Научная статья на тему 'Особенности краж автомобилей (на примере Омской и Новосибирской областей)'

Особенности краж автомобилей (на примере Омской и Новосибирской областей) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЖИ АВТОТРАНСПОРТА / ПРОТИВОУГОННЫЕ СРЕДСТВА / АВТОВОРЫ / РАЗУКОМПЛЕКТОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ / ДЕТАЛИ АВТОМОБИЛЯ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ / VEHICLE THEFT / ANTI-THEFT TOOLS / CAR THIEVES / DISMANTLING A CAR / CAR PARTS / CAR LEGALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимко Светлана Александровна, Подшивалов Александр Петрович, Марков Роман Витальевич

В статье на основе проведенного исследования обобщаются эмпирические данные и дается характеристика региональных криминологических особенностей краж автомобилей. По мнению авторов, специфика способа завладения и последующего сбыта автомобиля предопределяется его маркой и стоимостью. В связи с этим предлагается классифицировать автомобили по их стоимостной категории: дорогостоящие, средней и малой стоимости. Исходя из этого критерия, рассматриваются действия по подготовке к преступлению, место и время совершения краж автомобилей, способы их реализации. На основе судебной практики описываются способы совершения преступлений группой лиц по предварительному сговору и ворами-одиночками, а также особенности сбыта похищенного. Приводятся примеры легализации украденных автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимко Светлана Александровна, Подшивалов Александр Петрович, Марков Роман Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Grand Theft Auto (On the Example of Omsk and Novosibirsk Regions)

The article summarizes empirical data and characterizes regional criminological features of car thefts on the basis of the conducted research. According to the Authors, the specifics of the method of acquisition and subsequent sale of the car is predetermined by its brand and value. In this regard, it is proposed to classify the cars according to their price category: expensive, medium, and low cost. Proceeding from this criterion, actions on preparation for a crime, a place and time of Commission of thefts of cars, ways of their realization are considered. On the basis of judicial practice, the methods of committing crimes by a group of persons by prior agreement and by lone thieves, as well as the features of selling stolen goods are described. Examples of legalization of stolen cars are given.

Текст научной работы на тему «Особенности краж автомобилей (на примере Омской и Новосибирской областей)»

УДК 343.9

DOI: 10.19073/2658-7602-2020-17-1-62-69

ОСОБЕННОСТИ КРАЖ АВТОМОБИЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ И НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)

ТИМКО Светлана Александровна*

И satimko@list.ru

Пр. Комарова, 7, Омск, 644092, Россия ПОДШИВАЛОВ Александр ПетровичА И podshivalov5555@inbox.ru Пр. Комарова, 7, Омск, 644092, Россия МАРКОВ Роман Витальевич* И rmarkov6@mvd.ru

Ул. Октябрьская, 78, Новосибирск, 630099, Россия

Аннотация. В статье на основе проведенного исследования обобщаются эмпирические данные и дается характеристика региональных криминологических особенностей краж автомобилей. По мнению авторов, специфика способа завладения и последующего сбыта автомобиля предопределяется его маркой и стоимостью. В связи с этим предлагается классифицировать автомобили по их стоимостной категории: дорогостоящие, средней и малой стоимости. Исходя из этого критерия, рассматриваются действия по подготовке к преступлению, место и время совершения краж автомобилей, способы их реализации. На основе судебной практики описываются способы совершения преступлений группой лиц по предварительному сговору и ворами-одиночками, а также особенности сбыта похищенного. Приводятся примеры легализации украденных автомобилей.

Ключевые слова: кражи автотранспорта, противоугонные средства, автоворы, разукомплектование автомобиля, детали автомобиля, легализация автомобиля.

