УДК 18(07) ББК 73р30
А.А. Рузаков
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ»
В статье описываются особенности преподавания дисциплины «Дифференцированное обучение информатике» для направления подготовки магистров «Педагогическое образование» программы «Информатика в образовании». Приводится вариант построения курса, используемого автором в учебном процессе. Элементы дифференцированного обучения информатике применяются непосредственно к самим магистрантам.
Ключевые слова: дифференцированное обучение, методика преподавания, информатика, методическая система, индивидуальные особенности учащихся.
A.A. Ruzakov
THE FEATURES OF A TEACHING TECHNIQUE OF THE SUBJECT "DIFFERENTIATED COMPUTER SCIENCE LEARNING"
A feature of teaching «Differentiated learning computer science» for masters «Computer science in education» training direction «Pedagogical education» is described. A possible construction of a course used by the author in the learning process is presented. The elements of the differentiated learning computer science are applied directly to the students.
Key words: differentiated learning, teaching methods, computer science, the methodological system, the individual characteristics of students.
Дисциплина «Дифференцированное обучение информатике» является факультативной дисциплиной в подготовке магистров направления «Педагогическое образование» программы «Информатика в образовании». Стандартом [8, с. 4] характеризуется, что профессиональная педагогическая деятельность выпускников направления «Педагогическое образование» включает, в частности, «изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы» и «организацию процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующим возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям». Одним из основных принципов государственной
политики и правового регулирования отношений в сфере образования, согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [9], является «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека». Всё это и приводит к необходимости учитывать особенности развития, способности учащихся в учебном процессе. Именно индивидуальный подход в обучении обеспечивает своеобразие в развитии личности ученика, создает благоприятные возможности для формирования всех его способностей, делает эффективным педагогическое воздействие на него [7, с. 19].
Реализация этих положений в условиях классно-урочной системы обучения
ф о
X X
го са о
s
X
ф
ф
-Û X s
с
s ^
о s ч к s X
го ш го
4 о
с
ф
с «
5
Ф a.
ÉÎ
о о
X
X
ф
ю
ф
s
X
ф
O^g
может быть осуществлена с помощью такой формы организации учебного процесса, как дифференцированное обучение. Дифференцированное обучение -это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности, формируются группы учащихся с различающимися содержанием образования, методами обучения [3, с. 45]. Дифференцированное обучение предоставляет каждому учащемуся возможность реализации своих способностей на максимальном уровне, но не ниже базового уровня.
Следовательно, важную роль в подготовке магистров направления «Педагогическое образование» будет играть обучение теории и методике дифференцированного обучения, и в частности на примере предмета «Информатика». Учебным планом подготовки магистров на дисциплину «Дифференцированное
обучение информатике» в ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманирно-педагогический университет» отводится 72 часа (2 зачетных единиц). Дисциплина изучается в первом семестре и завершается зачетом.
При разработке рабочей программы дисциплины «Дифференцированное обучение информатике» в качестве ключевой компетенции, которой должен обладать выпускник, освоивший программу магистратуры, была выбрана ПК-1: «Выпускник должен обладать способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам».
Конкретизированные цели освоения дисциплины «Дифференцированное обучение информатике» представлены в табл. 1.
Табл. 1. Конкретизированные цели освоения дисциплины «Дифференцированное обучение информатике»
Компетенция Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
Выпускник должен обладать способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1) 1. Основные теоретические положения дифференцированного обучения информатике. 2. Индивидуальные особенности учащихся, используемые при организации дифференцированного обучения информатике 1. Выполнять диагностику индивидуальных особенностей учащихся. 2. Формировать типологические группы для реализации уров-невой дифференциации. 3. Осуществлять построение методической системы дифференцированного обучения информатике 1. Технологией формирования типологических групп на основе анализа уровня обобщенного интеллектуального показателя и успеваемости. 2. Методическими подходами, включающими элементы дифференцированного обучения информатике
При построении данного курса использовались результаты научной работы автора [4]. Акцент был сделан на применение элементов дифференцированного обучения непосредственно к самим магистрантам. Таким образом, в процессе изучения дисциплины «Дифференци-
рованное обучение информатике» магистранты получат общее представление о возможностях дифференцированного обучения.
В табл. 2 представлено распределение аудиторных часов по темам курса «Дифференцированное обучение информатике».
