Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1017
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПОДРОСТОК / ПРОБЛЕМЫ / УЧЕНИК / ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рашидов Х.У.

В данной статье рассматриваются проблемы переходного возраста, а также приведены примеры решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOLESCENT PSYCHOLOGY

This article examines the problems of adolescence, and also provides examples of how to solve this problem.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

Рашидов Х. У. студент

Чирчикский государственный педагогический институт Республика Узбекистан, Ташкентская область

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы переходного возраста, а также приведены примеры решения данной проблемы.

Ключевые слова: психология, подросток, проблемы, ученик, переходный возраст.

Rashidov Kh. U. student

Chirchik State Pedagogical Institute Republic of Uzbekistan, Tashkent region

ADOLESCENT PSYCHOLOGY

Abstract: This article examines the problems of adolescence, and also provides examples of how to solve this problem.

Keywords: psychology, teenager, problems, student, transitional age.

Усложнение реальных тенденций социального продвижения, убыстрение ритма существования, предпочтение гедонистического образа бытия оказывают воздействие на формирование современных подростков. Сложившиеся обстоятельства вызывают пассивность у детей, агрессию, депрессивные настрои, нравственное безразличие и создаёт преграды на пути идентификации собственных моральных ценностей и постижения смысла собственного существования.

Именно поэтому психология современных подростков в сравнении с психологией ранних периодов формирования характеризуется специфичностью. Ведь динамичность бытия и его отношение к удовольствию как к наивысшей ценности отражается в сердцах и сознании новых поколений.

Переходный возраст - период полового созревания с окончательным формированием вторичных половых признаков. У всех подростков данный период начинается в разное время. У ребёнка возникает внезапная смена настроений, волнение, нервозность, упорство, ему хочется проводить время среди сверстников, возможны проблемы в учёбе и т.д.

У подростка наступает период, когда он не совсем понимает, что происходит. Во время перехода в пубертатный возраст подросток

становится потерянным. Что-то поменялось, а что конкретно подросток не понимает, интересы становятся другими. В этот момент хочется найти что-то новое и поделиться этим с близкими.

Родители должны учитывать эти закономерные психологические и физические изменения. Конфликтные ситуации встречаются намного чаще, чем раньше и ребёнок переживает их сильнее, чем когда-либо до этого. Когда родители начинают часто упрекать ребёнка, показывать недовольство, все это только усугубит ситуацию.

Человек в подростковый период это уже не ребенок, но в тоже время это еще не сформировавшаяся личность. Все окружающие воспринимают его он как просто «подростка». И это несправедливо по отношению к нему. У каждого человека есть период, в процессе которого он меняется, и данный процесс изменений ему необходимо чувствовать, осознавать и как-то определять. В этот период ему нужно помогать. Просто нужно с уважением подходить к его мнению и «взрослым мыслям». Поддерживать его попытки самостоятельно мыслить, помогать решать проблемы, которые возникают у него при общении с окружающими людьми: будь то одноклассники, учительница, лучшие друзья или сосед, который рассказывает ему, что и как нужно делать у родителя за спиной. Для подростка важно внимание к нему как к взрослому человеку.

Согласно статистики, у подростка, который является единственным ребенком в семье, переходный возраст протекает тяжелее. Этот период сложен и для родителей, и для детей, но никто не сможет с уверенностью сказать, на сколько сложным он будет для конкретного подростка. Если не проявлять достаточного терпения, то ребёнка может становиться более нервным. Как правило, к 15 годам данная ситуация налаживается.

В психолого-педагогической литературе описываются особенности трудного подростка.

В данную категорию обычно включают детей и подростков, с которыми трудно заниматься учителям, с которыми трудно контактировать, в том числе и родителям. В их отношении можно привести много прилагательных с приставкой «не»; непоседливый, непослушный, неспособный и т.д. Многие думают, что эти дети - какие-то злоумышленники? Ничего подобного!

Никто не может точно сказать, почему подросток начинает быть «трудным». Основными причинами являются раннее воспитание и то в какая обстановка окружала его с детства. Нужно понимать, что не все подростки, которые имеют некоторую недисциплинированность, относятся к сложным подросткам.

Многие подростки являются слишком активными, любознательными, непоседливыми, исходя из этого, они не соответствуют некоторым понятиям о «идеальности». Подросткам данного типа необходимо применять индивидуальный подход. Важно направить их

энергию в правильное русло, а также стремиться всеми силами помочь им найти себя.

К трудным подросткам относят тех, у которых большое количество отрицательных качеств, таких как лживость, грубость, жестокость и т.д. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к психологу. Благодаря его помощи можно правильно организовать воспитание данного ребёнка, разобраться в его представлениях о разных вещах, научиться правильно реагировать на его импульсивное поведение. Работа с такими детьми требует много терпения и всестороннего подхода.

Категория данных подростков очень разнородна и обширна. Психологическое благополучие трудных подростков зависит от того, вовремя ли они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку. Для большей части подростков «трудности» это следствие их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых.

Формирование личности у детей подросткового возраста напрямую зависит от среды в семье. По данным исследований трудными подростками становятся те дети, у которых детство проходило в сложных условиях (дети алкоголиков и т.д.) либо они были полностью предоставлены сами себе.

