фии интимы при экспозиции СКФБ и ИКФБ была выше по сравнению с экспозицией МФБ, при этом интенсивность сосудистого ремоделирования была выше при экспозиции ИКФБ.
Выводы. Эндотелиотоксическое действие КФБ является специфичным и более выражено при экспозиции ИКФБ в сравнении с экспозицией СКФБ.
НЕНАСЫЩЕННЫЕ ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ И ЛИПИДНО-ЛИПОПРОТЕИНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ У ПАЦИЕНТОВ С КОРОНАРНЫМ АТЕРОСКЛЕРОЗОМ
В. С. ШРАМКО 1 , Ю. И. РАГИНО \ С. В. МОРОЗОВ 2, Е. И. ЧЕРНЯК 2, А. М. ЧЕРНЯВСКИЙ 3 1 Научно-исследовательский институт терапии и профилактической медицины - филиал ФГБНУ «Институт цитологии и генетики» СО РАН, Новосибирск, Россия
2 ФГБУ «Новосибирский институт органической химии им. Н. Н. Ворожцова» СО РАН, Новосибирск, Россия
3 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина» МЗ РФ,
Новосибирск, Россия
Введение/цель. Изучение взаимосвязей между ненасыщенными жирными кислотами и липидно-липо-протеиновыми показателями у мужчин с коронарным атеросклерозом.
Материал и методы. В исследование были включены 40 мужчин в возрасте 38-66 лет. Основная группа - 30 пациентов с ИБС, коронароангиографически верифицированным коронарным атеросклерозом. В контрольную группу были включены 10 относительно здоровых мужчин. В сыворотке крови изучали пальмитолеиновую (С 16:1), олеиновую (С 18:1), линолевую (С 18:2 (ш-6)), а-линоленовую (С 18:3 (ш-3)), Y-линоленовую (С 18:3 (ш-6)), арахидоновую (С 20:4 (ш-6)), эйкозапентаеновую (С 20:5 (ш-3)), эйкозадиеновую (С 20:2 (ш-6)), докозапента-еновую (С 22:5 (ш-3)) и докозагексаеновую (С 22:6 (ш-3)) кислоты. Выполнили расчет коэффициента ш-6 ПНЖК/ ш-3 ПНЖК. Энзиматическим методом определяли концентрации ХС, ТГ, ХС-ЛПВП; значение концентрации ХС-ЛПНП определяли расчетным методом по формуле Фридвальда.
Результаты. У пациентов с коронарным атеросклерозом выявлено достоверное увеличение содержания мононенасыщенных жирных кислот - на 8% (р<0,01) выше, чем в группе контроля. Снижение полиненасыщенных жирных кислот — в среднем на 16% (р<0,05) произошло за счет уменьшения содержания ш-6 арахидоновой кислоты в 1,36 раза (р<0,05), а также отмечена тенденция к снижению ш-3 а-линоленовой кислоты в 1,98 раза (р=0,058).
В группе мужчин с коронарным атеросклерозом коэффициент ш-6 ПНЖК/ ш-3 ПНЖК был в 1,6 раза ниже (10,9/1 (84,23/7,74); р<0,05), чем в группе контроля. В сыворотке крови больных с коронарным атеросклерозом наблюдается сложная картина корреляционных взаимосвязей между исследуемыми жирными кислотами. Изучение связей показало прямую связь уровня ТГ с большинством из представленных кислот: пальмитолеиновой, олеиновой, линолевой, Y-линоленовой, эйкозадиеновой, эйко-запентаеновой, докозапентаеновой и докозагекса-еновой кислотами (р<0,05). Для пальмитолеиновой, олеиновой, линолевой и а-линоленовой (ш-6) кислот выявлена положительная связь с ХС (р<0,05). Установлена положительная связь между олеиновой кислотой - с ХС-ЛПНП (р<0,05); эйкозапентаеновой - с Апо В (р<0,05); олеиновой с ЛП (а) (р<0,05). Помимо этого, отмечается отрицательная связь эйкозадиеновой и докозапентаеновой с ЛПВП (р<0,05).
Заключение. При коронарном атеросклерозе отмечаются выраженные изменения жирно-кислотного состава и сопровождаются изменениями показателей липидно-липопротеинового спектра. Увеличение коэффициента, отражающего отношение ш-6/ш-3 ПНЖК, говорит о возрастании относительного риска развития сердечно-сосудистой заболеваемости как в группе контроля, так и в группе пациентов с коронарным атеросклерозом.
ОСОБЕННОСТИ ЛИПИДНОГО СПЕКТРА КРОВИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МИГРАНТОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ В ПЕРИОД РЕАДАПТАЦИИ К НОВЫМ КЛИМАТИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ
Р.А. ЯСКЕВИЧ К.Н. КОЧЕРГИНА 2 ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» обособленное подразделение «Научно-исследовательский институт
медицинских проблем Севера», Красноярск, Россия 2ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» МЗ РФ, Красноярск, Россия
Введение. В экстремальных условиях Севера акти- ние метаболической адаптации к воздействию факторов вация липидного обмена рассматривается как проявле- внешней среды: в крови увеличивается содержание ли-
47
попротеидов как низкой и очень низкой, так и высокой плотности. Наличие серьезных нарушений липидного обмена увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у пришлых жителей Севера. Сосудистая патология на фоне атеросклероза сосудов головного мозга, гипертонической болезни, по мнению многих авторов, являются основной причиной нейросенсорной тугоухости (НСТ). В этой связи представляет интерес изучение липидного спектра крови у слабослышащих мигрантов Крайнего Севера с артериальной гипертонией в период реадаптации к новым климатическим условиям для оценки состояния здоровья этих пациентов.
