Научная статья на тему 'Толерантность подростков как особенность межнациональных отношений'

Толерантность подростков как особенность межнациональных отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
617
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОТНОШЕНИЕ К ЭТНОКУЛЬТУРЕ / ИНТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / TOLERANCE / ETHNIC TOLERANCE / INTERETHNIC RELATIONS / ATTITUDE TO ETHNO-CULTURE / INTOLERANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ерина Инобат Аъзамкуловна

Представленное в статье исследование обусловлено социокультурными изменениями, происходящими в России, которые сформировали запрос современного общества на культуру межэтнических отношений и толерантность, как системных качеств и базовых факторов его развития, в рамках которого возможен социальный диалог на основе взаимопонимания, поиска стратегий и форм взаимодействия, которые сделали бы жизнь в этих обществах комфортными и продуктивными, а также гарантировали бы им надлежащее единство и прочность. В статье осуществлен анализ категории «толерантность», выделены и обоснованы критерии оценки толерантности в подростковом возрасте. Доказано, что толерантность связана с индивидуально-типологическими свойствами личности подростка и его агрессивностью. Обнаружены различия в восприятии различных этнокультур подростков с разным уровнем толерантности, проживающих в Киеве и Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE OF ADOLESCENTS AS A FEATURE OF INTERNATIONAL RELATIONS

The research presented in the article is due to the socio-cultural changes taking place in Russia, which have shaped the demand of modern society for a culture of interethnic relations and tolerance as a system of qualities and basic factors of its development, in which social dialogue is possible on the basis of mutual understanding, search for strategies and forms of interaction that would make life in these societies comfortable and productive, and would guarantee them proper unity and strength. The article analyzes the category of "tolerance", identifies and justifies the criteria for assessing tolerance in adolescence. It is proved that tolerance is associated with the individual-typological properties of the personality of a teenager and his aggressiveness. Differences in the perception of different ethnic cultures of adolescents with different levels of tolerance living in Kiev and Crimea were found.

Текст научной работы на тему «Толерантность подростков как особенность межнациональных отношений»

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Ерина Инобат Аъзамкуловна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ КАК ОСОБЕННОСТЬ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. Представленное в статье исследование обусловлено социокультурными изменениями, происходящими в России, которые сформировали запрос современного общества на культуру межэтнических отношений и толерантность, как системных качеств и базовых факторов его развития, в рамках которого возможен социальный диалог на основе взаимопонимания, поиска стратегий и форм взаимодействия, которые сделали бы жизнь в этих обществах комфортными и продуктивными, а также гарантировали бы им надлежащее единство и прочность. В статье осуществлен анализ категории «толерантность», выделены и обоснованы критерии оценки толерантности в подростковом возрасте. Доказано, что толерантность связана с индивидуально-типологическими свойствами личности подростка и его агрессивностью.

Обнаружены различия в восприятии различных этнокультур подростков с разным уровнем толерантности, проживающих в Киеве и Крыму.

Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность, межэтнические отношения, отношение к этнокультуре, интолерантное поведение.

An^taUm. The research presented in the article is due to the socio-cultural changes taking place in Russia, which have shaped the demand of modern society for a culture of interethnic relations and tolerance as a system of qualities and basic factors of its development, in which social dialogue is possible on the basis of mutual understanding, search for strategies and forms of interaction that would make life in these societies comfortable and productive, and would guarantee them proper unity and strength. The article analyzes the category of "tolerance", identifies and justifies the criteria for assessing tolerance in adolescence. It is proved that tolerance is associated with the individual-typological properties of the personality of a teenager and his aggressiveness.

Differences in the perception of different ethnic cultures of adolescents with different levels of tolerance living in Kiev and Crimea were found.

Keywords: tolerance, ethnic tolerance, interethnic relations, attitude to ethno-culture, intolerant behavior.

Введение. Этнические и межэтнические отношения, которые регулируют взаимодействие между этносами внешне и внутри них, давно анализируются философами, историками, культурологами, политологами, социологами, экономистами, этническими психологами.

