Научная статья на тему 'Образ здоровья у подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития'

Образ здоровья у подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
462
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ОБРАЗУЮЩАЯ СОЗНАНИЯ / ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ / ОЗНАЧЕНИЕ / СМЫСЛ / МИФ ЗДОРОВЬЯ / IMAGE OF HEALTH / HEALTH / MENTAL RETARDATION / OLIGOPHRENIA / ADOLESCENTS / FORMING CONSCIOUSNESS / SENSUAL TISSUE / SIGNIFICATION / MEANING / MYTH OF HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зябкина Ирина Валентиновна, Синицкая Юлия Евгеньевна

Проведено эмпирическое исследование образа здоровья у подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Анализируется своеобразие полученных результатов, исходя из психодиагностического комплекса. Показано, с преимущественной опорой на какую образующую сознания формируется образ здоровья у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF HEALTH IN ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION AND MENTAL RETARDATION

An empirical study of the health image of adolescents with oligophrenia and mental retardation has been carried out. The originality of the obtained results is analyzed on the basis of the psychodiagnostic complex. It is shown, with the primary support on what formative of consciousness is formed the image of health in adolescents.

Текст научной работы на тему «Образ здоровья у подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития»

Психология

УДК: 159.973

кандидат психологических наук, доцент,

доцент кафедры социальной психологии Зябкина Ирина Валентиновна

Таврическая академия (структурное подразделение)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь); студентка факультета психологии, кафедры социальной психологии Синицкая Юлия Евгеньевна

Таврическая академия (структурное подразделение)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

ОБРАЗ ЗДОРОВЬЯ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Проведено эмпирическое исследование образа здоровья у подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Анализируется своеобразие полученных результатов, исходя из психодиагностического комплекса. Показано, с преимущественной опорой на какую образующую сознания формируется образ здоровья у подростков.

Ключевые слова: образ здоровья, здоровье, задержка психического развития, умственная отсталость, подростки, образующая сознания, чувственная ткань, означение, смысл, миф здоровья.

Annotation. An empirical study of the health image of adolescents with oligophrenia and mental retardation has been carried out. The originality of the obtained results is analyzed on the basis of the psychodiagnostic complex. It is shown, with the primary support on what formative of consciousness is formed the image of health in adolescents.

Keywords: image of health, health, mental retardation, oligophrenia, adolescents, forming consciousness, sensual tissue, signification, meaning, myth of health.

Введение. Психология здоровья - это активно развивающееся направление современной науки [4]. Основная защита от болезней - это профилактика здоровья и пропаганда здорового образа жизни, способствующая поддержанию и улучшению здоровья. Невзирая на обширную популярность исследований по психологии здоровья, в литературе по специальной психологии трудно найти комплексные исследования образа здоровья у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью (УО). Недостаточное исследование представлений подростков о здоровье и здоровом образе жизни лишает нас обратной связи в этой проблеме, что и определяет актуальность данной исследовательской работы.

Любая деятельность опосредована образом сознания. Деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья, опосредована образом здоровья. Развитие образа здоровья осуществляется поэтапно, имеет свои возрастные особенности. Можно утверждать, что образ здоровья у подростков с ЗПР и УО полон противоречий, многие его компоненты нуждаются в коррекции и развитии, поэтому им сложно вести здоровый образ жизни. Адекватный, осознанный образ здоровья с неизбежностью изменит поведение подростка, будет направлять его действия на активно-позитивное совершенствование состояния своего здоровья. Однако, представления подростка о своём здоровье, отношение к здоровью, как правило, сформированы плохо. Особенно ярко это проявляется у подростков с умственной отсталостью и задержанным психическим развитием.

В основу работы положена культурно-деятельностная парадигма. В ходе нашего исследования мы опирались на основные постулаты культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С. Выготского [4], некоторые положения теории деятельности А.Н. Леонтьева [5, 6], а также на работы по детской патопсихологии, которые складывались в русле этого направления (В.В. Лебединский, С.Я. Рубинштейн, и др.). Модель образа сознания заимствована из работ А.Ш. Тхостова [7, 8].

