Научная статья на тему 'Криминологическая характеристика краж автотранспорта'

Криминологическая характеристика краж автотранспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1823
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЖА АВТОМОБИЛЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УГОНА И ПОХИЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / CAR THEFT / THE PREVENTION OF STEALING AND ABDUCTION OF CARS / CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киреев Михаил Павлович, Бойко Анна Сергеевна

В статье рассматривается проблема предупреждения краж автотранспорта в регионе, граничащем со странами ЕС. Автор вносит предложения по изменению уголовной политики по предотвращению краж автотранспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The criminological characteristic of thefts of motor transport

In article considered a problem of the prevention of thefts of motor transport in the region adjoining on the EU countries. The author makes offers on change of a criminal policy on prevention of thefts of motor transport.

Текст научной работы на тему «Криминологическая характеристика краж автотранспорта»

6.3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРАЖ АВТОТРАНСПОРТА

Киреев Михаил Павлович, д.ю.н., профессор. Место работы: Академия управления МВД России.

Бойко Анна Сергеевна, соискатель. Место учебы: Академия управления МВД России.

Аннотация: В статье рассматривается проблема предупреждения краж автотранспорта в регионе, граничащем со странами ЕС. Автор вносит предложения по изменению уголовной политики по предотвращению краж автотранспорта.

Ключевые слова: кража автомобиля, предупреждение угона и похищения автомобилей, криминологическая характеристика.

THE CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTIC OF THEFTS OF MOTOR TRANSPORT

Kireev Mikhail Pavlovich, Dr of law, professor. Place of employment: Management academy of MIA Russia.

Bojko Anna Sergeevna, competitor. Place of study: Management academy of MIA Russia.

Annotation: In article considered a problem of the prevention of thefts of motor transport in the region adjoining on the EU countries. The author makes offers on change of a criminal policy on prevention of thefts of motor transport.

Keywords: car theft, the prevention of stealing and abduction of cars, criminological characteristic.

Действующий УК РФ предусматривает несколько видов уголовной ответственности за незаконное изъятие транспортного средства из собственности владельца. К основным составам относят кражи (предусмотренные ст. 158 УК РФ) и неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения (угон), предусмотренный ст. 166 УК РФ.

В основе разграничения составов лежит цель преступления - желало ли лицо похитить автотранспорт, то есть обратить в свою пользу, или нет. Кража отграничивается от неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения по признакам, которые не присущи последнему полностью или частично.

Статистические данные показывают, что исследуемый вид преступности в общей структуре уголовных деяний на территории Псковской области занимает относительно небольшую долю, в среднем 1,7% (по России - 1,2%).

Можно отметить, что изучение динамики совершенных преступлений свидетельствует о некотором снижении числа зарегистрированных краж автотранспорта. Возможно, отчасти это обусловлено повышением уровня защищенности автотранспорта, усовершенствованием технических средств и систем сигнализации. Так, в 2009 году было зафиксировано 172 случая краж автотранспорта (для сравнения в 2005 г. -280 фактов).

Кроме того, криминологические особенности развития данного вида преступности в Псковском регионе во многом определяются его приграничным положением, а также близостью с городскими мегаполисами Москвой и Санкт-Петербургом. Проходящие через территорию области дорожные пути являются наиболее приемлемыми для транзита похищенного автотранспорта и его сбыта в городах Москве и Санкт-Петербурге.

Абсолютно большинство краж автотранспорта совершаются на территории областного центра и в г.Великие Луки. Данные показывают, что в среднем около 57% краж автотранспорта приходится на г.Псков, и около 17% - Великие Луки.

Давая характеристику хищения транспортных средств на территории Псковской области, хочется сразу отметить, что количество открытых хищений автомобилей весьма незначительно. Так, за 2009 год, не было зафиксировано ни одного случая открытого хищения автотранспорта.

В большинстве случаев преступники, специализирующиеся на кражах автотранспортных средств, похищают их, ориентируясь на спрос или предложения сбытчиков краденного транспорта.

Количественные показатели наиболее распространенных моделей автомобилей, ставших предметом преступного посягательства, во многом зависят от структуры автомобильного парка. Стоит отметить, что на территории Северо-Западного региона наибольшим приоритетом пользуются автомобили отечественного и западного. Здесь лидерами являются отечественные автомашины ВАЗ и немецкие автомобили. Динамика похищения автотранспортных средств сильно меняется в течение нескольких лет, что, безусловно, связано с потребностями «черного» рынка.

В последние годы участились факты краж дорогих, так называемых «люксовых», моделей. Стали заметны приоритеты при краже автотранспорта под заказ. В 2008 году, в Псковской области был зафиксирован резкий рост краж автомобилей марки Мицубиси Лан-сер. Все факты краж остались нераскрытыми, и только 2 машины были обнаружены в других областях с измененными идентификационными номерами.