Табл. 2. Распределение аудиторных часов по темам курса «Дифференцированное обучение информатике»
№ п/п Наименование темы Лекции, ч Практические занятия, ч
1 Дифференцированное обучение в теории педагогики 2
2 Дифференцированное обучение информатике в школьной практике 2
3 Индивидуальные особенности учащихся как основание уровневой дифференциации при обучении информатике 2
4 Диагностика индивидуальных особенностей учащихся 3
5 Методика дифференцированного обучения информатике в школе 4
6 Построение методической системы дифференцированного обучения на примере темы «Основы программирования» 4
7 Работа с компьютерной программой «Экспертная система дифференцированного обучения» 1
Всего 2 16
При изучении темы «Дифференцированное обучение в теории педагогики» с магистрантами последовательно рассматриваются следующие вопросы: исторические предпосылки возникновения индивидуализации и дифференциации обучения; принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей; принцип индивидуального подхода; индивидуализация и дифференциация обучения; дифференцированное обучение; виды дифференциации; формы организации внутриклассной дифференциации; особенности школьников, определяющие их учебную деятельность.
Во второй теме «Дифференцированное обучение информатике в школьной практике» выполняется анализ нормативно-правовых документов и учебников с позиции возможности реализации дифференцированного подхода при обучении информатике. Данный анализ позволяет сделать вывод о возможности представления учебного материала в вариативном виде, то есть по каждому разделу Стандарта педагог может осуществлять обучение с применением дифференцированного подхода к ученикам в зависимости от их индивидуальных особенностей. Учебники по предмету «Информатика» чаще всего содержат дифференцированный материал практической направленности, в них имеются задания как для групповой, так и для индивидуаль-
ной работы. Всё это позволяет использовать дифференцированный подход в обучении предмету «Информатика» в рамках практических работ.
Так как применение дифференцированного подхода в обучении требует учёта индивидуально-психологических особенностей личности, то третьей темой курса рассматриваются индивидуальные особенности учащихся как основание уровневой дифференциации при обучении информатике. На успешность освоения учащимися содержания образования существенное влияние оказывают особенности когнитивной сферы - особенности интеллекта, то есть каким образом учащиеся получают, хранят и используют информацию. В свою очередь особенности личностной сферы учащихся (структура межличностных отношений, иерархия мотивов, самооценка и т.д.) могут помогать или препятствовать нормальному течению процесса обучения. В состав тестирующего блока особенностей интеллектуальной сферы учащихся входят тесты на познавательные процессы (мышления, памяти и внимания). Наличие определенного уровня развития интеллекта у учащихся является необходимым условием способности к обучению, а структура межличностных отношений и соответствие результатов особенностей личностной сферы нормальным значениям обеспечивают условия осуществле-
ф о
X X
го ш
о ^
X
ф
^ ф
.0 X
с
о ^
к ^
X
го ей го ч о
с
ф
^ с «
-т Ф
N И
ф а.
О о
m
0
ГО
со >
01 <
<
ния имеющегося у учащихся интеллектуального потенциала.
Четвертая тема «Диагностика индивидуальных особенностей учащихся» знакомит магистрантов с компьютерной диагностической системой «Психолого-педагогический мониторинг» [1]. Психологическая составляющая данной системы была разработана преподавателями кафедры «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование» ЮУрГУ кандидатом психологических наук, доцентом Н.Н. Мельниковой и старшим преподавателем Д.М. Полевым. Компьютерная реализации выполнена автором данной статьи. Общее руководство работой осуществлялось доктором педагогических наук, профессором Д.Ш. Матросом. Компьютерный психолого-педагогический мониторинг является системой сбора, хранения и представления психолого-педагогической информации об учащихся 5-11 классов с формированием различных отчетов в разрезе учеников, классов, параллелей, учителей и предметов. После прохождения диагностики, магистранты получают развернутые карты особенностей интеллектуальной сферы (мышления, памяти и внимания) и соответствия нормальному состоянию личностных параметров и характеристики межличностных отношений. Для наглядности широко применяется цветовое выделение: красный цвет (две градации) используется для представления результатов ниже нормы; результаты выше нормы окрашены зеленым цветом (также две градации). Нормирование осуществляется с применением шкалы станайн и с учётом возраста учащихся.
