№ 317
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Декабрь
2008
ПРАВО
УДК 343.915
А. В. Мангир
НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШИВШИХ ПОВТОРНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Рассматриваются наиболее распространенные особенности личности преступника, которые в большинстве своем присущи несовершеннолетним, совершившим повторные преступления. К таким особенностям относятся, например, количество судимостей у несовершеннолетних, потеря интереса к учебе, мотивация на совершение преступлений, отношение к социальным аномалиям, увеличение доли лиц с психическими аномалиями и др.
Воспитание детей, защита их прав и законных интересов является задачей любого общества. Решение проблемы предупреждения преступлений не мыслится без проведения разнообразных научных исследований в рамках выявления закономерностей и тенденций развития подрастающего поколения, без объективного анализа социальных условий и процессов, оказывающих влияние на социально-негативное развитие личности несовершеннолетних.
Указанной проблеме посвящено много научных исследований и трудов. Среди них хотелось бы выделить работы таких ученых, как Ю.М. Антонян, Г.И. Забрян-ский, К.Е. Игошев, А.И. Долгова, В. Д. Ермаков, В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, В.В. Панкратов, Л.М, Прозу-ментов и др., которые расширили пределы знаний о преступности несовершеннолетних и ее причинах.
В процессе постановки научной проблемы в качестве основного критерия учитывалось то обстоятельство, что уголовно-правовые исследования в большинстве своем не учитывают психологических аспектов формирования преступного поведения и основное внимание акцентируют на юридическом аспекте проблемы. Ведь юристов-правоведов интересует в первую очередь правильная юридическая квалификация преступления, т.к., с их точки зрения, «деяние, не попадающее под запрет уголовного законодательства, преступлением не считается, т.е. преобладает формально-юридический подход» [1. С. 4].
Проблема личности преступника является одной из основных в криминологии. Ведь, как известно, «причины отдельного преступления... не могут быть поняты вне учета личности преступника» [2. С. 10].
Несовершеннолетние преступники, совершившие повторные преступления, обладают характерными особенностями. Их изучение может дать возможность выбора более «целесообразных мер для исправления таких несовершеннолетних, индивидуальной воспитательной работе с ними и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но не вставших на путь исправления» [3. С. 16-17].
Особенность первая - количество судимостей у несовершеннолетних. «Почти половина всех осужденных несовершеннолетних до совершения преступления стояли на учете в органах внутренних дел - ПДН». Основания постановки на учет чаще всего следующие:
совершение несовершеннолетними подростками правонарушений, которые повлекли за собой применение мер административного характера; совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; совершение деяний, содержащих признаки конкретного преступления, но не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность [4. С. 33]. Данная особенность указывает на некую устойчивость антиобщественных установок, в том числе на совершение преступления (45,4% - две судимости, 8,1% - три и более судимости). Первый преступный опыт такие несовершеннолетние приобрели довольно рано: 29,2% - в 14 лет; 40,8 - в 14-15; 30% - в 16-17 лет [3. С. 18].
Подростки, имеющие несколько судимостей, нуждаются в повышенном внимании субъектов профилактики, поскольку «...рецидивисты, составляя меньшую часть преступников, представляют повышенную общественную опасность, так как в силу социально-психологической запущенности они легко находят подходящую ситуацию для совершения новых преступлений, а при отсутствии последней сами создают ее, оказывают отрицательное влияние на неустойчивых членов общества, вовлекая их в преступную деятельность» [5. С. 4].
Вторая особенность - утрата интереса к учебе. В целом среди несовершеннолетних, учащихся на момент совершения преступления в общеобразовательных школах, отрицательные характеристики имеют в настоящее время около 92% (для сравнения в 1980-е гг. -почти 84%, в 1990-е гг. - почти 90%) [4. С. 34]. 17,3% -учились хорошо, 24,2 - получали неудовлетворительные оценки, 27,7% - относились к учебе безразлично. Важное значение для социальной характеристики личности несовершеннолетних рецидивистов имеет выявление их общеобразовательного уровня. Как известно, уровень образования человека оказывает влияние на формирование его жизненных установок, ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, привычек, правил поведения, способов реагирования на конкретные жизненные ситуации. Чем выше уровень образования индивида, тем реже у него формируются антиобщественные взгляды, привычки и наблюдается их преступное проявление вовне [6. С. 43-44].
