Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ УСПЕШНЫХ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ УСПЕШНЫХ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
успешность / личностная сфера / самоактуализация / личность / средний возраст.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Н. В.

Проведенный нами анализ личностной сферы успешных людей имел целью не только изучение ее содержательных характеристик, но и изучение особенностей ее структуры. Она отражает наличие многосторонних связей между различными компонентами личностной сферы успешных людей. Личность успешных людей имеет как внутренние, так и внешние характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Матвеева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ УСПЕШНЫХ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА»

5. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 224 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.

7. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М: Издательство Академии наук СССР, 1959. 354 с.

8. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 с.

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ УСПЕШНЫХ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО

ВОЗРАСТА

Матвеева Н. В., Якутск (Россия), старший преподаватель Института психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Matv_19896@mail.ru

DOI:

Проведенный нами анализ личностной сферы успешных людей имел целью не только изучение ее содержательных характеристик, но и изучение особенностей ее структуры. Она отражает наличие многосторонних связей между различными компонентами личностной сферы успешных людей. Личность успешных людей имеет как внутренние, так и внешние характеристики.

Ключевые слова: успешность; личностная сфера; самоактуализация; личность; средний возраст.

FEATURES OF THE PERSONAL SPHERE OF SUCCESSFUL MIDDLE-AGED PEOPLE

Matveeva N. V., Yakutsk (Russia), Senior Lecturer at the Institute of Psychology, NorthEastern Federal University named after M.K. Ammosova, Matv 19896@mail.ru

Our analysis of the personal sphere of successful people was aimed not only at studying its content characteristics, but also at studying the features of its structure. It reflects the existence of multi-sided relationships between various components of the personal sphere of successful people.

Keywords: success; personal sphere; self-actualization; personality; average age.

Особенности личности, влияющие на успешную реализацию человека в социуме, вызывают активный исследовательский интерес у современных психологов. Особое внимание исследователей привлекают важные для психологической практики вопросы, связанные с личностными предпосылками достижения успеха в профессиональной сфере.

B. Д. Шадриков называет профессионально важными качествами «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения», включая в них и способности человека [1].

C. Я. Батышев, выделяя в процессе становления личности ступень профессиональной компетентности, связывает ее с формированием таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности [2].

Д. Сьюпер отмечено, что успешность работы человека в значительной мере определяется тем, насколько он удовлетворен своим трудом [3]. Н. В. Самоукина указывает

363

на то, что успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели [4].

Б.М. Теплов указывал, что успешность профессиональной деятельности зависит от индивидуальных способностей человека, но при этом он отмечал, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, (т. е. наличие соответствующего сочетания способностей), но и обладание необходимыми навыками и умениями. Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности [5].

Т.В. Кудрявцев и В.Ю. Шегурова в качестве необходимых условий успешного профессионального становления называют активность личности и способность к осознанной саморегуляции деятельности [6]. Сензитивным периодом для становления самореализации личности является период юношества [7].

Целью нашего исследования было выявление личностных особенностей успешных людей среднего возраста.

Объектом исследования являются успешные люди среднего возраста, достигшие успеха в работе.

Предмет исследования: индивидуально-личностные особенности успешных людей, достигших успеха в работе.

В нашем эмпирическом исследовании приняли участие успешные и нормативные люди среднего возраста от 26 до 45 лет. Разделение выборки на группы производилось на основании комплексной оценки результатов анкетирования: выявление достижений в детском, школьном, студенческом возрасте, а также в профессиональном периоде. Так, группа успешных людей (30 человек) представлена кандидатами наук (историки, биологи, географы, математики), защитившихся в период с 1998 по 2008 гг. и имеющих достижения в виде публикаций (от 18-160 статей), руководства грантами (от 2 до 17 грантов), получения грамот (от 5 до 10 грамот), медалей (в том числе и в школьные годы), участие в конкурсах (лауреаты конкурсов, президентских премий) и научных проектах, участие в олимпиадах (в школе). Группа нормативных респондентов (28 человек) также имеет достижения, в основном относящиеся к школьным и студенческим годам респондентов. Всего в обследовании участвовали 58 респондентов в возрасте от 26 до 45 лет.

