Гусейнов Арсен Батырханович
соискатель кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России Республика Дагестан, г. Хасовюрт, ул. Грозненская, д. 82, кв. 21 тел. (928) 836-79-99
Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей
Данная статья посвящена изучению личности несовершеннолетнего преступника: выявлению и оценке особенностей механизма его преступного поведения, выявлению специфических причин, порождающих преступное поведение и совершение в этом возрасте преступлений. Изучение личности дает ключ для выработки воспитательно-предупредительных мер, особенно индивидуального характера, и предоставляет возможность прогнозирования будущего поведения несовершеннолетнего преступника.
Ключевые слова: личность несовершеннолетних преступников, тип криминогенной личности, возрастные особенности психологии несовершеннолетнего, социальные аномалии_____________________________
В литературе очень удачно отмечено, что успешное предупреждение отдельных преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения, основным и важным звеном всего механизма преступного поведения [1, с. 79].
Личность несовершеннолетних преступников имеет характерные особенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления [2, с. 13].
Изучение личности несовершеннолетнего преступника представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление и оценка особенностей механизма его преступного поведения, выявления специфических причин, порождающих преступное поведение и совершение в этом возрасте преступлений. С другой стороны, изучение личности дает ключ для выработки воспитательно-предупредительных мер, особенно индивидуального характера, и предоставляет возможность прогнозирования будущего поведения несовершеннолетнего преступника. Поэтому понятие «личность преступника» относится к числу самых крупных и фундаментальных понятий криминологии [3, с. 39].
По мнению А.И. Долговой, «тип криминогенной личности выражает определенную целостность социально-приобретенных устойчивых личностных характеристик, определяющим в нем является несоответствие сознания и деятельности ценностно-нормативной системе, признаваемой обществом и государством, что повышает вероятность совершения такой личностью преступления в сравнении с личностью, ведущей себя в тех же условиях
устойчиво правомерно» [4, с. 119].
Г.А. Аванесов определяет личность преступника как человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой уголовной ответственности [5, с. 245].
Н.С. Лейкина писала, что «преступник как личность отличается от других людей тем, что он совершил преступление вследствие присущих ему антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к общественным интересам и выбора общественно опасного пути для реализации своего замысла или не проявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата» [6, с. 6].
П.С. Дагель дал следующее определение личности преступника: «совокупность социально-политических, психологических и физических признаков лица, совершившего преступление, имеющих уголовно-правовое значение»[7, с. 15].
Несовершеннолетние правонарушители являются резервом армии преступников. Для несовершеннолетних характерно не только интенсивное физическое развитие, но и большие психологические сдвиги, заключающиеся в наличии ряда кризисных состояний, глубоких качественных изменений в деятельности личности, в восприятии ею жизненных явлений.
Н.А. Монахов на основании собственных исследований сделал вывод о взаимосвязи поведения подростков с возрастными особенностями, влияющими на поведение. Эти внутривозрастные особенности значительны для переломного возраста. К 14-16 годам на основе суждений у подростка возникают свои представления. Они убеждены в том, что хорошо и что для них или окружающих плохо [8].
Несовершеннолетний возраст издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, жестокосердным, кризисным, переходным. В этом возрасте физическое и духовное развитие несовершеннолетнего еще не завершено. Это отражается на характере его действий и поступков. В подростковом возрасте интенсивно происходит социальное развитие: формируются мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений. Неблагополучное окружение несовершеннолетнего способствует прививанию искаженных ценностей, формированию низкой самооценки личности, облегчает процесс вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественные действия. Несовершеннолетний возраст отличается существенными, качественно своеобразными процессами развития, которые определяют последний, завершающий этап формирования личности. В этом возрасте особенно ярко встает проблема осознания себя и своего будущего.
