Научная статья на тему 'Особенности механизма реализации наказания в виде лишения свободы'

Особенности механизма реализации наказания в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5039
604
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ОБЩЕСТВА / УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ (ПРАВООГРАНИЧЕНИЯ) / НЕКАРАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА / УРОВНИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАКАЗАНИЯ / ISOLATION FROM SOCIETY / CONDITIONS OF KEEPING CONVICTS IN CUSTODY / NONPUNITIVE DISCIPLINARY MEASURES / MICROSOCIAL CONDITIONS / PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL HELP / SECURITY MEASURES / REFORMATORY MEASURES / STIMULATION / PROGRESSIVE SYSTEM / PINUSHMENT REALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Южанин Вячеслав Ефимович

Описан механизм наказания в виде лишения свободы в основном его признаке изоляции, которая представляет собой заключение и содержание осужденного в определенном виде исправительного учреждения. В настоящее время его реализация сводится к тому, что осужденный отбывает наказание, реально претепевает правоограничения, а администрация исправительных учреждений обеспечивает отбывание наказания посредством некарательного принуждения. Приоритетные условия по обеспечению отбывания наказания осужденными рассмотрены через призму основных направлений совершенствования уголовно-исполнительной системы, предусмотренные в принятой Правительством Концепции развития этой системы до 2020 года. Определены уровни обеспечения реализации наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the mechanism of imprisoning as a way of meting out punishments. The main peculiarity of imprisoning is isolation from other human beings, which presuposes a convicts confinement in a penitentiary institution. The conditions of keeping convicts in custody are analyzed through the prism of the Concept of LongTerm Development of the criminal executive system of the Russian Federation till 2020.

Текст научной работы на тему «Особенности механизма реализации наказания в виде лишения свободы»

УДК 34

В.Е. Южанин

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Описан механизм наказания в виде лишения свободы в основном его признаке -изоляции, которая представляет собой заключение и содержание осужденного в определенном виде исправительного учреждения. В настоящее время его реализация сводится к тому, что осужденный отбывает наказание, реально претепевает правоограничения, а администрация исправительных учреждений обеспечивает отбывание наказания посредством некарательного принуждения. Приоритетные условия по обеспечению отбывания наказания осужденными рассмотрены через призму основных направлений совершенствования уголовно-исполнительной системы, предусмотренные в принятой Правительством Концепции развития этой системы до 2020 года. Определены уровни обеспечения реализации наказания.

изоляция от общества, условия отбывания наказания (правоограничения), некарательное воздействие, микросоциальные условия, психологическая и социальная помощь, меры безопасности, исправительное воздействие, стимулирование, прогрессивная система, уровни обеспечения реализации наказания.

Правовым и основным принудительным методом борьбы с преступностью является наказание. Особенно это характерно для наказания в виде лишения свободы, ибо в нем правоограничения и государственное принуждение достигают наивысшего предела, какой возможен в рамках реализации уголовной ответственности.

Лишение свободы, как наказание, включает в себя карательное принуждение, определяемое нормами уголовного и уголовно-исполнительного права. Уголовное право определяет его сущность, а уголовно-исполнительное право -содержание. Так статья 56 Уголовного кодекса (УК) РФ устанавливает, что лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещение в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Содержание лишения свободы в соответствии с главой 13 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ определено в виде условий отбывания наказания осужденными, включая различного рода ограничения, например, в приобретении продуктов питания и предметов первой необходимости, в свиданиях, получении посылок, передач, бандеролей и т.п. Ограничения могут устанавливаться и в иных нормах уголовно-исполнительного права, предусматривающих, например, материально-бытовое обеспечение осужденных (ст. 99 УИК РФ), условия отбывания наказания в исправительных учреждениях разных видов (глава 16 УИК РФ) и пр.

Таким образом, исходя из статьи 56 УК РФ, сущность лишения свободы выражается в основном его признаке - изоляции, которая представляет собой заключение и содержание осужденного в исправительном учреждении под постоянной охраной и надзором. Содержание изоляции осужденного в соответствии с нормами уголовно-исполнительного права составляют весь комплекс пра-воограничений, выраженный в режиме исполнения и отбывания наказания в конкретном виде исправительного учреждения \ Конечно, определение содержания всех видов наказания - это прежде всего функции уголовного, а не уголовно-исполнительного права, но, следуя логике законодательной техники, все-таки лучшее ему место - в материальных нормах уголовно-исполнительного права.

