Научная статья на тему 'Образование в сфере культуры и искусства как фактор культурной политики: региональный аспект (на примере Республики Дагестан)'

Образование в сфере культуры и искусства как фактор культурной политики: региональный аспект (на примере Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
730
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / EDUCATION / CULTURE AND ARTS EDUCATION / CULTURAL POLICY / REGION / REGIONAL CULTURAL POLICY / REPUBLIC OF DAGESTAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мирзоев Гасан Мамедалиевич

В статье раскрывается роль учреждений образования в области культуры и искусства в осуществлении государственной и региональной культурной политики. Рассматривается проблемное поле современного образования в сфере культуры и искусства в Республике Дагестан, определяются главные причины, обусловившие кризисные тенденции в этой сфере образования. Главные среди них социально-экономические, обусловившие в начале 2000-х гг. отток абитуриентов из учреждений образования в сфере культуры и искусства. Установлены приоритетные направления в культурной политике, связанные с возрождением престижа образования в области культуры и искусства. Особое значение придается расширению взаимодействия государственно-частного партнерства в области поддержки культурных проектов и учреждений образования. В качестве определенных точек роста называются государственные и негосударственные учебные заведения, обеспечивающие актуальное состояние современного образовательного пространства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Мирзоев Гасан Мамедалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture and arts education as a factor of cultural policy: regional aspect (by a case study of the Republic of Dagestan)

The research deals with the role of educational institutions in the field of culture and arts when implementing the state and regional cultural policy. The paper considers the problematic area of the modern arts and culture education in the Republic of Dagestan and identifies the main reasons that have led to the crisis in this field of education. In particular, the loss of culture and arts university entrants in the early 2000s has been mainly caused by the social and economic situation. The study reveals the priorities in cultural policy related to enhancing the prestige of culture and arts education. The emphasis is made on the increased interaction between public-private partnership supporting cultural projects and educational institutions. The research notes that the state and non-state educational institutions keep the current status of modern educational space in the region.

Текст научной работы на тему «Образование в сфере культуры и искусства как фактор культурной политики: региональный аспект (на примере Республики Дагестан)»

УДК 304.4:37(470.67)

https://doi.org/10.24158/fik.2018.5.18

Мирзоев Гасан Мамедалиевич

кандидат культурологии, ректор Дагестанской академии образования и культуры

ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА КАК ФАКТОР КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Mirzoev Gasan Mamedalievich

PhD in Cultural Studies, Rector, Dagestan Academy of Education and Culture

CULTURE AND ARTS EDUCATION AS A FACTOR OF CULTURAL POLICY: REGIONAL ASPECT (BY A CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

Аннотация:

В статье раскрывается роль учреждений образования в области культуры и искусства в осуществлении государственной и региональной культурной политики. Рассматривается проблемное поле современного образования в сфере культуры и искусства в Республике Дагестан, определяются главные причины, обусловившие кризисные тенденции в этой сфере образования. Главные среди них - социально-экономические, обусловившие в начале 2000-х гг. отток абитуриентов из учреждений образования в сфере культуры и искусства. Установлены приоритетные направления в культурной политике, связанные с возрождением престижа образования в области культуры и искусства. Особое значение придается расширению взаимодействия государственно-частного партнерства в области поддержки культурных проектов и учреждений образования. В качестве определенных точек роста называются государственные и негосударственные учебные заведения, обеспечивающие актуальное состояние современного образовательного пространства региона.

Ключевые слова:

образование, образование в сфере культуры и искусства, культурная политика, регион, региональная культурная политика, Республика Дагестан.

Summary:

The research deals with the role of educational institutions in the field of culture and arts when implementing the state and regional cultural policy. The paper considers the problematic area of the modern arts and culture education in the Republic of Dagestan and identifies the main reasons that have led to the crisis in this field of education. In particular, the loss of culture and arts university entrants in the early 2000s has been mainly caused by the social and economic situation. The study reveals the priorities in cultural policy related to enhancing the prestige of culture and arts education. The emphasis is made on the increased interaction between public-private partnership supporting cultural projects and educational institutions. The research notes that the state and non-state educational institutions keep the current status of modern educational space in the region.

Keywords:

education, culture and arts education, cultural policy, region, regional cultural policy, Republic of Dagestan.

