УДК 343.140.01
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ
ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
А.В. Куликов, А.Н. Полищук
Рассматривается методика негласного документирования взяточничества, его основные направления и особенности, которые заключаются в проведении комплекса оперативно-розыскных мероприятий, использовании результатов оперативно-розыскной деятельности, получении на их основе фактических данных как источников доказательств с целью изобличения взяточников.
Ключевые слова: коррупционная преступность, преступления коррупционной направленности, взяточничество, документирование преступных действий, результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные фактические данные, доказательства преступления.
Президент России В.В. Путин борьбу с коррупцией определил приоритетной задачей [1]. По данным Генеральной прокуратуры РФ, в результате принятых мер за 2018 год «возросло число выявленных преступлений коррупционной направленности (30,5 тыс., +3%), а главное -раскрытых фактов взяточничества во всех его формах. В отношении 11,7 тыс. коррупционеров вынесены обвинительные приговоры, почти к двум тысячам из них применена конфискация имущества» [2]. Вместе с тем, по данным опроса ВЦИОМ, большинство россиян уверено в том, что коррупция непобедима. Тем более общественное мнение не считает взяточничество абсолютным злом, которое на самом деле является основным индикатором коррупции. Вручаемые должностным лицам разного ранга взятки дают возможность гражданам решать насущные проблемы [3].
Характерной чертой современной коррупционной преступности является ее высочайшая латентность. Исходя из экспертных оценок, официально зарегистрированные факты дачи-получения взяток в сравнении с их реальным значением колеблются в пределах от 0,1 до 2%, то есть 98 % случаев взяточничества остаются не выявленными [4].
Регламентированные уголовным и уголовно-процессуальным законодательством способы и методы их фиксации и расследования не могут сегодня дать эффективный результат, не позволяют в полной мере выявлять, раскрывать и расследовать замаскированные факты коррупции и взяточничества. С учетом негативных оценок состояния коррупционной преступности и необходимости активного противодействия ей необходимо активно использовать негласные формы, способы и средства негласного документирования в рамках оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД). По мнению А.И. Тамбовцева и Н.В. Павличенко, «оперативно-разыскная деятельность, осуществляя вспомогательную, обеспечивающую уголовное судопроизводство функцию, является весьма эффективным, как правило,
негласным функционально-правовым инструментом, позволяющим добиваться результата в тех случаях, когда гласные процессуальные методы и средства бессильны или недостаточно эффективны в достижении их основной цели -обеспечения правосудия» [5, с. 7].
Безусловно, негласное документирование в рамках ОРД необходимо для выявления и раскрытия такого глубоко замаскированного вида преступлений как взяточничество. Входящие во взяточничество составы преступлений, как дача взятки, получение взятки, посредничество во взяточничестве и даже
1 9
мелкое взяточничество (290, 291, 291 , 291 УК РФ) однозначно относятся к неочевидным преступлениям, по которым не поступают официальные сообщения (жалобы, заявления). Эти преступления замаскированы, являются трудно доказуемыми, имеющими свою специфику и особенности выявления и раскрытия [6, с. 22]. Следует также учесть, чтобы оформить и зарегистрировать заявление по факту вымогательства взятки, нужно осуществить необходимый объем работы и получить фактические данные, имеющие доказательственную перспективу. Вся эта деятельность осуществляется до момента возбуждения уголовного дела.
Оперативные сотрудники и следователи должны четко представлять методику и алгоритм негласного документирования и легализации полученных результатов ОРД в уголовном процессе, в силу чего уже с момента получения первой информации сигнального характера должны определять пути, формы, условия относимости и допустимости использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам, и исходить из позиции, что полученные на их основе доказательства подвергаются всестороннему и объективному рассмотрению в суде.
Методика негласного документирования заключается в трех основных направлениях:
1) установление лиц, связанных с преступными действиями фигуранта (потенциальные заявители, потерпевшие) или осведомленные об этих действиях лица (потенциальные свидетели);
2) выявление предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами (например, предмета взятки и др.);
3) фиксация преступных действий фигурантов (взяткодатель-взяткополучатель) и их преступных связей [7, с. 44-50]..
