Научная статья на тему 'Особенности квалификации отдельных преступных деяний, совершаемых в период проведения специальной военной операции'

Особенности квалификации отдельных преступных деяний, совершаемых в период проведения специальной военной операции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
специальная военная операция / демилитаризация / денацификация / заведомо ложная информация / «фейки» / акции антивоенного протеста / информационное партнерство / специализированные подразделения и органы / special military operation / demilitarization / denazification / deliberately false information / «fakes» / anti-war protests / information partnership / specialized units and bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Юрьевич Цыганков, Александр Сергеевич Александров

Исследуется проблема квалификации отдельных преступных деяний, совершаемых в период проведения специальной военной операции Вооруженными силами Российской Федерации. В рамках рассматриваемого вопроса авторы определяют сущность и содержание публичного распространения под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил Российской Федерации. Делается вывод о том, что для поддержания стабильной общественной ситуации назрела необходимость ужесточения мер по противодействию распространению заведомо ложной информации о происходящих событиях и действиях Вооруженных сил, а также принятия мер по ужесточению уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьей 207.1 Уголовного Кодекса РФ и статьями 31 и 151 Уголовно-процессуального Кодекса РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Юрьевич Цыганков, Александр Сергеевич Александров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of qualification of individual criminal acts committed during a special military operation

The problem of qualifying individual criminal acts committed during the period of a special military operation of the Armed Forces of the Russian Federation is being examined. Within the framework of the issue under consideration, the authors determine the essence and content of public dissemination under the guise of reliable messages of deliberately false information about the use of the Armed Forces of the Russian Federation in order to protect the interests of the Russian Federation and its citizens. It is concluded that in order to stabilize the social situation, it is necessary to tighten measures to counteract the spread of knowingly false information about ongoing events and the actions of the armed forces, as well as to take measures to prevent disinformation in the information space.

Текст научной работы на тему «Особенности квалификации отдельных преступных деяний, совершаемых в период проведения специальной военной операции»

JURISPRUDENCE

Научная статья ■УДК 343.3/.7

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-179-183 EDN: https://elibrary.ru/aiupmh NIION: 2015-0066-1/24-927 MOSURED: 77/27-011-2024-01-126

Особенности квалификации отдельных преступных деяний, совершаемых в период проведения специальной военной операции

Александр Юрьевич Цыганков1, Александр Сергеевич Александров2

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, tsygan.alexandr2017@yandex.ru

2 Московский университет им. С.Ю. Витте, Москва, Россия, alexsandrowalexsandrow@gmail.com

Аннотация. Исследуется проблема квалификации отдельных преступных деяний, совершаемых в период проведения специальной военной операции Вооруженными силами Российской Федерации. В рамках рассматриваемого вопроса авторы определяют сущность и содержание публичного распространения под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил Российской Федерации. Делается вывод о том, что для поддержания стабильной общественной ситуации назрела необходимость ужесточения мер по противодействию распространению заведомо ложной информации о происходящих событиях и действиях Вооруженных сил, а также принятия мер по ужесточению уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьей 207.1 Уголовного Кодекса РФ и статьями 31 и 151 Уголовно-процессуального Кодекса РФ.

Ключевые слова: специальная военная операция, демилитаризация, денацификация, заведомо ложная информация, «фейки», акции антивоенного протеста, информационное партнерство, специализированные подразделения и органы

Для цитирования: Цыганков А. Ю., Александров А. С. Особенности квалификации отдельных преступных деяний, совершаемых в период проведения специальной военной операции II Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 179-183. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-179-183. EDN: AIUPMH.

Original article

Features of qualification of individual criminal acts committed during a special military operation

Alexander Yu. Tsygankov1, Alexander S. Alexandrov2

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, tsygan.alexandr2017@yandex.ru

2 S.Yu. Witte Moscow University, Moscow, Russia, alexsandrowalexsandrow@gmail.com

Abstract. The problem of qualifying individual criminal acts committed during the period of a special military operation of the Armed Forces of the Russian Federation is being examined. Within the framework of the issue under consideration, the authors determine the essence and content of public dissemination under the guise of reliable messages of deliberately false information about the use of the Armed Forces of the Russian Federation in order to protect the interests of the Russian Federation and its citizens. It is concluded that in order to stabilize the social situation, it is necessary to tighten measures to counteract the spread ofknowingly false information about ongoing events and the actions of the armed forces, as well as to take measures to prevent disinformation in the information space.

