Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩИХ КОНЦЕРТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩИХ КОНЦЕРТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концертное исполнительство / профессиональное мировоззрение будущих концертных исполнителей / методическая модель / исполнительская интерпретация / психолого-педагогические принципы / ценностно-мотивационные установки / concert performance / professional worldview of future concert performers / methodological model / performance interpretation / psychological and pedagogical principles / value and motivational attitudes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В И. Стачинский, Т Т. Ротерс

Статья посвящена выявлению особенностей методической модели формирования профессионального мировоззрения в образовательном процессе студентов музыкальных вузов, обучающихся по специализации «Концертный исполнитель», которая, помимо исполнительской технологии, сочетает общие идеи и конкретные интеллектуальные конструкции о специфике художественного содержания произведений искусства, способствующие воплощению художественно-образного содержания исполняемого музыкального произведения. На практическом уровне сформированность их профессионального мировоззрения проявляется в реализации ценностно-мотивационных установок мировоззренческой парадигмы при создании студентом самостоятельной художественной убедительной исполнительской интерпретации. Укрупнение ее роли в образовательном процессе способствует совершенствованию традиционной методической модели, заключающейся в индивидуальном подходе на занятиях в специальном классе за счет теоретических и конкретно-практических положений, непосредственно касающихся работы над художественным образом исполняемого произведения. Современные тенденции влекут необходимость качественного изменения подготовки будущих концертных исполнителей, в частности, внедрение в практику преподавания инновационных образовательных технологий; обогащение информационной базы учебного процесса; качественное изменение содержания учебного материала. Определенные психолого-педагогические принципы и условия реализации методической модели на основе интерпретационной работы в специальном классе обеспечивают внедрение в образовательную практику контекстно-интерпретационного подхода к созданию художественного образа как главной задачи, стоящей перед будущим концертным исполнителем, что сводит к минимуму риски полной теоретической отвлеченности проблемы формирования их профессионального мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В И. Стачинский, Т Т. Ротерс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE METHODOLOGICAL MODEL FOR FORMING THE PROFESSIONAL WORLDVIEW OF FUTURE CONCERT PERFORMERS AT THE PRESENT STAGE

The article studies features of the methodological model to form a professional worldview in the educational process of students of music universities majoring in concert performing, which, in addition to performing technology, combines general ideas and specific intellectual constructs about the specifics of the artistic content of works of art, contributing to the embodiment of the artistic and figurative content of the performed musical works. At the practical level, the formation of their professional worldview is manifested in the implementation of the value-motivational attitudes of the worldview paradigm when the student creates an independent artistic, convincing performance interpretation. Consolidation of its role in the educational process contributes to the improvement of the traditional methodological model, which consists of an individual approach in classes in a special class due to theoretical and specific practical provisions directly related to the work on the artistic image of the performed work. Modern trends entail the need for a qualitative change in the training of future concert performers, in particular: the introduction of innovative educational technologies into teaching practice; enrichment of the information base of the educational process; qualitative change in the content of educational material. Certain psychological and pedagogical principles and conditions for the implementation of a methodological model based on interpretive work in a special class ensure the introduction into educational practice of a contextual interpretative approach to the creation of an artistic image, as the main task facing the future concert performer, which minimizes the risks of complete theoretical abstraction of the problem formation of their professional worldview.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩИХ КОНЦЕРТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

4. Астафьева О.Н. Транснационализация культурного пространства: государство и проблемы координации коммуникативных стратегий. Человек, культура, общество в контексте глобализации: материалы Международной конференции. Москва. 2007: 5-11.

5. Дубаков A.B. Роль и функциональные возможности аттракции в формировании российской гражданской идентичности школьников в процессе обучения иностранному языку. Вестник педагогических наук. 2004; № 2: 296-Э0Э.

6. Краснов С.В., Калмыкова С.В., Краснова СА Смешанное обучение в эпоху цифровой трансформации. Проблемы современного образования. 2020; № 1: 89-101.

7. Гнутова И.И. От «перевёрнутого класса» к «перевёрнутому обучению»: эволюция концепции и её философские основания. Высшее образование в России. Интернет-журнал. 2020; Т. 29, № Э: 86-95.

8. Озерова ГП. Оценка самостоятельной работы студентов при смешанном обучении на основе данных учебной аналитики. Высшее образование в России. Интернет-журнал. 2020; Т. 29, № 8/9: 117-126.

9. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология. Высшее образование в России. Интернет-журнал. 2021; Т. 30, № 5: 44-64.

