- порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль;
- разработка и закрепление системы регистров налогового учета и первичных учетных документов, являющихся подтверждением данных налогового учета;
- ведение раздельного учета по деятельности, облагаемой налогом на прибыль, и деятельности, облагаемой в соответствии со специальными налоговыми режимами [1].
Предприятия, которые имеют и пользуются налоговой политикой не первый год, рекомендуют указать в налоговой политике следующие моменты:
1) один из вариантов налогового учета той или иной хозяйственной операции, предусмотренный законодательством РФ;
2) самостоятельно разработанный организацией способ налогового учета:
а) по вопросам, в части которых налоговое законодательство устанавливает только общие нормы, но не содержит способов исчисления налогов;
б) по противоречиям и неясностям актов законодательства о налогах и сборах;
в) по применяемым понятиям и терминам, которые не определены Налоговым кодексом [2].
В зависимости от уровня налоговой нагрузки, определяемой в виде относительной величины от дохода или от добавленной стоимости, представляется возможным идентифицировать четыре типа налоговой политики малого предприятия: идеальная, консервативная, компромиссная и агрессивная. Тип налоговой политики и соответствующие ей меры управляющего воздействия на объект зависят от величины налоговой нагрузки [1].
Таким образом, методика формирования налоговой политики позволяет организациям рассматривать политику в области налогообложения как творческий и системный процесс, выступающий составным элементом системного подхода к формированию общей финансовой политики и экономической стратегии хозяйствующего субъекта [3].
Литература
1. Булаев С.В. Налоговая политика предприятий торговли // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010.- N 12.
- С.17-21.
2. Киселева И.А. Разрабатываем налоговую политику компании // Налоговое планирование. - 2010. - N 4. - С.20-24.
3. Лермонтов Ю. Налоговая политика на 2011 - 2013 годы // Аудит и налогообложение. - 2011. - N 1. - С. 15-19.
Кутяев Д.А.
Аспирант кафедры «Мировой экономики и международного бизнеса» ФГБОУ ВПО «Уральская государственная
сельскохозяйственная академия», Екатеринбург
ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Аннотация
В статье рассматриваются современные концепции и виды маркетингового управления применительно к строительным предприятиям. В условиях современного развития конкуренции на строительном рынке маркетинговое управление в подрядных строительных организаций существенно трансформируется и имеет свои особенности.
Ключевые слова: маркетинговое управление, конкуренция, строительный рынок, подрядные строительные организации.
Keywords: marketing management, competition, construction market, contract construction organizations
В настоящее время существует много проблем в применении маркетинга в отдельных отраслях деятельности, и, в частности, в строительстве. Эффективная организация предпринимательской деятельности в строительном комплексе предполагает внедрение и широкое использование принципов, подходов, методов и средств управления современного маркетинга.
Элементы маркетингового управления в строительстве стали отрабатываться и активно применяться в международной практике только с начала 1970-х годов, а в России с 1993-1994 годов. Это объясняется как особенностями развития рынка строительной продукции, так и его сравнительно недавним формированием в Российской Федерации.
Применительно к строительству маркетинговое управление включает всю совокупность операций от выявления потребности в строительстве до ее удовлетворения по количеству, качеству, месту, времени, стоимости и другим свойствам, максимально приближенным к платежеспособному спросу покупателей [1]. Маркетинговое управления в строительстве отражает комплексный подход к решению проблем организации строительства объектов, который связан не только с рыночной деятельностью, но и охватывает все стадии технологии строительного производства.
Строительный сектор национальной экономики РФ представляет собой сложный многоотраслевой комплекс, включающий предприятия и организации производственной и социальной сферы, чья деятельность напрямую и косвенно связана с удовлетворением потребностей населения и промышленных предприятий в инженерно строительных объектах. Данный комплекс является одним из основных в экономике любой страны, в том числе и в российской экономике.
Специфика маркетингового управления строительной организации, во-первых, определяется особенностями самого строительного производства, к которым можно отнести:
неподвижность и территориальную разобщенность строительной продукции;
мобильность исполнителей и средств труда, усложняющих координацию деятельности строительной организацией на площадках и децентрализация;
большую продолжительность производственного цикла;
разнообразие возводимых объектов и, следовательно, многовариантность технологических, организационных и управленческих решений;
большое влияние природных факторов, что увеличивает вероятностный характер системы и требует специфические управленческие решения.
Во - вторых, следует отменить, что подрядная строительная организация сочетает в себе одновременно характерные черты промышленного предприятия и сферы обслуживания, следствием этого является пограничный характер маркетингового управления в строительстве. Например, В. М. Федотов считает, что «подрядная строительная компания является, по своей сути, производственной организацией, однако конечный результат ее производственного процесса - объект завершенного строительства, как товар не рассматривается, он выступает, в основном, в качестве имиджевого, рекламного элемента. В виде товара подрядная строительная организация предлагает покупателю (заказчику) определенный комплекс производственных услуг, выступая на конкретном сегменте строительного рынка в качестве сервисного предприятия» [2].
