Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
577
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лозенко К.С.

Статья посвящена рассмотрению особенностей личности в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY IN ADOLESCENCE

The article is devoted to peculiarities of the personality in adolescence

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК159.947.5

Лозенко К. С. студент 3 курса психология

Крымско Инженерно-Педагогический университет

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей личности в подростковом возрасте.

Ключевые слова: личность, особенности подросткового возраста Abstract: The article is devoted to peculiarities of the personality in adolescence

Key words: personality, characteristics of adolescence

Lozenko K.

Psychology 3rd year student Crimean Engineering-Pedagogical University

Simferopol

IDENTITY IN ADOLESCENCE

Постановка проблемы. Переходный возраст возникает в жизни каждого ребенка, и родители так же переживают этот период, когда ласковый и спокойный ребенок превращается в ворчливое, ершистое, недовольное «существо». Умение правильно себя вести, довольно сложно, как ребенку так и родителю, в последствии чего и возникают конфликты, подросток всячески пытается себя показать взрослым и независимым, и не всегда это может закончится хорошо. В свою очередь и родители не всегда могут достойно и спокойно выдержать поведение своего чада.

Цель статьи: Изучить особенности личности в подростковом возрасте Изложение основного материала. Подростковый возраст - это период перестройки социальной активности, сопровождающийся очень мощными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Одним из основных, критических периодов в жизни любого человека является подростковый период. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его - зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Развитие сильного и стабильного чувства, считается одной из главных задач подросткового возраста. Несмотря на то, что развитие идентичности

происходит на протяжении всей жизни, подросток впервые начинает думать о том, как наша идентичность может повлиять на нашу жизнь. В подростковом возрасте мы гораздо больше осознаём свою изменяющуюся идентичность, чем на любом другом этапе нашей жизни.

Под идентичностью понимается наше чувство того, кто мы такие, как индивидуумы и члены социальных групп. Наши идентичности не просто наше собственное творение: идентичности растут в ответ как на внутренние, так и внешние факторы. В какой-то степени, каждый из нас выбирает идентичность, но идентичность формируются факторами вне нашего контроля. Идентичность динамична и сложна, и меняется со временем. Именно в подростковом возрасте подростки приобретают развитие в волевых качествах таких как: настойчивости, упорства, преодоление препятствие и достижение целей. Э.Эриксан считал, такие понятия как подростковый возраст или юность вполне сходными. Этот периодом является «нормативным кризисам», в котором происходит усиление внутренних конфликтов или одного конфликта, состоящего из семи частей. Именно в этот период у подростка формируется чувство идентичности, он должен сам понять и взвесить свои сильные и слабые стороны, понять какой он ученик, ребенок и.т. А после всего соединить все эти образы, которые он видит в себе и научиться правильно их использовать для получения ясного представления о себе, а также каким он себя видит в будущем. Возможно и такое, что процесс формирования идентичности будет затруднятся, то это может говорить о том, что возможна опасность возникновения ролевой и идентификационной диффузности.

Можно сказать что, подростковый возраст - это тонкий переход от детства к взрослости, в котором ярко переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, этот возраст характерен массой негативных сторон, негативных проявлений ребенка. С другой стороны, именно этот возраст показывает множества положительных качеств, ибо в подростковом возрасте проявляется сила подростка, самостоятельность, выявляются волевые качества. Ребенок выходит на новый уровень отношения со сверстниками, а так же и со взрослыми людьми, у него расширяется сфера деятельности, возникает большая заинтересованность к чему-то новому и неизведанному. Именно этот период характеризуется, тем что ребенок выходит на новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношения к себе как члену общества. Но самое главное, что происходит в этом возрасте, так это то, что ребенок начинает постепенно уходит от прямого копирования оценок взрослых к собственной самооценки. На первом месте становится внутренние критерии. У него формируется самооценка, которая приобретается в особой деятельности, самопознания. Формой самопознания себя, является сравнения себя со сверстниками, взрослыми людьми.

В подростковом возрасте происходят изменения в психике ребенка. Подросток совершенно иначе начинает воспринимать знания, представление

об окружающем мире, по сравнению с восприятием в раннем детстве. Развитию теоретического мышления способствует школьное обучение, доступных учащимся этого возраста формам. При помощи нового уровня мышления . Благодаря развитию нового уровня мышления происходит реконструкция всех остальных психических процессов. Можно оперится на слова Д.Б. Эльконина, «память становится мыслящей, а восприятие думающим». Для подростков очень важно чувства симпатии или антипатии от окружающих, это как ничто другое влияет на их самооценку. Зачастую те подростки, которые не имеют общения со сверстниками, а так же у них возникают разногласия, таких подростков тревожит внутренний дискомфорт, они считают себя изгоями и не достойными общения. Оценка для подростков не является показателем высоких знаний, она даёт возможность занять в классе высокое положение. Если же подростков может себя проявить и без отметки в дневники, то и значимость оценки так же отпадает, поскольку ученик проявляет свои внутренние качества.

Внутренняя позиция подростка, заключается в том, что он хочет чувствовать себя взрослым, чтобы окружающие, а в первую очередь родители, видели в нем не ребенка, а человека, который может быть самостоятельным. Но учитывая то, что он посещает школу, он зависим от родителей, вследствие чего, он просто на просто не может реализовать данную потребность. После чего, у подростка возникает стремление к внешней взрослости, он постепенно начинает себя изменять, сначала внешне (ближе к взрослости), а далее интерес к курению, алкоголю, всему тому, чем может увлекаться взрослый независимый человек. Подростковый возраст характеризуется, тем что именно в этом возрасте, подросток получает духовную и психологическую задачу, которую он должен решить. В этом и заключается, психологическое ядро кризиса подросткового возраста.

Подростковый возраст - характеризуется бурной активностью, инициативностью, стремление к познанию, жажды деятельности. Явное развитие в этот период приобретают волевые черты характера -настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Очень важно позиция родителей, в таком важном жизненном этапе их ребенка. Помогать своему чаду в его начинаниях, идти на компромиссы и всегда поддерживать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.