым относятся наркотики на основе конопли (марихуана, гашиш), к сильным — кокаин и синтетические наркотики. Разное отношение к двум группам наркотических средств основано на мнении об их различной степени опасности для человеческого организма5.

В Испании, в соответствии с законом от 21.02.1992 г., хранение для личного употребления влечет за собой только административные санкции. Количественные показатели понятия «для личного употребления» законом не определяются, и судебные власти решают этот вопрос

применительно к каждому конкретному делу. Назначенные наказания варьируются в зависимости от того, представляет ли данный наркотик серьезную угрозу здоровью или нет. В соответствии с постановлением Верховного Суда Испании, амфетамины, кокаин и героин, в отличие от каннабиса, включены в число тех веществ, которые могут представлять подобную угрозу. Также в Испании запрещено употребление наркотиков в общественных местах, это может повлечь за собой административное наказание6. Уголовно-правовые последствия наступят лишь в том случае, если лицо будет выращивать, производить или торговать либо другим способом побудит, способствует или облегчит незаконное потребление токсических веществ, наркотиков или психотропных веществ или будет ими обладать с той же целью (ст. 368 Уголовного кодекса Испании). В данном случае предусмотрены: тюремное заключение на срок от 3 до 9 лет и штраф в размере тройной стоимости товара — предмета преступления, если речь идет о веществах или продуктах, которые причиняют тяжкий вред здоровью, и тюремное заключение на срок от 1 года до 3 лет и штраф в размере двойной стоимости предмета во всех остальных случаях7.

Промежуточное положение занимают государства, образующие третью группу, с политикой «жесткого контроля» в сфере противодействия наркотизму. Чертами этой политики являются установление контроля за легальным оборотом наркотиков, наличие системы организационных, правовых и иных мер противодействия их незаконному обращению, наличие достаточно строгих наказаний за преступления соответствующего вида, возможность или безусловность принудительного лечения от наркомании лиц, ею страдающих и совершающих противоправные деяния, интенсивная реализация информационных и просветительских программ, направленных на противодействие процессу наркотизации населения. К этой группе следует отнести Великобританию, Германию, Италию, США, Францию, Японию, большинство стран СНГ.

В Японии сочетаются довольно жесткие запретительные меры с программами профилактики незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также реабилитации и лечения лиц, употребляющих наркотики. В Японии выработаны наиболее успешные методы лечения от наркотической зависимости. Суть главного метода состоит в полнейшей изоляции

3 Уголовный кодекс Китайской Народной Республики.

4 См.: Хачатуров Р.Л. О правовой системе Ирана. URL: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_ content/site1238/html/ media69740/09Hachaturov.pdf (дата посещения: 07.04.2014).

5 См.: Голландия и наркотики. URL: http://www.gobndia.

info/gollandiya-i-narkotiki.html (дата посещения: 02.04.2014).

6 См.: Наказания за хранение наркотиков в отдельных странах — членах ЕС. URL: http://www.narkotiki.ru/jcom-ments_1798.html (дата посещения: 29.03.2014)

7 Уголовный кодекс Испании: одобрен Генеральными кортесами, подписан королем Хуаном Карлосом 24.11.1995 г. URL: http://ugolovnykodeks.ru/2011/11/ugolovnyj-kodeks-ispanii/111/ (дата посещения: 29.03.2014).

пациента от малейшего контакта с наркотиками. Параллельно с этим проводится лечение абстинентного синдрома. Поскольку почти 90 % всех наркоманов употребляют различные формы стимуляторов, воздействующих на центральную нервную систему, в лечении наркозависимости не применяется популярный в Европе при работе с опиатной зависимостью метадон или субутекс. При этом установленные гл. 7 Закона «Об использовании наркотиков и психотропных препаратов» 1957 г. санкции в отношении лиц, занимающихся деятельностью, связанной с незаконным оборотом наркотиков, чрезвычайно строги, так, предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет.

