Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ У ЛИЦ С ПЕРВЫМ ПСИХОТИЧЕСКИМ ЭПИЗОДОМ'

ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ У ЛИЦ С ПЕРВЫМ ПСИХОТИЧЕСКИМ ЭПИЗОДОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / ПСИХОЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ У ЛИЦ С ПЕРВЫМ ПСИХОТИЧЕСКИМ ЭПИЗОДОМ»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

Для потребителей ПАВ наиболее значимым является страх забвения, т.е. страх того, что уход человека будет воспринят безразлично, в то время как для лиц, не имеющих опыта употребления ПАВ, наиболее значимым является страх того, что собственная смерть будет болезненно воспринята близкими людьми, а семья всё ещё будет нуждаться в человеке.

Выводы: страх собственной смерти имеет разную структуру у потребителей ПАВ и лиц, не имеющих опыта употребления ПАВ. У потребителей ПАВ на первый план выходит страх забвения. В качестве способа совладания с данным страхом выступает положительное представление о смерти (смерть, как освобождение от физической или психологической боли; следующая за смертью, счастливая "послежизнь"). У лиц, не имеющих опыта употребления ПАВ, на первый план выходит страх последствий собственной смерти для близких, т.е. боязнь того, что эмоции, переживаемые близкими, будут носить болезненный характер. В качестве способа со-владания с данным страхом выступает избегание темы смерти, в частности, избегание мыслей и разговоров на эту тему. Литература

1. Баканова А.А., Горьковая И.А. Психология страха смерти: теория и практика. Монография. Издательство РГПУ им. А.И.Герцена. 2014.

2. Бутаков И.Н. Ценностные ориентации наркозависимых лиц на разных стадиях заболевания. Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области № 2 (13) Т. 3. 2016.

особенности кризиса идентичности у лиц с первым психотическим эпизодом

Круткова А. И.

Научный руководитель: к. пс.н., старший преподаватель Тагильцева Алла Викторовна Кафедра клинической психологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Круткова Александра Игоревна — студент 6 курса факультета клинической психологии. E-mail: specialforyou5@gmail.com

Ключевые слова: кризис идентичности; психоз.

Актуальность: результаты работы могут способствовать разработке новых мер помощи, поддержке лиц с психическим расстройством, предотвращению самостигматизации, оказанию специализированной помощи.

Цель исследования: изучить особенности кризиса идентичности у лиц с первым психотическим эпизодом.

Методы исследования: авторская анкета Тагильцевой А.В., Крутковой А.И.; тест «Личностная и социальная идентичность» В. Урбановича;методика изучения личностной идентичности, Л.Б. Шнейдера; методика «Психологическая диагностика отношения к болезни», Л.И. Вассер-мана, Б.В. Иовлева, Э.Б. Карповой, А.Я. Вукс; опросник «Самоотношение», В.В. Столина, С.Р. Пантилеева; опросник «Шкала базисных убеждений», Р. Янов-Бульман в адаптации М.А. Падуна, А.В. Котельниковой; методика «Смысложизненные ориентации» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева; методика «Семантический дифференциал времени», Л.И. Вассермана с соавторами; опросник «Терминальные ценности», И.Г. Сенина.

Результаты: исследованием было установлено, что лица с первым психотическим эпизодом ориентируются на поддержку извне[1, 2], на возможность общаться с близкими, способность видеть в себе сильные стороны, что говорит о положительном взгляде на будущее. Лица со стажем заболевания более ограничены в ресурсах, социально отчуждены, описывают ухудшением трудоспособности в профессиональной деятельности и ухудшение отношений с друзьями.

Выводы: для лиц с первым психотическим эпизодом в построении идентичности важную роль играют внешние ресурсы в виде поддержания отношений с окружающими людьми, тогда как для лиц с диагнозом «шизофрения, параноидная форма» со стажем заболевания от двух до пяти лет, поддержание социальных связей имеет относительно меньшее значение в построении идентичности. Для лиц со стажем заболевания большее значение приобретает сохранение

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 381

автономности, поддержание и укрепление здоровья, приобретение профессионального статуса и материального благополучия, которые являются потенциальными источниками самоутверждения, реализации собственных возможностей. Литература

1. Беляева O.B. Динамика личностной идентичности в подростковом возрасте.-Автореф.дисс. канд. психол. наук. — М., 2001.

2. Дмитриева Н. В., Самойлик Н. А. Кризис идентичности: феноменология переживания: монография; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. — 233 с.

ВЛИЯНИЕ личностной и РЕАКТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Кудабаева А. Ю.

Научный руководитель: старший преподаватель Бехтерева Анжелика Владимировна Кафедра педагогики и психологии

Башкирский государственный медицинский университет

Контактная информация: Кудабаева Айгуль Юлаевна, студентка 4 курса лечебного факультета. E-mail: Kudabaevaaygul@mail.ru

Ключевые слова: личностная тревожность, реактивная тревожность, качество жизни.

Актуальность: на качество жизни влияет отношение человека к проблемам, приспособление к непрекращающимся переменам, вызывающие тревогу.

Цель: изучить личностную и реактивную тревожность и их влияние на качество жизни студентов.

Материалы и методы: исследования: теоретический анализ научной и научно-учебной литературы, тест Спилбергера на тревожность, шкала оценки качества жизни Н. Е. Водопьяно-вой[1].

Результаты: изучение личностной и реактивной тревожности и их влияние на качество жизни проводилось на базе БГМУ (Уфа) среди 63 студентов 3-4 курса.

Анализ результатов первого этапа исследования показал, что 25,4% студентов обладают низкой личностной и 22,2% низкой реактивной тревожностью, 61,9% умеренной личностной и 53,9% умеренной реактивной тревожностью, 12,7% высокой личностной и 11,1% высокой реактивной тревожностью. На втором этапе исследования с использованием шкалы оценки качества жизни Н. Е. Водопьяновой было установлено, что индекс качества жизни у 17,5% респондентов высокий, у 66,7% средний, у 15,9% низкий. Сопоставительный анализ по двум методикам показал, что студенты с низким уровнем личностной тревожности обладают высоким индексом качества жизни 15,9% респондентов. Уровень качества жизни: работа 35 баллов из 40у 15,9% студентов, здоровье 36 у 14,3%, личные достижения 36 у 12,7%. Студенты с низким уровнем реактивной тревожности обладают высоким индексом качества жизни 12,7% респондентов. Уровень качества жизни: личные достижения 38 баллов у 12,7% студентов, работа 29 у 11,1%,здоровье 35 у 7,9%. Студенты с умеренным уровнем личностной тревожности обладают средним индексом качества жизни 47,6% респондентов. Уровень качества жизни: личные достижения 21баллов у 39,6% студентов, здоровье 27 у 36,5%, работа 28 у 34,9%. Студенты с умеренным уровнем реактивной тревожности обладают средним индексом качества жизни 41,3% респондентов. Уровень качества жизни: здоровье 24 баллов у 28,6% обучающихся, работа 22 у 22,2%, личные достижения 25 у 20,6%. Студенты с высоким уровнем личностной тревожности имеют низкий индекс качества жизни 11,1% респондентов. Уровень качества жизни: здоровье 27 баллову 11,1% студентов, работа 10 и личные достижения 15у 9,5%. Студенты с высоким уровнем реактивной тревожности имеют низкий индекс качества жизни 7,9% респондентов. Уровень качества жизни: работа 8 баллов у 6,3 % студентов, личные достижения

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.