Научная статья на тему 'Особенности легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем в российской Федерации в конце XX - начале XXI В. В'

Особенности легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем в российской Федерации в конце XX - начале XXI В. В Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / КЛАНОВО-ОЛИГАРХИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ / КРИМИНАЛЬНО-БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ПРИВАТИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА / ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ / КОРРУПЦИЯ / КОМИТЕТ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ (КМФ) / ЭКСПОРТ КАПИТАЛА / ЭМИГРАЦИЯ КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карлеба Владимир Александрович

В статье анализируется состояние борьбы правоохранительных органов Российской Федерации с легализацией (отмыванием) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем в период становления капиталистической системы хозяйствования в период с 1991-2002 годы. Указанный период времени был самым благоприятным для легализации денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, так как в Российской Федерации просто не существовало нужды в доказывании законности источника появления денежных средств. По поводу происхождения капиталов, как правило, вопросы никогда, никем и никому не задавались. Причинными факторами создавшегося положения являлось несовершенство правовой базы и невозможность правоохранительных органов противостоять лавине легализованного криминального капитала. Полное бездействие правоохранительных органов в этой области поставили под угрозу национальную безопасность страны и, в конечном итоге, сам факт существования государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карлеба Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем в российской Федерации в конце XX - начале XXI В. В»

УДК 340.5

Карлеба Владимир Александрович

кандидат исторических наук, доцент кафедры уголовного процесса, Кубанский государственный аграрный университет karleba@mail.ru

Vladimir A. Karleba

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Criminal Procedure, Kuban State Agricultural University karleba@mail.ru

Особенности легализации

(ОТМЫВАНИЯ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в.в.

Peculiarities of legalization

(LAUNDERING) OF FUNDS AND OTHER PROPERTY, OBTAINED BY CRIMINAL MEANS IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE END OF XX - EARLY XXI CENTURIES

Аннотация. В статье анализируется состояние борьбы правоохранительных органов Российской Федерации с легализацией (отмыванием) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем в период становления капиталистической системы хозяйствования в период с 1991-2002 годы. Указанный период времени был самым благоприятным для легализации денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, так как в Российской Федерации просто не существовало нужды в доказывании законности источника появления денежных средств. По поводу происхождения капиталов, как правило, вопросы никогда, никем и никому не задавались. Причинными факторами создавшегося положения являлось несовершенство правовой базы и невозможность правоохранительных органов противостоять лавине легализованного криминального капитала. Полное бездействие правоохранительных органов в этой области поставили под угрозу национальную безопасность страны и, в конечном итоге, сам факт существования государства.

Ключевые слова: национальная безопасность, капитализация российской экономики, кланово-олигархический капитализм, криминально-бюрократическая элита, приватизация, экономическая преступность, легализации денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, коррупция, комитет по финансовому мониторингу (КМФ), экспорт капитала, эмиграция капитала.

Annotation. The article analyzes the state of the struggle of the law enforcement agencies of the Russian Federation with the legalization (laundering) of funds and other property obtained by criminal means during the period of the capitalist economic system establishment in the period from 1991-2002. This period of time was most favorable for the legalization of funds and other property obtained by criminal means, since in the Russian Federation there was simply no need for «laundering» money. Regarding the origin of fund, as a rule, the questions by anyone or to anyone were never asked. The cause factors of the current situation were due to the imperfection of the legal base and the impossibility of law enforcement agencies to resist the avalanche of legalized criminal capital. The total omission of law enforcement agencies in this area lay down at stake the national security of the country and, ultimately, the very existence of the state.

Keywords: national security, capitalization of the Russian economy, crony capitalism, criminal bureaucratic elite, privatization, economic crime, funds laundering and other criminal assets, corruption, committee on financial intelligence (CFI), capital export, capital emigration.

Проводимая в России 1991-2001 гг. государственная политика «дикой» капитализации российской экономики привела к тяжелым последствиям. Экономические «ошибки» российского правительства, допущенные в области отпуска цен в начале 1990-х годов, ускорили процесс расхищения государственного достоя-

ния, что вполне соответствовало жизненным интересам криминально-бюрократической элиты, которая открыто и на «законной основе» получила государственные инвестиционные ресурсы для своих частных предприятий, исполняющих роль посредников в торговле.

