Научная статья на тему 'Особенности культурной и художественной жизни Западной Сибири второй половины XIX века'

Особенности культурной и художественной жизни Западной Сибири второй половины XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2309
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / ОБЛАСТНИЧЕСТВО / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ / CULTURE OF WESTERN SIBERIA / REGIONALISM / ACCULTURATION / ADMINISTRATIVE AND CULTURAL CENTERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бакулина Наталья Анатольевна

Статья посвящена культурным преобразованиям в Западной Сибири второй половины XIX века, повлекшим рост областнического движения, приток квалифицированных специалистов из Центральной России, развитие научно-просветительской и художественно-выставочной деятельности представителей городской интеллектуальной элиты, формирование административно-культурных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and artistic life in Western Siberia in the second half of XIX century

The paper is devoted to cultural reformations in Western Siberia in the second half of XIX century, which were followed by the rise of "regionalism" movement, arrival of qualified professionals from Central Russia, progress in scientific and education mediums as well as exhibition activities of city intellectual elite, establishment of new administrative and cultural centers.

Текст научной работы на тему «Особенности культурной и художественной жизни Западной Сибири второй половины XIX века»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 930.85(571.1)

Н.А.Бакулина

Тобольск, Россия

N.A.Bakulina

Tobolsk, Russia

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

CULTURAL AND ARTISTIC LIFE IN WESTERN SIBERIA IN THE SECOND HALF OF XIX CENTURY

Аннотация. Статья посвящена культурным преобразованиям в Западной Сибири второй половины XIX века, повлекшим рост

областнического движения, приток

квалифицированных специалистов из Центральной России, развитие научно-просветительской и художественно-выставочной деятельности

представителей городской интеллектуальной элиты, Кормнршанислоадм ишулиративно-аузднурныХибирн:-фронстничество; инкультурация; административнокультурные центры._________________________________

Abstract. The paper is devoted to cultural reformations in Western Siberia in the second half of XIX century, which were followed by the rise of “regionalism” movement, arrival of qualified professionals from Central Russia, progress in scientific and education mediums as well as exhibition activities of city intellectual elite, establishment of new administrative and cultural centers.

Key words: Culture of Western Siberia; regionalism; acculturation; administrative and cultural centers.

About the author: Natalia Anatolievna Bakulina, Senior Lecturer of the Faculty of Fine and Performing Arts.

Сведения об авторе: Бакулина Наталья Анатольевна, старший преподаватель художественно-графического факультета.

Место работы: Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева.

Контактная информация: 626150, г. Тобольск, ул. Знаменского, д. 56; тел. (3456)251588. E-mail: marmih77@mail.ru

Place of employment: Tobolsk State Social and Pedagogical Academy named after D.I. Mendeleev.______

Культурные трансформации западносибирских городов определялись изменением социально-экономических условий развития, которые были характерны для всей страны в пореформенный период, усилением социокультурных связей с Европейской Россией. Однако, несмотря на то, что в целом культурные изменения происходили в русле, общем для российской культуры, необходимо отметить и ряд особенностей.

Художественная культура Западной Сибири, по утверждениям исследователей РИ.Боро-виковой, М.Н.Софроновой и других, — образование достаточно молодое [2. С. 137; 16. С. 3], так как собственно культурное освоение региона началось только в XIX в. Необходимо признать, что отдаленность от крупных культурных центров, тяжелые условия жизни тормозили поступательное развитие изобразительного искусства. В силу специфики развития региона художественная жизнь носила односторонний и замкнутый характер. Это придавало искусству провинциальный характер и приводило к репродуцированию западноевропейских и русских художественных традиций и стилей [16. С. 5]. В процессе своего становления художественная культура Западной Сибири ассимилировала влияния как восточных, так и западных цивилизаций. Западные новации в области технологий, художественного языка и форм творческого самовыражения играли роль своеобразного культурного двигателя. Что же касается восточного влияния, то эти черты проявились на глубинном уровне: замедленные темпы развития, стабильность тематики, консерватизм стилистических приемов.

Большое влияние на развитие художественной жизни и формирование определенной культурной среды западносибирских городов оказало переселение — постоянный и растущий поток мигрантов из европейской части России [13. С. 91]. Сложный этнический состав населения определил такую черту культурного развития, как постоянное обращение к специфически региональным сибирским темам. Помимо этого, взаимодействие различных культур обеспечивало не только обмен в области художественных традиций, быта, но и порождало создание новых художественных форм, способов художественной обработки материала.

