Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА ЗДОРОВЬЯ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА ЗДОРОВЬЯ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗУЮЩИЕ СОЗНАНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ЗДОРОВЬЯ / ПОДРОСТКИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгополова В. А.

В статье представлены результаты эмпирического исследования личностного смысла здоровья у подростков с нарушениями зрения. Личностный смысл здоровья подростков с нарушениями зрения плохо сформирован, им сложно определить собственное отношение к здоровью посредством ситуаций из личного опыта, но здоровье остается формально желанным и необходимым. Было выявлено, что подростки с нарушениями зрения, раскрывая свое отношение к здоровью, опирались, скорее, на его значение, заимствованное у взрослых, говорили о важности здоровья для правильного функционирования организма и положительного эмоционального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PERSONAL MEANING OF HEALTH IN ADOLESCENTS WITH VISUAL IMPAIRMENTS

Health-related problems are the most pressing problems of modern society. When studying the internal picture of health, we can consider the whole process of a person's awareness of their own health: whether health is valuable for a person, whether it is saturated with meaning, whether there are motives that motivate activities to preserve and strengthen health. In this paper, we have focused on the study of the features of the personal meaning of health as a component of the internal picture of health in adolescents with visual impairments. It is during adolescence that it is possible to form a full-fledged internal picture of health. The level of formation of abstract thinking in adolescence already allows you to have knowledge, ideas, and comprehend what health is. The emerging personality allows you to correlate the features of health with the context of life. Teenagers with visual impairments are not aware of their defect as a disease. This is their life situation and these are the features of their internal picture of health. The personal meaning of the health of adolescents with visual impairments is poorly formed, it is difficult for them to determine their own attitude to health through situations from personal experience, but health remains formally desirable and necessary. It was revealed that adolescents with visual impairments, revealing their attitude to health, relied rather on its significance, talked about the importance of health for the proper functioning of the body and a positive emotional state. At the same time, a healthy lifestyle and behavior aimed at preserving and strengthening health depend on the formation of an internal picture of health, on the understanding of health as a value. It is necessary to form an attitude to health as a value in a teenager with a visual impairment. The meaning of health should be positive. Only then will the teenager willingly engage in activities aimed at strengthening health in general, at adapting and overcoming his defect.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА ЗДОРОВЬЯ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 9 (75). 2023. № 2. С. 107-115.

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА ЗДОРОВЬЯ У ПОДРОСТКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Долгополова В. А.

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: dolgopolova.viktoria@yandex.ru

В статье представлены результаты эмпирического исследования личностного смысла здоровья у подростков с нарушениями зрения. Личностный смысл здоровья подростков с нарушениями зрения плохо сформирован, им сложно определить собственное отношение к здоровью посредством ситуаций из личного опыта, но здоровье остается формально желанным и необходимым. Было выявлено, что подростки с нарушениями зрения, раскрывая свое отношение к здоровью, опирались, скорее, на его значение, заимствованное у взрослых, говорили о важности здоровья для правильного функционирования организма и положительного эмоционального состояния.

Ключевые слова: внутренняя картина здоровья, образующие сознания, личностный смысл здоровья, подростки с нарушениями зрения.

ВВЕДЕНИЕ

Психология здоровья - это одно из интенсивно развивающихся направлений психологии. Несмотря на широкую популярность исследований в области психологии здоровья, в научной литературе сложно найти исследование внутренней картины здоровья у подростков с нарушениями зрения. В данной работе мы остановились на изучении особенностей личностного смысла здоровья, как составляющей внутренней картины здоровья у подростков с нарушениями зрения.

Именно в подростковый период возможно формирование полноценной внутренней картины здоровья. Уровень абстрактного мышления подростков позволяет приобретать и осмыслять знания и представления о здоровье. В условиях формирующейся личности уже может складываться жизненное значение здоровья, его смысл. Подростки с нарушениями зрения не осознают и не осмысляют свой дефект, как болезнь [1, 2]. В то же время такой подросток должен выполнять определенную деятельность по профилактике и предупреждению ухудшения своего дефекта, должен приспосабливаться к своему дефекту в социуме.