Также комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ принимаются в Италии, которая из-за своего географического положения, а также существования на территории страны крупных преступных структур остается важной транзитной страной, через которую большая доля наркотиков попадает в Европу. В основном на итальянский рынок наркотиков поставляется кокаин, произведенный в Колумбии, героин из Афганистана, синтетические наркотики из Нидерландов. Италия является вторым по величине европейским потребителем опиатов (уступая только Великобритании) и третьим — по потреблению кокаина (после Великобритании и Испании). Правовую основу в сфере борьбы с незаконной деятельностью в области наркотиков, а также лечения и профилактики наркомании обеспечивает указ президента Республики № 309 от 09.10.1990 г. и его последующие изменения. Согласно действующему законодательству, в стране различаются санкции за «обладание» наркотиками с целью личного потребления и за их приобретение для продажи в дальнейшем. Ответственность дифференцирована также в зависимости от того, в отношении какого наркотического средства совершено деяние. Меры наказания лиц, осужденных за торговлю или хранение наркотиков, включают тюремное заключение от 6 до 20 лет и штраф более чем 300 евро. Закон предусматривает альтернативу тюремному заключению за незначительные нарушения, включающую лекарственную терапию, общественные работы, а также домашний арест8.

Одно из самых жестких законодательств среди стран Европейского союза на данный момент действует во Франции, что обусловлено наличием заморских департаментов и сообществ в Карибском бассейне, а также территориальной близостью к африканскому континенту, что делает Францию транзитным государством, через которое наркотики из стран Северной и Западной Африки и Ближнего Востока распространяются по

европейским странам, а также поступают в США и Канаду. Внутренний французский рынок сбыта наркотиков ориентирован в первую очередь на поставки каннабиноидов9. Гашиш поставляется в страну из Марокко, кокаин — из стран Латинской Америки, героин, производимый в Афганистане и Пакистане, поступает транзитом через Турцию, Бельгию и Нидерланды, основными поставщиками экстази (МДМА) являются Нидерланды и Германия. Во Франции борьба с распространением наркомании рассматривается как одно из основных направлений государственной политики10.

На сегодняшний день основным нормативным актом, предусматривающим ответственность за производство, транспортировку, хранение и распространение наркотиков, во Франции является Закон от 31.12.1970 г. «О борьбе с токсикоманией и наказаниях за продажу и незаконное употребление ядовитых веществ». Согласно действующему законодательству, уголовное преследование за хранение и употребление наркотиков не осуществляется лишь в отношении лиц, способных предоставить медицинское подтверждение необходимости употребления запрещенного препарата, в противном случае правонарушитель подвергнется тюремному заключению, штрафу или принудительному лечению.

Согласно действующему законодательству, употребление наркотиков во Франции наказывается лишением свободы на срок от 2 месяцев до 1 года либо штрафом. Так как во Франции нет законодательного понятия «хранения для личного употребления», хранение у лица любого количества запрещенных наркотических веществ рассматривается как доказательство либо употребления, либо сбыта наркотиков11.

В ст. 222—235 сформулирован запрет на производство или изготовление наркотиков, нарушение которого наказывается 20 годами уголовного заключения и штрафом. Незаконный ввоз или вывоз наркотиков наказывается 10 годами тюремного заключения и штрафом, в соответствии со ст. 222—236. При этом эти те же действия наказываются 30 годами уголовного заключения и штрафом, если они совершены организованной бандой. Ст. 222—237 Уголовного кодекса устанавливает ответственность за незаконную транспортировку, хранение, предложение, передачу, приобретение наркотиков и предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет и штрафом. Аналогичные меры наказания распространяются на действия, касающиеся приобретения наркотиков при помощи фиктивных или незаконных рецептов. Ст. 222—239 Уголовного

8 См.: Опыт Италии в борьбе с наркоманией. URL: http:// ria.ru/beznarko_help/20131029/ 849137910.html#ixzz2jsOx6hmE (дата посещения: 02.04.2014).