Исследователи отмечают еще одну особенность — частая смена лидеров в центрах, а порой и полное их отсутствие приводили к кратковременности многих проявлений культурной жизни [2. С. 138]. В то же время именно транзитный характер региональной культуры, отсутствие привязанности к определенному месту давали новые импульсы для творческого развития и обеспечивали обмен идеями.

Структура художественной культуры западносибирского региона представляла собой систему с элементами разной степени организованности и интенсивности развития. В этом смысле имеются в виду культурно-административные центры — крупные города с историческим прошлым и оформившимися культурными традициями — Томск, Омск, Тобольск, Барнаул. В них существовал довольно обширный слой богатого купечества либо зажиточной интеллигенции, ориентирующихся на приобщение к общероссийским традициям, коллекционирование произведений русского и западноевропейского искусства и активно влияющих на весь процесс культурного строительства.

Во второй половине XIX в. развитие изобразительного искусства в Западной Сибири происходило за счет кустарного художественного производства, творческого опыта ссыльных декабристов, носившего эпизодический характер, изобразительной деятельности преподавателей графических искусств учебных заведений, которые писали копии с картин известных художников, выполняли частные заказы, заказы государственных учреждений (писание икон, портретов членов правящей семьи, знаменитых людей города и России).

Среди художественных промыслов наиболее развиты были иконописное мастерство, косторезный промысел, изготовление и декоративная отделка предметов быта. В середине XIX в. на месте закрывшегося Сузунского медеплавильного завода на Алтае возник иконописный промысел, в котором соединились традиции «древлего благочестия» и народного искусства. На творчество старообрядческих мастеров оказали влияние иконы суздальского письма, привозимые купцами и «офенями-боготаскателями». «Буйи писари создавали поистине шедевры примитива» [9. С. 27]. Так, широко было известно имя некоего Е.Маркова, в конце XIX в. писавшего иконы и делавшего церковную утварь и оклады. Также известны иконописные мастерские городов Томска, Ишима, Тюмени.

Одним из наиболее значимых и своеобразных был тобольский косторезный промысел. Тоболяки были знакомы с образцами высокохудожественной резьбы по кости еще с XVII в. Установив торговую связь с Китаем, Бухарой, Западной Европой, Тобольск в то же время поддерживал торговые отношения с пятьюдесятью городами России. В числе ввозимых товаров значились изделия из кости [3. С. 14]. Однако незначительный объем импорта был, по всей видимости, обусловлен наличием собственного художественного производства. Вначале резьбой по мамонтовой кости занимались, в основном, ссыльные поляки, но вскоре освоили это искусство и местные мастера. Занимались изготовлением брошей, заколок, табакерок, пресс-папье и пр. Известны имена И.Пляпоса, А.Ковальского, Кепельмана, Малютина, Пальянова, братьев Невских, И.Е.Овешкова, П.ГТерентьева и других. Резьбой по кости занимался также М.С.Знаменский — воспитанник декабристов, график, писатель и краевед. Практикуя сам, он обучал талантливых мастеров, выполнял для них эскизы [18. С. 16].

Открытие в 1870 г. в Тобольске краеведческого музея способствовало развитию промысла. В 1872 г. стараниями И.Е.Овешкова (члена «Общества по изучению местного края», почетного члена-учредителя Тобольского Губернского музея) была организована мастерская резьбы по кости на любительских началах «из любви к искусству». Изделия приобрели популярность, и было решено создать товарное производство. Открывшаяся в 1874 г. «Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости» принимала участие в различных смотрах и выставках — в Екатеринбурге, Кургане, Казани, Нижнем Новгороде, где заслужила похвальные отзывы и награды, приобрела известность, увеличив тем самым торговый оборот [12. С. 57].

