Научная статья на тему 'Особенности личности и социально-психологической адаптации подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью'

Особенности личности и социально-психологической адаптации подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2159
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рассказова Ирина Николаевна

The article is devoted to family alcoholism problems. Here was learned the parents influence on adolescent’s personality. In this article are given the results of comparative analysis of two adolescent groups. The first group is the children whose parents are alcoholics and the second group consists of norm typical children. The analysis of their personal anxiety, self-determination and the level of social psychological adaptation is given here.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рассказова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности личности и социально-психологической адаптации подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2008. № 1. С. 21-26. © И.Н. Рассказова, 2008

УДК 159.923

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ, ОТЯГОЩЕННЫХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

И.Н. Рассказова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The article is devoted to family alcoholism problems. Here was learned the parents influence on adolescent’s personality. In this article are given the results of comparative analysis of two adolescent groups. The first group is the children whose parents are alcoholics and the second group consists of norm typical children. The analysis of their personal anxiety, self-determination and the level of social psychological adaptation is given here.

Алкогольная зависимость является не только проблемой личности, причиной ее деградации, формирования различных форм деструктивного поведения, но и социальной, семейной проблемой, оказывающей негативное влияние на семью в целом и на ее отдельных членов. Отношения созависимости характерны для супругов, детей алкоголиков.

Особенно негативно ситуация семейного неблагополучия отражается на развитии детей. Жизнь в условиях постоянных конфликтов, напряжения деформирует личность ребенка, затрудняет его социально-психологическую адаптацию в социальной среде.

Ущерб, наносимый детям, выросшим в семьях алкоголиков, становится всё более очевидным для специалистов. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи данной проблемы (Р. Акерман, Р. Веллеман, Э.К. Джулиус, Д. Коннор, П. Пэпп, Б. Томпсон, А. Спикард, Э. Смит, Ц.П. Короленко, В.Д. Москаленко, И.В. Стрельчук и др.) дети алкоголиков переживают серьезные трудности личностного и межличностного характера не только в детстве, но ив своей взрослой жизни [1, 2, 3, 4]. Э.У. Смит выделяет следующие особенности детей алкоголиков: низкая самооценка, фокусировка на внешнем окружении, неспособность идентифицировать или выразить чувства, экстремальное мышление, неспособность попросить помощи. В их собственных семьях по отношению к детям отсутствует безусловная любовь, открытое выражение чувств и другие необходимые компоненты благополучных семейных отношений. Данные особенности препятствуют полноценному выполнению ими родитель-

ских обязанностей. Они оставляют своих детей без адекватной подготовки к жизни и влияют на воспитание еще одного поколения взаимозависимых - внуков алкоголиков. Это происходит даже если внуки алкоголиков воспитывались непьющими родителями и никогда не слышали о том, что их прародители страдали алкоголизмом. Таким образом, формируется семейный цикл передачи проблемы зависимости и созависимости из поколения в поколение [5].

Для разрешения этих серьезных проблем дети и другие члены семьи нуждаются в психологической помощи. Традиционно за рубежом и в нашей стране основное внимание уделялось работе специализированных учреждений, оказывающих помощь лицам, злоупотребляющим алкоголем, наркотиками. Семейными проблемами практически никто не занимался. С приходом понимания того, что алкоголизм является семейной проблемой, начали открываться службы для детей и других членов семей. В нашей стране в последние десятилетия данная работа осуществляется в рамках социальных, психологических центров помощи неблагополучным семьям, их детям специализированных наркологических учреждений. Такие центры существуют на территории Омска и Омской области. Наше эмпирическое исследование проводилась на базе одного из них - в г. На-зываевске.

Для достижения эффективных результатов данная деятельность должна быть основана на понимании личностных особенностей лиц, страдающих взаимозависимостью. За последние годы, по мере накопления знаний и

опыта, расширились возможности коррекции взаимозависимости, появились новые методы работы. При этом, как правильно отмечает Э.У. Смит, еще не до конца определены все проблемы детей алкоголиков, у некоторых из них могут существовать какие-то специфические особенности, поэтому «нет одного правильного пути, очень важно рассматривать людей, страдающих взаимозависимостью, как индивидуумов, имеющих разные душевные переживания и разную силу волю» [5, с. 78].