Peculiarities of Grand Theft Auto (On the Example of Omsk and Novosibirsk Regions)

Timko Svetlana A.**

И satimko@list.ru 7 Komarovapr., Omsk, 644092, Russia Podshivalov Aleksandr P.AA И podshivalov5555@inbox.ru 7 Komarova pr., Omsk, 644092, Russia Markov Roman V.TT И rmarkov6@mvd.ru

78 Oktyabrskaya st., Novosibirsk, 630099, Russia

Abstract. The article summarizes empirical data and characterizes regional criminological features of car thefts on the basis of the conducted research. According to the Authors, the specifics of the method of acquisition

* Доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент. А Доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, кандидат

юридических наук.

* Старший оперуполномоченный УУР Главного управления МВД России по Новосибирской области.

** Docent of the Department of Criminology, Psychology and Pedagogy at Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Legal Sciences, Docent.

AA Docent of the Department of Operational Investigative Activities at Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Legal Sciences.

** Senior operational officer of the Criminal Investigation Department of the head-office of the Ministry of the Interior of Russia in Novosibirsk Region.

and subsequent sale of the car is predetermined by its brand and value. In this regard, it is proposed to classify the cars according to their price category: expensive, medium, and low cost. Proceeding from this criterion, actions on preparation for a crime, a place and time of Commission of thefts of cars, ways of their realization are considered. On the basis ofjudicial practice, the methods of committing crimes by a group ofpersons by prior agreement and by lone thieves, as well as the features of selling stolen goods are described. Examples of legalization of stolen cars are given.

Keywords: vehicle theft, anti-theft tools, car thieves, dismantling a car, car parts, car legalization.

Целью криминологической науки является разработка мер предупреждения преступности в целом, групп и видов преступлений, а также отдельных преступных деяний. Эффективность этих мер будет зависеть от того, насколько качественно проанализированы криминологические особенности уже совершенных преступных деяний (время, место, способ, используемые злоумышленником орудия, виктим-ность в поведении жертвы и т. д.). Рассмотрим криминологические особенности краж автомобилей на территории Омской и Новосибирской областей, которые необходимо учитывать полиции при предупреждении (а, возможно, и раскрытии) указанных деяний.

Проблема краж транспортных средств, в первую очередь автомобилей, характеризуется актуальностью и необходимостью перманентного анализа, несмотря на отрицательную динамику этих преступлений в последние годы. Действительно, статистика свидетельствует о неуклонной тенденции сокращения количества зарегистрированных краж транспортных средств в России в течение последних пяти лет (рис. 1).

60000

50000

40000

30000

20000

10000

50175

44566

34848

29331

U j □ 1

23712

а

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Рис. 1. Количество зарегистрированных в России краж транспортных средств в 2014-2018 гг.

С 2014 по 2018 гг. их число уменьшилось более чем вдвое. Причем налицо снижение не только абсолютных показателей, но и удельного веса этих преступлений в общей массе российской преступности - с 2,29 % в 2014 г. до 1,19 % в 2018 г. (рис. 2). Аналогичная динамика свойственна и Омской, и Новосибирской областям.

2,5

1,5

0,5

2,29

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Рис. 2. Удельный вес зарегистрированных в России краж транспортных средств в общем числе зарегистрированных преступлений в 2014-2018 гг., %

Тем не менее на фоне ежегодного увеличения количества автотранспорта на российских дорогах1 наблюдается неблагоприятная качественная трансформация «автопреступности», выражающаяся в совершенствовании технических средств и появлении новых способов завладения автомобилями, доступности приспособлений для незаконного завладения автомобилем, разветвленных коррупционных связях в государственных структурах, росте криминальных межрегиональных и международных связей. Как верно отмечает В. А. Андрухов, высокие преступные доходы при минимальном риске и затратах, возможность легализации похищенных авто, сбыта их узлов, агрегатов и запасных

1 По данным исследований, количество легковых автомобилей на российских дорогах за последние десять лет увеличилось на 50 % (См., напр.: Российский автопарк за 10 лет увеличился в полтора раза. URL: https://www.kolesa.ru/news/ros-sijskij-avtopark-za-10-let-uvelichilsya-v-poltora-raza ; Статистика угонов за 2018 год по России. URL: https://www.ugona. net/article/statistika-ugonov-za-2018-god-po-rossii-371 .html).

