Научная статья на тему 'Особенности культуры Дагестана на современном этапе'

Особенности культуры Дагестана на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2331
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ДАГЕСТАНА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ДАГЕСТАНА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ / ГОСУДАРСТВО КАК ГАРАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ / ИСЛАМСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ / CULTURE OF DAGESTAN / THE CULTURAL POLICY OF THE DAGESTAN REGIONAL PECULIARITIES OF CULTURE / THE STATE AS THE GUARANTOR OF THE FUNCTIONING OF CULTURAL INSTITUTIONS / THE ISLAMIC RELIGIOUS TRADITION / THE PUBLIC FUNDING OF CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бутаева Зарема Ажуевна

В статье рассматривается современное состояние культуры Республики Дагестан уникального полиэтнического региона России. Отмечается, что актуальной задачей современности является формирование субъектно-ориентированной культурной политики, учитывающей особенности регионов, являющейся оптимальной в их конкретных условиях. Анализируется функционирование системы государственных учреждений культуры республики. Отмечается, что внимание к национальной традиционной культуре, наследию каждого из дагестанских народов, разнообразному фольклору и декоративно-прикладному искусству всегда было и остаётся важным направлением государственной политики, они сохраняют сегодня свою самобытность и самоценность, несмотря на влияние процессов глобализации и социальное расслоение общества. Децентрализация управленческого регулирования, расширение прав непосредственных руководителей в сфере использования бюджетных средств, при отсутствии достаточной налоговой базы, существенно осложнили положение учреждений культуры на местах. Возможности государственного регулирования здесь осложнены разделением полномочий муниципального района и сельских поселений. Полная передача полномочий на поселенческий уровень с произвольным использованием органа ми местного самоуправления выделяемых субвенций, а также их претензии на определение приоритетов содержательной деятельности учреждений культуры, во многих случаях негативно отражаются на состоянии учреждений культуры. Очевидно, что институты светской культуры, не обеспечивающиеся государством в нужной мере и не имеющие возможности вести свою деятельность в соответствии с запросами времени, вытесняются более активными формами массовой или религиозной культуры. В республике фактор влияния духовенства достаточно нагляден примером 90-х годов, когда в запрет на культурную деятельность, посещение спектаклей, клубов, закрытие учреждений культуры с передачей их зданий под мечети были реальностью. При специфике населения, наличии исламской религиозной традиции и разных полюсов культурных запросов, именно государство остаётся гарантом обеспечения функционирования учреждений и главным заказчиком на творческий продукт высокой общественной ценности. В случае ослабления влияния государства в сфере культуры реальны потеря достигнутых в предыдущий исторический период достижений и деградация культурной среды. Сегодняшний культурный потенциал Дагестана, нара бо тан ный в те че ние по след них лет опыт ор га ни за ции ме ж ду народ ных куль турных акций свидетельствуют о возросших возможностях республики в области культурного сотрудничества. Вместе с тем, имеющиеся проблемы в социальной сфере свидетельствуют о необходимости целенаправленной поддержки государством культуры как действенного рычага укрепления межнационального мира и согласия, развития разносторонних межнациональных связей на региональном и общероссийском уровнях, формирования общегражданской идентичности, укрепления позитивного имиджа Республики Дагестан, способствующего её дальнейшему вхождению в общероссийское и международное информационно-культурное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Бутаева Зарема Ажуевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF CULTURE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN ON THE MODERN STAGE

