Научная статья на тему 'Совершенствование структуры управления региональным лесным кластером (на примере ЛПК Костромской области)'

Совершенствование структуры управления региональным лесным кластером (на примере ЛПК Костромской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЧП (ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО) / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛЕСНОЙ КЛАСТЕР / ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / TIMBER CLUSTER / STATE TIMBER POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большакова Е. Б.

Большакова Е.Б. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ЛЕСНЫМ КЛАСТЕРОМ (НА ПРИМЕРЕ ЛПК КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ). Статья посвящена проблемам оптимизации структуры управления лесными образованиями региона. Консолидация лесного сектора проводится в форме интеграции по технологической цепочке. Формирующийся подобным образом лесной региональный кластер становится объектом управления. Это, в свою очередь, открывает перспективы устойчивого развития лесного сектора региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bolshakova E.B. IMPROVING THE MANAGEMENT STRUCTURE OF THE REGIONAL FOREST CLUSTER (FOR EXAMPLE, THE TIMBER INDUSTRY COMPLEX OF THE KOSTROMA REGION). The article inlights the regional timber sustainable management. The regional timber cluster formation opens the door for further timber sector development.

Текст научной работы на тему «Совершенствование структуры управления региональным лесным кластером (на примере ЛПК Костромской области)»

ЭКОНОМИКА

- вычитают проценты по займам, предоставленным отраслевым фондами предприятиям отрасли - участникам проекта.

Расчет показателей отраслевой эффективности осуществляют аналогично определению параметров эффективности участия предприятия в проекте.

Инвестиционная политика хозяйствующего субъекта представляет собой суженное воспроизводство активов. В качестве основных проблем были выделены отсутствие прогнозной работы и стратегического планирования инвестиционной деятельности, в отдельных случаях безальтернативность инвестирования. Вследствие этого реализованные инвестиционные проекты не приводят к росту стоимости. Снижение стоимости происходит в результате изменения ситуации на внешнем рынке, что приводит к дальнейшим вложениям собственных средств в виде заведомо неэффективных инвестиций и к оттоку средств.

Для оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта конкретного сектора экономики целесообразно использовать:

- метод дисконтированных будущих денежных потоков;

- метод реальных опционов.

Поскольку каждый из методов оценки

имеет недостатки, рекомендуется рассчитать комплексный показатель стоимости, который позволит компенсировать неточности частных величин стоимости, полученных каждой отдельной методикой.

Основным результатом, подтверждающим эффективность управления инвестиционной деятельностью с позиции формиро-

вания системы мониторинга инвестиционной привлекательности, является частичное внедрение стоимостных принципов в управление хозяйствующим субъектом. В итоге были выявлены внутренние резервы увеличения стоимости и, как следствие, увеличилась инвестиционная привлекательность.

Библиографический список

1. Бутко, Г.П. Экономическая оценка инвестиций / Г.П. Бутко. - Екатеринбург: Урал.гос. лесотехн.ун-т, 2008. - 157 с.

2. Бутко, Г.П. Исследование системных связей и закономерностей повышения инвестиционной привлекательности лесного комплекса Урала / Г.П. Бутко, Л.А. Раменская. - Екатеринбург: Урал.гос.лесо-техн.ун-т, 2009. - 160 с.

3. Бутко, Г.П. Анализ инвестиционной деятельности / Г.П. Бутко и др. - Екатеринбург. УГТУ-УПИ имени первого президента России. 2010. - 158 с.

4. Шевченко, И.В. Роль инвестиций в реализации стратегии экономического роста / И.В. Шевчнко, Е.Н. Александрова, Т.Е. Кравченко // Инвестиции и инновации. - 2006. - № 32(236). - С. 25-35.

5. Лосев, М.В. Инвестиции в лесной сектор экономики / М.В. Лосев, А.Г. Джарджиманова // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2007. - № 3. - С. 51-52.

6. Лашхия, В.Ю. Применение теории опционов для оценки стоимости бизнеса / В.Ю. Лашхия // Портал по оценочной деятельности.2009. URL.: http:// www.valnet.ru (дата обращения 15.04.2009).

7. Шипелов, В. Инвестиционный бум / В. Шипелов // Лесной урал. - 2008. - № 3(35). - С. 9.

8. Шманев, С.В. Управление инвестиционными процессами в промышленности / С.В. Шманев; под общ. ред. проф. А.Ю. Егорова, М.В. Конотопова, О.С. Сухарева. - М.: Машиностроение, 2007. - 208 с.

9. Щиборщ, К. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий / К. Щиборщ // Банковские технологии. - 2000. - № 4. - С. 42-46.

