Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ УСПЕШНЫХ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ УСПЕШНЫХ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Наталья Васильевна

За последние годы в мировой и отечественной науке значительно увеличилось количество исследований, посвященных проблеме самоактуализации личности. В центре внимания этих исследований находится проблема становления гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста. Современная эпоха характеризуется наличием быстрых социальных изменений, заставляющих личность постоянно перестраивать свои сложившиеся жизненные отношении и преобразовывать себя. Эти современные обстоятельства жизни человека обостряют его внутреннюю потребность индивидуального решения актуальных вопросов, связанных с познанием себя, с определением своих способностей, устремлений и желаний, своей «миссии» в мире, с самосовершенствованием, вопросов, напрямую связанных с самоактуализацией личности. Проведенный нами анализ личностной сферы успешных людей имел целью не только изучение ее содержательных характеристик, но и изучение особенностей ее структуры. Она отражает наличие многосторонних связей между различными компонентами личностной сферы успешных людей. Личность успешных людей имеет как внутренние, так и внешние характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Матвеева Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PERSONAL SPHERE OF SUCCESSFUL MIDDLE-AGED PEOPLE

In recent years, the number of studies devoted to the problem of self-actualization of the individual has significantly increased in the world and Russian reserach. The focus of these studies is on the problem of developing a harmonious and competent personality that maximizes his/her potential in the interests of personal and social growth. The modern era is characterized by the presence of rapid social changes that force the individual to constantly rebuild their existing life relationships and transform themselves. These modern circumstances of a person’s life sharpen their inner need for individual solutions to topical issues related to self-knowledge, determining their abilities, aspirations and desires, their “mission” in the world, self-improvement, and issues directly related to self-actualization of the individual. Our analysis of the personal sphere of successful people was aimed not only at studying its content characteristics, but also at studying the features of its structure. It reflects the existence of multi-sided relationships between various components of the personal sphere of successful people.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ УСПЕШНЫХ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА»

- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 159.9.072.42

Н. В. Матвеева

Особенности личностной сферы успешных людей среднего возраста

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. За последние годы в мировой и отечественной науке значительно увеличилось количество исследований, посвященных проблеме самоактуализации личности. В центре внимания этих исследований находится проблема становления гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста. Современная эпоха характеризуется наличием быстрых социальных изменений, заставляющих личность постоянно перестраивать свои сложившиеся жизненные отношении и преобразовывать себя. Эти современные обстоятельства жизни человека обостряют его внутреннюю потребность индивидуального решения актуальных вопросов, связанных с познанием себя, с определением своих способностей, устремлений и желаний, своей «миссии» в мире, с самосовершенствованием, вопросов, напрямую связанных с самоактуализацией личности. Проведенный нами анализ личностной сферы успешных людей имел целью не только изучение ее содержательных характеристик, но и изучение особенностей ее структуры. Она отражает наличие многосторонних связей между различными компонентами личностной сферы успешных людей. Личность успешных людей имеет как внутренние, так и внешние характеристики.

Ключевые слова: успешность; личностная сфера; самоактуализация; личность; средний возраст.

N. V. Matveeva

Features of the personal sphere of successful middle-aged people

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. In recent years, the number of studies devoted to the problem of self-actualization of the individual has significantly increased in the world and Russian reserach. The focus of these studies is on the problem of developing a harmonious and competent personality that maximizes his/her potential in the interests of personal and social growth. The modern era is characterized by the presence of rapid social changes that force the individual to constantly rebuild their existing life relationships and transform themselves. These modern circumstances of a person's life sharpen their inner need for individual solutions to topical issues related to self-knowledge, determining their abilities, aspirations and desires, their "mission" in the world, self-improvement, and issues directly related to self-actualization of the individual. Our analysis of the personal sphere of successful people was aimed not only at studying its content characteristics, but also at studying the features of its structure. It reflects the existence of multi-sided relationships between various components of the personal sphere of successful people.

Keywords: success; personal sphere; self-actualization; personality; average age.

МАТВЕЕВА Наталья Васильевна - ст. преподаватель Института психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: Matv_1986@mail.ru

MATVEEVA Natalia Vasilievna - Senior Lecturer, Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

Введение

Особенности личности, влияющие на успешную реализацию человека в социуме, вызывают активный исследовательский интерес у современных психологов. Особое внимание исследователей привлекают важные для психологической практики вопросы, связанные с личностными предпосылками достижения успеха в профессиональной сфере.