Исследование, проведенное в рамках дипломного проекта студентки факультета психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Ю.В. Поспеловой под нашим руководством, направлено на изучение личностных особенностей и социально-психологической адаптации подростков - детей алкоголиков. Расширение представлений о личностных особенностях подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью, - теоретическая значимость данного исследования. Его практическое значение заключается в том, что полученные результаты будут являться основой для создания коррекционной программы психологической помощи подросткам - детям алкоголиков, посещающим социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних г. Называевска Омской области, а также могут быть использованы для работы других учреждений данной направленности.

Объектом нашего исследования являлась личность подростка из семьи, отягощенной проблемами алкогольной зависимости.

Предметом - особенности личности и социально-психологической адаптации и их взаимосвязь у подростка, родители которого страдают алкоголизмом.

Цель исследования: изучить особенности личности и социально-психологической адаптации и их взаимосвязь у подростков - детей алкоголиков.

Задачи исследования:

1) изучение личностных особенностей (личностных черт, самооценки, личностной тревожности) подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью;

2) выявление особенностей социальнопсихологической адаптации подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью;

3) исследование взаимосвязи личностных особенностей и социально-психологической адаптации у подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью.

Теоретические гипотезы:

1) подростки из семей, отягощенных алкогольной зависимостью, будут отличаться от подростков нормотипической выборки по выраженности личностных черт, личностной тревожности, особенностям самооценки, социально-психологической адаптации;

2) существует взаимосвязь личностных особенностей (личностных черт, самооценки, личностной тревожности) и уровня социально-психологической адаптации у подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью.

Эмпирические гипотезы:

1) у подростков из семей, отягощенных

алкогольной зависимостью, по сравнению с подростками нормотипической выборки, будут более низкий уровень социальнопсихологической адаптации, самооценки, более высокий уровень личностной тревожности, различия в выраженности личностных черт по факторам, отражающим особенности эмоционально-волевой, коммуникативной

сфер личности и межличностного взаимодействия;

2) у подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью, существует взаимосвязь низкого уровня социально-психологической адаптации с низким уровнем самооценки, высоким уровнем личностной тревожности и личностными чертами, отражающими сферы личности: эмоционально-волевую, коммуникативную и межличностного взаимоде йствия.

Выборка исследования состояла из 60 подростков в возрасте 13-14 лет. Из них 30 человек - подростки из семей, отягощенных алкогольной зависимостью, состоящие на учете в социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних г. Называевска Омской области. В состав 2-й контрольной группы входили подростки, родители которых не злоупотребляют спиртным.

Для проведения исследования были использованы следующие методики: 16-

факторный личностный опросник Р. Кеттела, методика изучения самооценки Будасси, шкала тревожности Дж. Тейлора в адаптации

Т.А. Немчинова, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Методы статистической обработки данных: для выявления значимости различий в выраженности изучаемых переменных использовались 1-критерий Стью-дента и метод углового преобразования Фишера, для выявления взаимосвязи между личностными особенностями и уровнем социально-психологической адаптации использовался коэффициент корреляции Пирсона.

При изучении личностных черт в первой группе были получены следующие результаты:

- интеллектуальные особенности - высокие показатели по фактору М;

- эмоционально-волевые - высокие показатели по факторам I, О, Q4, низкие показатели по факторам Q3, О;

- особенности коммуникации и межличностного взаимодействия - высокие показатели по фактору Ь, низкие показатели по факторам Е, Q2, К, Б, Н.

При выявлении различий в двух выборках по показателям данных факторов были получены значимые различия.

Данные показатели позволяют следующим образом описать психологический профиль личности подростка из семьи с алкогольной зависимостью. Он ориентирован на свой внутренний мир, у него развитое воображение и творческий потенциал (фактор М), что может рассматриваться как защитный механизм, способ ухода от негативных переживаний в атмосфере деструктивной семьи в созданный субъективный мир.