9 См.: Опыт Франции в борьбе с наркоманией. URL: http:// ria.ru/beznarko_help/20130513/ 821314197.html#ixzz2jsZJzesI (дата посещения: 02.04.2014).

10 См.: Опыт Франции в борьбе с наркоманией.

11 См.: Там же.

кодекса Франции предусматривает наказание в виде лишения свободы до 5 лет и штраф за незаконное предложение или передачу наркотиков какому-либо лицу для личного потребления. В ч. 2 данной статьи указано, что «срок тюремного заключения увеличивается до десяти лет, если наркотики предлагаются или передаются при условиях, определенных в предыдущем абзаце, несовершеннолетним лицам либо в центрах обучения или воспитания, либо в административных помещениях»12.

Подводя итог рассмотрению трех вышеназванных подходов к вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, следует отметить, что споры о жизнеспособности и эффективности каждого из них не прекращаются до настоящего времени, и с появлением все новых видов наркотических средств и психотропных веществ, а также способов их транспортировки и распространения только усиливаются. Сделать однозначный вывод о преимуществе того или иного подхода крайне сложно, так как каждый из них имеет как свои несомненные преимущества, так и очевидные недостатки. Так, в государствах с «жесткой политикой» в сфере незаконного оборота наркотиков в первые годы применения жестких мер наметился некоторый спад в распространении наркотических средств и психотропных веществ, однако в дальнейшем уровень преступности в данной сфере стабилизировался и продолжает оставаться довольно высоким. В связи с чем необходимо отметить, что нельзя ограничиваться только применением мер уголовно-правового характера к лицам, совершающим преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Необходим целый комплекс государственно-правовых мер административного, уголовно-правового, медицинского характера, которые будут направлены не только на привлечение лиц к ответственности, но и на профилактику и предупреждение подобных преступлений, эффективную медицинскую, психологическую реабилитацию лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, их ресоциализацию. При этом указанные меры должны быть не декларативными, зафиксированными только на бумаге, но реально выполняющимися. С другой стороны, нельзя признать полностью оправдывающим себя и либеральный подход к противодействию незаконному обороту наркотиков. Исходя из опыта Нидерландов, Португалии и ряда других стран, можно отметить, что подобная политика привела к сокращению потребления «тяжелых наркотиков», а также выводу части нелегального рынка в сферу

государственного контроля. При этом это ни привело к коренному изменению ситуации. Так, в настоящее время Нидерланды являются одним из мировых лидеров по производству и поставкам в другие страны психотропных веществ. Также остались нерешенными проблемы с незаконным оборотом наркотических средств внутри страны, о чем свидетельствует ужесточение законодательства в отношении деятельности кофешопов, а также производства и распространения наркотических средств и психотропных веществ. В данном случае тоже следует говорить о необходимости комплексного подхода к решению проблем, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Еще более значимым является неукоснительное и единообразное исполнение уголовно-правовых, организационных, административных, медицинских мер, которые содержатся в законодательных актах. Закрепление тех или иных предписаний не гарантирует их эффективного воздействия на регулируемые отношения. Поэтому на первый план выходит правоприменительная деятельность, а именно: возможность исполнения тех или иных мер, а также их эффективность. Нужно не забывать и о необходимости создания специализированных органов и, что более важно, их достаточном финансовом, материальном, организационном, правовом, кадровом обеспечении.

Также проблемой видится своевременное реагирование законодателя на изменяющиеся условия на рынке наркотических средств и психотропных веществ. Появление новых видов наркотиков должно незамедлительно отражаться в национальном законодательстве. Так, примерно с 2007 г. широкое распространение получили курительные смеси — общее название ароматизированных травяных смесей, вызывающих психоактивные эффекты при курении. Активным веществом являются синтетические каннабиноиды (ЖН-018, Ни-210, СР 47, 497 и другие дизайнерские соединения). В государствах членах Таможенного союза — ЕврАзЭС известны как «курительные миксы», «аромамиксы», «спайс». Основным действующим соединением смесей, как правило, являлся дизайнерский каннабино-ид JWH-018, а впоследствии его аналоги и другие синтетические соединения13. Примерно с 2008 г. в различных странах начали приниматься законопроекты, запрещающие оборот курительных смесей. В настоящее время в большинстве стран мира оборот синтетических каннабиноидов, входящих в состав курительных смесей, запрещен. При этом в Российской Федерации часть данных веществ была включена в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих

12 Уголовный кодекс Франции. Принят Сенатом и Национальной Ассамблеей 22.07.1992 г., вступил в силу с 01.03.1994 г. URL: http://constitutions.ru/archives/5859/3 (дата посещения: 03.04.2014).

13 См.: Информационно-аналитический обзор криминогенной ситуации и состояния работы в сфере наркоконтроля в 2012 г. URL: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=179203 (дата посещения: 20.02.2014).

контролю, только постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1186, а в Республике Беларусь и вовсе 10.03.2010 г., на основании Постановления Министерства здравоохранения № 25. Стоит отметить, что и до настоящего времени не все синтетические соединения, входящие в состав курительных смесей, включены в соответствующие списки.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что усилия, предпринимаемые мировым сообществом для противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, не привели к решению данной проблемы. Учитывая колоссальный спрос на наркотические средства и психотропные вещества во всем мире, вызванный постоянной тягой человека к измененным состояниям сознания, и соответствующее данному спросу предложение, обусловленное огромными прибылями наркоторговцев, противодействие незаконному обороту наркотиков является одной из наиболее

Библиография:

трудно осуществимых задач, стоящих перед современным миром, наряду с борьбой с международным терроризмом, торговлей оружием, похищением людей и т.д. И совершенно очевидно, что решение данной проблемы возможно только совместными усилиями всех государств. При этом взаимодействие должно осуществляться не только в уголовно-правовой сфере, но и при осуществлении иных мер противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. В этой связи перспективным выглядит создание единой системы мер в рамках Таможенного союза — ЕврАзЭС. Однако в данном направлении сделаны только первые шаги, и необходимо дальнейшее развитие системы общих мер противодействия наркотизму, а также унификации национального законодательства Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан с тем, чтобы данные меры стали по настоящему действенными и эффективными.

1. Гасанов Э.Ю. Антинаркотизм: уголовно-правовые проблемы. М.: Юрист, 2002. 195 с. References (transliteration):

1. Gasanov Je.Ju. Antinarkotizm: ugolovno-pravovye problemy. M.: Jurist, 2002. 195 s.

Материал поступил в редакцию 31 мая 2014 г.

On the issue of criminal responsibility for the unlawful turnover of narcotic and psychoactive substances, their precursors and analogues in the legislation of foreign states

ALEYNIK, Ivan Nikolaevich — adjunct of the Faculty of Training of Scientific-Pedagogical and Scientific Cadres of

the Moscow University of the MIA of Russia.

[[email protected]]

117437, Russia, Moskva, ul. Akademika Volgina, 12.

Review. The article concerns the issues of provisions for responsibility for the unlawful turnover of narcotic and psychoactive substances in the legislation of the foreign states. Depending on the directions and contents of the public legal policy against narcotic addiction, there are three groups of states: those with «strict policy» towards persons participating in the illegal turnover of narcotic and psychoactive substances; states with liberal policies towards fighting narcotic addictions; the states with «strict control» policy in the sphere of fighting narcotic addictions. The author analyzed the legislation of states representing each of these groups: China, Iran, Japan, Spain, Italy, France, Holland. The author points out the key elements of public law regulation in the sphere of fighting illegal turnover of narcotic and psychoactive substances, showing the positive and negative features within each group. The author formulates a number of problems regarding fighting narcotic addiction in the Russian Federation and the Member States of the Customs Union — Eurasian Economic Community and possible solutions.

Keywords: narcotic substances, psychoactive substances, precursors, analogues, public law policy, illegal turnover, narcotic addiction, Criminal Code, sale, transportation, storage, smoking mixes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.