Среди художественных ремесел Тюменского округа самым распространенным было ков -ровое производство. Коврами торговали на всех многочисленных ярмарках Тобольской губернии, кроме этого их вывозили в Центральную Россию, Восточную Сибирь, в Москву, Петербург, Варшаву. В 1882 г. на Всероссийской промышленной и художественной выставке экспонировалось четыре сибирских ковра, из которых три за качество изготовления и изящный рисунок получили бронзовые медали [7. С. 38]. Производство ковров неуклонно увеличивалось:

так, в 1864 г. ковров было изготовлено двадцать тысяч штук, а в 1896 г. — уже восемьдесят тысяч [20. С. 114]. Центром производства было село Каменское, хотя, по статистическим данным, ковроткачеством занимались более чем в пятидесяти селениях Тюменского уезда.

Всемирную известность приобрели изделия Колыванского камнерезного завода, на котором обрабатывались камни с трех крупнейших алтайских месторождений поделочных камней — Коргонского, Ревневского и Белорецкого. Практически вся продукция завода поставлялась Кабинету Императорского двора.

В середине XIX в. Сибирь не имела собственных кадров в области искусства, и художественное освоение ее пришлось в основном на долю художников, прибывавших из Центральной России [19. С. 12]. Утверждение В.П. Токарева, по нашему мнению, верно лишь отчасти, так как, согласно исследованиям М.С.Софроновой, в Западной Сибири профессиональные иконописцы были уже с XVII в. [16. С. 5]. Это положение справедливо лишь в том смысле, если под художественными кадрами понимаются люди, получившие специальное светское художественное образование.

Творчество добровольно приехавших в Сибирь художников, а также ссыльных декабристов, среди которых было немало талантливых любителей изобразительного искусства, на протяжении XIX в. осуществлялось под сильнейшим влиянием русской академической художественной традиции. Зарождение профессионального изобразительного искусства в Сибири XIX в. было связано с общим процессом развития русского искусства и художественной культуры. Однако специфические исторические, общественно-политические, социально-экономические и культурные особенности определили односторонность развития изобразительного искусства. На протяжении почти всего столетия в Западной Сибири господствовали лишь пейзаж и портрет.

Происходившие в конце XIX в. урбанизационные процессы повлекли за собой изменения в социокультурном облике сибирских городов, рост культурных потребностей горожан. Наиболее восприимчивым к новым веяниям оказался Томск.

Первым профессиональным художником, который оставил в культурной жизни Томска заметный след, был приехавший в 1851 году в Томск Павел Михайлович Кошаров (1824— 1902 гг.). Ученик К.П.Брюллова и М.Н.Воробьева, он некоторое время работал в Крыму, где испытал влияние И.К.Айвазовского. Основное место в его творчестве заняли виды Алтая, Тянь-Шаня, Томска с его окрестностями, Иссык-Куля, Восточной Сибири.

В Томске художник прожил более пятидесяти лет, из них около сорока пяти лет он учительствовал в Томской мужской гимназии. Все свободное время посвящал рисованию и живописи. Из наработанного материала он устраивал выставки, первые не только в Томске, но и во всей Сибири. Первая такая экспозиция была организована Кошаровым в 1860 году.

В конце 1970-х гг. в Томске появился еще один профессиональный художник — Александр Эдуардович Мако, ставший преподавателем рисования в женской гимназии (окончил Мюнхенскую Академию художеств). По отзывам современников, это был «преданный интересам искусства человек; он, подобно П.М.Кошарову, был проводником искусства в массы» [1. С. 339]. Некоторые из его учеников впоследствии стали известными художниками: В.Оржешко, окончив затем Академию художеств, стал архитектором, а С.Голубин был одним из любимых учеников И.Е.Репина. Практически все томские художники, так или иначе, становились наставниками молодежи. Они явились создателями той культурной среды, в которой начало развиваться искусство.

Подъем общественного движения в России в середине XIX в. вызвал активность сибирских землячеств, в которых обсуждались социальные проблемы, пути развития страны и Сибири, роль искусства в этом процессе. Задачи преобразования и развития региона, по мнению областников, могли быть решены усилиями местной интеллигенции, а посему важнейшей задачей провозглашалось всяческое и всемерное содействие образованию и просвещению в Сибири. Под интеллигенцией понимался весь культурный слой общества — его наиболее образованная и мыслящая часть, состоящая из различных социальных слоев населения [11. С. 147—152].

