Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ТЕХНИКИ БРОСКОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПО БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ'

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ТЕХНИКИ БРОСКОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПО БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗИСТЕНТНОСТЬ / БРОСКИ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыганок Алексей Олегович, Стишак Анатолий Александрович, Витольник Владимир Николаевич, Волошин Григорий Григорьевич

В статье выявлены эффективные специальные упражнения, из арсенала тренировочного процесса спортсменов борцов, которые направлены на тренировку резистентности техники бросковых приемов в нестандартных ситуациях, когда правонарушитель отличается по антропометрическим показателям от сотрудника правопорядка. Обосновано достоверное различие экспериментальной методики тренировки техники бросков, для курсантов МВД, основанной на принципах сопряженной тренировки, в нестандартных ситуациях, с применением специально подобранных средств, направленной на применение бросковых приемов, когда противник отличается по росту, весу и другим морфологическим показателям от проводящего прием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыганок Алексей Олегович, Стишак Анатолий Александрович, Витольник Владимир Николаевич, Волошин Григорий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TECHNIQUE OF RESISTANCE TRAINING THROWING TECHNIQUES IN NON-STANDARD SITUATIONS AS A MEANS OF IMPROVING THE READINESS FOR COMBAT TECHNIQUES OF FIGHTING IN THE POLICE

The article identifies the effective special exercises from the arsenal of the training process of wrestlers, which are aimed at training to the resistance of throwing techniques in non-standard situations when the offender differs by anthropometric indicators from the police officer. The author substantiates a significant difference between the experimental methods of training the technique of throws, for cadets of the Ministry of Internal Affairs, based on the principles of coupled training, in non-standard situations, with the use of specially selected means, aimed at the use of throwing techniques, when the opponent differs in height, weight and other morphological indicators from the one conducting the reception.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ТЕХНИКИ БРОСКОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПО БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ»

3. Серебрянников, В.А. Физическая подготовка : учебное пособие / В.А. Серебрянников, В.Ф. Лигута, В.С. Кшевин. - Хабаровск : Дальневосточный юридический институт МВД РФ, 2014. - 292 с.

REFERENCES

1. Serebryannikov, V.A. and Tsekunov, S.O. (2020), "Distraction strike as one of the factors of effective implementation of combat techniques by police officers", Physical culture and sport in the structure of professional education: a retrospective, reality and the future: materials of the All-Russian Scientific Conference, Irkutsk, рр. 130-135.

2. Tsekunov, S.O., Serebryannikov, V.A. and Tatarnikov, S.A (2020), "Actual problems of training in combat techniques of fighting police officers", Topical issues of improving tactical-special, fire and professional-applied physical training in the context of practical training of police officers: Materials of the international scientific-practical conference, Saint-Petersburg, рр. 130-135.

3. Serebryannikov, V.A., Liguta, V F. and Kshevin, V.S. (2016), Physical fitness, Training manual, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Khabarovsk.

Контактная информация: serrb.ru@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2021

УДК 796.058.2

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ТЕХНИКИ БРОСКОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПО БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ

Алексей Олегович Цыганок, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Александрович Стишак, доцент, Владимир Николаевич Витольник, кандидат педагогических наук, доцент, Григорий Григорьевич Волошин, старший преподаватель, Санкт-Петербургский университет МВД России

Аннотация

В статье выявлены эффективные специальные упражнения, из арсенала тренировочного процесса спортсменов борцов, которые направлены на тренировку резистентности техники броско-вых приемов в нестандартных ситуациях, когда правонарушитель отличается по антропометрическим показателям от сотрудника правопорядка. Обосновано достоверное различие экспериментальной методики тренировки техники бросков, для курсантов МВД, основанной на принципах сопряженной тренировки, в нестандартных ситуациях, с применением специально подобранных средств, направленной на применение бросковых приемов, когда противник отличается по росту, весу и другим морфологическим показателям от проводящего прием.