Так как реализация уровневой дифференциации обычно предполагает построение трех типологических групп (творческая, продуктивная и репродуктивная), то их построение осуществляется на основе анализа уровней обобщенного интеллектуального показателя (ОИП) и успеваемости (см. табл. 3). Также в таблице 3 указаны основные способы работы с учащимися каждой типологической группы в зависимости от уровней ОИП и успеваемости.
Пятая тема «Методика дифференцированного обучения информатике в школе» затрагивает особенности построения учебного процесса для каждой из выделенных типологических групп. Обращается внимание на то, что при конструировании учебного процесса с учащимися репродуктивной группы основными методами обучения должны быть репродуктивные, словесные, наглядные и практические. Практические работы репродуктивного плана способствуют отработке практических умений и навыков.
Основу работы с учащимися продуктивной группы должны составлять приемы проблемно-поисковых методов обучения, затрагивающие создание проблемной ситуации, организацию обсуждения возможных подходов к её решению, подтверждение правильности сделанных выводов, а также выдвижение готового проблемного задания.
Для учащихся творческой группы, кроме проблемно-поисковых методов, целесообразно применение методов продуктивного характера, допускающих творческую составляющую учебной деятельности.
Используя классификацию уроков В.А. Онищука [2, с. 59] сформулированы методические рекомендации для трех выделенных типологических групп на соответствующих макроструктурных элементах уроков.
В конце курса магистранты знакомятся с методической системой дифференцированного обучения информатике, предложенной для темы «Основы программирования». Данная методическая система содержит как конкретизацию общих методических походов для трёх выделенных типологических групп, так и специфику обучения учащихся каждой группы на каждом этапе урока. Применяемые методические подходы включают элементы дифференцированного обучения, опирающиеся на индивидуальные особенности учащихся и содержание темы «Основы программирования».
В поддержку учителю предлагается компьютерная программа «Экспертная система дифференцированного обуче-
\ ОИП Успеваемость \x Низкий
Высокая
ния» [6, с. 143]. Программа позволяет по-лучатьизкомпьютернойдиагностической системы «Психолого-педагогический мониторинг» [1] обобщенный интеллектуальный показатель, соотносить его с успеваемостью; распределять учащихся по типологическим группам; заполнять и хранить тематическое планирование, методическое наполнение каждого этапа урока, методические рекомендации для каждой из типологических групп с выгрузкой всех данные в текстовый редактор Microsoft Office Word.
Так как в результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы компетенции, то для оценивания сформированности компетенции используется компьютерное тестирование и выполнение практических упражнений. Тестирование прове-
ряет усвоение знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания. Выполнение практических упражнений отражает умения применять знания и владение ими. По дисциплине «Дифференцированное обучения информатике» ведется рейтинг успеваемости студентов, результаты которого позволяют успевающим студентам получать «зачтено» без сдачи зачета, что является важной мотивационной составляющей учебного процесса [5, с. 57].
Таким образом, разработанная нами методика преподавания дисциплины «Дифференцированное обучения информатике» для магистрантов направления «Педагогическое образование», на наш взгляд, полностью удовлетворяет требованиям Стандарта и отвечает потребностям будущих работодателей выпускников.
CD О X X ГО m о
Œ
s ^
X
CD Œ CD в в
-О X
s с; с
s ^
о s
о: s
X
го m го
э
с
CD Œ г- ,
?! CD Œ
et
ü ® S
ю S 0
О о
Библиографический список
1. Компьютерный психолого-педагогический мониторинг [Электронный ресурс] / Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, А.А. Рузаков. - М.: Педагогическое общество России, 2000. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Онищук, В.А. Урок в современной школе [Текст]: пособие для учителя / В.А. Онищук. - М.: Педагогика, 1986. - 158 с.
3. Осмоловская, И.М. Практика дифференцированного обучения: попытка систематизации [Текст] / И.М. Осмоловская // Школа. - 1996. - № 6. - C. 46-50.
4. Рузаков, А.А. Методика дифференцированного обучения информатике в средней общеобразовательной школе на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.А. Рузаков. - Челябинск, 2008. - 205 с.
5. Рузаков, А.А. Особенности методики преподавания дисциплины «Управление данными» для направления подготовки бакалавриата «Информационные системы и технологии» профиля «Информационные технологии в образовании» [Текст] / А.А. Рузаков // Современные технологии в физико-математическом образовании: сборник трудов II научно-практической конференции 25-27 июня 2015 г.; под. ред. С.А. Загребиной. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. - С. 54-58.