The article discusses the current state of culture of the Republic of Dagestan the unique multiethnic region of Russia. It is noted that the urgent task today is the formation of subject-oriented cultural policies, taking into account the peculiarities of regions that are optimal in their particular circumstances. Analyzes the functioning of the system of state cultural institutions of the Republic. It is noted that the attention to national traditional culture, heritage of each of the Dagestani peoples, varied folklore and decorative and applied art has always been and remains an important direction of the state policy, they retain their identity and self-worth, despite the impact ofglobalization and social stratification of society. Decentralization of administrative regulation, empowerment immediate supervisors in the field of use of budgetary funds, in the absence of sufficient tax base, considerably complicated the position of the institutions of culture. Features of state regulation of here complicated division of powers of the municipal area and rural settlements. The full transfer of powers to the settlement level, with liberal use by local authorities of subventions, as well as their claims to prioritize meaningful activity of cultural institutions, in many cases, have a negative impact on the state of cultural institutions. It is obvious, that the institutions of secular culture, not provided by the state in the required extent and unable to pursue their activities in accordance with the demands of time, replaced by more active forms of mass or religious culture. In the Republic of influence of the clergy quite illustrative example of the 1990, when a ban on cultural activities, visiting performances, clubs, closure of establishments of culture with transfer of their buildings under the mosques were a reality. When specific population, the presence of Islamic religious traditions and different poles ofcultural demands, and the state is the guarantor offunctioning institutions and major customer on the creative product of high social value. In case of weakening the influence of the state in the sphere of culture of the real loss is achieved in the previous historical period of achievements and degradation of the cultural environment. Today's cultural potential of Dagestan developed during the last years of experience in the organization of international cultural events, a sign of the increased opportunities of the Republic in the field of cultural cooperation. However, the problems in the social sphere indicates the necessity of purposeful state support of culture as an effective lever of strengthening interethnic peace and accord, versatile development of interethnic relations at the regional and national levels, the formation of civilian identity, strengthening the positive image of the Republic of Dagestan, contributing to its further incorporation into all-Russian and international information and cultural space.

Текст научной работы на тему «Особенности культуры Дагестана на современном этапе»

^ Год культуры в Российской Федерации: государство и общество

Примечания

1. Указ Президента Российской Федерации № 375 от 22 апреля 2013 г. «О проведении в Российской Федерации Года культуры».

2. Проскин В. В, Лепехина Т. Л, Фукалова Ю. С. Культурные факторы регионального экономического роста // Вестник Пермского университета. Серия: экономика. 2013. № 2 (17).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12. 2012 № 2492-р. «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2012 года в области культуры».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. № 2493-р. «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры».

References

1. Presidential Decree number 375 of 22 April 2013 «On holding Russia's Year of Culture» (in Russian, unpublished).

2. Proskin V. V., Lepekhina T. L., Fukalova Yu. S. Kul'turnye faktory re-gional'nogo ekonomicheskogo rosta [Cultural factors of regional economic growth]. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of the Perm State University. Series: Economy], 2013, № 2 (17).

3. Bylaw of the Government of the Russian Federation 22.12.2012 № 2492-p. «On the prizes of the Russian Government in 2012 in the field of culture» (in Russian, unpublished).

4. Bylaw of the Russian Federation of December 23, 2013 № 2493-p. «On the prizes of the Russian Government in 2013 in the field of culture» (in Russian, unpublished).

# П #

ОС

СОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДАГЕСТАНА НА СО ВРЕМЕННОМ ЭТА ПЕ

УДК 351.85(470.67) З. А. Бутаева

Министр культуры Республики Дагестан

В статье рассматривается современное состояние культуры Республики Дагестан — уникального полиэтнического региона России. Отмечается, что актуальной задачей современности является формирование субъектно-ориентированной культурной политики, учитывающей особенности регионов, являющейся оптимальной в их конкретных условиях. Анализируется функционирование системы государственных учреждений культуры республики. Отмечается, что внимание к национальной традиционной культуре, наследию каждого из дагестанских народов, разнообразному фольклору и декоративно-прикладному искусству всегда было и остаётся важным направлением государственной политики, они сохраняют сегодня свою самобытность и самоценность, несмотря на влияние процессов глобализации и социальное расслоение общества. Децентрализация управленческого регулирования, расширение прав непосредственных руководителей в сфере использования бюджетных средств, при отсутствии достаточной налоговой базы, существенно осложнили положение учреждений культуры на местах. Возможности государственного регулирования здесь осложнены разделением полномочий муниципального района и сельских поселений. Полная передача полномочий на поселенческий уровень с произвольным использованием органа-

БУТАЕВА ЗАРЕМА АЖУЕВНА — кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры Республики Дагестан, Министр культуры Республики Дагестан 43

BUTAEVA ZAREMA AZHUEVNA — Ph.D. (Philology), Honored worker of culture of the Republic of Dagestan, The Minister of culture of the Republic of Dagestan

e-mail: [email protected] © Бутаева З. А., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

