УДК 343.82
ВЯЧЕСЛАВ ЕФИМОВИЧ ЮЖАНИН,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры уголовно-исполнительного права
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
РЕЖИМЫ НАКАЗАНИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ОТБЫВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Реферат: режим в понимании законодателя - это набор (конгломерат) карательных и иных принудительных средств воздействия на осужденных. На рубеже 70-80-х годов ХХ века появилось утверждение, что режим и средства его обеспечения - самостоятельные правовые явления, имеющие различное назначение. Таким образом, возникла идея о режиме как средстве, обеспечивающем реализацию наказания и достижение его целей. В ее развитие мы выделяем:
карательные режимы, установленные уголовным законом (режимы наказания), включающие в себя весь арсенал средств принудительного воздействия на осужденных независимо от их поведения в исправительном учреждении;
уголовно-исполнительные режимы обеспечения отбывания наказания, реагирующие на отклоняющееся от установленных норм поведение осужденных;
режимы, связанные с обеспечением мер безопасности в исправительных учреждениях. Они исходят не из факторов, учитываемых при назначении наказания, и не из отклоняющегося поведения осужденного во время его отбывания, а из криминологической характеристики совершенного им преступления и характеристики его личности. Для применения режима безопасности достаточно того, что осужденный отбывает наказание за преступление, имеющее опасность по криминологическому основанию, а также в связи с тем, что он может оказать отрицательное влияние на других осужденных. Содержание режима безопасности составляет раздельное содержание разных категорий осужденных и обеспечение личной безопасности осужденных и персонала.
Ключевые слова: режимы наказания, содержание режима наказания, осужденные, исправительные учреждения.
В настоящее время в научной литературе режим наказания воспринимается как универсальное правовое явление, включающее в себя и наказание, и иные принудительные меры, его обеспечивающие. Об универсальности, в частности, свидетельствует определение режима, содержащее в себе и кару (ограничения), и порядок ее реализации, и предупредительные средства, ее обеспечивающие, и воспитательные дисциплинирующие меры, применяемые к осужденным. Так, в одном из учебников разъясняется, что «выражая кару, режим отбывания наказания одновременно содержит ряд элементов, которые по своему характеру не относятся к проявлениям карательного воздействия на лиц, отбывающих наказания, и не связаны с правоограничениями. В содержание режима в исправительных учреждениях законодатель включает, в частности, реализацию прав и законных интересов осужденных, их личную безопасность, изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения» [1, с. 484]. В другом учебнике «уголовно-исполнительное право» (под ред. проф.
© Южанин В. Е., 2016
В. И. Селиверстова) также подчеркивается, что режим выполняет и карательные и иные функции в процессе обеспечения исполнения наказания [2, с. 299]. В таком широком аспекте режим определяется исходя из того, что ст. 56 и 58 УК РФ предусматривают разновидности лишения свободы по видам режима исправительных учреждений (общий, строгий, особый, тюремный и др.). Так, ч. 1 ст. 58 УК РФ определяет, что лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещение в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режимов либо в тюрьму. Статья 82 УИК РФ прямо включает в содержание режима изоляцию и различные условия содержания осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, их изменение, исполнение возложенных на осужденных обязанностей (все это составляет карательное содержание наказания), а также средства профилактического воздействия: охрану осужденных, надзор за ними,
обеспечение личной безопасности, раздельное содержание разных категорий осужденных.
Таким образом, режим в понимании законодателя - это набор (конгломерат) и карательных, и иных принудительных средств воздействия на осужденных.
Однако на рубеже 70-80-х годов ХХ века появились работы, в которых авторы стали выделять из компонентов, составляющих режим, те из них, которые не составляют его содержание, а обеспечивают его (охрана, надзор, меры безопасности и пр.). Появилось утверждение, что режим и средства его обеспечения - самостоятельные правовые явления, имеющие различное назначение [3].
