Научная статья на тему 'Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перехода «школа вуз трудоустройство»'

Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перехода «школа вуз трудоустройство» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
870
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / RЕ-ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION / SOCIALIZATION / GROUP NORMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мороденко Евгения Васильевна

В статье освещается исследование социальной адаптации в трех групп испытуемых, условно разделенных на три возрастных блока: 16-18 лет кризисный этап перехода из состояния школьника; 17-22 года этап перехода из зависимого от других состояния в состояние зависимого от себя; 22-28 лет разрешение кризиса зависимости и адаптация к новому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мороденко Евгения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the characteristics of modern youth's social adaptation in times of crisis transition «school higher school employment»

This article emphasizes the study of social adaptation in three groups of test subjects conventionally divided into three age block groups: 16-18 years the crisis phase of transition from state school children; 17-22 years the period of transition from dependence on other states into the state of itself dependence, 22-28 years the resolution of the dependence crisis and adjustment to new lifestyles.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перехода «школа вуз трудоустройство»»

последствиями ДЦП являются целенаправленные занятия настольным теннисом. Такое направление способствует более эффективному развитию у занимающихся определенных двигательных и личностных качеств, что благотворительно влияет на будущую профессиональную и бытовую деятельность.

Контактная информация: Zmej4433@yandex.ru

УДК 159.9.07

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ ПЕРЕХОДА «ШКОЛА - ВУЗ - ТРУДОУСТРОЙСТВО»

Евгения Васильевна Мороденко, старший преподаватель,

Кузбасский государственный технический университет (КузГТУ),

Кемерово

Аннотация

В статье освещается исследование социальной адаптации в трех групп испытуемых, условно разделенных на три возрастных блока: 16-18 лет - кризисный этап перехода из состояния школьника; 17-22 года - этап перехода из зависимого от других состояния в состояние зависимого от себя; 22-28 лет - разрешение кризиса зависимости и адаптация к новому образу жизни.

Ключевые слова: социальная адаптация, адаптация, социализация личности.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CHARACTERISTICS OF MODERN YOUTH’S SOCIAL ADAPTATION IN TIMES OF CRISIS TRANSITION «SCHOOL - HIGHER

SCHOOL - EMPLOYMENT»

Eugenya Vasiljevna Morodenko, the senior teacher,

The Kuzbass State Technical University,

Kemerovo

Annotation

This article emphasizes the study of social adaptation in three groups of test subjects conventionally divided into three age block groups: 16-18 years - the crisis phase of transition from state school children; 17-22 years - the period of transition from dependence on other states into the state of itself dependence, 22-28 years - the resolution of the dependence crisis and adjustment to new lifestyles.

Keywords: social adaptation, re-adaptation, socialization, group norms.

Актуальность данной работы обусловлена исследованием большой референтной группы, охватывающей молодых людей в возрасте 16-28 лет, в результате которого, мы должны были ответить на вопрос, каковы социально-психологические особенности адаптации современной молодежи [3].

Для проведения исследования группа испытуемых была условно разделена на три возрастных блока: 16-18 лет - кризисный этап перехода из состояния школьника; 17-22 года - этап перехода из зависимого от других состояния в состояние зависимого от себя; 22-28 лет - разрешение кризиса зависимости и адаптация к новому образу жизни [2].

Для диагностики социально-психологической адаптации использовалась методика К. Роджерса - Р. Даймонда, для диагностики уровня личностной тревожности - методика Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина, для диагностики качества межличностных отношений методика ОМО В. Шутца - А. Руковишникова. Как дополнительные были использованы: «Шкала терминальных и инструментальных ценностей» (М. Рокич); тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К. Томас).

При сравнении полученных результатов с результатами статистических норм были выявлены показатели: превышающие норму: адаптивность - 137,6 и 118,9; принятие себя

- 46,9 и 36,9; внутренний контроль - 52,0 и 44,8; имеющие значения ниже нормы: деза-

даптивность - 83,8 и 118,9; непринятие себя - 13,9 и 23,9; непринятие других - 16,2 и 23,9; эмоциональный дискомфорт - 17,2 и 24,5; внешний контроль - 21,0 и 35,9.