В начале XXI в. в формировании региональной культурной политики на Северном Кавказе определились свои специфические черты, вызванные особым территориальным расположением, социально-экономическими, этнокультурными и иными характерными условиями. Это было следствием того, что в процессе трансформации российского общества изменилось отношение федерального центра к данному региону: режим патернализма и фронтального социально-экономического контроля сменился крайней противоположностью. Северному Кавказу, как и остальным регионам страны, была предоставлена самостоятельность в организации своего развития за счет собственных усилий.

Теория и практика государственной культурной политики находится в поле зрения специалистов-исследователей широкого спектра социально-гуманитарного знания [1], включая страны постсоветского пространства [2]. Функционирование вузов, обеспечивающих подготовку специалистов в области культуры и искусств, анализируется в работах зарубежных авторов. В частности, вопросы, связанные с преемственностью образовательных программ на трех уровнях - в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре, рассмотрены в статье Ш. Гюльтекина «Проблемы основ музыкального образования в Турции» [3].

Наблюдения и рекомендации российских исследователей учитываются при разработке и обсуждении направлений региональной культурной политики [4].

Основные цели региональной политики государства связаны с обеспечением основ федерализма, единых жизненных стандартов и равной социальной защиты, гарантированием социальных прав граждан, установленных Конституцией, выравниванием условий социально-экономического развития регионов. Стратегической целью культурной политики является обеспечение реального доступа к культурным ценностям всех социальных групп и категорий населения, стимулирование

многообразия субъектов культурной жизни, приведение культурной инфраструктуры в соответствие с задачами, возникающими в связи с наиболее острыми социоличностными проблемами [5].

Формирование региональной политики на Северном Кавказе в сфере искусства и культуры происходит в направлении составления и реализации культурных программ, которые строятся по принципу соединения логики экономического развития и социального действия. В 2013 г. в Дагестане была утверждена государственная программа «Развитие культуры в Республике Дагестан на 2014-2018 годы», в 2017 г. - госпрограмма «Реализация государственной культурной политики Российской Федерации в Республике Дагестан на период 2017-2025 годы».

Задачами политики в сфере культуры и искусства выступают следующие положения, которые можно назвать универсальными для всех регионов Российской Федерации: развивать культурный потенциал социума, объединяя разные региональные сообщества идеей сохранения и развития российской культуры; поддерживать систему ценностей, выработанную поколениями, создавать новые смысловые ориентиры духовного развития людей, которые отвечали бы характеру современного развития и не вступали бы в конфликт с конструктивными культурными традициями; формировать у представителей разных социальных групп и региональных сообществ приоритет интеллектуального образа жизни, стимулировать основную часть населения региона к участию в развитии культурной среды; вырабатывать новую региональную законодательно-правовую основу, которая, не расходясь с федеральными принципами самоорганизации отечественной культуры, позволяла бы обновлять культурную практику с учетом особенностей регионального культурного пространства.

Республика Дагестан - яркий пример того, что учебные заведения региона выполняют ключевую роль в сохранении культурной традиции и развитии культурного пространства. Однако положение дагестанских учебных заведений культуры и искусства в настоящее время свидетельствует о существовании разрыва между социальной значимостью искусства и его реальным положением. В сущности, это одно из главных противоречий в современной региональной культуре.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. потребовалась адаптация образовательных учреждений в области культуры и искусства к новым социально-экономическим реалиям. Тем не менее образование в области культуры и искусства не переставало оставаться в числе приоритетов государственной культурной политики.

Необходимо учитывать, что культурная политика России - это не только один из институтов развития общественного сознания, но целостная система ценностей, формирующих идентичность нации, единство Российского государства, влияющих на все сферы государственного и гражданского бытия. Именно культура, обладающая своей внутренней логикой, выполняет задачу сохранения духовно-нравственных ориентиров общества [6]. Однако необходимо признать, что экономические условия реализации образования в сфере культуры и искусства долгое время зависели от «остаточного принципа», по которому осуществлялось финансирование отрасли культуры.

В конце XX в. социально-экономическая ситуация в Дагестане вынуждала молодых специалистов больше решать проблемы выживания, нежели заниматься выбранной ими «по зову сердца» творческой педагогической деятельностью. С одной стороны, молодые специалисты обладали преимуществами по сравнению с другими трудовыми возрастными категориями, с другой - их конкурентоспособность на рынке труда оставалась низкой из-за низкооплачиваемой профессии. В результате талантливые выпускники вузов оставались невостребованными, а образовательные учреждения теряли контингент абитуриентов из-за отсутствия преподавателей по ряду специальностей. Другой важной причиной возникавших проблем трудоустройства молодежи в сфере культуры и искусств оставалась низкая заработная плата.