Социальные психологи понимают под межличностными отношениями, отношения между людьми как представителями определенных этнических групп, которые, кроме всего прочего, существенно детерминированы политическими, экономическими, культурными процессами, происходящими в обществе, чем отношения, которые не имеют этнического подтекста.

По мнению С.К. Бондыревой, системы этнического сосуществования основываются не на вертикальных, а на горизонтальных отношениях, и только при этом условии, без оглядки на социальные статусы этнические группы могут успешно существовать и взаимодействовать, сохраняя свои этническую идентичность.

Формулировка цели статьи провести анализ категории «толерантность», определить и обосновать критерии оценки толерантности в подростковом возрасте.

Исследовать связь с индивидуально-типологическими свойствами личности подростка и его агрессивностью.

Изложение основного материала исследования. Исследователи межнационального взаимодействия в условиях поликультурного общества считают, что этнические группы, которые попадают в поле поликультурных воздействий становятся «поликультурными», или же проявляют неповиновение и сопротивление этому.

А.А. Реан акцентирует внимание на трех группах факторов развития культуры межэтнических отношений [3, С. 13].

Анализ проведенных исследований Н.М. Лебедевой, касающихся факторов развития культуры межэтнических отношений, показал важность в формировании этой культуры ряда факторов социально-психологического содержания, среди которых [1, С. 31].

Она выделяет главный признак межэтнической толерантности - сформированность положительных образов своего и «чужого» этносов. Л. Почебут изучая эту тему выделил пределы между этнической идентичностью и этнической интолерантностью [2, С. 8].

Происходящие изменения в межнациональных отношениях подростков в последнее время привлекает большое внимание со стороны исследования толерантности.

В исследовании приняли участие общеобразовательные школы Республики Крым и г. Киева. Всего в исследовании приняло участие 190 подростков в возрасте от 14-15 лет (95 подростков - Республики Крым и 95 подростков - г. Киева).

В процессе исследования были изучены индивидуально-личностные факторы толерантности личности подростка с целью выявления уровня толерантности у подростков. По методике Бойко, наиболее выраженные показатели по шкалам нетерпимости к дискомфорту со стороны окружающих, неумения приспосабливаться к другим, неприятия другого человека.

Анализ полученных результаты исследования выявил, для испытуемых с низким уровнем коммуникативной толерантности характерны завышенная критичность по отношению к людям, которые испытывают какой-либо дискомфорт, они стараются уходить от разговоров, если кто-то из окружающих пытается жаловаться на ситуацию. Такие подростки плохо приспосабливаются к другим подросткам и людям вообще.

Данное обстоятельство указывает на то, что адаптация к самому себе для них важнее и достигается проще, чем адаптация к партнерам.

Положительной стороной выступает у подростков то, что испытуемые умеют прощать ошибки другого и снисходительно относиться к неприятностям, непреднамеренно причиненные им со стороны других, что свидетельствует о том, что сознание «не застревает» на различиях между своей и партнерской личностными подструктурами. Были обнаружены значимые взаимосвязи индивидуально-типологических черт и особенностей толерантного поведения.

Так категоричность или консерватизм в оценках других людей проявляется чаще у подростков с высоким уровнем ригидности, что отражается в относительно постоянных установках по отношению к личности другого, а также у испытуемых с низким уровнем тревожности, то есть можно предположить, что подростки, для которых свойственен высокий уровень тревожности реже проявляют нетолерантность по отношению к другим, стараются воздерживаться от оценочных суждений в адрес другого.

Наличие высокого уровня стеничности определяет проявление неумения скрывать или сглаживать неприятные чувства, то есть повышенный уровень агрессивности влияет на ослабление самоконтроля эмоций или вербальных проявлений негативного отношения к другим.

Чем меньше выражена черта экстраверсии, тем больше испытуемые склонны прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные им неприятности.

Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми чаще характерна для лиц с повышенным уровнем стеничности, а неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других тем больше, чем больше выражена интровертированная установка личности и ригидность, которая проявляется в подозрительном отношении к окружающим.

Таким образом, можно утверждать, что толерантное поведение зависит от индивидуально-типологических особенностей личности.