В свое время И. С. Ной, критикуя сторонников признания режима самостоятельным карательным фактором лишения свободы, определил ему роль не средства кары, а регулятора карательной силы [4, с. 82-83]. Впоследствии А. Е. Наташев выдвинул идею о том, что режим в содержание лишения свободы не входит, поскольку наказание определяется уголовным законодательством, а режим должен быть направлен «на обеспечение реализации наказания (уголовно-правовой кары)» [5, с. 146, 149]. В результате он пришел к выводу о том, что режим есть установленный нормами права порядок реализации кары и исправительно-трудового воздействия и он не должен подменять собой наказание (кару).
Нетрудно догадаться, что появилась идея о режиме как средстве, обеспечивающем реализацию наказания и достижения его целей. В своих работах мы поддержали эту идею и обосновали необходимость определения режима, обеспечивающего наказание, а не режима - наказания. Объяснение этому мы нашли в УИК РФ, который в разных главах представляет режим некарательный (гл. 12) и условия отбывания наказания в виде ограничений, кары (гл. 13) [6, с. 227-243]. В то же время обеспечивающий режим исходит не от уголовного права, а является институтом уголовно-исполнительного права. Определяется он исходя не из тяжести преступления (ст. 58 УК РФ), а в зависимости от поведения осужденного во время отбывания наказания и характеристики его личности.
Режим обеспечения отбывания наказания должен быть ориентирован в первую очередь на общественную опасность личности осужденного, которая проявляется через ее поведение, и лишь факультативно - на тяжесть совершенного им преступления. В этом отношении прав Р. Кинг, который заметил: «Ошибочно считалось, что самые опасные преступники в тюрьмах создают наибольшее число проблем, чаще других нарушают режим. Однако есть преступники, которые являются сверхопасными на свободе, но просто образцовыми заключенными в тюрьме, и наоборот, есть
заключенные, которые создают огромное количество проблем в тюрьме, но не собираются убегать, а в случае побега большой опасности для общества не представляют» [7, с. 171].
Установленные действующим законодательством карательные режимы ИУ (в зависимости от тяжести преступлений и прежних судимостей) не могут гибко реагировать на криминальные проявления осужденных, непосредственно и своевременно обеспечивать правопорядок в местах изоляции и автономно гарантировать безопасность осужденных и персонала, поэтому в ИУ устанавливаются режимы обеспечения отбывания наказания, реагирующие на неправомерное поведение осужденных: тюремный режим для злостных нарушителей режима, переведенных из исправительных колоний (ч. 7 ст. 74 УИК РФ); строгие условия отбывания наказания в исправительных колониях для злостных нарушителей режима (ч. 3 и 4 ст. 120, ч. 4 и 5 ст. 122, ч. 3 и 4 ст. 124 УИК РФ и др.); режим помещений камерного типа и единых помещений камерного типа для злостных нарушителей режима (п. «г», «д», «е» ч. 1 ст. 115 УИК РФ); режим содержания осужденных в штрафном изоляторе за нарушение порядка отбывания наказания (п. «в» ч. 1 ст. 115 УИК РФ); установление профилактического учета (контроля) за лицами, допустившими правонарушения, характер и направленность которых свидетельствуют о возможности совершения преступления в будущем (склонные к побегу, употреблению спиртных напитков и наркотиков, изготовлению запрещенных предметов и т. п.). Инструкция о надзоре за осужденными); создание режима особых условий в исправительных учреждениях при возникновении массовых беспорядков и при групповых неповиновениях осужденных (ст. 85 УИК РФ); установление административного надзора за освобожденными из мест лишения свободы в случае признания их злостными нарушителями режима (ст. 173.1 УИК РФ).