Однако, следует отметить, что специфика маркетингового управления в строительстве определяется комплексом услуг, способных оказывать строительная компания. Подрядные строительные организации, используя в своей работе промышленные и сервисные технологии, представляют собой комбинированный тип организации.
29
Это объективно обуславливает специфику маркетингового управления строительной организацией, что позволяет говорить об отличии его от промышленного маркетинга и маркетинга сферы услуг.
Анализ публикаций по исследуемой проблематике позволил выделить основные особенности маркетингового управления строительной компании от промышленного маркетинга и маркетинга в сфере услуг.
В таблице представлен сравнительный анализ особенностей маркетингового управления строительной организацией и маркетингового управления сферой услуг и промышленным маркетингом.
Маркетинговое управление подрядной строительной организации более разнообразно и сложено. Его сложность обусловлена тем, что деятельность жизненного цикла рыночной деятельности в производстве и продаже строительной продукции значительно больше чем других товаров. Если жизненный цикл производства и продажи потребительских и промышленных товаров состоит из трех стадий: производство - рынок товара - покупатель, то в жизненном цикле строительной продукции, может быть пять: заказчик - проект - производитель - товар - покупатель. Следует отметить, что покупателем строительной продукции может быть и сам заказчик, так и другие организации, и частные лица.
Таким образом, первичной функцией маркетингового управления подрядной строительной организацией следует считать изучение рынка инвестиционных строительных проектов, конкурентное позиционирование и предложение подрядчиком своей услуги заказчику. При этом все маркетинговые усилия должны быть направлены на анализ инвестиционно-строительного рынка, поиск заказчиков, подготовку к торгам.
Таблица 1 - Особенности маркетингового управления строительной компании
Признаки отличий Маркетинговое управление сферы услуг Маркетинговое управление в строительстве Промышленный маркетинг
Товар в маркетинге Услуга Продукция-услуга Продукция
Структура маркетинговой деятельности Изучение рынка услуг Изучение инвестиционных потребностей Изучение рынка продукции
Преимущество использования элементов маркетинга Коммуникации Товарная политика, коммуникации Распределение
Жизненный цикл рыночной деятельности Две стадии: покупатель -производство и продажа Пять стадий: заказчик -проект - производитель -товар - покупатель Три стадии: производство -рынок товара -покупатель
Основываясь на данном выводе, маркетинговое управление подрядной строительной организацией представляет собой следующую структуру: маркетинг инвестиционных предложений; маркетинг инвестиционных проектов; маркетинг конкурентов; маркетинг поставщиков; маркетинг субподрядчиков; маркетинг финансовых и страховых услуг; маркетинг рабочей силы. Каждое из этих направлений требует исследования рынка сбыта строительной продукции, выработки стратегии ее создания и реализации, методов ее продвижения и организации сбыта и определение товарной политики.
Маркетинг в строительном производстве обеспечивает: сокращение сроков инвестиционного цикла, анализ конъюнктуры рынка, поиск заказчиков, формирование портфеля заказов, оценку финансового риска различных решений, улучшение качества строительства в соответствии с потребностями рынка расширение объемов и увеличение прибыли строительных организаций, анкетирование потенциальных потребителей строительной продукции.
Сложность маркетингового управления подрядной строительной компании заключается в том, что в длительном инвестиционном цикле строительного проекта приходиться иметь дело с разнообразными потребностями в материалах, полуфабрикатах, конструкциях и оборудовании; кооперированием в производстве строительной продукции большого количества участников инвестиционного строительного проекта; колебаниями цен на ресурсы; негативным воздействием дестабилизирующих факторов внешней среды на ход реализации проекта. Производитель строительной продукции, с одной стороны, осуществляет функции адаптации к меняющимся условиям рыночной конъюнктуры, а с другой - решает задачи расширения спроса для обеспечения своих текущих и стратегических интересов.
С помощью маркетинговых функций управления строители выявляют потребности потенциальных и реальных потребителей, обеспеченных финансовыми средствами, способствуют превращению покупательской способности в конкретный спрос, формируют устойчивые коммуникативные связи с потребительской средой, придавая процессу взаимодействия потребителя с производителем долговременный характер.
Следует также отметить, что ориентация предпринимательской деятельности на долгосрочную перспективу предполагает наличие устойчивых маркетинговых коммуникаций, т.е. взаимосвязей между производителями и потребителями строительной продукции. Долгосрочные связи способствуют увеличению прибыльности строительных организаций, могут гарантировать продолжение процесса купли-продажи и уменьшение затрат на маркетинговое управление. Маркетинговая деятельность при этом характеризуется как маркетинг отношений.
Основная идея маркетинга взаимодействия состоит в том, что объектом управления маркетингом становится не совокупное, решение, а отношения (коммуникации) с покупателем и другими участниками процесса купли- продажи. В этом контексте долговременные отношения становятся важнейшим ресурсом, которым владеет компания наряду с материальными, финансовыми, информационными, человеческими и т.п. ресурсами.