В работе нами использовались следующие методики исследования: «Жизненные предназначения» О.И. Моткова (изучалась общая жизненная направленность); «Личностная биография» О.И. Моткова (направленная на изучение компонентов общей конструктивности личности: жизненное самоопределение, самореализация, трансформация и гармонизация личности); методика УСК Е.Ф Бажина, А.М. Эткинда (направленная на изучение уровня субъективного контроля личности); тест-опросник САМОАЛ А.В. Лазукина (использовалась для исследования самоактуализации).

Нами был проведен опрос среди людей от 17 до 66 лет, для оценивания самореализации людей в данное время. В опросе участвовали всего 137 человек. После обработки данных мы разделили на внутренние и на внешние стороны самореализации. Внутренняя сторона самореализации рассматривалась нами через изучение следующих качеств: внутренний локус

контроля, приоритет ценностного отношения к жизни, умение самоопределяться, стремление к самосовершенствованию, креативность, высокая осознанность жизненных предназначений, разнонаправленность, высокая потребность в познании, ориентация во времени, самопонимание; внешняя сторона самореализации - через изучение: активного процесса осуществления жизненных предназначений, гибкости в общении, контактности.

Анализ данных, полученных по использованным психодиагностическим методикам, позволил установить различия во внутренних и внешних характеристиках личностной сферы респондентов. Так, по результатам методики САМОАЛ установлено, что высокие показатели осознания жизни «здесь и теперь», выбор ценностного отношения к жизни, креативности, самопонимания свойственны прежде всего успешным людям, а нормативным респондентам в большей степени свойственны высокие показатели спонтанности, аутосимпатии и гибкости в общении.

Диагностика испытуемых по методике УСК выявила, что общая интернальность, интернальность производственных отношений ниже в группе успешных респондентов. А интернальность достижений и интернальность семейных отношений выше в группе успешных. В группе нормативных испытуемых выше интернальность межличностных отношений и интернальность в области болезни и здоровья. Статистический анализ результатов выявил статистически значимые отличия по следующим показателям: интернальность достижений преобладает в группе нормативных респондентов ^=1,823 при р=0,05), в группе успешных респондентов преобладает показатель интернальность неудач (г=2,017 при р=0,04).

Проведенный нами анализ личностной сферы успешных респондентов имел целью не только изучение ее содержательных характеристик, но и изучение особенностей ее структуры. Она отражает наличие многосторонних связей между различными компонентами личностной сферы успешных людей. Так, стремление к самоактуализации у успешных людей коррелирует с внешним локусом контроля (г=0,43), поддержкой других (г=0,45); у нормативных людей она преимущественно коррелирует с общей интернальностью (г=0,44) и жизненным самоопределением (г=0,44).

Ориентация во времени у успешных испытуемых связана с гармоничностью жизненных предназначений (г=0,69), внешним локусом контроля (г=0,66); у нормативных - с общей интернальностью (г=0,71), гармоничностью личности (г=0,38), однонаправленностью (г=0,49).

Статистически достоверные связи ценностного отношения к жизни и окружающим людям у успешных установлены с общей конструктивностью личности (г=0,42), ориентацией «руководитель» (г=0,35), ситуативной ориентацией (г=-0,37), внешним локусом контроля (г=0,33), высокой осознанностью жизненных предназначений (0,39); у нормативных людей -с гармоничностью личности (г=0,42), разнонаправленностью (г=0,47), интернальностью семейных отношений (г=0,39), интернальностью здоровья (г=-0,37), верой в осуществимость жизненных предназначений (г=0,40), внутренним локусом контроля (г=0,38), общей конструктивностью личности (г=0,50).