Как сформировать у подростка с нарушением зрения нужную деятельность? Внушать, что он болен категорически нельзя. В данном случае коррекционные усилия должны быть направлены не на дефект и не на болезнь. Нужно формировать у подростка отношение к здоровью, как к ценности. Смысл здоровья должен быть позитивным. И тогда подросток будет охотно включен в деятельность, направленную на укрепление здоровья в целом, и на приспособление к дефекту зрения [3-6].

107

Целью статьи является исследование личностного смысла здоровья у подростков с нарушениями зрения.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В эмпирическом исследовании принимало участие 128 детей подросткового возраста от 13 до 16 лет. Экспериментальную группу составили 56 подростков с нарушениями зрения, обучающихся в ГБОУ РК «Симферопольская специальная школа-интернат № 1». По степени нарушения зрения данные подростки относятся к категории слабовидящие с такими формами зрительных нарушений, как миопия, гиперметропия, астигматизм и др. Контрольную группу составили 72 обучающихся в МБОУ «Гимназия № 1 им. И.В. Курчатова», г. Симферополь.

Для индивидуальной диагностики использовались следующие методики: рисунок «Мое здоровье», «Самооценка» Дембо-Рубинштейн, модифицированные «Незаконченные предложения» и открытый вопрос «Что такое здоровье?» [7-9].

Для оценки достоверности различий результатов, были применены математические критерии: и-критерий Манна Уитни, критерий %2 Пирсона, критерий Фишера.

Рисунки испытуемых на тему: «Мое здоровье» мы анализировали, используя технологию, предложенную Василюком Ф.Е. [10, 11]. Этот метод позволяет выделить, с опорой на какую образующую сознания был сделан рисунок. В рисунке испытуемый может опираться на предметное содержание понятия, его значение, смысл, который это понятие имеет для испытуемого или ощущения (чувственную ткань), которое оно у него вызывает. Данные, полученные по методике, исследовали с помощью экспертной оценки (таблица 1).

Таблица 1

Степень выраженности у подростков опоры на образующие сознания в рисунке «Моё здоровье» (в %)

Образующие сознания Пр Пр* Зн Зн* См См* (Э)

Группа 1 24,5 12 30,5 3 27,5 2,5

Группа 2 16 17,6 28,4 1,2 30,8 6

Примечание: Группа 1 - подростки с нарушениями зрения; Группа 2 - подростки группы нормы; Пр - предметное содержание; Пр* - чувственная ткань предметного содержания; Зн - значение; Зн*-чувственная ткань значения; См - смысл; См* (Э) - чувственная ткань личностного смысла (эмоция).

При анализе результатов рисуночной методики «Моё здоровье» было выявлено, что опора на смысл у подростков с нарушениями зрения меньше, чем у здоровых подростков. И хотя различие статистически достоверно, оно невелико. Но все же смысл здоровья у подростков с нарушениями зрения имеет свои особенности.

В своих рисунках подростки группы нормы больше, чем подростки с нарушениями зрения опираются на смысловую составляющую образа здоровья (при р<0,05). В этих рисунках превалирует контекст личной жизни, реальные или желаемые события. Подростки рисуют активные занятия разными видами спорта:

108

футбол, гантели. Они связывают свое здоровье с возможностью «заниматься делом, которое любишь», один из авторов такого рисунка изображает себя за игрой в футбол и связывает это с тем, что «когда я здоров у меня есть возможность делать то, что мне нравится». У здоровых подростков рисунки, более развернуты, чаще включают окружающую природу, при этом они пытаются выразить через рисунок удовольствие от своего состояния.

У подростков с нарушениями зрения есть опора на смысл, значит, здоровье уже вплетается в жизненный контекст. Личностный смысл здоровья подростков окрашен позитивно, но испытуемые не могли охарактеризовать ценность здоровья через личный опыт, ситуации из жизни, повлиявшие на определение их отношения к здоровью. По содержанию рисунки отличаются у подростков с нарушениями зрения и у здоровых. У подростков с нарушениями зрения смысл рисунков примитивен, конкретен. Примитивность подтверждает и то, что опора на предметное содержание выражена больше, чем у здоровых.