частей обеспечивают постоянный криминальный интерес к рассматриваемому виду деяний [2, с. 16]. С сожалением приходится констатировать и невысокую раскрываемость краж транспортных средств. Так, по данным ГИАЦ МВД России, последние пять лет раскрывается в среднем лишь 23,3 % таких преступлений (минимально в 2014 г. - 20,9 %, максимально в 2018 г. - 25,6 %)2. При этом в Новосибирской области раскрываемость ниже, чем в среднем по России (21 %). В Омской области ситуация существенно лучше: этот показатель составляет около 50%3. С криминологической точки зрения, это весьма тревожный факт. Каждое нераскрытое преступление обостряет чувство безнаказанности у виновного, подталкивая к дальнейшей противоправной деятельности, а также негативным образом сказывается на чувстве криминальной защищенности населения, формирует негативное отношение к правоохранительным органам, прежде всего к полиции. Кроме того, как справедливо замечает А. В. Рязанцев, автотранспорт имеет статус ценного имущества [4, с. 111], утрата которого причиняет потерпевшему значительный материальный и моральный ущерб.

Прежде чем перейти к характеристике рассматриваемых противоправных деяний, необходимо отметить, что законодательного определения термина «автотранспорт» не существует. В нормативных правовых актах представлено лишь понятие «транспортное средство», которое определяется как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем4. Перечень транспортных средств достаточно объемен (автомобили, тракторы, автобусы, снегоходы, прицепы, мотоциклы, мопеды, лодки и пр.). Но не все они в равной степени попадают в сферу криминального интереса. В рамках статьи мы рассмотрим особенности краж автомобилей - наиболее распространенного предмета преступного посягательства среди транспортных средств, влекущих, как указывалось выше, значительный материальный ущерб для владельца.

Целью кражи автомобиля является обогащение, но часто не прямое (приобретение авто в личное владение и распоряжение), а опосредованное (путем продажи и получения за него вознаграждения от третьих лиц). Поэтому следующим шагом после завладения, является сбыт автомобиля целиком либо по частям.

Нужно заметить, что большая часть автотранспортных средств в исследуемых регионах похищается для последующего разукомплектования и реализации запасных частей. Этому способствует повышенный потребительский спрос на конкретные марки и модели автомашин. Так, у сибиряков наиболее востребованными являются японские автомобили (Toyota Corolla, Toyota Camry, Toyota RAV4, Honda CR-V, Toyota Corona) - 66 % всех краж автомобилей. Однако все сильнее проявляется тенденция увеличения числа иностранных автомобилей, произведенных на территории России: Ford Focus, Chevrolet Niva, Hyundai Solaris, KIA Rio5, а также различных моделей отечественной марки LADA.

Менее распространены кражи в целях последующей продажи автомобиля. Для таких преступлений характерно поступление заказа на определенную модель, реже - получение выкупа за возврат транспортного средства.

Анализ различных информационных ресурсов свидетельствует о том, что устремления преступников в различных субъектах Российской Федерации неодинаковы. Они обусловлены географическим положением региона, его инфраструктурой, социально-экономическим развитием, демографической характеристикой, конъюнктурой авторынка и прочими факторами.

Тем не менее специфика способа завладения и последующего сбыта автомобиля предопределяется прежде всего его маркой и стоимостью. Исходя из этого рассмотрим особенности механизма совершения краж автомобилей.

Кражи дорогостоящих автомобилей, как правило, совершают лица, имеющие криминальный опыт, в составе организованных преступных групп. Такой автомобиль подбирается «под заказ», вплоть до модели, цвета, года

2 Состояние преступности. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762

3 Справедливости ради, следует упомянуть, что Новосибирский регион более «насыщен» автомобилями, чем Омский: в 2017 г. число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения в Новосибирской области составило 328,2, в Омской - 272,8 (Число собственных легковых автомобилей по субъектам Российской Федерации (на 1000 человек населения). URL: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/business/).