В эмоционально-волевой сфере подростка отмечается низкий самоконтроль, внутренняя конфликтность представлений о себе. Его состояние характеризуется тревожностью, де-прессивностью, напряженностью, фрустриро-ванностью. Он раним, впечатлителен, романтичен, артистичен, по отношению к другим людям проявляет мягкость, зависимость, стремление к покровительству, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей. В ситуации постоянных конфликтов, напряженности и непредсказуемости в семье у ребенка формируется негативное эмоциональное состояние. Его жизнь во многом определяется состоянием и поведением родителя-алкоголика. Таким об-

разом, зависимость становится свойством его личности и проявляется в отношениях с другими людьми и вне семейного окружения. Основной проблемой взаимоотношений и поведения в социальной группе становится ориентация не на себя, а на других людей, на их оценки, одобрение. Застенчивость, пассивность приводит к тому, что человек не реализует свои возможности, он уступает дорогу другим. При этом, имея опыт переживания боли, страха, несправедливости, он становится чувствителен к состоянию других людей, способным понять их чувства и выразить сочувствие. Во взрослой жизни дети из таких семей очень часто демонстрируют поддерживающее, помогающее поведение.

Таким образом, анализ позволяет выделить в качестве основных проблем подростка из семьи алкоголиков: в эмоциональной сфере - негативные эмоциональные переживания, уязвимость, ранимость; в сфере межличностных отношений и коммуникации - зависимость от других людей. Данные аспекты должны являться объектом коррекции. Её первоочередной задачей должно стать обучение подростков осознавать, принимать, проявлять свои чувства, эмоции, регулировать свои эмоциональные состояния. В этой области такие дети испытывают серьезные трудности, из-за которых не могут устанавливать по-настоящему близкие, интимные отношения. В результате, не зная способов решения проблемы, они переживают чувство неполноценности, неудовлетворенности на протяжении всей жизни. Приобретая новый опыт в этой области, подростки могут поверить в свои способности управлять своими состояниями, своей жизнью, стать более самостоятельными, независимыми, ориентированными на себя.

В отличие от подростков первой группы, у испытуемых контрольной группы показатели практически по всем факторам методики Кеттела находятся в зоне средних значений, в пределах нормы. Исключение составляет фактор С (8 стенов) и показатели выше средних (7 стенов) по факторам О, Н, I. Для подростков контрольной группы характерны: эмоциональная зрелость, реалистичность, сдержанность, работоспособность, ответственность, настойчивость, смелость, активность, свобода, способность к пониманию

других людей, соблюдение норм и правил. В целом данный психологический портрет является описанием личности психологически здоровой, адаптивной, некой противоположности личности подростка из семьи с проблемами алкоголизма.

Для выявления значимости различий по данным переменным был использован 1-критерий Стьюдента. В результате получены значимые различия по всем факторам, кроме факторов А, В, I, рі. Показатели значимости различий представлены в таблице 1.

Т а б л и ц а 1

Показатели значимости различий личностных черт у подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью, и подростков из нормотипической выборки

Личностные черты А В С Е Е О Н I Ь М N О Р1 Р2 рз Р4

Значения 1 - критерия 1,72 1,68 5,47 8,97 6,45 9,84 4,62 1,83 7,18 6,21 5,58 7,85 1,32 6,19 4,41 8,54

Критическое значение 1-критерия равно 2,018 при р<0,05 по факторам Н, Q3. По всем остальным факторам 1 =2,683 при р<0,01.

Подростки из семей алкоголиков, по сравнению со своими нормотипическими сверстниками, более эмоционально неустойчивы, тревожны, робки, внушаемы, склонны к под-

чинению, несамостоятельны, менее практичны и гибки, имеют низкий уровень самопри-нятия.

При изучении самооценки при помощи методики Будасси в двух группах испытуемых были получены результаты, которые представлены в таблице 2.