10. Макарова E.A. Интеграция цифровых образовательных ресурсов в смешанное обучение иностранному языку студентов вуза. Мир науки. Педагогика и психология. 2022; № 1.

11. Baepler P.J., Walker M. Driessen It's not about seat time: Blending, flipping, and efflcienty in active learning classrooms. Computers and Education. 2014; Vol. 78: 227-236.

12. Цепов A^. «Перевернутый» класс. Смоленский медицинский альманах. 2019; № Э: 175-184.

13. Савельева М.В. Смешанное обучение (blended learning): эффективное применение технологий для аспектного изучения иностранного языка. Решетневские чтения. 2018; № Э: Э2-ЭЭ0.

14. Севач A.B. Диалог культур в контексте межкультурной коммуникации. ВестникМГУКИ. 2010; № 4: 106-109. References

1. Vodolazhskaya T. Identichnost' grazhdanskaya. Obrazovatel'naya politika. 2012; № 5-6: 140-142.

2. Krasnov E.V. Teoreticheskie podhody k ponimaniyu grazhdanskoj identichnosti obuchayuschihsya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 62-1: 164-166.

3. Abrosimova K.A. Analiz suschnosti ponyatiya «Grazhdanskaya identichnost'». Sociosfera: sbornik konferencij NIC. 2014; № 5: 42-45.

4. Astaf'eva O.N. Transnacionalizaciya kul'turnogo prostranstva: gosudarstvo i problemy koordinacii kommunikativnyh strategij. Chelovek, kultura, obschestvo v kontekste globalizacii: materialy Mezhdunarodnoj konferencii. Moskva. 2007: 5-11.

5. Dubakov A.V. Rol' i funkcional'nye vozmozhnosti attrakcii v formirovanii rossijskoj grazhdanskoj identichnosti shkol'nikov v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Vestnik pedagogicheskih nauk. 2004; № 2: 296-Э0Э.

6. Krasnov S.V., Kalmykova S.V., Krasnova S.A. Smeshannoe obuchenie v 'epohu cifrovoj transformacii. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020; № 1: 89-101.

7. Gnutova I.I. Ot «perevernutogo klassa» k «perevernutomu obucheniyu»: 'evolyuciya koncepcii i ee filosofskie osnovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. Internet-zhurnal. 2020; T. 29, № Э: 86-95.

8. Ozerova G.P. Ocenka samostoyatel'noj raboty studentov pri smeshannom obuchenii na osnove dannyh uchebnoj analitiki. Vysshee obrazovanie v Rossii. Internet-zhurnal. 2020; T. 29, № 8/9: 117-126.

9. Blinov V.I., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Modeli smeshannogo obucheniya: organizacionno-didakticheskaya tipologiya. Vysshee obrazovanie v Rossii. Internet-zhurnal. 2021; T. Э0, № 5: 44-64.

10. Makarova E.A. Integraciya cifrovyh obrazovatel'nyh resursov v smeshannoe obuchenie inostrannomu yazyku studentov vuza. Mir nauki. Pedagogika ipsihologiya. 2022; № 1.

11. Baepler P.J., Walker M. Driessen It's not about seat time: Blending, flipping, and efficienty in active learning classrooms. Computers and Education. 2014; Vol. 78: 227-2Э6.

12. Cepov A.L. «Perevernutyj» klass. Smolenskijmedicinskjal'manah. 2019; № Э: 175-184.

13. Savel'eva M.V. Smeshannoe obuchenie (blended learning): 'effektivnoe primenenie tehnologij dlya aspektnogo izucheniya inostrannogo yazyka. Reshetnevskie chteniya. 2018; № Э: Э2-ЭЭ0.

14. Sevach A.V. Dialog kul'tur v kontekste mezhkul'turnoj kommunikacii. Vestnik MGUKI. 2010; № 4: 106-109.

Статья поступила в редакцию 11.06.24

УДК 378

Stachinsky V.I., Cand. of Art History, Professor, Military University n.a. Prince Alexander Nevsky of the Ministry of Defense of the Russian Federation;

Professor, Lugansk State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: viadstach@maii.ru

Rothers T.T., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Lugansk State Pedagogical University (Lugansk, Russia), E-maii: roters@iist.ru