Целью данной работы является эмпирическое исследование и выявление особенностей образа здоровья у подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Объектом исследования выступает образ здоровья у подростков, предметом исследования - образ здоровья у подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

В ходе нашего исследования были выдвинуты 2 гипотезы:

1. У подростков с ЗПР образ здоровья менее сформирован, чем у их здоровых сверстников: в большей степени отстает формирование мифа здоровья и смысла здоровья.

2. У подростков с умственной отсталостью образ здоровья находится на зачаточной стадии формирования; в образе здоровья представлена только чувственная ткань.

В эмпирическом исследовании приняли участие всего 68 подростков. Экспериментальную группу №1 составили 21 подросток с ЗПР (F80 - F89), экспериментальную группу №2 составили 21 подросток с диагнозом легкая степень умственной отсталости (F70). Исследуемые - учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» г. Симферополя. В группу нормы вошли 26 подростков, учащихся в СОШ №21 г. Симферополя. Возраст исследуемых - 12-15 лет.

В экспериментальном исследовании мы использовали следующие психологические методики: проективная рисуночная методика на тему «Моё здоровье», «Самооценка» Дембо-Рубинштейн, проба Де Греефе (модифицированный вариант), «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда, а также исследуемым был предложен открытый вопрос «Что такое здоровье?» [1, 7]. Для оценки достоверности различий результатов использовались следующие математические критерии: U-критерий Манна-Уитни, критерий согласия Пирсона.

Анализ результатов исследования. Качественный анализ проективной рисуночной методики «Моё здоровье», показал, что рисунки здоровых подростков отличаются от рисунков подростков с умственной отсталостью и ЗПР по содержанию и форме. Полученные рисунки мы распределили по следующим категориям (см. табл. 1): изображение природы или себя на природе; правильное питание (витамины, фрукты, овощи); анатомические органы (сердце, легкие, желудок); занятия спортом (закаливание); своевременное лечение в больнице (изображения больницы, уколов); рисунки символов (напр., 4-листный клевер),

изображения самих себя, а также электронных гаджетов (интересно, что данная категория встречается только в рисунках здоровых подростков).

Таблица 1

Варианты сюжетов рисунков подростков, полученных в рисуночной методике «Моё здоровье», в

процентах

Сюже!—---- ' ______ группа N ЗПР УО

Природа (я на природе) 30,8 42,8 14,3

Правильное питание (витамины) 3,9 19,0 4,8

Здоровые анатомические органы (сердце, мозг, легкие) 7,7 9,5 9,5

Занятия спортом (закаливание, уход за собой) 15,4 4,8 28,6

Своевременное лечение в больнице 7,7 4,8 -

Электронные гаджеты 11,5 - -

Символы 23,0 14,3 9,5

Рисунок себя (без действий, «я красивый и здоровый») - 4,8 33,3

Примечание: N - подростки группы нормы; ЗПР - подростки с диагнозом задержка психического развития; УО - подростки с диагнозом умственная отсталость

Из полученных данных следует, что и здоровые подростки (30,8%), и подростки с ЗПР (42,8%) в рисуночной методике «Моё здоровье» наиболее часто изображают не само здоровье, а природу, объясняя это тем, что прогулки на свежем воздухе полезны для здоровья, и, что они очень любят гулять на улице. Наиболее распространенной тематикой в иллюстрациях для подростков с умственной отсталостью явилось изображение самих себя (33,3%), что свидетельствует о конкретно-ситуационном характере типов рисунков. Умственно отсталый подросток говорит: «Я красивый и здоровый», однако, пояснить в чём заключается его здоровье - не может. Данные оценки являются недифференцированными, направленными не вовне, а фиксируемыми вокруг самого умственно отсталого подростка. Итак, показано, что подростки в своих рисунках, прибегают к различным категориям и сюжетам, зачастую изображая не само здоровье, а понятия, имеющие с ним косвенную связь.

Помимо качественного анализа для оценки рисунков мы использовали теоретическую модель образа сознания, описанную Ф.Е. Василюком, основанную на психологической концепции сознания А.Н. Леонтьева [2]. Суть анализа полученных рисунков была сведена нами к выделению той образующей сознания, на которую преимущественно опирался испытуемый, с помощью экспертной оценки (данные представлены в табл. 2).