ми местного самоуправления выделяемых субвенций, а также их претензии на определение приоритетов содержательной деятельности учреждений культуры, во многих случаях негативно отражаются на состоянии учреждений культуры. Очевидно, что институты светской культуры, не обеспечивающиеся государством в нужной мере и не имеющие возможности вести свою деятельность в соответствии с запросами времени, вытесняются более активными формами массовой или религиозной культуры. В республике фактор влияния духовенства достаточно нагляден примером 90-х годов, когда в запрет на культурную деятельность, посещение спектаклей, клубов, закрытие учреждений культуры с передачей их зданий под мечети были реальностью. При специфике населения, наличии исламской религиозной традиции и разных полюсов культурных запросов, именно государство остаётся гарантом обеспечения функционирования учреждений и главным заказчиком на творческий продукт высокой общественной ценности. В случае ослабления влияния государства в сфере культуры реальны потеря достигнутых в предыдущий исторический период достижений и деградация культурной среды. Сегодняшний культурный потенциал Дагестана, нара бо тан ный в те че ние по след них лет опыт ор га ни за ции ме ж ду народ ных куль тур ных ак ций свидетельствуют о возросших возможностях республики в области культурного сотрудничества. Вместе с тем, имеющиеся проблемы в социальной сфере свидетельствуют о необходимости целенаправленной поддержки государством культуры как действенного рычага укрепления межнационального мира и согласия, развития разносторонних межнациональных связей на региональном и общероссийском уровнях, формирования общегражданской идентичности, укрепления позитивного имиджа Республики Дагестан, способствующего её дальнейшему вхождению в общероссийское и международное информационно-культурное пространство.

Ключевые слова: культура Дагестана, культурная политика Дагестана, региональные особенности культуры, государство как гарант обеспечения функционирования учреждений культуры, исламская религиозная традиция, государственное финансирование культуры.

Z. A.Butaeva

The Minister of culture of the Republic of Dagestan, Government House, Lenin Square, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation, 367005

Abstract: the article discusses the current state of culture of the Republic of Dagestan — the unique multiethnic region of Russia. It is noted that the urgent task today is the formation of subject-oriented cultural policies, taking into account the peculiarities of regions that are optimal in their particular circumstances. Analyzes the functioning of the system of state cultural institutions of the Republic. It is noted that the attention to national traditional culture, heritage of each of the Dagestani peoples, varied folklore and decorative and applied art has always been and remains an important direction of the state policy, they retain their identity and self-worth, despite the impact ofglobalization and social stratification of society. Decentralization of administrative regulation, empowerment immediate supervisors in the field of use of budgetary funds, in the absence of sufficient tax base, considerably complicated the position of the institutions of culture. Features of state regulation of here complicated division of powers of the municipal area and rural settlements. The full transfer of powers to the settlement level, with liberal use by local authorities of subventions, as well as their claims to prioritize meaningful activity of cultural institutions, in many cases, have a negative impact on the state of cultural institutions. It is obvious, that the institutions of secular culture, not provided by the state in the required extent and unable to pursue their activities in accordance with the demands of time, replaced by more active forms of mass or religious culture. In the Republic of influence of the clergy quite illustrative example of the 1990, when a ban on cultural activities, visiting performances, clubs, closure of establishments of culture with transfer of their buildings under the mosques were a reality. When specific population, the presence of Islamic religious traditions and different poles ofcultural demands, and the state is the guarantor offunctioning institutions and major customer on the creative product of high social value. In case of weakening the influence of the state in the sphere of culture of the real loss is achieved in the previous historical period of achievements and degradation of the cultural environment. Today's cultural potential of Dagestan developed during the last years of experience in the organization of international cultural events, a sign of the increased opportunities of the Republic in the field of cultural cooperation. However, the problems in the social

Ф

PECULIARITIES OF CULTURE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN ON THE MODERN STAGE

Ф

^ Год культуры в Российской Федерации: государство и общество

sphere indicates the necessity of purposeful state support of culture as an effective lever of strengthening interethnic peace and accord, versatile development of interethnic relations at the regional and national levels, the formation of civilian identity, strengthening the positive image of the Republic of Dagestan, contributing to its further incorporation into all-Russian and international information and cultural space.

Keywords: culture of Dagestan, the cultural policy of the Dagestan regional peculiarities of culture, the state as the guarantor of the functioning of cultural institutions, the Islamic religious tradition, the public funding of culture.

В современном мире культура становится не только ресурсом духовного формирования личности и общества, но и важным фактором в развитии экономики, обеспечении социальной стабильности и национальной безопасности. Это крайне валено в условиях нашей страны с её территориальными масштабами, культурно-цивилизационной спецификой и различным уровнем экономического развития регионов. Актуальной задачей современности является формирование субъектно-ориентированной культурной политики, учитывающей особенности регионов, являющейся оптимальной в их конкретных условиях.