FEATURES OF THE METHODOLOGICAL MODEL FOR FORMING THE PROFESSIONAL WORLDVIEW OF FUTURE CONCERT PERFORMERS AT THE PRESENT STAGE. The article studies features of the methodological model to form a professional worldview in the educational process of students of music universities majoring in concert performing, which, in addition to performing technology, combines general ideas and specific intellectual constructs about the specifics of the artistic content of works of art, contributing to the embodiment of the artistic and figurative content of the performed musical works. At the practical level, the formation of their professional worldview is manifested in the implementation of the value-motivational attitudes of the worldview paradigm when the student creates an independent artistic, convincing performance interpretation. Consolidation of its role in the educational process contributes to the improvement of the traditional methodological model, which consists of an individual approach in classes in a special class due to theoretical and specific practical provisions directly related to the work on the artistic image of the performed work. Modern trends entail the need for a qualitative change in the training of future concert performers, in particular: the introduction of innovative educational technologies into teaching practice; enrichment of the information base of the educational process; qualitative change in the content of educational material. Certain psychological and pedagogical principles and conditions for the implementation of a methodological model based on interpretive work in a special class ensure the introduction into educational practice of a contextual interpretative approach to the creation of an artistic image, as the main task facing the future concert performer, which minimizes the risks of complete theoretical abstraction of the problem formation of their professional worldview.

Key words: concert performance, professional worldview of future concert performers, methodological model, performance interpretation, psychological and pedagogical principles, value and motivational attitudes

В.И. Стачинский, канд. искусствоведения, проф., Военный университет имени князя Александра Невского МО РФ, проф. Луганского

государственного педагогического университета, г. Москва, E-mail: viadstach@maii.ru

Т.Т. Ротерс, д-р пед. наук, проф., Луганский государственный педагогический университет, г. Луганск, E-mail: roters@iist.ru

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩИХ КОНЦЕРТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Статья посвящена выявлению особенностей методической модели формирования профессионального мировоззрения в образовательном процессе студентов музыкальных вузов, обучающихся по специализации «Концертный исполнитель», которая, помимо исполнительской технологии, сочетает общие идеи и конкретные интеллектуальные конструкции о специфике художественного содержания произведений искусства, способствующие воплощению художественно-образного содержания исполняемого музыкального произведения. На практическом уровне сформированность их профессионального мировоззрения проявляется в реализации ценностно-мотивационных установок мировоззренческой парадигмы при создании студентом самостоятельной художественной убедительной исполнительской интерпретации. Укрупнение ее роли в образовательном процессе способствует совершенствованию традиционной методической модели, заключающейся в индивидуальном подходе на занятиях в специальном классе за счет теоретических и конкретно-прак-

тических положений, непосредственно касающихся работы над художественным образом исполняемого произведения. Современные тенденции влекут необходимость качественного изменения подготовки будущих концертных исполнителей, в частности, внедрение в практику преподавания инновационных образовательных технологий; обогащение информационной базы учебного процесса; качественное изменение содержания учебного материала. Определенные психолого-педагогические принципы и условия реализации методической модели на основе интерпретационной работы в специальном классе обеспечивают внедрение в образовательную практику контекстно-интерпретационного подхода к созданию художественного образа как главной задачи, стоящей перед будущим концертным исполнителем, что сводит к минимуму риски полной теоретической отвлеченности проблемы формирования их профессионального мировоззрения.

Ключевые слова: концертное исполнительство, профессиональное мировоззрение будущих концертных исполнителей, методическая модель, исполнительская интерпретация, психолого-педагогические принципы, ценностно-мотивационные установки

В настоящее время малоизученной проблемой остается связь профессионального мировоззрения концертного исполнителя и содержания их конкретной деятельности. Здесь речь может идти об интерпретационном творчестве как отражении уровня сформированности профессионального мировоззрения и способе проявления собственной компетентности. Данная сформированность непосредственно зависит от продуктивности методической модели в образовательном процессе, которая должна способствовать генерации у студента определенной мировоззренческой парадигмы. Актуальность исследования продиктована необходимостью обоснования методической модели образования будущего концертного исполнителя, которая способна обеспечить прочные ценностно-мо-тивационные установки для определения творческих целей и эффективных средств их достижения.

Цель нашего исследования - выявление особенностей методической модели образования будущего концертного исполнителя, способствующей эффективному формированию его профессионального мировоззрения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проследить исторические корни становления отечественной методической модели образования концертных исполнителей;

- определить современные социокультурные тенденции, влияющие на формирование ценностно-мотивационных установок мировоззренческой парадигмы будущего концертного исполнителя;

- обозначить роль исполнительской интерпретации как критерия эффективности методической модели в образовательном процессе;

- рассмотреть психолого-педагогические принципы реализации методической модели обучения будущего концертного исполнителя.