Указанные режимы или усиливают карательные возможности наказания (перевод в тюрьму и на строгие условия), или представляют собой дисциплинарные меры воздействия (ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ), или применяются в виде профилактической меры (профилактический учет, административный надзор). Чаще всего за этими мерами следует изоляция нарушителей режима от других осужденных, ограничение их передвижения, помещение в условия камерного содержания, а также усиление надзора и контроля за их поведением. Однако непременным условием применения данных мер является отклоняющееся от установленных норм отрицательное поведение осужденных. Все эти режимы имеют временные параметры, то есть определяют правовое состояние осужденных на определенное время (от 15 суток до 3 лет).
Факторы, учитываемые судом при назначении наказания (тяжесть преступления, прежние судимости и пр.), не могут являться основой установления режимов обеспечения отбывания наказания. Как мы уже отмечали, общественно опасные свойства личности, принимаемые во внимание при назначении наказания, во многих случаях перестают быть таковыми в условиях изоляции осужденного. В исправительных учреждениях происходит своеобразная переориентация антиобщественной направленности личности преступника, так как при этом преобразуются сами общественные отношения.
Таким образом, мы выделили карательные режимы, установленные уголовным законом (режимы наказания), включающие в себя весь арсенал средств принудительного воздействия на осужденных независимо от их поведения в ИУ и уголовно-исполнительные режимы обеспечения отбывания наказания, реагирующие на отклоняющееся от установленных норм поведение осужденных. Однако есть еще третья разновидность режима, связанная с обеспечением мер безопасности в ИУ. Они исходят не из факторов, учитываемых при назначении наказания, и не из отклоняющегося поведения осужденных во время его отбывания, а определяются криминологической характеристикой совершенного им преступления и его личности. Например, согласно ч. 4 ст. 73 УИК РФ осужденные за преступления определенного вида (предусмотренные ст. 126, 205, 206, 208-211 и др.), а также осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, пожизненно лишенные свободы и другие осужденные направляются для отбывания наказания в места, определенные федеральным органом УИС; за некоторыми осужденными устанавливается оперативно-профилактический контроль в ИУ по факту совершения определенной категории преступления; осужденным при особо опасном рецидиве преступлений не предоставляются выезды за пределы исправительного учреждения, переводы в колонию-поселение, расконвоирование; судом устанавливается административный надзор за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего и пр.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривает раздельное содержание осужденных с учетом не только тяжести совершенного престу-
пления, но и криминологической характеристики осужденного. При этом особое внимание отводится осужденным, прочно усвоившим и распространяющим элементы поведения криминальной среды. Самое главное, на наш взгляд, заключается в том, что должны быть определены безопасные места содержания этой категории лиц. В настоящее время в условиях колонии подобную функцию могли бы выполнять единые помещения камерного типа (ЕПКТ). Они конкурируют с помещениями камерного типа (ПКТ). Разница между этими мерами дисциплинарного взыскания заключается в сроках содержания: ЕПКТ - до 1 года, ПКТ - до 6 месяцев. Однако обе эти меры предусмотрены в качестве мер взыскания (ст. 115 УИК РФ). Мы предлагаем оставить ПКТ в качестве меры взыскания, а ЕПКТ определить иное назначение - мера безопасности.
Решение задачи обеспечения безопасности осужденных, персонала и иных граждан, поставленной в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», должно осуществляться за счет определения полноценной системы безопасности, которую следует наладить так, чтобы осужденный по прибытии в ИУ после его изучения был определен в классификационную группу по критерию опасности личности. Для этого потребуются не только специалисты определенных профилей, которые изучали бы осужденного в первоначальный период пребывания его в исправительном учреждении, но и налаженная система сбора, накопления, систематизации и передачи информации о личности правонарушителя от следователя и администрации следственного изолятора в исправительное учреждение.
Для применения режима безопасности достаточно того, что осужденный отбывает наказание за преступление, имеющее опасность по криминологическому основанию (например, за совершение террористического акта, участие в преступном сообществе), а также в связи с тем, что он может оказать отрицательное влияние на других осужденных (например, из-за приверженности к тюремной субкультуре и ее принудительного насаждения в среде осужденных). Суть режима безопасности заключается в раздельном содержании разных категорий осужденных и обеспечении личной безопасности осужденных и персонала (ч. 1 ст. 82 УИК РФ).