Keywords: special military operation, demilitarization, denazification, deliberately false information, «fakes», anti-war protests, information partnership, specialized units and bodies

For citation: Tsygankov A. Yu., Alexandrov A. S. Features of qualification of individual criminal acts committed during a special military operation. Bulletin of economic security. 2024;(l):179-83. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-1-179-183. EDN: AIUPMH.

© Цыганков А. Ю., Александров A. C., 2024

Актуальность темы данного вопроса заключается в том, что специальная военная операция стала наиболее крупным актом использования российских Вооруженных Сил и других воинских формирований, где законом предусмотрена военная служба [1]. Масштабы этого события требуют более глубокого и детального рассмотрения с правовой точки зрения, поскольку любой период ведения боевых действий не может обойтись без совершения отдельных преступных деяний, возникающих в силу различных факторов и обстоятельств, неизменно сопровождающих процессы вооруженного и политического противостояния. В случае со специальной военной операцией возникают и вовсе новые проблемы, такие как дезинформация и организация общественных беспорядков на территории государства, осуществляющего специальную военную операцию.

Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 года №71 «О признании Донецкой Народной Республики» в пункте 4 было заявлено следующее: «В связи с обращением Главы Донецкой Народной Республики к Министерству обороны Российской Федерации обеспечить до заключения договора, названного в пункте 3 настоящего Указа, осуществление Вооруженными Силами Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики функций по поддержанию мира. В связи с обращением Главы Донецкой Народной Республики Министерству обороны Российской Федерации обеспечить до заключения договора, названного в пункте 3 настоящего Указа, осуществление Вооруженными Силами Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики функций по поддержанию мира» [2].

Чтобы понять, что собой представляет специальная военная операция, стоит взять во внимание определение данного типа военных операций. Специальные военные операции - это военные мероприятия, проводимые специально организованными и подготовленными силами, имеющими специальное оснащение, применяющими методы и способы боевых действий, не характерные для обычных сил. Такие мероприятия проводятся с применением всех видов военных действий и на всех уровнях, самостоятельно или в координации с действиями обычных сил, для достижения политических, военных, идеологических, психологических и экономических целей. Военно-политические соображения могут требовать использования скрытых, тайных или негласных методов и принятия некоторой степени физического или политического риска, не связанного с обычными операциями [3].

Задачами специальной военной операции являются денацификация и демилитаризация, при этом, Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил в своем обращении 24 февраля 2022 года, что эти понятия не связаны с полномасштабным военным вторжением и оккупацией территории суверенного государства. В таком случае, необходимо понять, что же означают такие понятия как денацификация и демилитаризация.

Денацификация - изначально мероприятия по очищению государственной, общественно-политической,

экономической и культурной жизни Германии и Австрии от наследия нацистского режима, выявлению и наказанию нацистских преступников и активных национал-социалистов. Решение о проведении денацификации главы правительств СССР, США и Великобритании приняли на Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года. Цели политики денацификации были изложены в документе «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период», одобренном руководителями этих держав на Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года; правовая основа денацификации заложена постановлениями № 1 от 20 сентября 1945 г. и№2 от 10 октября 1945 г. Союзнического Контрольного совета в Германии (СКС) [4].

Второй задачей специальной военной операции является демилитаризация, которую определяют, как разоружение, запрещение какому-либо государству возводить укрепления, иметь военную промышленность и содержать вооруженные силы, вывод войск и боевой техники, конверсию военных отраслей промышленности.

Здесь возникает только один вывод: операция имеет задачей сократить уровень военной угрозы, которая была охарактеризована как «реальная угроза не просто нашим интересам, а самому существованию нашего государства, его суверенитету», сформулированный, в свою очередь, в вышеупомянутом обращении Президента Российской Федерации В. В. Путина.

Очевидна связь термина денацификации с российским уголовным правом. Понимая значение данного термина и его применение, причины, повлекшие его употребление в наши дни, мы можем сослаться на статью 354.1 главы XII УК РФ «Реабилитация нацизма». В рамках этой статьи можно увидеть правонарушения, которые регулярно совершаются в период проведения специальной военной операции:

1. Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества;

2. Осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества;

3. Унижение чести и достоинства ветеранов Великой Отечественной Войны, совершаемое зачастую публично;

4. Рассматриваются эти же деяния, совершенные группой лиц или с использованием средств массовой информации или информационной сети Интернет [5].