Научная новизна работы заключается в аксиологическом и контекстуально-интерпретационном подходах к обоснованию особенностей предлагаемой методической модели формирования профессиональной мировоззренческой парадигмы концертного исполнителя на основе индивидуальной интерпретационной работы педагога и студента в классе по специальности.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании роли интерпретационной работы в процессе усовершенствования методической модели формирования мировоззренческой парадигмы будущего концертного исполнителя, а также в установлении психолого-педагогических принципов ее реализации.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его теоретических положений в процессе профессиональной подготовки студентов по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства», а также возможностью совершенствования на их основе содержания и методического обеспечения профессиональной подготовки данных специалистов.

Прежде всего, поясним, что под профессиональным мировоззрением концертного исполнителя мы подразумеваем систему ценностно-мотивационных установок, способствующих эффективной реализации своей компетентности в избранной профессии [1].

Обретение системы ценностей на основе мировоззренческих убеждений и идеалов, а также личностного творческого роста обеспечивает будущему концертному исполнителю успешную конкурентоспособность в дальнейшей профессиональной деятельности. Методическая модель в образовательном процессе, направленном на сформированность определенной профессиональной компетентности, выступает посредником между стремлением личности к самовыражению и наличием саморефлексии. Она способствует формированию образовательного пространства в виде фундамента мировоззренческой парадигмы студента на основе ценностно-мотивационных установок в отношении музыкального искусства и своего места в нем.

Еще в XIX столетии в российском музыкантском сообществе шли дискуссии о пути развития отечественной музыкальной культуры, суть которых, по словам Б.В. Асафьева, «сводилась к борьбе за разное понимание дела взращивания музыкальной культуры в России, в степени ее противопоставления западной культуре и степени зависимости от последней, затем в способах усвоения европеизма и в характере оценки тамошних достижений» [2, с. 246]. Пламенным приверженцем идеи национальной самобытности в парадигме русской музыкальной педагогики был М.И. Глинка, которому принадлежит первенство внедрения методической модели воспитания артистов в отечественное образование на базе созданной им русской певческой школы. Педагогические достижения М.И. Глинки проявились в совмещении певческой западноевропейской традиции Ье1сапО и индивидуальном подходе к исполнителю с обязательным требованием к пониманию художественной идеи исполняемого сочинения. Важнейшим принципом вокального исполнительства М.И. Глинка считал приоритет художественного образа произ-

ведения над самостоятельной выразительностью технологических средств, когда искренность и правдивость воплощения идеи становится выше внешней красоты и формальной виртуозности. По словам М. Кизина, «все навыки певческого мастерства для М.И. Глинки были бессмысленны без обязательного осознания произведения, где первостепенность понимания художественного содержания над вокально-технической стороной исполнения, чувство выразительности и правдивой интерпретации вокальной партии являлись обязательными элементами» [3, с. 106]. Также Ю. Барсов отмечает, что «у Глинки можно обнаружить кажущуюся противоречивость: с одной стороны, он сам учился и обучал „итальянскому" пению, с другой стороны, - допускал такие выражения, как „ненавистная ита-льянщина" и т. п. Отрицательное отношение проявилось у Глинки к „итальянщи-не" как художественному направлению» [4]. Обнажив точку соприкосновения с европейской традицией и различие в приоритете содержания над формой, данная идея становится доминирующей в отечественной музыкальной педагогике.

Индивидуальный подход к воспитанию концертного исполнителя утвердился с момента основания М.И. Глинкой русской певческой школы в виде работы педагога и ученика в классе по специальности. В данной педагогической модели главным проводником в лабиринтах формирования ценностной парадигмы обучаемого становится преподаватель основной исполнительской специальности, который при помощи пояснений и личного примера в итоге выводит его на путь овладения исполнительским мастерством. Глинковская педагогическая модель стала классической и была подхвачена педагогической практикой других выдающихся музыкальных деятелей, доказав свою высокую эффективность временем.

Однако вариативность мировоззренческих педагогических позиций в консерваторских классах была весьма высока. Если идеи определения в качестве ценностно-смыслового источника традиции русского народного творчества и следования образному содержанию музыкального текста являлись константными, то отражение мировоззренческой направленности парадигмы в педагогических подходах могло разниться. Так, например, в классе выдающегося педагога и ректора Московской консерватории В.И. Сафонова одной из задач ставилась передача посредством музыкального искусства религиозных чувств Православия, а в классе гениального пианиста и композитора А.Н. Скрябина провозглашалась идея преображения мира средствами синтеза различных искусств [5].