В рисунке «Мое здоровье», здоровые подростки в значительно меньшей степени опираются на образующую сознания предметное содержание, нежели подростки с нарушениями зрения. Данные различия статистически достоверны (при р<0,05). Рисунки подростков с нарушениями зрения более конкретны, привязаны к «предметному содержанию». Это объясняется тем, что подростки с нарушениями зрения значительно отстают в интеллектуальном развитии от детей группы нормы, что подтверждается в работах таких отечественных ученых, как Солнцева Л.И., Плаксина Л.И. [2, 12] и др.

Подростки с нарушениями зрения в большей степени в своих рисунках опирались на значение. Значение «Здоровья» у подростков с нарушениями зрения носит примитивный характер, как правило, это заимствованные у взрослых понятия и представления, связанные с необходимостью сохранить здоровье: «заниматься спортом», «закаляться», «правильно питаться».

В данной методике также проявилось, что подростки с нарушениями зрения противопоставляют понятие «здоровье» понятию «болезнь». Болезнь как негативное событие подростками осознается хуже, чем их здоровыми сверстниками.

У здоровых подростков также есть в рисунках опора на значение. Например, один из подростков рисует спортивную площадку и тарелку с фруктами, при этом поясняет, что здоровье - это правильное питание и спорт.

Полюсы чувственной ткани значения и чувственной ткани личностного смысла (эмоция) в обеих группах представлены реже.

Опираясь на результаты, полученные по методике «Самооценка» Дембо-Рубинштейн, можно констатировать, что не выявлены статистически достоверные различия в межгрупповых показателях по шкалам «здоровье», «ум», «характер» между здоровыми подростками и подростками с нарушениями зрения. По шкале «счастье» подростки с нарушениями зрения оценивают себя статистически достоверно как более счастливые по сравнению с их здоровыми сверстниками (р <0,01). Результаты методики представлены в таблице 2.

Оценка «Здоровья» у подростков с нарушениями зрения является завышенной, однако все же критика в суждениях некоторых детей присутствует. Например, во

109

время беседы один из подростков отметил: «Проблем со здоровьем нет. Я плохо вижу, но не считаю это большой проблемой». Мы можем предположить, что данная оценка своего здоровья у детей с нарушениями зрения связана с компенсаторными функциями. Дефект, по выражению Л.С. Выготского, «побуждает» организм к усиленной деятельности, которая могла бы компенсировать недостаток, преодолеть затруднения: «минус дефекта превращается в плюс компенсации». В процессе обучения происходит формирование замещающих механизмов, формирование разносторонних приемов и способов компенсации нарушенных функций. У подростков с нарушениями зрения включаются компенсаторные функции [13].

Таблица 2

Средние показатели самооценки подростков по методике Дембо-Рубинштейн, в баллах

Шкала Здоровье Ум Счастье Характер

Группа 1 5,76 7,69 8,16 6,37

Группа 2 5,59 6,25 7,04 5,51

Группа 1 - подростки с нарушениями зрения

Группа 2 - подростки группы нормы

Подростки с нарушениями зрения отмечают, что, если и болеют, то непродолжительно и связывают это в большей степени с сезонными заболеваниями, например, испытуемая Д. утверждает: «Иногда по осени я болею. Сырость, дожди, ветер. Осенью все болеют, ничего странного. Отлежусь неделю дома и снова - в школу».

По здоровью подростки с нарушениями зрения оценивают себя также, как и здоровые сверстники, т.е. не расценивают дефект зрения, как недостаток, это сказывается и на внутренней картине здоровья. Основная болезнь не включена во внутреннюю картину болезни и не влияет на внутреннюю картину здоровья, не влияет на смысл здоровья.

Испытуемые обеих групп счастье связывали с материальными ценностями и благополучными отношениями с друзьями и родственниками. Характер, по мнению подростков, проявляется в процессе общения в группе сверстников и со взрослыми и зависит от способов проявления положительных и негативных эмоций. Ум связывали с успеваемостью в школе, успешностью в жизни и лидерскими качествами.

Окончания предложений в методике «Незаконченные предложения» в группе подростков с нарушениями зрения и подростков группы нормы несколько отличались. Подростки с нарушениями зрения были немногословны, с трудом вербализировали свои мысли. Напротив, подростки группы нормы давали развернутые окончания предложений.

