Список литературы:
1. Белошапка Р.А. Социальное проектирование в организации студентами досуга с людьми третьего возраста в геронтологическом центре // Актуальные проблемы социологии, политологии, социологии, философии и истории»: материалы международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2011. -С. 60.
2. Информационный портал Дополнительное образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dopedu.ru/dopolnitelnoe-obrazova-nie-detey.
3. Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: минобрнауки.рф.
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ КАЗАЧЕСТВА В СУРГУТЕ
© Покатиловская Е.Н.*
Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Сегодня особую актуальность приобретают вопросы, связанные с изучением истоков, предпосылок и значения культурных традиций казачества в воспитании ценностных идеалов современной молодежи. Возрождение исторической памяти русского народа, утраченной за последние несколько лет, должно начинаться с воспитания лучших традиций и ценностей у подрастающего поколения, способного в будущем с гордостью рассказывать об истории своего края.
Ключевые слова культурная традиция; казачество, социально значимый проект.
Современная ситуация в социокультурной сфере имеет специфический характер унификации культур, что побуждает многие этносы вести борьбу за сохранение своей культурной самобытности, собственных культурных традиций. Все более актуальными становится проекты по возрождению культурных традиций, запускающие механизм по самосохранению, воспроизводству и реконструкции этнической культуры, и восстанавливающие историческую память народа. Возникает необходимость пристального внимания к проблемам затрагивающие изучение традиционной культуры, мудрости и духовной силы, которая храниться в памяти древнего зодчества, предметах быта, традиционных обрядах и праздниках.
Для того чтобы сегодня успешно решались вопросы межкультурного взаимодействия, а вместе с этим и возрождение, развитие, сохранение соци-
* Студент.
ально-культурных традиций, необходимы глубокие научные исследования, систематизация, анализ и интерпретация полученных эмпирических данных, обобщение теоретических положений, формулирование рекомендаций по развитию и сохранению социально--культурных традиций в условиях современных миграционных процессов [1, с. 242].
Культурная традиция - это форма сохранения духовного наследия, способ канонизации определенных форм жизнедеятельности общества [2, с. 63]. Традиции можно считать своего рода механизмом, сохраняющим стабильность, объединяя жизненный и культурный опыт и трансформируя его в условиях изменения пространственно--временных связей.
Культурные традиции во всем своем многообразии дают возможность для огромного творческого потенциала: позволяют сочетать в себе лучшие образцы традиционного и новаций, национального и общечеловеческого. Гуманитарные науки предлагают множество направлений традиционной культуры, отражающей все многообразие форм жизнедеятельности человека. В связи с этим, возникает необходимость выдвижение традиционной народной культуры в ряд ведущих дисциплин культурно-образовательного пространства современного молодого человека.
На сегодняшний день проблема возвращения былого значения культурным традициям казачества привлекает пристальное внимание, это связано с восстановлением этнокультурных особенностей и с возрождением роли традиций казачества в жизни общества в регионах, которые связаны с современным расселением казачьих обществ.
Казачество - в большинстве своём православный народ, являющийся исторически сложившейся общностью граждан России, имеющих определённые традиции по хозяйственному укладу жизни, самобытной культуре и особенным взаимоотношениям с государством [3, с. 69].
Казачество является особой этносоциокультурной системой, сочетавшей в себе этнические, культурно-исторические, социально-эстетические элементы. Специфические черты этноса формируются исторически в связи с процессом приспособления социокультурного сообщества к условиям существования, и образования строго выстроенных связей при межкультурном взаимодействии. Подобные черты передаются от поколения к поколению через созданные традиции. Становление специфических культурных особенностей казаков проходило под влиянием традиций, оказавших большое значение в формировании и сохранении духовных ценностей, а также для укоренения идентификационных основ казачества [4, с. 260]. Являясь отражением жизни, традиции становятся главным способом жизнедеятельности субэтноса. В качестве особенностей культурных традиций казачества можно выделить:
а) связь фольклора и зодчества восточнославянского населения России и Украины, а также отражение архаичных элементов культуры старообрядцев;
б) проявления синтеза традиций и инноваций индустриальной культуры;
в) пропаганда патриархально-бытовой уклада жизни.
Сегодня, когда одним из направлений процесса реформирования является проблема реставрации давних праздничных традиций в контексте региональной культуры, изучение, разработка и проведение традиционных праздников и мероприятий имеет большую практическую значимость, прежде всего в сфере культурно-досуговой жизни.
Сургут, ныне известный как город нефтяников, в течении по крайней мере двух столетий с момента основания был прежде всего и главным образом городом казаков: именно они в это время составляли основную массу его населения. Проследив историю города с момента основания до конца XVIII в., можно с твердой уверенностью сказать, что историческое развитие Сургута тесно связано и переплетено с именами первых его строителей и основателей - казаков. Именно они на протяжении более чем двух веков играли определяющую роль в развитии города, как в культурном, так и торгово-экономическом плане.
В последние годы мы наблюдаем процесс возрождения сургутского казачества, история которого уходит в глубь веков. Современные сургутские казаки стремятся к приобретению особого социального статуса, возрождению былых культурных традиций. Учитывая, что отличительной особенностью современного реформирования страны стало возрождение национального духа, воспитание патриотизма, любви к родной земле, семье и традициям, наиболее актуальными становятся мероприятия направленные на возвращение духовных ценностей через работу с молодежью.