Одновременно, с целью ограничения размеров инфляции, правительство резко повысило размеры налоговых платежей и взвинтило ставки кредитов, что также не спасло расползающуюся по швам экономику, однако способствовало укреплению позиций организованной преступности в банковской сфере. Возврат кредитов и контроль банков стали основной сферой деятельности криминальных структур.

Проведенная правительством приватизация, в результате которой денег от распродажи не получили ни правительство, ни приватизируемые предприятия, а предприятия не получили эффективного собственника, способного управлять или хотя бы контролировать управление, также соответствовала интересам криминальных структур.

В середине 1990-х годов общественные и экономические отношения в России кардинально изменились и повлекли изменения в самой преступности, как по масштабу, так и по степени разрушительного влияния на общественную жизнь, функционирование и безопасность государства. В отличие от общественных отношений, характерной особенностью изменений преступных проявлений явилось то, что эти изменения произошли стремительно, и общество не успело адекватно отреагировать на них.

В июне 1998 года, действующий тогда Генеральный прокурор России Ю. Скуратов заявил, что Россия находится в такой ситуации, «когда бездействие правоохранительных органов может поставить под угрозу национальную безопасность страны и, в конечном итоге, сам факт существования государства» [1].

По оценкам экспертов, период времени с 1991 — 2001 гг. был самым благоприятным для легализации денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем. Несовершенство правовой базы и невозможность правоохранительных органов противостоять лавине легализованного криминального капитала, свели, на нет, все попытки общественности и правоохранительных органов, поставить под контроль финансовую основу преступности. «В России просто не существовало нужды в «чистке» денег. Вопросы по поводу происхождения ваших капиталов, как правило, никогда и никем и никому не задаются. Достаточно того, что вы просто им владеете» [2], указывал ведущий западный криминолог Фил Вильямс.

Автору настоящего исследования приходилось лично сталкиваться с проблемными вопросами борьбы с экономическими преступлениями этого периода времени [3].

Так, низкий профессиональный уровень следственных работников и коррупция в системе правоохранительных органов не позволяли привлекать экономических преступников к уголовной ответственности. Основным аргументом коррумпированных чиновников являлся тезис, что накопление первоначального капитала во всех периодах истории носит криминальный характер, а

поэтому ради «демократического» развития экономики страны и нарождающегося класса бизнесменов возможны нарушения законов при условии благотворительности последних в сферы социальной и правоохранительной деятельности.

Достаточно наглядно отражает сложившуюся ситуацию и работа российских правоохранительных органов по противодействию легализации преступных доходов, а именно расследованию преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174 - 1 УК РФ.

По данным ВНИИ МВД России, в 1997 г. было выявлено 241 преступление, в 1998 г. - 1003, в 1999 г. - 965, 2000 г. - 1784 [4]. На эти же данные ссылаются в своих исследованиях В.М. Алиев [5], Ю.В. Коротков [6] и Т.В. Молчанова. [7] В свою очередь, Т. В. Молчанова отмечает, что в 2001 г. было выявлено в России 1439 преступлений и в 2002 г., соответственно, 1076 [8], однако, приведенные нами данные не в полной мере соответствует материалам из других источников.

Так, в аналитических материалах МВД России указывается, что в 1997 году выявлено только 207 (-36) фактов легализации денежных средств и имущества, добытых незаконным путем [9], а по данным ГИЦ МВД России в 2002 г. выявлено 1129 (+53) преступлений, связанных с легализацией денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем [10].

По данным ВНИИ МВД России, были направлены в суд уголовные дела, в которых нашло подтверждение следующие количество выявленных преступлений: 1997 г. - 149, 1998 г. - 745, 1999 г. -679, 2000 г. - 1091 [11]. По данным Следственного комитета при МВД РФ, в 2001 г. были направлены в суд уголовные дела о 973 фактах отмывания незаконных доходов [12]. Эти же данные приводятся в исследовании В.М. Алиева, за исключением того, где он указывает на то, что в 1997 г. в суд было направлены уголовные дела на выявленные не 149, а 166 эпизодов преступной деятельности (+17) [13].

Большие расхождения в источниках и в количестве привлеченных к уголовной ответственности лицах за этот вид преступления, а также осужденных.