В пространстве сети Интернет регулярно происходят столкновения между пользователями. Распространение информации, имеющей дискриминационный характер, призывы против государства Российской Федерации и разжигающие национальную рознь в наши дни стали обыкновенным явлением, но, однако, это также является нарушением.

Уголовное право должно рассматривать проблему комплексно. Помимо исследования причин и истоков, повлекших за собой начало специальной военной опе-

JURISPRUDENCE

рации, стоит учитывать иные правонарушения, возникающие в результате операции. Таковыми, например, могут считаться антивоенные протесты, начавшиеся 24 февраля 2022 года.

Российская правозащитница Марина Литвинович разместила обращение к россиянам в своем инстаграмм-аккаунте, в котором объявила о запланированных антивоенных протестных акциях и призвала несогласных с военной политикой Президента РФ россиян выходить на улицы.

Стоит учитывать, что это не было санкционированными митингами, что является нарушением статьи 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». И эта проблема могла бы оставаться проблемой административного права, если бы эти митинги не приобрели систематический характер. Начавшись 24 февраля 2022 года, закончились они только через полторы недели - 6 марта, причем последний митинг отличился рекордным показателем численности участников, достигнув отметки в пять тысяч человек. Поскольку незаконных митингов, против которых правоохранительными органами принимались меры, было восемь в период с 24 февраля по 6 марта, то они попадают под рассмотрение ста-тьей212.1 УК РФ «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Причины, послужившие основанием для митингов, напрямую связаны с проведением специальной военной операции, при этом сами митинги попадают в поле уголовного права.

В пространстве сети Интернет участились случаи распространения непроверенной или заведомо ложной информации касательно ведения боевых действий, которые могли бы дискредитировать действия Вооруженных сил Российской Федерации. Именно эта особенность отражает ситуацию с возникновением преступных деяний, связанных с проведением специальной военной операции. Со времен последних крупных конфликтов, проходивших в период Советского Союза, наше государство еще не сталкивалось с таким организованным и систематическим информационным противостоянием, с которым столкнулось с началом специальной военной операции. Распространение заведомо ложной информации, а также информации экстремистского содержания или разжигающей этноконфессиональную вражду, с чем сейчас регулярно сталкиваются пользователи сети Интернет, определенно является преступным деянием, исходя из самого данного определения преступного деяния как общественно опасного, противоправного, сознательно-волевого деяния (действия или бездействия), наносящего вред общественным отношениям, охраняемым уголовным законом.

В связи с этим Государственная Дума и Совет Федерации 4 марта 2022 года приняли проект поправок в Уголовный кодекс РФ, которыми вводятся штрафы и

уголовная ответственность для россиян за распространение «заведомо ложной информации» («фейков») о российской армии, за антивоенные действия и призывы, а также призывы к введению санкций против России. Одним из факторов, детерминирующим развитие преступности, является активность лиц, уполномоченных в предусмотренных законом случаях на причинение вреда охраняемым общественным отношениям.

УК РФ дополнился новой статьей - 207.3 «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил РФ», следует из текста законопроекта. Закон принят «в целях защиты интересов РФ и ее граждан». Если «заведомо ложная информация» («фейки») распространялась с использованием служебного положения, - а одним из факторов, детерминирующим развитие преступности, является активность лиц, уполномоченных в предусмотренных законом случаях, к примеру, на причинение вреда охраняемым общественным отношениям [6], а также организованной группой лиц, «с искусственным созданием доказательств обвинения», из корыстных побуждений, по мотивам ненависти и вражды, наказание за его нарушение - штраф в размере от 700 тысяч до 1,5 млн рублей и лишение свободы на срок до 3 лет.

Данные деяния, если они повлекли тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или занимать определенной деятельностью на срок до пяти лет [7].

