Научная статья на тему 'Применение компетентностного подхода к формированию профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей'

Применение компетентностного подхода к формированию профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / профессиональное мировоззрение / будущий концертный исполнитель / исполнительская интерпретация / искусство концертного исполнительства / профессиональные компетенции / competency-based approach / professional worldview / future concert performer / performance interpretation / art of concert performance / professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ротерс Татьяна Тихоновна, Стачинский Владимир Иванович, Покровская Илона Александровна

Концертный исполнитель на современном этапе согласно официальной документации – это полностью интегрированная в современное глобальное общество личность, оперирующая современными информационно-коммуникационными технологиями, находящаяся в курсе социальной, культурной и политической повестки дня, обладающая широкой совокупностью связей со множеством социальных институтов. Результатом компетентностного подхода к проблеме формирования профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей, основанного на анализе перечня ключевых компетенций по специализации 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства» и нацеленного на выяснение адекватности используемых педагогических технологий в обучении студентов целям и ожидаемым результатам, становится вывод о том, что знания и навыки, полученные ими в рамках образовательной программы, тестируются умением грамотно сформировать собственную исполнительскую интерпретацию музыкального произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ротерс Татьяна Тихоновна, Стачинский Владимир Иванович, Покровская Илона Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF A COMPETENCY-BASED APPROACH TO THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL WORLDVIEW OF FUTURE CONCERT PERFORMERS

A concert performer at the present stage, according to official documentation, is a person who is fully integrated into modern global society, operating with modern information and communication technologies, being aware of the social, cultural and political agenda, and having a wide range of connections with many social institutions. The result of a competency-based approach to the problem of forming the professional worldview of future concert performers, based on an analysis of the list of key competencies in specialization 53.05.01 “The Art of Concert Performance” and aimed at clarifying the adequacy of the pedagogical technologies used in teaching students the goals and expected results, comes the conclusion that the knowledge and skills they acquired as part of the educational program are tested by their ability to competently form their own performing interpretation of a musical work.

Текст научной работы на тему «Применение компетентностного подхода к формированию профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей»

Применение компетентностного подхода к формированию профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей

Ротерс Татьяна Тихоновна,

доктор педагогических наук, профессор Луганского государственного педагогического университета E-mail: roters@list.ru

Стачинский Владимир Иванович,

кандидат искусствоведения, профессор 41 кафедры Военного университета МО РФ E-mail: vladstach@mail.ru

Покровская Илона Александровна,

концертмейстер Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова E-mail: pokrova.24.77@yandex.ru

Концертный исполнитель на современном этапе согласно официальной документации - это полностью интегрированная в современное глобальное общество личность, оперирующая современными информационно-коммуникационными технологиями, находящаяся в курсе социальной, культурной и политической повестки дня, обладающая широкой совокупностью связей со множеством социальных институтов. Результатом компетентностного подхода к проблеме формирования профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей, основанного на анализе перечня ключевых компетенций по специализации 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства» и нацеленного на выяснение адекватности используемых педагогических технологий в обучении студентов целям и ожидаемым результатам, становится вывод о том, что знания и навыки, полученные ими в рамках образовательной программы, тестируются умением грамотно сформировать собственную исполнительскую интерпретацию музыкального произведения.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональное мировоззрение, будущий концертный исполнитель, исполнительская интерпретация, искусство концертного исполнительства, профессиональные компетенции.

о с

U

Компетентностный подход в образовании будущих концертных исполнителей предполагает организацию образовательного процесса и оценки образовательных результатов, направленных на профессиональную деятельность и коммуникацию в многокультурном обществе. Глобализация общественных процессов сопровождается увеличением массива данных, факторов, закономерностей, что оказывает существенное влияние на структуру и содержание образования, определяя комплекс знаний умений и навыков конкурент-носпособного специалиста. В этой связи возрастает ответственность современной педагогики в контроле за процессом формирования его профессионального мировоззрения, создания совокупности представлений о мире и самом себе в нем, как акторе в определенном виде деятельности с помощью регламентации базовых компетенций. Образовательная программа в аспекте реализации компетентностного подхода должна реали-зовывать не только предметно-технологическую, но и социально-нравственную стороны жизнедеятельности будущего специалиста, и в целом способствовать формированию его профессионального мировоззрения.