Е. А. Климов отмечает, что для достижения вершин мастерства необходима «наивысшая степень взаимосоответствия человека и его работы», которая и называется призванием, то есть профессионализм не сводится только к овладению определенными знаниями, умениями и навыками, необходимы еще определенные качества личности, которые будут предпосылкой достижения успеха в избранной профессии [1, 2].

B. Д. Шадриков называет профессионально важными качествами «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения», включая в них и способности человека [3].

C. Я. Батышев, выделяя в процессе становления личности ступень профессиональной компетентности, связывает ее с формированием таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности [4].

Д. Сьюпер отмечено, что успешность работы человека в значительной мере определяется тем, насколько он удовлетворен своим трудом [5]. Н. В. Самоукина указывает на то, что успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели [6].

Б. М. Теплов указывал, что успешность профессиональной деятельности зависит от индивидуальных способностей человека, но при этом он отмечал, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, (т. е. наличие соответствующего сочетания способностей), но и обладание необходимыми навыками и умениями. Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности [7].

Т. В. Кудрявцев и В. Ю. Шегурова в качестве необходимых условий успешного профессионального становления называют активность личности и способность к осознанной саморегуляции деятельности [8]. Сензитивным периодом для становления самореализации личности является период юношества [9].

Анализ личностной сферы успешных людей среднего возраста

Целью нашего исследования было выявление личностных особенностей успешных людей среднего возраста.

Объектом исследования являются успешные люди среднего возраста, достигшие успеха в работе.

Предмет исследования: индивидуально-личностные особенности успешных людей, достигших успеха в работе.

В нашем эмпирическом исследовании приняли участие успешные и нормативные люди среднего возраста от 26 до 45 лет. Разделение выборки на группы производилось на основании комплексной оценки результатов анкетирования: выявление достижений в детском, школьном, студенческом возрасте, а также в профессиональном периоде. Так, группа успешных людей (30 человек) представлена кандидатами наук (историки, биологи, географы, математики), которые защитили диссертации в период с 1998 по 2008 гг. и имеют достижения в виде публикаций (от 18-160 статей), руководства грантами (от 2 до 17 грантов), получения грамот (от 5 до 10 грамот), медалей (в том числе и в школьные годы), участие в конкурсах (лауреаты конкурсов, президентских премий) и научных проектах, участие в олимпиадах (в школе). Группа нормативных респондентов (28 человек) также имеет достижения, в основном относящиеся к школьным и студенческим годам респондентов. Всего в обследовании участвовали 58 респондентов в возрасте от 26 до 45 лет.

В работе нами использовались следующие методики исследования: «Жизненные предназначения» О. И. Моткова (изучалась общая жизненная направленность); «Личностная биография» О. И. Моткова (направленная на изучение компонентов общей конструктивности личности: жизненное самоопределение, самореализация, трансформация и гармонизация личности); методика УСК Е. Ф. Бажина, А. М. Эткинда (направленная на изучение уровня субъективного контроля личности); тест-опросник САМОАЛ А. В. Лазукина (использовалась для исследования самоактуализации); для выявления уровня достижений была предложена анкета с вопросами о содержании и характере достижений. Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики (угловое преобразование Фишера; ^критерий Стьюдента).

Нами был проведен опрос среди людей от 17 до 66 лет для оценивания самореализации людей в данное время. В опросе участвовали всего 137 человек. После обработки данных мы разделили на внутренние и на внешние стороны самореализации. Внутренняя сторона самореализации рассматривалась нами через изучение следующих качеств: внутренний локус контроля, приоритет ценностного отношения к жизни, умение самоопределяться, стремление к самосовершенствованию, креативность, высокая осознанность жизненных предназначений, разнонаправленность, высокая потребность в познании, ориентация во времени, самопонимание; внешняя сторона самореализации - через изучение активного процесса осуществления жизненных предназначений, гибкости в общении, контактности.

Анализ данных, полученных по использованным психодиагностическим методикам, позволил установить различия во внутренних и внешних характеристиках личностной сферы респондентов. Так, по результатам методики САМОАЛ установлено, что высокие показатели осознания жизни «здесь и теперь», выбор ценностного отношения к жизни, креативности, самопонимания свойственны прежде всего успешным людям, а нормативным респондентам в большей степени свойственны высокие показатели спонтанности, аутосимпатии и гибкости в общении.

Стремление к самоактуализации, позитивный взгляд на природу человека, контактность свойственны всем группам испытуемых. Вместе с тем были выявлены статистически значимые отличия по показателям спонтанности ^=0,813 при р=0,05) и самопонимания (г=1,698 при р=0,05), эти показатели ниже в группе успешных людей.