События февраля-марта 2022 года показывают, что противодействие специальной военной операции осуществляется не только военным, но и информационным способом, позволяющим осуществлять дезинформацию общества и способствовать организации общественных беспорядков. В период проведения специальной военной операции выделилось такое явление как «фейки», являющиеся ничем иным, как оружием информационной войны. В такое время на российское уголовное право ложится важная задача противодействовать подобного рода преступным деяниям, которые способны привести как к заблуждению людей, так и вовсе стать почвой для опасных провокаций, вызванных вредоносным психологическим воздействием на граждан, успех которого не менее зависит от успехов в информационной войне, приводящих к неправильному формированию представлений о происходящих событиях и не позволяющих сформировать объективного мнения. Принцип «кто владеет информацией, тот владеет миром» никогда не теряет своей актуальности, особенно в случае, когда развернута самая настоящая информационная война, и уголовное право при таком положении дел должно выступать надежным щитом, защищающим общество от воздействия лиц и организаций, пытающихся дестабилизировать общественную ситуацию в своих интересах, что может привести к беспорядку и противоправности, всегда сопровождающим подобные процессы.

Важным является вопрос разработки мер противодействия распространению заведомо ложной информации. Стоит отметить сразу, что сейчас принимаются достаточно фундаментальные меры по противодействию «фейкам» на законодательном уровне, однако, решить проблему лишь посредством закона и твердого проявления власти - невозможно, особенно в современном обществе. Самым простым из возможных способов минимизации «фейков» является наполнение информационной среды официальными данными. Возможность сделать это проявляет себя как в традиционных СМИ, так и в сети Интернет. Инструментами могут служить рассылки официальных пресс-релизов, организации пресс-конференций со спикерами, а также интервью с участием лидеров мнений и иных пресс-мероприятий, осуществлять работу через крупные официальные акка-унты и популярные среди пользователей неофициальные группы, с которыми возможно установить информационное партнерство. При этом работу можно осуществлять посредством таргетированной (целевой) рекламы. Главное, чтобы работа велась на постоянной основе, и ее задачей являлось регулярное наполнение информационного пространства корректной информацией относительно происходящих событий.

Следует отвечать на распространение ложной информации путем опровержения, осуществляемого посредством предоставления развернутой достоверной информации. Необходимо начать делать это с тех же площадок, с которых и началось распространение «фейков». Маловероятно, что информацию, появившуюся на площадке, к примеру, молодежного сообщества в социальной сети «Вконтакте» и набравшую популярность, удастся эффективно опровергнуть лишь через официальные СМИ. Однако, выявляется и такая проблема, что не каждый гражданин, являющийся, к примеру, руководителем определенной информационной площадки, на которой происходит дезинформация, осознает степень важности происходящего и необходимость сотрудничества с органами власти. Так, зачастую сами введенные в заблуждение или проявляющие равнодушие к происходящему, они допускают попадание через свои площадки в сеть Интернет недостоверной и вредоносной информации в силу недостаточно сформированного гражданского сознания, чьим важным качеством является ответственность как за свои действия, так и за происходящее вокруг.

Здесь находит свое место такой важный аспект, как правовая идеология, которая должна учитываться как необходимый фактор согласия между государством и обществом, ведь правовая идеология в социальном смысле - договорной (консенсуальный) феномен (это также важное свойство связано с его дискурсивным качеством). Степень совпадения правовой идеологии гражданского общества и юридической идеологии государства обуславливает степень легитимности власти в обществе, степень эффективности функционирования правовой системы в целом (здесь еще можно говорить о

дополнении юридической идеологии правовой идеологией общества) [8].

Таким образом, для эффективного пресечения преступных деяний, связанных с проведением специальной военной операции, важным инструментом для предотвращения их совершения является формирование взаимосвязанных интересов государства и общества, активное донесение до граждан объективной информации о сложившейся ситуации и работа по укреплению гражданского самосознания, в частности, предполагающего формирование должного понимания гражданами необходимости консолидироваться в столь неординарных обстоятельствах и готовности к сотрудничеству с органами государственной власти и правопорядка. Единение юридической идеологии государства и правовой идеологии гражданского общества так же расширит возможности государства по формированию нормативно-правовой базы, регулирующей подобного рода нетривиальные ситуации, в которых оказывается государство, как, например, проведение специальной военной операции, но не сопровождающейся, при этом, введением военного положения, а также других ситуаций, в которых государство и общество сталкиваются с очевидными угрозами национальной безопасности.