Интегральный показатель Адаптация имеет прямую зависимость с параметрами: интернальность (0,844; р<0,01); принятие других (0,750; р<0,01); доминирование (0,779; р<0,01); лживость (0,520; р<0,01); эмоциональный комфорт (0,472; р<0,01). Как видно из полученных результатов, с ростом уровня адаптивности испытуемых повышаются показатели интернальности, лживости, принятия себя, способности к доминированию, эмоционального комфорта. С понижением адаптации эти показатели начинают снижаться.

Интегральный показатель Лживость, соответственно, имеет статистически значимую связь со следующими интегральными показателями: адаптация (0,515; р<0,01); доминирование (0,731; р<0,01); интернальность (0,499; р<0,01).

Интерпретируя результаты, мы можем констатировать следующую корреляционную зависимость - высоко адаптивные испытуемые, имеющие, соответственно, значимо высокие показатели внутреннего контроля и способности к доминированию, склонны к даче ложных, неправдоподобных ответов.

Показания по Т-критерию Стьюдента считались отдельно для каждого уровня тревожности. Все различия оказались достоверными, а Т-критерий был усреднен по всем уровням тревожности (р<0,05; 1=2,86).

Можно отметить характерное сочетание показателей низкого уровня реактивной тревожности (до 30 условных единиц) и высоких показателей личностной тревожности (46 и более условных единиц), что может интерпретироваться как признак наличия внут-риличностного конфликта у 68,5% испытуемых. Невротическая тревога формировалась на основе внутренних противоречий вызванных внешними стрессирующими факторами и слабостью адаптационных механизмов личности.

Показатели личностной и ситуативной тревожности позволили дать следующие результаты: реактивная тревожность - 38 баллов, личностная тревожность - 43 балла (при статистической норме - 31-44). Таким образом, это позволяет сделать вывод о том что, уровень личностной и ситуативной тревожности соответствуют норме.

Проведение корреляционного анализа позволило выявить следующие взаимосвязи: реактивная тревожность имеет статистически значимую прямую (или положительную) корреляцию с такими показателями социально-психологической адаптации, как: ведомость (0,364; р<0,05), внешний контроль (0,498; р<0,01), дезадаптивность (0,448; р<0,01), неприятие себя (0,401; р<0,05), эмоциональный дискомфорт (0,539; р<0,01).

Однако нами была выявлена и обратная (отрицательная) статистически значимая корреляция между реактивной тревожностью и таким показателем социальнопсихологической адаптации как доминирование (0,398; р<0,05). Таким образом, при повышении реактивной тревожности показатели доминирования снижались, а при понижении реактивной тревожности, напротив, способность к доминированию повышалась.

Личностная тревожность связана прямой корреляционной зависимостью со следующими показателями СПА: ведомость (0,561; р<0,01), внешний контроль (0,692; р<0,01), дезадаптивность (0,684; р<0,01), неприятие себя (0,575; р<0,01), неприятие других (0,416; р<0,05), эмоциональный дискомфорт (0,733; р<0,01), эскапизм (0,402; р<0,05); обратной (или отрицательной) значимой взаимосвязи не выявлено.

Показатели тревожности (реактивная и личностная) имеют отрицательную корреляцию со следующими интегральными показателями СПА: адаптация (-0,482; р<0,01 и -

0,691; р<0,01), доминирование (-0,487; р<0,01 и -0,638; р<0,01), интернальность (-0,433; р<0,05 и -0,652; р<0,01), принятие других (-0,388; р<0,05 и -0,493; р<0,01). Плюс - наличие дополнительной статистически значимой обратной взаимосвязи с показателем СПА -эмоциональный комфорт (-0,351; р< 0,05).

При повышении тревожности наблюдалось понижение таких интегральных показателей СПА, как адаптации (т.е., повышение дезадаптации), доминирования (т.е., сни-

жение повышение ведомости), интернальности (т.е., повышение экстернальности), принятия других (т.е., повышение неприятия других). И, наоборот, при низких показателях тревожности наблюдалось повышение вышеуказанных интегральных показателей СПА. Дополнительно, при повышении личностной тревожности снижался показатель эмоционального комфорта (повышался уровень эмоционального дискомфорта), равно как, при понижении личностной тревожности повышается показатель эмоционального комфорта (снижается уровень эмоционального дискомфорта).