По первому направлению документирования дачи-получения взятки. При получении первичной информации о возможной взятке должностному лицу в обязательном порядке заводится дело предварительной оперативной проверки, по которому составляется план проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ). Проверка первичной информации осуществляется только в негласной форме, исключая официальные запросы и затребование справок. Объяснения от установленных лиц-будущих заявителей, свидетелей -не отбираются.
Второе направление документирования дачи-получения взятки связано с выявлением следов преступления, отраженных в предметах и документах.
Основные вопросы касаются как отражения следов преступных действий должностным лицом в пользу взяткодателя, так и преступных действий по даче-получению взятки, в т.ч. путем вымогательства (времени, места, способа передачи). По мере поступающей информации оперативными сотрудниками осуществляется установление имеющих доказательственное значение предметов и документов. Чтобы фигурант не успел уничтожить изобличающие предметы и документы, оперативный сотрудник должен до возбуждения уголовного дела, до проведения в будущем следственных действий, принять меры к обеспечению их сохранности. Это достигается путем проведения различных оперативных комбинаций, в ходе которых осуществляется получение копий документов (ксеро-, фото-) и снятие компьютерной информации. Данные копии, сделанные оперативным сотрудником, в дальнейшем могут быть использованы для оценки преступных действий должностного лица, вымогающего или получившего взятку, определения круга лиц, причастных к исполнению этих действий. Но для того, чтобы обнаружить документы, указывающие на преступные действия, обусловленные дачей -получением взятки, необходимо заранее знать, что именно надо искать, в каком месте, каким образом зашифровать свои действия по обнаружению искомого предмета.
Третье направление документирования дачи-получения взятки связано с периодом активизации преступных действий фигуранта и его преступных связей, и его фиксацией. Это направление реализуется только в сочетании получения негласной информации и проведения активных ОРМ. В методике документирования взяточничества это следующий алгоритм действий:
- получение негласной информации об активизации преступных действий;
- проведение наступательных активных ОРМ (наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и иных ОРМ);
- осуществление оперативной комбинации по задержанию фигуранта (фигурантов) с поличным.
Особенности методики заключаются в том, что оперативные сотрудники, располагая негласной информацией о том, что должностное лицо вымогает взятку за совершение законных (незаконных) действий в пользу заинтересованного лица (лиц), должны провести первоначальные ОРМ по проверке данной информации. Установив в ходе негласной проверки, что то или иное лицо возможно является потенциальным взяткодателем в вынужденной форме, оперативный сотрудник должен склонить это лицо к добровольному заявлению о вымогательстве взятки, чему способствует примечание к ст. 291 УК РФ «Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки» [8].
Когда потенциальный взяткодатель в результате конфиденциальной беседы согласится написать официальное заявление, ему, исходя из уголовного закона, разъясняется важное требование об активной роли в изобличении преступных действий взяткополучателя - должностного лица. Рекомендуется во всех случаях получать заявление, написанное собственноручно заявителем, в котором указывается, что он оказывает помощь в изобличении взяточника добровольно. Кроме того предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по статье 306 УК РФ.
При положительном исходе беседы и получения заявления оперативный сотрудник излагает заявителю мероприятия, в которых тот будет принимать непосредственное участие. При этом необходимо выработать у заявителя определенную линию поведения, чтобы правильно провести встречу-контакт под оперативным контролем с подозреваемым лицом, производя обязательную запись на аудио,- видео- носители так, чтобы адвокат и судья не могли усмотреть провокацию со стороны оперативных сотрудников. В частности, заявитель должен заведомо знать и вести переговоры о конкретном предмете взятки, его значении и оценке, условиях передачи и пользовании техническими средствами для фиксации преступных действий [9, с. 23-25]. С этой целью с заявителем проводятся общий и специальные инструктажи перед каждой встречей. В специальном инструктаже перед решающей встречей, на которой должна состояться передача предмета взятки, необходимо предупредить заявителя о том, что предмет взятки следует передавать непосредственно в руки должностному лицу или посреднику и при этом не допустить утрату контроля со стороны оперативных сотрудников за процессом происходящей встречи, так как имеющий опыт коррумпированный чиновник в целях своей безопасности зачастую старается провести передачу предмета взятки без контакта, не в служебном кабинете, а в другом месте, оговаривая это в последний момент переговоров. Для мотивированного отказа заявителя от такого способа передачи вырабатываются убедительные доводы.