10. Ahn S. Internal capital markets and investment policy: evidence from corporate spinoffs / S. Ahn, D.J. Denis // Journal of Financial Economics, 2004. V23.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ЛЕСНЫМ КЛАСТЕрОМ

(на примере лпк костромской области)

Е.Б. БОЛЬШАКОВА, асп. кафедры финансов МГУЛ

lena.sl@mail.ru

Одной из основных причин, обусловив- на федеральном и региональном уровнях. В ших спад производства, явилось разру- ходе рыночных преобразований были ликви-шение системы управления лесным сектором дированы территориально-производственные

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

87

ЭКОНОМИКА

Таблица

Интегрированные структуры в лесопромышленном комплексе Костромской области

Управляющая компания Головное лесоперерабатывающее предприятие Дочерние предприятия и филиалы в составе интегрированной структуры

Созданные интегрированные структуры

ООО»СвезаЛес» ОАО «Фанплит» ООО НЛО «Галичлес»

ООО ГШО «Кадыйлес»

ООО ГШО «Островский лес»

ООО «Мантуровский фанерный комбинат» ОАО «Мантуровский фанерный комбинат Филиал ОАО «МФК» «Кологривлеспром»

Филиал ОАО «МФК» «Поназыреволес-пром»

Филиал ОАО «МФК» «Пыщуглеспром»

ООО «Зебляковское ЛГШ»

ООО «Чародейка»

ООО «Октябрьское ЛЗП»

ООО «Мантуровский ТРЗ»

ООО «Восток»

Группа предприятий «Лесопромышленный комплекс ООО «Шарьинский ДОК» ООО «ЛПХ «Вохма»

ООО «ЛПХ «Павино»

ООО»УПТКСУ-7» ЗАО «Древстрой»

ЗАО «Нейский ЛДЗ»

ЗАО «Неядревстрой»

ЗАО «Транслес»

ООО «Фория-Обф Кострома» Лесозаготовительные предприятия

объединения, через которые осуществлялась региональная государственная политика управления лесопромышленным комплексом.

Произошел развал институциональной структуры производства с образованием заведомо слабых отдельно хозяйствующих субъектов. В результате поспешной приватизации в лесном секторе России сформировалась «мнимая» конкурентная среда вследствие роста числа неконкурентоспособных субъектов рынка.

С целью исключения негативных последствий ускоренной приватизации и восстановления управляемости лесопромышленным комплексом Правительством Российской Федерации было принято постановление N° 1311 «Об учреждении лесопромышленных холдинговых компаний» путем внесения в их уставные капиталы оставшихся в федеральной собственности пакетов акций акционерных обществ. В результате выполнения Постановления в России создано 47 компаний, из них 4 - в Костромской области: «Буйлеспром», «Неялес», «Мантурововлес» и «Шарьядрев».

Таким образом, Правительство РФ сделало попытку объединить в холдинговые

компании большинство крупных и средних лесозаготовительных предприятий. В ситуации, когда в холдинги были переданы оставшиеся в государственной собственности малые пакеты акций, требовалась большая работа по их наращиванию до контрольных, что не было сделано. Во многих регионах, как и в Костромской области, такие формально созданные холдинги прекратили существование.

Чтобы обеспечить перерабатывающие предприятия стабильными поставками древесного сырья, главные менеджеры определили основные преимущества вертикальной интеграции по технологической цепочке. По их инициативе и по инициативе собственников перерабатывающих предприятий стали создаваться новые региональные интегрированные корпоративные структуры (таблица).

Лесозаготовительные предприятия в составе интегрированной структуры ОАО «Мантуровский фанерный комбинат» обеспечивают сырьем фанерное производство примерно на 30 % от его потребности. В перспективе предприятия Мантуровского ФК с учетом их развития будут осуществлять не

88

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

ЭКОНОМИКА

менее 50 % объема поставки фанкряжа на комбинат. Такая организационная структура близка к оптимальной. Предприятия в составе ОАО «Фан-плит» обеспечивают комбинат сырьем примерно на 12-15 %. В данном случае целесообразно включение в состав новых лесозаготовительных предприятий, чтобы увеличить поставки сырья до 50-60 % от потребности.

С учетом реализации проектов по строительству Нейского ЦБК и развития организационной структуры ООО «Кроностар» рекомендуется на их базе создание новых интегрированных компаний с включением в состав на первом этапе лесозаготовительных предприятий, а в дальнейшем и структур сервисного типа.

В целях оптимизации организационного построения формируемых корпоративных структур предлагается создание в их составе подразделений по маркетингу и сбыту продукции или торговых домов, чтобы осуществлять экспортные поставки без посредников. А такие сервисные фирмы, как инвестиционные компании (банки), лизинговые компании, аудиторские и консалтинговые фирмы, транспортно-экспедиционные компании (операторы перевозок), машиностроительные и ремонтные заводы и другие организации наиболее целесообразно создавать не в отдельных холдинговых компаниях, а на паях с холдинговыми компаниями и предприятиями в области.

Современный период развития интеграционных процессов в лесопромышленном комплексе России характеризуется значительным многообразием механизмов создания интегрированных структур, которые могут быть применены при реализации Программы: банкротство, создание на базе головного предприятия сети дочерних предприятий, добровольное объединение предприятий, организация совместной деятельности на основе договоров, приобретение головным предприятием акций дочерних предприятий, приватизация, слияние, поглощение предприятий и др.