По данным ВНИИ МВД России, в 1997 г. привлечено к уголовной ответственности 17 чел., соответственно в 1998 г. - 55, 1999 г. - 65, 2000 г. -92 [14]. В свою очередь, Коротков Ю.В. приводит данные о привлеченных к уголовной ответственности за 1997 г. - 16 чел. (-1) [15]. Вместе с тем, в исследовании В.М. Алиева указано, что в 1997 г. привлечено к уголовной ответственности за указанные преступления 26 чел. (+9), в 1998 г. - 107 (+52) [16], а по сведениям, которые были переданы ВНИИ МВД РФ в Управление Организации Объединенных Наций по контролю за наркотиками и предупреждению преступности, было привлечено к уголовной ответственности за отмывание незаконных доходов в 1999 г. - 105 чел.

(+40) [17]. По данным Следственного комитета при МВД РФ в 2001 г. было привлечено к уголовной ответственности за отмывание незаконных доходов 108 чел. [18].

В аналитическом обзоре практики борьбы с легализацией доходов, полученных от незаконной деятельности в сфере экономике, ВНИИ МВД РФ отмечается, что по ст. 174 УК РФ было осуждено в 1997 г. 5 чел., в 1998 г. - 21, в 1999 г. - 21, в 2000 г. - 28 чел., а всего за указанный период -75 чел. [19]. Эти же данные приводит в своем исследовании и Т. В. Молчанова [20]. Вместе с тем, А. Истомина и др. утверждают, что осуждено по ст. 174 УК РФ в 1998 г. всего 8 чел. (-13), в 1999 г. - 11 чел. (-10) [21]

Настораживал тот факт, что за 1997-2001 гг. в России выявлено всего 7 фактов совершения легализации преступных доходов работниками кредитно-финансовой и банковской систем. Среди работников органов государственной власти и местного самоуправления не выявлено ни одного случая легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества полученных преступным путем, что может вызвать только недоумение, при существующем уровне коррупции в стране [22].

С 2002 г. ГИЦ МВД России стал публиковать официальные данные по количеству зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. ст. 174 и 174-1 УК РФ. Так, в 2002-2003 гг. было выявлено 1129 и 620 преступлений, а количество преступлений, по которым были направлены уголовные дела в суды, соответственно - 613 и 465, привлечено к уголовной ответственности лиц - 52 и 46 [23]. Официальные сведения об осужденных лицах за преступления, связанные с легализацией преступных доходов, за этот период времени не опубликованы.

Литература:

1. Интервью Генерального прокурора России Ю. Скуратова «Интерфаксу». 1998, июнь.

2. Российская организованная преступность: новая угроза? / Пер. с англ. А. Гостенева. М. : КРОНПРЕСС, 2000. С. 35-36.

3. Например, в апреле 1993 года Первомайского РОВД г. Краснодара было возбуждено уголовное дело № 45866 по факту контрабанды совершенной сотрудниками фирмы «Аква» и передано по подследственности в следственный отдел Управления министерства безопасности России (УМБР) по Краснодарскому краю. В процессе расследования уголовного дела было установлено, что директор фирмы Орлова заключила 26 июня 1992 года контракт с венгерской фирмой «МА-ВА-КФТ» на продажу последней минеральных удобрений (они являлись стратегическим сырьем) в общем количестве 19000 тонн. Таможенным органам Краснодарского края Орлова предоставила другой контракт, а именно о совместной деятельности фирмы «Аква» с указанной венгерской фирмой. В фиктивном договоре оговаривалось, что удобрения вывозятся в Венг-