Для анализа мы выбрали несколько незаконченных предложений, которые могут нам дать характеристику отношения к здоровью у подростков. Так, например, заканчивая предложение: «Состояние моего здоровья...», подростки с нарушениями

110

зрения, как и здоровые подростки, оценивают свое здоровье, как отличное (таблица 3). Данные результаты свидетельствуют о том, что подростки с нарушениями зрения не осмысляют и не осознают свой дефект.

Таблица 3

Варианты ответов, полученных по методике «Незаконченные предложения» на: предложение «Состояние моего здоровья...», в процентах

Ответ Группа 1 Группа 2

Отличное 38,9 50,0

Хорошее 23,6 25,0

Нормальное 23,6 12,5

Плохое 13,9 12,5

Группа 1 - подростки с нарушениями зрения

Группа 2 - подростки группы нормы

Показательным для нас является также, анализ незаконченного предложения «Мое здоровье зависит от...» (таблица 4). Подростки с нарушениями зрения в большей степени, чем подростки из группы нормы, предполагают, что здоровье зависит от внешних обстоятельств, а именно от погоды и хорошего настроения - по этой позиции различия достоверны при р < 0,05. Большинство здоровых подростков говорят о том, что их здоровье зависит от них и их образа жизни.

Таблица 4

Варианты ответов, полученных по методике «Незаконченные предложения» на: предложение «Мое здоровье зависит от.», в процентах

Ответ Группа 1 Группа 2

От меня и моего образа жизни 12,5 55,6

Правильного питания и занятия спортом 10,7 8,3

Моего настроения 42,9 13,9

Погоды 12,5 6,9

Моего состояния организма, иммунитета 10,7 15,3

Сна и отдыха 7,1 0

Школы 3,6 0

Группа 1 - подростки с нарушениями зрения

Группа 2 - подростки группы нормы

Личностный смысл здоровья мы могли проанализировать не только в незаконченных предложениях, но и в ответах на вопрос «Что такое здоровье?». Результаты данной методики представлены в таблице 5.

111

Таблица 5

Варианты ответов, полученных по методике: открытый вопрос «Что такое здоровье?», в процентах

Ответ Группа 1 Группа 2

Хорошее самочувствие 7,1 52,8

Не болеть, посещать врачей 37,5 8,3

Заниматься спортом 5,4 4,2

Вести здоровый образ жизни 23,2 13,9

Правильно питаться 1,8 6,9

Счастье 10,7 9,7

Самое главное в жизни людей 7,1 4,2

Состояние, при котором очень плохо 7,1 0

Группа 1 - подростки с нарушениями зрения

Группа 2 - подростки группы нормы

Подростки с нарушениями зрения воспринимают здоровье, как отсутствие болезни. Приведем примеры высказываний подростков. Здоровье - это «когда ничего не беспокоит, и ничего не болит», «когда человек может защититься от болезни».

У подростков группы нормы, напротив, степень адекватности отношения к здоровью существенно выше, т.е. для них здоровье более значимо и приобретает более высокую ценность. Ответы более развернуты и содержательны.

В нашем исследовании при ответе на вопрос подростки группы нормы несколько больше, чем подростки с нарушениями зрения опираются на смысл здоровья. Это значит, что здоровье для них становится более значимым, приобретает более высокую ценность. Например, «здоровье - это ценность», «здоровье - это главное для меня в жизни».

В группе подростков с нарушениями зрения редко встречались развернутые содержательные высказывания: «Здоровье - это положительное состояние организма. Чтобы сохранить здоровье нужно правильно питаться, хорошо спать и меньше нервничать». Такие высказывания - это скорее формальное повторение мнения взрослых.

Здоровье подростки с нарушениями зрения определяли связью с правильным функционированием организма и положительным эмоциональным состоянием, т.е. они опирались на значение, например: «если нет здоровья, то нет аппетита, теряются витамины». В то же время подростки с нарушениями зрения писали, о влиянии здоровья на взаимоотношения с близкими людьми: «Здоровье связано с родителями, родными, друзьями».

Иногда школьники с нарушениями зрения ассоциируют здоровье «с медицинским крестом, потому что медики спешат помочь всем», а также выражают его понимание такими тезисами, как «Здоровье - в здоровом теле здоровый дух.