Однако в механизме реализации лишения свободы особая роль отводится некарательному принуждению, которое устанавливается только нормами уголовно-исполнительного права. Основная функция некарательного принуждения - это обеспечение реализации наказания, направленной на достижение его целей. В связи с этим законодатель определяет основные принудительные средства достижения этих целей: порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку, общественное воздействие (ст. 9 УИК), охрану осужденных и надзор за ними (ст. 82 УИК), меры поощрения (ст. 113 УИК), меры взыскания (ст. 115 УИК) и т.п.

Мы бы хотели отметить ещё одну особенность норм уголовно-исполнительного права - определение порядка исполнения и отбывания наказания. Порядок исполнения наказания выполняет организующую роль в механизме его реализации и основывается на процессе применения норм права. Этот процесс оформляется в строгие процедурно-процессуальные формы, которые обеспечивают достижение целей наказания при реализации правовых норм, охрану прав заинтересованных лиц, защиту от возможных правонарушений и т.п. Значение специально-юридического, организационно-технического аспекта применения права обусловлено тем, что оно связано с практической деятельностью персонала исправительного учреждения, их профессиональной подготовкой.

Порядок отбывания наказания относится к деятельности осужденного, связанной с исполнением возложенных на него законом обязанностей, следованием правоограничениям. Наказание реализуется в процессе его отбывания осужденным, когда он реально претерпевает правоограничения. Приоритетом в данном случае является саморегуляция поведения осужденного. Поэтому особую актуальность приобретает четкая регламентация в законе процедур реализации их прав и обязанностей, а также создание надлежащих условий и гарантий их правомерного поведения. Речь идет о надлежащем материально-бытовом обеспечении, медицинском обслуживании, обеспечении безопасных условий жизни и т.п. В то же время администрация исправительного учреждения должна

1 Маликов Б.З., Пленкин Ю.В. Изоляция осужденных к лишению свободы: проблемы правового выражения и реализации : моногр. Самара, 2005. С. 6.

гарантировать положительную саморегуляцию поведения осужденного путем установления процедур реализации его прав и обязанностей. Незря уголовноисполнительное право называется материально-процедурной отраслью права, поскольку в большей мере регулирует порядок исполнения (деятельность администрации) и порядок отбывания (деятельность осужденного) наказания.

В целом же механизм реализации лишения свободы включает в себя деятельность осужденных по отбыванию наказания, с одной стороны, и деятельность администрации исправительного учреждения по обеспечению отбывания наказания - с другой. Основное звено в этом механизме - отбывание наказания. Претерпевая наказание, осужденный искупает свою вину. Наказание, полученное в результате преступления, должно отрицать в самом себе это преступление, предполагая страдания осужденного, которые неизбежны при его реализации. С этих позиций оно есть право, уничтожающее преступление, и как отрицание отрицания оно есть возмездие (Гегель). Наказание-возмездие как таковое возможно в результате отбывания его осужденным. Кара - первоочередная функция наказания, вытекающая из его сути.

Администрация учреждения лишь обеспечивает процесс наказывания, выраженный в отбывании его осужденным, путем создания надлежащих условий для этого, а также посредством организационной, контрольной, воспитательной, предупредительной деятельности. И, конечно, всё это осуществляется в формах убеждения и принуждения в виде некарательного воздействия на осужденных. В связи с этим справедливо было бы назвать принцип уголовно-исполнительного законодательства не как «соединение наказания с исправительным воздействием» (ст. 8 УИК), а как «соединение отбывания наказания с некарательным воздействием на осужденных».

Некарательное воздействие - это отдельная категория уголовно-исполнительного права, которая должна быть подвергнута самостоятельному исследованию. Но поскольку о нем зашла речь, то мы напомним примерную структуру некарательного воздействия, описанную нами во многих публикациях 2:

- некарательный режим;

- исправительное воздействие (общественно полезный труд, воспитательная работа, общее образование, профессиональная подготовка, общественное воздействие);

- предупредительное воздействие (меры предупреждения и пресечения правонарушений в исправительном учреждении);

- меры безопасности;

- меры контроля за поведением осужденных (охрана, надзор, обыски);

- материально-бытовые и жилищные условия содержания осужденных;

- психологическая помощь осужденным;

- меры по подготовке осужденных к освобождению, управлению их социальной адаптацией;

2 См., напр.: Южанин В.Е. Реализация наказания в виде лишения свободы : моногр. Рязань, 1995 ; Он же. Специально-предупредительная деятельность администрации ИТУ : учеб. пособие. Рязань, 1990 ; и др.