На основе полученных данных мы разработали социально значимый проект «Казачонок», ориентированный на школьников 2-11классов, направленный на возрождение и развитие лучших традиций российского казачества, а так же на воспитание патриотизма и национального духа.
Реализация проекта проходила на базе Военно-патриотического клуба «Юное казачество Сургута». Программа клуба модифицированная, составлена на основе учебного пособия «История казачества России», подготовленного преподавателями исторического факультета Ростовского государственного университета и изданного Министерством РФ по делам национальностей под редакцией доктора исторических наук, профессора А.В. Венко-ва. В формировании структуры программы было использовано также пособие под редакцией Б.А. Алмазова «Казаки» и другая научная и учебно-методическая литература.
Целевые установки работы клуба:
- воспитание чувства патриотизма, верности традициям российского казачества, любви к Отечеству, готовности к служению Отечеству и его защите;
- изучение истории и культуры Отечества, родного края;
- передача и развитие лучших традиций российского воинства;
- физическое развитие молодежи; пропаганда здорового образа жизни.
Основные задачи:
- изучение истории казачества, быта и обычаев казаков;
- изучение основ военного дела;
- развитие физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости;
- формирование морально-волевых, духовно-нравственных качеств в лучших традициях Российского казачества.
Практические занятия:
- история казачества;
- строевая подготовка;
- огневая подготовка;
- прикладная физическая подготовка.
Целевой аудиторией проекта стали кадеты казачьего корпуса в возрасте от 7 до 16 лет (всего 25 человек). Для определения предпочтений в форме проведения мероприятий, отношения к корпусу, казачеству, было проведено анкетирование среди обучающихся 2-8 классов. После обработки анкет, были сделаны следующие выводы:
1. Большинству кадетов нравятся спортивные мероприятия (60 % опрошенных), на втором месте творческие (20 % опрашиваемых), 10 % -исторические викторины, 10 % - занятия в воскресной школе.
2. Большинство учащихся в качестве дополнительных мероприятий выбрали спортивные игры, эстафеты и рукопашный бой.
3. На вопрос давно ли вы посещаете казачий корпус, 64 % ответили «больше двух лет», 26 % - посещают корпус год, 10 % - несколько месяцев.
4. Большинство обучающихся хотели бы, больше узнать о казаках и их традициях (95 % опрашиваемых), все равно 5 %, нет 0 %.
По результатам проведенного анкетирования, можно сделать вывод, что кадеты предпочитают активные, подвижные игры, хотя и от новых знаний о традициях казачества не отказываются. Творческие занятия в корпусе проводились редко, поэтому дети не знали, что ответить на вопрос о проведении кружков, мастер-классов по прикладному искусству.
Для достижения поставленных целей проекта «Казачек» мы разработали программу мероприятий, которая удовлетворит предпочтения детей о спортивных соревнованиях, позволит раскрыть их творческий потенциал и узнать им много нового об истории казачества.
В рамках проекта было проведено ряд мероприятий: мастер-класс «Особенности казачьего костюма», служба в Храме Преображения Господня на праздник «Прощенное воскресенье», конкурс рисунков приуроченного к 23 февраля «Красная звездочка», выступление на празднике 23 февраля в 18 шко-
ле «Защитники ЗЕМЛИ РУССКОЙ», выступление в социальном центре «Сыновья», спортивные игр «Веселые старты», военно-спортивная эстафета и т.д.
Реализацию проекта социально-культурной деятельности по сохранению и распространению традиций казачества можно считать успешным:
- изучили и проанализировали проблему малой информированности населения о традициях и социально-культурной деятельности казачества;
- учли исторические и иные традиции при разработке и реализации проекта «Казачонок»;
- привлекли к проблемам казачества разновозрастные группы населения;
- провели и проанализировали результаты анкетирования юного казачества на тему «Казачество и традиции»;
- организовали встречу для участия казачьего корпуса в спортивных мероприятиях на базе «Сибирского легиона»;
- поддержали опыт казачества в организации общественно полезных инициатив, направленных на поддержание людей попавших в сложные ситуации, ветеранов, матерей погибших при военных действиях.
Список литературы:
1. Белошапка Р.А. К вопросу о межкультурном взаимодействии мигрирующего населения на территории Югры / Р.А. Белошапка // Европейский журнал социальных наук. - 2011. - № 11 (14). - С. 242-250.
2. Волошина Л.А. О проблеме традиции / Л.А. Волошина // Вопросы культурологии. - 2013. - № 3 (март) - С. 62-65.
3. Дзюбан В.В. Особенности казачества как субкультуры / В.В. Дзюбан // Вопросы культурологии. - 2012. - № 12 (декабрь) - С. 67-70.
4. Киселев С.А. Исторические этапы развития вольных казачьих войск / С. А. Киселев // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 2, ч. 2 - С. 258-261.
ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ МЕДИАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЕОЛОГИИ
© Рачкова О.С.*
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств,
г. Санкт-Петербург
В статье рассматривается термины «медиация» и «медиатор», их эволюция в истории музеологии, осмысление сущности медиации и той
* Магистрант кафедры Музеологии и культурного наследия. Научный руководитель: Мухин А.С., доцент кафедры Музеологии и культурного наследия, кандидат философских наук.