4 Пункт 11 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Доступ из СПС «КонсультантПлюс»).

5 Автопарк сервисного периода. URL: http://automediapro.ru/avtopark-servisnogo-perioda/

выпуска, технического состояния; а в ряде случаев - имеющихся у заказчика документов на ранее утраченный по каким-либо причинам автомобиль.

37 % опрошенных сотрудников уголовного розыска6 отмечают, что такому деянию, как правило, предшествует тщательная подготовка, в ходе которой собирается информация о владельце автомобиля (пол, возраст, привычки, род занятий, режим рабочего времени и отдыха), о месте и условиях хранения либо парковки автомобиля и окружающей обстановке, противоугонных средствах; отрабатываются маршруты будущего перегона автомобиля к месту «отстоя»; готовятся сканеры автомобильной сигнализации, генераторы помех7, устройства для взлома замка зажигания и пр.

Однако для рассматриваемых регионов столь сложные схемы криминальной разведки не свойственны. Чаще всего подготовка сводится лишь к поиску подходящего автомобиля, места его последующего «отстоя», а также технических средств для проникновения в автомобиль и запуска двигателя.

В основном предметом посягательства в этом сегменте становятся такие автомобили, как Toyota Corolla, Toyota Camry, Toyota RAV4, Toyota Land Cruiser, Toyota Land Cruiser Prado, Lexus (рис. 3).

Рис. 3. Основные марки украденных автомобилей премиум класса в 2018 г. в Омской и Новосибирской областях (среднее значение), %

Выявлена характерная особенность для всех названых выше марок и моделей - автомобили черного цвета обладают большей виктимностью.

Среди Toyota Land Cruiser Prado, Toyota Land Cruiser и Toyota Camry почти половина похищенных автомобилей - черные, Toyota RAV4 -каждый третий, Toyota Corolla - каждый пятый.

В ходе реализации преступного намерения автоворы используют приемы и орудия, не повреждающие автомобиль и не портящие его товарный вид. Злоумышленники сканируют код охранной системы, проникают в автомобиль, отключают сигнализацию, систему оповещения владельца, систему определения местоположения транспортного средства.

8 из 10 таких автомобилей похищается с неохраняемых парковочных мест, расположенных во дворах жилых домов, в темное время суток. В половине случаев - в середине недели.

После этого автомобиль со своими государственными регистрационными знаками с заранее подготовленными поддельными документами или с установленными дубликатами регистрационных знаков от сходного по модели и цвету автомобиля транспортируется к месту «отстоя» либо месту внесения изменений в идентификационные номера агрегатов. Если регион расположен близко к границе другого государства, то автомобиль может перемещаться непосредственно на его территорию. Востребованы украденные у россиян автомобили в Кыргызстане, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане. В последние годы, как отмечают сотрудники уголовного розыска, отельные дорогостоящие автомобили перегоняются в Республику Дагестан. Для Новосибирской и Омской областей наиболее проблемным, в силу географической близости, является казахский и кыргызский регионы.

Поддельные документы преступники изготавливают путем внесения изменений в оригинальные (возможно, ранее похищенные, специально приобретенные, найденные), реже - путем приобретения в ГИБДД чистых бланков и самостоятельного внесения данных на похищенные автомобили.

В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, например, при отказе «заказчика», дорогостоящие автомобили подлежат разукомплектованию. В некоторых случаях автомобили возвращаются потерпевшему через третьих лиц за определенное денежное вознаграждение.

6 Было опрошено 77 сотрудников уголовного розыска из 28 регионов, проходивших обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в 2017-2019 гг. на факультете заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации Омской академии МВД России.

7 Причем, если 5-10 лет назад стоимость таких электронных устройств была сопоставима с ценой приличной иномарки [3, с. 98], то сейчас затраты злоумышленника на приобретение код-граббера, генератора радиопомех, радиоретранслятора команд управления и пр. технических средств могут составлять от 10 тыс. рублей.