В своей работе «Компетентностный подход и теория контекстного обучения» А.А. Вербицкий отмечает, что «компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, его предметнопрофессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать задачи, поэтому не может быть противопоставлен ЗУН (знания, умения, навыки - В. С.). Но он и не тождественен ЗУНовско-му подходу, так как он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям» [3, с. 17]. По мнению ученого, одним из противоречий профессионального образования является то, что «содержание обучения «рассыпано» по множеству по видимости не связанных между собой учебных дисциплин, а в труде оно применяется системно» [3, с. 40]. В отношении образовательного процесса А.А. Вербицкий пишет: «Образно говоря, студент пребывает в своего рода виртуальном мире знаковых систем и искусственных форм организации учебной деятельности. Он делает что-то принципиально отличное от специалиста, напоминая стоящего на берегу реки человека, которому сообщают теорию плавания, и требуют «всухую» отработать какие-то его элементы» [3, с. 35]. Выявление соответствия государственных нормативных актов требованиям времени и общества, предъявляемым к профессиональным качествам выпуск-

ника вуза, представляется важным аспектом ком-петентностного подхода к образовательному процессу.

Исходя из образовательной программы по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства» попробуем разобраться, насколько в ключевых компетенциях будущих концертных исполнителей отражены цели и ожидаемые результаты по формированию его профессионального мировоззрения. Главным нормативным документом, определяющим их совокупность как многоуровневый целостный комплекс, является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

ФГОС является результатом современных процессов, определяющих стремительную изменчивость концертного исполнительства и перманентный рост требований к его уровню. Содержание документа является административным обоснованием реализации обучения концертного исполнителя на современном этапе, в котором перечислены цели, условия, основные задачи обучения, даны ключевые характеристики используемых совокупностей методов. Важным в этом документе является раздел, в котором перечислены все компетенции, относящиеся к разным, расположенным в иерархическом порядке, уровням знания и деятельности: универсальные компетенции (УК), общепрофессиональные компетенции (ОК), профессиональные компетенции (ПК), профессионально-специализированные компетенции (ПСК).

Универсальные компетенции определяют место будущего специалиста в современном социуме, предоставляют возможность овладения им всей совокупностью механизмов, эффективных методов и приемов взаимодействия с этим социумом для обеспечения обоюдовыгодного существования. В частности, одной из важнейших УК является УК-2, согласно которой выпускник должен быть «способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла» [2]. Таким образом, сообразно данной компетенции, имеющей статус универсальной, представитель любой профессии должен уметь открывать в ней новые области и направления, а также совершенствовать предшествующий опыт за счет проектной деятельности.

Общепрофессиональные компетенции определяют будущего специалиста как компонент сложного и разнообразного профессионального сообщества, объединяемого общими способами реализации профессиональной деятельности и телеологическими принципами. С учетом того, что в современной музыкальной культуре не может быть и речи об общности идейных, эстетических, стилевых платформ, представитель профессии на определенном «уровне знания и практики должен уметь применять музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, фило-

софскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода» [2]. Иными словами, общепрофессиональные компетенции определяют будущего концертного исполнителя как профессионала, способного понимать специфику различных сегментов профессионального сообщества, в которое он входит, и взаимодействовать с ними.

Общепрофессиональный аспект представляет формирование системы знаний и усвоение поведенческих норм концертного исполнителя не просто в рамках своего искусства, но в целом в масштабе музыкальной культуры конкретного исторического периода и требует овладения дисциплинами, связанными с теорией музыки, а также дисциплинами, связанными со всесторонним освещением музыкального искусства в контексте развития человеческой культуры (различные направления дисциплины история музыки, а также факультативные дисциплины, в частности, массовая музыкальная культура и т.д.). Этой совокупностью дисциплин, глубиной их усвоения, в значительной степени определяется степень осознанности выбора личной теоретической позиции исполнителя и конкретной поведенческой модели в отношении параметров, указанных в предыдущем пункте. Однако формирование обширного комплекса знаний о музыкальном искусстве, формируемых посредством данных дисциплин, призвано не только увеличивать компетентность концертного исполнителя, но способствовать формированию у него качеств, составляющих профессиональную мобильность.

Знакомство студента с другими системами знания и практики в рамках музыкального искусства в пределах образовательного процесса может пробудить его интерес к профессиональному овладению ими и, следовательно, к расширению спектра своих профессиональных компетенций. Но точно так же это оказывает значительное влияние на мировоззренческую парадигму, поскольку овладение разными системами знания и практики предполагает инвариантность восприятия себя в контексте системы: музыкальное искусство - музыкальная культура - социальная среда - цивилизация.

