ЭКОНОМИКА
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЛЕСНОГО КЛАСТЕРА
С.В. СТЕПАНОВ, проф. каф. финансовМГУЛ, д-р экон. наук,
Е.Б. БОЛЬШАКОВА, асп. каф. финансов МГУЛ
В настоящее время, когда в лесном секторе Костромской области наметились определенные тенденции к стабилизации производства и постепенному выходу из затяжного структурного и финансового кризиса, вопросы государственной поддержки лесопромышленных предприятий продолжают оставаться весьма актуальными.
Реализация мер государственной поддержки проводится в тесном взаимодействии на федеральном, региональном и местном уровнях исполнительной и законодательной власти.
Администрация Костромской области в установленном порядке формирует предложения по совершенствованию законодательной базы и нормативных документов, касающихся выработки эффективной лесной политики как на федеральном, так и на республиканском и местном уровнях управления.
На федеральном уровне должен быть решен ряд общеэкономических задач, способствующих развитию лесного сектора Костромской области.
1. Для улучшения инвестиционного климата и проведения эффективной инновационной политики требуется:
- предусматривать ежегодное выделение лесопромышленному комплексу на условиях платности и возвратности бюджетных средств для поддержки и развития лизинговой деятельности, позволяющей увеличить поставки в отрасль лесозаготовительной техники и деревообрабатывающего оборудования;
- содействовать получению через ОАО «Российский банк развития» средств на возвратной основе для финансирования высокоэффективных проектов в приоритетных направлениях промышленной и структурной политики в лесном секторе, в том числе по
stepanof@mgul. ac. ru; [email protected]
увеличению поставок продукции с высокой добавленной стоимостью на экспорт;
- содействовать привлечению крупных инвестиций для строительства объектов переработки лиственной древесины в конкурентоспособную продукцию, включая проведение международных тендеров по конкретным приоритетным проектам;
- предусматривать включение в ежегодные проекты законов о федеральном бюджете расходов на финансирование НИОКР по перспективным направлениям развития техники и технологий и совершенствованию нормативной базы лесопромышленного производства;
- развивать бухгалтерский учет и отчетность в направлении повышения прозрачности бизнеса в соответствии с мировыми стандартами и требованиями инвесторов;
- усовершенствовать законодательную и нормативную базу по передаче лесного фонда в долгосрочную аренду, создав определенные преференции лесопользователям, имеющим достаточные мощности по переработке древесного сырья;
- ускорить возврат НДС при инвестировании средств внутри Российской Федерации.
2. Для повышения эффективности экспортно-импортной деятельности:
- продолжить последовательную отмену вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки и поэтапному их увеличению на отдельные виды круглых лесоматериалов;
- решить вопрос об отмене ввозных таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование, запасные части, узлы и механизмы для лесопромышленных предприятий, аналоги которых не выпускаются в Российской Федерации;
56
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011
ЭКОНОМИКА
- подготовить предложения по увеличению таможенных пошлин на импорт мебели, обеспечивающих защиту отечественных производителей;
- решить организационные вопросы по обеспечению своевременного возврата НДС на отгруженную на экспорт лесобумажную продукцию;
- разработать предложения по мерам тарифного и антимонопольного нетарифного регулирования экспортно-импортной деятельности в лесном секторе, способствующие адаптации к условиям вступления Российской Федерации в ВТО;
3. В целях совершенствования экономических отношений с лесным хозяйством необходимо решить вопросы:
- введения лицензирования отдельных видов лесопользования, включая заготовку древесины с передачей функций лицензирования субъектам Российской Федерации;
- обеспечить приоритеты в передаче лесного фонда в долгосрочную аренду (концессию) лесопромышленным предприятиям, осуществляющим на постоянной основе лесозаготовку и переработку древесины, имеющим мощности по переработке древесины;
- установления льгот лесозаготовителям, осуществляющим заготовку и переработку низкокачественной и мягколиственной древесины и лесосечных отходов;
- обеспечения преемственности в управлении лесным хозяйством на территориях при проведении административной реформы, включая вопросы управления лесами, находящимися в пользовании сельскохозяйственных организаций;
- определения общефедеральных правил и порядка изъятия, учета, хранения и реализации незаконно заготовленной древесины;
- обеспечения полноты и достоверности статистической информации по объемам заготовки, вывозки и переработки древесины.
4. В целях совершенствования финансовых отношений с бюджетом необходимо решить вопросы в части:
- включения в ежегодные проекты законов о федеральном бюджете статьи;
- расходов о возмещении предприятиям лесного сектора и части затрат на уплату процентов по кредитам в российских кредитных организациях для создания межсезонных запасов древесины, сырья и горюче-смазочных материалов;
- проведения реструктуризации задолженностей лесопромышленных предприятий во внебюджетные фонды:
- проведения реструктуризации кредиторской задолженности лесопромышленных предприятий перед федеральным бюджетом;
- решения вопроса освобождения предприятий от уплаты штрафов и пеней в федеральный бюджет при условии своевременности и полноты текущих платежей.