В дальнейшем профессия концертного исполнителя продолжает формироваться в русле современных тенденций, интегрирующих различные компетенции, необходимые для существования в социуме. В контексте общемировых преобразований наблюдается стремление к социальной свободе художника в возможности самовыражения. Данная тенденция связана с изменением социокультурных условий реализации труда концертного исполнителя и статуса музыканта в глазах общества. Также в современном образовании будущих концертных исполнителей наблюдается тенденция постоянного совершенствования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Творческая деятельность концертного исполнителя в современном обществе обретает максимальную степень свободы и является ключевой ценностью его мировоззренческой парадигмы как самостоятельного творца событий и перемен в собственной специализации, вынуждая его постоянно совершенствовать свою компетентность. В настоящее время оригинальная концепция исполнительской интерпретации композиторского текста зачастую выступает как главный фактор интереса слушателя к концертному мероприятию, когда публику интересует сам исполнительский процесс как художественное явление. Многие выдающиеся исполнители каждый раз переосмысливают музыкальное произведение, открывая слушателю все новые его грани. Приведем известное высказывание пианиста В. Горовица: «Вы должны, так сказать, открыть музыку и посмотреть, что стоит за нотами, так как ноты одинаковы, будь то музыка Баха или кого-то еще. Но за примечаниями сказано нечто иное, и именно это должен выяснить исполнитель. Он может сесть и проиграть один отрывок в одну сторону, а затем, возможно, преувеличить следующий, но в любом случае он должен что-то сделать с музыкой. Худшее - ничего не делать. Возможно, вам это даже не нравится, но сделайте это! Печатная партитура важна, но ее интерпретация была предметом моего жизненного исследования» [6, с. 351]. Перманентный поиск смыслов при работе над текстом исполняемого произведения свидетельствует о том, что процесс формирования ценностно-мотивационных установок концертного исполнителя не ограничивается рамками обучения в вузе, а продолжается на всех этапах творческой карьеры. Но именно в рамках профессионального образования вычерчивается контур его мировоззренческой парадигмы, осознанно ограничивающий меру собственного смысла конструктивно выверенным и стилистически обоснованным подходом к созданию исполнительской концепции композиторского текста.

Основой интерпретационной деятельности концертного исполнителя выступает семантика музыкальной речи, на основе которой он формирует собственное исполнительское мастерство. Поиск музыкального смыслообразования в конечном счете направлен на принятие концептуальных решений в выборе исполнительских средств для интерпретации музыкального произведения, что зафиксировано в ФГОС виде нормативов успешной сформированности отдельных профессиональных компетенций, в соответствии с которыми будущий концертный исполнитель должен «грамотно прочитывать нотный текст в соответствии со стилем композитора, постигать ключевую идею музыкального произведения», «демонстрировать знание композиторских стилей и умение применять полученные знания в процессе создания исполнительской интерпретации» [7]. Под этими официальными формулировками подразумевается установка на овладение умением вызывать отклик у слушателя на собственное творчество благодаря воздействию на закодированные в его подсознании древнейшие интонационные импульсы, наделенные признаками стиля, жанровости, программности, логикой музыкальной драматургии. В качестве ориентира в расшифровке композиторского замысла выступают звуко-интонационные значения из «лексикона» композиторской «речи» в виде неких звуковых форм, отражающих его мироощущение. Опираясь на них, исполнитель ищет в авторском тексте образную выразительность, которая отвечает его творческому потенциалу и вдохновению. В то же время поиск семантических основ организации музыкальной ткани и образно-ассоциативного пространства исполняемого произведения неразрывно связан с генерацией ценностно-мотивационных установок. Именно их комплексная компетентная сформированность определяет смысловые опорные точки в потоке субъективного воображения концертного исполнителя.

Очевидным выводом предыдущих рассуждений об основах исполнительской интерпретации и степени свободы концертного исполнителя становится тезис об условиях совершенствования его образования, служащих формированию прочных ценностно-мотивационных установок для совершенствования интерпретационной работы. В этой связи способом усовершенствования традиционной методической модели является определение психолого-педагогических принципов работы в специальном классе, согласно которым педагог работает со студентом над объединением в рамках исполнительского процесса его знаний, навыков и умений, получаемых, в том числе, и вне его стен. При этом раскрытие художественного содержания музыкального текста становится основной целью в обретении возможности целостного объектного восприятия своей профессиональной деятельности в контексте реализации индивидуальных психофизических и социокультурных характеристик, а также навыков управления собственной профессиональной деятельностью в соответствии с обретенным видением. Так, на конкретно-практическом уровне это может проявиться в поиске выразительных средств, таких как артикуляция, динамика, милизматика, фразировка и т. д., соответствующих стилистическим нормам эпохи создания исполняемого произведения. Знакомство с различными произведениями других видов искусства, совпадающими по программно-образному содержанию, стимулирует воображение концертного исполнителя в поиске эмоционально насыщенной и стилистически обоснованной концепции. Формирование мировоззренческой парадигмы на основе теоретических знаний о закономерностях организации музыкального смысла подскажет исполнителю верное решение в выборе исполнительских средств.