Республика Дагестан — южный рубеле страны, уникальный полиэтнический регион России, представляет особый интерес в свете данной проблемы. На его территории исторически пролсивают более 30 этносов, говорящих на 30 языках и 70 диалектах, и в основе явления, определяемого как «дагестанская культура», лелсит многообразие и общ ность их тра диций.

Современная инфраструктура культуры Дагестана имеет свои особенности, поскольку изначально скла ды ва лась не только с учётом социальных нормативов, но исходя из специфики этнического представительства. В республике действуют 11 государственных театров, в числе которых — Театр оперы и балета, Театр кукол, Русский драматический театр и 8 национальных музыкально-драматических театров. Из них: Даргинский музыкально-драматический театр расположен в г. Избербаш с населением 51 тыс. чел. (при нормативе — 1 театр на 100 тыс. чел); в г. Дербент с

численностью 109 тыс. чел. функционируют Лезгинский, Табасаранский и Азербайджанский театры; в Ногайском районе при населении 23 тыс. чел. действуют Ногайский театр, государственные коллективы ногайской культуры — Ногайский оркестр народных инструментов и фольклорно-эт-нографический ансамбль «Айланай», которые успешно работают для обширной диаспоры ногайцев всего СКФО. Традиционная культура казачества в системе государственных учрелсдений представлена Кизляр-ским тер ским ансамблем казачьей пес ни. Эти театры и коллективы выполняют функцию очага сохранения языка, литературного и традиционного наследия и, собственно, современного сценического искусства, и значительную долю их деятельности составляют гастроли в районах традиционного пролсивания этнического населения.

Также в системе государственных учрелсдений культуры республики функционируют 4 хореографических ансамбля, в числе которых — коллективы «Молодость Дагестана», «Каспий», Академический ансамбль танца «Лезгинка» и вокально-хореографический ансамбль «Дагестан», концертные организации — Дагестанская государственная филармония, оркестр дагестанских народ ных ин ст ру мен тов, хор и сим фони че-ский оркестр.

Культурную деятельность на местах представляют почти 5000 любительских творческих объединений, в том числе 120 семейных ансамблей, 150 детских и хореографических коллективов, 9 ансамблей народных инструментов, 7 цирковых и 19 хоровых коллективов, представляющих куль-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

туру всех дагестанских народов. Практически повсеместно сохранены традиционные фольклорные коллективы: индивидуально и в центрах народных художественных промыслов работают мастера декоративно-прикладного искусства.

Образовательные учреждения системы культуры республики включают 94 муниципальные и 3 республиканские школы художественного образования, 4 средних специальных учебных заведения, где наряду с обучением основам академических видов искусства, действуют отделения народных музыкальных инструментов и хореографии, цирковых традиций (канатоходство), различных видов национального декоративно-прикладного искусства.

Широкую панораму истории и художественной культуры Дагестана представляют Объединённый историко-архитектур-ный музей им. Тахо-Годи с 37 филиалами в городах и районах республики, музей изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, Дербентский историко-архитектурный музей — заповедник, внесённый в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Характерной составляющей культурной среды республики является ис-торико-архитектурное наследие, памятники архитектуры, представляющие самобытный пласт тра ди цион ной культу ры ре гио на. Число памятников различных эпох, официально взятых на учёт государства, сегодня составляет около 7 тысяч, из них — 173 объекта (13%) федеральной категории значимости. Большей частью этих памятников являются объекты архитектуры и градостроительства, огромное количество составляют объекты археологии.

Вни ма ние к на циональной тра ди ци он ной культуре, наследию каждого из дагестанских народов, разнообразному фольклору и декоративно-прикладному искусству всегда было и остаётся важным направлением государственной политики, и как показывает прак ти ка, эти формы народ ной культу ры сохраняют сегодня свою самобытность и са-

моценность, несмотря на влияние процессов глобализации, урбанизации и социальное расслоение общества. Государственными и муниципальными организациями культуры и искусства ежегодно проводятся более 50 совместных республиканских, зональных и районных мероприятий, получают дальнейшее развитие проекты по сохранению художественного наследия, фольклора и самодеятельного творчества.

