Научная статья на тему 'Интеграция курса «Компьютерные информационные технологии» с базовым математическим образованием в курсе математики'

Интеграция курса «Компьютерные информационные технологии» с базовым математическим образованием в курсе математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ КУРСОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шастун Т.А.

Для успешного функционирования специалиста в высокотехнологическом обществе необходимо постоянное пополнение багажа знаний, умений и навыков. Главная задача высшей школы поднять профессиональную и социальную компетентность выпускников вузов, в том числе и социологов, научить их ориентироваться в потоке постоянно меняющейся информации, мыслить самостоятельно, критически, творчески. Сегодня это невозможно без овладения студентами знаниями, умениями, навыками использования информационных технологий в сфере будущей профессиональной деятельности. Работа посвящена вопросам интеграции курсов, посвященных информационных технологиям при преподавании математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция курса «Компьютерные информационные технологии» с базовым математическим образованием в курсе математики»

УДК 378. 147

ИНТЕГРАЦИЯ КУРСА «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» С БАЗОВЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В КУРСЕ

МАТЕМАТИКИ

Шастун Т.А.

канд. пед. н., доцент кафедры высшей математики и естественнонаучных дисциплин, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Для успешного функционирования специалиста в высокотехнологическом обществе необходимо постоянное пополнение багажа знаний, умений и навыков. Главная задача высшей школы - поднять профессиональную и социальную компетентность выпускников вузов, в том числе и социологов, научить их ориентироваться в потоке постоянно меняющейся информации, мыслить самостоятельно, критически, творчески. Сегодня это невозможно без овладения студентами знаниями, умениями, навыками использования информационных технологий в сфере будущей профессиональной деятельности. Работа посвящена вопросам интеграции курсов, посвященных информационных технологиям при преподавании математики.

Ключевые слова: преподавание математики, компетентность, интеграция курсов, информационные технологии

Высшее образование и наука становятся глобальным фактором общественного развития, выдвигаются в число наиболее важных национальных и общемировых приоритетов, выступают в качестве важнейших компонентов культурного, социального и экономически устойчивого развития людей, сообществ, наций [1]. Методы, применяемые нами в процессе обучения математическим дисциплинам, направлены на: осуществление профессиональной направленности математической подготовки; использование дифференцированного подхода; осуществление работы по устранению затруднений у студентов.

Для этого мы используем следующие методические пути: 1) использование дифференцированных заданий, что обеспечивает качественную математическую подготовку студентов; 2) реализация профильной математической подготовки студентов с помощью заданий социологического содержания.

Также присутствуют творческие, исследовательские задания, которые предназначены для индивидуальной работы студентов, как в аудитории, так и дома. Задания составляются из задач социологического содержания. Эти задания подобраны к профессионально важным для социолога разделам теории вероятностей и математической статистики: «Формула полной вероятности», «Формулы Байеса. Формула Бернулли», «Случайные величины», «Статистические оценки параметров распределения», «Элементы теории корреляции», «Статистическая проверка статистических гипотез».

Посредством решения студентами задач социологического содержания происходит как расширение профессионального кругозора студентов, так и формирование у них первичных профессиональных умений. Вместе с тем изменяется и отношение студентов к изучению математических дисциплин. По результатам выполнения этих заданий студенты могут делать практические выводы, ценные для социолога, делать прогноз, выявлять те или иные закономерности.

К настоящему времени исследователи пришли к единому мнению, что информационные технологии должны разрабатываться с учетом классических дидактических требований: принципа научности, доступности и посильной трудности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, наглядности, связи теории с

практикой, сознательности и активности (самостоятельности), принципа коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучающихся, однако применительно к новым информационным технологиям они имеют свою специфику [3]. Знания, полученные при компьютерном обучении, выступают в познавательной деятельности в качестве средства решения профессиональных задач.

Также исследователи выделяют возможные направления включения компьютера в процесс учебно-познавательной деятельности обучаемых: диагностика, обучающий режим, отработка умений и навыков при решении задач после изучения темы, моделирование сложных процессов, графическая иллюстрация изучаемого материала, работа с базами данных [4].

Остановимся на применении табличного процессора Microsoft Excel при изучении элементов теории вероятностей и математической статистики в курсе математики для социологов. В процессе обучения математике у студентов вырабатываются навыки исследовательской работы, формируются приемы умственной деятельности, развивается интеллект, т. е. формируется личность будущего специалиста с необходимыми профессионально значимыми качествами.

Применение математического аппарата теории вероятностей и математической статистики позволяет получать наиболее вероятные количественные значения социологических показателей, устанавливать связь между различными случайными параметрами и принимать обоснованные решения.

В настоящее время математико-статистические методы широко внедрились в жизнь благодаря персональным электронно-вычислительным машинам. Статистические программные пакеты сделали эти методы более доступными и наглядными, так как трудоемкую по расчету различных статистик, параметров, характеристик, построению таблиц и графиков в основном стал выполнять компьютер, а исследователю остается главным образом творческая работа: постановка задачи, выбор методов ее решения и интерпретация результатов.