В аспекте формирования профессионального мировоззрения процесс исполнительской интерпретации может рассматриваться как реализация мировоззренческой модели, включающей целеполагание, эмоциональное содержание (мироощущение), мотивацию в профессии. Основным содержанием педагогической модели выступает работа над мастерством исполнительской интерпретации в специальном классе, которая заключается в обретении пути воплощения в игровом процессе художественного образа музыкального произведения таким, каким его на интеллектуальном и чувственно-эмоциональном уровне воспринимает исполнитель. Центральным предметом всей этой работы являются художественный образ и процесс его трансформации в физической реальности через исполнительский процесс с учетом эмоционально-психологических особенностей каждого студента. Интерпретационная работа в специальном классе является самоценным процессом. В рамках современной методической модели эмоциональное вовлечение студента в исполнительскую интерпретацию, его отношение к ней, его реагирование на нее, его удовлетворенность и, что особенно важно, неудовлетворенность процессом составляют часть не менее значимую, чем, собственно, постижение и воплощение художественного образа.

Здесь важно отметить необходимость определения психолого-педагогических принципов при организации работы над совершенствованием мастерства исполнительской интерпретации:

1. Продуктивность методологической модели проявляется лишь в результате реального исполнительского процесса и только в связи с работой над выстраиванием представления о художественном образе.

Библиографический список

2. Педагог на ценностно-смысловом и практическом уровнях отказывается в процессе работы от роли «знающего абсолютную истину» и реализует себя в качестве «проводника», который помогает студенту обрести представление о максимально доступных для него вариантах мировоззренческих парадигм в профессии. Педагог, обладающий высокой степенью компетентности, будет оценивать сформированность ценностно-мотивационных установок студента в последовательности: выбор - качество реализации - осознанность и готовность к последствиям выбора. Его контроль над процессом усвоения студентом необходимого объема знаний и умений проявляется в проведении четкой границы между нормативным полем и полем его свободного выбора.

3. Исполнительская интерпретация как результат образовательного процесса представляет собой реализацию сформированной системы ценностно-мо-тивационных ориентиров и эмоционально-волевых качеств, а также комплекса исполнительских навыков и умений в процессе воплощения художественного образа произведения. По словам М.Д. Корноухова, «мотивационно-ценностный компонент выражает потребность личности в творчестве... Логико-конструктивный компонент отражает не только объективный процесс получения различных технологических и теоретических знаний и умений, но и выстраивания их в определенную иерархическую систему... Художественно-практический компонент является наиболее интегративной и созидательной частью интерпретационной культуры учителя музыки... Сущность интерпретационной культуры определяется пониманием единства как познавательной, так и созидающе-творческой деятельности» [8, с. 23].

4. Педагогу следует формировать собственную стратегию работы, исходя исключительно из понимания выявленных на стадии диагностики индивидуальных способностей студента. Выбор того или иного метода с учетом конкретных задач обучения определяется критериями сформированности профессионального мировоззрения студента.

5. Подход к реализации исполнительской интерпретации как предмета педагогической работы предполагает актуализацию совершенно разных компонентов ценностно-мотивационной сферы личности, именно их сочетание в рамках одного и того же педагогического времени-пространства и является стержневым компонентом педагогической модели, определяющим актуальность и реализацию всех остальных.

6. В соответствии с современными представлениями о логике построения учебного процесса в системе музыкального образования, отраженными в ФГОС [7], а также в прогрессивных методических разработках, структурирование и распределение учебного материала должно осуществляться на основе спирального принципа. Суть этого принципа заключается в делении учебного материала в рамках одного отрезка обучения на сегменты, последовательность которых повторяется в аналогичном по функции и цели следующем отрезке, но с усилением глубины и детализации содержания.

