Особенности макромикроскопического строения селезенки крупного рогатого скота в возрастном аспекте
А.И. Газизова, д.б.н, профессор, Л.М. Мурзабекова,
аспирантка, КазАТУ им. С. Сейфуллина, Республика Казахстан
Органы иммунной системы млекопитающих представляют собой анатомически рассеянную, но стратегически распределенную защитную сеть. Центральные располагаются в надежно защищенных местах (красный костный мозг, тимус), а периферические — на границе организма с внешней средой (миндалины, лимфоидные бляшки, дивертикул, аппендикс) и на путях циркуляции крови (селезенка) и лимфы (лимфатические узлы). Строению селезенки посвящены работы многих авторов [1—9].
Согласно данным Селезнева С.Б., для паренхимы органов иммунной системы характерна определенная стадийность образования. В неонатальный период она в основном представлена диффузными лимфоидными скоплениями; в молочный период в центральных органах максимально развит кортикальный слой, а в периферических формируются лимфоидные узелки.
В период полового созревания в центральных органах максимально развит медуллярный слой, а в периферических появляются центры размножения, которые достигают максимального развития к периоду морфофункциональной зрелости организма. Для органов иммунной системы характерна сегментарность строения, которая проявляется в упорядочении их внутренней организации и направлена на интенсификацию выполняемой ими функции. В лимфатических узлах количество сегментов зависит от числа приносящих лимфатических сосудов, вокруг которых формируются лимфоидные муфты. В селезенке же количество сегментов зависит от числа пуль-парных артерий, на которые распадается селезеночная артерия. В каждом сегменте селезенки участок белой пульпы, находясь во взаимосвязи с ветвями пульпарной артерии, контролирует определенную часть кровотока. Рост органов иммунной системы подчинен принципу аллометрии, что проявляется в неравномерном росте органов иммунопоэза по отношению друг к другу. Центральные органы растут до полового созревания, а периферические в основном — до периода морфофункциональной зрелости организма. Для органов иммунопоэза характерна ранняя возрастная инволюция, т.е. обратное развитие, которое проявляется в замещении лимфоидной паренхимы жировой и соединительной тканями. Указан-
ные изменения отражаются на уровне гуморальных факторов иммунитета и приводят, по-видимому, к резкому снижению бактериальной активности сыворотки крови, которая в геронтологический период снижается на 15—20%.
Цель нашего исследования: выявить особенности макромикроскопического строения селезенки крупного рогатого скота в возрастном аспекте.
Объектом исследования явились 12 селезенок крупного рогатого скота, в возрасте от 5 мес. до года, взятых в частных подворьях Акмолинской области села «Мичурино».
В ходе исследований нами были использованы следующие методы: препарирование, внутритканевая инъекция синей тушью, морфометрия, гистологические срезы, микроскопирование.
Результаты исследований. У крупного рогатого скота мелкие узелки белой пульпы, видимые на поверхности среза, представляют собой лимфоидные узелки, как у телят с 5-месячного возраста, так и у животных до года. Лимфоидные узелки являются главными местами образования лимфоцитов в селезенке. Кроме того, видно, что красная пульпа, окружающая лимфоидные узелки, содержит в своих ячейках множество эритроцитов, так как красная пульпа представляет собой часть селезенки, функционирующую как фильтр крови. Лимфоидные узелки очень хорошо развиты у крупного рогатого скота и в 5—6 мес., и в 8—9 мес., и в возрасте 1 года.
У крупного рогатого скота перекладины толще в возрасте одного года, и они в большей степени концентрируются в центре самой селезенки. Основу красной пульпы составляет сеть ретикулиновых волокон, непрерывно переходящих в коллагеновые волокна трабекул и капсулы.
Также в красной капсуле обнаруживаются венозные синусоиды. Стенки многих синусоидов состоят из длинных узких эндотелиальных клеток, которые располагаются продольно. На различных срезах растянутой селезенки синусоиды, так называемые селезеночные тяжи, располагаются в различных сечениях. В большинстве случаев при рассмотрении продольных срезов селезенки синусоиды выглядят не так ясно, как при рассмотрении поперечных срезов.