Существует множество различных пакетов программ по работе со статистическими данными, но наибольшее распространение в деловой сфере получил табличный процессор Microsoft Excel.

При изучении основных понятий и теорем теории вероятностей можно использовать, например, такие функции Excel, как: экспонента, степень, факториал, перестановки, число комбинаций, вероятность. Изучая случайные величины и их характеристики, можно использовать, например, такие статистические функции, как дисперсия, доверительный интервал, медиана, мода, различные виды распределений случайных величин и др. Кроме того, в дальнейшем, при изучении эконометрики и статистики, предоставляется широкий выбор других статистических функций.

Рассмотрим использование Excel при изучении различных видов распределений дискретных и непрерывных случайных величин.

При работе со случайными величинами на лекционных занятиях студентов знакомят с понятием случайной величины, законами ее распределения, математическим ожиданием, дисперсией. Формируются вероятностные модели биномиального распределения, распределения Пуассона, геометрического и гипергеометрического и других распределений, во время практических занятий эти понятия закрепляются и отрабатываются. Задания, выполненные на компьютере, помогут вывести обучающихся на более высокий уровень усвоения знаний и умений, и сопровождаться значительной экономией времени.

При рассмотрении законов распределения, например, нужно обратить внимание на сферы их использования. При построении графиков функций сравнивать их кривые, анализировать, делать выводы.

Рассмотрим задание на биномиальное распределение.

Задание 1. Построить с помощью программы Excel многоугольник биномиального распределения для следующих параметров:

а) n = 10; p = 0,5; q = 0,5;

б) n = 10; p = 0,1; q = 0,9;

в) n = 20; p = 0,3; q = 0,7;

г) n = 20; p = 0,7; q = 0,3.

Используется статистическая функция БИНОМРАСПР (рис.):

Microsoft Excel

Файл Правка Вид Вставка Формат Сервис Данные Окно Справка

А В С D Е F G H

2 n Р График биномиального распределения (п=10,р=0.5) Р(т)

3 0 0,000977

4 1 0,009766

5 2 0,043945

6 3 0,117188 и,О - 0,25 -0,2 -0,15 -0,1 -0,05 - П ч у\

7 4 0,205078

8 5 0,246094

Э 6 0,205078

10 7 0,117188

11 8 0,043945

12 Э 0,009766 0 1 23456789 10 11

13 10 0,000977

Многоугольник биномиального распределения (п = 10, р = 0,5)

Изменяя параметры распределения, проследить, как изменяется контур многоугольника распределения.

Задание 2. Работа уличного агента по приглашению потенциальных покупателей считается удовлетворительной, если по его приглашению за день на презентацию придет более 10 покупателей. Считая, что вероятность того, что лицо, к которому агент обратится с предложением, с вероятностью 0,1 придет на презентацию, вычислить вероятность того, что работа агента будет признана удовлетворительной, если агент обратится с предложением к 40 прохожим.

Для задачи необходимо составление компьютерной модели, выполнение громоздких расчетов с помощью функции БИНОМРАСПР.

Приведем задание по теме распределение Пуассона.

Задание 3. Устройство состоит из 1000 элементов, работающих независимо один от другого. Вероятность отказа любого элемента в течение времени Т равна 0,002. Найти вероятность того, что за время Т откажут ровно к элементов. Построить график распределения вероятности к = 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7.

Задание 4. В лотерее «Спортлото 6 из 45»денежные призы получают участники, угадавшие 3, 4, 5 и 6 видов спорта из отобранных случайно 6 видов из 45. Найти закон распределения случайной величины Х-числа угаданных видов спорта среди случайно отобранных шести. Какова вероятность получения денежного приза? Найти математическое ожидание и дисперсию случайной величины Х.

В задании 4 строится модель, через функцию ГИПЕРГЕОМЕТ выполняются громоздкие вычисления для ряда этого распределения.

Задание 5. Построить графики гипергеометрического распределения для следующих значений параметров:

а) N = 200; М = 25; п = 7;

б) N = 200; М = 50; п = 10.

Нормальный закон распределения применяется в заданиях 6 и 7.

Задание 6. Построить кривую Гаусса для:

а) а = 2; а = 2; б) а = 2; а = 1; в) а = 2; а = 0,5. Сделать выводы по графикам. Найти площадь под каждой кривой Гаусса.

Эта задача подразумевает несколько этапов решения, процесс построения кривой, анализ полученных результатов, их геометрическую интерпретацию.

Задание 7. Полагая, что рост мужчин определенной возрастной группы есть нормально распределенная случайная величина Х с параметрами а = 173, а2 = 36, найти:

а) выражение плотности вероятности и функции распределения случайной величины Х;

б) доли костюмов 4-го роста (176-182 см) и 3-го роста (170-176 см), которые нужно предусмотреть в общем объеме производства для данной возрастной группы;

в) квантиль x0 7 и 10 %-ную точку случайной величины Х.