Диагностика испытуемых по методике УСК выявила, что общая интернальность, интер-нальность производственных отношений ниже в группе успешных респондентов. А интер-нальность достижений и интернальность семейных отношений выше в группе успешных. В группе нормативных испытуемых выше интернальность межличностных отношений и интернальность в области болезни и здоровья. Статистический анализ результатов выявил статистически значимые отличия по следующим показателям: интернальность достижений преобладает в группе нормативных респондентов (г=1,823 при р=0,05), в группе успешных респондентов преобладает показатель интернальность неудач ^=2,017 при р=0,04).

Результаты исследования факторов личностной гармоничности по методике «Личностная биография» показали, что все испытуемые самоопределились в жизни, но успешные респонденты более эффективны в активном процессе самореализации (значимые отличия z=1,889 при р=0,05), отмечаются позитивные сдвиги в личности, выше показатели гармоничности и общей конструктивности личности.

Результаты исследования по методике «Жизненные предназначения» показали, что у всех успешных респондентов показатели организации и активности процесса осуществления жизненных предназначений выше, чем у нормативных. Статистический анализ позволил выявить значимые отличия по следующим показателям: ориентация «подчиненный» ^=2,089 при р=0,04), «низкая осознанность жизненных предназначений» (г=1,890 при р=0,05), «исполнитель» ^=1,791 при р=0,05) выше в группе нормативных испытуемых, а внешний локус контроля ^=3,057 р=0,002) и ориентация «творец» (2=4,392 р=0,001) преобладает в группе успешных людей.

Проведенный нами анализ личностной сферы успешных респондентов имел целью не только изучение ее содержательных характеристик, но и изучение особенностей ее структуры. Она отражает наличие многосторонних связей между различными компонентами личностной сферы успешных людей. Так, стремление к самоактуализации у успешных людей коррелирует с внешним локусом контроля (г=0,43), поддержкой других (г=0,45); у нормативных людей она преимущественно коррелирует с общей интернальностью (г=0,44) и жизненным самоопределением (г=0,44).

Ориентация во времени у успешных испытуемых связана с гармоничностью жизненных предназначений (г=0,69), внешним локусом контроля (г=0,66); у нормативных - с общей интернальностью (г=0,71), гармоничностью личности (г=0,38), однонаправленностью (г=0,49).

Статистически достоверные связи ценностного отношения к жизни и окружающим людям у успешных установлены с общей конструктивностью личности (г=0,42), ориентацией «руководитель» (г=0,35), ситуативной ориентацией (г=-0,37), внешним локусом контроля (г=0,33), высокой осознанностью жизненных предназначений (0,39); у нормативных людей - с гармоничностью личности (г=0,42), разнонаправленностью (г=0,47), интернальностью семейных отношений (г=0,39), интернальностью здоровья (г=-0,37), верой в осуществимость жизненных предназначений (г=0,40), внутренним локусом контроля (г=0,38), общей конструктивностью личности (г=0,50).

Позитивный взгляд на природу человека связан у успешных респондентов с общей конструктивностью личности (г=0,40), а также с высокой осознанностью жизненных предназначений (г=0,39); у нормативных людей - с внутренним локусом контроля (г=0,36).

Выявлена связь потребности в познании у успешных людей с общей конструктивностью личности (0,43); у нормативных людей - с поддержкой других (г=0,41), духовной ориентацией (г=0,48), низкой осознанностью жизненных предназначений (г=0,43), верой в осуществимость жизненных предназначений (г=0,40), ориентацией «исполнитель» (г=0,36).

Креативность у успешных испытуемых коррелирует с общей конструктивностью личности (г=0,35) и ориентацией «исполнитель» (г=0,37); у нормативных испытуемых - с жизненным самоопределением (г=0,48), ориентацией «руководитель» (г=0,45), поддержкой других (г=0,45), низкой осознанностью жизненных предназначений (г=0,47), разнонаправленнстью (г=0,45), верой в осуществимость жизненных предназначений (г=0,41), действенностью процесса жизненных предназначений (г=0,50).

Также существуют значимые связи автономности у успешных респондентов с ориентацией «подчинение» (г=-0,39), интернальностью достижений (г=0,37), интернальностью межличностных отношений (г=0,36); у нормативных - с жизненным самоопределением (г=0,43).

Аутосимпатия у успешных людей связана с интернальностью семейных отношений (г=0,36), разнонаправленностью (г=0,37), внутренним локусом контроля (г=-0,35); у нормативных респондентов - с гармоничностью жизненных предназначений (г=0,37).

