Научная статья на тему 'Молодежная преступность и ее связь с особенностями подросткового периода развития'

Молодежная преступность и ее связь с особенностями подросткового периода развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
288
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / САМОСОЗНАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ПЕРВИЧНАЯ ВЗРОСЛОСТЬ / САМОПОЗНАНИЕ / СЕМЬЯ / ADOLESCENT / SELF-AWARENESS / REFLECTION / AND ADOLESCENCE / THE SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT / INITIAL MATURITY / SELF AND FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бельский Д. В.

Раскрывается связь молодежной преступности с подростковым периодом развития, ключевыми особенностями этого периода, а так же положением подростка в обществе; на основе рассмотренного материала делается вывод о высокой значимости семьи в жизни подростка, ее ключевой роли в становлении подростка как полноценного члена общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH CRIME AND ITS RELATION TO THE CHARACTERISTICS OF ADOLESCENCE DEVELOPMENT

In this article the relationship of youth crime with the adolescent period of development, the key features of this period, as well as the position of a teenager in the community. As a result, based on the considered material, we concluded that the high importance of family in the life of a teenager, her key role in the formation of a teenager as a full member of society.

Текст научной работы на тему «Молодежная преступность и ее связь с особенностями подросткового периода развития»

МОЛОДЕЖНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ СВЯЗЬ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ

Д.В. ВЕЛЬСКИЙ,

студент 3 курса факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

E-mail: billygoblin@mail.ru Научный руководитель: старший преподаватель Л.Н. Бабанин

Аннотация. Раскрывается связь молодежной преступности с подростковым периодом развития, ключевыми особенностями этого периода, а так же положением подростка в обществе; на основе рассмотренного материала делается вывод о высокой значимости семьи в жизни подростка, ее ключевой роли в становлении подростка как полноценного члена общества.

Ключевые слова: подросток, самосознание, рефлексия, подростковый период, социальная ситуация развития, первичная взрослость, самопознание, семья.

YOUTH CRIME AND ITS RELATION TO THE CHARACTERISTICS OF ADOLESCENCE DEVELOPMENT

D.V. BELSKIY,

student 3 courses of faculty of psychology Moscow state university of a name of M. V. Lomonosov

Annotation. In this article the relationship of youth crime with the adolescent period of development, the key features of this period, as well as the position of a teenager in the community. As a result, based on the considered material, we concluded that the high importance of family in the life of a teenager, her key role in the formation of a teenager as a full member of society.

Keywords: adolescent, self-awareness, reflection, and adolescence, the social situation of development, initial maturity, self and family.

В современном обществе большая доля всех преступлений приходится на подростков. Зачастую тяжело понять мотив ребенка, совершающего преступление, чего он хотел и добивался, неизвестна цель подобной деятельности. У подростка еще нет такого уровня самосознания, которого достаточно для рефлексии, оно еще только достраивается до этого уровня.

Важно помнить, что подросток — ребенок, это еще не взрослый человек, способный полностью отвечать за свои поступки, он формируется и находится в одном из самых эмоционально тяжелых периодов развития. В психологии (согласно концепции Д.Б. Эльконина) выделяют две ступени подросткового периода: младший подростковый период (12—15 лет), старший подростковый период (15— 18 лет). Нас интересует младший подростковый период, так как именно на данном этапе наивысший риск совершения преступления.

На каждом возрастном этапе есть своя социальная ситуация развития — круг значимых отношений в данном возрасте. В младшем подростковом возрасте — это, прежде всего, «ребенок сам с собой» и его сверстники; уже через призму этих отношений

ребенок оценивает окружающий мир и родственников. Формируется самосознание, ребенок познает себя, сравнивает с окружающими, измеряет свои возможности, именно в этом заключается общение ребенка с самим собой, что является крайне важным процессом.

У подростка появляется первичная взрослость, но, это не делает его взрослым, он все равно ребенок. Для него в мире взрослых не существует работы, обязанностей, трудностей и преград. Скорее, это некоторая утопическая реальность, полная развлечения, свободы и отдыха. Подросток видит только плюсы в положении взрослого и никаких минусов. Именно с этим заблуждением подростка связан центральный стержень всех переживаний — несогласованность прав и обязанностей. Родители говорят своему чаду: «Ты уже взрослый..!». Тут уже неважно, что следует после слов «ты уже взрослый»; подросток делает акцент на них, все начатое с этих слов будет для него «взрослым» поступком. Раз он совершает «взрослые» поступки, то и права у него должны быть «взрослые», а значит, он может делать, что захочет. Вообще, эта проблема несогласованности прав и обязанностей существует, пожалуй,

почти на протяжении всего детства, но только в младшем подростковом возрасте она становится столь острой. Предположим, что подросток удовлетворил просьбу родителей, теперь он чувствует себя уверенней, он же «взрослый». Вечером того же дня он говорит маме: «Я пошел гулять с ребятами на всю ночь». Конечно, бывают исключения, но в большинстве случаев он услышит отказ. Подросток попадает в замешательство, он же взрослый, ему все можно. Вот тут и возникает диссонанс между правами и обязанностями: второе он соблюдает, но первое не соблюдают родители. Ребенок начинает злиться, кричать на родителей — в общем, эмоционально остро реагирует на сложившуюся несправедливость. А родители недоумевают, что же такое произошло, и, чаще всего, еще больше усугубляют ситуацию. Подросток никуда не идет, но он впадает в истерику, испытывает сильный стресс и негодование по отношению к политике взрослых. Это негативно отражается на его психическом состоянии в целом. Нельзя сказать, что это толкает его на преступления, но может являться некоторым катализатором. В этом возрасте для ребенка мир взрослых является чем-то средним между вражеским лагерем и пунктом, которого хочется скорее достичь. Все зависит от эмоционального состояния подростка в те или иные моменты и от отношения к конкретным взрослым (могут быть взрослые, которых подросток уважает, благодаря им, он стремится стать взрослее, а есть взрослые, которые вызывают у него негативные эмоции).