Согласно полученным данным по опроснику Кэттелла, для испытуемой выборки характерно: уверенность в себе и в своих силах, зрелость, склонность направлять свои способности на внешние вещи и обстоятельства, спокойная адекватность, жизнерадостность, независимость, отсутствие страхов, нечувствительность к оценке со стороны социума, а также приспособляемость, беспринципность, непостоянство, иногда пренебрежение культурными нормами, общественными правилами, или обязательствами перед людьми, низкая групповая конформность и отсутствие вины за это, а также прямолинейность, неопытность в анализе мотивов и поступков других.

Анализ корреляционных связей позволил обнаружить у подростков: чем больше выражена у них низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, тем больше им характерно неумение скрывать или сглаживать неприятные свои чувства.

Толерантность к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми наблюдается у подростков с такими чертами как: мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественное восприятие мира, что говорить о развитой у них способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей.

При высоких оценках по фактору подозрительности, человек ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью. Ему свойственно большое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен.

Данные черты ярко выражены у подростков, характеризующихся низкой толерантностью в отношении характера и привычек окружающих его людей.

Такая черта не толерантности как категоричность или консерватизм в оценках других людей выражена у подростков, характеризующихся консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям, они знают, во что должны верить несмотря на несостоятельность каких-то принципов, с сомнением относятся к новым идеям, склонны к морализации и нравоучениям. Они противятся переменам и не интересуются аналитическими и интеллектуальными соображениями. Было выявлено чем выше самоконтроль, тем выше толерантность к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми. Неприятие и непонимание индивидуальности другого человека чаще проявляется у подростков с выраженной раздражительностью.

Стремление передать, перевоспитать партнеров выражено у испытуемых с характерным негативизмом. Категоричность или консерватизм в оценках других людей свойственен для подростков с выраженной вербальной агрессией. Чем выше показатели подозрительности, тем больше неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других. Отношения подростков с разным уровнем толерантности к другим нациям. Результаты атрибуции подростков с высокими и низкими показателями толерантности выявили, что среди киевских и крымских подростков (независимо от индексов их толерантности) меньше тех, кто приписывает европейцам такие качества, как агрессивность, враждебность, доминирование, авторитаризм и эмоциональность, импульсивность.

С позиций подростков наименее характерными для крымских татар считаются такие личностные черты, как: низкая исполнительская дисциплина, агрессивность, авторитарность, эмоциональность и импульсивность.

Киевские подростки единодушно, независимо от высоких или низких индексов толерантности приписывают приезжим представителям русского этноса личностные качества, как: агрессивность, враждебность, доминирование, авторитаризм, эмоциональность, импульсивность, а также считают их не толерантными, неотзывчивыми, недружественными, не готовыми оказывать помощь и сотрудничать с другими нациями. Крымские подростки, во-первых, приписывают коренным русским другие качества (доброту, отзывчивость, готовность к взаимодействию, сотрудничеству, готовность помогать другим, толерантность, дружелюбие, высокий интеллект и не считают их агрессивными и склонными к доминированию).

Во-вторых, представления крымских подростков с высокими и низкими показателями толерантности имели также отличия между собой. Противоречивые атрибуции, лежащие в основе толерантных установок подростков, несомненно, представляют собой скрытый фактор возможных межэтнических трений и даже конфликтов.

Следовательно, они не должны быть проигнорированы теми субъектами этого пространства, которые заинтересованы в толерантной атмосфере и высокой толерантной культуре учебного заведения и теми, от

кого зависит принятие соответствующих решений. Отношение киевских подростков к крымским татарам не очень отличается от их отношения к европейцам и американцам. Почти полное совпадение в отношении подростков к европейцам и американцам вполне логично объясняется в меньшей мере двумя факторами:

1) отсутствием непосредственного практического опыта общения с представителями обеих этнокультур;

2) заменой этого опыта опытом получения информации о них из СМИ, где в последнее время эти две этнокультуры позиционируются в украинском медиа-пространстве как почти тождественные, дружественные к нам и одинаково благоприятны для подражания.

Статистические различия в отношении испытуемых с высокими и низкими показателями этнической толерантности к представителям рассмотренных пяти этнокультурных сообществ были проанализированы с применением параметрического критерия Стьюдента.