Отставание в умственном развитии подростка затрудняет его социализацию, препятствует формирова-
нию и закреплению социально значимых потребностей и интересов, отрицательно влияет на поведение. Такие дети или преждевременно бросают школу, или остаются на второй год. Второгодничество как криминогенное явление подчеркивается многими исследователями. Результаты отдельных исследований показывают, что при повышении доли второгодников от 1 до 7% уровень всей преступности несовершеннолетних увеличивается более чем вдвое, а уровень преступности среди школьников - втрое [7. С. 227-228].
Третья особенность - мотивация. Ведь именно мотивационная сфера является основой нравственнопсихологической характеристики личности преступника. «Это обусловлено тем, что главной детерминантой преступления является мотив, определяющий потребности личности и стимулирующий ее криминальное поведение. Именно мотивы наиболее очевидно свидетельствуют о том, насколько глубоко личность восприняла нравственные, правовые и иные позитивные ценности общества» [4. С. 24]. «Мотив непосредственно связан с личностью и ее особенностями, склонностями, влечениями и интересами. В мотивах выражается не какая-то отдельная черта личности, а в определенном смысле весь человек, все характерные для него свойства и особенности» [8. С. 27, 132]. При этом необходимо учитывать, что психологические особенности девушек (повышенная эмоциональность, впечатлительность и т.д.) накладывают определенный отпечаток на мотивацию их повторной преступной деятельности [3. С. 20].
Четвертая особенность - отношение к социальным аномалиям. Примерно 10,6% несовершеннолетних на момент совершения преступления употребляли спиртные напитки, 67,8 - не употребляли, а 41,9% допускают его употребление. Другой социальной аномалией считается потребление несовершеннолетними наркотиков. Почти 51,9% несовершеннолетних преступников-рецидивистов употребляли наркотические средства или психотропные вещества и лишь 4,8% считают их потребление недопустимым [3. С. 21-22].
Также стоит отметить характерную особенность несовершеннолетних преступниц-рецидивисток, существенно отличающую их от несовершеннолетних юно-шей-рецидивистов. Ею является глубокая и резко выраженная деформация нравственно-психологических черт их личности, проявляющаяся через одну из форм социальной патологии - сексуальную распущенность, отсутствие нравственно-этической избирательности в сфере интимных отношений. По своим последствиям такая форма негативного поведения оказывается значительно более тяжкой для дальнейшей судьбы девушек, их физического и психического здоровья, чем влияние подобного поведения на дальнейшую судьбу юношей.
«Сексуальные отношения в этот период оказывают негативное воздействие на физическое и нравственное становление личности девушек-подростков. С момента начала половой жизни девушка обычно утрачивает интерес к учебе, труду, общественной жизни, нарушаются контакты со школьным коллективом. “Легкие отношения” отрицательно сказываются на моральном облике девушки, задерживают ее развитие как женщины-матери, жены и хранительницы семейной морали. Половая распущенность способствует становлению девушек на путь занятия проституцией» [3. С. 23].
Как показывают различные исследования, добровольно в половую связь вступает большинство девушек-рецидивисток - 57,7%, а по принуждению - всего лишь 42,3%. Добровольность начала половой жизни в столь раннем возрасте - показатель нравственного и интеллектуального инфантилизма, отсутствия высокой культуры общения, деформации социально-культурных потребностей, ценностных ориентаций. Однако тот факт, что в отношении девушек-преступниц применялось насилие, принуждение, указывает на их незащищенность, неспособность правильно самостоятельно оценить ситуацию, оптимально ее разрешить, разобраться в произошедшем.
В действительности виктимологическая проблема достаточно остро стоит в среде несовершеннолетних, ведь они меньше всех остальных категорий граждан защищены от преступных посягательств, насилия и произвола. Как показывает практика, часто несовершеннолетние, совершившие повторные преступления, сами длительное время были жертвами чьей-либо агрессии, после чего в группе или в одиночку вымещали свою злобу, обиду на других людях и удовлетворяли тем самым свое уязвленное самолюбие. Подавляющее большинство (73%) подростков обоего пола неоднократно (до 6 и более раз) испытывали на себе преступные посягательства со стороны других лиц.