Идеи общественного переустройства сказались на становлении и развитии изобразительного искусства сибирских городов. Оживление просветительской деятельности во второй половине XIX в., усиление демократических тенденций, сказавшееся в обращении художников

к жизни простого народа, были теми процессами, которые обусловили дальнейший подъем русского изобразительного искусства на рубеже XIX—XX вв. и определили дальнейшие пути его развития. Организация Томского университета, ставшего «рассадником просвещения» в Западной Сибири, сосредоточение научных сил, создание прогрессивных обществ, в том числе отдела Географического общества, открытие книгоиздательства — все это усилило тяготение передовых сил к Томску.

В XIX в. в Томске было организовано всего две выставки: П.Кошарова (1860) и А.Мако (1887 г.). На рубеже XIX—XX вв. открылась третья выставка. Тринадцать местных коллекционеров и художников, обладателей картин, соединили свои собрания и выставили их на обозрение в зале думы мещанского общества. Вся выручка была направлена в помощь голодающей Бессарабии. В конце 1900 г. в городе была устроена еще одна выставка: были выставлены печатные подделки под масляную живопись, распределенные по залам сюжетными сериями. Тут же демонстрировались «чудеса техники» — граммофон и стереоскоп [10. С. 27].

Неоднократно в городе устраивались выставки дамских рукоделий. Японцы привозили лаковые коробки, веера, вышивки шелками. Французы организовали творческую поездку по Сибири, демонстрируя живописные произведения. Но, по отзывам современников, экспозиция не давала полного представления о французском искусстве, разнообразии техник и направлений современной школы живописи. Однако горожане могли получить представление об образцах «реальной школы», технике, отличающейся законченностью, детальностью отделки и гладким письмом [10. С. 31]. Дальнейшее развитие художественной жизни в Томске тесно связано с деятельностью томского общества любителей художеств.

Наиболее значительными фигурами в художественной жизни Тобольска и Тюмени представляются М.Знаменский и И.Калганов — оба талантливые живописцы, блестящие рисовальщики, авторы «едких», острых карикатур «на местные злобы дня».

В Омске определенную роль в создании базы для развития художественной культуры сыграли преподаватели Сибирского кадетского корпуса. С 1826 г. рисование было введено как обязательный учебный предмет. Именно с этого времени в Омск из Санкт-Петербурга регулярно присылались учителя рисования. Это способствовало не только улучшению процесса обучения в этом учреждении, но и влияло на формирование культурной среды Омска, так как приезжие художники привносили свежие идеи, новое видение искусства.

Дальнейшее развитие художественной жизни связано с историей самого города, который стал сначала гражданским городом, затем областным центром. Кроме того, в данный период (1894 г.) велось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Все эти факторы явились мощным толчком как экономического, так и культурного развития. В Омск привлекались квалифицированные кадры из Центральной России, увеличилось число широко образованных людей, достаточно обеспеченных, увлекавшихся искусством и занимавшихся благотворительностью. При их содействии в городе создавались различные общества, где обсуждались вопросы искусства и художественного образования, проведения выставок и создания музея.

Первым учреждением, объединившим образованных людей Омска, заинтересованных в культурном росте города, явился Западно-Сибирский Отдел Императорского Русского географического общества (ЗСОИРГО), созданный в 1877 г. В первое время большую часть его членов составляло омское офицерство и, прежде всего, военные топографы, среди которых выделим Н.А.Крекова, который, помимо службы, общественной деятельности, занимался живописью — исполнял заказные портреты. Действительным членом Географического общества был преподаватель графических искусств кадетского корпуса А.П.Куртуков [6; 9].

Одним из замечательных явлений последней трети XIX в. в Сибири, по мнению исследователя сибирской культуры О.Н.Шелегиной, стало возникновение музеев и превращение их в своеобразные культурные центры. Их появление было обусловлено экономическими, общественно-политическими и культурными потребностями региона. Они стали весьма значимыми для социокультурной адаптации населения. Заметим, что идея создания локальных местных музеев была популярна в то время повсеместно, как в Европе, так и в России. Примечательно, что в Сибири, в отличие от других регионов, она нашла наиболее полное и реальное воплощение.

Функционировавшие ранее малочисленные научные общества, используя свою экспедиционную деятельность, не могли справиться с задачей комплексного изучения Сибири.