К возрастным особенностям психологии несовершеннолетнего относятся: противоречивость, полярность чувств и побуждений, импульсивность, сочетание сенситивности и черствости, жестокости и холодности, чрезмерно завышенной самооценки и неуверенности в себе, отказа от общепринятых норм поведения и подчинение себя случайным «кумирам», максимализма в оценках и неспособности к борьбе мотивов, к принятию аргументированных решений, упрямства и противодействия советам с внушаемостью, склонностью к индуцированию. Возрастающий интерес к общим гуманитарным проблемам, вопросам жизни и смерти, своему социальному статусу в этом периоде парадоксально сочетается с недостаточно развитой способностью к объективной оценке конкретных поступков, к самоконтролю поведения. Особенно явно отмеченные черты выступают при их сочетании с устойчивым
негативным отношением к общественной морали, установкам родителей, стилю семейных отношений [9, с. 115, 116].
Стремление проявить самостоятельность, реализовать себя является часто одной из причин, толкающих этих лиц на совершение асоциальных поступков. Ввиду того что активность лиц указанной категории достаточно высокая, несовершеннолетних легче в некоторых случаях склонить и к совершению преступления. Кроме того, их интеллектуальные и физические возможности представляют собой большой криминогенный резерв.
Криминологические и социально-психологические исследования показывают, что для личности несовершеннолетних правонарушителей характерны следующие признаки:
- отсутствие интереса к познавательной деятельности и связанная семейной и педагогической запущенностью когнитивная дефицитарность. Она может при поверхностной оценке производить впечатление умственной отсталости, особенно если осознанно или неосознанно утрируется. При этом, как правило, отмечается хорошая социальная ориентировка в сочетании с умением манипулировать другими людьми или использовать внешние обстоятельства в свою пользу;
- отсутствие способности к эмпатии (сочувствию), недостаточная глубина эмоционального сопереживания, равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально насыщенные, стабильные отношения;
- стремление к получению простых удовольствий без определенного волевого усилия и труда; повышенная чувствительность к стимуляции извне. Эта особенность может сопровождаться стремлением к замещению чувства пустоты и скуки состоянием измененного настроения, вызываемого алкоголем и другими психоактивными веществами;
- неустойчивое настроение со склонностью к раздражительности, гневливым реакциям, состоящим из безмотивного внутреннего напряжения в сочетании с неадекватным, аффективно усиленным реагированием по агрессивному типу на конфликтные ситуации; выраженная наклонность к индивидуальной и особенно групповой жестокости;
- индифферентное или пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, облегченное усвоение навыков асоциального поведения и общий социально-правовой нигилизм;
- выраженная эгоцентричность с чувством правомерности своего асоциального поведения, с постоянным стремлением к его оправданию или обвинению окружающих в последствиях своих поступков; отсутствие глубоких личностных реакций с чувством вины за серьезные социальные последствия своих поступков;
- повышенная подверженность влиянию взрослых правонарушителей или групповому воздействию;
- раннее начало курения, ранняя алкоголизация и высокий риск употребления психоактивных веществ (наркотиков) [9, с. 117, 118].
Анализ практики позволяет отметить, что большинство несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. По данным ГИАЦ МВД России, за последние шесть лет среди несовершеннолетних, выявленных за совершение преступлений, лишь 50% являлись учащимися, студентами - не более 5%; работали в 2002 г. 6% несовершеннолетних, а затем их число
сократилось в два раза. В состоянии алкогольного опьянения совершены преступления в среднем в 20% случаев; в 0,3% - в наркотическом. Среди несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, удельный вес лиц, ранее совершавших преступления, составлял за период с 2002 г. по 2007 г. от 14,6% до 18,1%.
У большинства подростков, совершивших преступления, имеются устойчивые отклонения в нравственной направленности, выражающиеся в отсутствии положительных установок. Наиболее характерны для изученных подростков следующие отрицательные черты: ярко выраженные формы эгоизма и индивидуализма, озлобленность, чрезмерная грубость, дерзость, упрямство, распущенность, жадность, легкомысленное отношение к жизни, неразвитость чувства стыда и т.п. Нравственная деформация их личности отражается и в эмоциональных особенностях. Для них характерна эмоциональная возбудимость, агрессивность поведения, конфликтность, несдержанность, повышенная аффективность.