Указанные данные о количестве возбужденных и оконченных уголовных дел за 2002-2003 гг. мало достоверны, если обратиться к данным о выявленных фактах легализации преступных доходов органами финансовой разведки (Комитет по финансовому мониторингу). По заявлению ее бывшего руководителя В. Зубкова, в 2002-2003 гг., Комитет по финансовому мониторингу (КМФ) передал правоохранительным органам 235 материалов о 22477 финансовых операциях юридических и физических лиц, имеющих признаки отмывания преступных доходов, на общую сумму более 101,5 млрд руб. и 31 материал по подозрению в причастности к финансированию терроризма. Одновременно, от правоохранительных органов поступило более 400 материалов в форме запросов и ориентировок, и по каждому 5-ому материалу фигуранты расследований совпали с имеющейся информацией в органах финансовой разведки, а это - еще не менее 200 материалов на возбуждение уголовных дел. Таким образом, за последние два года только КФМ выявил и подтвердил более 500 случаев отмывания преступных доходов, однако, по материалам КФМ было возбуждено всего 15 уголовных дел с суммой преступного дохода 2,8 млрд руб. и 20 млн дол. США [24]. По заявлению В. Зубкова, в 2003 г. судами было вынесено только 6 обвинительных приговоров за преступления, связанные с отмыванием преступных доходов, и осуждено 6 человек [25].

Приведенные выше данные подтверждают наши выводы о том, что не существовало в указанный период времени четкой картины о состоянии преступности в России, связанной с легализацией преступных доходов, в том числе, в силу отсутствия достоверной статистики по этому вопросу [26].

Literature:

1. Interview of the Procurator General of Russia Skuratov Yu. for Interfax. 1998. June.

2. Russian organized crime: a new threat? / Tr. from English. А. Gosteneva. M. : KRONPRESS, 2000. P. 35-36.

3. For example, in April 1993, the criminal case No. 45866 was opened in the Pervomaisky ROVD (Regional Department of Internal Affairs) in Krasnodar due to illegal trafficking by employees of the «Aqua» company and was transferred to the investigation branch of the Seat of the Ministry of Security (IBSMS) of the Krasnodar Territory. During the investigation of the criminal case, it was established that the director of the company Orlova had executed on June 26, 1992 the contract with the Hungarian company «MA-VA-KFT» for the sale of the latest mineral fertilisers (they were strategic raw materials) in a total of 19,000 tons. Orlova has provided the customs authorities of the Krasnodar Territory with another contract, namely, on the joint activities of the «Aqua» company with this Hungarian company. The sham contract stipulated that the fertilisers are exported to Hungary for processing,

рию на переработку, срок возвращения их в Россию 1 июля 1993 г. В дальнейшем, Орлова 24 сентября 1992 года вывезла по таможенным документам 58 вагонов хлористого калия в количестве 4000 тонн на сумму 6 млн 144 тыс. руб. в Венгерскую республику. В декабре 1992 года и январе 1993 года на счет фирмы «Аква» в акционерный «ЮГ» банк гор. Краснодара поступили денежные средства в сумме 185 тыс. долл. США от фирмы «МА-ВА-КФТ», якобы для приобретения оборудования для переработки удобрений, через банк г. Нью-Йорка, а так же деньги в сумме 68 тыс. долл. от венгерской фирмы поступили в Германию на расчетный счет дочери Орловой в «Великс» банке г. Баден-Баден. Каких либо других операций между указанными фирмами не осуществлялось, и удобрения в Россию не вернулись. Заключением агрохимической экспертизы установлено, что все перечисленные удобрения являются готовым продуктом, переработке не подлежат, и срок их хранения истек в марте 1993 года. В декабре 1993 года уголовное дело приняла к производству прокуратура Краснодарского края, сущность занятой позиции которой сводилась к тому, что Орлова стала жертвой международных мошенников. 30 декабря 1993 года уголовное дело было прекращено за отсутствием в действия Орловой состава преступления. См.: Уголовное дело № 45866 (П-66452) по факту контрабанды стратегического сырья Орловой и др. Архив Федеральной службы безопасности по Краснодарскому краю.

4. Аналитический обзор практики борьбы с легализацией доходов, полученных от незаконной деятельности в сфере экономике, с предложениями подготовленный ВНИИ МВД РФ (исх. № 1489 от 10.12.01 г.).

5. Алиев В.М. Теоретические основы и прикладные проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 37.

6. Короткое Ю.В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 87.

7. Молчанова Т.В. Криминологическая характеристика и профилактика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 4.

8. Молчанова Т.В. Криминологическая характеристика и профилактика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 4.

9. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 1998 году / Аналитические материалы. М., 1999. С. 17.

their deadline for return to Russia is July 1, 1993. Further, on September 24, 1992, Orlova exported to the Hungarian Republic, due to customs documents, 58 wagons of potash chloride in total of 4,000 tons in the amount of 6 million 144 thousand rubles. In December 1992 and January 1993, on the account of the «Aqua» company in the joint-stock «YUG» bank of Krasnodar were received the money in the amount of 185 thousand US dollars from the «MA-VA-KFT» company, allegedly for the purchase of equipment for the processing of fertilisers, through the New York Bank, as well as the money in the amount of 68 thousand dollars from a Hungarian company were received in Germany to the current account of Orlova's daughter in Velix Bank of Baden-Baden. There were no other transactions between these companies, and the fertilizers have not return to Russia. The conclusion of the agrochemical examination established that all the fertilisers listed are finished products, cannot be recycled, and their storage period expired in March 1993. In December 1993, the prosecutor's office of the Krasnodar Territory took over the criminal case, the essence of taken position was that Orlova had become a victim of international fraudsters. On December 30, 1993, the criminal case was dismissed due to the absence of corpus delicti in Orlova's actions. See: Criminal case № 45866 ^-66452) due to illegal trafficking of strategic raw materials by Orlova and others. Federal Security Service archive in the Krasnodar Territory.

4. Analytical review of the practice of combating the legalization of proceeds received from illegal activities in the economy, with proposals prepared by the All-Union Scientific Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Ref. № 1489 of December 10, 2001).

5. Aliyev V.M. Theoretical foundations and applied problems of combating the legalization (laundering) of proceeds received by illegal means // Extended abstract of dissertation dr. of legal sciences. M., 2001. P. 37.

6. Korotkov Yu.V. Criminal law and criminological aspects of the fight against the legalization (laundering) of fraudulent funds : dis ... cand. of legal sciences. M., 1998. P. 87.

7. Molchanova T.V. Criminological characteristics and prevention of the legalization (laundering) of funds or other property received by criminal means // Extended abstract of dissertation of candidate of legal sciences. M., 2003. P. 4

8. Molchanova T.V. Criminological characteristics and prevention of the legalization (laundering) of funds or other property received by criminal means // Extended abstract of dissertation of candidate of legal sciences. M., 2003. P. 4.

9. The state of law and order in the Russian Federation and the main results of the internal affairs agencies activities and internal forces in 1998 / Analytical materials. M., 1999. P. 17.

10. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2002 года. ГИЦ МВД России. М., 2003. С. 16.

11. Аналитический обзор практики борьбы с легализацией доходов, полученных от незаконной деятельности в сфере экономике, с предложениями подготовленный ВНИИ МВД РФ (исх. № 1489 от 10.12.01 г.).

12. Обзор практики расследования легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем подготовленный Следственным комитетом при МВД России (исх. № 17/3 - 842 от 23.01.02 г.).

13. Алиев В.М. Теоретические основы и прикладные проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 37.

14. Аналитический обзор практики борьбы с легализацией доходов, полученных от незаконной деятельности в сфере экономике, с предложениями подготовленный ВНИИ МВД РФ (исх. № 1489 от 10.12.01 г.).

15. Короткое Ю.В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов : дис. ... канд. юрид. наук. М.,1998. С. 87.

16. Алиев В.М. Теоретические основы и прикладные проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем // автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 37.

17. Русский капитализм и отмывание денег. Глобальная программа борьбы с отмыванием денег. Управление Организации Объединенных наций по контролю за наркотиками и предупреждению преступности. Нью-Йорк, 2001. С. 26.

18. Обзор практики расследования легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем подготовленный Следственным комитетом при МВД России (исх. № 17/3 - 842 от 23.01.02 г.)

19. Аналитический обзор практики борьбы с легализацией доходов, полученных от незаконной деятельности в сфере экономике, с предложениями подготовленный ВНИИ МВД РФ (исх. № 1489 от 10.12.01 г.).

20. Молчанова Т.В. Криминологическая характеристика и профилактика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем : автореф. дис ... кандидата юрид. наук. М., 2003. С. 4

10. The state of crime in Russia in January-December 2002. Main Information Centre of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. М., 2003. P. 16.

11. Analytical review of the practice of combating the legalization of proceeds received from illegal activities in the economy, with proposals prepared by the All-Union Scientific Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Ref. № 1489 of December 10, 2001.)