Профессиональные компетенции определяют студента как представителя определенного класса специальностей, наделенных общими теоретико-методологическими принципами, эстетической платформой, формами профессиональной деятельности. Профессионально специализированные компетенции определяют человека, прежде всего, как представителя узкой специальности (например, искусства игры на каком-либо инструменте), выделяемой в данной профессиональной сфере ярко выраженной спецификой ЗУН.

Здесь будет уместным заметить, что в официальной нормативной документации, прежде всего, в ФГОС по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства» выделены исключительно формальные компоненты концертной исполнительской деятельности. Так, например, объектами ее являются музыкальные произведе-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ния во всех формах их существования, способы реализации концертной деятельности, аудитория. А областью деятельности является «концертное исполнение музыкальных произведений в разнообразных составах (соло, в ансамбле, соло с оркестром, соло в оркестре) на различных сценических площадках» [2]. Перечень профессиональных компетенций, включающий общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, узкоспециальные компетенции, предлагаемый ФГОС, указывает, что данное искусство как профессия в полной мере испытывает влияние современных социокультурных требований, предполагающих освоение учащимися профессии именно как части мир-системы, содержание которой определяется почти бесконечным множеством социальных, культурных, информационных, научных и иных факторов [9]. В частности, одной из ключевых общекультурных компетенций является способность «понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и лично значимые философские проблемы (ОК-9)» [2].

Профессиональное мировоззрение не выделено в документе в отдельное направление работы, равно как и не выделены в отдельную категорию характеристики, которые должно иметь уже сформированное профессиональное мировоззрение концертного исполнителя по завершении обучения, хотя уже на основании вышесказанного вполне можно сделать некоторые выводы о том, каким именно его видят составители документа. Однако вполне конкретное представление о содержании этого мировоззрения можно сделать на основании анализа следующих компетенций. Так, например, уже названная ранее УК-2 представляет собой характеристику мировоззрения музыканта, в рамках которой он предстает профессионалом, способным к инвариантному способу взаимодействия с миром, он видит мир нестабильным и может принимать решение о наилучшем пути в своей деятельности, в частности разрабатывать и продвигать в жизнь свой собственный проект. Заслуживает внимания и УК-5, согласно которой выпускник должен быть «способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия» [2]. Данная компетенция явно обусловлена гуманистической парадигмой мировосприятия, признающей культурное многообразие современного мира и право каждой культуры на существование в условиях глобального сообщества. У этой парадигмы есть в той или иной степени радикальные инверсии, однако же в музыкальном концертном исполнительстве именно ею обусловлена совокупность навыков и умений музыканта интерпретировать национальный стиль музыкального текста.

Достаточно явно мировоззренческая характеристика представлена в УК-6, согласно которой выпускник должен быть способен «определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на ос-

нове самооценки и образования в течение всей жизни» [2]. Эта компетенция обязывает концертного исполнителя заниматься постоянным саморазвитием и самосовершенствованием на основе существующего педагогического опыта и свободного творческого поиска в своей профессиональной деятельности. Если реинтерпретировать данную компетенцию как характеристику мировоззренческой парадигмы, то мы получаем художника, артиста, который должен быть не просто самостоятельной уникальной творческой единицей, а как личность представлять собой в своей профессии динамическую систему, поскольку только в таком случае он будет конгруэнтен мир-системе, также являющейся динамической. Здесь невозможно не вспомнить мировоззренческие парадигмы Гераклита о тождественности жизни движению - так через тысячелетия прогресса идеи античных, древнейших философов, будучи глубоко переосмысленными, получают новое воплощение в прогрессивных концепциях.

В контексте рассуждений о профессиональном мировоззрении наибольший интерес получают ОПК и ПК. К уже указанным нами выше ОПК, которые являются продолжением соответствующих им универсальных компетенций, добавим ОПК-7, согласно которой выпускник должен быть способен «ориентироваться в проблематике современной государственной политики Российской Федерации в сфере культуры» [2]. Эта компетенция по большому счету восходит к принципам государственной политики регулирования систем музыкального образования, сложившейся еще в XVIII столетии, когда наиболее одаренные из обучающихся музыкальному исполнительству за казенный счет отправлялись учится за рубеж, осваивали итальянские, немецкие, французские школы, и возвращаясь потом в Россию, уже здесь распространяли прогрессивный опыт. С точки зрения формирования целостной картины мировоззрения эта компетенция означает, что артист, свободный художник при всей своей самостоятельности и уникальности, должен в своей мировоззренческой системе координат в качестве одной из осей учитывать интересы российского государства.