Полученные нами данные позволили разработать эмпирическую модель личностной сферы успешных людей (рис.).

Примечание: 1. Базовые потребности (стремление к самоактуализации, потребность в познании, креативность). 2. Внутриличностная работа (общая конструктивность личности, трансформация личности, наличие жизненных предназначений, вера в осуществимость жизненных предназначений). 3. Позитивная Я-концепция (аутосимпатия, автономия, спонтанность). 4. Духовный компонент (ценностное отношение к жизни и окружающим людям, поддержка других, духовная ориентация).

Подводя итог, можно отметить, что успешность самоактуализации зависит, в первую очередь, от степени развитости этих 4 компонентов, а именно: базовых потребностей, внутрилич-ностной работы, позитивной Я-концепции, духовного компонента, выделенных в эмпирической модели, а также от того, насколько человек коммуникабелен, живет настоящим моментом. Мы определили, что чем сильнее стремление к самоактуализации, тем больше человек уверен, что он сам добился всего того хорошего, что было и есть в его жизни, и что он способен с успехом преследовать свои цели в будущем. Чем сильнее стремление к самоактуализации, тем больше люди стремятся помочь и поддержать других.

Когда человек более полно наслаждается экзистенциальной ценностью жизни «здесь и теперь», быстрее происходит его самоопределение. Чем чаще человек выбирает и разделяет ценности самоактуализирующейся личности, тем быстрее он самоопределяется в жизни, отмечает у себя позитивные, способствующие личностному росту и самосовершенствованию черты, тем легче он понимает и поддерживает других людей и тем грамотнее руководит ими. Когда человек предпочитает ценностное отношение к жизни, тогда он понимает, что многое в жизни не подлежит его влиянию и тем большей позитивностью характеризуется личность человека и его жизненные ориентации отличаются большей слаженностью, позитивностью и гармоничностью.

Заключение

В ходе нашего исследования мы выяснили, что чем сильнее человек стремится к получению новых и полных знаний, тем больше его интересуют разные направления деятельности как в работе, так и в жизни, тем больше он ориентирован на других и тем отчетливее он понимает, что он в жизни не всесилен, но тем больше его личность характеризуется позитивностью и тем продуктивнее его самореализация, осознанность его жизненного самоопределения.

Когда человек стремится творчески относиться к жизни, тогда быстрее происходит самосовершенствование личности. Чем сильнее личность ощущает себя свободной и независимой, тем чаще человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими, тем больше он контролирует все эмоционально положительные ситуации и события, тем он лучше понимает и эмоционально поддерживает людей, тем легче он творит (без ограничений и достаточно уверенно).

Чем человек открытее, увереннее и непосредственнее воспринимает окружающий мир, тем больше верит в исполнение своих желаний и целей. Чем полнее и отчетливее человек понимает свои желания и потребности, тем более чувствует свою ответственность за важные

события в своей жизни и способен ими управлять. Чем чаще люди ориентированы на личностное общение и не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, тем продуктивнее их самореализация, осознаннее и яснее их жизненное самоопределение.

Таким образом, можно сказать, что личность успешных людей имеет как внутренние, так и внешние характеристики. Внутренние характеристики заключаются в выборе ценностного отношения к жизни и окружающим людям, стремлении к получению новых и полных знаний, выборе творческого отношения к жизни и работе, разносторонних интересах, духовной ориентации. Эти особенности способствуют быстрому самоопределению в жизни; позитивным изменениям личности, в свою очередь способствующим личностному росту и самосовершенствованию.

Внешние характеристики личностной сферы успешных людей представлены следующими показателями: контактность, гибкость в общении активный процесс по реализации своих жизненных предназначений, внешний локус контроля (понимание, что человек не всесилен), которые также способствуют более успешному протеканию процесса самоактуализации. Необходимо отметить, что все вышеуказанные характеристики свойственны всем людям, но у успешных они развиты в большей степени. Поэтому успешность и самоактуализация человека являются тождественными.

На наш взгляд, представленные в эмпирической модели четыре главных компонента, а также коммуникативные качества необходимо развивать у людей с юношеского возраста, поскольку именно в это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем - мировоззрение, а главным новообразованием этого возраста является самоопределение: профессиональное и личностное. И от того, насколько быстро и качественно будут развиты вышеперечисленные характеристики, настолько быстро они найдут «свое» место в жизни, будут иметь разносторонние интересы и ощущать себя гармоничной, а значит и счастливой личностью.

