Научная статья на тему 'Особенности личностных ценностей представителей французского этноса'

Особенности личностных ценностей представителей французского этноса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1804
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностные ценности / аксиологическая направленность личности / французская этническая группа / студенты / personal values / valuable orientation of the person / the French ethnic group / Students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпушина Людмила Валентиновна, Акопян Раиса Гарниковна

В работе представлены результаты пилотажного исследования личностных ценностей молодежной выборки студентов представителей французской этнической группы с использованием авторской методики «Аксиологическая направленность личности» в сравнении с аналогичной русской этнической группой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In work results of flight research of personal values of youth sample of students are presented representatives of the French ethnic group with use of an author's self-report questionnaire «Valuable orientation of the person» in comparison with a similar Russian ethnic group

Текст научной работы на тему «Особенности личностных ценностей представителей французского этноса»

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФРАНЦУЗСКОГО ЭТНОСА* © Л. В. Карпушина © Р. Г. Акопян

Карпушина

Людмила Валентиновна кандидат

психологических наук, доцент заведующая кафедрой обшей и социальной психологии Самарская гуманитарная академия

karpusha_63@mail.ru

Акопян Раиса Гарниковна

аспирант кафедры обшей и прикладной психологии Самарский государственный педагогический университет raisa_akopyan@yahoo.fr

В работе прелставлены результаты пилотажного исслелования личностных ценностей мололежной выборки стулентов — прелставителей французской этнической группы с использованием авторской методики «Аксиологическая направленность личности» в сравнении с аналогичной русской этнической группой.

Ключевые слова: личностные ценности, аксиологическая направленность личности, французская этническая группа, студенты.

Основная проблема. В нашей стране имеется много коллективов (учебных, профессиональных), являющихся многонациональными по своему составу В них проявляются национальные особенности, традиции, нормы, ценности. Для Российского государства проблема многонациональности не является чрезвычайной и необычной. Советский период развития привнес в жизнь представителей многих национальностей, проживающих на пространстве Советского Союза, опыт межнационального сосуществования, взаимопроникновения, вза-имообогащения, ассимиляции и многое другое. Несмотря на совместный опыт и большой временной отрезок общей истории, современный опыт межнационального общения показывает, что люди отличаются своими национально-психологическими особенностями.

В работах, посвященных изучению личностных ценностей учащихся и студенческой

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 07-06-26604а/В

молодежи многонационального региона Среднего Поволжья, а также молодежи ближнего зарубежья (республик Казахстан, Беларусь, Молдова), показаны особенности личностных ценностей представителей различных этнических групп, проживающих на территории постсоветского пространства [2-4, 6, 7, 12]. Однако внимания заслуживают особенности личностных ценностей молодежи этнических групп, проживающих на территории, например, европейских стран, отличающихся своим социальным опытом, историческими традициями по сравнению с русской этнической группой, проживающей в России.

Теоретические основания. Говоря об историческом лице французского национального характера в общем, следует упомянуть о работе Альфреда Фуллье «Психология французского народа» [11], в которой он совершил попытку описать психологию французского народа в совокупности массы факторов национального характера (таких как органическое строение и темперамент, среда и климат, социальные факторы, участие европейских рас в образовании национального французского характера и др.)*.

А. Фуллье отмечает, что французам присуща врожденная жажда ко всем возбуждениям приятного характера и физическое отвращение ко всем тягостным и угнетающим впечатлениям. Можно поэтому ожидать, что у французов чувства, возбуждающие и усиливающие жизненную деятельность, будут играть преобладающую роль, в ущерб чувствам, останавливающим или задерживающим порыв и требующим усилия, а в особенности ведущим к более или менее продолжительному понижению жизнедеятельности. Второй чертой французской впечатлительности, как отмечает Фуллье, является и до настоящего времени ее центробежный, экспансивный характер. Она, соответственно, характеризуется не замкнутостью и интенсивностью чувства, а скорее стремлением к его израсходованию, его внешнему проявлению. Автор утверждает также, что на свете не существует народа, на которого сильнее бы влияла коллективная жизнь, чем на французов, постоянно ощущающих потребность в общении и гармонии с окружающими. Французского человека отличает стойкая потребность в обществе.