На гистологических препаратах селезенки исследованных животных в возрасте одного года хорошо выражены лимфоидные узелки и центры размножения, а также синусоидные капилляры. В красной пульпе располагаются мелкие капилляры, вокруг которых расположены гемолизиро-
ванные эритроциты. Лимфоидные узелки имеют достаточно четкую форму и структуру. В лимфоидных узелках хорошо видны центры размножения с мантийной зоной, маргинальной зоной и красной пульпой. Между узелками выражена соединительная ткань в виде крупных трабекул. В лимфоидных узелках практически всех исследованных животных хорошо видны центры размножения (мантийная зона четко отграничивается от центра размножения), маргинальная зона и красная пульпа, с минимальной площадью соединительной ткани.
Известно, что маргинальная зона располагается между белой и красной пульпой, а также формирует вокруг периартериальные лимфоидные муфты. Переход между белой и красной пульпой называется маргинальной зоной. Она окружает периартериальные муфты и узелки, к которым ведут артерии. Маргинальная зона является тем местом в селезенке, куда попадают циркулирующие лимфоциты из артерии, которые затем здесь организуются в Т-лимфоциты и В-лимфоциты.
Артерии, направляющиеся внутрь от ворот по самым крупным трабекулам, разветвляются на мелкие сосуды, которые выходят из трабекул и впадают в пульпу. У крупного рогатого скота, начиная с 5 мес. и до года, трабекулярные артерии очень короткие. Белая пульпа селезенки располагается вдоль артерий. В каждом месте, где оболочка расширяется в лимфатический фолликул, артерии разветвляются для снабжения кровью самого фолликула.
Эти ветви называются фолликулярными артериями. Фолликулярная артерия далее сама делится, образуя сеть капилляров лимфатического фолликула, и затем выходит из фолликула в окружающую красную пульпу.
С возрастом отмечается тенденция к увеличению диаметра артерий узелков с центрами размножения.
Выводы. В результате наших исследований было выявлено, что лимфоидные узелки очень хорошо развиты у крупного рогатого скота в 5—6 мес., в 8—9 мес. и в возрасте 1 года. Мантийная зона четко отграничивается от центра размножения у животных 8—9 мес. и 12 мес. У крупного рогатого скота перекладины толще в возрасте одного года, и они в большей степени концентрируются в центре самой селезенки. У крупного рогатого скота трабекулярные артерии очень короткие, начиная с 5-месячного возраста и до года, а толщина и прочность стенок трабекулярных артерий наблюдается у животных старше 5—6 мес. и 8—9 мес.
Литература
1. Пау, A.C. Становление иммунобиологического статуса телят в условиях техногенной провинции восточного Оренбуржья. Оренбург, 2005. С. 30.
2. Достижения эволюционной, возрастной и экологической морфологии медицины и ветеринарии. Омск, 2001. С. 312.
3. Сперанский, B.C. Анатомия лимфатической системы.
4. Долго-Сабуров, Б.А. Очерки функциональной анатомии кровеносных сосудов: Медгиз. Ленинградское отделение, 1961. С. 341.
5. Газизова, А. И. Возрастные особенности строения лимфатической системы селезенки млекопитающих // Материалы международной научно-практической конференции морфологов, посвященной памяти Ю.Ф. Юдичева. Омск, 2001. С. 117-120.
6. Газизова, А.И. Внутриорганная лимфатическая система селезенки млекопитающих животных / А.И. Газизова, А.Г. Каиржанова // Вестник науки ААУ. Т. 2. Кн. 5. Астана, 1999. С. 164-166.
7. Жданов, Д.А. Общая анатомия и физиология лимфатической системы. М.: Медгиз, 1952.
8. Сушко, A. JI. Некоторые особенности функциональной анатомии лимфатической системы / А.Л. Сушко, В.П. Чернышенко.
9. Воронин, Е.С. Иммунология / Е.С. Воронин, А.М. Петров, М.М. Серых, Д.А. Девришов. М.: Колос-Пресс, 2002.