- оказание медицинской помощи осужденным;

- меры поощрения и пр.

От того, в каком сочетании будут применяться указанные элементы механизма обеспечения реализации наказания, будет определяться содержание всей уголовно-исполнительной системы. Судя по международным нормам права, приоритет следует отдавать созданию в местах лишения свободы надлежащих микросоциальных условий отбывания наказания (медицинское обслуживание, материально-бытовое обеспечение и т.п.), оказанию психологической и социальной помощи осужденным, мерам безопасности и исправительному воздействию, стимулированию правомерного поведения осужденных.

Какова же система воздействия на осужденных сложилась в российских исправительных учреждениях? Как известно, в России, в особенности в советское время, в научной литературе и в практической деятельности содержание наказания и его исполнение переносилось на механизм реализации наказания. Выделялись следующие подходы к определению механизма исполнения наказания: 1) карательно-исполнительный (наказание - это кара и её исполнение); 2) судебно-исполнительный (наказание - это приказ, веление суда); 3) принудительно-исполнительный (наказание - это комплекс мер принуждения); 4) правоприменительный (наказание - это императивно-властная деятельность администрации исправительных учреждений). Таким образом, под механизмом реализации наказания понимался процесс исполнения наказания, обозначающий действия государственных органов по обеспечению кары, исполнению предписаний приговора суда о наказании, принуждению и правоприменению. При этом всегда обосновывалось доминирование властно-категорического метода правореа-лизации - принуждения.

В результате этого сформировался карательно-принудительный подход к обеспечению правомерного поведения осужденных, использующий правоприменительный способ реализации норм права. Это узкий подход, так как он не учитывает всего спектра взаимоотношений администрации исправительных учреждений и осужденных, а главное, не признает осужденного как субъекта права. Как мы уже ранее отметили, наказание и механизм его реализации - это не совпадающие явления. Основные элементы механизма не входят в наказание; они образуют процесс обеспечения его реализации.

В связи с приоритетом отбывания наказания и саморегуляции поведения осужденных в механизме реализации наказания особую актуальность приобретает четкая регламентация в законе процедур реализации их прав и обязанностей, а также создание надлежащих условий и гарантий их правомерного поведения: правильное распределение и размещение осужденных в местах отбывания наказания, нормальные жилищно-бытовые условия, надлежащее медицинское обслуживание, обеспечение безопасности, профилактирование среды их размещения и проживания и т.п.

В настоящее время государство постепенно меняет отношение к осужденным. В новом Уголовно-исполнительном кодексе РФ регламентировано право на безопасность осужденных, их свободу вероисповедания; расширена система

льгот и поощрений; увеличено количество получаемых посылок и передач, расходование денег; приведена в соответствии с трудовым законодательством рабочая неделя осужденных; улучшены жилищно-бытовые условия и медицинское обслуживание.

Важным по значимости способом воздействия на осужденных является убеждение - наиболее гуманное и надежное средство обеспечения требуемого от осужденного поведения: соблюдения запретов, исполнения обязанностей, несовершения новых преступлений. Это средство воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу сознания осужденных. В последнее время также стало меняться отношение администрации колоний к данному способу воздействия на осужденных. Бывший заместитель министра юстиции Ю.И. Калинин в выступлении в Страсбурге на 13-й конференции руководителей администраций стран-членов Совета Европы отметил, что «если раньше к ним (осужденным. - В.Ю .) относились как к безликой массе, то теперь вся система воспитательной работы строится на признании и уважении личности каждого, кто находится в местах лишения свободы. Вследствие этого исчезла напряженность в отношениях между осужденными и персоналом. Об этом свидетельствует и то, что уже в течение целого ряда лет в исправительных учреждениях не было массовых беспорядков» 3.