К совершению подобных преступлений организатором могут быть привлечены несколько преступных групп (в том числе и межрегиональных) либо отдельных лиц. Для обеспечения конспирации участников преступных групп между собой не знакомят. Так, одна группа подбирает автомобиль для кражи, другая осуществляет завладение им, третья занимается документами и изменением заводских номеров агрегатов, четвертая - реализацией похищенного автотранспортного средства. В виду большой стоимости автомобиля каждый из членов криминальной цепочки имеет свой гонорар.

Проиллюстрируем вышесказанное следующим примером. Т. приобрел у Р. устройство для считывания кодов сигнализации, заручившись согласием последнего приобретать похищенные автомобили. Для этого Т. организовал преступную группу, в которую привлек троих своих знакомых. Злоумышленниками было похищено пять автомобилей стоимостью около 1 млн рублей каждый (Lexus, Toyota RAV4, Nissan Juke) преимущественно с парковок Омских торговых центров. После завладения автомобилем преступники отгоняли его в расположенный неподалеку двор, снимали и выбрасывали государственные регистрационные номера. Т. звонил Р., тот говорил, устраивает ли его данный автомобиль, затем Р. передавал техпаспорт на него и транзитные номера Республики Казахстан. Через несколько дней после кражи автомобиль перегонялся в Казахстан. На таможенном посту вопросов к документам на автомобиль или самому автомобилю не возникало. После это Р. расплачивался и уезжал8.

Выявленные особенности механизма совершения краж дорогостоящего автотранспорта свидетельствуют о том, что эффективность предупреждения таких деяний зависит от профессионализма сотрудников уголовного розыска ОВД: умения своевременно выявить преступные группировки, специализирующиеся на совершении данных преступлений, факты приготовления к краже, места отстоя и разукомплектования похищенного автотранспорта, установить коррупционные связи автоворов в правоохранительных органах.

По мнению аналитиков, в Сибирском федеральном округе традиционно велик рынок

автомобилей с пробегом, он превышает в несколько раз рынок новых автомобилей: на один новый автомобиль из автосалона приходится десять подержанных автомобилей, перешедших из рук в руки9. Как справедливо указывают автоэксперты10, иномарки японского производства по комфорту и надежности существенно превосходят не только российские автомобили, но и иномарки, собираемые на территории нашей страны. Потребность в запчастях обусловливает интерес автоворов к таким машинам. В связи с этим большую распространенность имеют посягательства на автомобили средней ценовой категории. Обычно совершаются подобные деяния в составе преступной группы, участники которой ранее судимы и знакомы между собой. Наличие «заказа» автомобиля для данной ситуации несвойственно. Злоумышленники через объявления о продаже автомобилей на различных интернет-сайтах собирают информацию о наиболее востребованных автомобилях в регионе. Так же, как и в первом случае, но уже в меньшей степени, осуществляют подготовительные действия, связанные с поиском нужного автомобиля, сбором информации о его владельце, месте хранения либо парковки транспортного средства. Способ проникновения в салон автомобиля здесь аналогичен описанному выше для дорогостоящих авто. Однако для запуска двигателя злоумышленники чаще прибегают к использованию универсальных ключей из твердосплавного металла для слома внутренней структуры замка зажигания либо подбору ключей к замку зажигания, а иногда и тривиальному скручиванию проводов зажигания.

Похищаются такие авто, как правило, с придомовых территорий, улиц, обочин дорог, с парковок, находящихся возле больших магазинов, торговых центров, возле предприятий, учреждений, организаций (78 %), реже - из гаражей - 12 %, СТО - 4 %, со стоянок - 3 %, иных мест - 3 %.

Более половины (56 %) краж автомобилей средней ценовой категории, в отличие от дорогостоящих, совершается с 18 часов до 6 часов утра. Часто в середине недели (67 %).