Важнейшим показателем, характеризующим нравственный фон личности преступника, является его отношение к социальным аномалиям, прежде всего к алкоголизму. Только 10,6% несовершеннолетних преступников ответили, что на момент совершения преступления они не употребляли спиртные напитки. В контрольной группе не употребляющие спиртные напитки подростки составили 67,8%.
41,9% подростков, совершивших преступление, считают допустимым редкое употребление спиртных напитков, а 6,2% - допустимым
систематическое их употребление.
Криминогенное влияние алкоголя представляется очевидным. Употребление алкоголя отрицательно сказывается на нервной системе человека, дезорганизуя важнейшие психологические процессы возбуждения и торможения. Это приводит к потере самоконтроля, что часто способствует совершению правонарушений, в т.ч. преступлений. Систематическое употребление алкоголя молодыми людьми постепенно приводит к
десоциализации их личности, окончательно нейтрализует остатки позитивной морали [2, с. 17].
По сведениям Р.В. Полтарыгина, основанным на данных ИЦ ГУВД по Краснодарскому краю, ежегодно в среднем каждый четвертый
несовершеннолетний в момент совершения преступления находился в момент совершения преступления в нетрезвом состоянии. По данным наших исследований, каждый второй из воспитанников колонии совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения.
Под воздействием алкогольного опьянения подростками совершается подавляющее большинство тяжких преступлений, с характерной жестокостью и отсутствием какой-либо мотивации [3, с. 47-48].
Следует особо остановиться на проблеме потребления
несовершеннолетними преступниками наркотиков.
По данным А.Н. Ильяшенко, 51,9% подростков-преступников заявили о том, что до осуждения они употребляли наркотические средства или
психотропные вещества. Причем только 4,8% подростков, совершивших преступление, считают недопустимым их употребление. В контрольной группе только 4,2% подростков употребляли, причем очень редко, наркотические средства или психотропные вещества. Настораживает тот факт, что только каждый четвертый (22,9%) опрошенный подросток из контрольной группы
считает недопустимым их употребление [2, с. 17].
Следует обратить внимание на соотношение лиц мужского и женского пола среди несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности. Преобладание среди них лиц мужского пола (в среднем 92%) связано с их психофизиологическими особенностями, спецификой поведения, различными социальными ролями и опытом.
По мнению Ю.М. Антоняна, эти различия связаны, главным образом, не с психическими и психологическими особенностями пола, а различием интересов, поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью, решительностью, несдержанностью и другими общехарактерологическими свойствами лиц мужского пола, проявляющимися в определенных жизненных ситуациях, в том числе в антиобщественных поступках и преступлениях [10, с. 24].
О социальном положении (роде занятий) подростков, совершивших преступления, получены следующие данные: нигде не работали и не учились -31,2%; учились в школах - 28,5%; работали - 27,3%; учились в профессионально-технических училищах - 17,7%; учились в техникумах - 1,9%.
Обращает внимание значительный процент неучащихся и неработающих к моменту совершения преступлений подростков. Незанятость трудоспособного молодого человека трудом или учебой имеет криминогенное значение, так как лишает его возможности добывать честным путем средства к существованию, дает много свободного времени, которое может быть использовано им вопреки интересам общества, выводит из сферы необходимого уровня социального контроля и позитивных связей в коллективе [2, с. 14].
Как отмечает А.С. Лаушкин, безделье для таких подростков становится основным занятием, которое для многих из них является образом жизни в течение достаточно длительного периода времени. По его данным, из всех опрошенных несовершеннолетних преступников до совершения преступления не были заняты от полугода до двух лет - 36%, 12% - не работали и не учились до трех лет и более, 26% - уклонялись от общественно полезных занятий в течение 1-3 месяцев, 3% - никогда не учились и не работали [11, с. 85].