Корень подростковой преступности лежит в специфике процесса самопознания подростка. Это крайне важный процесс, но он связан с большим рядом трудностей. Следует понимать, что из себя представляет процесс самопознания.

Самосознание (Я — концепция) подростка включает:

♦ образ Я (для родителей, сверстников, учителей и т.п.);

♦ дифференцированная самооценка;

♦ самоотношение (самоприятие);

♦ взрослость (интеллектуальная, деятельностная).

Формирование самосознания вызывает самопознание, которое заключается в изучении границ собственных возможностей. Это объективно складывающийся процесс; ребенок не имеет стратегии или плана для проверки своих сил, он просто их прове-

ряет всякий раз, когда встречается такой шанс. Подросток — это экспериментатор. Сегодня он может изучать границы себя, сидя с друзьями во дворе и выпивая пиво, а завтра, решая задачи на олимпиаде по математике. Тут нет четких тенденций, направленности, подросток просто видит что-то и спрашивает себя: «А я смогу?». Однако, он не будет осознавать истинного мотива своих действий, будет видеть цель, достигнет ее, а выводы сделает уже в старшем подростковом возрасте или в юности. Пока его потребностно-мотивационная сфера еще не достаточно развилась, он не знает точно, чего хочет сам. В результате всех этих экспериментов подросток совершает большое количество ошибок, о которых может потом сожалеть, некоторые из которых представляют опасность как для него, так и для окружающих. К подобным ошибкам можно отнести и преступления.

В группу риска попадают подростки, для которых характерны крайние значения: по критерию финансовой обеспеченности — дети из бедных семей и из богатых; по критерию уделяемого им внимания — «беспризорники» и гиперопекаемые; по критерию успешности в школе — дети очень неуспешные и очень успешные; по интеллекту — дети с очень низким интеллектом и дети с очень высоким интеллектом; по физическому развитию — отстающие в развитии и опережающие развитие. В целом, тенденции ясны, и приводить большее количество критериев не имеет смысла. Все дети, попадающие хотя бы под один из этих критериев уже в группе риска. Причем, чем под большее число критериев они попадают, тем больше вероятность преступления.

Но от чего ребенок из успешной богатой семьи, хорошо учащийся в школе, имеющий высокий интеллект и опережающий одноклассников в своем физическом развитии пойдет на преступление? Зачастую такие дети идут на преступные действия из-за чувства полной безопасности и безнаказанности. Они проверяют, все ли им дозволено, все ли простят. Так возникают ситуации, когда подростки, имея при себе достаточно крупную сумму денег, воруют что-то в магазине, нападают на сверстников или младших, с целью вымогательства, совершают насильственные действия (в том числе и сексуального характера) в отношении своих сверстников или неизвестных прохожих. Часто злоумышленников просто не находят, они остаются безнаказанными, еще раз

№ 7 / 2012

Вестник Московского университета МВД России

157

убеждаясь в собственных безграничных возможностях. Однако, это не самое страшное, еще хуже, когда подростков задерживают правоохранительные органы, но родители способствуют их освобождению. В результате, подросток не делает выводов о том, что его действия влекут за собой вред не только окружающим, но и ему, он остается в иллюзорном мире собственного превосходства, безнаказанности и вседозволенности. Но этот мир рушится, когда заканчивается опека родителей.

Возьмем противоположную ситуацию — ребенок из бедной семьи, плохо учится в школе, отстает в физическом развитии. Почему он идет на преступление? Такие дети, обычно, «беспризорники». У них есть родители, дом, но они предоставлены сами себе, никто их не контролирует, никто не вмешивается в их жизнь. Ребенок пытается понять, до какого момента будет продолжаться невмешательство. И идет на преступление. Если его не арестуют, то он останется уверен в том, что никому не интересно, чем он занимается, если же арестуют, то он будет отвечать перед законом полностью, его не спасут, это может так же укрепить в нем уверенность в невмешательстве близких.

Как видно из двух примеров, разница между причиной преступления первого подростка и второго совсем небольшая, они оба проверяют отношение окружающих к ним, только в первом случае это отношение проявлялось в безопасности, а во втором в невмешательстве. Оба подростка изучают «границы себя», в результате придя к нарушению закона. Пожалуй, все подростки когда-либо нарушают установленные в обществе правила и нормы, но в разной степени (от перехода дороги в неположенном месте до убийства). Это важный момент в

формировании подростка, своеобразный вызов всему обществу.

Если говорить о борьбе с подростковой преступностью, то, на наш взгляд, современная система исправительных учреждений является не лучшим выбором. Это проблема, которую следует решать в семье. Главное уделять больше внимания ребенку и его интересам. Подросток очень многое понимает, важно объяснять каждый момент, каждый запрет, но не через угрозы, а через реальные последствия, к которым могут привести его действия, объяснять, как он может навредить себе и близким, понимать его разумность, учитывать это и использовать во благо. Ему не нужна абсолютная свобода, он все еще эмоционально (и финансово) зависит от родителей. Семья — это дом ребенка; только в хорошо устроенном (в первую очередь, эмоционально и морально) доме может вырасти полноценная здоровая личность. Лишь понимающий это родитель воспитает подростка, не способного пойти на преступление.

Литература

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М., 2008.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2003.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов; 9-е изд. М., 2006.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2002.

5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.