Таблица 2

Степень выраженности у подростков опоры на образующие сознания, исходя из полученных рисунков в методике «Моё здоровье», в процентах

Группа Пр Пр* Зн Зн* См См*(Э)

N 3,9 19,2 30,8 11,5 11,5 23,0

ЗПР 23,8 33,3 14,3 9,5 9,5 9,5

УО 28,6 4,8 19,0 4,8 33,3 9,5

Примечание: N - подростки группы нормы; ЗПР - подростки с диагнозом задержка психического развития; УО - подростки с диагнозом умственная отсталость; Пр - предметное содержание; Пр* - чувственная ткань предметного содержания; Зн - значение; Зн* - чувственная ткань значения; См - смысл; См* (Э) - чувственная ткань личностного смысла (эмоция)

Изображая рисунок «Моё здоровье» здоровые подростки в значительно меньшей мере опираются на образующую сознания предметное содержание, нежели подростки с ЗПР (р<0,01) и умственно отсталые подростки (р<0,01). Выполняя рисунок с опорой на данную образующую сознания, подросток представляет предметную ситуацию. В значительной степени опора на предметное содержание характерна для умственно отсталых подростков (28,6%). Например, умственно отсталый подросток К. 14 лет, изобразив на рисунке себя, объясняет: «Это я. Я красивый и здоровый». Умственно отсталые подростки также достоверно чаще выполняют рисунки с опорой на чувственную ткань предметного содержания, чем их здоровые сверстники (р<0,01) и подростки с ЗПР (р<0,01). Статистически достоверных различий между здоровыми подростками и подростками ЗПР в данной категории рисунков не выявлено. Интересно, что опора на чувственную ткань предметного содержания больше всего представлена в рисунках подростков с ЗПР (33,3%), это объясняет сюжет, изображенный ребёнком на рисунке, как возможность сделать что-либо, чтобы быть здоровым. Здоровые подростки чаще всего при выполнении рисунков опираются на образующую сознания значение (30,8%), это подтверждается и выявленными статистически достоверными различиями между здоровыми подростками и подростками с ЗПР (р<0,05). Значение умственно отсталых подростков носит примитивный характер, как правило, это заимствованные понятия и представления из ближайшего социального окружения, направленные на способность сохранить здоровье: «заниматься спортом», «закаляться», «правильно питаться», «гулять». Рисунки с опорой на образующую сознания чувственная ткань значения выполнены умственно отсталыми подростками в самой меньшей степени (4,8%). Статистически достоверных различий в

данной категории рисунков по трём группам исследуемых не выявлено. Показано, что рисунки умственно отсталых подростков чаще всего выполнены с опорой на личностный смысл. Поученные результаты различий с группами здоровых подростков и подростков с ЗПР статистически достоверны (р <0,01). Однако мы полагаем, что данный личностный смысл умственно отсталых подростков является специфичным. Он носит примитивный характер, связанный с событиями личной жизни и тождественен особенностям личностного смысла младшего школьника. Система обучения в специальной школе, регулярная коррекционная работа вносит значительный вклад в развитие умственно отсталых подростков и подростков с ЗПР, что находит своё отражение в их рисунках и ответах, однако образы сознания всё же являются абстрактными, несформированными. Данные особенности подтверждают, что образ здоровья умственно отсталого подростка находится на зачаточной стадии формирования.

Далее, нами был произведен анализ методики Дембо-Рубинштейн «Самооценка». Нами были введены две дополнительные шкалы - «рост» и «отметки». Шкала «рост» была введена с целью дать подросткам представление о ранжировании и предъявлялась первой. А при помощи шкалы «отметки» подросток может опереться на внешние объективно существующие оценки. Шкалы располагались горизонтально, измерялось расстояние от начальной точки шкалы до отметки подростка, с помощью которой он определял свое место на шкале. Таким образом, каждой отметке ребенка приписывался балл, что позволяло сравнивать результаты детей.