В последние годы получил развитие культурный обмен, ко торый приобрёл новые масштабы и качество с реализацией таких крупных проектов, как: Международный фес ти валь рус ских те ат ров рес пуб-лик Северного Кавказа и стран Черномор-ско-Каспийского региона, Международный фольклорный фестиваль «Горцы», Международный музыкальный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи», Всероссийский праздник «Гамзатовские дни — «Белые журавли» и с организацией гастролей ряда ведущих академических театров и концертных коллективов России.

Республиканские театры, концертные и самодеятельные коллективы принимают участие в региональных, всероссийских и международных фестивалях. Эти акции являются очень ценным вкладом в процесс при об ще ния насе ле ния разных ре гио нов стра ны к культу рам дру гих народов, и как показывает практика, такие мероприятия вызывают живой интерес, способствуют установлению дружественных связей, плодотворного творческого общения.

Вме сте с тем, совре мен ные гео по ли ти-ческие, экономические и социальные процессы определяют два важнейших фактора, влияющие на развитие культуры в нашей республике. С одной стороны, мировое информационное пространство и неизбежность влияния глобализации, с другой — внут рен ние при чи ны, соз да вае мые соци аль-ным расслоением, экономическими, этнически ми, ментальны ми и конфессиональны ми осо бен ностя ми.

Всё это обусловило наличие ряда проблем

Ф

^ Год культуры в Российской Федерации: государство и общество

Ф

— как об ще харак тер ных для мно гих ре гио-нов, так и спе ци фи че ских.

Этнический фактор в Дагестане стал причиной более значительного, по сравнению с другими субъектами СКФО, числа учреждений. В процентном соотношении из 7 субъектов на долю Дагестана приходится от 26% до 29% театров, концертных организаций и музеев, при наличии 52 муниципальных образований и до 49% всех имеющихся на Северном Кавказе культурно-досуговых учреждений и библиотек. При этом мизерные доходы, получаемые за обслуживание в основ ном сель ско го насе ле ния с низкой пла тё-же спо собно стью, и, в це лом, сла бая на лого-вая ба за на мес тах не по зво ля ют вос пол нять по требно сти на ус тав ную дея тель ность. Соответственно, при таком количестве учреждений, в условиях дотационного бюджета республики, весьма затруднительно создать желаемый уровень их материального обеспечения и современного технического осна-ще ния.

К данным обстоятельствам добавился ФЗ № 131, действие которого в наших условиях стало предметом особой тревоги. Практика показала, что в республике, где бо лее 50% насе ле ния про жи ва ет в сель ской местности и весьма влиятельны ценности традиций, западная модель законодательства во многом не учитывает специфику нашего общества, его социальную и экономическую готовность к реформам такого рода. Децентрализация управленческого регулирования, расширение прав непосредственных руководителей в сфере использования бюджетных средств, при отсутствии достаточной налоговой базы, существенно осложнили положение учреждений культуры на местах. Возможности государственного регулирования здесь осложнены разделением полномочий муниципального района и сельских поселений. В наших условиях полная передача полномочий на поселенческий уровень с произвольным использованием органами местного самоуправления выде-ляе мых суб вен ций, а так же их пре тен зии

на определение приоритетов содержательной деятельности учреждений культуры во многих случаях негативно отражаются на состоянии учреждений культуры. Данному процессу активно способствует бедствие в виде необдуманной оптимизации сети. Имеющиеся факты ухудшения материальной базы учреждений, необоснованных кадровых решений свидетельствуют о том, что этот процесс приобретает характер устой-чи вой тен ден ции и может при вес ти к не обратимым результатам.

Всё это серьёзно осложняет саму систему реализации государственной политики в сфере культуры и, в немалой степени, создаёт благодатную почву для поиска гражданами духовной пищи либо в развлекательной индустрии, либо в ортодоксальной религии. Между тем на примере нашей республики очевидно и то, что спрос на услуги учреждений культуры устойчиво возрастает. Об этом свидетельствует рост количества клубных объединений, число их участников и мероприятий. Более того, в адрес Министерства культуры Республики Дагестан неоднократно поступали обращения жи те лей сёл с прось ба ми помочь вос ста но-вить деятельность учреждений культуры, вос препят ствовать их за кры тию и помочь в укреплении их материальной базы. Именно по инициативе с мест в республике получает дальнейшее развитие сеть музеев на территориях муниципальных образований, число которых насчитывает уже 37 единиц, и этим музеям изначально был дан статус государственных — филиалов республи-кан ского объ е ди нён ного музея, по скольку именно данная форма, гарантируя финансирование учреждения, обеспечивает его деятельность.