Обратную сторону этого свойства составляет известная доброжелательная тирания по отношению к окружающим, заставляющая французских людей во что бы то ни стало добиваться, чтобы они разделяли их чувства и мысли [11].

Французскому народу свойственна храбрость, часто доходящая до дерзости, а любовь к свободе — до недисциплинированности; воля, проявляющаяся скорее в виде внезапных порывов, нежели медленных усилий; чрезмерная внезапность решений, провоцирующая легкомыслие и сумасбродство; искренность и откровенность по темпераменту [11].

Французы особенно склонны ко всякому упрощению: «Мы любим ясность до того, что устраняем все, что может лишь наводить на мысль; неопределенное, смутное представление не имеет для нас никакой цены, хотя бы оно вызывало известные чувства и даже зачатки идеи» [11, с. 55].

* В исследовании личностных ценностей молодых людей французской этнической группы активное участие приняла Перепелицина О. А.

Свойствами ощущения и чувств определяется характер воображения: француз лишен сильного воображения, а французскому уму наиболее отвечают общественные и гуманитарные идеи. Гейст и Лазарус, занимавшиеся психологией народов, констатировали склонность французов отрываться от своей личности ради идеи, иногда даже ради «идейного существа» [11].

В отношении французского характера и политики можно отметить основополагающей в этой области веру во всемогущество государства и правительства: «так как государство является представителем всего общества, то наш социальный инстинкт заставляет нас верить, что если отдельно взятый человек бессилен, то союз всех индивидов не встретит никаких препятствий при осуществлении общего идеала»[11, с. 57].

И. Кант характеризовал французов как «в высшей степени сообщительных, не из расчета, а по непосредственной склонности», вежливых по натуре и воспитанию, особенно по отношению к иностранцам, словом, преисполненных «духа общественности». Отсюда — «радость при оказании услуги», «благорасположение и готовность помочь»; все это делает подобную нацию «в общем достойной любви» [11, с. 54].

По мнению Гейне, французы «любят войну ради войны, вследствие чего их жизнь, даже в мирные времена, наполнена шумом и борьбой»; они смотрят на любовь к отечеству, как на высшую добродетель, соединяют в себе легковерие с величайшим скептицизмом, «примешивают к тще-славию погоню за наиболее прибыльными местами», обнаруживают непостоянство в своих привязанностях, обладают «общей манией разрушения», вечно сохраняют «сумасбродство юности, ее легкомыслие, беззаботность и великодушие» [11, с. 60].

Ida Kohl указывает на следующие главнейшие черты французского национального характера: патриотизм, склонность прощать, откровенность, любовь к разговору, остроумие, грация, вежливость [11].

В своих работах Д. В. Ольшанский пишет, что русскому человеку для того, чтобы выжить, всегда приходилось бороться с геоклиматическими условиями; возделывать огромные территории земли, чтобы «пропитаться»; рубить лес, чтобы «поставить дом» [9]. Эти факторы и оформили в русском человеке стремление и осознание необходимости контактировать с окружающим миром, действовать, активно преображая его и себя в нем.

В историко-психологическом анализе характера русского народа акцент делается на такие исторически выработавшиеся черты, как великорусский «авось»(надежда на случай и удачу, а не на расчет), неспособность к размеренному «плановому»труду и, напротив, готовность к мобилизационным моделям жизни с краткосрочным напряжением всех сил и эмоциональным надрывом; крепость «задним умом »(склонность к ретроспективной рефлексии с самообвинениями) в ущерб навыкам рационального планирования и прогнозирования жизни [9]. История показывает, что между свободой и равенством великороссы всегда выбирали равенство. Это объясняется тем, что свобода означает индивидуальную ответственность за лично принимаемые решения, тогда как равенство деиндивидуализирует, уравнивает людей, лишая их индивидуальной свободы ради предлагаемой взамен мас-

совой безответственности. Доминирование иррациональных компонентов в сознании и самосознании порождает отрицание рациональности как таковой. Преобладание эмоциональной веры над другими компонентами психики породило известные постулаты об абсурдности и алогичности «загадочной русской души» [10].

