Научная статья на тему 'Особенности методики изучения проблем адаптации системы бухгалтерского учета России к мировым стандартам в средней школе'

Особенности методики изучения проблем адаптации системы бухгалтерского учета России к мировым стандартам в средней школе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васина А.С., Махова А.В.

Целью данной статьи является изучение и понимание учащимся проблем адаптации российского бухгалтерского учета к мировым стандартам, формирование у учащихся знаний по теме урока, выявление проблем и способов их решения, методов реформирования российского бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васина А.С., Махова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности методики изучения проблем адаптации системы бухгалтерского учета России к мировым стандартам в средней школе»

Список использованной литературы:

1. Васин Е.К. Разработка и использование комплекса электронных образовательных ресурсов для изучения предмета «Технология»: Дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2014.

2. Васин Е.К., Романова К.Е., Червова А.А. Методическая система обучение дисциплине «Технология» в общеобразовательной школе в условиях информатизации образования: Монография. -Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИвГУ, 2015.-240с.

3. Орлова М. С. Модели смешанного обучения и их применение при обучении программированию // Конгресс конференций. Информационные Технологии в Образовании URL: http://ito.edu.ru/2008 /MariyEl/IV/IV-0-5.html

4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и теоретический аспект). 3-е изд. - М.: ИИО РАО, 2010. - 356 с.

© Е.К. Васин, 2015

УДК 372.8:657.1

А.С. Васина

студентка Зкурса направления подготовки «Педагогическое образование», бакалаврская программа «Экономика и право»

А.В. Махова

канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РОССИИ К МИРОВЫМ СТАНДАРТАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Целью данной статьи является изучение и понимание учащимся проблем адаптации российского бухгалтерского учета к мировым стандартам, формирование у учащихся знаний по теме урока, выявление проблем и способов их решения, методов реформирования российского бухгалтерского учета.

Ключевые слова

Бухгалтерский учет, адаптация, международные стандарты финансовой отчетности, международные

стандарты бухгалтерского учета.

Сегодня, в школах все чаще можно наблюдать введение экономики, как отдельного, независящего от обществознания, предмета. Однако мало уделяется внимания или не рассматриваются темы «Экономика предприятия» или «Бухгалтерский учет», хотя именно в этих темах даются теоретические и практические знания и навыки, столь необходимые в будущей жизни, при отсутствии профильного образования, для тех, кто собирается организовать собственный бизнес. В представленной ниже методической разработке урока делается акцент на осознание учащимся проблем адаптации российского бухгалтерского учета к МСФО. Данный урок входит в авторскую программу элективного курса «Бухгалтерский учет» и преподается для учащихся 10-11 классов.

Тема: Адаптация российского бухгалтерского учета к мировым стандартам.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод ведения: лекционный с элементами беседы.

Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана в соответствии с элективным курсом по дисциплине. Ее актуальность заключается в том, что в ведении бухгалтерского учета в России отличается

от введения бухгалтерского учета за рубежом. Мировые стандарты, общепринятые за границей не соответствуют во многих пунктах бухгалтерским российским стандартам. Адаптацию системы учета в Российской Федерации определяется как процесс постепенного изменения учетных правил. Ученики должны уяснить, что результатом данного процесса является сопоставимость показателей финансовой отчетности как российских, так и зарубежных компаний.

Цели урока:

- дидактическая - сформировать понятие об адаптации, бухгалтерском учете, международных стандартах финансовой отчетности, международных стандартах бухгалтерского учета.

- развивающая - формирование у учащихся знаний об адаптации, бухгалтерском учете, международных стандартах финансовой отчетности, международных стандартах бухгалтерского учета.

- воспитательная - развивать навыки самостоятельной работы, воспитывать чувство сознательности; формирование ответственности; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; развитие требовательности к себе и другим.

Задачи урока:

- ознакомить учащихся с основными понятиями: адаптация, бухгалтерский учет, международные стандарты финансовой отчетности, международные стандарты бухгалтерского учета;

- формирование у учащихся знаний по адаптации, бухгалтерскому учету, международному стандарту финансовой отчетности, международным стандартам бухгалтерского учета.

Основные понятия: адаптация, международные стандарты финансовой отчетности, международные стандарты бухгалтерского учета.

Критерии и методы диагностики уровня готовности, учащихся к занятию (обученности): готовность учащихся к занятию определяется в процессе обсуждения основных понятий, в умении ориентироваться в бухгалтерских системах за рубежом, характеризовать МСБУ и МСФО, анализировать российские и международные стандарты финансовой отчетности, в умении ориентироваться в ситуациях на основе примера.