Таблица 1

Значимость различий в отношении подростков Киева и Крыма к представителям разных этнокультур (критерий Стьюдента)

Этнические группы как объект отношения: Украинцы Крымские татары Россияне Европейцы Американцы

Подростки:

С низким индексом толерантности 0,47 1,80 0,88 3,98* 2,85*

С высоким индексом толерантности 5,89** 0,80 166 2,70* 4 99**

Примечание: * - различия значимые на уровне р < 0,05

** - различия значимые на уровне р < 0,01

Полученные данные согласуются с данными, полученными в фокус-группах в исследовании С.Б. Капидиновой.

Что касается представителей всех этнокультурных групп, то оно практически осталось неизменным. Но, отношение крымских подростков с низким уровнем этнической толерантности очевидно отличается от подростков-крымчан с высокой толерантностью.

Наиболее показательным является ухудшение отношения респондентов с низкой социальной толерантностью к европейцам и американцам. Менее, но также заметны изменения отношения подростков с низкой толерантностью к украинцам и крымским татарам.

Наименее очевидны изменения в отношении к русским. Наиболее очевидной является корреляционная связь между эмоциональными оценками и отношением к представителям различных этнокультурных сообществ и показателями социальной (этнической, коммуникативной) толерантности. Что касается связи отношения к различным этнокультурных группам и показателями личностной толерантности, то эта связь не является очевидной. Наименее толерантным по всем показателям является отношения крымских подростков с низким и близким к низкому уровню толерантности к американцам. Американцы вызывают агрессию, недружественные чувства, недоверие, нежелание контактировать и сотрудничать и в целом воспринимаются как не заслуживающие толерантного отношения. Кроме того, крымские подростки с низким уровнем толерантности достаточно отрицательно относятся к украинцам. Они не выражают прямой агрессии в адрес украинцев, то по меньшей мере признаются в недружественных чувствах к ним.

Итак, в современном понимании, толерантность считается важным показателем культуры межэтнических отношений и не случайно проблематика толерантности является сейчас одной из самых актуальных и активно обсуждается специалистами во всех сферах гуманитарного знания (философии, культурологии, социологии, политологии, истории, педагогике в психологии).

Толерантность как способ осмысления мира и системы мировоззренческих представлений, ценностей, установок, отношений в контексте межкультурных изучали (Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Н.В. Федорова) и др., как системный признак личности, формирующийся в процессе социализации и построения личностной целостности рассматривали (С.К. Бондырева, Н.М. Лебедева, В.А. Тишков) и др., как способ социального взаимодействия и реагирования на обстоятельства и отношения к ним (В.В. Бойко) и др.

Сейчас достаточно распространены исследования личностной толерантности, то есть терпимости как черты личности (Г.Л. Бардиер), межкультурной и межэтнической толерантности (И.В. Белашова, Г.С. Кожухарь, О.Г. Кравцов, В. Чистов и т.д.).

Все эти виды и формы толерантности характеризует общую культуру общества и присущий ему уровень культуры межэтнических отношений, а степень их развития дает основания разделять мировые культуры на толерантные (открытые, демократические, с высоким уровнем межкультурных отношений) и интолерантные (авторитарные, закрыты, воинственные, с низким уровнем межкультурных отношений). В условиях реальной существующей практической психолого-педагогической деятельности в Крыму по исследуемой теме, рассматриваемый аспект не рассматривался.

Культура межэтнических отношений в поликультурных обществах приобретает особое значение на всех уровнях их существования.

Среди базовых факторов, которые определяют «качество» культуры межэтнических отношений в поликультурных обществах, важнейшим является толерантность. Толерантность выступает как особое состояние индивидуального, группового и массового сознания, которое, прежде всего, характеризуется комфортной социальной коммуникацией.

В процессе исследования были обнаружены значимые взаимосвязи индивидуально-личностных черт и особенностей толерантного поведения киевских и крымских подростков к пяти нациям.

Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми чаще характерна для подростков с повышенным уровнем стеничности, а неумение приспосабливаться к характеру,

привычкам и желаниям других тем выше, чем больше выражена интровертированная установка личности и ее ригидность, которая проявляется в подозрительном отношении к окружающим.