Литература

1. Климов, Е. А. О среде обитания глазами психолога / Е. А. Климов. Текст: непосредственный // 2-я Российская конференция по экологической психологии: материалы, Москва, 12-14 апр., 2000 г. Москва : Изд-во Моск. гос. психол.-пед. ин-та, 2001.

2. Психология труда : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Ю. Манухина [и др.]; под общей редакцией С. Ю. Манухиной. - Москва : Юрайт, 2019. - 485 с. - Текст : непосредственный.

3. Шадриков, В. Д. Способности и интеллект человека / В. Д. Шадриков. - Москва : Издательство СГУ, 2004 - 192 с. - Текст : непосредственный.

4. Профессиональная педагогика : учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под редакцией С. Я. Батышева, А. М. Новикова [Изд. 3-е, перераб.]. - Москва : ЭГВЕС, 2009. - Текст : непосредственный.

5. Воробьёва, М. А. Психология труда : учебное пособие / М. А. Воробьева. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т.: , 2015. - 212 с. - Текст : непосредственный.

6. Ронжина, Н. В. Личность педагога профессионального образования в контексте компетентност-ного подхода / Н. В. Ронжина. Текст: непосредственный // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале XXI века: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы 12-й Международной научно-практической конференции, Казань, 17 мая, 2018 г.: в 2 книгах / под общ. ред. Р. С. Сафина, Е. А. Корчагина. - Казань : Школа, 2018. Кн. 2.

7. Теплов, Б. М. Избранные труды / Б. М. Теплов. - Москва : Педагогика, 1985. - Текст : непосредственный.

8. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том I. Введение в психологию: учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. С. Немов. - 6-е изд. - Москва : Юрайт, 2019. - Текст : непосредственный.

9. Егорычева, И. Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в ее развитии: дис. ... доктора психол. наук / И. Д. Егорычева. - Москва, 2012. - Текст : непосредственный.

Rererences

1. Klimov, E. A. O srede obitanija glazami psihologa / E. A. Klimov. Tekst: neposredstvennyj // 2-ja Rossijskaja konferencija po jekologicheskoj psihologii: materialy, Moskva, 12-14 apr., 2000 g. Moskva : Izd-vo Mosk. gos. psihol.-ped. in-ta, 2001.

2. Psihologija truda : uchebnik i praktikum dlja akademicheskogo bakalavriata / S. Ju. Manuhina [i dr.]; pod obshhej redakciej S. Ju. Manuhinoj. - Moskva : Jurajt, 2019. - 485 s. - Tekst : neposredstvennyj.

3. Shadrikov, V. D. Sposobnosti i intellekt cheloveka / V. D. Shadrikov. - Moskva : Izdatel'stvo SGU, 2004

- 192 s. - Tekst : neposredstvennyj.

4. Professional'naja pedagogika : uchebnik dlja studentov, obuchajushhihsja po pedagogicheskim special'nostjam i napravlenijam. Pod redakciej S. Ja. Batysheva, A. M. Novikova [Izd. 3-e, pererab.]. - Moskva : JeGVES, 2009. - Tekst : neposredstvennyj.

5. Vorob'jova, M. A. Psihologija truda : uchebnoe posobie / M. A. Vorob'eva. - Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t.: , 2015. - 212 s. - Tekst : neposredstvennyj.

6. Ronzhina, N. V. Lichnost' pedagoga professional'nogo obrazovanija v kontekste kompetentnostnogo podhoda / N. V. Ronzhina. Tekst: neposredstvennyj // Vysshee i srednee professional'noe obrazovanie Rossii v nachale XXI veka: sostojanie, problemy, perspektivy razvitija: materialy 12-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kazan', 17 maja, 2018 g.: v 2 knigah / pod obshh. red. R. S. Safina, E. A. Korchagina.

- Kazan' : Shkola, 2018. Kn. 2.

7. Teplov, B. M. Izbrannye trudy / B. M. Teplov. - Moskva : Pedagogika, 1985. - Tekst : neposredstvennyj.

8. Nemov, R. S. Obshhaja psihologija v 3 t. Tom I. Vvedenie v psihologiju: uchebnik i praktikum dlja akademicheskogo bakalavriata / R. S. Nemov. - 6-e izd. - Moskva : Jurajt, 2019. - Tekst : neposredstvennyj.

9. Egorycheva, I. D. Genezis samorealizacii kak osobogo tipa dejatel'nosti i rol' podrostkovogo vozrasta v ee razvitii: dis. ... doktora psihol. nauk / I. D. Egorycheva. - Moskva, 2012. - Tekst : neposredstvennyj.

^SNSr^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.