После кражи автомобиль, предназначенный для последующей продажи целиком, помещается в место «отстоя», расположенное, как правило,

8 Приговор Киров. район. суда г. Омска № 1-440/2014 1-440Y2014 от 2 сент. 2014 г. URL: https://sudact.ru/regular/doc/ lp0irW7uZJw/?regular

9 Автопарк сервисного периода ...

10 Какого года автомобиль лучше купить. URL: https://avtocod.ru/kakogo-goda-avtomobil-luchshe-kupit

недалеко (в том же городском округе) от места завладения автотранспортным средством. Оно подыскивается заранее. Для этого используются арендуемые или личные гаражи преступников (50 %), дворы частных домовладений (20 %); автостоянки организаций, предприятий (15 %); лесные массивы (7 %).

В последующем данный автомобиль после изменения номерных агрегатов продается по поддельным документам, реже - используется преступниками в личных целях.

В последнее время распространены случаи, когда преступники приобретают автомобиль, находящийся в аварийном состоянии, за бесценок в целях последующего совершения кражи аналогичного автомобиля и его легализации. Например, жители г. Новосибирска А. и Д. разместили на интернет-сайте объявление о покупке автомобиля, находящегося в аварийном состоянии, на запчасти. На объявление откликнулся владелец автомобиля Toyota Corolla Runx 2001 года выпуска, не подлежащего восстановлению и ремонту. А. и Д. передали владельцу денежные средства в сумме 75 000 рублей, получив автомобиль и документы на него (паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации). В последующем злоумышленники подыскали аналогичный оставленный без присмотра автомобиль Toyota Corolla Runx. А. при помощи заранее приготовленного специального электронного устройства, предназначенного для сканирования кодов автомобильных охранных сигнализаций, отключил охранную сигнализацию, разблокировав дверные замки, и запустил двигатель при помощи специального приспособления.

После этого, в заранее арендованном гараже А. вырезал в моторном отсеке украденного автомобиля участок щита с маркировочным обозначением кузова и установил участок щита с маркировочным обозначением кузова приобретенного аварийного авто, замаскировал швы. Затем демонтировал табличку завода-изготовителя с маркировочным обозначением кузова и установил на ее место табличку завода-изготовителя кузова аварийного автомобиля, заменил государственные регистрационные знаки. Впоследствии данный автомобиль был использован преступниками для совершения краж транспортных средств11.

Существует и другой способ легализации, когда злоумышленники не перебивают и не пере-

варивают локально VIN-номера на украденных автомобилях, а устанавливают полностью агрегат или деталь со специально приобретенного для этого аварийного автомобиля.

Автомобили средней ценовой категории нередко похищаются для разукомплектования и последующей продажи по запчастям. Такую особенность Р. Э. Адамян связывает с тем, что, во-первых, продажа ворованных запчастей без специальной маркировки практически полностью исключает возможность наступления ответственности для похитителей. Во-вторых, современные производители автомобильного транспорта стараются зарабатывать не на продаже автомобилей, поскольку конкуренция на рынке растет с каждым днем, а на их техническом обслуживании [1, с. 25]. «Отстой» таких авто сводится к минимуму, злоумышленники в кратчайшие сроки стремятся демонтировать детали и агрегаты и продать их на авторазборах, через интернет-сайты или автомобильные магазины. Иногда такие запчасти используются ими на своих автомобилях. Обычно завладение автомобилем, его разбор и реализация запчастей осуществляется в одном регионе.

Следует указать, что при совершении краж автомобилей как дорогих, так и средней ценовой категории, встречаются факты обращения виновного после завладения транспортным средством к потерпевшему с предложением о возврате транспортного средства за вознаграждение через третьих лиц (обычно это 25-30 % стоимости автомобиля). Похититель с владельцем договариваются о сумме, обстоятельствах сделки, определяют посредника, который получит деньги. После передачи денежных средств автомобиль перегоняют из отстойника в оговоренное место. В таких случаях действия могут быть квалифицированы по совокупности преступлений как хищение транспортного средства и как вымогательство вознаграждения (деяние, предусмотренное ст. 163 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)). Если же после получения вознаграждения преступники не вернут автомобиль, их действия могут быть квалифицированы как мошенничество (ст. 159 УК РФ) [4, с. 111]. Так, житель г. Омска С. с помощью код-граббера украл автомобиль Mazda Axela стоимостью 350 000 рублей и продал его на авторазборе за 70 000 рублей. После