Т а б л и ц а 2

Соотношение групп испытуемых с различным уровнем самооценки (в %)

Группы подротстков Высокий уровень самооценки Средний уровень самооценки Низкий уровень самооценки

Подростки из семей, отягощенных алкогольной зависимостью 7 36 57

Подростки из нормотипической выборки 53 47 -

Показатели значимости различий (значения ф критерия) 2,67** 0,89 6,6**

Примечание: ** - различия значимы при р<0,01

Как видно из таблицы, больше половины испытуемых 1 группы (57%) имеют низкую самооценку, 36% - среднюю и только 7% -высокую, тогда как в контрольной группе нет испытуемых с низкой самооценкой, у большинства она высокая (53%), у остальных (47%) - средняя. Математическая обработка данных с помощью метода углового преобразования Фишера позволила выявить, что у подростков контрольной группы уровень самооценки значимо выше самооценки подростков 1 группы.

Родители-алкоголики сосредоточены на собственных проблемах, они не уделяют ребенку внимания, не оказывают поддержки, не дают позитивную обратную связь, необходимую для формирования высокой самооценки.

Дети переживают чувство вины и стыда за алкоголизм родителей, что еще в большей степени усугубляет негативное самовосприя-тие и самооценку.

Низкая самооценка является серьезной проблемой личности, фактором её неблагополучия в различных сферах жизни. Она характерна для лиц с различными формами деструктивного поведения. Поэтому очень важно помочь подросткам сформировать более принимающее, позитивное отношение к себе. Важно помочь им понять, что они не несут ответственности за своих родителей, за всё происходящее в семье. Им необходимо избавиться от созависимости, понять, что они отвечают только за себя и свою жизнь, поверить в собственное позитивное будущее и свои

возможности, ресурсы. В этом плане необходима серьезная работа с эмоциональными и когнитивными аспектами. В эмоциональном плане подросткам важно помочь отреагировать негативные эмоции, принять родителей. Затруднять данную работу будет то обстоятельство, что подросткам из таких семей очень сложно говорить о семейных проблемах, признаваться в алкоголизме родителей, выражать свои чувства. Поскольку в таких семьях негативные эмоции, как правило, проявляют только родители-алкоголики, ребенок, наблюдая неадекватные проявления негативных эмоций родителя-алкоголика, испытывает чувство

страха перед подобным выражением эмоций и собственные эмоции он начинает подавлять. Поэтому важно научить подростка осознавать, принимать и адекватно выражать свои эмоции в настоящем и будущем.

Уровень личностной тревожности у 70% подростков 1 группы высокий, у остальных 30% - средний с тенденцией к высокому. У 80% подростков контрольной группы уровень личностной тревожности средний с тенденцией к низкому, у 20% - низкий. Показатель

различий по уровню личностной тревожности в двух группах испытуемых по методу углового преобразования Фишера равен 7,67 при Ф кр=2,28 для р<0,01, что означает, что уровень личностной тревожности подростков 1 группы значимо выше показателей подростков контрольной группы. Помимо негативных эмоциональных переживаний, это означает, что многие жизненные ситуации подростки из семей алкоголиков будут воспринимать как угрожающие, что будет препятствовать их самореализации, достижению целей.

Соответственно, мы можем предположить, что подростки из семей алкоголиков, имеющие низкий уровень самооценки, высокий уровень личностной тревожности, зависимости и эмоциональной неустойчивости, будут менее адаптированными по сравнению со своими сверстниками. Нами были получены значимые различия по всем интегральным показателям социально-психологической адаптации у подростков двух выборок. Результаты исследования социально-психологической адаптации представлены нами в таблице 3.