Толерантность к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми наблюдается у подростков с такими чертами как: мягкость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественное восприятие мира. Черта личности подростка «категоричность в оценках других людей» выражена в консервативности, устойчивости по отношению к традиционным трудностям, они знают, во что должны верить и несмотря на несостоятельность каких-то принципов, они не ищут новых, а с сомнением относятся к новым идеям, склонны к морализации и нравоучениям, не принимают перемены. Было выявлено, чем выше самоконтроль, тем толерантность больше проявляется в сглаживании неприятных чувств, а также выше к физическому и психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми.

Неприятие и непонимание индивидуальности другого человека чаще проявляется у подростков с выраженной раздражительностью, которые стремятся подогнать партнера под себя, сделать его «удобным». Стремление перевоспитать партнеров выражено у испытуемых с характерным им негативизмом.

Категоричность в оценках других людей свойственен подросткам с выраженной вербальной агрессией. Чем выше показатели подозрительности, тем больше неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других людей.

Выводы. Таким образом, анализ научной литературы, посвященной этой проблематике, дает основания говорить о трех фундаментальных составляющих культуры межэтнических отношений.

1. Когнитивно-аксиологическая.

2. Социально-психологическая.

3.Индивидуально-психологическая.

Различия межнациональных отношений киевских и крымских подростков к представителям различных культур оказываются на уровне тенденций, а не статистически значимых связей.

Эти отношения детерминированы:

- уровнем сформированности - высоким или низким у подростков личностной, коммуникативной и социальной толерантности;

- базовыми социокультурными факторами, личностными и социокультурными идентификациями;

- известными социальными и этнокультурными стереотипами;

- опытом практического взаимодействия с представителями разных культур и этносов.

Полученные эмпирические данные могут быть использованы практическими психологами для разработки тренинговых программ по коррекции интолерантного поведения в подростковом возрасте, а также в системе социально-психологического сопровождения формирования культуры межэтнических отношений подростков в условиях поликультурной среды.

Литература:

1. Белашева И.В. Индивидуально-типологические особенности личности в построении моделей толерантного взаимодействия молодежи / И. В. Белашева // Проблемы педагогики и психологии. - 2015. -С. 311-319.

2. Бондырева С. К. Толерантность: ведение в проблему / С. К. Бондырева // Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.

3. Капидинова С.Б. Ассоциативный метод в формировании межэтнической толерантности / С. Б. Капидинова // Журнал: Символ науки. - 2015. - № 3. - С. 218-222.

4. Лебедева Н. М. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 31 - 45.

5. Почебут И. Г. Ассертивность и толерантность в межкультурном взаимодействии / И. Г. Почебут // Международный журнал Социальная психология и общество. - 2017. №8 (3). - С. 8 -19.

6. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности / А. А. Реан // Санкт-Петербург.: КАРО, 2001. - С. 110 - 112.

7. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А, Шарова О. Д. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова // Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 688 с.

8. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко // Москва: Аспект Пресс., 2004. - 368 с.

9. Федорова Н. В. Толерантность во взаимосвязи с типом этнической идентичности у русских и представителей чеченской национальности / Н. В. Федорова // Тверь: Твер. гос. ун-т., 2008. - С. 48-53.

10. Чистов В. Культура диалога и толерантности-основа развития многоэтнического общества / В. Чистов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2016. - № 2 (26). - С. 128-139.

Психология

УДК: 159.973

кандидат психологических наук, доцент,

доцент кафедры социальной психологии Зябкина Ирина Валентиновна

Таврическая академия (структурное подразделение)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь); студентка факультета психологии, кафедры социальной психологии Синицкая Юлия Евгеньевна

Таврическая академия (структурное подразделение)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗ ЗДОРОВЬЯ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Проведено эмпирическое исследование образа здоровья у подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Анализируется своеобразие полученных результатов, исходя из психодиагностического комплекса. Показано, с преимущественной опорой на какую образующую сознания формируется образ здоровья у подростков.

Ключевые слова: образ здоровья, здоровье, задержка психического развития, умственная отсталость, подростки, образующая сознания, чувственная ткань, означение, смысл, миф здоровья.