Ключевые слова: резистентность, броски, боевые приемы борьбы, физические качества, физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p361-366

FEATURES OF THE TECHNIQUE OF RESISTANCE TRAINING THROWING TECHNIQUES IN NON-STANDARD SITUATIONS AS A MEANS OF IMPROVING THE READINESS FOR COMBAT TECHNIQUES OF FIGHTING IN THE POLICE

Aleksey Olegovich Tsyganok, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anatoli Aleksandrovich Stishak, the senior lecturer, Vladimir Nikolaevich Vitolnik, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Gregory Grigorevich Voloshin, the senior teacher, St.

Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract

The article identifies the effective special exercises from the arsenal of the training process of wrestlers, which are aimed at training to the resistance of throwing techniques in non-standard situations

when the offender differs by anthropometric indicators from the police officer. The author substantiates a significant difference between the experimental methods of training the technique of throws, for cadets of the Ministry of Internal Affairs, based on the principles of coupled training, in non-standard situations, with the use of specially selected means, aimed at the use of throwing techniques, when the opponent differs in height, weight and other morphological indicators from the one conducting the reception.

Keywords: resistance, throws, fighting techniques, physical qualities, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Броски - это приемы, с помощью которых противника из положения стоя переводят в положение лежа. Не редко возникают ситуации, когда сотрудник намного меньше по своим антропометрическим данным и физическому развитию, чем правонарушитель, но умея грамотно применять тактические действия, с использованием бросковых приемов, способен задержать и обезвредить преступника. Так как, положение, лежа на спине, является самым малоподвижным, следовательно, выгодным для проведения сотрудником полиции последующих действий ограничения свободы передвижения, владение бросковы-ми приемами становится необходимым условием успешного выполнения служебных обязанностей.

Опыт проведения учебных занятий боевыми приемами борьбы на кафедре физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД, по теме броски выявил, что в процессе текущего контроля, техника проведения приемов меняется, в нестандартных ситуациях, в частности, когда ассистент не одинакового роста, веса, с проводящим эти приемы.

Проблемная ситуация состоит в противостоянии диалектических понятий между требованиями руководящих документов практического применения боевых приемов борьбы к уровню подготовки сотрудника проводить броски противникам различной физической морфологии и фактическим отсутствием научно обоснованных средств, рекомендаций по их применению в учебном процессе. Вопрос, повышения эффективности методики подготовки сотрудников правопорядка, применять броски при задержании правонарушителя отличной по своим антропометрическим показателям, становится актуальным.

В качестве рабочей гипотезы исследования было предположение о том, что возможно ли сформировать устойчивую технику бросковых приемов против противника отличных по своим антропометрическим показателям от сотрудника, проводящего броски, применив перенос средств и методов спортивных единоборств, при сопряженном методе их тренировки.

Цель исследования заключается в поиске адаптированной методики тренировки направленной на совершенствование техники бросковых приемов.

Для достижения цели были сформированы задачи: проанализировать опыт научно-методической литературы по изучаемой нами теме; выявить эффективные специальные упражнения, применяемые в спортивных единоборствах, для формирования и поддержания резистентной техники бросковых приемов при условии, когда противник отличается ростом, весом и морфологией тела; оценить влияние экспериментальной методики тренировки техники бросков, с применением специальных подобранных средств, на подготовку курсантов МВД по боевым приемам борьбы.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач были использованы методы анализа и обобщения литературных источников, педагогический эксперимент, тестирование, методы мате-магической статистики.

С целью определения общей технической подготовки применялась оценка уровня развития физических качеств с помощью физических упражнений-тестов: быстрота, челночный бег 10^10 м; выносливость, для сотрудников женского пола, бег на 1 км, для со-

трудников мужского пола бег на 5 км; силы, сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Для определения функциональных показателей: динамометрия, проба «Ромберга». Измерение простой условно-рефлекторной реакции осуществлялось при помощи школьной линейки, которую необходимо было поймать в свободном падении.

Уровень специальной технической готовности в проведении приемов броски оцениваются согласно статье 256 требований приказа МВД России от 5 мая 2018 г. № 275. Отдельный прием оценивался по четырехбальной системе: «отлично» - если прием выполнен технически правильно, быстро; «хорошо» - если прием, выполнен технически правильно, но не быстро; «удовлетворительно» - если прием выполнен технически правильно, но с нарушением слитности движения; «неудовлетворительно» - если прием выполнен технически не правильно.