В целом, культурная жизнь республики наглядно демонстрирует разнородность за про сов, порой да же их диа мет ральность — от активной востребованности классического, современного и традиционного искусства населением городов и райцентров и до архаики религиозной жизни в ряде высо-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

когорных сёл с отказом от светских форм культур ной дея тель но сти.

Как и во многих регионах, факт активизации религиозного сознания стал характерной чертой нашего общества. Данное обстоя тель ст во, в част но сти эти ка са мой религиозной традиции, имеет существенное значение в выборе оптимальной модели государственной культурной политики. Оче-вид но, что ин сти ту ты свет ской культу ры, не обеспечивающиеся государством в нужной мере и не имею щие воз мож но сти вес ти свою деятельность в соответствии с запросами времени, вытесняются более активными формами массовой или религиозной культу ры. В на шей рес пуб ли ке фак тор влия ния духовенства достаточно нагляден примером 1990-х годов, когда запрет на культурную деятельность, посещение спектаклей, клубов, закрытие учреждений культуры с пере дачей их зда ний под ме че ти бы ли ре аль-но стью.

Имеет место и то, что до настоящего времени многие местные органы власти не рас-смат ри ва ют культур ную дея тель ность в качестве стратегического ресурса социально-экономического развития территории.

В наших условиях, при специфике нашего населения, наличии исламской религиозной традиции и разных полюсов культурных запросов, именно государство остаётся гарантом обеспечения функционирования учреждений и главным заказчиком на творческий продукт высокой общественной ценности. В случае ослабления влияния государ ства в сфере культу ры реальны по теря достигнутых в предыдущий исторический период достижений и деградация культурной среды.

На дан ном этапе в Республи ке Дагестан преобладание патерналистской модели культурной политики остаётся необходимостью. Более того, желательным является создание возможностей использования элементов централизованного управления — введение поправок к законодательству, учитывающих специфику регионов, осо-

бенности менталитета и трудовой занятости населения. Наша задача — поддержать сеть учреждений культуры на местах, помочь обеспечить их современным оснащением и достойным комфортом, чтобы они ос-тава лись вос требован ными, дос туп ны ми и общественно ценными. Создание нормальных ус ло вий для до су га — осо бен но де тей и молодёжи — имеет очень большое значение, поскольку не противоречит религиозным традициям и, в целом, направит интересы и энергию молодого поколения в полезное русло, будет способствовать формированию ре зерва для под го тов ки кад ров. Для это го нужны совместные действия всех уровней власти.

Кроме того, необходимым условием формирования гармоничной культурной среды является реализация мер, направленных на консолидацию нашего общества, становление общегражданского мировоззрения, развитие общекультурного российского пространства, и это должно оставаться объектом постоянного внимания государ-ст ва. В городах и сё лах на шей рес пуб ли ки ежегодно проводится большое количество мероприятий патриотического содержания в рамках республиканских и всероссийских проектов. В 23 муниципальных районах, на базе клубных учреждений, созданы Центры традиционной культуры народов России, ориентированные на более широкую просветительскую работу. Как показывает практика, такие мероприятия вызывают живой интерес, способствуют установлению плодотворного творческого общения, дру же ст вен ных и де ло вых свя зей на раз ных уровнях.

Роль культу ры в общем про цессе модер низа ции России со стоит в форми ро ва нии личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации. Характерной чертой современного Дагестана является появление и развитие частных ини циа тив в сфе ре культу ры. Пред при ни-мательство реализуется в области развлекательной индустрии, организации гастролей,

Ф

^ Год культуры в Российской Федерации: государство и общество

Ф

создании информационно-рекламных услуг (сайт «Искусство Кавказа»), печатной, кино- и видеопродукции. Есть удачный прецедент — частная художественная галерея («Первая галерея»), которая уже приобрела известность, заняв своё место в культурной жизни столицы Дагестана. Очевидным фактом стал рост индивидуальной творческой деятельности, которая наглядно отражает ся в кон курсах на гран ты Президен та Республики Дагестан. Данная форма государственной поддержки действует в республике с 2007 года, она показала свою востре-бо ван ность и ди на мич ность от пер вого конкурса в 18 проектов на 11 номинаций до 67 заявок в минувшем году.

