Научная статья на тему 'Меры государственной и региональной поддержки формирования регионального лесного кластера'

Меры государственной и региональной поддержки формирования регионального лесного кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / REGIONAL CLUSTER / THE NATIONAL FOREST POLICY / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов С. В., Большакова Е. Б.

Степанов С.В., Большакова Е.Б. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРА. В статье рассматривается комплекс мер государственной поддержки лесного сектора региона на федеральном, региональном и местном уровнях исполнительной и законодательной власти. Разработка лесной политики и формирование лесного кластера региона является актуальной в плане оформления национальной лесной политики. Авторы предлагают широкий спектр мероприятий по улучшению инвестиционного климата и проведения инновационной политики, эффективности экспортно-импортной деятельности, совершенствования экономических, социальных и экологических компонентов лесной политики, совершенствования финансовых отношений с бюджетом всех уровней и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stepanov S.V., Bolshakova E.B. MEASURES OF STATE AND REGIONAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF A REGIONAL CLUSTER. The article considers the complex of measures of state support to the forest sector of the region at the federal, regional and local levels of executive and legislative power. The development of forest policy and formation of the forest cluster of the region is of relevance in terms of design of the national forest policy. The offer a wide range of measures for the improvement of the investment climate and of innovation policy, efficiency of export-import activities, improving the economic, social and environmental components of forest policy, improvement of financial relations with the budget of all levels, etc.

Текст научной работы на тему «Меры государственной и региональной поддержки формирования регионального лесного кластера»

ЭКОНОМИКА

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЛЕСНОГО КЛАСТЕРА

С.В. СТЕПАНОВ, проф. каф. финансовМГУЛ, д-р экон. наук,

Е.Б. БОЛЬШАКОВА, асп. каф. финансов МГУЛ

В настоящее время, когда в лесном секторе Костромской области наметились определенные тенденции к стабилизации производства и постепенному выходу из затяжного структурного и финансового кризиса, вопросы государственной поддержки лесопромышленных предприятий продолжают оставаться весьма актуальными.

Реализация мер государственной поддержки проводится в тесном взаимодействии на федеральном, региональном и местном уровнях исполнительной и законодательной власти.

Администрация Костромской области в установленном порядке формирует предложения по совершенствованию законодательной базы и нормативных документов, касающихся выработки эффективной лесной политики как на федеральном, так и на республиканском и местном уровнях управления.

На федеральном уровне должен быть решен ряд общеэкономических задач, способствующих развитию лесного сектора Костромской области.

1. Для улучшения инвестиционного климата и проведения эффективной инновационной политики требуется:

- предусматривать ежегодное выделение лесопромышленному комплексу на условиях платности и возвратности бюджетных средств для поддержки и развития лизинговой деятельности, позволяющей увеличить поставки в отрасль лесозаготовительной техники и деревообрабатывающего оборудования;

- содействовать получению через ОАО «Российский банк развития» средств на возвратной основе для финансирования высокоэффективных проектов в приоритетных направлениях промышленной и структурной политики в лесном секторе, в том числе по

stepanof@mgul. ac. ru; [email protected]

увеличению поставок продукции с высокой добавленной стоимостью на экспорт;

- содействовать привлечению крупных инвестиций для строительства объектов переработки лиственной древесины в конкурентоспособную продукцию, включая проведение международных тендеров по конкретным приоритетным проектам;

- предусматривать включение в ежегодные проекты законов о федеральном бюджете расходов на финансирование НИОКР по перспективным направлениям развития техники и технологий и совершенствованию нормативной базы лесопромышленного производства;

- развивать бухгалтерский учет и отчетность в направлении повышения прозрачности бизнеса в соответствии с мировыми стандартами и требованиями инвесторов;

- усовершенствовать законодательную и нормативную базу по передаче лесного фонда в долгосрочную аренду, создав определенные преференции лесопользователям, имеющим достаточные мощности по переработке древесного сырья;

- ускорить возврат НДС при инвестировании средств внутри Российской Федерации.

2. Для повышения эффективности экспортно-импортной деятельности:

- продолжить последовательную отмену вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки и поэтапному их увеличению на отдельные виды круглых лесоматериалов;

- решить вопрос об отмене ввозных таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование, запасные части, узлы и механизмы для лесопромышленных предприятий, аналоги которых не выпускаются в Российской Федерации;

56

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

ЭКОНОМИКА

- подготовить предложения по увеличению таможенных пошлин на импорт мебели, обеспечивающих защиту отечественных производителей;

- решить организационные вопросы по обеспечению своевременного возврата НДС на отгруженную на экспорт лесобумажную продукцию;

- разработать предложения по мерам тарифного и антимонопольного нетарифного регулирования экспортно-импортной деятельности в лесном секторе, способствующие адаптации к условиям вступления Российской Федерации в ВТО;

3. В целях совершенствования экономических отношений с лесным хозяйством необходимо решить вопросы:

- введения лицензирования отдельных видов лесопользования, включая заготовку древесины с передачей функций лицензирования субъектам Российской Федерации;

- обеспечить приоритеты в передаче лесного фонда в долгосрочную аренду (концессию) лесопромышленным предприятиям, осуществляющим на постоянной основе лесозаготовку и переработку древесины, имеющим мощности по переработке древесины;

- установления льгот лесозаготовителям, осуществляющим заготовку и переработку низкокачественной и мягколиственной древесины и лесосечных отходов;

- обеспечения преемственности в управлении лесным хозяйством на территориях при проведении административной реформы, включая вопросы управления лесами, находящимися в пользовании сельскохозяйственных организаций;

- определения общефедеральных правил и порядка изъятия, учета, хранения и реализации незаконно заготовленной древесины;

- обеспечения полноты и достоверности статистической информации по объемам заготовки, вывозки и переработки древесины.