112

Здоровье - чистая экология. Здоровье - развитые люди. Здоровье - стремление к жизни. Здоровье - успех». Такие ответы подростков с нарушениями зрения, связаны с влиянием комплексного коррекционного подхода со стороны педагогов специализированной школы.

Для меньшей части группы подростков с нарушениями зрения здоровье окрашено позитивно, и это говорит о том, что здоровье имеет для них смысл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В крайне редких случаях здоровье в понимании подростков с нарушениями зрения развернуто описывается через эмоциональные состояния: «счастье, спокойствие, свобода, желание всем помочь, не грустить, радоваться жизни; здоровый человек - без проблем в социуме, в отличном самочувствии; он живёт полноценно и свободно, счастливо».

Следует отметить, что 2 подростка из 56 высказывают окончательное глубокое, концептуальное понимание здоровья: «Но иногда даже те люди, которые плохи здоровьем, там нет частей тела, хронических заболеваний с сердцем, почками, находят решения и по-настоящему живут, а не существуют, но, да, им это приходится куда сложнее, чем здоровым людям и им от многого приходиться отказываться» (Вера, 9-Б);

«Здоровье - это положительное состояние организма. Это то, благодаря чему человек может жить и радоваться жизни. Здоровье настолько важно для человека, что при приветствии мы говорим: «Здравствуйте», - что означает, что человеку желают быть здоровым. Здоровый человек почти не имеет никаких границ и ничто не мешает ему добиться успеха. Также здоровый человек не страдает от психических болезней, у него здоровая самооценка, он нераздражительный». (Елена, 9-А).

Таким образом, было выявлено, что подростки с нарушениями зрения говорили об образе жизни, эмоциях и внешних признаках человека как о составляющих содержание понятия «Здоровье». В то же время подростки группы нормы предполагали связь здоровья с поведением, эмоциональным состоянием, взаимоотношениями с другими людьми и успешностью в жизни.

В соответствии с комплексом полученных результатов экспериментально-психологического исследования, мы можем утверждать, что чёткого представления и осмысления здоровья у подростков с нарушениями зрения еще нет.

Система обучения в специальной школе, регулярная коррекционная работа вносит значительный вклад в развитие подростков с нарушениями зрения, что находит своё отражение в их рисунках и ответах, однако личностный смысл здоровья всё же являются плохо сформированным.

ВЫВОДЫ

Для подростков с нарушениями зрения тема здоровья остается малозначимой, не вызывающей личного отношения. Личностный смысл здоровья у них сформирован недостаточно. Подросткам с нарушениями зрения было сложно описать свое здоровье, опираясь на собственный опыт или ситуации из жизни. Рассказывая о своих ощущениях, связанных с состоянием здоровья, они описывали функциональные возможности организма.

113

Здоровье для подростков группы нормы более значимо. Они начинают воспринимать здоровье не только как отсутствие болезни, а как ценность. Отношение к здоровью становится более адекватным.

Результаты исследования предоставляют возможность использования их в коррекционной и реабилитационной работе с подростками с нарушениями зрения. При этом, коррекцию необходимо направлять не на осознание своего дефекта, как болезни, а на формирование позитивного отношения к здоровью, на формирование мотивов сохранения и укрепления здоровья, в том числе и предупреждения ухудшения основного дефекта.

Список литературы

1. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие для студентов / А.Г. Литвак. -СПБ, 2006. - 336 с.

2. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. - М.: «Полиграф сервис», 2000. - 129 с.

3. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.

4. Зябкина И.В. Внутренняя картина здоровья и внутренняя картина болезни / И.В. Зябкина// Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2021. - Том 7 (73). - № 1.- С. 126-137.

5. Рассказова Е. И. Способы заботы о здоровье и соматические жалобы в норме: роль представлений и роль действий / Е.И. Рассказова, А.Ш. Тхостов, В.В. Гульдан // Психологические исследования (электронный журнал). - 2016. - Т. 9, № 50. - С. 4.

6. Чеснокова М.Г. Понятие здоровья в контексте ключевых категорий культурно-деятельностного подхода / М.Г. Чеснокова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2015. - № 2 - С. 23-36.

7. Бодалев А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. - СПб.: Речь, 2000. - 440 с.