Наблюдением за традиционными средствами и методами подготовки, применяемых в учебно-тренировочном процессе сотрудников силовых ведомств, было выявлено, что планирование тренировочных заданий на занятиях боевыми приемами борьбы направлено лишь на формирование начального двигательного стереотипа техники приема. Упражнения, которые решают вопросы применения бросков, против противников, которые не всегда схожи по антропометрическим показателям с сотрудником полиции, отсутствуют. Однообразие учебно-тренировочного процесса подготовки приводит к тому, что курсанты адаптируются к этим заданиям. Это объясняется тем, что привычные схемы построения тренировки уже не вызывают необходимых адаптационных перестроек, лежащих в основе роста тренированности. Решение этой проблемы позволит обеспечить условия адекватной реакции сотрудника, на возможные ситуации, возникающие в служебной деятельности (т.е. создать психологическую уверенность в безотказности применяемых приемов даже на фоне физической усталости). Можно предположить, что модель тренировки бросковых приемов должна предусматривать: совершенствование двигательных способностей к качественному выполнению технического действия при проведении броска в скоростном режиме, не обращая внимания на физические данные соперника; аутосуггестию безотказности бросков независимо от складывающихся условий, на фоне физического утомления возникающего в процессе выполнения упражнения.

Выявление эффективной программы тренировки предусматривала совершенствование способностей сотрудника к стабильному выполнению сложных технических действий при условии, когда противник отличался ростом, весом и морфологией тела. Известно, что умения и навыки сотрудников, наработанные на занятиях по боевым приемам борьбы методами, применяемыми в спортивной тренировке спортсменов-единоборцев, нивелируют отрицательное влияние стресса в экстремальных ситуациях служебной деятельности, придают уверенность в собственных силах [1].

Проведя наблюдение за тренировочными занятиями спортивных клубов борьбы самбо и дзюдо «Динамо», «Явара-Нева», «КШВСМ» нами были отобраны специальные упражнения, направленные на тренировку резистентности техники бросковых приемов:

Упражнение 1. Учебная группа разделена по трое. По команде руководителя, обучаемый тренирующий прием, начинает проводить бросок одному ассистенту, стоящему на месте, без проведения приема задержания. Как только падение определилось, обучаемый сразу проводит прием на рядом стоящем втором ассистенте. Упражнение выполняется в быстром темпе. По истечении времени обучаемые, меняются ролями. Обучаемые на тройки разделены без учета равного роста, веса.

Упражнение 2. Учебная группа разделена по трое, четверо и т.д. Исходное положение тренирующего бросок, стоя лицом к ассистентам, находящимся в колонне по одному. По команде руководителя ассистенты начинают подходить потоком (подбегать или выполнять какой-либо атакующий прием). Обучаемый, без остановки, проводит бросок заданный руководителем, в темпе, без проведения приемов задержания.

Целесообразность применения вышеперечисленных специальных упражнений обусловлена следующими обстоятельствами:

- многократное проведение одного приема доводит его выполнение на бессознательный уровень или автоматизм;

- проведение бросков в быстром темпе концентрирует физические способности на технику проведения броскового приема, не обращая внимания на антропометрические показатели противника;

- оптимальный уровень физического утомления, оказывает положительное влияние на аутосуггестию проводящего бросковые приемы.

Эффективность предложенной нами методики тренировки техники бросков была апробирована в формирующем педагогическом эксперименте на курсантах третьего курса Санкт-Петербургского университета МВД в течение двух месяцев. К эксперименту привлекались 2 учебные группы, по 22 человека, одинаковые по составу.

Тестирование общей технической подготовки и качество владения бросками не выявило достоверных различий в подготовленности двух групп. Результаты уровня подготовленности контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Результаты тестирования общей технической подготовленности и качество владения бросковыми приемами КГ (п=22) и ЭГ (п=22) до начала эксперимента_

№ п/п Наименование тестов КГ ЭГ Р

1 Челночный бег 10x10 м (сотрудники мужского пола) 26,7±0,7 27,0±1 р>0,05

2 Челночный бег 10x10 м (сотрудники женского пола) 29,9±1 29,8±0,7 р>0,05

3 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (сотрудники мужского пола) 35,3±9 35,2±8 р>0,05