Профессиональные компетенции, на наш взгляд, непосредственно отражают исследуемую нами проблему формирования мировоззренческой парадигмы из перечисленных в ФГОС данного уровня. Согласно ПК-1, студент должен быть способен «грамотно прочитывать нотный текст в соответствии со стилем композитора, постигать ключевую идею музыкального произведения»; согласно ПК-3 - должен обладать «способностью создавать исполнительский план музыкального сочинения и собственную интерпретацию музыкального произведения»; согласно ПК-4 - «демонстрировать знание композиторских стилей и умение применять полученные знания в процессе создания исполнительской интерпретации»; согласно ПК-5 - «демонстрировать умение исполнять музыкальное произведение,ярко,артистично, виртуоз-

но»; согласно ПК-6 - «воссоздавать художественные образы музыкального произведения в соответствии с замыслом композитора» [2].

Как видим, из восьми профессиональных компетенций, предъявленных ФГОС будущему концертному исполнителю, пять непосредственно касаются процесса исполнительской интерпретации. Взаимосвязь его профессионального мировоззрения и исполнительской интерпретации обнаруживается в наблюдаемых изменениях мировоззренческой парадигмы на уровне конкретной учебной работы по решению интерпретационных задач в исполнительском процессе, ведь главным предметом профессиональной деятельности концертного исполнителя является расшифровка и воплощение авторского замысла, сокрытого в тексте музыкального произведения. Путь исполнителя от ремесленника к творцу музыкального смысла наряду с расцветом творческих способностей сопряжен с постижением обширных знаний, прочным овладением специфических навыков, приобретением умений, обеспечивающих признание публики и критики. Так, в ранее упомянутой компетенции, декларирующей умение воспроизвести аутентичный замысел композитора, заложен смысл ограничения свободы самовыражения в полете творческой фантазии при воплощении идейно-образного содержания музыкального произведения знаниями и навыками, полученным в результате профессионального обучения.

Анализ профессиональных компетенций, имеющих прямое отношение к мировоззренческой картине концертного исполнителя, наглядно демонстрирует «контурность» мировоззренческой парадигмы. Тот же результат можно получить, обратившись непосредственно к анализу учебных планов и программ рабочих дисциплин, преподаваемых концертным исполнителям в вузе (бакалавриат, специалитет, магистратура). Более тридцати дисциплин представляют собой, согласно как официальным рабочим программам, так и непосредственной практике обучения, оцениваемой на основании результатов экзаменов и наблюдений за концертной практикой учащихся, обширные теоретико-практические комплексы ЗУН. Эти комплексы образуются в рамках каждой из дисциплин целым набором теоретико-методических концепций. Однако качество знаний и навыков, полученных студентом в рамках образовательной программы, должно тестироваться умением грамотно сформировать собственную исполнительскую интерпретацию музыкального произведения.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что концертный исполнитель на современном этапе согласно официальной документации - это полностью интегрированная в современное глобальное общество личность, оперирующая современными информационно-коммуникационными технологиями, находящаяся в курсе социальной, культурной и политической повестки дня, обладающая широкой совокупностью связей со множеством социальных институтов, не просто владе-

ющая в совершенстве общими для сложного разнообразного и многоуровневого профессионального сообщества компетенциями, не говоря о доскональном знании и владении всеми тонкостями своей специализации на ее современном этапе, но при этом способная постоянно расширять границы своей профессиональной деятельности, тем самым обновляя предмет всей данной профессиональной сферы.

Безусловно, в реальной учебной практике подобное утверждение оказывается справедливым в отношении далеко не всех дисциплин. Однако в случае подавляющего их большинства дело обстоит именно так - студент снабжается инструментарием для формирования профессионального мировоззрения и знакомится с несколькими предметными полями, могущими стать компонентами его профессионального мировоззрения без выделения какого-либо из них в качестве базового. По словам А.А. Вербицкого, «предметное содержание деятельности студента проектируется как система учебных проблемных ситуаций, проблем и задач, постепенно приближающихся к профессиональным, к своему прототипу, заданному в модели деятельности специалиста» [3, с. 49].

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/Cons_doc_LAW_140174/15956ae-575273a483e753fc119fb41fc4c37f846/ (дата обращения: 12.08.2021).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.08.2017 г. № 731 «ФГОС ВО по направлению подготовки 53.05.01 "Искусство концертного исполнительства"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/21/2023 (дата обращения: 24.07.2021).

3. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения // Москва: ИЦ ПКПС. - 2004. - 90 с.

4. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. - С. 32-37.

5. Зеленкова, Е.В. Компетентностный подход в высшем музыкально-профессиональном образовании // Высшее образование в России, № 11, 2011. - С. 149-154.

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании / И.А. Зимняя. -Москва: Исслед. центр. пробл. качества под-гот. Специалистов, 2004. - 38 с.

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. - М.: Высшее образование сегодня, № 5, 2003. - С. 3442.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

8. Коган, Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара / [Под ред. А.В. Великановой] Самара: Профи, 2001. -59 с.

9. Стачинский, В.И., Покровская И.А. Эволюция содержания профессионального мировоззрения российских музыкантов-исполнителей: от Петровской эпохи до современности [Текст] // Педагогический журнал № 1/2022, Ногинск: Из-во: «АНАЛИТИКА РОДИС», 2022. -С. 49-61.

10. Ушакова О.С., Смирнова О.А. Развитие профессиональной коммуникативной компетентности на разных ступенях непрерывного педагогического образования // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы: Материалы I Всерос. педагогического конгресса, Ч. 2., Москва, 2007. - 816 с.

APPLICATION OF A COMPETENCY-BASED APPROACH TO THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL WORLDVIEW OF FUTURE CONCERT PERFORMERS

Rothers T.T., Stachinsky V.I., Pokrovskaya I.A.

Lugansk State Pedagogical University; Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation; State Conservatory named after A.K. Glazunov

A concert performer at the present stage, according to official documentation, is a person who is fully integrated into modern global society, operating with modern information and communication technologies, being aware of the social, cultural and political agenda, and having a wide range of connections with many social institutions. The result of a competency-based approach to the problem of forming the professional worldview of future concert performers, based on an analysis of the list of key competencies in specialization 53.05.01 "The Art of Concert Performance" and aimed at clarifying the adequacy of the pedagogical technologies used in teaching students the goals and expected results, comes the conclusion that the knowledge and skills they acquired as part of the educational program are tested by their ability to competently form their own performing interpretation of a musical work.

Keywords: competency-based approach, professional worldview,

future concert performer, performance interpretation, art of concert

performance, professional competencies.

References

1. Federal Law No. 273-FZ dated December 29, 2012 (as amended on July 2, 2021) "On Education in the Russian Federation" (as amended and supplemented, entered into force on July 13, 2021) [Electronic resource]. - Access mode: http://www. consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/15956ae-575273a483e753fc119fb41fc4c37f846/ (date of access: 08/12/2021).

2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated August 1, 2017 No. 731 "Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of preparation 53.05.01 "The Art of Concert Performance"" [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/news/21/2023 (date of access: 07/24/2021).

3. Verbitsky, A.A. Competence-based approach and theory of contextual learning // Moscow: IC PKPS. - 2004. - 90 p.

4. Verbitsky, A.A. Context-competency approach to the modernization of education // Higher education in Russia. 2010. No. 5. -P. 32-37.

5. Zelenkova, E.V. Competence-based approach in higher musical and professional education // Higher education in Russia, No. 11, 2011. - pp. 149-154.

6. Zimnyaya, I.A. Key competencies as an effective-target basis of the competency-based approach in education / I.A. Zimnyaya. -Moscow: Research. center. problem quality of preparation Specialists, 2004. - 38 p.

7. Zimnyaya, I.A. Key competencies are a new paradigm for educational results. - M.: Higher Education Today, No. 5, 2003. -P. 34-42.

8. Kogan, E. Ya. Competence-based approach and new quality of education // Modern approaches to competency-based education: Seminar materials / [Ed. A.V. Velikanova] Samara: Profi, 2001. - 59 p.

9. Stachinsky, V.I., Pokrovskaya I.A. The evolution of the content of the professional worldview of Russian musicians-performers: from the Peter the Great era to the present [Text] // Pedagogical magazine No. 1/2022, Noginsk: Publishing house: "ANALYTICS RODIS", 2022. - pp. 49-61.

10. Ushakova O.S., Smirnova O.A. Development of professional communicative competence at different levels of continuous pedagogical education // Personnel resources for innovative development of the educational system: Materials of the I All-Russian. Pedagogical Congress, Part 2., Moscow, 2007. -816 p.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.