Одним из наиболее эффективных направлений в решении вопроса выживания и сохранения функционирования учебных учреждений сферы культуры и искусств явилось объединение усилий родственных учебных заведений в подготовке кадров, организации и проведении научных исследований, использовании хозяйственных объектов и т. п. Это позволяло образовательным учреждениям в сфере культуры и искусства приспособиться к новым социально-экономическим условиям.

Так, в 1990-е гг. Дагестанское культпросветучилище становится колледжем культуры, музыкальные и художественные школы объединились в школы искусств. Эти изменения повлекли за собой не только смену вывески, но и новые содержание образования, систему управления, структуру образовательного учреждения, что повысило его престиж и создало новые перспективы.

Реализация культурной политики Республики Дагестан в начале XXI в. позволила ставить стратегические задачи динамического развития культурной сферы, что стало возможным на новом этапе социально-экономического развития и создания благоприятных условий для функционирования учреждений культуры и искусства.

В начале XXI в. государство стало активнее решать проблемы поддержки талантливой молодежи. Так, региональная культурная политика стала опираться на специальные программы по

поддержке одаренных детей, вводить систему стипендий и премий, появилась практика выдачи грантов республиканских и общественных фондов, поддерживающих художественное образование и творчество. Это республиканская межведомственная программа «Одаренные дети», действовавшая в рамках федеральной программы «Дети России», премии и стипендии министерства культуры РД, гранты главы РД, гранты частных и общественных фондов. Также существуют проекты, разработанные и направленные на стимулирование детского музыкального исполнительства, - это городские и республиканские конкурсы «Юные звезды Махачкалы», «Перепе-лочка», «Эта песня твоя и моя».

В Дагестане контакты населения с искусством связаны с деятельностью филармонии, шести драматических театров (в том числе музыкально-драматические театры народностей Дагестана), театра оперы и балета. В то же время чрезвычайно высока роль музыкальных образовательных учреждений как центров сохранения и развития культуры. Так, смотры, конкурсы, фестивали, олимпиады, организуемые и поддерживаемые властью, становятся привычными формами выявления и поддержки талантливых детей и подростков.

В начале XXI в. стали заметны положительные тенденции и в спонсорской деятельности. Внебюджетные источники финансирования проектов в сфере культуры хотя и получили определенное распространение, но все же еще только формируются и не оказывают заметного влияния на состояние сферы культуры. В отличие от, например, сферы массового музыкального творчества (шоу-бизнес), где инвестиционная поддержка является фактически единственным финансовым ресурсом, в области традиционной этнической культуры и профессионального творчества можно говорить лишь о единичных примерах финансовой поддержки со стороны бизнес-сообществ. В качестве примеров участия бизнес-сообществ в культурной жизни республики можно привести помощь в постановке оперы М. Гусейнова «Шарвили» в Дагестанском театре оперы и балета (группа «Нафта Москва»), основание в Дербенте музейного комплекса «Дом Петра I» (группа «Сумма», благотворительный фонд «Пери»). Направления культурной деятельности, прежде поддерживаемые государством, в настоящее время оказались в ситуации кризиса в силу отсутствия эффективной системы частного и внебюджетного финансирования сферы культуры.

Вопреки возникшим колоссальным сложностям финансового и иного характера в процессе реализации культурной политики Российской Федерации образовательные учреждения сферы культуры и искусства Республики Дагестан не только выжили, но и смогли стать полноценными участниками рыночных отношений. Стремительно развивающийся Театр оперы и балета, симфонический оркестр, камерный оркестр Даггосфилармонии стимулируют образовательные учреждения к более активной подготовке специалистов в сфере культуры и искусства.

Продолжающиеся фундаментальные изменения в российском обществе, которые затронули все стороны социальных отношений, до сих пор находятся в состоянии трансформации [7]. Современная региональная культурная политика Республики Дагестан, адекватная нынешним социальным реалиям, отражает главные проблемы формирования актуального культурного пространства.

