Научная статья на тему 'Особенности маркетинговой политики предприятий лесной промышленности, ориентированных на внешний рынок'

Особенности маркетинговой политики предприятий лесной промышленности, ориентированных на внешний рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1023
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / MARKETING / TOMSK REGION TIMBER SECTOR / TIMBER INDUSTRY MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сокол А. В.

В статье автором приводится определение маркетинга. Установлены его цели и функции. Раскрыты основные особенности маркетинга предприятий лесной промышленности на примере лесного комплекса Томской области, в частности предприятия ЗАО «ЛПК «Партнер-Томск». Дан прогноз развития и модернизации лесной промышленности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author provides a definition of marketing. Objectives and functions are adjudicated. The main features of forest industries marketing are revealed on example of Tomsk Region timber sector in particular of enterprise ZAO “LPK “PARTNER TOMSK”. The forecast of development and modernization of the timber industry was given.

Текст научной работы на тему «Особенности маркетинговой политики предприятий лесной промышленности, ориентированных на внешний рынок»

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

рых сельхозпредприятиях идет апробация газогенераторных установок работающих на древесном сырье.

Реализация намеченных направлений развития биоэнергетики Вологодской области позволит к 2020 г.: обеспечить производство биотоплива в объеме 300 тыс. т в год; за счет использования древесного сырья увеличить мощности по производству электроэнергии на мини-ТЭЦ до 22 МВт; построить порядка 20 новых котельных для обеспечения отопления объектов социальной сферы, переоборудовать часть угольных котельных.

Большой практический интерес в деле развития биоэнергетического использования древесины имеют инвестиционные проекты, получающие государственную поддержку, как «проекты совместного осуществления» в рамках «механизмов гибкости» Киотского протокола. Положительный опыт в этом направлении использования государственных форм поддержки развития биоэнергетики имеет место на ОАО «Волга» и ОАО «Архангельский ЦБК», где в рамках вышеназванных проектов введены в эксплуатацию утилизационные котельные, работающих на древесной коре.

Несмотря на отсутствие целевых государственных программ развития биоэнергетики в Российской Федерации, в ее лесных регионах нарабатывается первый опыт частно-государственного партнерства по производству и использованию на внутреннем рынке некондиционной древесины и древесных отходов в энергетических целях.

Принимая во внимание, что реальные ресурсы древесных отходов образуются на крупных деревообрабатывающих производствах, следует предусматривать при формировании приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов рекомендации инвесторам по включению в их состав производств по производству биотоплива.

Библиографический список

1. Саханов, В.В. Эффективность использования различных видов топлива / В.В. Саханов, В.В. Кашуба, А.Е. Мачина. // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2011. - № 6(82).

2. Штерн, С. Новый биоэнергетический завет / С. Штерн // The bioenergy intemation (Международная биоэнергетика). - 2008. - № 1.

3. Стратегия развития лесного комплекса РФ на период до 2020 г. Минпромторг России. - М., 2008.

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ

предприятий лесной промышленности, ориентированных на внешний рынок

А.В. СОКОЛ, асп. каф. мировой экономики МГУЛ

falkon1@list. ru

Данная статья посвящена исследованию состояния международного рынка продукции лесной промышленности, условиям выхода на этот рынок, а также методам продвижения предприятий на внешнеторговой арене.

Обратимся к основным определениям. Под маркетингом автор понимает систему планирования, ценообразования, продвижения и распространения идей, товаров и услуг для удовлетворения нужд, потребностей и желаний отдельных лиц и организаций.

Маркетинг - одна из систем управления капиталистическим предприятием, предпола-

гающая тщательный учет процессов, происходящих на рынке для принятия хозяйственных решений. Цель маркетинга - создать условия для приспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка, разработать систему организационно-технических мероприятий по изучению рынка, интенсификации сбыта, повышению конкурентоспособности товаров с целью получения максимальных прибылей. Основные функции маркетинга: изучение спроса, вопросов ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта, планирование товарного ассортимента, сбыта и торговых

214

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

операций, деятельность, связанная с хранением, транспортировкой товаров, управлением торгово-коммерческим персоналом, организацией обслуживания потребителей».