12. Review of the investigating practice of the legalization (laundering) of funds or other property received by criminal means prepared by the Investigative Committee attached to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Ref. № 17/3 -842 of January 23, 2002)

13. Aliyev V.M. Theoretical foundations and applied problems of combating the legalization (laundering) of proceeds received by illegal means // Extended abstract of dissertation dr. of legal sciences. M., 2001. P. 37.

14. Analytical review of the practice of combating the legalization of proceeds received from illegal activities in the economy, with proposals prepared by the All-Union Scientific Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Ref. № 1489 of December 10, 2001.).

15. Korotkov Yu.V. Criminal law and criminological aspects of the fight against the legalization (laundering) of fraudulent funds : dis ... cand. of legal sciences. M., 1998. P. 87.

16. Aliyev V.M. Theoretical foundations and applied problems of combating the legalization (laundering) of proceeds received by illegal means // Extended abstract of dissertation dr. of legal sciences. M., 2001. P. 37.

17. Russian capitalism and money laundering. Global anti-money laundering program. United Nations Office of drug control and prevention of criminality. New York, 2001. P. 26.

18. Review of the investigating practice of the legalization (laundering) of funds or other property received by criminal means prepared by the Investigative Committee attached to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Ref. № 17/3 -842 of January 23, 2002.)

19. Analytical review of the practice of combating the legalization of proceeds received from illegal activities in the economy, with proposals prepared by the All-Union Scientific Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Ref. № 1489 of December 10, 2001.).

20. Molchanova T. V. Criminological characteristics and prevention of the legalization (laundering) of funds or other property received by criminal means // Extended abstract of dissertation of candidate of legal sciences. M., 2003. P. 4

21. Истомин А. Состояние уголовного законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) / А. Истомин, Т. Устинова, В. Бурковская, Е. Четвертакова // Уголовное право. 2001. № 2. С. 40.

22. Молчанова Т.В. Криминологическая характеристика и профилактика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем : автореф. дис ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 19.

23. См.: Состояние преступности в России за 2002, 2003 гг. // ГИЦ МВД РФ.

24. Выступление председателя Комитета по финансовому мониторингу В. Зубкова на III Международном экономическом и финансовом форуме представителей международных финансовых организаций и финансовых разведок (2 февраля 2004), Выступление председателя Комитета по финансовому мониторингу В. Зубкова на расширенной коллегии Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу (10 марта 2004).

25. Интервью председателя Комитета по финансовому мониторингу В. Зубкова Интерфаксу-АФИ. М., № 004. 19 февраля.

26. См.: «Методические рекомендации по практике выявления, квалификации, документирования и расследования преступлений, предусмотренных ст. ст. 174, 174-1 УК РФ с анализом следственной практики по уголовным делам данной категории» подготовленные ГСУ ФСНП РФ (исх. № 18/4650 от 28 октября 2002 г.)

21. Istomin A. The state of criminal legislation on liability for crimes in the economic activity sphere (Chapter 22 of the Criminal Code of the Russian Federation) / A. Istomin, T. Ustinova, V. Burkovs-kaya, E. Chetvertakova // Criminal Law. 2001. № 2. P. 40.

22. Molchanova T. V. Criminological characteristics and prevention of the legalization (laundering) of funds or other property received by criminal means // Extended abstract of dissertation of candidate of legal sciences. M., 2003. P. 19.

23. See: The state of crime in Russia for 2002, 2003 // Main Information Centre of Ministry of Internal Affairs of the Russian.

24. Speech of the Chairman of the Committee on financial intelligence V. Zubkov at the III International Economic and Financial Forum of Representatives of International Financial Organizations and Financial Intelligence (February 2, 2004), Speech of the Chairman of the Committee on financial intelligence V. Zubkova on the grand board of the Committee of the Russian Federation on financial intelligence (March 10, 2004).

25. Interview of Chairman of the Committee on financial intelligence V. Zubkov Interfax-AFI. M. № 004. February 19th.

26. See: «Methodical recommendations on the practice of identifying, qualifying, documenting and investigating crimes under Art. 174, 174-1 of the Criminal Code of the Russian Federation with analysis of the investigative practice in criminal cases of this category» prepared by the Federal State Tax Service of the Federal Tax Police Service of the Russian Federation (Ref. № 18/4650 of October 28, 2002).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.