Другим важным способом воздействия на осужденных является стимулирование правомерного поведения. «Стимулы являются причиной формирования у субъектов правовых мотивов и соответствующих потребностей» 4 Процесс стимулирования правомерного поведения осужденных к лишению свободы -это формирование внутренней мотивации стремления осужденных к исправлению с учетом их потребностей и интересов, формирующихся под влиянием условий жизнедеятельности.

Система стимулов, определенная в уголовно-исполнительном законодательстве, в целом соответствует потребностям и интересам осужденных. Например, для них предусмотрены возможности перевода в облегченные условия отбывания наказания на весьма льготных основаниях: а) отбытие незначительной части срока наказания (6 месяцев - на общем режиме, 9 месяцев - строгом и 1 год - особом); б) при отсутствии взысканий установлены незначительные сроки, по отбытии которых возможен перевод положительно характеризующихся осужденных в колонию-поселение (74 срока на общем режиме и 73 - на строгом); определено право осужденных обращаться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении и по отбытии 73, 72 или 2/3 срока наказания в зависимости от категорий совершенных ими преступлений.

3 Калинин Ю.И. Уголовно-исполнительная система России: стратегия реформы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. № 1. С. 2-4.

4 Сизый А.Ф. Поощрительные нормы уголовно-исполнительного права как средство формирования правового поведения осужденных (проблемы теории и практики) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 1995. С. 48.

При данных правовых стимулах «система сдерживания и воспитания осужденных перешла от запретных мер к стимулирующим» 5. Для примера укажем,

что сегодня почти половина осужденных к лишению свободы освобождается

6

условно-досрочно .

Однако система стимулирования положительного поведения лишенных свободы нуждается в дальнейшем совершенствовании, например: в уголовноисполнительном законодательстве не закреплена прогрессивная система отбывания наказания, в соответствии с которой применение мер поощрения осужденным могло бы быть упорядоченным; практически не применяется институт помилования ввиду предъявляемых к нему высоких требований и громоздкости процедуры представления; есть нарекания и к применению института условнодосрочного освобождения. Нуждается в расширении перечень мер поощрения, применяемых к осужденным.

В настоящее время в исправительных учреждениях успешно реализуется социально-психологическое воздействие на осужденных, являющееся эффективным способом обеспечения отбывания ими наказания. Руководство Федеральной службы исполнения наказаний России неоднократно подчеркивало, что сегодня следует постепенно превращать исправительные учреждения в центры социальной реабилитации, где бы трудились представители служб социальной защиты, здравоохранения, образования и других ведомств 7. Начиная с 90-х годов XX века в колониях начали работать специалисты в области реабилитации, психологии, социологии, психиатрии, профессиональной подготовки.

Имея в виду это направление деятельности уголовно исполнительной системы, постепенно исправительные учреждения переориентируются на решение социальных задач, восстановление и закрепление у осужденных профессиональных навыков, необходимых для последующей адаптации в обществе. В этой связи начата работа по этапному преобразованию производственных предприятий исправительных учреждений в центры трудовой занятости осужденных и производственные мастерские.

В настоящее время в исправительных учреждениях появилась новая категория работников - социальные работники, которых насчитывается уже более 1,3 тысячи человек. Это позволило с первых дней пребывания осужденных в условиях изоляции реально осуществлять работу по их подготовке к освобождению. Этим самым уголовно-исполнительная система России подключилась к прогрессивной международной пенитенциарной практике - оказанию помощи и поддержке осужденных во время отбывания ими наказания. Тесно взаимодействуя с представителями органов местного самоуправления, правоохранительными органами, службами занятостями и социальной защиты населения, социальные работники решают вопросы получения осужденными пособий, пенсий, документов, дающих право на льготы, восстановления родственных связей, ре-

5 Калинин Ю.И. Уголовно-исполнительная система России: стратегия реформы. С. 2-4.

6 На условно-досрочное освобождение может расчитывать каждый осужденный // Преступление и наказание. 2008. № 7. С. 15.

7 Калинин Ю.И. Уголовно-исполнительная система России: стратегия реформы. С. 2-4.

гистрации брака, трудового и бытового устройства после освобождения, оказания помощи инвалидам и престарелым, а также лицам, страдающим различными хроническими заболеваниями, и т.п.