Именно местные музеи стали не только хранилищем собранного материала, но и средством научной обработки и систематизации этого материала. Это, с одной стоны, способствовало распространению знаний о крае, а с другой — привлекало к сбору информации любителей из различных слоев общества [21. С. 96—97]. Так, к концу XIX в. в Сибири возникло восемнадцать музеев [17. С. 15], которые, безусловно, сыграли огромную роль в деле художественного образования и эстетического воспитания населения.

В Западной Сибири начало художественному отделу в краеведческом музее было положено в Тобольске в 1896 г. Прослеживаются два основных пути создания сибирских музеев — при местных городских самоуправлениях и при научных организациях — Отделах Русского географического общества, статистических комитетах, любительских исследовательских обществах, учебных заведениях. Так, при городском самоуправлении был создан музей ЗСОИРГО в Омске; при статкомитетах — Тобольский и Семипалатинский; при любительских обществах и учебных заведениях — Барнаульский, Тюменский музеи, а также музей Томского университета [21. С. 97].

Своеобразным показателем признания сибирских музеев стало их участие в различных выставках. Результаты такого участия доказывали, сколь плодотворно реализовывалась идея организации местных музеев, активно пропагандировавшаяся в 70-х гг. XIX в.

Возрастание общественного интереса к искусству вылилось в возникновение в Сибири первых художественных коллекций. Частная галерея В.П.Сукачева в Иркутске, собранная в конце XIX в., легла в основу фондов организованного в 1920 г. Иркутского художественного музея. Коллекции С.Цибульского, И.Асташова в Томске составили после революции 1917 г. основу художественного отдела Томского краеведческого музея. Сибирские коллекции обычно представляли собой собрание древнерусской и сибирской иконописи, парсун, портретов, исторических картин. Произведения сибирского изобразительного искусства в основе своей всегда были реалистическими, с краеведческим уклоном [14. С. 11].

В Барнауле, центре горнозаводской промышленности, еще в начале XIX в. по инициативе П К.Фролова, начальника Колывано-Воскресенских заводов (инженера, изобретателя, прогрессивного общественного деятеля) была открыта первая общедоступная библиотека, созданы театр, хор и картинная галерея.

Развитие городов, прежде всего, главных административных и хозяйственных центров края — Тобольска, Барнаула, Омска, Томска способствовало более динамичному развитию региона. Роль своеобразного культурного двигателя отводилась представителям местной интеллигенции. От их заинтересованности, энтузиазма, душевного склада зависело возникновение, укрепление и процветание в том или ином городе очагов культуры. «Просвещение разума» рассматривалось как кратчайший путь к достижению «истинного благополучия» [15. С. 92]. В первую очередь, необходимо отметить деятельность сибирских просветителей, активных общественных деятелей, исследователей Сибири: Г.Н.Потанина, Н.М.Ядринцева, И.Я.Словцова.

Тенденцией XIX в. стала заинтересованность в вопросах культуры состоятельных людей, которые не только способствовали осуществлению планов культурного развития региона, но и сами вели активную общественную деятельность. Так, весной 1880 г. была переправлена в Томский университет библиотека Г А. Строганова, которая официально поступила в распоряжение Министерства народного просвещения. Солидно представлена в упомянутом собрании коллекция изобразительных материалов — иллюстрированные издания, художественные альбомы, гравюры и оригинальные работы [8. С. 111].

Немалый вклад в развитие культуры Сибири внес П.И.Подаруев — купец-золотопромышленник, на средства которого было сооружено здание Александровского реального училища в Тюмени (одного из красивейших архитектурных сооружений того времени). Купец первой гильдии, меценат И.П.Колокольников также содействовал развитию образования и культуры. По его заказам и на его средства были перестроены и облагорожены некоторые здания Тюмени.

С именем Н.М.Чукмалдина (купца-миллионера) связано открытие Народного дома, бесплатной библиотеки, для которой он приобретал уникальные исторические экспонаты, например, «Апостола» Ивана Федорова 1597 г. и «Острожскую библию». Он сыграл достаточно серьезную роль в организации краеведческого музея, купив у Словцова многочисленные материалы по археологии и краеведению и передав их в дар городу. В своей родной деревне Кула-ково Чукмалдин построил народную школу, где бесплатно обучались дети из крестьянских семей, посадил сад и выстроил пятиглавую церковь.