Комплекс маркетинга затрагивает основные факторы, являющиеся предметом маркетингового управления: так называемые «четыре Р» - товар, цена, каналы (место) распространения и продвижение (англ. Product, Price, Place, Promotion). Существуют концепции, объединяющие воедино «пять P» - товар, цену, каналы распространения, продвижение и персонал (англ. Product, Price, Place, Promotion, Personnel).

Лесная промышленность состоит из трех основных производств: заготовки древесины (валка леса, трелевка, т.е. вывозка древесины с лесосеки, перевозка к центрам обработки), механической обработки (лесопиление, производство фанеры, спичек, столярных изделий, мебели) и лесохимии (целлюлозно-бумажная, канифольная, гидролизная промышленность).

Предприятия лесной промышленности, которые расположены близко друг к другу и имеют тесные производственные связи, основанные на совместном использовании сырья, энергии, транспорта и полной обработке отходов, образуют лесопромышленные комплексы.

В своей деятельности предприятия лесной промышленности должны руководствоваться законодательными актами, регламентирующими их работу внутри страны, а также таможенным кодексом таможенного союза, определяющим таможенно-тарифную политику государств таможенного союза, и, следовательно, наиболее выгодные и невыгодные сферы деятельности.

С точки зрения поддержки производителей немаловажное значение имеет принятое Правительством РФ Постановление от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», определяющее порядок подготовки и рассмотрения заявок коммерческих организаций на включение инвестиционных проектов в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, ведение которого осуществляется Минпромторгом

России. Согласно этому документу, условиями, предъявляемыми к инвестору, являются подтверждение наличия собственных и привлекаемых финансовых средств в сумме не менее 300 млн руб. и подтверждение наличия лесосырьевых ресурсов. Инвесторы, чьи проекты включены в указанный перечень, получают право на предоставление лесного участка на безаукционной основе, а также преференции в расчете арендной платы, взимаемой при отпуске древесины (с коэффициентом 0,5), на период окупаемости проекта.

Таможенно-тарифная политика России в настоящее время направлена на создание рычага для модернизации лесной отрасли. В частности увеличены вывозные пошлины на необработанную древесину (кодифицированное Постановлением Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2006 г. № 795 в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных» от 8 февраля 2007 г. № 75), а также оптимизированы импортные пошлины и налогообложение на ввозимое высокотехнологичное оборудование для лесной промышленности, которое не производится в России. Вследствие планового увеличения пошлин на необработанную древесину (с января 2009 г.) экспорт необработанной древесины значительно сократился.

В данной ситуации импортерам выгоднее размещать деревообрабатывающие предприятия внутри России, что повышает интерес инвесторов к российским активам, и способствует развитию деревообрабатывающих предприятий, на продукцию которых устанавливаются низкие ставки вывозных таможенных пошлин.

Особенностей маркетинговой политики предприятий лесной промышленности, ориентированных на внешний рынок, достаточно много. Они определяются самим характером производства, спецификой международного сотрудничества, к которому стремится предприятие, геополитическими и экономическими факторами. Среди факторов, влияющих на разработку маркетинговых стратегий, можно выделить:

- зависимость маркетинга от государственной экспортной политики;

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

215

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

- согласованность маркетинга продукции предприятий лесной промышленности с целями экономической безопасности государства;

- зависимость маркетинга предприятий лесной промышленности от международно-правовых ограничений;

- зависимость маркетинга от экономической ситуации в странах-импортерах и экспортерах.

Выход предприятия на международную арену по определению создает для него новые возможности развития: это и новые рынки сбыта, и возможность реализовывать свою продукцию по цене выше внутренней (что создает возможности для увеличения маржи и повышения рентабельности), и имиджевая составляющая.

Для того чтобы решить задачу выхода на международную арену, предприятию лесной промышленности сегодня необходимо:

- произвести перевооружение производства с учетом международных стандартов качества;

- осуществлять экологическую экспертизу продукции и пройти необходимые процедуры сертификации продукции;

- обеспечить наличие специалистов высокой квалификации, способных работать на внешние заказы;

- сформировать программу продвижения продукции на внешнем рынке, включающую нейминг и брендинг, участие в выставках, маркетинг, продвижение предприятия с помощью качественного web-сайта, а также СМИ.