Литературно-художественное рассмотрение, веками заменявшее в русской культуре собственно научное, психологическое или даже философское мировоззрение, приводит к близким выводам. В творчестве наиболее известного певца «русской души»Ф. М. Достоевского демонстрируется, как именно алогичная, «двоемыслящая», сверхсложная, глубоко верующая и потому религиозно-нравственная «личность по-русски»противостоит всему «плохому», которое выражается, прежде всего, в индивидуалистических, предельно рациональных, в первую очередь частных целях и ценностях, свойственных «западному миру»[9, с. 226]. Такое противостояние становится успешным за счет преобладания общинности, массовости и антииндивидуа-листичности в «русской душе». В этом она находит свое счастье и спасение [8].

В целом на основании теоретического анализа личностных ценностей и психологических особенностей русского и французского этносов можно сделать следующее заключение.

Личностные ценности различных этносов имеют различия исходя из особенностей ментальности и «национального характера». Анализ особенностей «национального характера» русского и французского народов показал, что имеются как общие черты, так и различия, а именно: представителям обеих этнических групп присущи личностные ценности гуманистической направленности: стремление развития себя и своей культуры; стремление получать духовное удовлетворение от жизни и деятельности; стремление жить «с обществом» и устанавливать благоприятные взаимоотношения с другими людьми. Лишь относительно личностной ценности — креативности — можно заключить, что представителям французского этноса она не свойственна. Французский народ склонен к стереотипизации своей жизни, к «постоянству».

Личностные ценности прагматической направленности у французского народа выражены слабо. Психологи, социологи и историки отмечают, что этот народ уступчив, услужлив, спонтанен, терпим и дружелюбен, не склонен к расчетливости в поступках.

Психологический и исторический анализ «национального характера» русских показывает, что представителям этой этнической группы свойственны честолюбие, стремление занимать активную жизненную позицию, «мобилизация» всех своих сил для достижения поставленных целей.

Методика

Объект эмпирического исследования: личностные ценности представителей французской этнической группы.

Предмет: особенности личностных ценностей гуманистической и прагматической направленности молодежи французской этнической группы.

Цель исследования — определение особенностей личностных ценно-

стей гуманистической и прагматической направленности представителей французской этнической группы.

На основании анализа теоретических источников была выдвинута следующая гипотеза исследования: личностные ценности французской и русской этнических групп имеют различия в ценностях прагматической направленности (ценности престижа, достижений, материального благополучия), ценности креативности, относящейся к гуманистической направленности.

Описание выборки:

в исследовании приняли участие 38 человек в возрасте от 19 до 29 лет, среди которых первую группу составляют русские студенты говорящие по-французски, — 7 человек, среди которых юношей — 3 человека, девушек — 4 человека. Вторую группу составляют французские студенты и преподаватели, проживающие во Франции, в г. Лионе, — 31 человек, среди которых юношей — 15 человек, девушек — 16 человек, которым русский язык не знаком.

Основной метод исследования — тестирование с применением теста «Аксиологическая направленность личности»на французском языке (Капцов А. В., Карпушина Л. В., адаптация на французский язык Перепелициной О. А) [1, 5].

Учитывая особенности данного исследования и количество человек в выборке, была осуществлена проверка величин на нормальный закон распределения по методу Пустыльника, что в результате показало его отсутствие. Таким образом, для математической обработки эмпирических данных был избран непараметрический критерий Манна-Уитни, который позволяет выявить различия личностных ценностей между выбранными группами испытуемых (в данном случае между группами русских и французских), без учета закона распределения.

Результаты исследования

Первоначально был проведен сравнительный анализ с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни (отдельно для мужчин и женщин), результаты которого представлены в таблицах 1 и 3.

Анализ теоретических источников позволил заключить, что представители французского этноса должны быть очень похожими с русскими в плане ценностей гуманистической направленности (ценности саморазвития, духовного удовлетворения, социальных контактов), кроме ценности креативности. Однако результаты эмпирического исследования внесли уточнения в выводы.