11 Уголовное дело № 1-9/2018. URL: http://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/32976740/extended

этого в интернете увидел объявление о том, что потерпевшая разыскивает похищенный им автомобиль. Он написал ей сообщение, что может помочь в отыскании автомобиля, указав, где тот находится, за вознаграждение в размере 70 000 рублей, т. е. С. обманул потерпевшую, предлагая возвратить ее автомобиль, который он уже реализовал12.

Криминологические особенности посягательств на автомобили средней ценовой категории свидетельствуют, что для предупреждения таких преступлений важна деятельность наружных служб полиции. Присутствие на криминогенных участках сотрудников патрульно-постовой службы, ГИБДД, размещение автомобилей частных охранных организаций в вечернее и ночное время будет способствовать предупреждению преступных намерений. Не менее важны беседы участковых уполномоченных полиции с руководителями учреждений, организаций, председателями ТСЖ, управляющих компаний на предмет установления камер видеонаблюдения на прилегающей территории.

Отдельную категорию краж автотранспортных средств составляют посягательства на автомобили малой стоимости. Хищений таких автомобилей относительно немного, однако для их владельцев такая утрата является весьма существенным ущербом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такие преступления совершаются чаще всего ситуативно, как правило, неквалифицированными автоворами. Злоумышленник нередко действует в одиночку. Способствует этому виктим-ное поведение потерпевшего, выражающееся в пренебрежении установкой охранной сигнализации на автомобиль, оставлении ключей в салоне автомобиля, а часто и заведенного автомобиля без присмотра.

Две трети краж бюджетных автомобилей совершается из дворов жилых домов в раннее утреннее и в вечернее время. Наибольшей криминальной активностью характеризуются выходные и праздничные дни.

Проникновение в автомобиль злоумышленник осуществляет свободным доступом; с использованием металлической линейки или крючка, просовываемых между стеклом и стенкой двери автомобиля; отжимом или удалением

стекол; проворотом замка двери. Автомобиль заводится путем скручивания проводов замка зажигания напрямую либо ключом, оставленным водителем в замке зажигания. Иллюстрацией может послужить преступление, совершенное И. Он намеревался похитить автомобиль, но конкретную машину не искал. Около 3 ч. 30 мин. во дворе дома на парковке напротив подъезда увидел автомобиль ВАЗ 21074. Автомобиль закрывался на центральный замок, сигнализации не имел; на нем в последнее время никто не передвигался, поскольку истек срок страховки. Владелец за автомобилем не наблюдал, так как окна квартиры выходят на другую сторону. И. дернул за переднюю левую ручку двери, и она оказалась открыта, сел на водительское сидение и, сломав пластиковую часть в районе замка зажигания, при помощи соединения проводов замка зажигания запустил двигатель и выехал из двора13.

Похищенные авто используются в личных целях для совершения других преступлений, продаются в отдаленные местности, сдаются на авторазборы и в пункты приема лома металлов. Например, автомобиль ИЖ-271501401 1994 года выпуска находился во дворе дома без государственных регистрационных номеров. На кузове автомобиля присутствовали механические повреждения. Владелец намеревался сдать его на утилизацию. Ранее судимый за кражи житель г. Омска Л. в утреннее время, проходя мимо автомобиля, решил похитить его. С этой целью обратился в службу эвакуации. Прибывший эвакуатор загрузил автомобиль и отвез в указанный Л. пункт приема металла. Там Л. продал автомобиль без оформления каких-либо документов за 4500 рублей14.

