Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ У ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ'

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ У ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ / НАРКОМАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ У ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 379

Б.В. Иовлева, Э.Б. Карповой. В качестве методов обработки полученных эмпирических данных использовались U-критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ по методу Спирмена.

Результаты: 1. В группе женщин с МТС ГМ вследствие рака молочной железы снижены показатели ролевого функционирования и психологического компонента здоровья, а показатели общего состояния здоровья, жизненной активности, ролевого функционирования и физического компонента здоровья находятся на среднем уровне. 2. У женщин с длительностью основного заболевания более 5 лет наблюдаются более высокие показатели физического и ролевого функционирования, высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, низкий уровень социальной компетентности, открытости и большая выраженность депрессивных переживаний, склонность к повышению уровня тревожности и обсессивно-компульсивной симптоматики, высокая выраженность когнитивных искажений.

Выводы: анализ субъективной оценки качества жизни пациенток с метастатическим поражением головного мозга вследствие рака молочной железы может быть востребован как при реализации комплекса лечебных мероприятий, так и при разработке программ психологической помощи пациентам данной нозологической группы с опорой на особенности их эмоционально-личностной сферы. Литература

1. Вагайцева М.В., Чулкова В.А., Карпова Э.Б., Леоненкова С.А. Психологические исследования в онкологии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. № 3.

2. Демин Е.В. Возможности улучшения качества жизни онкологических больных // Вопросы онкологии, — 1992. — Т. 38. — № 1. — С. 84-89.

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ У ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Корнеева Т. С.

Научный руководитель: к.м.н. доцент кафедры клинической психологии Пирогов Дмитрий Геннадьевич Кафедра клинической психологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Корнеева Татьяна Сергеевна — студент 6 курса факультета клинической психологии. E-mail: kornusha.96@mail.ru

Ключевые слова: отношение к смерти; наркомания.

Актуальность: исследование субъективного отношения к смерти у потребителей психоактивных веществ поможет выявить возможности использовать отношение к смерти как внутренний ресурс в ходе реабилитационного процесса[1, 2].

Цель исследования: выявить различия в отношении к смерти у потребителей психоактивных веществ и лиц, не имеющих опыта употребления психоактивных веществ.

Материалы и методы: социально-демографическая анкета,методика диагностики склонности к различным зависимостям (Г.В. Лозовая), опросник "Страх личной смерти" (В. Флори-ан в адаптации К.А. Чистопольской, С.Н. Ениколопова),методика «Семантический дифференциал» (Ч. Осгуд), опросник «Профиль аттитюдов по отношению к смерти — переработанный» (П.Т.П. Вонг), «шкала Тревожности по поводу Смерти» (Д. Темплер), клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К.Яхин, Д.М.Менделевич).

Результаты: потребители психоактивных веществ (ПАВ) в меньшей степени склонны к избеганию мыслей и разговоров на тему смерти в попытке ослабить тревогу по этому поводу, чем лица, не имеющие опыта употребления ПАВ. Они в большей степени склонны видеть в образе смерти некое освобождение от физической или психологической боли, образ смерти рассматривается как некая альтернатива, предлагающая веру в счастливую "после-жизнь". Для потребителей ПАВ образ собственной жизни и образ собственной смерти являются нейтрально окрашенными понятиями. Для них характерно обесценивание собственной жизни, в то время как у лиц, не имеющих опыта употребления ПАВ, подобная тенденция не наблюдается.

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

Для потребителей ПАВ наиболее значимым является страх забвения, т.е. страх того, что уход человека будет воспринят безразлично, в то время как для лиц, не имеющих опыта употребления ПАВ, наиболее значимым является страх того, что собственная смерть будет болезненно воспринята близкими людьми, а семья всё ещё будет нуждаться в человеке.

Выводы: страх собственной смерти имеет разную структуру у потребителей ПАВ и лиц, не имеющих опыта употребления ПАВ. У потребителей ПАВ на первый план выходит страх забвения. В качестве способа совладания с данным страхом выступает положительное представление о смерти (смерть, как освобождение от физической или психологической боли; следующая за смертью, счастливая "послежизнь"). У лиц, не имеющих опыта употребления ПАВ, на первый план выходит страх последствий собственной смерти для близких, т.е. боязнь того, что эмоции, переживаемые близкими, будут носить болезненный характер. В качестве способа со-владания с данным страхом выступает избегание темы смерти, в частности, избегание мыслей и разговоров на эту тему. Литература

1. Баканова А.А., Горьковая И.А. Психология страха смерти: теория и практика. Монография. Издательство РГПУ им. А.И.Герцена. 2014.

2. Бутаков И.Н. Ценностные ориентации наркозависимых лиц на разных стадиях заболевания. Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области № 2 (13) Т. 3. 2016.

особенности кризиса идентичности у лиц с первым психотическим эпизодом

Круткова А. И.

Научный руководитель: к. пс.н., старший преподаватель Тагильцева Алла Викторовна Кафедра клинической психологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Круткова Александра Игоревна — студент 6 курса факультета клинической психологии. E-mail: specialforyou5@gmail.com

Ключевые слова: кризис идентичности; психоз.

Актуальность: результаты работы могут способствовать разработке новых мер помощи, поддержке лиц с психическим расстройством, предотвращению самостигматизации, оказанию специализированной помощи.

Цель исследования: изучить особенности кризиса идентичности у лиц с первым психотическим эпизодом.

Методы исследования: авторская анкета Тагильцевой А.В., Крутковой А.И.; тест «Личностная и социальная идентичность» В. Урбановича;методика изучения личностной идентичности, Л.Б. Шнейдера; методика «Психологическая диагностика отношения к болезни», Л.И. Вассер-мана, Б.В. Иовлева, Э.Б. Карповой, А.Я. Вукс; опросник «Самоотношение», В.В. Столина, С.Р. Пантилеева; опросник «Шкала базисных убеждений», Р. Янов-Бульман в адаптации М.А. Падуна, А.В. Котельниковой; методика «Смысложизненные ориентации» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева; методика «Семантический дифференциал времени», Л.И. Вассермана с соавторами; опросник «Терминальные ценности», И.Г. Сенина.

Результаты: исследованием было установлено, что лица с первым психотическим эпизодом ориентируются на поддержку извне[1, 2], на возможность общаться с близкими, способность видеть в себе сильные стороны, что говорит о положительном взгляде на будущее. Лица со стажем заболевания более ограничены в ресурсах, социально отчуждены, описывают ухудшением трудоспособности в профессиональной деятельности и ухудшение отношений с друзьями.

Выводы: для лиц с первым психотическим эпизодом в построении идентичности важную роль играют внешние ресурсы в виде поддержания отношений с окружающими людьми, тогда как для лиц с диагнозом «шизофрения, параноидная форма» со стажем заболевания от двух до пяти лет, поддержание социальных связей имеет относительно меньшее значение в построении идентичности. Для лиц со стажем заболевания большее значение приобретает сохранение

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.