4 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (сотрудники женского пола) 17,9±3,5 17,7±3,4 р>0,05

5 Бег на 1 км (сотрудники женского пола) 4,39±0,08 4,38±0,07 р>0,05

6 Бег на 5 км (сотрудники мужского пола) 23,00±0,05 22,54±0,11 р>0,05

7 Динамометрия 40,5±7,7 39,4±7,8 р>0,05

8 Проба Ромберга 0,26±0,05 0,27±0,05 р>0,05

9 Время реакции «Линейка» 16,4±2,5 16,9±2,8 р>0,05

10 Владение бросками 2,9±0,5 3,1±0,3 р>0,05

Перед констатирующим этапом эксперимента занятия в контрольной группе проводились в соответствии с тематическим планом. Тренировка техники бросков проводилась на одном ассистенте определенным в начале учебно-тренировочного занятия, повторным методом и повторным методом со сменой исходных положений.

Основу методики проведения учебно-тренировочных занятий в экспериментальной группе составляло последовательное комбинирование упражнений из калистеники; имитационных упражнений в бросках без партнера; упражнений для тренировки техники броска с резиновым амортизатором; выполнении специальных упражнений отобранных нами в процессе второго этапа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов общей и специальной технической подготовленности контрольной и экспериментальной групп показали, что стандартная и экспериментальная методики тренировки резистентности техники бросков, каждая в своей мере, положительно воздействует на развитие физических качеств и навыки боевых приемов борьбы. Достоверные различия методик тренировки представлены в таблице 2.

Из проведенного эксперимента можно увидеть, что одновременно с формированием технико-тактического потенциала, обеспечивающего владение боевыми приемами борьбы, развиваются физические качества [2]. Полученные результаты констатирующего эксперимента выявили достоверные различия методики экспериментальной группы и контрольной группы.

Таблица 2. - Результаты тестирования по общей физической подготовленности и уровню владения бросковыми приемами КГ (п=22) и ЭГ (п=22), констатирующий эксперимент

№ п/п Наименование тестов КГ % прироста ЭГ % прироста Р

1 Челночный бег 10x10 м (сотрудники мужского пола) 26,5±0,5 0,7 25,9±0,3 4 р<0,05

2 Челночный бег 10x10 (сотрудники женского пола) 29,8±0,9 0,3 28,9±0,3 3 р<0,05

3 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (сотрудники мужского пола) 44,1±3,4 25 50,9±3,3 45,1 р<0,05

4 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (сотрудники женского пола) 19,1±3,1 6,7 22,5±1,5 27,1 р<0,05

5 Бег на 1 км (сотрудники женского пола) 4,35±0,7 0,9 4,18±0,7 4,7 р<0,05

6 Бег на 5 км (сотрудники мужского пола) 22,49±0,6 2,3 21,50±0,32 4,8 р<0,05

7 Динамометрия 45,5±7,8 12,3 50,4±6,1 27,9 р<0,05

8 Проба Ромберга 0,30±4 15,3 0,35±3 30 р<0,05

9 Время реакции «Линейка» 15,4±2 6,4 14,1±0,8 19,8 р<0,05

10 Владение бросками 3,0±0,4 3,4 3,6±0,6 16,1 р<0,05

Улучшение показателей в физическом качестве быстрота, у сотрудников мужского пола, на 2%, у сотрудников женского пола, на 3 %; силовой выносливости, у сотрудников мужского пола, на 15%, у сотрудников женского пола на 17,8%; выносливости у сотрудников мужского пола на 4,6%, у сотрудников женского пола на 4%; силы кисти (динамометрия) на 10,7%; пробы Ромберга на 17%; время реакции улучшилось на 9,2%. Уровень подготовленности по боевым приемам борьбы (контроль бросковых приемов) возрос на 20%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, одно из решений применения бросков в нестандартных ситуациях, когда правонарушитель отличается своими антропометрическими показателям от сотрудника, проводящего задержание, является внедрение экспериментальной методики тренировки техники бросков, основанной на принципах сопряженного воздействия, структурированной специальными средствами тренировочного процесса спортсменов единоборцев. При подборе специальных упражнений направленных на тренировку техники бросковых приемов, и ее устойчивости к различным сбивающим факторам необходимо руководствоваться закономерностями формирования двигательного навыка: многократностью повторяемого движения; через стабилизацию навыка происходит уточнение динамического стереотипа и как следствие повышается аутосуггестия безотказности приемов броски не зависимо от морфологических особенностей правонарушителя.