В области творческой деятельности в республике значительное место занимает изо-бра зи тель ное ис кусст во. Втор ой по чис лен-ности на Северном Кавказе Союз художников Дагестана объединяет 158 живописцев, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства (26 отмечены почётными званиями РФ). Ещё более широк круг молодых художников (более 200), получивших профильное образование в Дагестанском художественном училище им. Джемала и на художественно-графическом факультете ДГПУ. Творчество дагестанских мастеров изобразительного искусства развивается в самых разных направлениях и жанрах, в том числе абстрактной живописи, где находит выражение знаковая эстетика народной художественной традиции, в таких современных формах, как инсталляция, видео-арт, перфоманс и др. Творчество дагестанских художников стало заметным явлением в общероссийском масштабе. Многие из них являются участниками международных проектов, выставляются на площадках Москвы и Санкт-Петербурга, работают в арт-ре зи ден ци ях. Сум марно в год проходит более 30 персональных и коллективных выставок да гестанских мас теров, в том числе за рубежом. Данная среда и профессиональные связи в этой области позволяют предполагать возможность развития арт-рынка.

Меценатство, как устойчивая форма поддержки культуры, пока не сложилась, но при меры вло же ний в культур ные про ек ты отдельных пред при ни мате лей в рес публике имеются. Поддержка культуры частным бизне сом осу ще ст в ляет ся, как пра ви ло, на основе личных связей, и в ряде случаев, она весьма существенна. Несмотря на немногочисленность таких примеров, очевидным фактом является необходимость создания законодательных механизмов стимулирования част ных вло же ний в сфе ру культу ры.

Также имеет место деятельность 5 частных Благотворительных фондов, которые реализуют меры поддержки талантливой молодёжи, осуществляют благотворительные мероприятия и вносят свой вклад в повышение общественного внимания к роли и значению культуры.

Доходным сегментом экономики на основе культурной деятельности в нашей республике может стать культурно-познавательный туризм, этнотуризм, который сегодня яв ляет ся од ним из са мых ак тив но развивающихся направлений туриндустрии, способной задействовать сферу частного предпринимательства и одновременно внести свой вклад в дело сохранения культурной иден тич но сти народов и тер ри торий.

Исторически Дагестан располагал самым большим на Се вер ном Кавка зе ко ли-че ст вом кус тар ных про изводств, ко торые имеют многовековые традиции, самобытные технологии и эстетические каноны, и, несомненно, представляют интерес. До настоящего времени индивидуальный труд и современные предприятия народных худо-жест вен ных промыслов (ювелирные цен тры с. Кубачи и с. Гоцатль, ковроткачество с. Та-басаран и г. Дербент, гончарное дело с. Бал-хар, с. Сулевкент и др.) являются значимой составляющей экономической жизни сёл и районов их бытования. Очевидно, что Да-ге стан, с его богатым мно го обра зи ем ис то-рико-культурных достопримечательностей, располагает большим потенциалом для развития этнотуризма, объектами которо-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

го могут стать как соб ст вен но сё ла-цен тры традиционных ремёсел, так и историко-ар-хи тек турные ком плексы.

Развитие этнотуризма, включающее создание инфраструктуры, моделирование музей ной дея тель но сти в кон тек сте из ме не ний социокультурной среды рес публики, ак тив-ное использование технологий социального маркетинга и развития связей с общественностью откроют новые перспективы не только сохранения, но и эффективного использования культурных ресурсов. Здесь возможны большие перспективы трудовой занятости и экономической выгоды. Стратегическая задача — интеграция нашей рес-пуб ли ки в ми ровую сеть культурных и ту ри-стических объектов. И для этого у нас есть все пред по сыл ки.

Сегодняшний культурный потенциал

Дагестана, наработанный в течение последних лет опыт организации международ ных культур ных ак ций сви де тель ст ву-ют о возрос ших воз мож но стях рес публики в области культурного сотрудничества. Вместе с тем, имеющиеся проблемы в социальной сфере свидетельствуют о необходимости целенаправленной поддержки государством культуры как действенного рычага укрепления межнационального мира и согласия, развития разносторонних меж на циональных свя зей на региональном и общероссийском уровнях, формирования общегражданской идентичности, укрепления позитивного имиджа Республики Дагестан, способствующего её дальнейшему вхождению в общероссийское и международное информационно-культурное про-странст во.

Ф

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.