Кроме того, необходима маркировка предмета взятки специальными химическими веществами и составление акта, в котором необходимо описать детально индивидуальные признаки данного предмета взятки (номера денежных купюр и пр.). При этом к акту прилагается опечатанный конверт с образцами примененного специального химического вещества для последующего проведения экспертных исследований.
Негласное документирование встречи заявителя с подозреваемым лицом с целью задержания и изобличения в преступлении необходимо осуществлять в рамках проведения оперативного эксперимента в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [10].
После момента передачи предмета взятки заявитель ставит в известность об этом оперативных сотрудников условным знаком (сигналом). Следователь с оперативными сотрудниками и понятыми заходит в служебный кабинет должностного лица, только что получившего взятку и, представившись, обращается к нему с требованием добровольно выдать предмет взятки. Данные
действия документально отражаются актом добровольной выдачи, осмотра и опечатывания. Однако в целях полного и объективного закрепления фактических данных, имеющихся в момент задержания, и обнаружения предмета взятки, лучше применять процессуальную форму фиксации -составление протокола осмотра места происшествия как первоначального следственного действия до возбуждения уголовного дела. Все действия участников задержания и подозреваемых лиц необходимо фиксировать на видеокамеру. С момента фактического задержания фигурант становится задержанным в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ как лицо, застигнутое при совершении преступления, с составлением соответствующего протокола задержания.
Все полученные в ходе негласного документирования результаты ОРД в соответствии с «Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности» направляются в следственное подразделение на основании постановления, вынесенного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность [11].
Список литературы
1. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 01 декабря 2016 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 53379 (дата обращения: 25.05.2019).
2. Доклад Генерального прокурора РФ Ю. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 10 апреля 2019. http://council.gov.ru/activity/meetings/103436/results. (дата обращения: 25.05.2019).
3. Данные ВЦИОМ на основании результатов опроса населения 17-18 декабря 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. //[Электронный ресурс] - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116106 (дата обращения: 08.10.2017)
4. Криминологическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности. Коррупция. [Электронный ресурс] URL: http://isfic.info/vakar/crliog26.htm (дата обращения: 12.10.2017)
5. Тамбовцев А.И., Павличенко Н.В. Оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия, требующие судебного санкционирования: вопросы соотношения // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3(49). С. 7-10.
6. Куликов А.В., Андреев В.Б. Документирование взяточничества и коммерческого подкупа как объективная необходимость успешного противодействия коррупции // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России 2012. №3 (29). С. 22-25.
7. Куликов А.В., Куликов Н.А. Особенности документирования взяточничества // Вестник Калининградского филиала СПбУ МВД России. 2014. № 1 (35). С. 44-50.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 23.04.2019) // Собрание законодательства РФ.1996. № 25. Ст. 2954.
9. Куликов А.В., Андреев В.Б. Документирование взяточничества и коммерческого подкупа как объективная необходимость успешного противодействия коррупции // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России 2012. №3 (29). С. 22-25.
10. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
11. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 // Российская газета. 2013. 13 декабря. № 282.
Куликов Александр Викторович, д-р юрид. наук, проф., заслуженный юрист РФ, зав. кафедрой, bmw 0052@rambler. ru, Россия, Калининград, Юридический институт Балтийского федерального университета имени И. Канта,
Полищук Анатолий Николаевич, соискатель, [email protected], Россия, Калининград, Балтийский федеральный университет имени И. Канта
FEATURES OF THE METHODOLOGY FOR DOCUMENTING BRIBERY
A.V. Kulikov, A.N. Polishchuk
The article discusses the methodology for secretly documenting bribery, its main directions and features, which consist in carrying out a complex of operational-search measures, using the results of operational-search activities, obtaining evidence based on them as sources of evidence in order to expose bribe takers.
Key words: corruption crime, crimes of corruption, bribery, documentation of criminal acts, results of operational investigative activities, received evidence, evidence of a crime
Kulikov Alexander Viktorovich, Doctor of Law sciences, professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Head of Department, [email protected], Russia, Kaliningrad, Law Institute of the Baltic Federal University named after I. Kant
Polishchuk Anatoly Nikolaevich, applicant, [email protected], Russia, Kaliningrad, Baltic Federal University named after I. Kant