Список литературы
1. Российский курс уголовно-исполнительного права : учебник : в 2 т. М., 2012. Т. 1: Общая часть.
2. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. М., 2001. 576 с.
3. Васильев А. И., Маслихин А. В., Фефелов В. А. Средства обеспечения режима в ИТУ. Рязань, 1979. 45 с.
4. Ной И. С. Теоретические вопросы лишения свободы. Саратов, 1965. 166 с.
5. Наташев А. Е. Советское исправительно-трудовое законодательство (основные вопросы теории и практики). М., 1975. 168 с.
6. Южанин В. Е. Механизм реализации наказания в виде лишения свободы : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1996. 525 с.
7. Наказание, законность, справедливость, гуманизм : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 1994. 24 с.
VYACHESLAVEFIMOVICH YUZANIN,
dsc in law, professor,
honored worker of higher education of the Russian Federathion,
professor of department of penal law (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
THE MODES OF PUNISHMENT, ENSURING HIS SERVING AND SAFETY IN CORRECTIONAL FACILITIES
Abstract: according to the legislator, a mode is a set (conglomerate) of retaliatory and other compulsory levers on convicts. At the turn of the 70-80th years of the 20th century, a statement appeared that the mode and means of his providing are independent legal phenomena having different purposes. Thus, there appeared an idea about the mode as a means providing realization of punishment and achievement its purposes.
In its development, the author singles out:
punitive modes set by criminal law (the punishment modes) including all arsenal of means of compulsory impact on convicts regardless their behavior in correctional facilities;
penal modes of ensuring serving sentence reacting at the behavior of convicts deviating from the established norms;
the modes connected with providing security measures in correctional facilities. They proceed not from the factors considered at imposition of punishment, and not from deviant behavior of convicts during its serving, but from criminological characteristic of the committed crime and the prisoner's personality. For application of the mode of safety, it is enough that the convict serves sentence for the crime having danger on criminological basis and also because they can exert negative impact on other convicts. The provision of the mode of safety consists in separate imprisonment of different categories of convicts and ensuring personal security of convicts and personnel.
Key words: punishment modes, maintenance of the mode of punishment, convicts, correctional facilities.
References
1. Rossijskij kurs ugolovno-ispolnitel'nogo prava [Russian course of penal law]. In 2 vol. Moscow, 2012. Vol. 1: Obshhaja chast' [General part].
2. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii [Penal law of Russia]. Under the editorship of V. I. Seliverstov. Moscow, 2001. 576 р.
3. Vasil'ev A. I., Maslihin A. V., Fefelov V. A. Sredstva obespechenija rezhima v ITU [Means of ensuring of the mode in correctional institutions]. Ryazan, 1979. 45 р.
4. Noj I. S. Teoreticheskie voprosy lishenija svobody [Theoretical questions of imprisonment]. Saratov, 1965.166 р.
5. Natashev A. E. Sovetskoe ispravitel'no-trudovoe zakonodatel'stvo (osnovnye voprosy teorii i praktiki) [Soviet corrective-labor legislation (main questions of the theory and practice)]. Moscow, 1975. 168 р.
6. Juzhanin V. E. Mehanizm realizacii nakazanija v vide lishenija svobody. Dis. d-ra jurid. nauk [The mechanism of realization of punishment in the form of imprisonment. Dr. legal sci. diss.]. Moscow, 1996. 525 р.
7. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Nakazanie, zakonnost', spravedlivost', gumanizm» [Proc. the International scientific and practical conference «Punishment, Legality, Justice, Humanity»]. Ryazan, 1994. 24 р.
© Juzhanin V. E., 2016