Таблица 3

Средние показатели самооценки подростков по методике Дембо-Рубинштейн, в баллах

шкала Рост Здоровье Ум Счастье Характер Отметки

N 4,4 2,0 2,4 2,1 3,3 3,1

ЗПР 4,2 1,0 1,1 2,4 2,3 2,3

УО 2,6 2,3 1,7 1,5 2,3 1,5

Примечание: N - подростки группы нормы; ЗПР - подростки с диагнозом задержка психического развития; УО - подростки с диагнозом умственная отсталость

Опираясь на результаты, отображенные в табл. 3, можно констатировать, что выявлены статистически достоверные различия в межгрупповых показателях по шкале здоровья между здоровыми подростками и подростками с ЗПР (р <0,01), здоровыми и умственно отсталыми (р <0,05), умственно отсталыми и ЗПР (р <0,01) соответственно. Оценки подростков с ЗПР по данной шкале указывают на то, что они оценивают себя, как самых здоровых (1,0 балла). Подростки с ЗПР также оценивают своё здоровье высоким баллом (2,3 балла). Данная оценка является неадекватной, что отражает некритичность суждений подростков с ЗПР и свидетельствует о том, что они не осознают свой дефект. Здоровые подростки оценивают своё здоровье также на высоком уровне (2,0 балла), отмечая, что, если и болеют, то непродолжительно и связывают это в большей степени с сезонными особенностями, например, испытуемая Д. утверждает: «Иногда по осени я болею. Сырость, дожди, ветер. Осенью все болеют, ничего странного. Отлежусь неделю дома и снова - в школу». По шкале «счастье» подростки с ЗПР оценивают себя статистически достоверно как более счастливых по сравнению с их здоровыми сверстниками (р <0,05). Однако, как самых счастливых по сравнению с другими группами исследуемых, оценивают себя умственно отсталые подростки (1,5 балла; р <0,01). Отвечая на вопрос психолога «Почему ты считаешь себя таким счастливым?», олигофрены в большинстве случаев связывают свой ответ с любовью к маме, к счастью находится с ней рядом. Это свидетельствует о том, что подростки с данными аномалиями психического развития по-прежнему остаются зависимы от ближайшего социального окружения, их счастье и социальное благополучие зависит от значимого для них взрослого (мамы) [32]. Обращая внимание на показатель по шкале «характер» в группах подростков с ЗПР и олигофренов (по 2,3 балла соответственно),- в очередной раз наблюдается склонность к завышенной, недифференцированной оценке, что трактуется как неадекватность самооценивания. Итак, оценка своего здоровья испытуемыми, как экспериментальных, так и контрольной группы, завышена.

С аналогичной ситуацией мы сталкиваемся при анализе результатов методики «Проба Де Греефе». Изменив традиционную инструкцию данной методики, мы предложили подросткам оценить своё здоровье, здоровье мамы и друга. Полученные показатели самооценки здоровья подростков по методике «Проба Де Греефе» отображены в табл. 4, в баллах. Чем выше поставленный балл по определённой шкале, тем более высоко подросток оценивает здоровье. Умственно отсталые подростки достоверно выше оценивают своё здоровье, чем подростки с ЗПР (р <0,05). Однако, статистически достоверных различий по оценке своего здоровья между здоровыми и умственно отсталыми подростками не выявлено. Это свидетельствует о том, что умственно отсталые подростки не осознают своего дефекта, высоко оценивая своё здоровье (14,0 балла) и считая себя здоровыми. Подростки с ЗПР оценивают своё здоровье достоверно ниже, чем их здоровые сверстники (р<0,05), но объясняют свои оценки, связывая их не с наличием серьезных заболеваний, а с самочувствием в конкретный момент.

Таблица 4

Средние показатели самооценки здоровья подростков по методике «Проба Де Греефе», в баллах

шкала Я Мама Друг

N 14,3 14,2 12,9

ЗПР 12,8 18,6 12,6

УО 14,0 15,2 12,7

Примечание: N - подростки группы нормы; ЗПР - подростки с диагнозом задержка психического развития; УО - подростки с диагнозом умственная отсталость

Здоровье мамы подростки всех исследуемых групп оценивают как самое лучшее. Умственно отсталые подростки оценивают здоровье мамы достоверно выше, чем их здоровые сверстники (р<0,05), а подростки с ЗПР, соотнося со здоровьем мамы самый высокий балл, достоверно выше оценивают его по сравнению с умственно отсталыми подростками (р<0,01). Данные оценки свидетельствуют о том, что подростки с ЗПР, как и олигофрены, зависимы от родителя, который является для них авторитетом во всем.