Т а б л и ц а 3

Выраженность интегральных показателей социально-психологической адаптации подростков (в %)

Принятие других Само- принятие Эмоциональная комфортность Интер- нальность Стремление к доминированию Адапта- ция

Подростки из семей, отягощенных алкогольной зависимостью 14 34 21 43 41 17,2

Подростки из нормотипической выборки 53 77 64 71 76 70

Показатели значимости различий (значения ф критерия) 3,36** 3,48** 3,48** 2,2* 2,78** 4,37**

Примечание: * - различия значимы при р< 0,05, ** - различия значимы при р<0,01

По всем интегральным характеристикам социально-психологической адаптации показатели первой группы испытуемых значимо ниже по сравнению с показателями контрольной выборки. Это означает наличие проблем во взаимодействии подростка с социальной средой и является предпосылкой формирования различных форм девиантного поведения. Профилактикой девиантного поведения является раннее выявление и коррекция дезадаптации, которая должна быть направлена на личностные особенности подро-

стка, связанные с дезадаптацией.

Для выявления взаимосвязи исследуемых личностных особенностей подростка и их социально-психологической адаптации нами был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента Пирсона. В результате была выявлена взаимосвязь низкого уровня социально-психологической адаптации у первой группы испытуемых со следующими личностными характеристиками: факторами по Кеттелу - А (0,39), С (0,41), Н (0,45), N (0,43), Q4 (-0,37); высоким уровнем

тревожности (-0,38), низким уровнем самооценки (0,42) (г кр. = 0,37, при р<0,05). Существует взаимосвязь между низким уровнем социально-психологической адаптации подростков - детей алкоголиков и низкой самооценкой, высокой тревожностью, а также замкнутостью, эмоциональной неустойчивостью, робостью, напряженностью, т.е. факторами, отражающими эмоциональную, коммуникативную сферы личности и характер межличностных отношений.

Полученные нами результаты подтверждают выдвинутые гипотезы. Они позволяют нам сделать следующие основные выводы.

1. Психологический портрет подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью: низкая самооценка, внутренняя конфликтность представлений о себе, высокий уровень тревожности, склонность к рефлексии, чувствительность к средовым воздействиям, низкий самоконтроль, депрессивность, напряженность, фрустрированность, ранимость, впечатлительность, романтичность. Они артистичны, обладают развитым воображением и творческим потенциалом, по отношению к другим людям проявляют мягкость, зависимость, стремление к покровительству, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию. У них низкий уровень социально-психологической адаптации.

2. По сравнению со своими нормотипическими сверстниками подростки из семей, отягощенных алкогольной зависимостью, более эмоционально неустойчивы, тревожны, робки, внушаемы, склонны к подчинению, несамостоятельны, менее практичны и гибки, имеют низкий уровень самопринятия, самооценки и социально-психологической адаптации.

3. Существует взаимосвязь между низким уровнем социально-психологической адаптации подростков - детей алкоголиков и низкой самооценкой, высокой тревожностью, замкнутостью, эмоциональной неустойчивостью, робостью, напряженностью.

Таким образом, целью психологической поддержки подростков - детей алкоголиков должно быть повышение уровня социально-психологической адаптации, в том числе в сложных, неблагоприятных условиях семьи, посредством коррекции личностных особен-

ностей, препятствующих адаптации, благополучию и самореализации. В первую очередь это должно быть повышение самооценки и обучение подростков регуляции своих эмоциональных состояний. С учетом их творческого потенциала, чувствительности, эффективной может быть арт-терапия. А их склонность к рефлексии может способствовать эффективности когнитивных методов работы.

1. Веллеман Р. Проблемы, связанные с употреблением родителями алкоголя и наркотиков, и их дети: обзор данных исследований и практические выводов // Семейная психотерапия. - СПб: Питер, 2000. - С. 378-388.

2. Джулиус Э.К., Пэпп П. Семейная хореография: алкоголическая семейная система на протяжении нескольких поколений // Семейная психотерапия. - СПб: Питер, 2000. - С. 479-496.

3. Москаленко ВД. Ребенок в алкогольной семье // Вопросы психологии. - 1991. - №7. - С. 65-73.

4. Москаленко В.Д. Дети больных алкоголизмом // Обзорная информация «Медицина и здравоохранение» (Серия «Обзоры по важнейшим проблемам здравоохранения и медицины»). - М.,

1990. - С. 120-135.

5. Смит Э.У. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимости в семье. - М.: Просвещение,

1991. - 127 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.