В задании 7 необходимо построить модель нормального распределения, вероятность попадания в интервал, применить правила нахождения квантиля.

Задание 8. Непрерывная случайная величина Х распределена по показательному закону, заданному при x > 0 плотностью распределения f (x) = 3е~3x; при x < 0, fx) = 0. Найти вероятность того, что в результате испытания Х попадает в интервал (0,13; 0,7). Построить кривую распределения и график функции распределения.

Используется функция ЭКСПРАСП.

Для решения задач на компьютере преподаватель выполняет отбор заданий для закрепления новых понятий и навыков поэтапно, различной степени сложности, а также позволяющие изучить их в динамике. Необходимо использовать богатые иллюстрационные графические возможности компьютера для представления в наглядной форме некоторого процесса и его изучения. В процессе решения задач формируется их графическое представление, анализируются различные ситуации, строятся компьютерные модели, автоматизируются непростые расчеты. Таким образом, компьютер служит инструментом для решения задач, в том числе профессионально направленных.

Исследователи считают, что применение информационных технологий существенным образом преобразует мыслительную деятельность человека. Формируется не только логическое, но и критическое мышление - качества, необходимые для выработки нового стиля мышления, при этом повышается общий уровень интеллектуальной деятельности.

Современный специалист без знания компьютера и компьютерных технологий не готов к реальной жизни не только профессионально, но и психологически. Студент-первокурсник с помощью Excel делает первые статистические расчеты при изучении теории вероятностей и математической статистике, в дальнейшем он продолжит эту практику при освоении других базовых и специальных дисциплин. Информационная культура специалиста является одной из составляющих профессионализма, помочь овладеть ею - важнейшая задача высшей школы. Таким образом, педагогически обоснованное использование информационных технологий в учебном процессе вузов обеспечивает заинтересованное повышение конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда.

Для успешного функционирования специалиста в высокотехнологическом обществе необходимо постоянное пополнение багажа знаний, умений и навыков. Непрерывное образование - необходимость и требование современной научно-технической цивилизации. Главная задача высшей школы - поднять профессиональную и социальную компетентность выпускников вузов, научить их ориентироваться в потоке постоянно меняющейся информации, мыслить самостоятельно, критически и творчески. Сегодня это невозможно без овладения студентами знаниями, умениями, навыками использования информационных технологий в сфере будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Michael H. «Education and Economic Development: Sustainability. Threshold and Equity. Proceedings of the Third UNESCO-ACEID International Conference on Educational Innovation for Sustainable Development / H. Michael, K. Lythoe, C. Meyers. - Bangkok, Thailand : UNESCO, 1999.

2. Егорова С.Н. Формирование фондов оценочных средств по базовым дисциплинам с учетом требований современных образовательных стандартов// Крымский научный вестник. — №3 — 2015 г., с. 61-67. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/07/EgorovaSN1.pdf

3. Водяненко Г. Р. Модель познавательной деятельности учащегося по взаимодействию с новой информационной реальностью// Крымский научный вестник. — №4

— 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 110-118. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://krvestnik.ru/pub/2015/09/VodyanenkoGR.pdf

4. Кремер Н. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для вузов / Н. Кремер. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 573 с.

5. Пулина А.А. Педагогическое консультирование как форма профессионального взаимодействия// Крымский научный вестник. — №3 — 2015 г., с. 79-88. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/07/PulinaAA.pdf

6. Сейдаметова З. С., Абдураманов З. Ш., Асанова У. Б. Модель подготовки магистров по прикладной информатике// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 39-49. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SeidametovaZS-AbduramanovZSh-AsanovaUB-2.pdf

7. Сейдаметова З. С., Абдураманов З. Ш., Асанова У. Б. Педагогические особенности формирования объектного мышления и стиля программирования// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 10-22. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SeidametovaZS-AbduramanovZSh-AsanovaUB- 1.pdf

8. Сейтвелиева С. Н., Абдурайимов Л. Н. Совершенствование образовательных программ подготовки будущих инженеров-программистов: опыт Крымского инженерно-педагогического университета// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 63-68. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SeytvelievaSN-AbdurayimovLN.pdf

9. Сережкина А. Обучение в новой информационной среде: психолого-педагогические особенности / А. Сережкина, В. Садыкова // Высшее образование сегодня. -2004. - № 1. - С. 54-59.

10. Смирнова О. Б., Приходько М. А. Логико-ориентированные задачи как форма организации содержания учебного материала в системе обучения математике студентов// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 202-208. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SmirnovaOB-PrikhodkoMA.pdf

11. Тихомиров О. ЭВМ и новые проблемы психологии / О. Тихомиров, Л. Бабанин.

- М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 118 с.

12. Шастун Т.А. роль проектных умений в процессе подготовки социолога// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. № 9. С. 62-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.