Интегральный показатель Адаптация имеет статистически значимую прямую зависимость с такими параметрами, как: доминирование (0,783; p<0,01), интернальность (0,845; p<0,01), лживость (0,516; p<0,01), принятие других (0,745; p<0,01), эмоциональный комфорт (0,469; p<0,01).

Опросник ОМО В. Шутца - А. Руковишникова, основан на основных постулатах трехмерной теории межличностных отношений «включения» (I), «контроля» (С) и «аффекта» (А). В оригинале данный опросник, разработанный В. Шутцем, носит название FIRO-B (Fundamental Interpersonal Relation Orientation), "В" (behaviour) означает уровень, на котором проведено исследование. В исследовании «довузовского» блока мы получили следующие результаты:

- по шкале I: s "Ie - низкое" - индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет продолжать поиск социальных контактов - 22,8% (скорее всего, зависит от временного фактора: подготовительные курсы 8 месяцев, 6 месяцев, 3 месяца и др. краткосрочные программы); s "Ie - низкое" - индивид не чувствует себя комфортно среди людей и будет иметь склонность избегать социальных контактов - 19,9%; s "Iw - высокое" - индивид предпочитает небольшое количество контактов - 57,2%; s "Iw - высокое" - индивид имеет сильную потребность быть принятым в эталонную группу и испытывает потребность в причастности к деятельности группового большинства - 42.1%.

- по шкале С: s "Се - низкое" - индивид берет на себя ответственность, оспаривает лидерство, стремится обрести влияние в коллективе - 12,7%; s "Се - высокое" - индивид избегает самостоятельного принятия решений и взятия ответственности - 54,3%; s "Cw - высокое" - потребность в зависимости, избегает принятия самостоятельных решений - 52.9%.

- по шкале А: s "Aw - низкое" - индивид проявляет осторожность при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения - 24,4%; s "Ае - низкое" - индивид имеет склонность к установлению близких чувственных отношений -23,3%; s "Ае - низкое" - индивид очень осторожен в становлении интимных отношений -18,5%.

Данная группа испытуемых показала низкие индексы эмоционально-контактных отношений, высокие показатели контроля и низкие показатели установления интимных отношений.

Структура терминальных ценностей отражает активную жизненную позицию, стремление к обретению уверенности в себе, желание освободиться из-под влияния других людей и обстоятельств; в системе инструментальных ценностей также прослеживается свойственное лицам с высокой степенью адаптации независимость и положительное восприятие жизни.

Второй блок групп нашего исследования был условно обозначен, как «вузовский». Испытуемые данного блока - юноши и девушки, находящиеся на этапе перехода из родительской семьи к самостоятельной/автономной жизни; возраст испытуемых составил 17-22 года. Исследование было проведено на выборке из студентов 14 российских вузов Сибирского, Уральского, Северо-Западного округов, обучающихся на дневном отделении. В выборке представлено 1003 респондента.

Анализ результатов, полученных во второй возрастной группе (17-22 года) по Шкале самооценки Спилберга-Ханина показал, что: низкой реактивной тревожностью

обладает 211 (21%) студентов; средней реактивной тревожностью обладает 160 (48%) студентов; высокой реактивной тревожностью обладает 300 (30%) студентов; низкой личностной тревожностью обладают 150 (15%) студентов; средней личностной тревожностью обладают 602 (60%) студентов; высокой личностной тревожностью обладает 240 (24%) студентов.

Таким образом, видно, что в «вузовском» блоке наблюдается умеренная (средняя) тревожность, однако, при этом, необходимо учитывать, что треть испытуемых показало высокую реактивную тревожность, а высокую личностную тревожность показали 24% от общей группы.

Результаты исследования Многоуровневого личностного опросника (МЛО-АМ) были взяты нами для оценки адаптационных возможностей личности, относительно социально-психологических (с учетом психофизиологических) характеристик.

Обработав полученные данные, мы можем констатировать следующее:

1. В группу низкой адаптации входит 361 (36%) студентов.

2. В группу удовлетворительной адаптации входит 361 (36%) студентов.

3. В группу высокой и нормальной адаптации входит 271 (27%) студентов.

В процессе анализа данных исследования, была выявлена связь между адаптивными способностями и уровнем тревожности. Полученные данные позволяют говорить о том, что высокий уровень тревожности коррелирует с показателями дезадаптации. Однако, существуют ли значимые показатели связи между адаптивными способностями и уровнем тревожности студентов и могут ли данные показатели дезадаптации быть связаны с уровнем тревожности?

