Шастун Т.А.
канд. пед. наук, доцент кафедры высшей математики и естественнонаучных дисциплин, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»,
г. Москва
ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
СОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
В связи с активным развитием в России социальных институтов существует большой спрос на специалистов в социальной сфере. Социальные ожидания нашего государства — это появление нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи, владеющего высокой математической культурой. В процессе обучения в университете студенты, кроме специальных, изучают и ряд общеобразовательных дисциплин, в том числе и математику. Курс математики для них основан на стандартной программе и нелегко показать студентам, будущим специалистам социальной сферы, применение математических методов в практике социальной работы.
Ключевые слова: математическое образование, социальная работа, творческие возможности, социальные институты, компетентностный подход.
Как показывает история, математические методы и средства могут развиваться не только под влиянием потребностей науки или практики, но и независимо от области и способов ее приложения. Аппарат математики может быть использован для описания областей реальности, прежде совершенно неизвестных человеку и подчиняющихся законам, с которыми он никогда не имел никакого соприкосновения. Эта «невероятная универсальность» математики делает перспективы ее применения в самых разных науках по существу неограниченными, в том числе и в специальностях социального профиля. Таким образом, важной тенденцией, характеризующей развитие науки, является математизация науки.
Математическое познание имеет свои характерные особенности, отличающие его от других отраслей знаний. Основными отличительными чертами являются: 1) его отвлеченность, абстрактность; 2) его особая логическая строгость; и, наконец, широта применения. Однако сущность математики в основном определяется предметом исследования и методом познания.
Применение математических методов к изучению конкретных явлений действительности основывается на том, что в процессе изучения явлений реального мира можно отвлекаться временно от их качественной природы и сосредоточивать внимание на количественных закономерностях этих процессов. Поскольку количественные отношения во многих качественно различных явлениях оказываются одинаковыми, то математические методы становятся широко применимы для количественной оценки различных по своей природе явлений, встречающихся в естествознании, в экономике, в социальной сфере, в повседневной жизни. Особо следует отметить роль математики в естествознании. Еще Галилей утверждал, что книга Природы написана языком математики.
Проблема реализации взаимосвязи наук в процессе обучения привлекала к себе особое внимание еще философов античности (Аристотель, Платон), педагогов средневековья и Нового времени (Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо и др.), которые дали ей соответствующие оценки.
С XIX века проблема использования межпредметных связей в обучении стала широко освещаться в педагогической литературе. Русские и зарубежные педагоги (И.Г. Песталоцци, Ж. Жаккото, В.Д. Одоевский, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский,
Н.Г. Чернышевский) не только отмечали важность межпредметных связей, но и обсуждали методы преподавания.
В работах В.Н. Максимовой, И.Д. Зверева, В.Н. Федоровой, В.М. Монахова и др., которые посвящены проблеме реализации межпредметных связей, разработаны вопросы определения межпредметных связей, их классификация, функции. Рассматриваются различные стороны методики использования межпредметных связей в предметном обучении.
Ценность математического образования состоит в практических возможностях математики, ее методов и результатов для глубокого понимания практических ситуаций и для познания закономерностей окружающего нас мира. А такое познание возможно при взаимосвязанном обучении математике и других дисциплин на основе межпредметных связей. Приложение математики и, в частности, теории вероятностей и математической статистики, вырабатывает у студентов понимание возможных путей применения математики. Чтобы пояснить, что имеется в виду, приведем несколько примеров.
Задача 1. В Центр Социального Обслуживания в марте поступило 10 человек малолетних правонарушителей. Известно, что 6 из них нуждаются в консультации профессионального психолога. Отбирают 5 человек в первой половине месяца. Какова вероятность того, что 2 из них нуждаются в помощи профессионального психолога?
Расширив формулировку задачи на весь год, можно оценить, нужно ли принимать на полную ставку профессионального психолога или возможно пригласить специалиста по совместительству. Аналогичным образом может быть использован и результат следующей задачи.