Исходя из сложившейся ситуации сегодняшнего дня, назрела необходимость на период проведения специальной военной операции создания специализированного подразделения или органа, осуществляющего выявление и пресечение преступных деяний, предусмотренных ст. 207.3 «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации» и ст. 280.3 «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности». Предлагается отнести эти преступные деяния на период ведения специальной военной операции к преступлениям средней тяжести или как отягчающие вину обстоятельства, которые увеличивают степень общественной опасности, включив данные положения в вышеперечисленные статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.

Список источников

1. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 с изм. и доп. на 2021 г. Москва : Эксмо, 2021.

2. Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 71 «О признании Донецкой Народной Республики» // http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202.

3. Юридическая энциклопедия // Шрв:// yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru/10720/%D0% А1%В0%9Г%О0%95%В0%А6%В0%98%В0%90%В0% 9В%В0%АС%В0%9В%В0%АВ%В0%95 %Б0%9Е%

JURISPRUDENCE

D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98 %D0%98.

4. Библиография : словарь исторических терминов / Сост. В. С. Симаков ; под общ. ред. А. П. Крюковских. СПб. Лита, 1998.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации : текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2021 года + таблица изменений + путеводитель по судебной практике. М. : Эксмо, 2021.

6. Цыганков А. Ю. Уголовно-правовая характеристика деяний, причиняющих вред при исполнении закона : специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Цыганков Александр Юрьевич. М., 2011. 18 с.

7. Федеральный закон от 4 марта 2022 г. № 32-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202.

8. Клименко А. И. Правовая идеология как особая форма идеологии современного политически организованного общества: сущность и функциональные характеристики // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 10. С. 14-23.

References

1. Federal Law «On military duty and military service» dated March 28, 1998 № 53-FZ, as amended and additional for 2021. Moscow : Eksmo, 2021.

2. Decree of the President of the Russian Federation of February 21, 2022 № 71 «On the recognition of the Donetsk People's Republic» // http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202.

3. Legal Encyclopedia // https://yuridicheskaya_ encyclopediya.academic.ru/10720/%D0%Al%D0%9F%D 0%95%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC% D0%9D%D0%AB%D0%95_%D0%9E%D0%9F%D0%95 %D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98.

4. Bibliography : dictionary of historical terms / Comp. V. S. Simakov ; Under total ed. A. P. Kryukovskikh. SPb., Lita, 1998.

5. Criminal Code of the Russian Federation: text with amendments and additions as of October 1, 2021 + table of amendments + guide tojudicial practice. M. : Eksmo, 2021.

6. Tsygankov A. Yu. Criminal-legal characteristics of acts that cause harm in the execution of the law : specialty 12.00.08 «Criminal law and criminology; penal law» : abstract of the dissertation for the degree of candidate of legal sciences / Tsygankov AlexanderYuryevich. M., 2011. 18 p.

7. Federal Law № 32-FZ of 04.03.2022 «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Articles 31 and 151 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation» // http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202.

8. Klimenko A. I. Legal ideology as a special form of the ideology of a modern politically organized society : essence and functional characteristics // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. № 10. P. 14-23.

Информация об авторах

А. Ю. Цыганков - доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук;

А. С. Александров - студент 2 курса юридического факультета Московского Университета им. С. Ю. Витте.

Information about the authors

A. Yu. Tsygankov - Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate ofLegal Sciences;

A. S. Alexandrov - 2nd year Student of the Faculty ofLaw of the S.Yu. Witte Moscow University.

Вклад авторов

А. Ю. Цыганков - научное руководство; постановка проблемы; формулирование гипотезы и концепции исследования; развитие методологии; анализ результатов исследования; описание результатов и формирование выводов;

А. С. Александров - критический анализ литературы; сбор эмпирических данных, их анализ и интерпретация; написание исходного текста; доказательство гипотезы исследования; итоговые выводы.

Contribution of the authors

A. Yu. Tsygankov - scientific management; formulation of the problem; formulation of the hypothesis and concept of the study; development of methodology; analysis of research results; description of the results and formation of conclusions;

A. S. Alexandrov - critical analysis of literature; collection of empirical data, their analysis and interpretation; writing the original text; proof of the research hypothesis; final conclusions.

Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.

The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.