Также в ряде семей, в которых воспитывались несовершеннолетние, совершившие повторные преступления, существовала криминологическая обстановка. Это относится к семьям, в которых родители (один из них) злоупотребляли алкогольными напитками либо один из родителей или близких родственников судим, а в некоторых семьях конфликтные отношения между родителями перерастали в драки [4. С. 31].
Из общего числам повторно осужденных несовершеннолетних, испытавших на себе преступные посягательства со стороны других лиц, 24,5% подвергались изнасилованиям или другим сексуальным притязаниям; 23,5 - грабежам; 18 - истязаниям, побоям, телесным повреждениям; 14,5 испытали на себе вымогательство. Подвергались преступным посягательствам в возрасте 11-15 лет 65% несовершеннолетних. В правоохранительные органы по поводу совершенных в отношении них насильственных действий не заявляли 85,5%. Хотели отомстить обидчику самостоятельно - 28,5%, на помощь не надеялись - 21, боялись расправы - 14, а 14,5% считали преступные действия против себя малозначительными [3. С. 24].
Еще одной, далеко не последней особенностью является увеличение среди несовершеннолетних, совершивших повторные преступления, доли лиц с психическими аномалиями. В основном это психопатические состояния или остаточные явления после травм. Такие психопатические
Мотив Юноши Девушки
Корысть 60,8 42,4
Месть 6,5 22,4
Злость 16,5 28,7
Зависть - 6,9
Ревность 5,0 10,9
Повышение авторитета 14,4 1,3
Из чувства товарищества 5,9 19,2
Хулиганские побуждения 20,5 1,7
Иное 10,7 10,9
черты характера в большинстве случаев приобретаются не в результате плохой наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания [9. С. 209].
В соответствии с исследованиями В.П. Емельянова, более 50% всех несовершеннолетних правонарушителей хотя и являются вменяемыми, но имеют те или иные отклонения психики от нормы [10. С. 7]. Влияние таких отклонений на правонарушающее поведение несовершеннолетних нередко носит косвенный характер. Психические аномалии затрудняют усвоение ими нравственных и правовых норм; ускоряют процесс деградации их личности; облегчают или стимулируют действие криминогенных личностных ориентаций; ослабляют
механизм внутреннего контроля; препятствуют эффективному воспитательному воздействию на них.
Таким образом, личность несовершеннолетних, совершающих повторные преступления, можно охарактеризовать существенной социально-правовой и нравственно-психологической деформацией. Необходимо рассматривать свойства личности преступников-рецидивистов в комплексе, в совокупности систем для более точного индивидуального прогнозирования и осуществления мер, направленных на предупреждение их преступного поведения, а также для более правильного определения всей системы воспитательного профилактического воздействия на них [3. С. 25].
ЛИТЕРАТУРА
1. Черникова И.А., Фортуныч М.В., Яковлев О.В. Предкриминальное поведение несовершеннолетних, совершивших умышленные преступле-
ния. М.: ВНИИ МВД России, 2007.
2. Сахаров А.Б. Актуальные вопросы учения о личности преступника // Теоретические проблемы учения о личности преступника. М., 1979.
3. Ильяшенко А.Н., Маслов А.В., Харьковский Е.Л., Игнатов Е.А. Предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних (по мате-
риалам субъектов Центрального федерального округа РФ): Учеб. пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2007.
4. Прозументов Л.М. Несовершеннолетние: преступность, особенности уголовной ответственности. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006.
5. Панько К.А. Вопросы общей теории рецидива в советском уголовном праве. Воронеж, 1988.
6. Ветров Н. И. Криминологическая характеристика правонарушителей молодежного возраста. М., 1981.
7. Миньковский Г.М. Личность несовершеннолетнего преступника и современные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в
СССР: Дис... д-ра юрид. наук. М., 1972. Т. 1.
8. Волков Б.С. Мотивы преступлений. Казань, 1982.
9. Криминология. М., 1994.
10. Емельянов В. П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980.
Статья представлена научной редакцией «Право» 1 сентября 2008 г.