На областном уровне должны быть решены следующие вопросы по региональной поддержке реализации Программы.
1. В целях совершенствования экономических отношений лесопользователей с лесным хозяйством требуется:
- содействовать передаче лесного фонда на условиях долгосрочной аренды лесопромышленным предприятиям области, работающим на постоянной основе, отдавая приоритеты предприятиям, имеющим мощности по переработке древесины, а также интегрированным лесопромышленным компаниям;
2. Для поддержания требуемого для реализации Программы объема строительства лесовозных дорог:
- рекомендовать возложить на лесопромышленные предприятия обязанности по строительству и содержанию лесовозных дорог в арендуемых лесах;
- предусматривать возможность строительства в государственном лесном фонде за счет средств регионального дорожного фонда лесовозных дорог круглогодового действия, на возвратной основе с дальнейшим включением этих затрат в цену леса на корню в перспективных лесных массивах;
- разработать и утвердить нормативы определения объемов лесопользования для
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 6/2011
57
ЭКОНОМИКА
удовлетворения внутренних потребностей сельскохозяйственных организаций и установить размеры лесных податей на заготавливаемую древесину сверх установленных потребностей сельскохозяйственных организаций.
В целях стимулирования внутреннего спроса на лесопродукцию необходимо совершенствовать практику формирования областного заказа на лесопродукцию и определить следующие наиболее перспективные направления привлечения инвестиций в смежные отрасли:
а) сельское жилищное строительство на основе использования лесных строительных материалов и комплектующих;
б) развитие малой энергетики на основе использования древесного топлива;
в) содействовать созданию малых предприятий и организации индивидуального предпринимательства, ориентированных на производство продукции из древесины на местный рынок;
3. В целях поддержки институциональных преобразований администрация области оказывает содействие лесопромышленным предприятиям в :
- расширении практики передачи в долгосрочную аренду головным предприятиям (управляющим компаниям) интегрированных структур участков лесного фонда;
- организации сублизинга приобретаемой техники для дочерних предприятий;
- включении в перечень не облагаемого налогом имущества страхового и сезонного запасов сырья и материалов, а также горючесмазочных материалов на лесопромышленных предприятиях, связанных с сезонным циклом работ;
- создании транспортных компаний для перевозки лесных грузов, включая технологическую щепу и древесные отходы внутри области автомобильным транспортом, а также транспортно-экспедиционных железнодорожных компаний с собственным парком специализированных железнодорожных вагонов для перевозок лесопродукции как внутри области, так до приграничных пунктов и морских портов;
- обеспечении прозрачности бизнеса в создаваемых интегрированных компаниях;
- освобождении лесопромышленных предприятий и компаний от несвойственных им функций (содержание дорог общего пользования, объектов электроэнергетики) путем передачи этих объектов на балансы соответствующих областных структур.
4. По подготовке и повышению уровня профессиональной подготовки персонала требуется:
а) содействие в организации переподготовки и повышения квалификации специалистов лесопромышленных предприятий на базе действующих в области учебных заведений и филиалов, в том числе по менеджменту и маркетингу;
б) содействие подготовке и повышению квалификации кадров на базе прямых договоров высших и средних учебных заведений с создаваемыми интегрированными компаниями;
в) содействие в обновлении учебноматериальной базы лесотехнической школы и других учреждений начальной профессиональной подготовки рабочих кадров и совершенствовании методической базы в системе подготовки рабочих по новым профессиям, в том числе непосредственно на предприятиях;
г) разработка мероприятий по привлечению и адаптации молодежи в лесном секторе.
Библиографический список
1. Запруднов, В.И. Концептуальные основы экономического развития лесного комплекса России / В.И. Запруднов // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2011. - №1(77).
2. Медведев, Н.А. Лесной комплекс России и зарубежных стран: экономика, управление и история развития: монография / Н.А. Медведев, А.А. Об-ливин. - М.: МГУЛ, 2011. - 196 с.
3. Медведев, Н.А. Экономическая оценка эффективности инвестиций в лесопромышленном комплексе: учеб. пособие / Н.А. Медведев, Л.Н. Казновс-кая, А.Х. Чочаев и др.. - М.: МГУЛ, 2009. - 351 с.
4. Моисеев, Н.А. О государственном управлении лесами и его законодательном обеспечении: история вопроса и повестка дня / Н.А. Моисеев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2011. - №1(77).
58
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011