В исправительных учреждениях России большие надежды возлагают на психологическую службу, которая все в большей мере участвует в воспитательной работе с осужденными. В УИК РФ (ч. 6 ст. 12) определено право осужденных на психологическую помощь. Сегодня уже стоит вопрос о создании центров (участков) специализированной профильной помощи осужденным, имеющим психические аномалии, алкогольную и наркотическую зависимость и другие отклонения, с целью проведения комплексной социально-психологической реабилитации.

Важное значение в процессе обеспечения отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы имеют меры безопасности и предупреждения преступлений. В статье 13 УИК РФ впервые определено право осужденных на личную безопасность и обязанность администрации исправительного учреждения по незамедлительному принятию мер по ее обеспечению.

Сегодня возникает проблема по определению безопасного места содержания осужденного и соблюдению в нем права на обеспечение прежних условий проживания. Безопасным местом служит камера штрафного изолятора, а осужденный не является наказанным лицом. При переходе на тюремную систему отбывания наказания эту проблему следует решать путем выделения отдельного блока камер, являющихся безопасным местом.

Условием обеспечения личной безопасности осужденных является правильное их распределение по исправительным учреждениям и внутри их. Например, нужна надежная изоляция осужденных от влияния на них криминальных авторитетов и в целом криминальной субкультуры. Эта проблема до сих пор не решена ни на уровне законодательства, ни в практической деятельности исправительных учреждений. В настоящее время этим серьезно обеспокоено общество, Федеральная служба исполнения наказаний России и сами осужденные. Последние нуждаются в серьезной защите от давления авторитетного криминала. Пока уголовно-исполнительная система не перешла на тюремную систему на базе действующих колоний, можно предусмотреть для так называемых «воров в законе» и прочих «авторитетов» отдельные места содержания: локальные участки, удаленные колонии, помещения камерного типа и т.п. Только все это необходимо законодательно обосновать.

Нуждается в совершенствовании и система мер предупреждения правонарушений в исправительных учреждениях. Данная система достаточно полно описана нами в монографиях и учебных пособиях. Здесь лишь отметим, что она нуждается в законодательном регулировании. Дело в том, что есть предупредительные меры, определенные в уголовно-исполнительном законодательстве (гл. 12 УИК РФ и др.), которые содержат элементы принуждения, основанные на том, что осужденный признан судом криминальным лицом. Это так называемые последующие предупредительные меры, так как они следуют от приговора суда

и в равной мере распространяются на всех осужденных в данном исправительном учреждении.

Но есть еще и криминологические профилактические меры, которые нуждаются в законодательном регулировании. Эти меры применяются к осужденным, допускающим отклонения в поведении, например, готовящим побег, употребляющим спиртное, наркотики и т.д. Они обеспечивают реализацию поставленных целей нередко помимо желания и вопреки воле осужденного, устанавливают определенные ограничения, возложение дополнительных обязанностей и привлечение к ответственности за их неисполнение. Профилактическое принуждение предполагает и психическое воздействие в форме угрозы его применения и обязательное целенаправленное осуществление воспитательных мер. Например, установление за осужденным профилактического контроля может вызвать ограничение в передвижении по колонии, возложение обязанности работать только в первую смену, периодически отмечаться в дежурной части, дисциплинарную ответственность за невыполнение указанных предписаний, усиление воспитательной работы и др.

В целом законодательное регулирование профилактики правонарушений в исправительных учреждениях должно привести:

а) к определению круга лиц, которые войдут в сферу профилактического воздействия персонала учреждения;

б) установлению оснований применения профилактических мер к осужденным;

в) определению гарантий прав и законных интересов осужденных, находящихся в сфере профилактического воздействия;

г) введению форм уведомления конкретных лиц (представителей администрации, вышестоящих органов, а также осужденных) о начале профилактики;

д) созданию условий, исключающих компроментацию профилактируе-

мых;

е) определению обязанностей и прав сотрудников исправительных учреждений и других лиц в сфере профилактического воздействия;

Обеспечение отбывания осужденными наказания осуществляется и иными мерами принуждения, например, мерами пресечения и взыскания. Эти меры -отдельная тема исследования. Здесь лишь заметим, что меры пресечения также следует определить, как категорию уголовно-исполнительного права. В настоящее время они не выделены в законодательстве в отдельном блоке норм, а рассредоточены по разным институтам и нормам уголовноисполнительного права и выводятся только аналитическим путем. Практике же известны случаи ущемления персоналом учреждений прав осужденных в процессе применения мер пресечения, необоснованного смешения их с профилактическими, уголовно-процессуальными и дисциплинарными мерами принуждения.