Предложенная экспериментально апробированная методика тренировки резистентности техники бросковых приемов на занятиях боевыми приемами борьбы рекомендуется как средство повышения подготовленности курсантов МВД по разделу физической подготовки боевые приемы борьбы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуралев В.М. О роли спортивных единоборств в процессе формирования навыков боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел / В.М. Гуралев // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 19 мая 2018. - Красноярск : Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. -С. 30-33.

2. Герасимов, И.В. Особенности методики формирования навыков боевых приемов борьбы сотрудников полиции, обучающихся по программам профессиональной подготовки / И.В. Герасимов // Наука-2020. - 2021. - № 1(46). - С. 179-182.

3. Метелица А.Н. О формировании двигательных доминирующих навыков при технико-тактической подготовке в единоборствах / А. Н. Метелица // Через физическую культуру и спорт к здоровому образу жизни: материалы III Международной заочной научно-практической интернет-конференции, посвященной массовым спортивным движениям в России и в мире, Уфа, 25 декабря 2015 года. - Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. - С. 174-178.

4. Тюленев, С.Н. Формирование тактических умений и навыков применения боевых приемов борьбы сотрудниками ОВД / С.Н. Тюленев, В.В. Качергин // Аллея науки. - 2018. - Т. 5., № 9 (25). - С. 705-708.

5. Шиян В.В. Методические особенности формирования устойчивости двигательных навыков борцов к физическому утомлению соревновательного поединка / Очно-заочная научно-практическая конференция по спортивным единоборствам: сборник научных и научно-методических статей, Москва, 16-17 июня 2017 года. - Москва: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2017. - С. 291-300.

REFERENCES

1. Guralev, V.M. (2018), "On the role of sports martial arts in the process of forming the skills of combat techniques of fighting by employees of internal affairs bodies", Optimization of the educational and training process in educational organizations of higher education. Healthy lifestyle as a factor of drug addiction prevention: Materials of the All-Russian scientific and Practical conference, (Krasnoyarsk, May 19, 2018), Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnoyarsk, pp. 30-33.

2. Gerasimov, I.V. (2021), "Features of the methodology for forming the skills of combat techniques of fighting police officers who are trained according to professional training programs", The sci-ence-2020, № 1 (46), pp. 179-182.

3. Metelitsa, A.N. (2015), "On the formation of motor dominant skills in technical and tactical training in martial arts", Through physical culture and sport to a healthy lifestyle: materials of the III International Correspondence Scientific and Practical Internet Conference dedicated to mass sports movements in Russia and in the world, Ufa State University of Economics and Service, Ufa, pp. 174-178.

4. Tyulenev, S.N. and Kachergin V. . (2018), "Formation of tactical skills and skills for the use of combat techniques of combat by police officers", Alley of Science, No. 9 (25), pp. 705-708.

5. Shiyan V.V. (2017), "Methodical features of formation of stability of motor skills of wrestlers to physical fatigue of competitive duel", Full-time scientific-practical conference on sports single combats: collection of scientific and scientific-methodical articles, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow, pp. 291-300.

Контактная информация: tzyganok.alexej@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.05.2021

УДК 796.412.2

ОБЪЕМ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Наталья Александровна Чертихина, кандидат педагогических наук, Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

В данной статье представлены методы оценки объема и интенсивности тренировочной нагрузки в художественной гимнастике. Целью исследования явилось изучение объема и интенсивности тренировочных нагрузок у членов сборной команды Волгоградской области в соревновательном периоде. Регистрация тренировочных нагрузок позволила изучить ряд важных показателей: оптимальную продолжительность занятий по времени; объем нагрузок, количество элементов; количество целых комбинаций, выполняемых за одно занятие; количество элементов в целых комбинациях; интенсивность тренировочных занятий; стабильность выполнения каждого упражнения. Практическая значимость исследования заключается в том, что комплекс показателей, взятых во взаимосвязи с индивидуальными особенностями гимнасток, может служить основой для планиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.