Задача 2. В социальном центре один из профессиональных психологов обслуживает трех инвалидов из разных городов в течение года. Вероятность того, что в течение марта первый инвалид не будет нуждаться в помощи психолога, равна 0,9, для второго инвалида — 0,8, а для третьего — 0,7. Какова вероятность того, что ни один из них не будет нуждаться в помощи профессионального психолога?
После решения относительно несложных задач можно переходить к формулировке задач в области математической статистики.
Задача 3. В центре социального обслуживания 300 клиентов, из них 250 пенсионеров и 50 инвалидов. Работник социальной службы в течение месяца учитывал затраты времени на обслуживание каждого клиента и получил соответствующую таблицу:
Фамилия Статус Время за месяц, итого
(пенсионер\инвалид)
Требуется найти математическое ожидание затрат времени на обслуживание одного пенсионера и одного инвалида, а также доверительный интервал для среднего с уровнем доверия р=0,05. Результаты данной задачи могут быть использованы при определении уровня загруженности социальных работников и обосновании рекомендаций по оптимизации затрат на персонал центра социального обслуживания.
Задача 4. Социологи провели опрос респондентов с целью проведения исследования о вреде курения. В процессе опроса фиксировали два из четырех возможных событий: человек курит или не курит, болеет легочными заболеваниями или не болеет. В результате опроса было установлено, что среди больных 70% курящих, а всего курит 80% опрошенных. К какому выводу, проведя обработку результатов исследования (с помощью вероятностных методов), пришли социологи: шансы заболеть больше у тех, кто курит, или у тех, кто не курит?
Итак, посредством решения студентами задач социологического содержания происходит как расширение профессионального кругозора студентов, так и формирование у
них первичных профессиональных умений. Вместе с тем изменяется и отношение студентов к изучению математических дисциплин. По результатам выполнения этих заданий студенты могут делать практические выводы, ценные для специалиста социального профиля, делать прогноз, выявлять те или иные закономерности.
Таким образом, разделы, посвященные теории вероятностей и математической статистике, являются наиболее показательными и полезными с точки зрения применения математических методов в процессе подготовки специалистов социальной сферы.
Литература
1. Егорова С.Н. Формирование фондов оценочных средств по базовым дисциплинам с учетом требований современных образовательных стандартов// Крымский научный вестник. — №3 — 2015 г., с. 61-67. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/07/EgorovaSN1.pdf
2. Набиев В. Ш. Образовательный потенциал: дефиниции понятия, структура и значение в компетентностном подходе // Крымский научный вестник. 2015 г. — №5. — Том 2. «Педагогические науки», с. 3-17
3. Сейдаметова З. С., Абдураманов З. Ш., Асанова У. Б. Модель подготовки магистров по прикладной информатике// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 39-49. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SeidametovaZS-AbduramanovZSh-AsanovaUB-2.pdf
4. Смирнова О. Б., Приходько М. А. Логико-ориентированные задачи как форма организации содержания учебного материала в системе обучения математике студентов// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 202-208. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SmirnovaOB-PrikhodkoMA.pdf
5. Шастун Т. А. Интеграция курса «Компьютерные информационные технологии» с базовым математическим образованием в курсе математики //Таврический научный обозреватель.№ 1 2015 г. — С. 70. http://tavr.science/stat/2015/09/SHastun.pdf
6. Шастун Т. А. Информатизация базового математического образования: практический подход //Таврический научный обозреватель. № 3 — 2015 г. — С. 131-133. http://tavr.science/stat/2015/10/SHastun.pdf
7. Шастун Т. А. Развитие методологии компьютерного тестирования //Таврический научный обозреватель. № 3 — 2015 г. — С. 65. http://tavr.science/stat/2015/11/TNO-3 -Л-1 -n.pdf#page=68
8. Шостка В. И., Буряк В. В., Смирнов В. О., Дубинянский Ю. М. Проблемы формирования высококвалифицированных специалистов в соответствии с принципиально новыми вызовами современности// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 50-62. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/ShostkaVI-BuryakVV-SmirnovVO-DubinyanskiyUM.pdf