С 1993 г. в Дербенте функционирует Дагестанская академия образования и культуры, осуществляющая подготовку бакалавров и специалистов в сфере культуры и искусства по следующим направлениям: культурология, музыкально-инструментальное искусство, искусство народного пения, дирижирование, искусство концертного исполнительства. Данное учебное учреждение - некоммерческая частная профессиональная образовательная организация высшего образования. Академия, наряду с другими учреждениями, формирует образовательное пространство Южного Дагестана и приграничной дагестано-азербайджанской территории. Академия образования и культуры является примером государственно-частного партнерства в области высшего образования. Образовательные программы реализуются в Академии по трем уровням образования (бакалавриат, специалитет, аспирантура) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Образование в сфере культуры и искусства находится в числе приоритетов государственной программы культурной политики Российской Федерации в Республике Дагестан. В программном документе названы задачи, которые косвенно касаются вопросов образования в сфере культуры: «создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры, образования и туризма, комплексного развития культурного и туристского потенциала Республики Дагестан, разработка новых экономических механизмов развития культуры и стимулирование культурной деятельности; ...обеспечение доступности культурных благ и образовательной деятельности в сфере культуры для всех групп населения Республики Дагестан, включая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» [8, с. 5-6].

В контексте современной социокультурной ситуации в регионе и связанных с ней основных задач госпрограммы важно развитие и расширение потенциала системы учебных учреждений, обеспечивающих подготовку специалистов в сфере культуры. Актуальный для Республики Дагестан вопрос подготовки специалистов в области культуры и искусства решают государственные

(музыкальные училища, колледж культуры) и негосударственные (Дагестанская академия образования и культуры) учебные заведения. Исходя из позиций удовлетворения культурных потребностей и рациональной организации жизни общества, деятельность учреждений культуры и искусства выполняет ведущую роль в развитии культурной среды Республики Дагестан.

Ссылки:

1. Ирхен И.И. Российское образование в сфере культуры и искусства: глобальные и региональные измерения : дис. ... д-ра культурологии. М., 2012. 435 с. ; Нестеров Г.Г. Культурная политика как фактор развития образования : дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2001. 152 с. ; Современная культурная политика как креативная деятельность: управление и инновации : коллектив. моногр. : в 2 ч. / под общ. ред. О.Н. Астафьевой. СПб., 2014. 639 с.

2. Щуцкий В. Культурная политика Беларуси [Электронный ресурс] // Regard sur l'Est. URL: http://www.regard-est.com/home/breve_contenu.php?id=1513 (дата обращения: 30.03.2018).

3. Gültekin §. Türk musikisi egitiminde temel sorunlar // Musiqi dunyasi. 2009. № 3-4. С. 131-132.

4. Абдулатипов Р.Г. Региональная культурная политика и образовательно-кадровый потенциал в инновационной модернизации России // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 7-13.

5. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность (лекции 6-8) [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2011. № 2 (4). URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/73.html&jjd=6 (дата обращения: 30.03.2018).

6. Основы законодательства Российской Федерации о культуре [Электронный ресурс] : утв. ВС РФ 9 окт. 1992 г. № 36121-1 : ред. от 5 дек. 2017. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Лаптев В.В. Социокультурные последствия социальных изменений в современной России : дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2004. 152 с.

8. Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Реализация государственной культурной политики Российской Федерации в Республике Дагестан на период 2017-2025 годов» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Республики Дагестан от 23 июня 2017 г. № 140 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0500201706280011 ?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 30.03.2018).

References:

Abdulatipov, RG 2013, 'Regional cultural policy and educational and personnel potential in Russia's innovative modernization', Kul'tura i obrazovaniye, No. 1 (10), pp. 7-13, (in Russian).

Astafyeva, ON 2011, 'Cultural policy: theoretical concept and management activity (lectures 6-8)', Kul'turologichesky zhurnal, No. 2 (4), viewed 30 March 2018, <http://www.cr-journal.ru/rus/journals/73.html&j_id=6>, (in Russian).

Astafyeva, ON (ed.) 2014, Modern cultural policy as a creative activity: management and innovation, collective monograph, in 2 parts, St. Petersburg, 639 p., (in Russian).

Gültekin, § 2009, 'Türk musikisi egitiminde temel sorunlar', Musiqi dunyasi, No. 3-4, pp. 131-132, (in Turkish). Irkhen, II 2012, Russian education in the field of culture and arts: global and regional dimensions, D.Phil. thesis, Moscow, 435 p., (in Russian).

Laptev, VV 2004, Social and cultural consequences of social changes in modern Russia, PhD thesis, Kazan, 152 p., (in Russian).

Nesterov, GG 2001, Cultural policy as a factor in the education development, PhD thesis, Rostov-on-Don, 152 p., (in Russian). Shchutsky, V 2018, 'Cultural policy of Belarus', Regard sur l'Est, viewed 30 March 2018, http://www.regard-est.com/home/breve_contenu.php?id=1513>, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.