Лесная промышленность - это одна из отраслей, в которой достаточно велико влияние государства. Рассмотрим особенности ее развития на примере Томской области. Поскольку для данной области лесоперерабатывающая промышленность является одной из системообразующих, она поддерживается на уровне региональной власти. Для эффективного восстановления и инвестиционного укрепления лесного сектора региона еще в 2003 г. были созданы комплексная целевая правительственная программа «Развитие лесопромышленного комплекса Томской области на 2003-2010 гг.», а также концепция региональной лесной политики, согласно которой

были утверждены специальные регламенты, направленные на упорядочение подготовки предпроектной и проектной документации, необходимой для строительства деревообрабатывающих производств и устойчивого обеспечения лесопромышленных предприятий лесными ресурсами.

Кроме того, в регионе действует закон от 18 марта 2003 г. № 29-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области», согласно которому коммерческим организациям, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов, оказывается поддержка в виде субсидирования процентной ставки по привлекаемому кредиту, лизинговым платежам, предоставления бюджетных кредитов и льгот по аренде и налогу на имущество, а также другие формы финансовой и нефинансовой поддержки, включая предоставление субвенций, консультативной и методической помощи.

В результате реализации программы, общий объем финансирования которой составил около 20 млрд руб., валовый продукт отрасли увеличивается в 11 раз, бюджетные поступления - в 6-7 раз, средняя заработная плата в сфере ЛПК - в 2,7 раза, общий объем инвестиций в основной капитал - в 3-4 раза (по сравнению с 2005 г.). Кроме того, в 4 раза увеличивается масса прибыли от лесозаготовительных производств и нагрузка на строительный комплекс отрасли, а также доходность лесного бизнеса.

В настоящий момент в Томской области идет реализация крупных инвестиционных проектов по созданию новых предприятий деревообрабатывающей промышленности. Среди задач этих проектов - не только выпуск высококачественной продукции глубокой переработки древесины и укрепление социальной инфраструктуры, но и разработка новых рыночных сегментов ЛПК, таких как производство плит MDF, ДСтП, OSB и фанеры.

В Северном промышленном узле г. Томска, на площадке бывшего завода ЖБИ-2, площадью 43 га, построен завод по производству древесно-волокнистых плит средней плотности (плит MDF) мощностью 264 тыс. м3/г. Инвестиционный проект стоимостью около 6 млрд руб.

216

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

реализует ЗАО «ЛПК «Партнер-Томск» - организация, специально созданная в феврале 2006 г с целью построить лесоперерабатывающий комбинат по производству плит MDF. Потребность комбината в древесном сырье составит около 650 тыс. м3/г В проекте задействовано свыше 10 компаний. Финансирование осуществляется совместными усилиями Евразийского банка развития (ЕАБР), подписавшего финансовые соглашения в рамках синдицированного кредита 28 апреля 2008 г, ОАО «НОМОС-БАНК» (г. Москва) и германского экспортного кредитного агентства «Гермес». Общий объем инвестиций составляет 170 млн евро. Благодаря применению новейших инновационных технологий и высококачественного импортного оборудования немецкой компании DiefFenbaсher, качество производимых плит должно соответствовать высочайшему мировому уровню. И хотя для производства плит MDF будут применяться низкосортная древесина и щепа, они должны будут обладать эксплуатационными характеристиками, близкими к изделиям из натуральной древесины.

Завод по производству плит MDF стал базисом для развития целого комплекса лесопромышленных предприятий: лесопильного завода мощностью 80 тыс. м3/г., теплоэнергетической установки, линий по производству ламинированного паркета и плит OSB. До 2020 г. «Партнер-Томск» предоставит 4,5 млрд руб. налоговых поступлений в бюджет области.

Рассмотрим особенности маркетинговой политики лесоперерабатывающего предприятия, ориентированного на внешний рынок, на примере компании ЛПК «Партнер-Томск».

Для выхода на международный рынок предприятие проводит комплексную маркетинговую политику:

Налажено взаимодействие с региональной властью, ЛПК «Партнер-Томск» является удачным примером частно-государственного партнерства.