Из таблиц 1-2 следует, что имеются различия в отношении к сферам профессии и образования представителей французской и русской молодежи. Причем для французских девушек эти сферы имеют большую ценность (среднее значение — 6,31 и 5,87), чем для русских (3,75 и 2,5). Это наводит на мысль, что французские девушки более эмансипированы и феминизированы, стремятся себя реализовать в таких сферах жизни, которые требуют наличия определенных компетенций, карьерного роста и проявляются в финансовой независимости современных женщин.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа с использованием непараметрического критерия Манна — Уитни (женщины, п=20)

Жизненные сферы и личностные ценности Сумма рангов (РУС-) Сумма рангов (фран.) Значения ГГ-критерия Манна-Уитни Уровень значимости (Р)

Сфера профессии 15,5 194,5 5,5 0,01

Сфера образования 11,0 199,0 1,0 0,003

Гуманистическая направленность в сфере профессии 10,5 199,5 0,5 0,002

Гуманистическая направленность в сфере образования 17,5 192,5 7,5 0,01

Духовное удовлетворение 16,5 193,5 6,5 0,01

Социальные контакты 20,5 189,5 10,5 0,03

Таблица 2

Средние значения статистически значимых показателей аксиологической сферы (женщины, п=20)

Жизненные сферы и личностные ценности Сред, значение (русские) Сред, значение (французы)

Сфера профессии 3,75 6,31

Сфера образования 2,50 5,87

Гуманистическая направленность в сфере профессии 34,00 69,25

Гуманистическая направленность в сфере образования 27,75 52,38

Духовное удовлетворение 3,50 6,31

Социальные контакты 2,50 5,31

Кроме того, исходя из данных табл. 2, французские женщины стремятся к реализации в сферах профессии и образования гуманистических ценностей, связанных с саморазвитием и духовной удовлетворенностью, проявлением эмпатии и креативности (ср. знач. — 69,25 и 52,38) по сравнению с представительницами русской этнической группы (ср. знач. — 34,0 и 27,75). Работа и учеба должны быть по душе.

Из табл. 3 следует, что так же как и девушки, французские юноши отличаются от представителей русского этноса по ценностям именно гуманистической направленности. Однако различия здесь проявились в сфере семьи, которая, казалось бы, традиционно и в соответствии с эволюционной теорией должна волновать больше женщин, чем мужчин.

Кроме сферы семьи, различия проявились в отношении сферы общественной жизни и ценности креативности.

Молодые французы (табл. 4) сдержанно относятся к сфере семьи, не возвышая, но и не игнорируя эту сферу (ср. знач. — 5,53), тогда как представители русского этноса высоко оценили ее (ср. знач. — 8,66). При этом в сфере семьи они (русские) ценят именно теплоту взаимоотношений между членами семьи, взаимопонимание, дружелюбие, душевное равновесие и

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни (мужчины, п=18)

Жизненные сферы и личностные ценности Сумма рангов (РУС-) Сумма рангов (фран.) Значения ГГ-критерия Манна-Уитни Уровень значимости (Р)

Сфера семьи 46,00 125,00 5,00 0,03

Гуманистическая направленность в сфере семьи 50,0 121,00 1,00 0,01

Сфера общественной жизни 45,00 126,00 6,00 0,05

Ценность креативности 51,00 120,00 0,00 0,006

Таблица 4

Средние значения статистически значимых показателей аксиологической сферы (мужчины, п=18)

Жизненные сферы и личностные ценности Сред, значение (русские) Сред, значение (французы)

Сфера семьи 8,66 5,53

Гуманистическая направленность в сфере семьи 82,33 53,93

Сфера общественной жизни 7,66 4,93

Ценность креативности 9,66 5,06

покой, а также творческий подход во всех семейных делах (показатели гуманистической направленности в сфере семьи). Французские юноши менее политизированы и менее стремятся реализовать себя в сфере общественной жизни по сравнению с русскими юношами. Возможно, высокие значения по этой сфере у русских юношей связаны с теми динамическими процессами в социально-экономической и политической сферах, которые наблюдаются в России в последние годы. В частных беседах с молодыми людьми — представителями русской этнической группы обнаружено, что свою карьеру многие планируют именно в сфере общественно-политической жизни.

Отношение французских юношей к ценности креативности также можно назвать сдержанным по сравнению с представителями русской группы (ср. знач. — 9,66 и соответственно — 5,06).

Выводы

Гипотеза исследования об особенностях личностных ценностей представителей молодежи французской этнической группы подтвердилась частично, а именно: представители французской и русской этнической группы различаются отношением не к ценностям прагматической направленности (престиж, достижения, высокое материальное благополучие, сохранение индивидуальности), а к ценностям гуманистической направленности и сферам жизнедеятельности.