Негативные взаимоотношения в семье являются отрицательным примером родителей для детей: лицемерие, грубость, равнодушие к людям, нечестность, алкоголизм, нежелание работать. Преступления, которые совершаются взрослыми членами семьи, создают неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков.

Корректировку поведения «трудного» подростка следует начинать с определения неблагополучия в системе взаимоотношений подростка с взрослыми, так и со сверстниками.

Важным является анализ социометрического статуса подростка в среде сверстников, в коллективе класса, в определении места, которое он занимает в системе отношений между подростками, выявление того, насколько оправдываются его главные ожидания, присутствует ли психологическая изоляция, и если она имеется, определение причин, а так же возможные пути решения.

Психолог выполняет три главные функции:

1) диагностирование,

2) консультирование

3)коррекция

У психолога своя сфера компетенций, в которую входят психологические и социально-психологические свойства, явления и свойства, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию подростков и детей, отклонения в развитии.

Приоритетными направлениями работы классного руководителя с «трудными» учащимися являются:

1) изучение трудных детей,

2) формирование индивидуального плана работы с данными детьми,

3) организация поддержки педагогически запущенным детям

Классному руководителю нужно выявить проблемных детей и

тщательно наблюдать за ними.

Таким образом, для того эффективной работы с такими учениками необходимо:

- установить степень педагогической запущенности и неблагополучия семьи (посредствам регулярного наблюдения за семьями учеников, их деятельности);

- определить степень педагогически запущенного ученика и учащегося из неблагоприятной семьи в классном коллективе, вид взаимоотношений с одноклассниками (посредствам анкетирования, социометрических измерений и наблюдения), обозначить методы их улучшения;

- исследовать круг интересов, предрасположенность и возможности данного ученика для того, чтобы включить его во внеурочную кружковую, общественную деятельность, спортивную;

-определить: входят ли эти дети в прочие группы, компании, объединения; направленность данных групп, а так же характер их воздействия на ученика

- исследовать нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива;

-изучить положением ребенка в семье;

-определить ошибки в постановке задач, подборе способов и форм воспитания

К основным проблемам подросткового периода следует отнести:

- гневливость детей (при этом проблема заключается не в самом наличии этого чувства, а в неумении им управлять), проявляемая в пассивно-агрессивных поведенческих реакциях, дабы вывести взрослое окружение либо родителей из равновесия, и характеризуется неосознанностью, являясь результатом замалчиваемого гнева;

- эмоциональная неустойчивость;

- суицидальные наклонности, которые порождает заниженная самооценка, родительское равнодушие, чувство одиночества, депрессивные настрои;

- гомосексуализм, заключающийся в интимном влечении к субъектам своего пола;

- подростковая депрессия, выражаемая тоскливым, подавленным настроением, пессимизмом, ощущением собственной никчемности,

заторможенностью движений, однообразием представлений, снижением побуждений, различными соматическими отклонениями;

- личностное самоопределение, которое включает социальное самоопределение, семейное, профессиональное, нравственное, религиозное и жизненное.

Пубертатный этап считается наиболее сложным периодом для самого подростка и для его родителей. Поэтому главным во взаимоотношениях с взрослеющим чадом должно быть взаимопонимание. Для этого родителям надобно быть инициативными и не обижаться на вчерашних детей. Не следует потыкать сиюминутным «хочу» тинэйджеров, но и постоянно противиться им тоже не рекомендуется. Если родитель не желает либо по объективным причинам не может удовлетворить «хочу» подростка, то необходимо объяснить ему причины.

Нужно стараться больше коммуникативно взаимодействовать с детьми, рассказывать о собственной работе, обсуждать насущные ситуации, жизненные проблемы, интересоваться их увлечениями. На рассматриваемой стадии становления личности подросткам очень важно ощущать родительскую любовь. Они должны понимать, что родители -это их друзья, которые всегда поддержат, а не выкажут пренебрежение или насмешку.

Стратегия родителей в описываемый период должна заключаться в формировании у подростков позиции уверенности. Ребёнок должен усвоить, что за собственные успехи и неудачи ответственен он.

Нельзя выстраивать воспитательный процесс на конфронтации, противостоянии. Нужно основываться на сотрудничестве, вооружиться терпением и участливостью.

Родителям необходимо постигнуть главное, что наибольшее влияние на становление подростковой личности оказывает именно их жизнь, привычки, манера общения, взаимоотношения в семье. Если в семье превалируют ссоры, неуважение супругов друг к другу, упрёки, враньё, то пользы от нравоучений, как нужно жить правильно, будет нуль.

Следует постараться не обманывать подростка, не пренебрегать его мнением, уважать его позицию, не навязывать собственное мировоззрение как единственно верное. Необходимо добиться доверия от ребёнка. Когда чадо полностью доверяет собственным родителям, верит им и знает, что в любых ситуациях его дома ждёт понимание и поддержка, тогда это минимизирует негативное воздействие среды и снижает риски попадания в так называемую «плохую» компанию.

Использованные источники: 1. Алексеев С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: автореф. канд. дисс. - Л., 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.