ВАЗ

Ауди

Фольксваген

Мерседес

2006 2007 2008 2009 2010

Как видно, наиболее привлекательными для преступников остаются модели отечественного производства, преимущественно марки ВАЗ. Из данных автомобилей на протяжении последних лет устойчивым спросом пользуются - ВАЗ-2101, ВАЗ-2106, ЗАЗ-2109 (от 5 до 12% среди всех краж автотранспорта).

Во многом, это связано с низким уровнем защищенности данных автомашин. Значительная их часть похищается для дальнейшего разукомплектования на отдельные части и сбыта их в соответствующие места реализации: авторынки, мастерские и т.д.

Среди автомобилей иностранного производства, как видно на приведенной выше диаграмме наибольшим спросом пользуется Фольксваген. Если же рассматривать похищаемые модели, то это преимущественно Фольксваген Пассат (около 38%) и Фольксваген Транспортер-4 (около 40%). На втором месте среди машин иностранного производства стоит Ауди. Анализируя динамику похищения Ауди можно отметить сле-

1'2012

Пробелы в российском законодательстве

дующие тенденции: если в 2005 году наиболее похищаемы были модели Ауди 80 и Ауди 100, то в 2009 году их потеснили более новые и более дорогие модели, такие как Ауди А4, Ауди А6, Ауди A8.

Возможно, это объясняется тем, что данные модели пользуются повышенным спросом среди автовладельцев, как относительно недорогие и в тоже время достаточно комфортабельные.

В последнее время участились факты краж автотранспорта стоимость которого превышает 1 миллион рублей. Так, появились случаи краж таких автотранспортных средств как БМВ, Лексус, Тайота Ленд Крузер и т. д.

По некоторым оценкам около 70% краж совершается с целью сбыта автотранспорта целиком, в их числе 25% - для возврата владельцу за вознаграждение. Оставшиеся 30% похищаются для дальнейшего разукомплектования, и только единицы украденных машин используются преступниками лично. Следует сразу отметить, что машины, используемые для личных нужд, зачастую используются для совершения ими другого преступления.

Так, в ноябре 2008 года на трассе Псков-Невель, было совершено разбойное нападение на автомобиль, принадлежащий «Почте России» перевозившей крупные денежные средства. Похитив деньги, преступники скрылись с места преступления на автомобиле «Фольксваген Пассат» белого цвета. Впоследствии данный автомобиль был обнаружен в поле, скрывая следы, злоумышленники подожгли его. По идентификационному номеру было установлено, что данное транспортное средство числится среди похищенных.

Анализ динамики краж автотранспорта показал, что учитывая общее увеличение количества личного автотранспорта у граждан и более активное его использование, кражи автомобилей все чаще стали совершаться и в зимнее время, в связи с чем теряется их сезонный характер. Хотя ранее, учитывая климатические особенности зимнего периода в Северо-Западном регионе, криминальная активность преступников с января по апрель проявлялась меньше, чем в остальные месяцы года.

Исследования показывают, что чаще всего автомобили похищаются в период с 0 до 4 часов (14,4%) и с 4 до 8 часов (16,7%), однако в большинстве случаев точное время хищения не установлено, так как большее количество краж совершается в ночное время, а обнаруживаются данные факты утром, в период с 6.00 до 9.00 часов. Наименьшее количество краж автотранспорта зафиксировано в период с 18.00 часов до 24.00 часа (около 7%).

Проводя анализ места хищения, можно сделать вывод, что более 60% краж совершаются во дворах домов, и около 32% - из гаражей. Данные цифры обусловлены тем, что большая часть похищенных автотранспортных средств не оборудована дополнительными средствами охраны. Факты хищения автомобилей с платных автостоянок носят единичных характер.

Характеризируя места совершения хищений можно сделать вывод о целесообразности приближения постов ГИБДД и патрульно-постовых служб в уязвимые районы. Анализируя, в частности места совершения краж в г. Пскове, можно сделать вывод, что их большее количество совершается в благополучных спальных районах.

Если рассматривать способы хищения автотранспортных средств, и в частности способы открывания

замков, то можно увидеть следующую картину: если несколько лет назад основными способами вскрытия замков были отмычки и специальные ключи, то в настоящее время замки открывают с помощью электронных считывающих устройств, так как на большинстве транспортных средств стоят электронные замки.

Анализируя лиц, совершающих данные преступления можно сделать вывод - абсолютное большинство лиц, совершающих кражи, мужчины (99%).

Согласно данным статистики, наибольшей криминальной активностью,

по данным преступлениям, обладают лица, в возрасте от 18 до 24 лет (около

46%). Велика доля несовершеннолетних участников.