Неоценимый вклад внес в развитие региональной культуры, образования и здравоохранения А. И. Текутьев. На собственные средства купец построил городской театр, в котором давались представления, устраивались концерты, танцевальные вечера и маскарады. Благодаря его стараниям облик города был значительно облагорожен целым рядом замечательных особняков. Позже, в начале XX в. он был одним из главных меценатов «Общества художников и любителей изящных искусств Степного края» (ОХЛИИСК) [5. С. 34, 60, 62, 66, 69, 82].

Видным деятелем народного просвещения в Сибири, основателем первой в Томске публичной библиотеки, первого в Сибири книжного магазина, одним из инициаторов создания первого в Сибири университета был предприниматель и общественный деятель П.И.Маку-шин. В организованной им независимой газете «Сибирская жизнь», среди прочих материалов, освещались различные вопросы художественной жизни: обзоры художественных выставок, дискуссии о необходимости создания системы художественного образования и т.п. Одним из его замечательных проектов, которому, правда, не суждено было осуществиться, было создание «Дома искусств» — «для помещения в нем народной консерватории, классов живописи и ваяния и театральной студии» [4. С. 224—230].

В целом необходимо отметить, что в Западной Сибири художественное творчество и образование развивалось путем, общим для всей русской художественной культуры, однако имелся и ряд особенностей. Так, основную долю художественного производства составляли различные кустарные мастерские. Произведения изобразительного искусства, независимо от стилевой и жанровой принадлежности, имели ярко выраженную национально-региональную окраску. Поступательное развитие искусства происходило, в основном, только в крупных городах за счет приезжих специалистов различной художественной квалификации.

Можно отметить следующие факторы, повлиявшие на развитие художественной культуры в Западной Сибири во второй половине XIX в.: социальный состав населения крупных городов региона; экономические предпосылки для развития художественных производств; наличие определенных изобразительных традиций в ремесленном творчестве; областническое движение; научно-просветительская деятельность представителей городской интеллектуальной элиты; приток квалифицированных специалистов из Центральной России; заинтересованность местных властей в процессе инкультурации региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адрианов А.В. Об искусстве в Томске. Томск, 1912.

2. Боровикова Р.И. Типологические черты художественной культуры Сибири. Новосибирск, 1999.

3. Валов А. А. Тобольская резная кость. Свердловск, 1987.

4. Власть и интеллигенция в сибирской провинции. Новосибирск, 1996.

5. Галкина Е.Г. Поставиша град Тюмень. Тюмень, 2003.

6. Девятьярова И.Г. Художественная жизнь Омска XIX — первой четверти XX века. Омск, 2000.

7. Кидло Л.В. Сибирские ковры. Исторический аспект. Тюмень, 1998.

8. Колосова Г.И. Г.А. Строганов и «кабинет графических искусств» в его библиотеке. Томск, 2001.

9. Красноцветова Л.Г. Иконописное наследие Алтая. Барнаул, 2001.

10. Муратов П. Д. Изобразительное искусство Томска. Новосибирск, 1974.

11. Паршукова Н.П. Н.М.Ядринцев и Г.Н.Потанин о городах Сибири. Барнаул, 2002.

12. Сезева Н.И. Неизвестные страницы художественной жизни Тюмени 1920-х годов. И.И.Овешков (1877—1944) — художник, педагог, общественный деятель // Сборник научных трудов Тюменского Музея изобразительных искусств / Ред.-сост. В. А. Субботина. Тюмень, 2002.

13. Скубневский В. А. Мигранты из Центрально-Черноземного района в составе городского населения Западной Сибири (по данным переписи 1897 г.). Барнаул, 2005.

14. Снитко Л.И. Первые художники Алтая. Л., 1983.

15. Соболевская Т.Н. Истоки просветительских традиций сибирского книгопечатания и современность. Кемерово, 1990.

16. Софронова М. С. Становление и развитие живописи в Западной Сибири в XVII — начале XIX века. Барнаул, 2004.

17. Спирина И.В. История создания музея изобразительных искусств в Омске (1870-е — 1930-е годы). Омск, 2004.

18. Сухорукова Н.В. Тобольская резная кость. М., 1996.

19. Токарев В.П. Художники Сибири XIX в. Новосибирск, 1993.

20. Шайхтдинова Н.Н. Из истории ковроткачества в Тобольской губернии. Красноярск, 1991.

21. Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.