Annotation. An empirical study of the health image of adolescents with oligophrenia and mental retardation has been carried out. The originality of the obtained results is analyzed on the basis of the psychodiagnostic complex. It is shown, with the primary support on what formative of consciousness is formed the image of health in adolescents.

Keywords: image of health, health, mental retardation, oligophrenia, adolescents, forming consciousness, sensual tissue, signification, meaning, myth of health.

Введение. Психология здоровья - это активно развивающееся направление современной науки [4]. Основная защита от болезней - это профилактика здоровья и пропаганда здорового образа жизни, способствующая поддержанию и улучшению здоровья. Невзирая на обширную популярность исследований по психологии здоровья, в литературе по специальной психологии трудно найти комплексные исследования образа здоровья у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью (УО). Недостаточное исследование представлений подростков о здоровье и здоровом образе жизни лишает нас обратной связи в этой проблеме, что и определяет актуальность данной исследовательской работы.

Любая деятельность опосредована образом сознания. Деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья, опосредована образом здоровья. Развитие образа здоровья осуществляется поэтапно, имеет свои возрастные особенности. Можно утверждать, что образ здоровья у подростков с ЗПР и УО полон противоречий, многие его компоненты нуждаются в коррекции и развитии, поэтому им сложно вести здоровый образ жизни. Адекватный, осознанный образ здоровья с неизбежностью изменит поведение подростка, будет направлять его действия на активно-позитивное совершенствование состояния своего здоровья. Однако, представления подростка о своём здоровье, отношение к здоровью, как правило, сформированы плохо. Особенно ярко это проявляется у подростков с умственной отсталостью и задержанным психическим развитием.

В основу работы положена культурно-деятельностная парадигма. В ходе нашего исследования мы опирались на основные постулаты культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С. Выготского [4], некоторые положения теории деятельности А.Н. Леонтьева [5, 6], а также на работы по детской патопсихологии, которые складывались в русле этого направления (В.В. Лебединский, С.Я. Рубинштейн, и др.). Модель образа сознания заимствована из работ А.Ш. Тхостова [7, 8].

Целью данной работы является эмпирическое исследование и выявление особенностей образа здоровья у подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Объектом исследования выступает образ здоровья у подростков, предметом исследования - образ здоровья у подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

В ходе нашего исследования были выдвинуты 2 гипотезы:

1. У подростков с ЗПР образ здоровья менее сформирован, чем у их здоровых сверстников: в большей степени отстает формирование мифа здоровья и смысла здоровья.

2. У подростков с умственной отсталостью образ здоровья находится на зачаточной стадии формирования; в образе здоровья представлена только чувственная ткань.

В эмпирическом исследовании приняли участие всего 68 подростков. Экспериментальную группу №1 составили 21 подросток с ЗПР (F80 - F89), экспериментальную группу №2 составили 21 подросток с диагнозом легкая степень умственной отсталости (F70). Исследуемые - учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» г. Симферополя. В группу нормы вошли 26 подростков, учащихся в СОШ №21 г. Симферополя. Возраст исследуемых - 12-15 лет.

В экспериментальном исследовании мы использовали следующие психологические методики: проективная рисуночная методика на тему «Моё здоровье», «Самооценка» Дембо-Рубинштейн, проба Де Греефе (модифицированный вариант), «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда, а также исследуемым был предложен открытый вопрос «Что такое здоровье?» [1, 7]. Для оценки достоверности различий результатов использовались следующие математические критерии: U-критерий Манна-Уитни, критерий согласия Пирсона.

Анализ результатов исследования. Качественный анализ проективной рисуночной методики «Моё здоровье», показал, что рисунки здоровых подростков отличаются от рисунков подростков с умственной отсталостью и ЗПР по содержанию и форме. Полученные рисунки мы распределили по следующим категориям (см. табл. 1): изображение природы или себя на природе; правильное питание (витамины, фрукты, овощи); анатомические органы (сердце, легкие, желудок); занятия спортом (закаливание); своевременное лечение в больнице (изображения больницы, уколов); рисунки символов (напр., 4-листный клевер),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.