Креативность у успешных испытуемых коррелирует с общей конструктивностью личности (г=0,35) и ориентацией «исполнитель» (г=0,37); у нормативных испытуемых - с жизненным самоопределением (г=0,48), ориентацией «руководитель» (г=0,45), поддержкой

других (г=0,45), низкой осознанностью жизненных предназначений (г=0,47), разнонаправленнстью (г=0,45), верой в осуществимость жизненных предназначен (г=0,41), действенностью процесса жизненных предназначений (г=0,50).

Подводя итог, можно отметить, что успешность самоактуализации зависит, в первую очередь, от степени развитости этих 4-х компонентов, а именно: базовых потребностей, внутриличностной работы, позитивной Я-концепции, духовного компонента - выделенных в эмпирической модели, а также от того, насколько человек коммуникабелен, живет настоящим моментом. Мы определили, что чем сильнее стремление к самоактуализации, тем больше человек уверен, что он сам добился всего того хорошего, что было и есть в его жизни, и что он способен с успехом преследовать свои цели в будущем. Чем сильнее стремление к самоактуализации, тем больше люди стремятся помочь и поддержать других.

Когда человек более полно наслаждается экзистенциальной ценностью жизни «здесь и теперь», быстрее происходит его самоопределение. Чем чаще человек выбирает и разделяет ценности самоактуализирующейся личности, тем быстрее он самоопределяется в жизни, отмечает у себя позитивные, способствующие личностному росту и самосовершенствованию черты, тем легче он понимает и поддерживает других людей и тем грамотнее руководит ими. Когда человек предпочитает ценностное отношение к жизни, тогда он понимает, что многое в жизни не подлежит его влиянию и тем большей позитивностью характеризуется личность человека и его жизненные ориентации отличаются большей слаженностью, позитивностью и гармоничностью.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что чем сильнее человек стремится к получению новых и полных знаний, тем больше его интересуют разные направления деятельности как в работе, так и в жизни, тем больше он ориентирован на других и тем отчетливее он понимает, что он в жизни не всесилен, но тем больше его личность характеризуется позитивностью и тем продуктивнее его самореализация, осознанность его жизненного самоопределения.

Когда человек стремится творчески относиться к жизни, тогда быстрее происходит самосовершенствование личности. Чем сильнее личность ощущает себя свободной и независимой, тем чаще человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими, тем больше он контролирует все эмоционально положительные ситуации и события, тем он лучше понимает и эмоционально поддерживает людей, тем легче он творит (без ограничений и достаточно уверенно).

Чем человек открытее, увереннее и непосредственнее воспринимает окружающий мир, тем больше верит в исполнение своих желаний и целей. Чем полнее и отчетливее человек понимает свои желания и потребности, тем более чувствует свою ответственность за важные события в своей жизни и способен ими управлять. Чем чаще люди ориентированы на личностное общение и не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, тем продуктивнее их самореализация, осознаннее и яснее их жизненное самоопределение.

Таким образом, можно сказать, что личность успешных людей имеет как внутренние, так и внешние характеристики. Внутренние характеристики заключаются в выборе ценностного отношения к жизни и окружающим людям, стремлении к получению новых и полных знаний, выборе творческого отношения к жизни и работе, разносторонних интересах, духовной ориентации. Эти особенности способствуют быстрому самоопределению в жизни;

позитивным изменениям личности, в свою очередь способствующим личностному росту и самосовершенствованию.

Внешние характеристики личностной сферы успешных людей представлены следующими показателями: контактность, гибкость в общении активный процесс по реализации своих жизненных предназначений, внешний локус контроля (понимание, что человек не всесилен), которые также способствуют более успешному протеканию процесса самоактуализации. Необходимо отметить, что все вышеуказанные характеристики свойственны всем людям, но у успешных они развиты в большей степени. Поэтому успешность и самоактуализация человека являются тождественными.