7. Необходимость использовать методологию проблемного обучения. Уточним данную позицию цитатой из учебника Б.З. Вульфова: «Поиски моделей, которые позволяли бы обучать критическому, продуктивному мышлению, привели к созданию проблемного обучения - одного из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов - специальных методов, используемых в процессе открытия нового. Данный вид обучения ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым активизируются знания и аналитические умения, имеющиеся у обучаемых» [9].

Таким образом, в соответствии в современными тенденциями исполнительского искусства традиционная методическая модель образования будущих концертных исполнителей в виде индивидуальной работы педагога со студентом над музыкальным произведением в специальном классе в настоящее время должна базироваться на определенных психолого-педагогических принципах, которые предполагают использование эвристических методов в процессе «созревания» интерпретационного замысла и разграничивают поле свободного выбора и нормативное поле представлений о культурологических и эстетических основах художественной деятельности концертного исполнителя в искусстве как части мир-системы.

Функционирование методической модели на основе приведенных психолого-педагогических принципов предполагает выстраивание образования будущего концертного исполнителя на основе междисциплинарных связей и сведение к минимуму риски полной теоретической отвлеченности проблемы формирования его профессионального мировоззрения с помощью конкретизации главной задачи - способности создавать собственную стилистически оправданную, конструктивно осознанную и образно-выразительную интерпретацию музыкального произведения.

1. Стачинский В.И. Формирование комплекса представлений, составляющих профессиональное мировоззрение будущих концертных исполнителей: практический аспект Человек. Наука. Социум: научно-методический журнал. 2022; № 10: 212-232.

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Ленинград: Музыка, 1971.

3. Кизин М.М. Русская певческая школа М.И. Глинки. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012; № 4 (32): 106.

4. Барсов Ю.А. Вокально-методические принципы М.И. Глинки. Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Ленинград: 1969.

5. Стачинский В.И., Покровская И.А. Эволюция содержания профессионального мировоззрения российских музыкантов-исполнителей: от Петровской эпохи до современности. Педагогический журнал. 2022; № 1: 49-61.

6. Dubal D. Remembering Horowitz. New York: Schirmer Books, 1993: 168-184.

7. Искусство концертного исполнительства. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.08.2017 г № 731 «ФГОС ВО по направлению подготовки 53.05.01. Available at: https://fgosvo.ru/news/view/2023

8. Корноухов М.Д. Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2011.

9. Вульфов Б.З. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. Москва: Юрайт, 2015.

References

1. Stachinskij V.I. Formirovanie kompleksa predstavlenij, sostavlyayuschih professional'noe mirovozzrenie buduschih koncertnyh ispolnitelej: prakticheskij aspekt. Chelovek. Nauka. Socium: nauchno-metodicheskij zhurnal. 2022; № 10: 212-232.

2. Asaf'ev B.V. Muzykal'naya forma kakprocess. Leningrad: Muzyka, 1971.

3. Kizin M.M. Russkaya pevcheskaya shkola M.I. Glinki. VestnikChelyabinskojgosudarstvennojakademiikul'tury iiskusstv. 2012; № 4 (32): 106.

4. Barsov Yu.A. Vokal'no-metodicheskieprincipy M.I. Glinki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Leningrad: 1969.

5. Stachinskij V.I., Pokrovskaya I.A. 'Evolyuciya soderzhaniya professional'nogo mirovozzreniya rossijskih muzykantov-ispolnitelej: ot Petrovskoj epohi do sovremennosti. Pedagogicheskij zhurnal. 2022; № 1: 49-61.

6. Dubal D. Remembering Horowitz. New York: Schirmer Books, 1993: 168-184.

7. Iskusstvo koncertnogo ispoinitei'stva. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 01.08.2017 g. № 731 «FGOS VO po napravleniyu podgotovki 53.05.01. Available at: https://fgosvo.ru/news/view/2023

8. Kornouhov M.D. Fenomen ispolnitel'skojinterpretacii v muzykal'no-pedagogicheskom obrazovanii: metodologicheskijaspeki. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.