Результаты обработки данных показали, что студенты, получившие согласно тесту МЛО-АМ - группу низкой адаптации, по тесту Спилбергера-Ханина показали низкую реактивную и личностную тревожность. При высоких адаптивных показателях высокий уровень тревожности у испытуемых не наблюдался.

У студентов со средними адаптивными способностями наблюдается в основном средний уровень тревожности, однако высокий и низкий уровень тревожности почти равен в показаниях. Самый большой процент выборки по показателям дезадаптации приходится на сочетание низких адаптивных способностей с высокой степенью тревожности.

Расчет критерия Пирсона X при сопоставлении уровня тревожности между показателями адаптивных способностей с равномерным распределением показал, что распределение уровня тревожности имело значимые отличия от равномерного распределения (высокий уровень тревожности приводит к дезадаптации испытуемых «вузовского» блока).

По методике ОМО были получены следующие результаты:

- по шкале I: s "1е - высокое" - индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет продолжать поиск социальных контактов - 36,8%; s "1е - низкое" - индивид не чувствует себя комфортно среди людей и будет иметь склонность избегать социальных контактов - 15,9%; s "^ - низкое" - индивид предпочитает небольшое количество контактов

- 7,2%; s "^ - высокое" - индивид имеет сильную потребность быть принятым в эталонную группу и испытывает потребность в причастности к деятельности группового большинства - 42%.

- по шкале С: s "Се - высокое" - индивид берет на себя ответственность, оспаривает лидерство, стремится обрести влияние в коллективе - 26,7%; s "Се - низкое" - индивид избегает самостоятельного принятия решений и взятия ответственности - 30,3%; s "Cw - высокое" - потребность в зависимости, избегает принятия самостоятельных решений - 10%.

- по шкале А: s "Aw - низкое" - индивид проявляет осторожность при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения - 24,4%; s "Ае - высокое" - индивид имеет склонность к установлению близких чувственных отношений -

43,3%; s "Ае - низкое" - индивид очень осторожен в становлении интимных отношений -32,7%.

Тест ОМО показал, что социальная адаптация в среде испытуемых, учащихся в вузах, характеризуется низким уровнем самостоятельности и растущим на протяжении семестра уровнем тревожности, который достигает своего пика в период зачетной сессии. При этом успешность адаптации взаимосвязана с особенностями планирования своей профессиональной деятельности - выше у тех лиц, которые планируют в будущем работать в сфере, связанной с получаемой специальностью.

В третью группу «послевузовского» блока вошли 21 человек в возрасте 22-28 лет, и эту группу мы охарактеризовали, как группу периода адаптации к новому образу жизни, связанному с самостоятельно выстроенной индивидуальной траекторией развития. В качестве дополнительной методики, для анализа отношений внутри первичных трудовых коллективов использовалась методика К. Томаса.

По тесту Томаса было установлено, что наибольшее количество баллов (17 из 21) в конфликтном поведении отмечается в тактике избегания, наименьшее количество баллов, видимо из-за возрастных особенностей (мало жизненного опыта), набрала тактика соперничества.

Тест Д. Марлоу и Д. Крауна серьезно уточнил интерпретацию полученных нами данных, что позволило предположить, что использование испытуемыми тактики избегания конфликта может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетным большинством (эталонной группой) образцу поведения. На первом этапе трудовой социализации у 13 - высокие показатели от 13 до 18 баллов, у 2 - 10 баллов, у 4 - 9 баллов, у 2 - 8 баллов.

Статистический коэффициент корреляции Спирмена указал на взаимосвязь между выбором стратегии конфликтного поведения (избегания) и стремлением к одобрению поведения индивида в эталонной группе.

По методике «Шкала терминальных и инструментальных ценностей» было выявлено, что для представителей «послевузовского» блока характерна специфическая структура ценностей, связанная с присущей лицам из «послевузовского» блока стремлением к обретению уверенности в себе, постоянным физическим и духовным самосовершенствованием, жизненной мудростью, здоровьем. Это факторы успешной социальной адаптации, которая имеет большое значение для людей, ведущих самостоятельную, «взрослую» жизнь.