Объяснение этих особенностей лежит отчасти в социальной сфере, так как преимущественно мужчины увлечены техникой и испытываю к потребность в общении с нею. Среди несовершеннолетних корыстных преступников распространен тип личности, смыслом преступного поведения которой является, прежде всего, утверждение себя на социальном или индивидуальном уровне. При этом у них присутствует и корыстный мотив, который взаимодействует с самоутвержде-1

нием .

Наибольшая криминальная активность лиц, совершающих кражи, проявляется в возрасте 16-17 лет. Следует отметить, что в настоящее время происходит омоложение этой категории преступников. В то же время растет и их «профессионализм» Так, по ряду изученных уголовных дел ими заранее были выбраны объекты посягательства, подготовлены инструменты для взлома замков.

Одной из значимых характеристик преступности вообще и преступности несовершеннолетних в частности является степень сплоченности преступной группы. Совершение преступлений группой лиц -одна из самых распространенных и устойчивых характеристик преступности несовершеннолетних. Около 70% краж происходит в составе групп и по предварительному сговору.

2/3 преступлений совершаются в группе несовершеннолетних и только 1/3 - в группе со взрослыми соучастниками. Однако анализ показал, что «взрослые» редко старше своих несовершеннолетних соучастников, разница в возрасте нередко составляет не более одного года. И инициаторами в таких группах выступают, как правило, несовершеннолетние соучастники.

Таким образом, можно сделать вывод, что для совершения краж подростки подыскивают своих сверстников. Объединение несовершеннолетних происходит, как правило, из сверстников, связанных совместным проведением досуга, либо по месту учебы или жительства.

Немаловажное значение для установления закономерностей преступной деятельности несовершеннолетних имеет изучение времени совершения преступления. Данный анализ позволяет предвидеть проявление преступности в будущем и планировать мероприятия по профилактике. Подавляющее число краж автотранспорта совершается несовершеннолетними в вечернее и ночное время.

Анализ судебной практики показывает, что 3/4 несовершеннолетних, осужденных за кражи автотранспорта, были подвергнуты мерам судебного воздействия, не связанным с лишением свободы. Следует отме-

1 Антонян Ю.М. Почему люди совершают преступления. Причины преступности. - М.2005. - С.259

тить, что большинство несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, на момент совершения хищения ранее к уголовной ответственности не привлекались. Однако после вынесения приговора, в котором наказание не связано с лишением свободы, многие из них вновь совершают аналогичное преступление. Таким образом, можно с дел вывод о недостаточной эффективности мер уголовно-правового воздействия, а также о низком качестве проводимой профилактической работы.

На момент совершения преступления в среднем около 40% всех лиц, совершающих кражи автотранспортных средств, не имеют постоянного источника доходов, около 25% ранее судимые, а около 15% - находились в состоянии алкогольного опьянения.

Если проанализировать показатели раскрываемости краж автотранспорта за последние годы, то можно наблюдать некоторое снижение показателей.

Но при более тщательном изучении можно выявить следующие тенденции: раскрываемость краж недорогих отечественных автомобилей значительно выше, чем раскрываемость дорогих иномарок.

Указанное свидетельствует о том, что как правило, хищения иномарок или новых машин отечественного производства остается нераскрытым. Что свидетельствует о более высоком уровне «профессионализма» лиц, их совершающих. Эти преступления, в основном, совершаются организованными группами, действия которых отличаются планированием, конспирацией, возможностью использования технических средств.

Хочется отметить, что лица, совершающие кражи постоянно повышают свой уровень, о чем свидетельствует такой факт, как вскрытие любой сигнализации и блокирующих устройств в течение нескольких минут.

Изучение приостановленных уголовных дел говорит о том, что зачастую выясняются не все обстоятельства хищения. Так, лицами, следственно-оперативной группой при выезде на осмотр места происшествия не приглашается эксперт. Протоколы осмотров, в основном, состоят из привязки к месту совершения преступления, с места происшествия ничего не изымается. Отработка территории практически не производится.

Анализируя допросы потерпевших, можно сделать вывод о формализме многих сотрудников правоохранительных органов. В редких случаях выясняется наличие сигнализации, марка, наличие сработок без причины. Заполняя карточки «Автопоиск» не указываются все приметы похищенного автотранспорта. Проверки рынков, станций технического обслуживания, автомагазинов на предмет сбыта деталей с похищенных автомобилей практически не проводятся.

Все указанные недостатки говорят о том, что большая часть причин и условий, способствующих совершению преступлений, сотрудниками не выявляются и, соответственно, к этим условиям не принимаются меры предупреждения.

Список литературы:

Антонян Ю.М. Почему люди совершают преступления. Причины преступности. - М.2005.

Literature list:

Antonjan J.M. Why people commit crimes. The criminality reasons. - M. 2005.

Рецензия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.