2. Курс фiзики. ч.2. Електрика та магнетизм. Навчальний поабник / За ред. проф. Р. Д. Венгреновича. - Чертвщ: Букрек, 2008. - 456 с.
3. Белкинд Л. Д. , Веселовский О.Н. , Конфедератов И.Я., Шнейберг Я. А. История энергетической техники. - М.; Л.: Госэнергоиздат, 1960.
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ГРАМОТЕ
© Трощилова Л.Л.*
МОУ ДОД «Детская художественная школа г. Белгорода»,
Белгородский государственный университет, г. Белгород
В данной статье раскрывается понятие «изобразительная грамота», описываются условия применения личностно-ориентированной подхода при обучении подростков изобразительной грамоте.
Изобразительная грамота представляет собой систему поэтапного освоения законов и правил языка изобразительного искусства в сочетании с твердыми навыками пользования ими. Обучение изобразительной грамоте подростков - сложный процесс, затрагивающий всю познавательную сферу личности учащегося. Мы полагаем, что существует некоторый парадокс: изобразительному искусству нельзя обучить, но можно научиться создавать графические и живописные произведения. Дело в том, что уровень обучения изобразительной грамоте в большей степени зависит от мотивации самого ученика. Следовательно, задача педагога изобразительного искусства - создать необходимые условия для эффективного образовательного процесса ученика.
В настоящее время педагогическая наука активно занимается вопросами гуманистического воспитания и образования. В общей педагогике существует большое количество различных образовательных технологий, методик, направленных на создание условий для эффективного усвоения учебного материала. Все больше и больше педагогов отдают первенство личностно-ориентированному подходу в обучении. Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская. Суть личностно-ориентирован-ной педагогики состоит в том, что образовательный процесс строится на
* Преподаватель МОУ ДОД «Детской художественной школы г. Белгорода», аспирант кафедры Педагогики
принципе индивидуальности каждого учащегося и признания ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. При этом учитель не принуждает ученика изучать обязательный материал, а создает наилучшие условия для саморазвития ученика. Такой тип обучения предполагает не механическое запоминание учебного материала, а развитие у учащегося самостоятельности мышления, способности анализировать учебный материал, творчески его перерабатывать и воспроизводить. Художественное образование направлено на развитие индивидуальных способностей каждого ученика в процессе его учебной и творческой деятельности, следовательно, процесс обучения изобразительным дисциплинам является личностно-ориентированным. Однако в реальной практике педагог чаще всего занят решением задач конкретного урока, а не формированием индивидуальных художественных качеств личности маленького художника.
При обучении изобразительной грамоте педагог решает две основные задачи:
1. создание условий для эффективного освоения знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения основных положений изобразительного искусства;
2. достижение выразительности изображения.
Первая задача предусматривает последовательное формирование у подростка способности к живому восприятию реальной действительности и к верному воспроизведению ее в изображении. Основным видом учебной работы является рисование с натуры. В данном случае педагог активно использует традиционную методику преподавания изобразительных дисциплин.
Выполнение второй задачи воздействует на эмоционально-чувственную сферу подростка, развитие его воображения, способности уйти от шаблонов и стереотипов. Любой процесс обучения построен на создании в сознании ученика образовательных шаблонов и стереотипов. При обучении изобразительной грамоте педагог использует данные шаблоны для формирования определенных знаний и умений у учащегося, таким образом, научить основам реалистического рисунка можно абсолютно каждого человека, ранее им не владеющего. Выразительность изображения заключается, прежде всего, в способах преодоления ранее созданных шаблонов в собственной творческой деятельности.
Проблема изобразительности и выразительности детского рисунка издавна привлекает к себе внимание педагогов-художников, психологов и искусствоведов. Вопросами изобразительной грамотности и выразительности детского рисунка занимались А.М. Антонов, В.Н. Стасевич, В. С. Щербаков, Б.П. Юсов. Под выразительностью детского рисунка В.С. Щербаков понимает особое качество, которое требует от педагога особого под-
хода, особой бережности. В детском творчестве выразительность может быть выделена как самостоятельное качество, независимо от обученности ребенка или грамотности его изображения. Это качество труднее увидеть во взрослом и, в особенности, профессиональном изображении, где грамотность, умелый рисунок и выразительность теснейшим образом переплетены [3, с. 62].
Особенность изобразительной деятельности подростка заключается в том, что в своем развитии подросток идет к более взрослым формам мышления, что отражается и на качестве изображения. Очевидно, и сам процесс изображения приобретает в развитии ребенка иное значение, в подростковом возрасте он чаще всего приобретает значение специфической художественной деятельности [3, с. 63]. Понятия «изобразительность» и «выразительность» тесно взаимосвязаны и в процессе обучения основам изобразительной грамоты взаимодополняют друг друга. Суть личностно-ориентированного подхода в художественном развитии личности состоит в индивидуальном подходе к каждому ученику, в выявлении его задатков и способностей и их реализации в процессе обучения.