Критерии и методы диагностики эффективности занятия: основным методом диагностики является самостоятельный поиск определенного решения, которое учащиеся должны выработать на занятии, критерием эффективности, соответственно, является умение выбрать наиболее оптимальную стратегию

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. В ходе данного урока предполагается формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

План урока:

- Бухгалтерские системы за рубежом;

- Характеристика Международных стандартов: МСБУ и МСФО;

- Сравнительный анализ российских и международных стандартов финансовой отчетности

- Проблемы и способы их решения адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным учетным стандартам

- Направления осуществления гармонизации на примере сближения отечественных и международных стандартов учета затрат.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Постановка задач урока

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Адаптация российского бухгалтерского учета к мировым стандартам». Знания, полученные сегодня на занятии, помогут вам лучше уяснить адаптацию системы учета в Российской Федерации к МСФО. Наша главная задача на сегодня - определить, что такое адаптация, международные стандарты финансовой отчетности, международные стандарты бухгалтерского учета.

З.Объяснение нового материала. (сообщение преподавателя с элементами беседы и применением информационно-коммуникационных технологий).

1 Бухгалтерские системы за рубежом

Для начала разберём, какие существуют бухгалтерские системы. За рубежом: известны несколько систем бухгалтерского учета, рассмотрим несколько из них:

- британо-американская,

- континентальная,

- южноамериканская.

Каждая система имеет свои особенности, в зависимости от уровня экономического развития страны.

2 Характеристика Международных стандартов: МСБУ и МСФО

Разобрав основные системы бухгалтерского учета в странах, перейдем к рассмотрению и разъяснению международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Различают международные стандарты

Рисунок 1 - Международные стандарты

Разработкой МСБУ, прежде всего, занимается Комитет по Международным бухгалтерским стандартам (КМБС).

Рисунок 2 - Основные задачи КМБС

Основное назначение международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности — обеспечить представление информации организацией в виде, доступном для единообразного понимания всеми ее пользователями как внутри страны, так и за рубежом. Без этого невозможно эффективное сотрудничество между странами, развитие международного бизнеса, рынка, увеличения товарооборота между странами. В каждом стандарте излагается суть соответствующего понятия (показателя), которому он посвящен. В системе стандартов заложены основы ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности

В своей работе КМБС взаимодействует с Международной Федерацией бухгалтеров (МФБ), которая со своей стороны должна выполнять следующие функции (рисунок З).

Перед КМБС стоит важная и сложная задача — сблизить, насколько это возможно, стандарты (положения) отдельных стран.

Стандарты КМБС носят рекомендательный, а не обязательный характер. Каждая страна сама решает данную задачу исходя из своеобразия своей страны, стоящих перед ней проблем и конкретных условий времени и места. Она может следовать международным стандартам или взять их за основу при разработке национальных стандартов.

В международных стандартах финансовой отчетности содержатся основные вопросы концепции формирования финансовой бухгалтерской отчетности, определяются общие подходы к ее составлению, предлагаются варианты учета хозяйственных средств, хозяйственных операций.

Рисунок 3 - Задачи КМБС при взаимодействии с МФБ.

В разных странах мира подготовка финансовой отчетности либо регламентируется подробными и конкретными юридическими правилами, (как в России и на Украине), либо закон предоставляет юридические рамки регулирования, а конкретные вопросы определяются стандартами, (как в Великобритании), либо в основном действуют стандарты, а роль законодательства невелика (США).

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) выпускаются Комитетом, а с 2001 года Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). СМСФО является негосударственным органом и не несет ответственность перед правительственными организациями. Оно устанавливает стандарты финансовой отчетности общего назначения для компаний, относящихся к негосударственному сектору экономики. Целью Комитета по международным стандартам финансовой отчетности является гармонизация правил, бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности

Перед СМСФО поставлены три основные цели

Рисунок 4 - Основные цели СМСФО

3. Сравнительный анализ российских и международных стандартов финансовой отчетности Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и МСФО приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с разницей в конечных целях использования

финансовой информации.Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики.

Рисунок 5 - Различия в основных принципах подготовки финансовой отчетности в соответствии с

МСФО и российским законодательством

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России прежде всего, отвечает интересам ее внутренних и внешних заинтересованных пользователей для принятия решений. Несомненно, признание данных целей является значительным шагом в сторону МСФО, хотя следует отметить, что на практике, составители отчетности преследуют иные цели, прежде всего, фискальные.

Одним из принципов, являющихся обязательными в МСФО, но не всегда применяемых в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации.

Вторым главным принципом международных стандартов учета, отличающим их от российской системы учета, является отражение затрат.

С принятием Положения о бухгалтерском учете и отчетности и нового Плана счетов бухгалтерского учета бухгалтерский учет в России существенно приблизился к международным учетным стандартам.

4. Проблемы и способы их решения адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным учетным стандартам

Однако адаптация бухгалтерского учета и отчетности России к международным учетным стандартам сопряжена с определенными трудностями и проблемами.

Прежде всего, России предстоит сделать выбор между англо-американо-голландской и континентальной (европейской) системами бухгалтерского учета.

Очень важной проблемой для России является установление соотношения правил ведения бухгалтерского учета и налогообложения. В настоящее время в России система бухгалтерского учета существенно зависит от постоянных изменений в налоговой системе.

России предстоит выбрать систему нормативных документов по регламентации бухгалтерского

учета.