9. Vul'fov B.Z. Psihoiogiya i pedagogika: uchebnik diya bakaiavrov. Moskva: Yurajt, 2015.

Статья поступила в редакцию 22.05.24

УДК 623.61

Surzhikov V.F., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaisky (Saint Petersburg, Russia), E-maii: Vyachesiavs@bk.ru

PHYSICAL ASSESSMENT OF MECHANISMS OF INFLUENCE ON OBJECTS WITH MANY DEGREES OF FREEDOM. The research develops a serial-parallel method for the time description of processes in inertial objects under the influence of basis functions. The author proposes a method for solving systems of first-order differential equations, which allows determining the time constants and amplitudes of the exponential functions of the Heaviside formula. The method provides the fundamental possibility of theoretical solutions to linear and nonlinear problems of analyzing processes in inertial objects with any number of storage devices. A physical model of an inertial object with m reactances is presented, which is described either by a differential equation of the m-th order, or by a system of m differential equations of the first order. When implementing this method, any action is decomposed into a unitary time functional series, each member of which is an elementary basis function with specified frequency-time parameters and an amplitude equal to the input action averaged over the active part of the period of the basis function. The resulting mathematical descriptions of the mechanisms of action are common to all problems of analyzing inertial systems and serve as the basis for solving applied problems, primarily for studying the beneficial and harmful effects of action.

Key words: inertial objects, action of basis functions, Heaviside formulas, analysis and synthesis of technical systems, resistance of electronic equipment

В.Ф. Суржиков, канд. техн. наук, доц., ФГБВОУВО «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского» МО РФ (ВКА имени А.Ф. Можайского),

г. Санкт-Петербург, E-mail: Vyachesiavs@bk.ru

ФИЗИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЪЕКТЫ СО МНОГИМИ СТЕПЕНЯМИ СВОБОДЫ

Настоящая статья посвящена разработке последовательно-параллельного метода временного описания процессов в инерциальных объектах, находящихся под воздействием базисных функций. Предложен метод решения систем дифференциальных уравнений первого порядка, который позволяет определить постоянные времени и амплитуды экспоненциальных функций формулы Хевисайда. Метод обеспечивает принципиальную возможность теоретических решений линейных и нелинейных задач анализа процессов в инерциальных объектах с любым числом накопителей. Представлена физическая модель инерциального объекта с m реактивностями, которая описана, либо дифференциальное уравнение m-го порядка, либо систему m дифференциальных уравнений первого порядка. При реализации этого метода любое воздействие разлагается в унитарный временной функциональный ряд, каждый член которого представляет собой элементарную базисную функцию с заданными частотно-временными параметрами и амплитудой, равной усредненному на активной части периода базисной функции входному воздействию. Получаемые математические описания механизмов воздействия являются общими для всех задач анализа инерционных систем и служат основой решений прикладных задач, прежде всего для изучения полезных и вредных эффектов воздействия.

Ключевые слова: инерциальные объекты, воздействие базисных функций, формула Хевисайда, анализ и синтез технических систем, стойкость радиоэлектронной аппаратуры

Развитие системотехники и радиоэлектроники ведет к усложнению и обновлению технического облика радиоэлектронного вооружения. При этом усиливаются такие свойства технических систем, как инерционность, нелинейность и широкие диапазоны изменения параметров самих систем и воздействий на них.

Эти тенденции развития повышают требования к научно-методическому обеспечению исследования, разработке, изготовлению и эксплуатации образцов вооружения, военной и специальной техники. Однако существующие методы и методики, обслуживающие жизненные циклы современных и перспективных технических систем (ТС) и имеющие преимущественно расчетно-эксперимен-тальную направленность, часто не обеспечивают выполнение требований реализации этих жизненных циклов и тем самым порождают противоречия развития вышеуказанного научно-методического обеспечения. Одним из возможных способов преодоления этих противоречий при разработках ТС может быть возврат к аналитическим методам анализа и синтеза систем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние десятилетия роль аналитических методов в решениях научно-технических задач заметно уменьшилась. Это объясняется тем, что, во-первых, возросла сложность исследуемых объектов, во-вторых, успехи информационных технологий позволили расширить возможности методов моделирования, которые стали особенно эффективными в САПР

Тем не менее имеется еще немало ситуаций, когда размерности задач и выполнение ряда допущений обеспечивают успешное применение аналитических методов. Такая ситуация складывается, например, при оценивании стойкости РЭА к мощным периодическим воздействиям на начальных стадиях исследования и разработки функциональных узлов радиоприемных устройств и вычислительных систем.

Таким образом, актуальность работы заключается в разработке метода механизмов механического воздействия на инерциальные объекты с любым числом накоплений.

Целью исследования является разработка рекомендаций по моделированию инерциальных объектов различной физической природы при механическом воздействии. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать описание математической модели инерциального объекта с т ре-активностями с помощью дифференциальных уравнений.

2. Представить динамику воздействий на инерционные объекты со многими степенями свободы.

3. Сформировать алгоритм последовательно-параллельного способа описания механизмов воздействий на инерционные объекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.