Особенность применения личностно-ориентированного подхода в обучении изобразительной грамоте заключается в следующих условиях.
1. Выявление особенностей протекания психических познавательных процессов у учащихся на каждом возрастном периоде развития. Так как основной контингент учащихся детских художественных школ это подростки, то педагог должен брать во внимание особенности данного возрастного периода. Основным источником получения информации является восприятие объектов окружающей действительности, следовательно, процесс обучения необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия для обогащения образной памяти учащихся. В основе наблюдения натуры и выполнения учебного рисунка должны лежать синтез и анализ, ученик должен проводить связи и аналогии между изображаемыми предметами для обогащения собственного интеллектуального опыта. В процессе реалистического рисования педагог не должен забывать о развитии творческого мышления и воображения учащегося. В подростковом возрасте воображение утрачивает свою яркость и силу за счет того, что школьная система образования направлена на запоминание и заучивание учебной информации. Подросток помещен в мир реальности, связанной со своей учебной деятельностью, а вместе с тем в мир фантазии уходит нечто, что никак не связано с деятельностью ребенка. Поэтому отправной точкой для развития воображения может стать направленная активность, то есть включение воображения подростка в решение некоторой изобразительной задачи. Развитие воображения не только значительно повышает интеллект, концентрацию внимания - оно крайне важно в подростковом возрасте для успешного разрешения жизненных конфликтов. И, наконец,
не стоит забывать о том, что на эффективность освоения изобразительной грамоты в процессе обучения влияет «переключение» фокусов произвольного и непроизвольного внимания.
2. Большую роль в обучающем процессе необходимо отвести наглядности, как интенсивному средству освоения учебной информации. При этом педагог должен не ограничивать себя в выборе наглядного материала, это могут быть: педагогический рисунок, макеты, модели, таблицы с поэтапным выполнением какого-либо изобразительного действия, репродукции работ художников, слайды, работы, выполненные педагогом и другими учащимися.
3. Применение различных образовательных технологий, активизирующих мотивационную и познавательную сферу учащегося (технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, технология индивидуального обучения и др.), при этом необходимым условием должна стать интеграция знаний, выстраивание межпредметных связей.
4. Особую роль в образовательном процессе отводить рефлексии полученных знаний, с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной.
5. Сформировать у учащихся понимание о безграничных возможностях в изобразительном искусстве.
6. Построение алгоритма учебной и творческой деятельности, при этом необходимо предоставлять каждому ученику возможность свободного отбора образовательных задач.
7. Ориентация на использование при выполнении учебных задач различных способов изображения.
8. Создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что пользуясь общими принципами личностно-ориентированного подхода, педагог может самостоятельно конструировать собственную технологию обучения. Обучение изобразительному искусству является сложным и длительным процессом формирования личности ребенка. В организации процесса развития художественных способностей учащихся, педагогу необходимо четко улавливать особенности каждого подростка, его образное мышление, художественное восприятие, тяготение к определенным видам изобразительной деятельности. Ведь изобразительное искусство помогает человеку избавиться от привычных стереотипов и шаблонов. Оно дает возможность посмотреть на окружающую действительность по-новому, открывая доступ к миру творчества, красоты и гармонии, чего так не хватает сегодня нашим детям.
Список литературы:
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Академия 1996.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология // Психология: классические труды. - М., 1996. - № 3.
3. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. - М.: Просвещение, 1969.
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.
КЕЙС-МЕТОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
© Филиппова Л.Л.*
Национальный университет государственной налоговой службы Украины,
Украина, г. Ирпень
В статье рассматривается обобщенный материал по инновационным методам обучения, и, в частности, применение кейс-метода или метода конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
Одним из способов эффективного применения теории в реальной жизни является решение учебно-конкретных ситуаций или метод ситуационного обучения, а также обучение на примере разбора конкретной ситуации - кейс-метод.
Умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу, ситуационный анализ - вот важнейшие характеристики кейс-метода. Однако главное его предназначение - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией.
Кейс-метод - инструмент, с помощью которого значительно облегчается и качественно улучшается обмен идеями в группе студентов. Он используется в профессиональном образовании, ведь ситуационные упражнения, которые предлагаются студентам, могут быть созданы для овладения разных профессий.
Семинары, основанные на кейс-методе, помогают освоить правила ведение дискуссии. В ходе дискуссии не только находится решение проблемы, но и каждый студент принимает участие в исследовании и анализе
* Старший преподаватель кафедры Информационных систем и технологий