На наш взгляд, представленные в эмпирической модели четыре главных компонента, а также коммуникативные качества необходимо развивать у людей юношеского возраста, поскольку именно в это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем - мировоззрение, а главным новообразованием этого возраста является самоопределение: профессиональное и личностное. И от того, насколько быстро и качественно будут развиты вышеперечисленные характеристики, настолько быстро они найдут «свое» место в жизни, будут иметь разносторонние интересы и ощущать себя гармоничной, а значит и счастливой личностью.

Литература

1. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М.: Издательство СГУ, 2004. 192 с.

2. Под редакцией академиков РАО С.Я. Батышева и А.М. Новикова Издание третье, переработанное. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.

3. Воробьева М. А. Психология труда: учебное пособие, Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2015. 212 с.

4. Ронжина Н. В. Личность педагога профессионального образования в контексте компетентностного подхода / Н. В. Ронжина. Текст: непосредственный // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале XXI века: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы 12-й Международной научно-практической конференции, Казань, 17 мая, 2018 г.: в 2 книгах / под общ. ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань: Школа, 2018. Кн. 2.

5. Теплов Б. М. Избранные труды / Б.М. Теплов. Москва: Педагогика, 1985.

6. Немов Р. С. Общая психология в 3 т. Том I. Введение в психологию: учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. С. Немов. 6-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2019.

7. Егорычева И. Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в ее развитии: дис. ... доктора психол. наук / И. Д. Егорычева. М., 2012.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛИЧНОСТИ

Мухамедова Д. Г., Ташкент (Узбекистан), доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Национального университета Узбекистана, sdilbar@yandex. ru

Саломова Г. Ш., Ташкент (Узбекистан), кандидат психологических наук, докторант кафедры Психологии Национального университета Узбекистана, salomovaguli8225@mail.ru

DOI:

В данной статье приведены исследования критического мышления как составлящей когнитивных процессов личности, являющейся основой развития интеллектуальных качеств в целом. А также, в статье рассматриваются виды обработки информаций. Представлены формы проявления критического мышления и методы его исследования.

Ключевые слова: критическое мышление, интеллектуальное поведение, когнитивная гибкость, аналитическое мышление, принятие решений.

DEFINITION OF CRITICAL THINKING AS THE BASIS OF THE COGNITIVE

PROCESSES OF THE PERSONALITY

Mukhamedova D.G., Tashkent (Uzbekistan), Doctor of Psychology, Professor. Head of the Department of Psychology of the National University of Uzbekistan, sdilbar@yandex.ru

Salomova G.Sh., Tashkent (Uzbekistan), PhD in Psychology, Doctoral student of the Department of Psychology of the National University of Uzbekistan, salomovaguli8225@mail.ru

Критическое мышление - один из ключевых способностей XXI века, позволяющая анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведенного анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.

В современном мире мы окружены информацией, она поступает из разных источников и нуждается в переосмыслении и проверке на достоверность. Благодаря критическому мышлению мы видим нестыковки и противоречия, можем отсеять неточные данные и отделить факты от их интерпретации.

«Критическое мышление - это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, синтеза и оценки информации, собранной или генерируемой наблюдением, опытом, размышлениями, рассуждениями или общением, в качестве отношения к убеждениям и действиям.

В своей образцовой форме оно основано на универсальных интеллектуальных ценностях, которые выходят за рамки предметных разделов, Которые определяются как: ясность, точность, последовательность, актуальность, убедительные доказательства, веские причины, глубина и широта проблемы и справедливость заключения».

Оно влечет за собой изучение тех структур или элементов мысли, которые явно присутствуют во всех рассуждениях.

Чтобы изучить подобный тип мышления, исследование должно опираться на цели, проблемы обсуждаемого вопроса; предположения; концепции; эмпирическое обоснование; рассуждения, приводящие к выводам; возражения с альтернативных точек зрения; и системы координат.

Критическое мышление - будучи свойством разнообразных предметов, проблем и целей - включено в раздел нетипичных способов мышления, среди которых присутствуют:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.