Меры пресечения, предусмотренные нормами уголовно-исполнительного права, направлены на то, чтобы прекратить, не довести до конца уже начавшееся нарушение режима. Их можно разделить на две группы: а) меры пресечения об-

щего назначения; б) меры пресечения специального назначения. К мерам пресечения общего назначения, например, можно отнести задержание осужденного и привод его к оперативному дежурному; водворение осужденного в силу экстренной необходимости в штрафной изолятор; изъятие у осужденного ценностей, денег, запрещенных предметов, изделий и вещей; прекращение свидания осужденного с родственниками и иными лицами; лишение осужденного права передвижения без конвоя и др. Меры пресечения специального назначения составляют: применение физической силы, специальных средств, наручников, оружия, резиновых палок, служебных собак и т.д.

Указанные меры пресечения нашли отражение в разных главах и статьях уголовно-исполнительного законодательства, а также ведомственных нормативных актах. Для упорядочения же правовой регламентации всех мер пресечения правонарушений осужденными, на наш взгляд, следует предусмотреть в УИК РФ определенную главу, в которой последовательно изложить основания и порядок их применения. Порядок и тактика их применения должны быть определены в отдельном ведомственном нормативном акте.

В заключение обратим внимание на цели, которые стоят перед процессами отбывания наказания и его обеспечения. Как известно, уголовно-исполнительное законодательство имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Эти цели поставлены перед учреждениями, исполняющими наказание, а не перед осужденными. Именно учреждения, которые представляют государство, стремятся к тому, чтобы снизить в процессе обеспечения отбывания осужденным наказания путем применения средств исправления уровень общественной опасности их личности до такого, который не допускает совершения новых преступлений. Осужденный, который претерпевает наказание при его отбывании, не обязан исправляться, он лишь обязан воздержаться от новых преступлений. Эта обязанность определяется условиями существования человека в обществе.

Для администрации исправительного учреждения это уже не процесс обеспечения отбывания наказания, а процесс обеспечения его реализации, связанный с достижением его целей. Реализовать наказание - значит добиться обеспечения достижения его целей, причем с позиции законодателя это возможно на трех уровнях: низком, среднем и высоком.

Первый, низкий, уровень обеспечения реализации наказания - это деятельность администрации, направленная на удовлетворение права-притязания государства к осужденным по соблюдению ими уголовно-правовых запретов во время отбывания наказания. Наказание будет считаться исполненным, если во время его отбывания осужденный не совершил преступление, но допустил злостное нарушение режима.

Второй, средний, уровень реализации наказания - это деятельность администрации, направленная на удовлетворение права-притязания государства к осужденным по соблюдению установленных для них запретов и выполнению обязанностей. Цель, которая может быть достигнута на этом уровне, - недо-

пущение злостных нарушений режима осужденными во время отбывания наказания.

Третий, высокий, уровень обеспечения реализации наказания - это деятельность администрации, направленная на удовлетворение права-требования государства по исправлению (или ресоциализации) осужденных к лишению свободы. На этом уровне государство преследует цель предупреждения рецидивных преступлений со стороны лиц, отбывших наказание. Одновременно с этим удовлетворяется и интерес осужденных в социальной реабилитации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Калинин, Ю.И. Уголовно-исполнительная система России: стратегия реформы [Текст] // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2003. - № 1.

2. Маликов, Б.З. Изоляция осужденных к лишению свободы: проблемы правового выражения и реализации [Текст] : моногр. / Б.З. Маликов, Ю.В. Пленкин. - Самара, 2005.

3. Сизый, А.Ф. Поощрительные нормы уголовно-исполнительного права как средство формирования правового поведения осужденных (проблемы теории и практики) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Рязань, 1995.

4. Южанин, В.Е. Реализация наказания в виде лишения свободы [Текст] : моногр. -Рязань, 1995.

5. Южанин, В.Е. Специально-предупредительная деятельность администрации ИТУ [Текст] : учеб. пособие. - Рязань, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.