По результатам проведенного исследования можно заключить, что обнаружены различия в личностных ценностях гуманистической направленности между группами французов и русских. Более того, такие гумани-

стические ценности как духовное удовлетворение, социальные контакты, сферы профессии и образования у французских девушек выражены в большей степени, чем у русских девушек, что может их охарактеризовать как самостоятельных, более гуманных и лояльных к другим людям. Полученные количественные данные по результатам тестирования русских и французов (мужчин) могут свидетельствовать и о том, что представители французской группы меньше склонны к проявлению творчества и проявления себя в сфере семьи и общественной жизни по сравнению с представителями русской группы. Но справедливости ради следует отметить, что французские юноши не игнорируют обозначенных сфер и ценностей. Средние показатели означают, на наш взгляд, лишь сдержанность в их проявлении, что подтверждает слова А. Фуллье, характеризующего в своей книге французов как народ, испытывающий «радость при оказании услуги»; «уступчивый», «терпимый и вежливый к себе и иностранцам», «дружелюбный», «не склонный к расчетливости в мыслях и поступках».

Однако, учитывая актуальность и сложность исследуемой проблемы, невозможно говорить о ее полном разрешении, а только о возможности частично ответить на некоторые вопросы. Для более полного обобщения и получения более полных ответов на вопросы, связанных с особенностями аксиологической сферы как представителей французской этнической группы, так и представителей других этнических групп, необходимы дальнейшие кросс-культурные исследования в этой области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Капцов,А. В. Аксиологическая направленность личности: Руководство по применению теста / А. В. Капцов, Л. В. Карпушина. Самара : ИПК «Содружество», 2007. 44 с.

2. Капцов, А. В. Роль гуманистических ценностей в развитии межгрупповой толерантности / А. В. Капцов, Л. В. Карпушина // Шляы Магшёускай псторьп: зборнж навуковых прац / уклад I. А. Пушкш, В. В. Юдзш. Магшёу, 2005. С. 430—433.

3. Карпушина,Л. В. Ценности студентов как представителей русского этноса в Беларуси и России / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов / Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: матер. II международ. науч. конф. Балашов, 2005. С. 228—231.

4. Карпушина^. В. Возрастные особенности аксиологической направленности молодежи / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов// Поликультурное пространство образования: Сб. материалов Международ. научно-практической конференции. Воронеж : Новый взгляд, 2005. С. 29—33.

5. Карпушина Л.В Тест личностных ценностей: Руководство по применению / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов. Самара : ООО «ИПК «Содружество», 2007. 60 с.

6. Карпушина,Л. В. Психологические условия социализации современной молодежи / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов // Историческое и социокультурное развитие Могилева : Сборник научных трудов V международной научной конференции. Могилев : Могилевск. обл. тип., 2007. С. 289—294.

7. Карпушина,Л. В. Городская ментальность как фактор, влияющий на различия личностных ценностей в белорусском этносе / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов //

Известия на Научен център «Св. Дазий Доростолски». Книга II. Руссе : Печатница «ТИБО», 2007. С. 339—343.

8. Мухамеджанова,Н. М. Ценностные ориентации личности как результат приобщения к культуре. М. : Изд-во МГУ, 1979. 378 с.

9. Ольшанский,Д. В. Психология масс. СПб. : Питер, 2001. 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Тугаринов,В. П. Теория ценностей в марксизме. Л. : Изд-во ЛГУ, 1968. 124 с.

11. Фуллье,А. Психология французского народа / пер. с фр. СПб. : Издательство Ф. Павленкова, 1899. 111 с.

12. Kaptsov,A. V. Les aspects psychologiques de l’évaluation pédagogique / A. V. Kaptsov, L. V. Karpushina // Probleme actuale ale teorici §i practiciievaluârii în mvâtâmmt materiale ale conf.^ti. cu partie. Internationale Chisinau. 2007. P. 72—77.

THE PARTICULARITIES OF PERSONAL VALUES OF REPRESENTATIVES OF THE FRENCH ETHNOS L. Karpyshina R. Akopyan

In work results of flight research of personal values of youth sample of students are presented — representatives of the French ethnic group with use of an author's self-report questionnaire «Valuable orientation of the person» in comparison with a similar Russian ethnic group.

Key words: personal values, valuable orientation of the person, the French ethnic group, students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.