Полученные по опроснику ОМО данные показывают, что большинству представителей «послевузовского» блока свойственно:

- шкала I: s "1е - высокое" - индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет продолжать поиск социальных контактов - 36,8%; s "1е - низкое" - индивид не чувствует себя комфортно среди людей и будет иметь склонность избегать социальных контактов - 15,9%; s "^ - низкое" - индивид предпочитает небольшое количество контактов

- 7,2%; s "^ - высокое" - индивид имеет сильную потребность быть принятым в эталонную группу и испытывает потребность в причастности к деятельности группового большинства - 42%.

- шкала С: s "Се - высокое" - индивид берет на себя ответственность, оспаривает лидерство, стремится обрести влияние в коллективе -- 26,7%; s "Се - низкое" - индивид избегает самостоятельного принятия решений и взятия ответственности - 30,3%; s "Cw - высокое" - потребность в зависимости, избегает принятия самостоятельных решений - 10%.

- шкала А: s "Aw - низкое" - индивид проявляет осторожность при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения - 24,4%; s "Ае - высокое"

- индивид имеет склонность к установлению близких чувственных отношений - 43,3%; s "Ае - низкое" - индивид очень осторожен в становлении интимных отношений - 32,7%.

Проведенный в последствие сравнительный анализ полученных данных позволяет судить, что по интегральному показателю «адаптация» группы «довузовского» блока характеризовались, как имеющие повышенные адаптивные способности, что подтверждалось наличием в этих группах испытуемых с высокими и нормальными адаптивными способностями. Так же большинство испытуемых этого блока показали высокие индексы по шкалам: доминирование, интернальность, принятие других, самопринятия, эмоциональный комфорт. Однако, на основании полученных нами данных, экспериментальные группы «довузовского» блока можно характеризовать как имеющие высокие адаптивные способности, при соответствующим норме уровне тревожности.

Можно сказать, что адаптация к учебному процессу 2/3 испытуемых «вузовского» блока сопровождается сравнительно умеренной тревожностью. 1/3 испытуемых указала на трудности в адаптации и к учебному процессу, и к условиям проживания, вследствие высокого уровня ситуативной и личностной тревожности. К третьему курсу обучения в большинстве случаев 77,9% успевающих студентов показали максимальные индексы высокой адаптированности к учебным нагрузкам и окружающей среде.

В исследовании групп «послевузовского» блока, мы обратили особое внимание на период начала трудовой социализации. Нами был изучен период появления нового молодого специалиста в первичном трудовом коллективе, оценка этим специалистом социально-психологического климата коллектива, уровня конфликтности в рамках социальной адаптации личности на стадии переходного периода «вуз - трудоустройство».

Тем не менее, исследование выявило преобладание стратегий избегания конфликта, в виду того, что нестабильность в положении молодого сотрудника заставляет последнего искать точки опоры в одобрении эталонной группы (т.е., своего рабочего коллектива). Однако, высокая мотивация на социальное одобрение имеет и обратную сторону - стимулированная им конфликтная стратегия избегания - не позволяет конструктивно разрешать конфликты.

Вероятно, подобная неконгруэнтность и связана с переживанием социальной дезадаптации личности в указанных нами выше трех переходных периодах. Данные проведенного исследования позволяют выдвинуть предположение, что адаптивная конгруэнтность является не просто устойчивым сочетанием или соприкосновением описанных выше оппозиционных аспектов на уровне микро- и макро- среды, но становится своеобразным симфизом [1] этих оппозиционных аспектов, которые являются структурными элементами процесса социальной адаптации, являющие собой значимый, постоянный, триединый процесс активного приспособления индивида к постоянно меняющимся условиям социальной среды через механизмы ассимиляции, ре-адаптации и социализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кэмпбелл, Д. Маски Бога : созидательная мифология. Т. I, кн. 2 / Д. Кэмпбелл.

- М. : АДЕ «Золотой Век», 1997. - 424 с.

2. Мороденко, Е. В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 8 (86). - С. 108-111.

3. Шабанов, Л.В. Методологические подходы к исследованию личностных аспектов социальной адаптации молодежи современном обществе / Л.В. Шабанов, И.Л. Шелехов, Е. В. Мороденко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - Вып. 2 (103). - С. 125-146.

Контактная информация: lev.shabanov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.