Способствующее поведение жертвы в механизме преступного деяния говорит о том, что акцент в профилактике краж автомобилей малой стоимости должен быть смещен в сторону потенциальной жертвы. Особенно нужно отметить роль участкового уполномоченного полиции, который в рамках профилактического обхода обслуживаемого административного участка и бесед с гражданами должен обращать внимание на автомобили с указанными признаками, акцентировать внимание на недопустимости беспечного отношения к автотранспорту.

12 Уголовное дело № 1-247/2017. URL: https://bsr.sudrf.ru/bigs/showDocument

13 Приговор Киров. район. суда г. Омска № 1-434/2018 от 12 июля 2018 г. по делу № 1-434/2018. URL: https://sudact.ru/ regular/doc/

14 Уголовное дело № 1-7/2018. URL: https://sudact.ru/regular/doc/I40SkBbmSuVP/

Указанные особенности совершения краж автотранспорта свидетельствуют, что в рамках предупредительной работы приоритетным направлением следует считать виктимологиче-скую профилактику. Важно убедить автовладельцев в необходимости более внимательного отношения к обеспечению безопасности своей собственности, целесообразности оснащения придомовой территории камерами видеонаблюдения, ограждением. Весьма значимая предупредительная роль отводится и оперативно-розыскной профилактике, в рамках которой следует выявлять лиц, приобретающих устрой-

ства для считывания кодов сигнализаций, осуществляющих разукомплектование автотранспортных средств, сбыт похищенных деталей, а также участников преступных группировок, перемещающих похищенные автомобили в другие регионы.

Знание особенностей совершения краж автотранспорта является одной из важных предпосылок для организации эффективной работы по их предупреждению и раскрытию. Кроме того, эти сведения востребованы при теоретической разработке рекомендаций по противодействию кражам автотранспорта.

Список литературы

1. Адамян Р. Э. Проблемные аспекты определения признаков тайного хищения автотранспорта в мегаполисе // Российский следователь. 2016. № 9. С. 25-30.

2. Андрухов В. А. Профилактика, выявление и раскрытие преступлений, связанных с кражами, угонами и легализацией транспортных средств, сотрудниками подразделений ГИБДД в Краснодарском крае // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2011. № 4 (14). С. 16-19.

3. Плодовский Ю. В., Галушкин А. А. Кража автомобилей - традиционное профессиональное преступление // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Юридические науки. 2013. № 3. С. 95-101.

4. Рязанцев А. В. Проблемные вопросы уголовно-правовой характеристики угона и кражи автотранспортных средств // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 7. С. 109-111.

References

1. Adamyan R. E. Problemnye aspekty opredeleniya priznakov tainogo khishcheniya avtotransporta v megapolise [Problem Aspects of Definition of Attributes of the Covert Motor Transport Theft in a Megacity]. Rossiiskii sledovatel' - Russian Investigator, 2016, no. 9, pp. 25-30.

2. Andruhov V. A. Profilaktika, vyyavlenie i raskrytie prestuplenii, svyazannykh s krazhami, ugonami i legalizatsiei transportnykh sredstv, sotrudnikami podrazdelenii GIBDD v Krasnodarskom krae [Preventive Maintenance, Revealing and Disclosing of the Crimes Connected with Thefts, Stealings and Legalization of Autotransport Gibdd Vehicles, Employees of Divisions of Traffic Police in the Krasnodar Territory]. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii - Bulletin ofKrasnodar University of Russian MIA, 2011, no. 4 (14), pp. 16-19.

3. Plodovskiy Yu. V., Galushkin A. A. Krazha avtomobilei - traditsionnoe professional'noe prestuplenie [Car Theft - Traditional Vocational Crime]. VestnikRossiiskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Yuridicheskie nauki - RUDN Journal of Law, 2013, no. 3, pp. 95-101.

4. Ryazantsev A. V. Problemnye voprosy ugolovno-pravovoi kharakteristiki ugona i krazhi avtotransportnykh sredstv [Problem Questions of Criminal Theft and Theft of the Characteristics of Vehicles]. VestnikMoskovskogo universiteta MVD Rossii, 2012, no. 7, pp. 109-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.