Данная ситуация, свидетельствующая о неадекватности оценки своего здоровья умственно отсталыми подростками и подростками с ЗПР, подтверждается результатами, полученными по проективной методике «Цветовой тест отношений» (см. табл. 5).

Таблица 5

Среднее арифметическое рангов понятий, полученных по методике «Цветовой тест отношений»

Группа Здоровье Счастье Ум Характер Болезнь Хорошее самочувствие

N 2,3 2,3 3,4 4,1 4,8 3,8

ЗПР 2,5 2,7 3,2 3,3 3,8 3,7

УО 2,4 2,6 3,2 4,4 4,0 4,0

Примечание: N - подростки группы нормы; ЗПР - подростки с диагнозом задержка психического развития; УО - подростки с диагнозом умственная отсталость

Подростки с ЗПР и умственной отсталостью на невербальном, досознательном уровне не могут дифференцировать понятия по смыслу. Предложенные понятия - здоровье, счастье, ум, хорошее самочувствие - имеют равную ценность для 3-х групп исследуемых, статистически достоверных различий не выявлено. Подростки с ЗПР и умственно отсталые подростки достоверно ниже оценивают болезнь, чем их здоровые сверстники (р <0,05). Следовательно, здоровые подростки противопоставляют понятие «здоровье» понятию «болезнь» (р <0,01), а олигофрены и подростки с ЗПР - нет, т.к. статистические различия не выявлены. Это свидетельствует о том, что их образ здоровья находится на начальном этапе формирования. Болезнь как негативное событие подростками с умственной отсталостью осознаётся хуже, чем их здоровыми сверстниками.

Завершающим этапом анализа данных является интерпретация полученных ответов на заданный подросткам открытый вопрос «Что такое здоровье?» (см. табл. 6).

Таблица 6

Варианты ответов, полученных по методике: открытый вопрос «Что такое здоровье?», в

процентах

Ответ N ЗПР УО

Группа

Хорошее самочувствие 19,2 12,3 14,3

Не болеть 19,2 35,3 38,0

Заниматься спортом 23,1 9,5 19,0

Вести здоровый образ жизни 19,2 19,0 12,0

Правильно питаться 11,6 14,3 16,7

Счастье и радость 7,7 9,5 -

Примечание: N - подростки группы нормы; ЗПР - подростки с диагнозом задержка психического развития; УО - подростки с диагнозом умственная отсталость

Нами были выделены следующие категории ответов исследуемых: «здоровье - это хорошее самочувствие»; «не болеть»; «заниматься спортом»; «вести здоровый образ жизни» (включает в себя категории ответов: закаляться, делать зарядку, не пить, не курить, не иметь плохих привычек и др.); «правильно питаться»; «счастье и радость». Категория ответов «здоровье - это счастье и радость» в группе умственно отсталых подростков не встречалась, что свидетельствует о том, что при ответе на данный вопрос и представлениях о своем здоровье умственно отсталый подросток не испытывает никаких переживаний и эмоций (чувственная ткань личностного смысла не представлена), в отличие от здорового подростка. Подростки с ЗПР и умственно отсталые подростки по сравнению со здоровыми сверстниками достоверно чаще дают ответ «здоровье - это не болеть» (р<0,01). Это указывает на тот факт, что у подростков экспериментальных групп нет представлений о здоровье, в своих ответах они лишь противопоставляют антонимичные понятия. У здоровых подростков был выявлен доминирующий ответ: «Здоровье - это занятия спортом» (23,1%), что отражает ощущения, вызываемые деятельностью с предметной действительностью. Такие ответы подростков с ЗПР и умственной отсталостью, как «вести здоровый образ жизни», являются заимствованными определениями и представлениями из ближайшего окружения.