4. В целях совершенствования финансовых отношений с бюджетом необходимо решить вопросы в части:

- включения в ежегодные проекты законов о федеральном бюджете статьи;

- расходов о возмещении предприятиям лесного сектора и части затрат на уплату процентов по кредитам в российских кредитных организациях для создания межсезонных запасов древесины, сырья и горюче-смазочных материалов;

- проведения реструктуризации задолженностей лесопромышленных предприятий во внебюджетные фонды:

- проведения реструктуризации кредиторской задолженности лесопромышленных предприятий перед федеральным бюджетом;

- решения вопроса освобождения предприятий от уплаты штрафов и пеней в федеральный бюджет при условии своевременности и полноты текущих платежей.

На областном уровне должны быть решены следующие вопросы по региональной поддержке реализации Программы.

1. В целях совершенствования экономических отношений лесопользователей с лесным хозяйством требуется:

- содействовать передаче лесного фонда на условиях долгосрочной аренды лесопромышленным предприятиям области, работающим на постоянной основе, отдавая приоритеты предприятиям, имеющим мощности по переработке древесины, а также интегрированным лесопромышленным компаниям;

2. Для поддержания требуемого для реализации Программы объема строительства лесовозных дорог:

- рекомендовать возложить на лесопромышленные предприятия обязанности по строительству и содержанию лесовозных дорог в арендуемых лесах;

- предусматривать возможность строительства в государственном лесном фонде за счет средств регионального дорожного фонда лесовозных дорог круглогодового действия, на возвратной основе с дальнейшим включением этих затрат в цену леса на корню в перспективных лесных массивах;

- разработать и утвердить нормативы определения объемов лесопользования для

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 6/2011

57

ЭКОНОМИКА

удовлетворения внутренних потребностей сельскохозяйственных организаций и установить размеры лесных податей на заготавливаемую древесину сверх установленных потребностей сельскохозяйственных организаций.

В целях стимулирования внутреннего спроса на лесопродукцию необходимо совершенствовать практику формирования областного заказа на лесопродукцию и определить следующие наиболее перспективные направления привлечения инвестиций в смежные отрасли:

а) сельское жилищное строительство на основе использования лесных строительных материалов и комплектующих;

б) развитие малой энергетики на основе использования древесного топлива;

в) содействовать созданию малых предприятий и организации индивидуального предпринимательства, ориентированных на производство продукции из древесины на местный рынок;

3. В целях поддержки институциональных преобразований администрация области оказывает содействие лесопромышленным предприятиям в :

- расширении практики передачи в долгосрочную аренду головным предприятиям (управляющим компаниям) интегрированных структур участков лесного фонда;

- организации сублизинга приобретаемой техники для дочерних предприятий;

- включении в перечень не облагаемого налогом имущества страхового и сезонного запасов сырья и материалов, а также горючесмазочных материалов на лесопромышленных предприятиях, связанных с сезонным циклом работ;

- создании транспортных компаний для перевозки лесных грузов, включая технологическую щепу и древесные отходы внутри области автомобильным транспортом, а также транспортно-экспедиционных железнодорожных компаний с собственным парком специализированных железнодорожных вагонов для перевозок лесопродукции как внутри области, так до приграничных пунктов и морских портов;

- обеспечении прозрачности бизнеса в создаваемых интегрированных компаниях;

- освобождении лесопромышленных предприятий и компаний от несвойственных им функций (содержание дорог общего пользования, объектов электроэнергетики) путем передачи этих объектов на балансы соответствующих областных структур.

4. По подготовке и повышению уровня профессиональной подготовки персонала требуется:

а) содействие в организации переподготовки и повышения квалификации специалистов лесопромышленных предприятий на базе действующих в области учебных заведений и филиалов, в том числе по менеджменту и маркетингу;

б) содействие подготовке и повышению квалификации кадров на базе прямых договоров высших и средних учебных заведений с создаваемыми интегрированными компаниями;

в) содействие в обновлении учебноматериальной базы лесотехнической школы и других учреждений начальной профессиональной подготовки рабочих кадров и совершенствовании методической базы в системе подготовки рабочих по новым профессиям, в том числе непосредственно на предприятиях;

г) разработка мероприятий по привлечению и адаптации молодежи в лесном секторе.

Библиографический список

1. Запруднов, В.И. Концептуальные основы экономического развития лесного комплекса России / В.И. Запруднов // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2011. - №1(77).

2. Медведев, Н.А. Лесной комплекс России и зарубежных стран: экономика, управление и история развития: монография / Н.А. Медведев, А.А. Об-ливин. - М.: МГУЛ, 2011. - 196 с.

3. Медведев, Н.А. Экономическая оценка эффективности инвестиций в лесопромышленном комплексе: учеб. пособие / Н.А. Медведев, Л.Н. Казновс-кая, А.Х. Чочаев и др.. - М.: МГУЛ, 2009. - 351 с.

4. Моисеев, Н.А. О государственном управлении лесами и его законодательном обеспечении: история вопроса и повестка дня / Н.А. Моисеев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2011. - №1(77).

58

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.