6. Рузаков, А.А. Применение ИКТ при дифференцированном обучении информатике в средней школе [Текст] / А.А. Рузаков // Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Информационно-коммуникативные технологии - основной фактор реализации системы менеджмента качества образовательного учреждения на основе стандарта ISO» / под ред. Д.Ш. Матроса, О.Н. Ивановой. - Челябинск: Из-во ИИУМЦ «Образование», 2010. - С. 143-150.
7. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников [Текст]: учеб. пособие для учителей и родителей / В.Г. Степанов. - М.: Академия, 1997. - 320 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. № 1505.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».
Referencеs
1. Matros D.Sh., Melnikova N.N., Polev D.M., Ruzakov A.A. The computer psycho-pedagogical monitoring M.: Pedagogical Society of Russia, 2000. [in Russian].
2. Onischuk V.A. The lesson in the modern school. M.: Pedagogika, 1986. P. 158. [in Russian].
3. Osmolovskaya I.M. The practice of differentiated learning: an attempt to systematize. Shkola, 1996. №6. P. 46-50. [in Russian]
4. Ruzakov A.A. The methods of differentiated learning to computer science in an average comprehensive school on the basis of taking into account individual characteristics of students. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2008. P. 205. [in Russian].
5. Ruzakov A.A. The features of a subject teaching technique "Data Management" to train Bachelors in "Information systems and technologies" profile "Information technologies in education". The Modern Technologies in Physics and Mathematics Education: Proceedings II scientific-practical conference 25-27June 2015. Ed. S.A. ZagrebinaChelyabinsk, Izd-vo YuURGU, 2015. P. 54-58. [in Russian].
6. Ruzakov A.A. The use of ICT at the differentiated training to computer science in high school. The First All-Russian scientific-methodical conference «Information and communication technologies - a major factor of implementation on the basis of ISO quality management system of educational institution». Ed. D.Sh. Matros, O.N. Ivanova. Chelyabinsk, UMTS «Obrazovanie», 2010. P. 143-150. [in Russian].
7. Stepanov V.G. The psychology of difficult students. M.: Akademia, 1997. P. 320. [in Russian].
8. The Federal state educational standard of higher education in the field of training 44.04.01 Pedagogical education (Master's level). The order of the Russian Federation Ministry of Education and Science of November 21, 2014 № 1505. [in Russian].
9. The federal law from 29.12.2012 N 273-FZ (as amended on 02.03.2016.) On Education in the Russian Federation. [in Russian].
Сведения об авторе:
Рузаков Андрей Александрович,
кандидат педагогический наук,
и.о. заведующего кафедрой информатики,
информационных технологий
и методики обучения информатике,
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the author: Ruzakov Andrey Alexandrovich,
Candidate of Sciences (Education), Acting Head of the Department, Department of Computer Science, Information Technology and Methods of Teaching Computer Science South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.48
М.В. Усынин
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
В статье рассматривается возможность разрешения проблемы управления развивающимся вузом на теоретико-методологическом уровне с позиций комплексного взаимодополняющего применения системно-деятельностного подхода, компетентностно-контекстного подхода и проектного подхода. Обосновывается необходимость повышения эффективности педагогического управления в процессе реализации триединой совокупности моделей.
Ключевые слова: педагогическое управление, методологический подход, проект, среда, компетенция.
M.V. Usynin
THEORY AND METHODOLOGY OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT
The problem of solving the problem of managing the developing higher education institution at the theoretical and methodological level from line items of complex complementary application of system and activity approach, competence-based, contextual approach and project approach is discussed. The necessity of increasing the efficiency of the pedagogical control in the process will be the implementation of a three-pronged set of models is substantiated.
Key words: pedagogical management, methodological approach, project, sphere, competence.
Г.П. Щедровицкий справедливо отмечал: «...деловой человек, который, даже не будучи управленцем по должности, осознает себя заинтересованным в оргуправленческих проблемах, несет соответствующие ценности и установки, средства и технику работы» [8, с. 191]. Очевидно, что высокая степень способности и готовности к организационно-
управленческой деятельности тем более имеет особое значение для будущих бакалавров-менеджеров. Однако анкетирование руководителей организаций -работодателей показало, что более 85% из них отмечает низкий уровень владения выпускниками таких компетенций, как «умение ставить цели проекта и декомпозировать на задачи», «способность
X
ф
m го
с
о ф