Последние годы характеризуются довольно быстрыми темпами криминализации представителей женского пола. Н.Н. Перетокина по этому поводу писала: «С начала 90-х годов отмечаются негативные изменения в характере и направленности преступной деятельности несовершеннолетних женского пола. Усиливается агрессивность, дерзость, цинизм в преступном поведении несовершеннолетних девушек. Это проявляется, с одной стороны, в повышении интенсивности, многоэпизодности преступной деятельности данного контингента, с другой - в способах совершения преступлений: вооруженность, особая жестокость, садистская мотивация, выражающаяся в применении пыток, истязаний, лишении жизни жертв разбойных нападений, изнасилований и др.» [12, с. 4]
Если в 1991 г. доля женщин-преступниц в общем количестве выявленных преступников составляла 10,6%, то в 2006 г. - около 15%. Число женщин, вовлеченных в криминальные формы поведения, с 1996 г. по 2006 г. выросло в 2 раза, в то время как количество преступников-мужчин увеличилось только в
1,3 раза.
На 1 января 2007 г. на учете в ПДН состояло на учете 346 662 несовершеннолетних, в том числе 56 607 женского пола. Удельный вес несовершеннолетних женского пола, стоящих на учете в ПДН, в 2006 г. достиг
максимального размера за последние 5 лет и составил 16,3%. Из числа несовершеннолетних, стоящих на профилактическом учете, подростки в возрасте до 14 лет составляют 22,4% (77 671), в том числе 10 450 девочек.
Из 204 927 представительниц женского пола, совершивших преступления в 2006 г., удельный вес несовершеннолетних преступниц в возрасте 14-15 лет составил 2,1% (4253), а в возрасте 16-17 лет - 4,7% (9623).
Наибольший удельный вес несовершеннолетних преступниц в структуре преступности несовершеннолетних зарегистрирован в Уральском и Дальневосточном федеральных округах, где он составляет соответственно 10,1% и 10,0%, при среднероссийском показателе 9,3%.
В последние годы во многих регионах страны отмечается увеличение среди несовершеннолетних правонарушителей доли лиц с психическими аномалиями. Это чаще не тяжелые и стойкие заболевания, а психопатические состояния или остаточные явления после травм. При этом психопатические черты характера в своем подавляющем большинстве (четыре пятых) приобретены не в результате отягощенной наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания [13, с. 209].
По данным В.П. Емельянова, более 50% всех несовершеннолетних правонарушителей хотя и являются вменяемыми, но имеют те или иные отклонения психики от нормы [14, 7]. Как верно отметил А.Н. Ильяшенко, влияние этих отклонений на правонарушающее поведение подростков носит косвенный характер. Психические аномалии затрудняют усвоение ими нравственных и правовых норм; ускоряют процесс деградации их личности; облегчают или стимулируют действие криминогенных личностных ориентаций; ослабляют механизм внутреннего контроля; препятствуют эффективному воспитательному воздействию на них [2, с. 19].
Библиографический список:
1. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология. М., 1995.
2. Ильяшенко А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды). М., 2001.
3. Полтарыгин Р.В. Профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи (в условиях курортного региона). М., 2004.
4. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.
5. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
6. Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность: Автореф. дис... докт. юрид. наук. Л., 1969.
7. Дагель П.С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. Владивосток, 1970.
8. Монахов Н.А. О социобиологических механизмах формирования антиобщественного поведения молодежи // Советское государство и право. 1989. № 8.
9. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой и Б.В. Шостаковича. СПб., 2002.
10. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992.
11. Лаушкин А.С. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, отчужденного до совершения преступления от учебы и трудовой занятости // Преступность в России:
причины и перспективы. М., 2005. Вып. 2.
12. Перетокина Н.Н. Насильственные преступления, совершаемые несовершеннолетними женского пола: криминологический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
13. Криминология. М., 1994.
14. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980.