Цель. Изучить особенности липидного спектра у слабослышащих мигрантов Крайнего Севера с АГ в период реадаптации к новым климатическим условиям.
Материал и методы. В исследование было включено 120 пациентов, проживавших ранее на Крайнем Севере и переехавших на постоянное место жительства в Центральную Сибирь (г. Минусинск), с АГ I - III стадии, средний возраст 66,02 лет. Основную группу составили мигранты Крайнего Севера, имеющие различные степени НСТ - 76 пациентов, контрольную - лица, не имеющие патологии слуха, - 44 пациента. Всем обследованным проводилось комплексное аудиологическое обследование. Определение ОХС, ТГ, ХС ЛПВП, ХС ЛПНП в венозной крови, взятой в утренние часы натощак спустя 10-12 часов после приема пищи, проводили на экспресс-анализаторе Cardiochek PA (USA).
Результаты. В структуре нейросенсорной тугоухости среди мигрантов чаще встречалась НСТ II степени - 48,7% в сравнении с НСТ I степени - 19,7% (p=0,0001)
и НСТ III степени - 31,6% (p=0,02) соответственно. По результатам исследования, у слабослышащих мигрантов с АГ показатель ОХС составил в среднем - 5,31 ммоль/л, что ниже, чем в контрольной группе 5,59 ммоль/л (p=0,879). Наибольшие показатели ОХС (5,54 ммоль/л), ТГ (1,78 ммоль/л), ИА (4,48 ммоль/л) и наименьший показатель ЛПВП (0,97 ммоль/л) были выявлены в группе мигрантов с НСТ I степени, причем показатель ТГ был достоверно выше по сравнению с группой без НСТ -1,3 ммоль/л (р=0,043), с НСТ II степени - 1,27 ммоль/л (р=0,032) и III степени - 1,11 ммоль/л (р=0,009). Достоверные различия по ИА были получены между группой с НСТ III степени (3,27 ммоль/л) и группой мигрантов, не имеющих НСТ, - 4,44 ммоль/л (р=0,025), имеющих НСТ II степени - 4,28 ммоль/л (р=0,023) и НСТ I степени - 4,84 ммоль/л (р=0,048). В группе слабослышащих мигрантов со сроком реадаптации 6-10 лет показатели ОХС были достоверно выше (5,72 ммоль/л) по сравнению с лицами без НСТ с таким же сроком реадаптации - 5,17 ммоль/л (р=0,046). В группе со сроком реадаптации более 10 лет ТГ крови были выше у пациентов, имеющих НСТ (1,44 ммоль/л), в отличие от пациентов без НСТ (1,19 ммоль/л), причем различие между группами недостоверно (р=0,524).
Заключение. В результате проведенного исследования была выявлена тенденция к повышению показателей липидного спектра крови у мигрантов Крайнего Севера в зависимости от увеличения сроков реадаптации и степени НСТ, что целесообразно учитывать при построении программ профилактики и реабилитации у данного контингента больных.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА ДИСЛИПИДЕМИИ НА РАЗВИТИЕ ИНСУЛЬТА У МУЖЧИН РАЗНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП
М.В. ЯШНИКОВА \ Е.Л. ПОТЕРЯЕВА Б.М. ДОРОНИН 1 1ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Новосибирск, Россия 2ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Новосибирск, Россия
Введение/цель. Проблема дифференцированного подхода к проблеме изучения инсульта среди населения трудоспособного возраста с учетом профессионально-производственных факторов остается актуальной. Хроническое воздействие ряда профессиональных факторов может способствовать развитию дислипидемии и атеросклероза. Цель - изучение влияния фактора дислипидемии на развитие инсульта у мужчин, подвергающихся воздействию производственных факторов физической и химической природы.
Материалы и методы. Исследованы группы мужчин в зависимости от вида производственного фактора. В каждую производственную группу входили больные инсультом и больные с диагнозом хронической церебральной ишемии (ХЦИ): мужчины, подвергались влиянию на рабочем месте общей вибрации; локальной вибрации; сочетанному влиянию шума и вибрации; влиянию производственного шума; влиянию ток-сикопылевого фактора; электромагнитного излучения
(ЭМИ). Все пациенты работали и имели контакт с производственными факторами в течение более 5 лет. Группы были сопоставимы по возрасту и стажу. Была использована бинарная логистическая регрессия для построения прогностической модели выделения значимых показателей, вносящих достоверный вклад в развитие инсульта у больных с ХЦИ. Высчитывали относительный риск (ОР) этих событий и его 95% ДИ.
Результаты. В группе общей вибрации достоверные различия между больными инсультом и больными ХЦИ установлены для фактора дислипидемии (ДЛП) р=0,001 (ОШ=0,3, 95%ДИ=0,1-0,6). Уровень общего холестерина увеличивал риск развития инсульта у больных с ХЦИ данной производственной группы в 3,3 раза (р=0,0001, 95%ДИ=1,9-5,5). Среди мужчин, имевших сочетанное влияние шума и вибрации, достоверность различия фактора ДЛП составила р=0,0001 (ОШ=8,7, 95%ДИ=4,1-18,7). Наличие фактора ДЛП повышало риск развития инсульта в 9,4 раза (р=0,0001, 95%ДИ=3,6-24,3). В группе производ-