8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике / С.Я. Рубинштейн. - М.: Апрель-Пресс, 2010. - 224 с.

9. Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2000. - 208 с.

10. Василюк Ф.Е. Структура образа / Ф.Е. Василюк //Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 5-19.

11. Зябкина И.В. К 65-летию со дня рождения Ф.Е.Василюка / И.В. Зябкина// Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2019. - Том 5 (71). - № 1. - С. 63-69.

12. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999 - 54 с.

13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5 Основы дефектологии / под. ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

FEATURES OF THE PERSONAL MEANING OF HEALTH IN ADOLESCENTS

WITH VISUAL IMPAIRMENTS

Dolgopolova V. A.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

E-mail: dolgopolova.viktoria@yandex.ru

Health-related problems are the most pressing problems of modern society. When studying the internal picture of health, we can consider the whole process of a person's

114

awareness of their own health: whether health is valuable for a person, whether it is saturated with meaning, whether there are motives that motivate activities to preserve and strengthen health. In this paper, we have focused on the study of the features of the personal meaning of health as a component of the internal picture of health in adolescents with visual impairments. It is during adolescence that it is possible to form a full-fledged internal picture of health. The level of formation of abstract thinking in adolescence already allows you to have knowledge, ideas, and comprehend what health is. The emerging personality allows you to correlate the features of health with the context of life. Teenagers with visual impairments are not aware of their defect as a disease. This is their life situation and these are the features of their internal picture of health. The personal meaning of the health of adolescents with visual impairments is poorly formed, it is difficult for them to determine their own attitude to health through situations from personal experience, but health remains formally desirable and necessary. It was revealed that adolescents with visual impairments, revealing their attitude to health, relied rather on its significance, talked about the importance of health for the proper functioning of the body and a positive emotional state. At the same time, a healthy lifestyle and behavior aimed at preserving and strengthening health depend on the formation of an internal picture of health, on the understanding of health as a value. It is necessary to form an attitude to health as a value in a teenager with a visual impairment. The meaning of health should be positive. Only then will the teenager willingly engage in activities aimed at strengthening health in general, at adapting and overcoming his defect.

Keywords: internal picture of health, forming consciousness, personal meaning of health, adolescents with visual impairments.

References

1. Litvak A.G., Psychology of the blind and visually impaired: a textbook for students, 336 p. (St. P., 2006).

2. Solntseva L.I., Typhlopsychology of childhood, 129 p. (M.: "Polygraph service", 2000).

3. Ananyev V.A., Fundamentals of health psychology. Book 1. Conceptual foundations of health psychology, 384 p. (St. Petersburg: Speech, 2006).

4. Zyabkina I.V., Internal picture of health and internal picture of disease, Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, 7 (73), 1, 126 (2021).

5. Rasskazova E.I., Tkhostov A.S., Guldan V.V., Methods of health care and somatic complaints in the norm: the role of representations and the role of actions, Psychological research (electronic journal), 9, 50, 4 (2016).

6. Chesnokova M.G., The concept of health in the context of key categories of cultural activity approach, Vestnik of Moscow University. Series 14. Psychology, 2, 23 (2015).

7. Bodalev A.A., Stolin V.V., Avanesov V.S., Generalpsychodiagnostics, 440 p. (P.: Speech, 2000).

8. Rubinstein S.Y., Experimental methods ofpathopsychology and the experience of their application in the clinic, 224 p. (M.: April-Press, 2010).

9. Semago N.Y., Semago M.M., Problem children: Fundamentals of diagnostic and correctional work of a psychologist, 208 p. (M.: ARKTI, 2000).

10. Vasilyuk F.E., The structure of the image, Questions of Psychology, 5, 5 (1993).

11. Zyabkina I.V., To the 65th anniversary of the birth of F.E. Vasilyuk, Scientific Notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, 5 (71), 1, 63 (2019).

12. Plaksina L.I., Psychological and pedagogical characteristics of children with visual impairments: Textbook, 54 p. (M.: RAOIKP, 1999).

13. Vygotsky L.S., Collected works: In 6 vols. T. 5. Fundamentals of defectology, edited by T.A. Vlasova, 368 p. (M.: Pedagogy, 1983).

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.