Применение механизма банкротства и смена собственника на убыточных лесоза-

готовительных предприятиях актуальна для области при реализации программ их реформирования.

Удельный вес нерентабельно работающих предприятий в 2010 г. в лесозаготовительной отрасли - 38,3 %. Маловероятно, что убыточные предприятия самостоятельно смогут выйти на рентабельную работу. Только путем включения их в состав интегрированных структур, созданных на базе эффективно работающих предприятий, можно улучшить экономическое и финансовое положение. В настоящее время не включенными в интегрированные структуры остаются следующие предприятия (из числа крупных и средних):

1. ЗАО «Буйлес»

2. ОАО «Первомайский ЛПХ»

3. ЗАО «ЗИЛ-лес»

4. ЗАО «Межалеспром»

5. ООО «Чухломапромэкспорт»

6. ООО «Якшангский ЛПК»

7. ООО «Зебляки-2»

8. ООО «Неятрейд»

9. ООО «Волго-Ресурс»

10. ОАО «СолиЛес»

11. ООО «Судиславский ЛПК

12. ООО «Тайга»

13. ООО «Лес-Север 2000»

Включение вышеназванных предприятий в интегрированные структуры рекомендуется производить на основе анализа сложившегося размещения перерабатывающих производств и перспектив их развития, транспортного тяготения, финансово-экономического состояния и других факторов.

Непременным условием должно выступать желание собственников этих предприятий к объединению с крупными, эффективно работающими лесоперерабатывающими предприятиями.

Создание дочерних лесозаготовительных предприятий также актуально для Костромской области потому, что Программой предусмотрено приоритетное развитие лесоперерабатывающих производств, а развитие лесозаготовок для обеспечения их сырьем возможно исходя из наличия свободных ресурсов в области на арендуемых головным предприятием участках лесного фонда.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

89

ЭКОНОМИКА

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, интеграция лесопромышленных предприятий по технологическому принципу на основе комплексного использования древесного сырья с ориентировкой на выход конечной конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью обеспечивает значительный экономический эффект в лесопромышленном комплексе.

В стратегическом отношении создание интегрированных структур открывает для предприятий следующие дополнительные возможности:

- укрепление позиций на рынке;

- снижение рисков хозяйственной деятельности среди участников объединения;

- улучшение маркетинговой деятельности за счет создания единой профессиональной маркетинговой службы по продвижению товаров и услуг на рынке, расширения сегментов рынков для участников структуры;

- снижение трансакционных издержек

и т.д.

Кроме того, головные предприятия имеют возможность обеспечивать себя устойчивыми поставками древесного сырья по прогнозируемым ценам и не испытывать трудностей при колебании цен на рынке сырья.

Лесозаготовительные (дочерние) предприятия получают возможность иметь постоянный рынок сбыта основной массы древесины. Головное предприятие оказывает поддержку дочерним предприятиям в снабжении материальными ресурсами и может выступить гарантом перед инвестиционными институтами при получении кредитных средств для осуществления проектов по техническому перевооружению и расширению производств.

В результате интеграции предприятий возникает эффект синергии, т.е. суммарная выгода от деятельности группы предприятий в целом превышает выгоду, которую могли бы иметь предприятия-участники холдингов до их интеграции за счет взаимосвязи и взаимоусиления различных видов деятельности.

Механизм взаимодействия органов государственного управления с интегрированными структурами должен предусматривать:

- заключение долгосрочных соглашений, определяющих способы и сроки достижения конкретных целей создания интегрированных структур;

- заключение специальных инвестиционных соглашений в случае осуществления структурами крупных инвестиционных проектов, предусматривающих предоставление гарантий для привлечения внешних инвестиций, выделение средств из бюджета развития, гарантий закупок продукции в рамках государственного заказа и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание интегрированных структур корпоративного управления является одной из основных целей «Программы развития лесопромышленного комплекса Костромской области», что во многом будет способствовать решению вопросов восстановления управляемости лесным комплексом Костромской области.

Кроме создания вертикально интегрированных структур в целях активизации промышленной, инвестиционной и инновационной политики, повышения уровня рационального лесопользования в области, формирования ядра конкурентоспособных предприятий, обеспечения социальной защищенности работников, предлагается создание дирекции программы развития лесопромышленного комплекса Костромской области, что расширит возможности и усилит позиции администрации области в реализации стратегических направлений Программы.

Библиографический список

1. Запруднов, В.И. Концептуальные основы экономического развития лесного комплекса России / В.И. Запруднов // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2011. - № 1(77).

2. Медведев, Н.А. Лесной комплекс России и зарубежных стран: экономика, управление и история развития: монография / Н.А. Медведев, А.А. Об-ливин. - М.: МГУЛ, 2011. - 196 с.

3. Медведев, Н.А. Научные основы управления производством / Н.А. Медведев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2011. - № 1(77).

90

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.