Маркетинг взаимодействия повышает значимость личности и личных контактов в системе эффективных коммуникаций, что наиболее важно в отношениях между заказчиком и строительной организацией. Более того, он распределяет ответственность за принятие решений в области маркетинга на весь персонал фирмы, поскольку требует участия в маркетинговой деятельности не только специалистов службы маркетинга, но и работников других служб фирмы, включая менеджеров высшего звена. Именно аппарат управления фирмой становится ответственным за формирование и развитие долговременных взаимовыгодных отношений в процессе взаимодействия фирмы с клиентами и покупателями.
30
В сферу внимания маркетинга взаимодействия должны попасть каждый фактор производства товара и услуги, каждый используемый производственный ресурс, каждая стадия производства и доставки товара и оказания услуги. Если не будет эффективного маркетинга взаимодействия, то обещания, данные рекламой, не будут выполнены в процессе самого осуществления операций.
Однако в практике строительной индустрии преимущественное развитие получают элементы товарной политики, так как успех предпринимательской деятельности этих организаций зависит от условий спроса, особенно от платежеспособности и финансовой обеспеченности носителей этого спроса. Смещение в сторону товарной политики не означает отказ от других элементов комплекса маркетингового управления. Между тем, очевидно, что коммуникативная политика строительной организации выстраивает систему коммуникаций между деловыми партнерами, позволяющую создать долговременные связи и эффективно решать вопросы инвестиционного обеспечения проектов.
Таким образом, маркетинговое управление подрядной строительной организацией обладает той важной особенностью, что оно осуществляется на основе всё более комплексного освоения строительного рынка, охвата исключительно широкого круга строительных работ и сопутствующих услуг, связанных с капитальным строительством. Только такая модель маркетингового управления в строительстве может обеспечить эффективный сбыт строительной продукции на отраслевом рынке в условиях развития высоко конкурентного рынка.
Литература
1. Управление строительными инвестиционными проектами: учебное пособие/ под ред. В.М. Васильева, Ю.П. Панибратова.
- М.; СПб.,: Издательство АСВ, 1997.-306с.
2. Федотов В.М. Маркетинг подрядного строительного предприятия [Электронный ресурс] / В.М. Федотов. - Режим доступа:
http://www.marketmg.spb.ru/Hb-special/branch/psohtm (дата обращения 11.12.12).
Подсеваткин И. С.
Аспирант, Кафедра прикладной информатики, Экономический факультет, Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского
ПОТЕРЯ ЗНАНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Аннотация
Целью этой статьи является выработка рекомендаций по решению проблемы потери знаний в организациях.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
• изучение проблем потери знаний на предприятии в связи с миграцией сотрудников,
• анализ проблем и поиск путей их решения,
• выработка рекомендаций.
Выработанные рекомендации можно использовать на предприятиях любого масштаба, целью которых является минимизовать риски в случае потери трудовых ресурсов за счет обеспечения ускорения адаптации новых сотрудников, а также сохранения наработанных знаний.
Ключевые слова: управление знаниями, трудовые ресурсы, процессный подход.
Keywords: knowledge management, human resources, process approach.
В результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения в экономике сместился приоритет - от преимущественного производства товаров к производству услуг, а доминирующим производственным ресурсом стали информация и знания. Научные разработки стали главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. В связи с этим в центре бизнес-процессов оказывается сотрудник. В последнее время прослеживается тенденция в стремлениях руководства любой компании к снижении рисков, в данном случае - риски высоки в связи с тем, что трудовой ресурс не является постоянным. По этой причине имеет смысл найти способ снизить риски в связи с потенциальной потерей сотрудника.
Дано множество определений понятия "управление знаниями" но, самое главное в них — это создание таких условий, при которых накопленные знания и опыт эффективно используются для выполнения важных для компании задач.
Более того, выделяют 10 приоритетных задач, которые может решить управление знаниями [1]:
• ускорение инноваций;
• улучшение взаимодействия как внутри команд, так и между разными проектными группами;
• превращение know-how в измеримые активы компании;
• избавления от дублирования и утери знаний;
• сокращение времени на принятие решений;
• способность эффективно работать в условиях непрерывно возрастающего информационного перегруза;
• привлечение и удержание высокомотивированных, лояльных и вовлеченных талантливых сотрудников;
• усиление способностей компании управлять изменениями;
• максимизация использования компанией коллективного опыта, мудрости и интеллектуальных ресурсов сотрудников;
• улучшение и ускорение обучения, включения новых сотрудников в работу.
Для решения этих задач в течение последних лет в российских компаниях создавались технологические решения -хранилища знаний. Они беспорядочно наполнялись информацией и формализованными знаниями (отчетами, письмами и т. д.). Безусловно, качество технологических решений (инструментов) играет важную роль для практического обеспечения управления знаниями, но роль организационных инструментов ничуть не меньше. Очевидно, что процессы систематизации знаний, грамотного излечения и сохранения нужны только для тех знаний, которые ценны для компании.
Но подробнее хочется остановиться на такой проблеме, как миграция сотрудников.
Как показывает статистика последнего года, количество вакансий превышает количество существующих резюме (см. рис1) [2].
31