Стратегическим партнером ЛПК «Партнер-Томск» являются Администрация Томской области и Администрация г. Томска.

С Администрацией г. Томска и Администрацией Томской области подписаны согла-

шения о поддержке проекта строительства завода MDF в г. Томске, создан Координационный совет по реализации инвестиционного проекта при Администрации Томской области.

Проводится непрерывная модернизация производства.

Поставщиками оборудования для компании является Dieffenbacher GmbH (Германия) - лидер в области производства станков и машин для отрасли деревопереработки, с которым заключен договор на поставку технологического оборудования и оборудования для линии ламинирования плит МДФ и на выполнение шеф-монтажных работ.

Лизинговой компанией ЛПК «Парт-нер-Томск» является «Лизинговая компания Северо-Запада», г. Санкт-Петербург. Это универсальная компания, которая имеет уникальный опыт в проведении крупных комплексных лизинговых проектов с использованием проектного финансирования, приобретает и передает в лизинг широкий спектр основных средств и основных фондов: от автотранспортных средств и различного оборудования до недвижимости.

Компания осуществляет финансовый и возвратный лизинг.

Генеральным подрядчиком по монтажу основного технологического оборудования является ЗАО «Сибметаллургмонтаж», г. Новокузнецк, одно из крупнейших предприятий Сибири, занимающееся монтажом технологического оборудования, трубопроводов, несущих конструкций зданий и сооружений, начиная с 1958 г., специализируется на монтаже основного технологического оборудования предприятий тяжелой промышленности.

В настоящий момент в компании разрабатывается система менеджмента качества, отвечающая требованиям международных стандартов и проводится инжиниринг бизнес-процессов.

В рамках этих мероприятий определены и регламентированы единые требования работы подразделений, осуществляется регламентация общесистемных документированных процедур, разработана Политика организации в области качества и Руководство по качеству.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

217

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Для выстраивания производственной деятельности на качественно новом уровне, привлекаются внешние эксперты.

Техническим консультантом компании является научно-исследовательский институт «ВНИИДРЕВ», г. Балабаново, Калужская область, российский лидер по разработке и внедрению прогрессивных технологий для лесопромышленной и деревоперерабатывающей отраслей, генеральным проектировщиком является ООО «БрянскДРЕВПРОЕКТ», г. Брянск - российский лидер по разработке и внедрению проектов для лесопромышленного комплекса.

Стратегическим консультантом и экспертом является PoyryForestIndustry Consulting - ведущий консультант предприятий мирового лесопромышленного комплекса.

Компанией проведен анализ инвестиционных возможностей и определена целесообразная инвестиционная концепция, составлен бизнес-план проекта.

Консультантом и экспертом ЛПК «Партнер-Томск» в этой области является ЗАО «НЭО Центр», г. Москва - одна из ведущих российских компаний, специализирующаяся на оказании услуг в области оценки и консалтинга.

Компанией разработан бизнес-план проекта и выполнены работы по оценке имущества и земельных участков.

Экспертом ЛПК «Партнер-Томск» также является Академия конъюнктуры промышленных рынков, г. Москва (анализ рынков и проектов в промышленных отраслях), от которой получено заключение о перспективности организации производства плит MDF на территории Томской области РФ.

В 2010 г. проведен сертификационный аудит на соответствие системы менеджмента качества требованиям стандарта ISO 9001:2000. Далее планируется внедрение стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001.

Сертификация системы отслеживания источников происхождения сырья и устойчивого лесоуправления проведена на предприятии по системе Лесного попечительского совета (FSC).

ЗАО «Лесоперерабатывающий комбинат «Партнер-Томск» проводит политику формирования системы менеджмента качества, отвечающую требованиям международных стандартов, и заботится о качестве будущей продукции.

Предприятие привлекает высококвалифицированных специалистов, способных творчески решать поставленные перед ними задачи.

Для продвижения своей продукции предприятие разработало ряд мер:

- компанией разработана и реализуется стратегия освещения своей деятельности и формирования позитивного имиджа в СМИ;

- разработан товарный знак ЗАО «ЛПК «Партнер-Томск».