Адаптация бухгалтерского учета и отчетности России к международным стандартам предъявляет новые требования к подготовке специалистов по бухгалтерскому учету.

Важное условие совершенствования бухгалтерского учета - обучение его основам всего населения (в том числе в общеобразовательных школах) и особенно лиц, обучающихся по коммерческим специальностям.

Существуют различные мнения экономистов и ученых по поводу перехода на международные стандарты и их значимости для российского бухгалтерского учета. Одни из них приветствуют скорейший переход на Международные стандарты финансовой отчетности, другие считают, что с этим процессом торопиться не нужно.

5 Направления осуществления гармонизации на примере сближения отечественных и международных стандартов учета затрат.

Международные стандарты предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований, связанных с оформлением документов.

Дальнейшее реформирование российского финансового учета с целью его гармонизации с Международными стандартами финансовой отчетности может осуществляться по двум направлениям, представленным в рисунке 6.

Направления реформирования бухгалтерского учета, необходимые для гармонизации международных

и отечественных стандартов учета

Дальнейшее сближение концептуальных

основ и отчетности с принципами Международных стандартов финансовой отчетности

- Разграничить понятия «расходы» и «затраты»,

ввести в учетную систему определение затрат как объект бухгалтерского учета;

- Исключить из перечня критериев признания расходов требования

образовательного наличия договора;

- исключить численные ограничения в отношении

существенности при признании расходов в бухгалтерской отчетности и т.д.

о

С Внесение изменений в отдельные ПБУ с целью сближения их с Международными стандартами финансовой отчетности

- распространить действия ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» на учет незавершенного производства;

- в ПБУ 5/01 исключить из перечня фактических затрат начисленные до принятия к бухгалтерскому учету запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- устранить различия в определении амортизируемой стоимости основных средств, ввести понятия «ликвидационная стоимость», «амортизация»;

_Ввести норму, согласно которой ПБУ 17/02будет применяться к незаконченным НИОКР и т. д.

Рисунок 6 - Направления реформирования бухгалтерского учета

Реформирование бухгалтерского учета в России проводится уже свыше двадцати лет.За эти годы было создано 24 положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), частично адаптированных к требованиям Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Адаптацию системы учета в Российской Федерации можно определить, как процесс постепенного изменения учетных правил с целью формирования финансовой информации в соответствии с требованиями МСФО. Результатом данного процесса является сопоставимость показателей финансовой отчетности как российских, так и зарубежных компаний.

Таким образом, адаптация учета и отчетности к МСФО в России с тех пор развивается по двум направлениям:

- индивидуальная отчетность и текущий учет находятся в рамках национального законодательства, разрабатываемого на базе МСФО

- консолидированная отчетность составляется по официально признанным на территории Российской Федерации международным стандартам параллельно с отчетностью, составленной в соответствии с российским бухгалтерским законодательством

изменения условий хозяйствования организаций (отделения собственности от управления, повсеместного развития института наемных менеджеров, управляющих в интересах собственников)

корректировки законодательной базы в области налогообложения (расчет налога на имущество по данным налогового учета (гл. 25 и гл. 30 НК РФ));

изменения менталитета лиц, принимающих решение об установлении сроков полезного использования объектов основных спедств

Рисунок 7 - Условия, при которых МСФО в части самостоятельного определения срока полезного

использования основных средств

4.Закрепление материала, вопросы для повторения:

- Какие существуют системы бухгалтерского учета?

- Что такое МСБУ и МСФО?

- Каковы различия между МСФО и бухгалтерской системой РФ?

- Каковы способы решения адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным учетным стандартам?

- Каковы направления осуществления гармонизации на примере сближения отечественных и международных стандартов учета затрат?

5.Домашнее задание: изучить материал, записать основныеопределения в словарь.

6. Подведение итогов. Выставление оценок

Представленный в статье урок «Адаптация российского бухгалтерского учета к мировым стандартам» позволяет учащимся легко освоить необходимые знания и аспекты изучения трансформации российского бухгалтерского учета к мировым стандартам на уроках экономики, в рамках реализации программы элективного курса по «Бухгалтерскому учету». Данный урок разработан в виде лекции, подробно раскрыта тема урока; цели и задачи; план и ход урока; общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Во время урока, учащиеся повышают интерес к данной теме, разбирают значимые проблемы адаптации и ищут способы их решения. Развивают навыки самостоятельной работы, чувство сознательности, формирование ответственности, положительного отношения к знаниям, требовательности к себе.

© А С. Васина, А.В. Махова, 2015

УДК 378

Е.В. Воронина, к.п.н., доцент Кафедра педагогики и психологии, Филиал ТюмГу в г. Ишиме, г. Ишим, РФ

А.А. Ельцова, Студент 4 курса Педагогический факультет, Филиал ТюмГу в г. Ишиме, г. Ишим, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования профессиональной идентичности, интерес к которым в последние годы заметно возрос. Анализируются мероприятия, способствующие формированию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.