Выводы. Таким образом, в соответствии с комплексом полученных результатов экспериментально-психологического исследования, мы подтвердили выдвигаемые нами гипотезы о том, что чёткого представления и осмысления здоровья у подростков еще нет. Полученные результаты по всем методикам соотносятся между собой. Исходя из этого, мы видим, что здоровые подростки выполняют свои рисунки в большей степени с опорой на значение. Следовательно, начинают формироваться представления о здоровье (мифы здоровья). Подростки с ЗПР выполняют рисунки, как правило, с опорой на чувственную ткань предметного содержания, что подтверждает факт отставания в формировании мифа здоровья и смысла

здоровья. Умственно отсталые подростки изображают своё здоровье в большинстве случаев с опорой на предметное содержание (конкретная предметная ситуация: рисунок себя). В своих ответах умственно отсталый подросток описывает не здоровье, а себя. Речь - краткая фраза. Здоровье противопоставляется болезни. Всё это свидетельствует о том, что образ здоровья умственно отсталого подростка находится на зачаточной стадии формирования, в образе здоровья присутствует только чувственная ткань.

Полученные в ходе исследования результаты предоставляют возможность использования их в коррекционной и реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На следующем этапе исследования планируется разработка коррекционной (тренинговой) программы, направленной на формирование образа здоровья подростков. Адекватное формирование образа здоровья у подростков позволит включить в их образ жизни действия, касающиеся укрепления и сохранения здоровья.

Литература:

1. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика - СПб.: Речь, 2000. — 440 с.

2. Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии, 1993, №5, С. 5-19.

3. Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребёнка // Собр. Соч. в 6-ти т. Т.5 М.: Педагогика, 1983. — С. 115-136.

4. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. Соч. в 6-ти т. Т.5 М.: Педагогика, 1983. — С. 231-256.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность — М.: Политиздат, 1975. — 115 с.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики — М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1959. — 483 с.

7. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство). - М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. — 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.

9. Johnston, M. Current trends in Health Psychology. — The Psychologist, 7, 2004. — P. 114-118.

Психология

УДК: 159.922

старший преподаватель Казакова Татьяна Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат философских наук, доцент Фирер Наталья Демьяновна Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

УСТОЙЧИВОСТЬ ЖИЗНЕННОГО МИРА И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье рассматривается понятие «устойчивость жизненного мира», выделены ее особенности в подростковом возрасте. Эмпирически доказано, что устойчивость жизненного мира подростков проявляется в переживании суверенности и социально-психологической адаптации.

Ключевые слова: устойчивость жизненного мира, подростки, суверенность, депривированность, социально-психологическая адаптация.

Annotation. In the article the concept "stability of the vital world" is considered, its features are revealed in adolescence. It is empirically proven that the stability of the world of adolescents manifests itself in the experience of sovereignty and socio-psychological adaptation.

Keywords: sustainability of the vital world, adolescents, sovereignty, deprivation, socio-psychological adaptation.

Введение. Проблема психологической устойчивости в современных условиях приобретает особую актуальность в связи с ростом социальной и экономической напряженности, повышением требовательности к эффективности принятия человеком решений. Психологическая устойчивость является базовой характеристикой личности. Становление личности зависит от того, как мотивы, обусловленные теми или иными обстоятельствами, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность.

Понятие «устойчивость жизненного мира» рассматривается в рамках разных наук. Сам термин появился в психологии в результате взаимопроникновения естественных и общественных наук. Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности, в котором объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости.

В современной психологии активно разрабатывается понятие «устойчивость жизненного мира» и ее проявлений, одним из которых является «личностная суверенность».

В настоящий момент активно изучается связь психологической суверенности с различными особенностями личности (смысложизненными ориентациями, психологическим благополучием, стратегиями жизни и т.д.) и ее социальными характеристиками; разрабатывается валидный и надежный инструментарий для измерения психологической (личностной) суверенности, происходит уточнение и операционализация самого понятия; исследуется также влияние разнообразных объективных и субъективных факторов на суверенность личности. Проблема психологической (личностной) суверенности, а также ее составляющих и показателей, в современном обществе имеет большое значение, но изучена недостаточно, что дает возможность для дальнейшего рассмотрения данного психологического явления.

Формулировка цели статьи - выявление и изучение особенностей устойчивости жизненного мира подростков.

Изложение основного материала статьи. В отечественной психологии устойчивость личности связывается с ее структурной организацией и понимается как результат иерархизации и развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.