Таким образом, мы видим, что современная таможенно-тарифная политика России (и таможенного союза) является достаточно взвешенной и создает благоприятные условия для развития лесной индустрии, прихода в эту отрасль иностранных инвесторов и развития перерабатывающей промышленности. Так что в перспективе лесную промышленность страны ждет модернизация (касающаяся не только технической стороны вопроса, но и методов управления). По нашим прогнозам, в стране должно появиться значительное количество вертикально интегрированных холдингов, ориентированных на объединение всего цикла производства, глубокую переработку сырья и увеличение маржинальности. При этом приобретет актуальность вопрос национальной принадлежности капиталов, которые будут задействованы в лесной промышленности. С учетом того, что развитие данной отрасли непосредственно связано с национальной безопасностью, правительству РФ предстоит разработать дополнительные механизмы влияния на эту сферу и квотирования соотношения отечественного и иностранного капитала.

В данный момент в России уже появились примеры применения лесопромышленными комплексами современных маркетинговых подходов. Как мы видим, новые методы управления значительно расширяют возможности развития предприятий.

218

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Библиографический список

1. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ / Ф. Котлер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - 656 с.

2. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (с изменениями на 8 июня 2011 г.).

3. Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2007 г. № 75 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2006 г. № 795 в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных».

4. Закон Томской области от 18.03.2003 N 42-ОЗ (ред. от 14.11.2006, с изм. от 24.12.2009) «Об утверждении областной целевой комплексной программы «Развитие лесопромышленного комплекса Томской области на 2003-2010 гг.» (принят постанов-

лением Государственной Думы Томской области от 27.02.2003 N 504).

5. Закон Томской области от 13.06.2007 N 109-ОЗ (ред. от 11.10.2011) «О льготном налогообложении на территории Томской области» (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 31.05.2007 N 162) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).

6. ЗАО «ЛПК «Партнер-Томск». Режим доступа: World Wide Web. URL http://www.partner-tomsk.ru/.

7. ЗАО «ЛПК «Партнер-Томск». Режим доступа: World Wide Web. URL http://tomsk-partner.ru/.

8. «Таможенный кодекс таможенного союза», Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и оценка современного состояния отрасли

Е.А. ТИХОМИРОВ, соискатель каф. мировой экономики МГУЛ

Российская Федерация, обладающая крупнейшими в мире запасами возобновляемых лесосырьевых ресурсов. По площади лесных массивов Россия занимает первое место в мире, на ее территории расположено более 25 % мировых запасов леса.

Одной из наиболее эффективных подотраслей ЛПК является мебельная промышленность, которая представляет на текущий момент наибольший интерес, так как в сравнении с другими отраслями требует существенно меньших объемов инвестиций, в то время как спрос на внутреннем рынке продолжает оставаться достаточно высоким.

Темпы роста производства мебели в России в период с 2005 по 2010 гг. представлены в табл. 1.

Рассматривая общий объем производства мебели в РФ, стоит отметить намечающуюся положительную тенденцию в посткри-

ipjuly@yandex. ru

зисный период. В 2010 г. можно наблюдать положительные темпы роста (109,3 %) к предыдущему году, тогда как в 2009 г. объем выпуска мебели в РФ сократился более чем на 21,5 млрд руб. по сравнению с 2008 г.

Анализируя изменение динамики производства мебели по видам, можно утверждать, что наиболее высокая динамика роста в производстве мебели для дошкольных учреждений - 177 % за пять лет, но она имеет самую маленькую долю по объему выпуска; также высокий темп роста (166 %) наблюдался в сегменте мягкой мебели с 8,7 млрд руб. в 2006 г. до 14,5 млрд руб. в 2009 г. Спад (92,2 %) наблюдается в сегменте мебели для общеобразовательных школ и учреждений просвещения.

В рассматриваемый период уровень потребительских цен неуклонно повышался, выросли цены на такие виды мебельной продукции как:

Т а б л и ц а 1

динамика производства мебели в России в период с 2005 по 2010 гг. (млн руб.)

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Объем производства мебели в РФ, 45 134 62 315 83 596 104 891 83 242 91 034

Темпы роста, % к предыдущему году 163,5 138 134,16 125,4 79,3 109,3

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.